Предмет психологии личности. Подходы к изучению личности

1 Слово «личность» в английском языке происходит от слова «персона». Первоначально оно обозначало маски, которые надевали актеры во время театрального представления в древнегреческой драме. Таким образом, с самого начала в понятие «личность» был включен внешний поверхностный социальный образ, который принимает человек, когда играет определенные жизненные роли, — некая «личина», общественное лицо, обращенное к окружающим. Отсюда следует, что понятие «личность», в первую очередь, связано с социальной сущностью человека.

Слово «личность» широко используется в повседневном общении наряду с понятиями «человек», «индивид», «индивидуальность», которые, однако, не являются тождественными. Необходимо провести разграничение между ними, чтобы определить понятие «личность».

Человек — это социально-биологическое существо, воплощающее собой высшую ступень в эволюции жизни и являющееся субъектом общественно-исторической деятельности и общения.

Индивид- биологический организм, носитель общих генотипических свойств биологического вида

Таким образом, личность — это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих.

Индивидуальность — это конкретный человек, который отличается от других людей уникальным сочетанием психических, физиологических и социальных особенностей, проявляющихся в поведении, деятельности и общении.

По Платонову

Личность = Индивид + общество + деятельность.

2 Человек — это социально-биологическое существо, воплощающее собой высшую ступень в эволюции жизни и являющееся субъектом общественно-исторической деятельности и общения.

Понятие «человек» используется как предельно общее понятие для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей.

Используя это понятие, психологи подчеркивают, что человек является биологическим и социальным существом одновременно, которое своей жизнедеятельностью оказывает влияние на окружающую среду.

Основные характеристики человека:

3 стр., 1062 слов

Семинар 1 развитие личности, ведущий вид деятельности, воспитание, обучение

Тема: Развитие, воспитание, социализация личности Задачи и ситуации Для ответов используйте вспомогательный материал в папке. 1) Вы решили организовать службу помощи родителям для детей от 18 месяцев до 18 лет. В своих рекламных объявлениях вы выражаете намерение развивать у детей интеллектуальные способности. Приведите примеры видов деятельности, эффективно влияющих на развитие детей различных ...

особое строение организма;

способность к трудовой деятельности;

наличие сознания.

Человек как отдельный представитель человечества определяется понятием «индивид».

Индивид — единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех психофизических и социальных черт человечества.

Общие характеристики индивида:

целостность психофизической организации организма;

устойчивость по отношению к окружающей действительности;

активность.

Иначе, можно сказать, что индивид — это «конкретный человек» от рождения до смерти. Индивид — исходное состояние человека в филогенетическом и онтогенетическом развитии.

Личность же рассматривается как результат развития индивида, воплощение собственно человеческих качеств. Личность — это социальная сущность человека.

Определение. Личность — это конкретный человек, который является носителем сознания, способный к познанию, переживаниям, преобразованию окружающего мира и строящий определенные отношения с этим миром и с миром других личностей.

Личность рассматривается как воплощение в конкретном человеке социальных качеств, которые приобретаются в процессе деятельности и общения с другими индивидами. Личностью не рождаются, личностью становятся.

Сложнее определить понятие «индивидуальность», потому что, помимо личностных особенностей, которые выступают основными составляющими индивидуальности, в неё входят биологические, физиологические и другие особенности человека. Можно дать следующее определение индивидуальности

Индивидуальность — это конкретный человек, который отличается от других людей уникальным сочетанием психических, физиологических и социальных особенностей, проявляющихся в поведении, деятельности и общении.

С помощью понятия «индивидуальность» чаще всего подчеркивается неповторимость и уникальность каждого человека. С другой стороны, в индивидуальности мы встречает те качества личности и индивидные свойства, которые есть у всех, но имеют разную степень выраженности и образуют сочетания. Все индивидуальные качества проявляются в различных способах поведения, деятельности, общения.

3 стр., 1034 слов

Конформизм и факторы влияющих на него. Особенности поведения индивида в группах.

... этого феномена, выявление факторов, влияющих на него, а так же особенностей поведения индивида в группах. Изучение этого вопроса особенно важно, так как, ... и одиночества исследовали Фромм, Хорни; “одномерного человека” и авторитарную личность изучали Адорно, Хокхаймер; конформный социальный тип человека, порождаемый нашей цивилизацией, Рисмен определил как ...

3 Психологическая структура личности — это целостная модель, система качеств и свойств, которая полно характеризует психологические особенности личности (человека, индивида).

Элементами психологической структуры личности являются ее психологические свойства и особенности, обычно называемые «чертами личности». Их очень много. Но все это труднообозримое число свойств личности психологи пытаются условно уложить в некоторое количество подструктур. Низшим уровнем личности является биологически обусловленная подструктура, в которую входят возрастные, половые свойства психики, врожденные свойства типа нервной системы и темперамента. Следующая подструктура включает в себя индивидуальные особенности психических процессов человека, т.е. индивидуальные проявления памяти, восприятия, ощущений, мышления, способностей, зависящих как от врожденных факторов, так и от тренировки, развития, совершенствования этих качеств. Далее, уровнем личности является также ее индивидуальный социальный опыт, в который входят приобретенные человеком знания, навыки, умения и привычки. Эта подструктура формируется преимущественно в процессе обучения, имеет социальный характер. Высшим уровнем личности является ее направленность, включающая влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, взгляды, убеждения человека, его мировоззрение, особенности характера, самооценки. Подструктура направленности личности наиболее социально обусловлена, формируется под влиянием воспитания в обществе, наиболее полно отражает идеологию общности, в которую человек включен. Различие людей между собой многопланово: на каждой из подструктур имеются различия убеждений и интересов, опыта и знаний, способностей и умений, темперамента и характера. Именно поэтому непросто понять другого человека, непросто избегать несовпадений, противоречий, даже конфликтов с другими людьми. Чтобы более глубоко понять себя и других, нужны определенные психологические знания в сочетании с наблюдательностью. В психологии существуют два главных направления исследования личности: в основе первого лежит выделение в личности тех или иных черт, в основе второго — определение типов личности. Черты личности объединяют группы тесно связанных психологических признаков

2 стр., 968 слов

Особенности психического развития детей с нарушением зрения

Содержание 1. Особенности психического развития детей с нарушением зрения 2 2. Упражнения на формирование внимания 12 Литература 16 1. Особенности психического развития детей с нарушением зрения К группе лиц с нарушениями зрения относятся следующие категории. 1. Слепые дети – это дети с полным отсутствием зрительных ощущений или сохранившимся светоощущением, либо остаточным зрением (0,04 с ...

