Информационные компьютерные технологии

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический

университет им. К.Д. Ушинского"

ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Кафедра: Педагогической психологии

Специальность: Педагогика и психология

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по учебной дисциплине «Теория Обучения»

На тему: «Ит для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья»

Выполнил (а): Чиканова К.В.

Студент (ка) группы 93 Б

Шифр зачетной книжки: _____

Научный руководитель:

(Тишко Анна Борисовна)

Ярославль — 2013

Оглавление.

1) Использование Информационно-Коммуникационных Технологий в коррекционно-образовательном процессе.

2) Информационные компьютерные технологии

в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья.

3) Принципы обучения детей с ограниченными возможностями.

4) Цель обучения детей с ограниченными возможностями.

5) Список используемой литературы.

Использование Информационно-Коммуникационных Технологий в коррекционно-образовательном процессе.

Бурное развитие информационных технологий в последние годы затронуло все стороны человеческой деятельности. Производство и культуру, медицину и быт, науку и искусство. Информационные технологии позволяют человеку активнее взаимодействовать с окружающим миром, получать максимальное количество информации за минимальный промежуток времени и с минимальной затратой сил на ее поиск.

15 стр., 7049 слов

Психологический мониторинг в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, обучающимися с использованием дистанционных технологий

... анкеты для детей с ОВЗ, обучающихся с использованием дистанционных технологий Заключение Список литературы Приложения Введение Проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья становится актуальной ... РАБОТА Психологический мониторинг в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, обучающимися с использованием дистанционных технологий Выполнил: студентка 743 группы Неволина М ...

Образование не осталось в стороне от информатизации. Потенциал компьютера, как основного средства обучения, позволяет более полно использовать познавательные возможности учащихся. Вопросы внедрения и использования информационных технологий в обучении привлекают многих исследователей. Проблемам педагогической целесообразности применения, исследованию возможностей, перспективных направлений разработки и использования ИКТ в образовании посвящены работы М.П. Лапчика, И.В. Марусевой, Е.И. Машбица, А.В. Могилева, И.В. Роберт и др.

Е.И. Машбиц выделяет следующие преимущества использования компьютера в обучении:

  1. Компьютер значительно расширил возможности предъявления учебной информации.

  2. Компьютер позволяет усилить мотивацию учения.

  3. Компьютер активно вовлекает учащихся в учебный процесс.

  4. Намного расширяются наборы применяемых учеб­ных задач.

  5. Компьютер позволяет качественно изменить контроль за деятельностью учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом.

  6. Компьютер способствует формированию у учащихся рефлексии своей деятельности [5, с. 11].

Наряду с выделенными преимуществами существует и ряд проблем компьютеризации образования. Рассмотрим наиболее интересные из них:

—  проблема соотношения объема информации (потока информации), который может предоставить компьютер пользователю (ученику или студенту) и объема сведений, которые пользователь может во-первых, мысленно охватить, во-вторых — осмыслить, а в-третьих — усвоить.

—  проблема ориентации учащихся в потоке информации, предоставляемой компьютером.

2 стр., 861 слов

Одаренные дети и компьютеры

... детей. 1. Роль компьютеров в обучении и развитии одаренных учащихся. Изучению специфики взаимодействия детей и подростков с компьютерами посвящено ... на высокую популярность профессий, связанных с применением компьютеров, проблеме выявления одаренности в области ИТ уделяется мало внимания ... позволяет считать указанные методы валидными при решении задач, связанных с выявлением одаренности в области ИТ ...

—  проблема темпа усвоения учащимися материала с помощью компьютера (проблема возможной индивидуализации обучения при классно-урочной системе) [5, c. 15].

В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.

Специальная педагогика также развивается, появляются новые подходы к обучению детей с нарушениями развития. Сегодня нет необходимости обсуждать, нужна или не нужна компьютеризация специального образования. Современное общество само ответило на этот вопрос, начав активно создавать новую информационную культуру, новую культуру деятельности, в которой найдется место для выпускников всех без исключения образовательных учреждений.

Информационные технологии принадлежат к числу эффективных средств обучения, все чаще применяемых в специальной педагогике. В последние годы ведется открытая дискуссия о содержании, форме, методах специального обучения и характере профессионального мышления специалистов. Каждая новая задача обучения трансформируется в проблемы метода, разработки обходных путей обучения, которые позволяли бы достичь максимально возможных успехов в развитии ребенка с особыми познавательными потребностями (И.К. Воробьев, М.Ю. Галанина, Н.Н. Кулишов, О.И. Кукушкина и др.) [1].