В психологии существует огромное количество моделей психологической структуры личности, которые проистекают из различных теорий о психики и личности, из разных параметров и задач.

Итак, в личности выделяются следующие психологические составляющие, или подструктуры:

самосознание;

направленность личности;

темперамент и характер;

психические процессы и состояния;

способности и задатки;

психический опыт личности.

4 Подход Платонова понимает под личностью некую биосоциальную иерархическую структуру. Выделил следующие подструктуры: направленность, опыт{знание, умение, навыки}; индивидуальные особенности различных форм отражения {ощущение, восприятие, память}, и, наконец, объединенные свойства поведения. Недостаток: общая структура личности интерпретировалась как некая совокупность ее биологических и социально обусловленных особенностей.

I исключительно социально обусловленная (направленность, отношения, моральные качества)

II опыт (знания, навыки, умение, привычки)

III Индивидуальные особенности психических процессов или психических функций. Понимаемых как формы отражения: эмоции, ощущения, мышление, восприятие, чувства, воля, память

IV биологически обусловленная подструктура (темперамент и органические патологические особенности).

В указанные подструктуры или на их взаимопроникающих стыках включаются все известные черты личности, которые и являются основными элементами ее структуры.

5 Биологическая и социальная формы движения материи «соседствуют» в эволюционной картине мира: в ходе поступательного развития материи на базе ее биологической формы возникает качественно новое явление — общество. Поэтому взаимодействие закономерностей этих уровней действительности создает сложный комплекс проблем, касающихся роли и места каждого из них в различных сферах социального. Будучи биосоциальным существом, человек испытывает на себе взаимодействие генетической и социальной программ. Носителем генетических свойств, служат молекулы ДНК, носителем же социальной программы является опыт человечества, который передается новым поколениям путем обучения и воспитания. Естественный отбор уже давно не имеет решающего значения в жизнедеятельности людей. Это обстоятельство погасило для них биологическую эволюцию в виде видообразования. Генетика свидетельствует о том, что наследственный потенциал человека неисчерпаем и может сохраняться неограниченно долгое время. В то же время социальные условия существования людей стали все больше определять их развитие и развитие общества. Человек представляет собой целостное единство биологического (организменного), психического и социального уровней, которые формируются из двух: природного и социального, наследственного и прижизненно приобретенного. При этом человеческий индивид( это не простая арифметическая сумма биологического, психического и социального, а их интегральное единство, приводящее к возникновению новой качественной ступени – человеческой личности.

11 стр., 5423 слов

Особенности ВНД человека. Развитие речи в онтогенезе и её нарушения

... специальности олигофренопедагогика Красноярск 2011 Содержание 1. Особенности высшей нервной деятельности человека . Основные характеристики речи в онтогенезе .1 Развитие фонетико-фонематической стороны речи в онтогенезе . ... необходимым условием становления и функционирования человека, в частности, его коммуникативных возможностей, лежащих в основе формирования личности. Вместе с тем различные речевые ...

6 Особенности развития личности

1) природные (или естественные) особенности в основе своей биологически обусловленные, связанные с врожденными задатками, формирующиеся на их базе, при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей);

2) специфические человеческие особенности, имеющие общественно-историческое происхождение и обеспечивающие жизнь и развитие в социальной среде (общие и специальные высшие интеллектуальные способности, в основе которых лежит пользование речью, логикой, теоретические и практические, учебные и творческие).

Специфические человеческие способности в свою очередь подразделяются на:

а) общие, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности и общения (умственные способности, развитые память и речь, точность и тонкость движений рук и т. д.), и специальные, определяющие успехи человека в отдельных видах деятельности и общения, где необходимы особого рода задатки и их развитие (способности математические, технические, литературно-лингвистические, художественно-творческие, спортивные и т. д.).

2 стр., 675 слов

Личность. Возрастные психологические особенности медсестры

АМК Реферат на тему: «Личность. Возрастные психологические особенности медсестры.» Социальная психология Выполнила: Студентка Проверила: Александров 2011 2 Содержание: 1. Введение………………………………………………………………………………………………………………….3 2. Медсестра-рутинер………………………………………………………………………………………………....4 3. Сестра – идеалистка………………………………………………………………………………………………...5 4. «Сильная» медсестра ...

Эти особенности, как правило, могут дополнять и обогащать друг друга, но каждая из них имеет собственную структуру.

б) теоретические, определяющие склонность человека к абстрактно-логическому мышлению, и практические, лежащие в основе склонности к конкретно-практическим действиям. Сочетание этих особенностей свойственно лишь разносторонне одаренным людям;

в) учебные, которые влияют на успешность педагогического воздействия, усвоение человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, и творческие, связанные с успешностью в создании произведений материальной и духовной культуры, новых идей, открытий, изобретений. Высшая степень творческих проявлений личности называется гениальностью, а высшая степень способностей личности в определенной деятельности (общении) — талантом;

г) особенности к общению, взаимодействию с людьми, а именно, речь человека как средство общения, особенности восприятия и Оценки людей, социально-психологической приспособляемости к различной обстановке, вхождения в контакт с различными людьми, расположения их к себе и т. д. Предметно-деятельностные особенности связанные со взаимодействием людей, с природой, техникой, знаковой информацией, художественными образами и т. д.

Особенности развития:

1 темперамента

2 характера

3 воли

4 Эмоций

5Мотиваций

6 Способностей

7 Психическое развитие личности.

Движущие силы психического развития это противоречия между потребностями личности внешними обстоятельствами, Между его физическими способностями духовными запросами и старыми формами деятельности между повышенными требованиями деятельности и не сформированными умениями и навыками.

Фактор психического развития: Внешние и внутренние. К внешним относиться: окружающая среда и общество, в котором развивается человек. К внутренним относиться биогенетические особенности человека и его психики.

2 стр., 786 слов

Основные невербальные проявления отдельных психологических состояний человека и характерные особенности его поведения

Невербальные индикаторы психологического состояния личности Для проницательного человека важнейшие невербальные компоненты общения — мимика, жесты и пантомима, которые, будучи в высочайшей степени информативными, способны сообщить окружающим зачастую больше, чем сказано. Основные невербальные проявления отдельных психологических состояний человека и характерные особенности его поведения ...

8 Основные направления психического развития личности

1 Познавательной и эмоционально волевой сферы личности.