Внедрение компьютерной техники в специальное обучение связано с решением двух фундаментальных задач: научить детей грамотно пользоваться новыми орудиями деятельности; использовать новые компьютерные технологии в целях коррекции нарушений и общего развития аномального ребенка. Проблема состоит в сочетании решения этих задач, в определение приоритетов и соподчиненности задач в подходе к реальному процессу специального обучения [2, c. 3].

14 стр., 6990 слов

Особенности развития речи у детей с замедленным психическим развитием

... деятельности. Для коррекции речи детей психологами и логопедами школы разрабатываются развивающие, коррекционные программы по развитию речи. Заключение Большая распространенность нарушений речи у детей с задержкой ... науки. Проблему развития речи у детей с задержкой психического развития рассматривают с позиций предупреждения и преодоления средствами специально организованного обучения и воспитания, ...

Необходимость использования информационных технологий в специальном коррекционном обучении неоспорима. Для детей с ограниченными возможностями здоровья компьютер — помощник в освоении нового, развитии мотивации, один из способов социализации.

На сегодняшний день проблема социализации детей с ограниченными возможностями здоровья является одной из актуальных проблем специальной педагогики. Одной из частных задач является поиск ответа на вопрос — каким должно быть психологическое обеспечение индивидуального обучения больных детей и детей-инвалидов в компьютерной образовательной среде?

Дистанционное обучение для больных детей и детей-инвалидов необходимо в силу, прежде всего, особенностей развития российской системы образования и специфики психического развития таких детей. При этом дистанционное обучение должно быть включено в рамки специальной образовательной среды, ориентированной на цели образования, развития и социализации детей с ограниченными возможностями.

Важнейшей идеей, объединяющей многообразие теоретических концепций и практико-ориентированных образовательных развивающих программ, является понимание развития как саморазвития, как активного созидательного процесса, осуществляемого ребенком в сотрудничестве со взрослым [2, c. 4].

На настоящий момент существует ряд обучающих программ, которые являются средством коррекции и развития познавательной сферы детей с особыми образовательными потребностями и активно используются в работе педагогов-дефектологов и логопедов. В качестве примера можно привести следующие программы.

«Мир за твоим окном» первая в России специализированная компьютерная программа, предназначенная для развития и обучения детей старшего дошкольного возраста с различными нарушениями в развитии. Она удостоена государственной премии в области образования. Ее авторы — сотрудники Института Коррекционной Педагогики РАО (Е.Л. Гончарова, Т.К. Королевская, О.И. Кукушкина).

9 стр., 4217 слов

Принципы деятельности МБУ 'Городской реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями 'Радуга'

... социально-педагогических мероприятий. Отделение: ·Совместно с органами образования определяет формы обучения детей с ограниченными возможностями, воспитывающимися в домашних условиях, в зависимости от их ... адаптации. ·Осуществляет патронаж семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями, в вопросах их семейного воспитания и развития. Отделение дневного пребывания. Отделение предназначено для ...

Программа «Мир за твоим окном» посвящена теме «Времена года», которая содержится в программах начального обучения практически всех категорий детей и хорошо знакома каждому учителю. Программа состоит из пяти частей: «Времена года»; «Погода», «Одежда»; «Рассказы о временах года»; «Календарь», однако названия частей в основном меню отражают лишь тематический материал. У каждой части свои задачи в области развития и обучения [4].

Программно-аппаратный комплекс «Видимая речь III»является разработкой известнейшей в компьютерном мире фирмы IBM. Он предназначен для коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения звукопроизношения, голосообразования, слуха, нарушения сенсомоторных функций речи. Включенные в комплект 14 модулей программы позволяют работать как с детьми, так и со взрослыми пациентами. Идея визуального контроля речи и игровой принцип работы позволяет в несколько раз ускорить работу по формированию речевых навыков. В каждом из игровых модулей программы имеется по 4 различных анимационных заставки, что исключает эффект пресыщения в работе с пациентами и способствует высокой мотивационной готовности ребенка к занятиям.

Логопедический тренажер «Дэльфа-142»помогает работать над некоторыми произносительными навыками и элементами письменной речи. Логопедический тренажер «Дэльфа-142» представляет собой комплексную программу по коррекции разных сторон устной и письменной речи детей. Тренажер позволяет работать с любыми речевыми единицами от звука до текста, решать разнообразные логопедические задачи: от коррекции речевого дыхания и голоса до развития лексико-грамматической стороны речи. Тренажер позволяет внести элемент игры в процесс коррекции речи, дублировать речевой материал, работать со стимульным материалом (картинки, буквы, слоги, слова, предложения, звучащая речь).

7 стр., 3179 слов

Преодоление сложных педагогических ситуаций в процессе взаимодействия педагога и родителей при обучении и воспитании детей раннего возраста

... осуществлении" [2]. Потенциалы воспитания и обучения ребенка определяются социальной ситуацией его развития. Семья оказывает существенное влияние на развитие личности ребенка. Это связано со спецификой семейного ... уровнем культурного и технического окружения. В обществе "быстрого" развития возрастает роль новых технологий и потребность в системе образования, способной ответить на вызов ...

Кроме того, процесс коррекции нарушений строиться с учетом уровня развития ученика. Научный руководитель проекта и автор методических рекомендаций — профессор, заведующая кафедрой коррекционной педагогики и специальной психологии АПКиПРО О.Е. Грибова.

Визуальный тренажер произношения программа, которая разрабатывалась в центре «Специальные образовательные технологии» как более доступный по стоимости аналог версий программы «Видимая речь». Разработка содержит шесть модулей, которые рассчитаны на использование логопедами, воспитателями и родителями детей с речевыми проблемами. Функционально эти модули требуют от компьютера меньших ресурсов, чем программа «Видимая речь»

Основное предназначение — начальные этапы постановки речевых функций при работе с тяжелой речевой патологией (нарушения слуха, ринолалия, дизартрия и др.).

Используя визуальный контроль «ВТП» и его игровую мотивацию, можно добиться интенсивного развития начальных сенсомоторных функций, значимых для становления громкой речи в целом.

О.Б. Кремер разработала специальные компьютерные игры, которые предназначены для обучения детей с нарушением интеллекта и способствуют решению задач коррекционного обучения, диагностики, контроля.

«Ромашка» — игра для отработки навыка устного счета.

«Словарные слова» — игра для закрепления правописания словарных слов и пополнения словарного запаса.

«Правильный ответ» — игра для тестирования по различным предметам, где перечень ответов представлен в текстовом виде.

«Подпиши конверт» — игра для отработки навыка заполнения деловых бумаг.

«Вставь математический знак» — развивающая и обучающая игра для отработки навыков устного счета, сформированных на уроке математики.

5 стр., 2217 слов

Эффективность использования современных образовательных технологий, в т. ч. информационно-коммуникационных, в образовательном процессе

... учреждений компьютерной техникой и средствами коммуникации; Обеспечение школ электронными средствами обучения; Автоматизация управленческой деятельности администрации школ; Внедрение информационных технологий в ... овладения компьютерной грамотностью. При этом обязательно учитываются индивидуальные способности и интересы ребёнка Школьники, проявляющие повышенный интерес к информационным технологиям ...

Все игры могут использоваться для проверки и оценки полученных навыков, позволяют фиксировать уровень самооценки результатов игры.

Таким образом, роль использования современных информационных технологий, как в общеобразовательных, так и специальных школах очень велика. Компьютер помогает ребенку освоить сложные для него виды деятельности, способствует индивидуализации обучения, социализации учащихся и подготовке их к будущей трудовой жизни.

Информационные компьютерные технологии в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья.

В докладе рассматриваются вопросы использования ИКТ в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья. По закону, эти дети имеют равные права со всеми на получение образования. Создание педагогических условий для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребенка, формирование его позитивных личностных качеств является одной из основных целей коррекционного обучения и воспитания. Использование компьютерных технологий позволяет это сделать наиболее эффективно.

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области образования.

В Конституции РФ и Законе «Об образовании» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. Важнейшей задачей модернизации является обеспечение доступности качественного образования, его индивидуализация и дифференциация, систематическое повышение уровня профессиональной компетентности педагогов коррекционно-развивающего обучения, а также создание условий для достижения нового современного качества общего образования. Одним из приоритетных стратегических направлений модернизации российского образования является внедрение в учебный процесс средств информационных компьютерных технологий, обеспечивающих условия для становления образования нового типа, направленного на развитие и саморазвитие личности. Без информационных технологий уже невозможно представить обучение, работу, да и вообще современную жизнь.