2 Развитие направленности характера и способности личности

3 Развитие психической деятельности. Психическая структура деятельности включает в себя : Цель, Мотив, Способ-средство.

Деятельность = Ц+М+С

9 Основные направления и тенденции

В процессе развития формируются:

1 Способность к целеполаганию

2 Умение вырабатывать операции и способы действия

3 Умение планировать действие

4 Навыки самоконтроля и саморегуляции.

5 Умение произвольно устанавливать отношение между мотивом и целью.

Основные тенденции

1 Сознательное взаимодействие с ним.

2 Становление аналитико-синтетической деятельности и эмоционально-волевой. От непроизвольного восприятия окружающего мира до сферы

3 Переход от формы отражения реальности к абстрактно-логическому её осмыслению

4 Интеллектуализация и усложнение всех сторон жизни и деятельности личности.

5 Завершение процесса формирования личности.

3И4 основная школа. 4и5 старшая школа.

10 Понятие «„я“-концепция» родилось в 1950-е годы в русле феноменологической, гуманистической психологии, представители которой (А. Маслоу, К. Роджерс), в отличие от бихевиористов и фрейдистов, стремились к рассмотрению целостного человеческого «я» как фундаментального фактора поведения и развития личности.

„Я“- это результат выделения человека самого себя из окружающей среды позволяющие ему ощущать себя субъектом своих физических и психических состояний.

„Я“ формируется в деятельности и общении

„Я“ Оценивается „Я“ концепцией.

„Я“ концепция – это относительно устойчивое, осознанное, переживаемое как неповторимая система представлений индивида о самом себе на основе которой строиться взаимодействие с другими людьми.

„Я“ концепция – это целостный образ собственного Я выступающий как установка к самому себе и включает следующие компоненты

1 конгнетивный образ своих качеств. Способностей, социальной значимости и т.д.

2 Эмоциональный

3 оценочно волевой стремление повысить само оценку, завоевать уважение.

„Я“ концепция включает в себя:

реальное „я“ представление о себе в настоящее время

идеальное „я“ Каким субъект должен стать.

Динамическое „я“ Каким субъект намерен стать.

фантастическое „я“ Каким бы он хотел стать, если это было возможно.

В целом „Я“ концепция представляет собой самосознание личности.

11 4 уровня.

1 Чувствительный уровень (самоощущение, переживание).В результате происходит простейшая самоиндификация личности.

2 Целостно образный, личностный уровень. Самопереживание, осознание себя как деятельное начало.

3 Рефлексивный, интелектуально аналитический уровень. Это осознание личности собственных мыслительных процессов самонаблюдения, самоанализа.

4 Целостнно направленный деятельный уровень. Это синтез 3х первых уровней. В результате выполняються регулитивно поведенческие функции через формы самоконтроля, самоорганизации. Самооценки.

12 При психических заболеваний происходит нарушение самосознания. Специфические расстройства самосознания:

1 Деперсонализация, когда происходит утрата своего «Я», все происходящее в своей психике люди воспринимают как бы со стороны, как что-то внешнее или чужое;

2 расщепление ядра личности. Оно как бы раздваивается, больные жалуются на постоянное присутствие двух чуждых начал, конфликтующих между собой. Каждое из этих начал, «Я», обладало памятью, индивидуальностью, утверждало собственную жизненную целостность, но не признавало саму мысль о возможном существовании других начал;

3 нарушение телесной идентификации, когда люди жалуются, что части своего тела воспринимают как что-то от них отдельное;

4 крайние формы нарушения самосознания дереализация, когда утрачивается чувство реальности не только своего бытия, но появляются сомнения в подлинности существования всего окружающего мира

13 Сознание — высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности

Функция сознания заключается в формировании целей деятельности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, что обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека. В сознание человека включено определенное отношение к окружающей среде, к другим людям: «Мое отношение к моей среде есть мое сознание» (Маркс).

Свойства сознания

Построение отношений. Познание. Переживание.

Сознание возможно лишь в условиях существования языка, решения возникающие одновременно с сознанием в процессе труда. Эпицентром сознания является сознание собственного Я.

Функции сознания

1 отражательная функция

2. порождающая функция ( креативная функция)

3 Регулятивно — оценочная функция.

4 Рефлексивная функция ( является основной и характеризует сущность сознания).

14 Теории личности

1 Типологические теории они строят типы личности исходя из тех или иных оснований модальности, критериев( Божович, Кречмер)

2 Теория Черт Подход к личности, описывающий человека через совокупность стабильных личностных черт, определяющих поведение человека одинаковым образом в разных ситуациях.(К.Т.Л., Айзенк, Лазурский)

3 Структурная теория личности:

А) Психоаналитическая теория изучает “Человека желающего” ( Фрейд, Юнг).

Б) Конгьютивная теория она изучает “Человека думающего” ( Колли)

В) Гумманистическая теория она изучает “Человека самоактолизирующегося” ( Роджерс, Маслоу)

4 Структурная теория Платонова

I исключительно социально обусловленная (направленность, отношения, моральные качества)

II опыт (знания, навыки, умение, привычки)

III Индивидуальные особенности психических процессов или психических функций. Понимаемых как формы отражения: эмоции, ощущения, мышление, восприятие, чувства, воля, память.

IV биологически обусловленная подструктура (темперамент и органические патологические особенности).

В указанные подструктуры или на их взаимопроникающих стыках включаются все известные черты личности, которые и являются основными элементами ее структуры.

15 отечественная

1 Подход Ананьева Б. Г.

Рассматривает человека, личность в единстве четырех сторон:

1)человека как биологического вида;

2)в онтогенезе и жизненном пути человека как индивида;

3)человека как личности;

4)человека как части человечества.

2 Подход Абульхановой К. А. Представляет личность как субъект жизненного пути и субъект деятельности. В основе ее эволюции лежит развитие таких качеств, как активность (инициатива, ответственность), способность к организации времени, социальное мышление.

3 Подход ^ Леонтьева А. Н. и Петровского А. В. Согласно этому подходу, при объяснении любых психических явлений личность выступает как целостная система внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия, в силу чего в личности можно выделять компоненты разной меры общности и устойчивости.

4 Подход Мясищева В. Н. рассматривает ядро личности как систему ее отношений к внешнему миру и самому себе; эта система формируется под воздействием отражения сознанием человека окружающей действительности, являясь одной из форм этого отражения.

5 Подход военных психологов. Согласно ему личность — это конкретный человек, являющийся представителем определенного общества, определенной социальной группы, занимающийся конкретным видом деятельности, осознающий свое отношение к окружающему и наделенный определенными индивидуально-психологическими особенностями.