Главной целью коррекционного обучения и воспитания является создание педагогических условий для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребенка, формирование его позитивных личностных качеств. В настоящее время отчётливо проявляется тенденция введения в образовательный процесс для обучения детей с умственной отсталостью наглядных средств обучения. Богатейшие возможности для этого предоставляют современные информационные компьютерные технологии. Наглядность материала повышает его усвоение учениками, так как задействованы все каналы восприятия информации учащихся -зрительный, механический, слуховой и эмоциональный. Использование мультимедийных презентаций, интерактивных досок целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, что позволяет облегчить запоминание и усвоение изучаемого материала.

Наглядные опоры помогают коррекции и развитию основных познавательных процессов у детей с умственной отсталостью: мышления, памяти и внимания. Информационные технологии очень эффективны для проведения коррекционной работы, поскольку выполнение практических заданий может осуществляться в индивидуальном темпе, упражнения могут быть разного уровня сложности с учетом психофизических особенностей учащихся, кроме того, презентационный экран можно использовать для подачи яркого, запоминающегося демонстрационного материала.

Именно поэтому в современных условиях учебно-воспитательный процесс в коррекционной школе уже немыслим без применения новых компьютерных технологий. Оптимальное сочетание компьютерных методов с традиционными определяют эффективность использования информационных технологий в коррекционной работе. Дети с ограниченными возможностями здоровья — это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения. Компьютер значительно расширяет возможности предъявления учебной информации, позволяет усилить мотивацию ребенка, активизировать их познавательную деятельность, дает возможность формировать коммуникативную и информационную компетенции у обучающихся. Дети становятся активными участниками урока.

Современные информационные компьютерные технологии предоставляют для обучения принципиально новые возможности. Компьютер может использоваться на всех этапах обучения: при объяснении нового материала, при контроле знаний, при закреплении, при обобщении и систематизации материала. Применение компьютерных технологий позволяет сделать занятие привлекательным, современным, осуществлять индивидуализацию обучения. Компьютерные технологии дают широкие возможности для развития творческого потенциала школьника. При помощи компьютерных технологий можно совершить виртуальную экскурсию в музей, пройти контрольное тестирование, сделать эффектную презентацию, таблицу, график и не только. Благодаря использованию информационных технологий у детей с ОВЗ зрительное восприятие и слуховое внимание обостряются, что ведет к положительному результату обучения и развития данной категории детей.

Использование презентаций позволяет педагогу привнести эффект наглядности в уроки и помогает ребенку, нуждающемуся в коррекционном обучении, усвоить материал в полном объёме. Создание мультимедийных презентаций на сегодняшний день весьма актуально, поскольку именно здесь учитель имеет возможность учесть специфику конкретного класса и учебной темы. Эта программа дает учителю неограниченные возможности для творчества в использовании информации в любой форме представления, в компоновке материала в соответствии с целями, задачами конкретного урока в данном классе.

Наглядное отображение информации способствует повышению эффективности любой деятельности человека. Но в специальном образовании оно приобретает особенно большую значимость. Использование современных графических и мультимедиа средств, диагностических датчиков и приборов позволяет создавать выразительные и эффективные динамические модели, позволяющие не только определить состояние той или иной функции ребенка, но и увидеть объективные трудности, возникающие у ребенка, преодолеть их доступными средствами.

Организация образования лиц с ОВЗ на основе внедрения новых информационных технологий связана с реализацией следующих основных принципов компьютерного обучения:

1. Активизация самостоятельной познавательной деятельности учащихся, повышение ее эффективности и качества.

Основой реализации данного принципа является применение инновационных методов обучения. Они позволяют создать открытую систему обучения, при которой обучающемуся предоставляется возможность выбора подходящей ему программы и технологии обучения.

Данная особенность обусловлена необходимостью повышения адаптивности системы обучения к индивидуальным психофизическим особенностям ребенка с ОВЗ. При такой организации учебного процесса обучение становится гибким, не связанным с жестким учебным планом и обязательными аудиторными мероприятиями.

2. Интерактивность системы компьютерного обучения с использованием новых информационных технологий.

Использование компьютерных средств обучения позволяет обучающемуся получать информацию вне зависимости от пространственных и временных ограничений, находиться в режиме постоянной консультации с различными источниками информации, осуществлять различные формы самоконтроля. Это в значительной мере способствует созданию условий для социальной реабилитации лиц с ОВЗ.

3. Мультимедийность компьютерных систем обучения.

Организация обучения лиц с ОВЗ на основе НИТ основана на возможности обеспечения мультимедийности компьютерных средств обучения, позволяющих активизировать компенсаторные механизмы обучающихся на основе сохранных видов восприятия с учетом принципа полисенсорного подхода к преодолению нарушений в развитии.

Введение информационных технологий во все области специального образования подчинено задаче максимально возможного развития ребенка, преодоления уже имеющихся и предупреждения новых отклонений в развитии. Уроки с использованием ИКТ имеют большой потенциал для проведения коррекционной работы, направленной на концентрацию внимания, развитие мышления, воображения, мелкой моторики руки. Они решают следующие задачи:

  • изучение компьютера

  • коррекция психического здоровья

  • индивидуализация и дифференциация обучения

  • повышение эффективности обучения

  • интеграция детей в информационное общество.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что реализация возможностей современных информационных технологий расширяет спектр видов учебной деятельности, позволяет совершенствовать существующие и порождает новые организационные формы и методы обучения. Урок с использованием современных информационных технологий в специальной (коррекционной) школе способствует решению одной из основных задач коррекционного воспитания — развитию индивидуальности ученика, его способностей ориентироваться и адаптироваться в современном обществе.

Одним из главных преимуществ использования компьютерных средств обучения в образовании детей с ОВЗ является их большие возможности в визуализации предоставляемого учебного материала. Использование в педагогической деятельности ЦОР помогает педагогу значительно сократить время на трансляцию учебного материала, увеличив объем продуктивных видов деятельности на уроке; создавать интересные учебные и дидактические пособия, раздаточные, оценочные и тестирующие материалы, необходимые для реализации поставленных коррекционно-образовательных задач, быстро находить основные и дополнительные учебные материалы по теме урока или для факультативных курсов.

Необходимость использования ИКТ на уроках в специализированных коррекционных школах VIII вида неоспорима. Для детей с ограниченными возможностями здоровья ИКТ — помощник в освоении нового, развитии мотивации, один из способов социализации.

Дефектологический смысл применения компьютерных технологий состоит, прежде всего, в перспективе реализации основополагающего преимущества этих технологий по сравнению с другими средствами — возможности индивидуализации коррекционного обучения в условиях класса, обеспечения каждому ребенку адекватных лично для него темпа и способа усвоения знаний, предоставления возможности самостоятельной продуктивной деятельности, обеспеченной градуированной помощи.

Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в России в последние годы наложили определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. Мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий в телевидении оказывают большое влияние на воспитание ребенка и его восприятие окружающего мира. Сочетая в себе возможности книги, калькулятора, телевизора, видеомагнитофона, являясь уникальной игрушкой, способной имитировать другие игрушки и самые различные игры, современный компьютер вместе с тем является для ребенка тем равноправным партнером, способным очень тонко реагировать на его действия и запросы, которого ему порой не хватает.

Использование компьютеров в учебной и внеурочной деятельности школы выглядит очень естественным, с точки зрения ребенка и является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации его учения, развития творческих способностей и создание благоприятного эмоционального фона.

Учитель — профессия творческая. Включение ИКТ в учебный процесс позволяет учителю организовать разные формы учебно-познавательной деятельности на уроках, сделать активной и целенаправленной самостоятельную работу учащихся.

Благодаря использованию ИКТ на уроках, учитель переходит от объяснительно-иллюстративного способа обучения к деятельному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися.

Необходимость использования ИКТ на уроках в специализированных коррекционных школах VIII вида неоспорима. Для детей с ограниченными возможностями здоровья ИКТ — помощник в освоении нового, развитии мотивации, один из способов социализации.

Дефектологический смысл применения компьютерных технологий состоит, прежде всего, в перспективе реализации основополагающего преимущества этих технологий по сравнению с другими средствами — возможности индивидуализации коррекционного обучения в условиях класса, обеспечения каждому ребенку адекватных лично для него темпа и способа усвоения знаний, предоставления возможности самостоятельной продуктивной деятельности, обеспеченной градуированной помощи.

Задача освоения детьми элементарных пользовательских навыков работы с компьютером решается не изолированно, а в рамках организации содержательной учебной деятельности, актуальной для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Освоение пользовательских навыков может происходить на разных этапах урока и индивидуальных занятиях.

Немаловажной задачей учителя коррекционной школы является социализация учащихся в обществе. ИКТ позволяет решать эту задачу.

Большинство уроков в коррекционной школе строится на основе проблемно-диалогической технологии, применение которой способствует развитию у учащихся стремления к самостоятельному открытию новых знаний, развитию творческих способностей, формированию коммуникативных умений, необходимых каждому ребенку для того, чтобы он мог успешно проявить себя в современной действительности.

Принципы обучения детей с ограниченными возможностями.