6 Подход Платонова К. К. Согласно ему личность имеет динамическую функциональную структуру, элементами которой являются: направленность; опыт; особенности психических процессов; ее биопсихологические свойства.

7 Подход Узнадзе Д. Н. Рассматривает личность как целостное и духовное образование; мотивы и поступки личности могут иметь и неосознанный характер. Узнадзе Д. Н. — основатель теории установки как общепсихологической концепции, раскрывающей закономерности развития и функционирования психики личности в процессе ее целенаправленной активности.

8 Подход Фельдштейна Д. И. Согласно ему, в онтогенезе личность развивается поуровнево, проходя различные этапы социальной зрелости. При этом ведущим фактором ее формирования является общественно полезная деятельность

16 Зарубежная

1 Социогенетический подход старается объяснить особенности личности исходя из структуры общества, способов социализации, взаимоотношений с окружающими людьми.

Так, согласно теории социализации, человек, будучи от рождения биологической особью, становится личностью лишь благодаря воздействию социальных условий жизни.

Другая теория в рамках этого подхода, теория научения, считает жизнь личности, ее отношения результатом подкрепляемого научения, усвоения суммы знаний и навыков (Э. Торндайк, Б. Скиннер и др.).

Теория ролей, в свою очередь, исходит из того, что общество предлагает каждому человеку набор устойчивых способов поведения (ролей), определяемых его статусом. Эти роли накладывают отпечаток на характер поведения личности, ее отношения с другими людьми (У. Доллард, К. Левин).

В итоге каждая из этих теорий объясняет социальное поведение личности исходя из замкнутых в себе свойств среды, к которой человек вынужден как-то приспосабливаться. При этом совсем не учитываются объективные, общественно-исторические условия жизни человека

2 Биогенетический подход ставит в основу развития личности биологические процессы созревания организма.

Так, С. Холл считал, что развитие личности в свернутом виде воспроизводит такие стадии развития общества, как собирательство, охота.

Другой вариант биогенетического подхода разрабатывал Э. Кречмер, выводя типы личности из особенностей телосложения человека.

Особенно ярко биологизм выступил в трактовке личности 3. Фрейдом, который считал, что все поведение личности обусловлено физиологическими, бессознательными влечениями человека.

3Психогенетический подход не отрицает значения ни биологии, ни среды, но на первый план выдвигает развитие собственно психических процессов.

В рамках этого подхода представители психодинамической ориентации объясняют поведение личности главным образом через эмоции, влечения и другие внерациональные компоненты психики (Э. Эриксон и другие).

Представители когнитивистской ориентации отдают предпочтение развитию интеллектуально-познавательной сферы психики личности (Ж. Пиаже, Д. Келли и другие).

Ученые, стоящие на позициях персонологической ориентации, акцентируют внимание на развитии личности в целом (Э. Шпрангер, А. Маслоу и другие).

[23;100-101].

17

18Гельштат-психология (англ. Gestalt psychology) — психологическое направление, существовавшее в Германии с нач. 1910-х до середины 1930-х гг. Основные представители Г.-п. (М. Вертгеймер, В. Кёлер, К. Коффка) работали, г. о., в Берлинском ун-те, поэтому Г.-п. иногда называют Берлинской школой. В Г-п. получила дальнейшую разработку проблема целостности, поставленная Австрийской школой, при решении которой Г.-п., вышла за пределы элементаристской методологии, подвергнув ее теоретической и экспериментальной критике, и создала целостный подход к изучению психики и сознания.

Философской основой Г.-п. является «критический реализм», основные положения которого родственны философским идеям Э. Геринга, Э. Махха, Э. Гуссерля и И. Мюллера. Согласно Г.-п., для человека существуют 2 отличных друг от друга «мира»: мир физический, лежащий «за» переживаниями, и мир наших переживаний (ощущений), который в Г.-п. называли в разных контекстах «объективным» или «субъективным». Последний Г.-п. рассматривала в 2 отношениях: как физиологическую реальность (процессы в мозге как отражения воздействий внешнего мира) и как психическую (феноменальную) реальность, которые связаны между собой отношениями изоморфизма (взаимно-однозначного соответствия).

Следовательно, психологические законы сводились в Г.-п. к законам физиологии мозга. Вместе с тем Г.-п. не отказывается и от изучения феноменов сознания методом феноменологического самонаблюдения. Само сознание понималось как некое динамическое целое, «поле», каждая точка которого взаимодействует со всеми остальными (по аналогии с электромагнитными полями в физике).

Единицей анализа сознания выступает гештальт как целостная образная структура, не сводимая к сумме составляющих его ощущений.

Различные формы гештальтов изучались в Г.-п. на материале восприятия кажущегося движения, формы (в т. ч. отношений «фигуры-фона»), оптико-геометрических иллюзий. Были выделены т. н. факторы восприятия, которые способствуют группировке отдельных элементов физического мира в соответствующем ему «психологическом поле» в целостные гештальты: «фактор близости», «фактор сходства», «фактор хорошего продолжения» (объединяются в гештальт те элементы изображения, которые в совокупности образуют прегнантные, наиболее простые конфигурации), «фактор общей судьбы» (объединение в 1 гештальт, напр., 3 движущихся в одном направлении точек среди множества др., движущихся в разных направлениях) и т. д. В основе принципов группировки лежит более общий закон перцептивного поля — закон прегнантности, т. е. тенденция этого поля к образованию наиболее устойчивой, простой и «экономной» конфигурации. С т. зр. Г.-п., данные законы представляют собой феноменальное выражение различных электрических процессов в головном мозге (образование токов различной направленности, «насыщение» отдельных участков мозга электрическими зарядами и т. п.).

В этом решении психофизиологической проблемы проявилась обоснованная в Г.-п. К. Гольдштейном т. зр. «антилокализационизма» (см. Локализация высших психических функций), впоследствии подвергнутая справедливой критике и отвергнутая большинством неврологов и нейропсихологов.

При разработке проблем мышления Г.-п. подвергла острой критике бихевиористские взгляды на мышление как образование «навыков» путем проб и ошибок и ввела в психологию такие понятия, как проблемная ситуация (см. Задача), инсайт, а также новый метод эмпирического исследования мышления — метод «рассуждения вслух», который уже выходил за рамки исходных феноменологических установок Г.-п. и предполагал подлинно объективное исследование процессов мышления (М. Вертгеймер, К. Дункер и др.).