Обучая детей с ОВЗ мы сталкиваемся с низкой учебной мотивацией и познавательной активностью учеников, а компьютер в швейной мастерской это не только помощник учителя в повышении эффективности обучения, но и средство позволяющее:

—  развить новую информационную культуру деятельности для учеников школы VIII вида;

—  повысить уровень мотивации учащихся;

—  расширить зону индивидуальной активности ребенка;

— находить источники дополнительной информации по предмету;

—  увеличить динамику и образность предлагаемого учебного материала;

—  проверить объем и правильность знаний, их глубину, осознанность, гибкость и оперативность;

—  применить различные способы активизации мыслительной деятельности учащихся ;

—  проводить словарную работу, как способ осознания учебного материала;

—  систематизировать новые для учащихся знания;

—  активизировать максимальное творческое участие детей в учебном процессе.

Применение интерактивных технологий в обучении швейному делу детей с ОВЗ имеет ряд преимуществ, которые делают их использование максимально необходимыми на каждом этапе урока технологии.

Так в подготовительную часть урока включаются коррекционные упражнения, которые демонстрируются на интерактивной доске.

В качестве ярких, увлекательных заданий на развитие мыслительных процессов учащимся предлагаются ребусы, кроссворды, анаграммы, таблицы Шульте, которые не только активизируют внимание, пространственную ориентацию, наблюдательность, но и корректируют логическое мышление, зрительное восприятия, зрительную память, цветовое восприятие.

При повторении пройденного материала актуализация знаний проходит через работу со схемами, таблицами и тестами, составленными нами по разделам «Машиноведение», «Материаловедение», и др. Учащиеся с явным интересом выполняют эти задания на интерактивной доске.

При проведении уроков таким образом практикуются индивидуальные формы обучения учащихся на этапе закрепления и проверки знаний. При этом учитель предлагает задание всему классу, а некоторые учащиеся выполняют тестовые задания на компьютере по этой же теме.

Новейшие технологии дают более эффективную и совершенно новую форму обучения и незаменимый инструмент для ее реализации — интерактивную доску.

С ее использованием улучшается качество преподавания теоретической части уроков, за счет более наглядного изложения нового материала. В педагогическом процессе можно реализовать самые отчаянные и креативные учительские задумки.

В связи с появлением и использованием в кабинете швейного дела компьютерных и интерактивных технологий повышается интерес к этому профилю обучения не только у девочек, но и у мальчиков, которые находят в этих занятиях новые возможности для самовыражения. У них пробуждается любознательность, творческая заинтересованность в обучении этому ремеслу.

Преподавание большинства материалов по швейному делу предполагает не столько рассказы по теме, сколько наглядные показы некоторых познавательных моментов. Сообщение сведений о прядильном, ткацком и швейном производстве, о современном оборудовании, о новых тенденциях моды и многом другом реально изучаются с использованием компьютера. Интернет безгранично расширил возможности обнаружения и демонстрации учебной информации. Ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как иллюстративно-объяснительный метод. Бесспорно, что именно это способствует получению хорошего результата в плане усвоения программного материала.

Так наряду с построением чертежей выкроек, которое обучающимся VIII вида дается нелегко, практикуется работа с использованием компьютерных журналов моделей «Леко», что разумно дополняет традиционные методики преподавания. Трудности, связанные с изготовлением выкроек изделий, снижают интерес учащихся к дальнейшей работе, а изготовление выкроек с помощью компьютерных программ дает им возможность быстрее приступить к раскрою и обработке изделия. Причем выбор модели осуществляется самостоятельно, что очень важно для самого ученика.

Новые технологии позволяют моделировать различные ситуации и среды, что ведёт к активизации познавательной деятельности учащихся, развитию их мышления, обеспечивает развитие творческих способностей школьников и желание продолжить самостоятельную работу.

Интерес, вызванный современными средствами обучения, снимает напряжение, усталость, утомляемость. Электронные учебные пособия, используются:

—  в виде презентаций;

—  как учебник и рабочая тетрадь;

—  как толковый словарь;

—  как справочник с учебными видеофильмами;

—  как практическое пособие.

Однако возникает необходимость корректировать предложенную информацию для учащихся с ограниченными возможностями здоровья и в ход урока включать адаптированные фрагменты. В разработке заданий и подготовке текстов для учеников с ограниченными возможностями здоровья учитываются общие закономерности и специфику развития таких детей, логику построения специального обучения и базовые принципы коррекционной педагогики.

Для диагностики уровня знаний, в форме разноуровневого тестирования проводятся контрольные срезы по пройденным темам.

При такой проверке для тестируемых очень важно, что оценку их знаниям дает не учитель, а сам компьютер выдает резолюцию на ответ. Ученики сами видят количество неправильных ответов, а, следовательно, понимают и осознают недостаточность своих знаний.

Такое применение компьютера ни в коей мере не отменяет личностно-ориентированного подхода к ребёнку на уроке или в процессе индивидуальной и подгрупповой коррекции.

Компьютер в руках наших учеников это не только механический тренажер, но инструмент многообразной деятельности, который отвечает любым возрастным интересам и уровням развития обучающихся, развивает их творческое мышление, формирует целостное отношение к информационным знаниям и навыкам компьютерной деятельности.

Применение в коррекционно-развивающей и обучающей деятельности современных образовательных технологий, компьютерных программ позволяет эффективнее использовать наш труд, обеспечивает гибкость образовательного процесса, и дает положительную динамику в обучении детей швейному делу, что способствует их социализации и интеграции в среду нормально развивающихся сверстников.

Цель обучения детей с ограниченными возможностями

Целью образования становится развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира.[1] Разработка концепции развития универсальных учебных действий в системе общего образования отвечает новым социальным запросам. Стандарт ориентирован на обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения — детей с ограниченными возможностями здоровья. Ежегодно в нашей стране рождается около 30 тысяч детей с врожденными и наследственными заболеваниями, среди них 70−75% являются инвалидами. Большинство из этих детей не всегда могут посещать традиционные учебные заведения. При обучении таких школьников в качестве одного из средств, оптимальным образом обеспечивающих реализацию и усвоение образовательных программ в объеме и качестве, предусмотренными государственными образовательными стандартами, выступают средства информационно-коммуникативных технологий (ИКТ).

Использование специальных средств ИКТ позволяет снять основные ограничения, которые препятствуют получению образования детьми со слабым здоровьем: невозможность посещения школы, частые пропуски занятий по болезни, необходимость щадящего режима обучения, отсутствие специального педагогического подхода, информационных и иллюстративных возможностей преподавателей в учебном процессе. Основное достоинство современных информационных технологий в обучении детей с ограниченными возможностями состоит в отсутствии строгой привязки к месту и времени проведения занятий, в индивидуализации обучения за счет адаптации уровня и формы учебного материала, темпа и способа усвоения знаний, надлежащей настройки сервисов, исходя из индивидуальных особенностей каждого обучающегося. Использование ресурсов Интернет в средствах ИКТ и возможном дистанционном обучении школьников со специальными потребностями обеспечивает их приобщение к мировому информационному пространству, и, как следствие, способствует расширению информационно-познавательного поля ребенка, позволяющего поддерживать его мотивацию, интерес и интеллектуальное развитие. Современные информационно-коммуникативные технологии ориентированы на использование различных форм самостоятельного обучения, предоставляют возможность самостоятельной продуктивной деятельности, обеспеченной градуированной системой помощи, контроля, позволяют детям с ограниченными возможностями здоровья выйти на новый уровень обучения. Помимо этого, современные ИКТ в определенной степени разрешают основную проблему «особых» детей, которая заключается в ограниченности социальных контактов и общения с другими людьми, в особенности, со сверстниками, определяющей бедность социального опыта, затруднения в формировании социальной и коммуникативной компетентностей, что сказывается на их социализации. Освоение детьми с ограниченными возможностями новых технологий поможет раздвинуть границы привычного социального развития личности,даст возможность овладения новыми социальными ролями (пользователь ПК, Интернет и др.) и профессиями (изменение содержания множества профессий), будет содействовать их интеграции в социум. Включение ребенка с ограниченными возможностями здоровья в виртуальное сообщество позволит ему осознать себя как субъекта деятельности в информационном образовательном пространстве, будет способствовать формированию у него адекватного отношения к действительности, потребности в сотрудничестве, преодолению замкнутости, развитию коммуникативного потенциала и формированию социальной компетентности. Особенности общения через Интернет (анонимность, своеобразие протекания процессов межличностного восприятия, добровольность и желательность контактов) обеспечивают возможность компенсировать и нейтрализовать в ходе опосредствованного Интернетом общения те препятствия, которые нередко делают болезненными непосредственные контакты: действительные либо мнимые недостатки собственной внешности, дефекты речи, некоторые свойства характера или психические заболевания. Отечественные авторы отмечают, что возможный спектр стратегий самопрезентации в сети определяется разнообразием различных Я-составляющих, и в свою очередь определяет реальную идентичность.[2] Посредством создания Я-желаемого и проигрывания не реализуемых в деятельности ролей достигается терапевтический эффект. Учащиеся выступают в качестве активных участников образовательного процесса, приобретают опыт межличностного взаимодействия. Главную роль играют личные качества обучающихся, их способности, стремление к получению знаний, физические же недостатки отходят на задний план. Внедрение компьютерной техники в специальное обучение связано с решением двух фундаментальных задач: научить детей грамотно пользоваться новыми орудиями деятельности и использовать новые информационно-компьютерные технологии в целях коррекции нарушений и общего развития «особого» ребенка. Ориентировка школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность) являются важным элементом формирования универсальных учебных действий, составляющих цель и основной результат образования. Несмотря на то, что в последние годы, благодаря новым установкам государства, были изменены подходы к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья, как показывает анализ образовательной практики, возможности использования ИКТ при обучении и развитии «особых» детей не реализуются в полной мере. Качественное образование для детей с ограниченными возможностями может быть обеспечено только при условии решения проблем, свойственных как дистанционным технологиям, так и в целом обучению этой категории детей: проблемы общения, проблемы развития интереса к изучаемым предметам, проблем обучающих педагогов, обусловленных как недостаточной подготовкой, так и пассивной позицией учителей. Повышению эффективности обучения и развития детей с ограниченными возможностями здоровья способствует использование различных педагогических и информационных технологий для организации совместной деятельности учащихся в малых группах, сотрудничества на разных этапах обучения, достижение высокого качества взаимодействия как по вертикали (педагог — обучающийся), так и по горизонтали (ученик-ученик).