Однако при объяснении «продуктивного мышления» у животных и творческого мышления у человека Г.-п. неправомерно отрицала роль активности и прошлого опыта субъекта в процессе решения творческих задач, считая возникновение такого решения результатом все тех же процессов образования «хороших гештальтов» в «здесь и теперь» складывающемся «психологическом поле».

19Бихевиоризм (с английского языка behavior — поведение) — ведущее направление в американской психологии конца XIX-XX вв., в основе которого лежит понимание поведения человека животных как совокупных двигательных и сводимых к ним вербальных и эмоциональных ответов (реакций) на воздействия внешней среды (стимулы).

Человек выступает человеком бездуховным, так как направление не интересует в полном смысле ценности и смыслы человеческого бытия. В данном направлении постулируется зависимость человека от прошлого, так бихевиористы преувеличивают роль неправильно выработанных навыков поведения в развитии личности. Идея о том, что личность деструктивна по своей сути и несовершенна, поскольку зависит от прошлого. Бихевиористы приписывают человеку роль «пассивной жертвы плохого научения».

В качестве предмета психологии в бихевиоризме фигурирует не субъективный мир человека, а объективно фиксируемые характеристики поведения, вызываемого какими-либо внешними воздействиями. При этом в качестве единицы анализа поведения постулируется связь стимула (S) и ответной реакции (R).

Все ответные реакции можно разделить на наследственные (рефлексы, физиологические реакции и элементарные эмоции) и приобретенные (привычки, мышление, речь, сложные эмоции, социальное поведение), которые образуются при связывании (обуславливании) наследственных реакций, запускаемых безусловными стимулами, с новыми (условными) стимулами. В частности, в исследованиях бихевиористов показано, что, если сочетать безусловные стимулы, вызывающие у младенца эмоцию страха (резкий звук, потеря опоры), с другими, первоначально нейтральными (например, показ белого кролика), то через некоторое время реакцию страха можно вызвать уже одним только показом белого кролика. Но в дальнейшем было показано, что само обуславливание представляет собой достаточно сложный процесс, имеющий психологическое содержание. Постепенно возникли изменения в концептуальном аппарате бихевиоризма, что заставило говорить о преобразовании его в необихевиоризм. Бихевиоризм оказал большое влияние на развитие психотерапии, методы программированного обучения.

Из этого можно выделить основной тезис бихевиоризма: психология должна изучать поведение, а не сознание, которое в принципе непосредственно не наблюдаемо; поведение же понимается, как совокупность связей «стимул — реакция». Поведение — это системные объективно наблюдаемые реакции организма на внешние раздражители. Это существенно ограничило психологические исследования — поведение было противопоставлено сознанию, реальность которого вообще была отвергнута. Для всех субъективных явлений подыскивался телесный эквивалент (например, для мышления, поскольку оно связано с речью — реакции голосовых связок).

Таким образом, поведение человека биологизировалось. Это существенно снижает ценность позитивного вклада бихевиоризма в разработку актуальных научных проблем психологии.

Согласно бихевиоризму, у человека при рождении имеется относительно небольшое число врожденных схем поведения (дыхание, глотание и так далее), над которыми надстраиваются более сложные процессы, вплоть до образования сложнейших «репертуаров поведения». Удачная реакция закрепляется и впредь имеет тенденцию к воспроизведению — «закон эффекта». Закрепление реакций подчиняется «закону управления», то есть многократные повторения одних и тех же реакций в ответ на одни и те же стимулы, в результате чего эти реакции автоматизируются.

Для объяснения того, каким образом выбирается данная реакция в ответ на данное воздействие, Торндайк выдвинул принцип «проб и ошибок», согласно которому выработка всякой новой реакции, проводится до тех пор, пока одна из них не приведет к положительному эффекту.

Основателями Джоном Уотсоном и Э. Торндайком было основано в 1910г. бихевиористическое направление. Обратимся к биографии основателя бихевиористического направления Джона Уотсона.

Джон Уотсон (9.01.1878 — 25.09.1958) — американский психолог, основатель бихевиоризма. Автор программной статьи этого направления. В противовес интроспективной психологии, предложил опираться исключительно на объективные методы, требования к которым разработаны в естественных науках. В качестве предмета психологии понимал поведение человека от рождения до самой смерти, а основной задачей считал предсказание поведения человека и контроль за ним. Поведение анализировалось с точки зрения мышечных и гормональных реакций, как непосредственно наблюдаемых, так и неявных; реакции следовало изучать в их связи с изменениями стимулов, возникающих в самом организме или во внешней среде. Конечная цель усматривалась в объяснении механизмов зависимости поведения человека от внешних факторов, а также в целенаправленном его формировании. На основе этой теории развивал методы поведенческой психотерапии.

В 1913 году Джон Уотсон объявил себя бихевиористом, и заявил о новом теоретическом направлении в психологии. «Бихевиоризм, — говорил он, — это чисто объективное, экспериментальное, естествозначимое, посвященное предсказанию и контролю поведения, направление». Сознание мысли и чувства не изучались здесь более, как объяснял он, только поведение животных, включая людей. Уотсон объяснял, что психология может быть приложена ко множеству человеческих проблем, созданные индустриализацией и быстрыми социальными переменами. Бизнесменам он обещал показать, как личность может быть приучена к новым привычкам, чтобы подстраиваться под окружающую среду. Родителям он обещал дать методы выращивания бесстрашных детей, которые могут научиться любой профессии. Такие техники должны были базироваться на условиях невольного поведения Павлова.

Через научения мы получаем знания, овладеваем языком, формируем отношения, ценности, страхи, личностные черты и самооценку. Если личность является результатом научения, то, видимо, нам нужно знать, что такое научение и как оно происходит.

Личность, с точки зрения научения, — это тот опыт, который человек приобрел в течение жизни. Это накопленный набор изученных моделей поведения. Научающее — бихевиоральное направление занимается открытыми (доступными непосредственному наблюдению) действиями человека, как производными от его жизненного опыта. В отличие от З. Фрейда и многих других персоналогов, теоретики бихевиорально-научающего направления не считают нужным задумываться над психическими структурами и процессами, скрытыми в «разуме». Напротив, они принципиально рассматривают внешнее окружение, как ключевой фактор человеческого поведения. Именно окружение, а отнюдь не внутренние психические явления, формирует человека.

Обратимся к работе Скиннера. В своих работах Скиннер наиболее убедительно доказывает, что воздействие окружающей среды определяет наше поведение. В отличии от других психологов, Скиннер утверждал, что почти всецело поведение непосредственно обусловлено возможностью подкрепления из окружающей среды. По его мнению, для того чтобы объяснить поведение (и таким образом имплицитно понять личность), нам нужно только проанализировать функциональные отношения между видимым действием и видимыми последствиями. Работа Скиннера послужила фундаментом для науки о поведении, не имеющей аналогов в истории психологии.

Большое влияние на Уотсона оказало развитие в ΧVIII — XIX вв. концепции рефлекса, которое достигло кульминации в работах Чарльза Шеррингтона (1857-1952), И.М. Сеченова (1829-1905), И.П. Павлова (1849-1936) и В.М. Бехтерева (1857-1927).

Исследования рефлекторных реакций лабораторных животных, опубликованные Шеррингтоном в 1906 году, и учение Павлова об условных рефлексах; согласно которому изначально нейтральные стимулы замещают собой другие стимулы, вызывающие соответствующие реакции, легли в основу концепции «объективной» психологии.

Развитие предложенных Уотсоном системы потребовало переформулировки традиционных психологических понятий в терминах унаследованных и приобретенных реакций, явных или неявных, физиологических, двигательных или словесных. Так, эмоции были определены как наследственный способ реагирования, в котором преобладают неявные физиологические и гормональные реакции. Инстинкт рассматривается как явный наследственный способ реагирования. Позднее, когда проведенные Уотсоном исследования поведения детей не подтвердили наличия таких способов реагирования, он полностью отбросил понятие инстинкта. Формирование поведения, от непроизвольных движений и крика новорожденного до сложных навыков и речевых реакций взрослого, Уотсон объяснил Павловскими условными рефлексами.

В1911 году аналогичные идеи выдвинул М.Ф. Мейер (1873-1967), стремившийся приблизить психологию к физиологии. Ученик Мейера А.П. Вейсс (1879-1931) поддержал и расширил представление Джона Уотсона по многим вопросам, поставив цель преобразить психологию в естественнонаучную дисциплину.

К.С. Лешли (1890-1958) последователь Д. Уотсона, и У.С. Хантер (1889-1954), учившийся, как и сам Д. Уотсон, у Дж. Энджелла в Чикагском университете, внесли существенный вклад в развитие теоретических и экспериментальных основ бихевиоризма.

Некоторые принципы бихевиоризма были пересмотрены в 1930-1940-е годы, когда сложилось новое направление — необихевиоризм, изучавшее поведение с учетом «промежуточных переменных» — познавательных и мотивационных процессов, опосредующих связь между стимулом и реакцией. Кроме того, в противовес механической трактовке поведения, как суммы простейших реакций в необихевиоризме утверждалось понимание поведения, как целостного и целенаправленного акта.

20 Психодинамическая теория личности (3. Фрейд)

Психодинамическая (психоаналитическая) теория личности анализирует поступки личности исходя не только из сферы сознания, но и глубинной структуры подсознания, выделяя потребности в качестве движущего поступками фактора.

По мнению Фрейда, главным источником развития личности являются врожденные биологические факторы (инстинкты), а точнее, общая биологическая энергия – либидо (от лат. libido – влечение, желание).

Эта энергия направлена, во-первых, на продолжение рода (сексуальное влечение) и, во-вторых, на разрушение (агрессивное влечение) (Фрейд 3., 1989).

Личность формируется в течение первых шести лет жизни. Доминирует в структуре личности бессознательное. Сексуальные и агрессивные влечения, составляющие основную часть либидо, человеком не осознаются.

Фрейд утверждал, что личность не обладает никакой свободой воли. Поведение человека полностью детерминировано его сексуальными и агрессивными мотивами, которые он называл ид (оно).

Что касается внутреннего мира личности, то в рамках данного подхода он полностью субъективен. Человек находится в плену собственного внутреннего мира, истинное содержание мотива скрыто за «фасадом» поведения. И только описки, обмолвки, сновидения, а также специальные методы могут дать более или менее точную информацию о личности человека[40].

Основные психологические свойства отдельных «элементов» личности часто называют чертами характера (Фрейд 3., 1989).

Эти свойства формируются у человека в раннем детстве. Фрейд выделяет три основных концептуальных блока, или инстанции личности:

1) ид («оно») – главная структура личности, состоящая из совокупности бессознательных (сексуальных и агрессивных) побуждений; ид функционирует в соответствии с принципом удовольствия;

2) эго («я») – совокупность преимущественно осознаваемых человеком познавательных и исполнительных функций психики, представляющих, в широком смысле, все наши знания о реальном мире; эго – это структура, которая призвана обслуживать ид, функционирует в соответствии с принципом реальности и регулирует процесс взаимодействия между ид и суперэго и выступает ареной непрекращающейся борьбы между ними;

3) суперэго («сверх-я») – структура, содержащая социальные нормы, установки, моральные ценности того общества, в котором живет человек.

Ид, эго и суперэго находятся в постоянной борьбе за психическую энергию из-за ограниченного объема либидо. Сильные конфликты могут привести человека к психологическим проблемам, заболеваниям. Для снятия напряжённости этих конфликтов личность вырабатывает специальные «защитные механизмы», которые функционируют бессознательно и скрывают истинное содержание мотивов поведения. Защитные механизмы являются целостными свойствами личности. Вот некоторые из них: вытеснение (перевод в подсознание мыслей и чувств, причиняющих страдания); проекция (процесс, посредством которого личность приписывает собственные неприемлемые мысли и чувства другим людям, возлагая таким образом на них вину за свои недостатки или промахи); замещение (переадресовка агрессии от более угрожающего объекта к менее угрожающему); реактивное образование (подавление неприемлемых побуждений и замена их в поведении на противоположные побуждения); сублимация (замена неприемлемых сексуальных или агрессивных побуждений на социально приемлемые формы поведения в целях адаптации).

У каждого человека есть свой набор защитных механизмов, сформированных в детстве[41].

Таким образом, в рамках психодинамической теории личность есть система сексуальных и агрессивных мотивов, с одной стороны, и защитных механизмов – с другой, а структура личности представляет собой индивидуально различное соотношение отдельных свойств, отдельных блоков (инстанций) и защитных механизмов

21 Аналитическая теория личности к. Юнга

Аналитическая теория личности близка к теории классического психоанализа, так как имеет с ней много общих корней. Однако было бы неверным считать, что аналитическая теория является неким новым, более совершенным этапом в развитии классического психоанализа. Это – качественно другой подход, основанный на ряде новых теоретических положений. Наиболее ярким представителем этого подхода является швейцарский исследователь К. Юнг.

Главным источником развития личности Юнг считал врожденные психологические факторы. Человек получает по наследству от родителей готовые первичные идеи – «архетипы». Некоторые архетипы универсальны, например идеи Бога, добра и зла, и присущи всем народам. Но есть архетипы культурно– и индивидуально-специфические. Юнг предполагал, что архетипы отражаются в сновидениях, фантазиях и нередко встречаются в виде символов, используемых в искусстве, литературе, архитектуре и религии (Юнг К., 1994).

Смысл жизни каждого человека – наполнить врожденные архетипы конкретным содержанием.

По мнению Юнга, личность формируется в течение всей жизни. В структуре личности доминирует бессознательное, основная часть которого составляет «коллективное бессознательное» – совокупность всех врожденных архетипов. Свобода воли личности ограничена. Поведение человека фактически подчинено его врожденным архетипам, или коллективному бессознательному. Внутренний мир человека, в рамках данной теории, полностью субъективен. Раскрыть свой мир личность способна только через свои сновидения и отношения к символам культуры и искусства. Истинное содержание личности скрыто от постороннего наблюдателя.

Основными элементами личности являются психологические свойства отдельных реализованных архетипов данного человека. Эти свойства также часто называют чертами характера (Юнг К., 1994).

Например, свойства архетипа «персона» (маска) – это все наши психологические характеристики, роли, которые мы выставляем напоказ; свойства архетипа «тень» – это наши истинные психологические чувства, которые мы прячем от людей; свойства архетипа «анимус» (дух) – быть мужественным, твердым, смелым; защищать, охранять, охотиться и т. д.; свойства архетипа «анима» (душа) – нежность, мягкость, заботливость.

В аналитической модели выделяют три основных концептуальных блока, или сферы, личности:

1. Коллективное бессознательное – основная структура личности, в которой сосредоточен весь культурно-исторический опыт человечества, представленный в психике человека в виде унаследованных архетипов.

2. Индивидуальное бессознательное – совокупность «комплексов», или эмоционально заряженных мыслей и чувств, вытесненных из сознания. Примером комплекса может служить «комплекс власти», когда человек всю свою психическую энергию тратит на деятельность, прямо или косвенно связанную со стремлением к власти, не осознавая этого.

3. Индивидуальное сознательное – структура, служащая основой самосознания и включающая те мысли, чувства, воспоминания и ощущения, благодаря которым мы осознаем себя, регулируем свою сознательную деятельность[42].

Целостность личности достигается за счет действия архетипа «самость». Главная цель этого архетипа – «индивидуация» человека, или выход из коллективного бессознательного. Это достигается благодаря тому, что «самость» организует, координирует, интегрирует все структуры психики человека в единое целое и создает уникальность, неповторимость жизни каждого отдельного человека. У самости существует два способа, две установки такой интеграции:

– экстраверсия – установка, заключающаяся в том, чтобы наполнить врожденные архетипы внешней информацией (ориентация на объект);

– интроверсия – ориентация на внутренний мир, на собственные переживания (на субъект).

В каждом человеке существует одновременно и экстраверт, и интроверт. Однако степень их выраженности может быть совершено различной.

Согласно аналитической теории, личность – это совокупность врожденных и реализованных архетипов, а структура личности определяется как индивидуальное своеобразие соотношения отдельных свойств архетипов, отдельных блоков бессознательного и сознательного, а также экстравертиро-ванной или интровертированной установок личности.

22Индивидуальная теория личности л.Адлера

А.Адлер (1870-1937), австрийский психиатр, в начале свой научной карьеры был последователем З.Фрейда. Однако затем их взгляды разошлись. и Л.Адлер стал разрабатывать собственную теорию, которую он назвал индивидуальной психологией. Он считал, что жизнь — это непрерывное движение в направлении роста и развития. Люди всегда тянутся вперед, находясь в движении к личностно значимым целям. Цели, которые люди ставят перед собой, а также индивидуальные пути их достижения дают ключ к пониманию того, какое значение они придают своей жизни. Личность обладает творческой силой, которая обеспечивает возможность распоряжаться своей жизнью. Эта творческая сила влияет на каждую грань человеческого опыта и делает человека самоопределяющимся индивидом, архитектором собственной жизни.

Ведущим в теории А.Адлера является положение, согласно которому все поведение личности происходит в социальном контексте, и суть человеческой природы можно понять только через понимание социальных отношений. У каждого человека есть естественное чувство общности, или социальный интерес — врожденное стремление вступать в социальные отношения сотрудничества. Индивидуальная психология полагает необходимой гармонию объединения я сотрудничества между человеком и обществом, а конфликт между ними считает неестественным.

На основе своих клинических наблюдений А. Адлер сделал вывод о том, что людям свойственны два комплекса: комплекс неполноценности и комплекс превосходства. Комплекс неполноценности берет спои истоки из детства, когда ребенок беспомощен и переживает длительный период зависимости от родителей. Появление раннего ощущения неполноценности знаменует начало длительной борьбы за достижение превосходства над окружением, а также стремление к совершенству и безупречности. Комплекс превосходства выражается в тенденции преувеличивать свои физические, интеллектуальные или социальные способности. Человек может прибегать к гиперкомпенсации, чтобы избавиться от ощущения неполноценности. Под гиперкомпенсацией понимается преувеличение здорового стремления преодолевать постоянное чувство неполноценности. А.Адлер считал, что стремление к превосходству является фундаментальным законом человеческой жизни, без чего жизнь человека невозможно представить.

23 Гуманистический подход к изучению личности (к. Роджерс, а. Маслоу)

В гуманистической теории личности выделяется два основных направления. Первое, «клиническое» (ориентированное преимущественно на клинику), представлено во взглядах американского психолога К. Роджерса. Основоположником второго, «мотивационного», направления является американский исследователь А. Маслоу. Несмотря на некоторые отличия между этими двумя направлениями, их объединяет много общего.

Главным источником развития личности представители гуманистической психологии считают врожденные тенденции к самоактуализации. Развитие личности есть развертывание этих врожденных тенденций. Согласно К. Роджерсу, в психике человека существуют две врожденные тенденции. Первая, названная им «самоактуализирующейся тенденцией», содержит изначально в свернутом виде будущие свойства личности человека. Вторая – «организмический отслеживающий процесс» – представляет собой механизм контроля за развитием личности. На основе этих тенденций у человека в процессе развития возникает особая личностная структура «Я», которая включает «идеальное Я» и «реальное Я». Эти подструктуры структуры «Я» находятся в сложных отношениях – от полной гармонии (конгруэнтности) до полной дисгармонии (Роджерс К., 1994).

Цель жизни, согласно К. Роджерсу, – реализовать весь свой врожденный потенциал, быть «полностью функционирующей личностью», т. е. человеком, который использует все свои способности и таланты, реализует свой потенциал и движется к полному познанию себя, своих переживаний, следуя своей истинной природе.

А. Маслоу выделил два типа потребностей, лежащих в основе развития личности: «дефицитарные», которые прекращаются после их удовлетворения, и «ростовые», которые, напротив, только усиливаются после их реализации. Всего, по Маслоу, существует пять уровней мотивации:

1) физиологический (потребности в еде, сне);

2) потребности в безопасности (потребность в квартире, работе);

3) потребности в принадлежности, отражающие потребности одного человека в другом человеке, например в создании семьи;

4) уровень самооценки (потребность в самоуважении, компетенции, достоинстве);

5) потребность в самоактуализации (метапотребности в творчестве, красоте, целостности и т. д.).

Потребности первых двух уровней относятся к дефицитарным, третий уровень потребностей считается промежуточным, на четвертом и пятом уровнях находятся ростовые потребности.

Маслоу сформулировал закон поступательного развития мотивации, согласно которому мотивация человека развивается поступательно: движение на более высокий уровень происходит в том случае, если удовлетворены (в основном) потребности низшего уровня. Другими словами, если человек голоден и у него нет крыши над головой, то ему будет трудно создать семью и тем более испытывать уважение к себе или заниматься творчеством.

Наиболее важными для человека являются потребности в самоактуализации. Самоактуализация – не конечное состояние совершенства человека. Ни один человек не становится настолько самоактуализированным, чтобы отбросить все мотивы. У каждого человека всегда остаются таланты для дальнейшего развития. Человек, достигший пятого уровня, называется «психологически здоровой личностью» (Маслоу А., 1999).

В гуманистической модели личности основными концептуальными «единицами» выступают:

1) «реальное Я» – совокупность мыслей, чувств и переживаний «здесь и сейчас» (Роджерс К., 1994);

2) «идеальное Я» – совокупность мыслей, чувств и переживаний, которые человек хотел бы иметь для реализации своего личностного потенциала.

3) потребности в самоактуализации – врожденные потребности, определяющие рост и развитие личности (Маслоу А., 1997).

Хотя «реальное Я» и «идеальное Я» являются довольно размытыми понятиями, тем не менее существует способ измерения их конгруэнтности (совпадения).

Высокий показатель конгруэнтности свидетельствует об относительно высокой гармонии «реального Я» и «идеального Я» (о высокой самооценке).

При низких же значениях конгруэнтности (низкой самооценке) отмечается высокий уровень тревожности, признаки депрессии. При рождении обе подструктуры структуры «Я» полностью конгруэнтны, и поэтому человек изначально добр и счастлив. Впоследствии, благодаря взаимодействию с окружающей средой, расхождения между «реальным Я» и «идеальным Я» могут приводить к искаженному восприятию реальности – субцепции, по терминологии К. Роджерса. При сильных и длительных расхождениях между «реальным Я» и «идеальным Я» могут возникать психологические проблемы. В качестве блоков личности в этой теории выступают пять уровней потребностей человека по А. Маслоу.

Таким образом, в рамках гуманистического подхода, личность – это внутренний мир человеческого «Я» как результат самоактуализации, а структура личности – это индивидуальное соотношение «реального Я» и «идеального Я», а также индивидуальный уровень развития потребностей в самоактуализации.

24

25 Трансперсональная психология (от лат. trans – сквозь, через + рersоna – личность и греч. psyche – душа + logos – учение) — ряд психологических направлений.

Основными представителями трансперсональной психологии являются J.C. Lilly, T. Dethlefsen, J.C. Pierakos, L. Orr, С. Гроф, Р. Ассаджоли, К. Дюркгейм.

В 1969 г. возник журнал Journal of Transpersonal Psychology.

Особое внимание в этом направлении обращается на феномены сознания, выходящие за рамки обыденного опыта: это — формы измененного сознания, спиритический опыт, „ключевые переживания“, сверхсенсорное восприятие, медитативные практики, наркотический субъективный опыт, а также сознание изменяющие техники или вещества.

Есть общие основания у гуманистической и трансперсональной психологии — обе ориентированы на развитие и достижение целостности человеком.

Но в данном направлении особая ориентация на цели, которые трансцендентируют индивида. А. Маслоу, который считается основателем гуманистической психологии, считал, что она служит лишь ступенькой к психологии трансперсональной.

В соответствии с его теорией потребностей, в психологической организации индивида должны быть удовлетворены сначала потребности физиологические, в безопасности, в социальных контактах и оценке, перед тем как индивид станет личностного готов к принятию трансперсонального опыта.

В силу этого считается, что сначала должны быть отработаны невротические и психосоматические нарушения, прежде чем будет начат путь расширения сознания.

Вместе с тем, одни и те же феномены могут толковаться в клинической и трансперсональной психологии как диаметрально противоположные по знаку валентности.

Уже З. Фрейд (1930) трактовал медитативные („океанические“) ощущения адептов восточных религий как симптом инфантильной беспомощности, а Ф. Александер трактовал медитацию как „самоиндуцированную кататонию“.

Различие между трансперсональным опытом и психозом заключается прежде всего в произвольности воспроизведения особых состояний сознания.

Хотя многие положения этого направления не могут пока получить статус вполне научных, в практическом плане многие находки получают дальнейшее развитие.

Есть попытки трактовать трансперсональный опыт в контексте новых мировоззренческих представлений.

Это — относительность пространства и времени, материи и энергии, роль позиции наблюдателя (физика), диссипативные структуры (химия), аутопоэзис (биология), связь языка и действия (культурная антропология).

В центре изменения сознания стоит применение различных техник или веществ.

Это — сенсорная депривация, суггестивные и гипнотические техники, различные школы йоги, суфизма, даосизма, шаманизма, христианского исихазма, эротические техники, опыт наркотического опьянения, работа с различными энергетическими центрами .

Трансперсональная психология — направление в психологии, исследующее трансперсональные аспекты психики.

В трансперсональной психологии человек представляет интерес не только на уровне доличностных и индивидуально-личностных процессов, но и на уровне надличностных (в том числе и духовных) процессов.