Сегодня ИКТ образования развиваются очень активно, теперь специальные учебные среды позволяют организовать учебный процесс, ни в чем не уступающий по своим дидактическим возможностям традиционному, а во многом и превосходящий его. Создание информационно-образовательной среды для учащихся предполагает размещение самых разнообразных ресурсов: текстов, видеофильмов, рисунков, файлов презентаций или ссылок на Интернет-сайты; использование учебных инструментов, с помощью которых организуется интерактивное общение: заданий, опросов, тестов, форумов и т. д., использование специальных обучающих систем. Наибольшие перспективы распространения средств ИКТ в этой сфере общего среднего образования связываются с глобальной визуализацией учебного материала, применением интерактивных методов наложения текста на учебный видеоматериал, максимальным использованием мультимедиа. Важной особенностью специальной учебной среды является то, что она создает и хранит отчеты о деятельности каждого ребенка, позволяет контролировать работу, активность, «посещаемость» ученика, быстро реагировать на запросы. В силу интерактивного стиля общения и оперативной связи в дистанционном обучении с использованием средств ИКТ открывается возможность индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения. Учитель в зависимости от образовательных потребностей учащегося может применять гибкую, индивидуальную методику обучения, предлагать дополнительные, ориентированные на конкретного ученика блоки учебных материалов, ссылки на информационные ресурсы. Для успешной реализации дифференцированного обучения необходимо психологическое сопровождение процесса обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, которое ориентировано на индивидуализацию учебно-воспитательной работы, предполагает изучение индивидуальных особенностей каждого ученика, определение оптимального режима интеллектуальных и эмоциональных нагрузок, составление карты процесса обучения, отслеживание динамики развития учащегося. Особое внимание, по нашему мнению, важно уделять организации совместной со здоровыми, и не только здоровыми, детьми деятельности с использованием средств информационных технологий. Интернет и многочисленные сетевые услуги могут быть использованы в качестве своеобразной творческой лаборатории, позволяющей приобрести новый психологический опыт. В процессе обучения с использованием современных ИКТ дети с ограниченными возможностями здоровья вовлекаются в сетевую проектную, исследовательскую деятельность, диалоговое взаимодействие с обычными и «особыми» детьми, что позволяет создать условия для самосовершенствования, самопознания, самореализации каждого ребенка. Эффективность процесса социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в сетевом воспитательном пространстве повышается, если в основном это дети с сохранным интеллектом. В.Ю. Нестеров отмечает, что достижение индивидуальных целей в сети становится возможным только через создание группы.[3] Возможность обучающегося вступать в контакт не только с учителем, но и с другими обучающимися, позволяет имитировать очную коллективную форму обучения, чего многие дети с ограниченными возможностями здоровья лишены. Общение учащихся с педагогами и друг с другом возможно осуществлять с использованием средствопосредованнойучебной коммуникации, предполагающей активное взаимодействие и реализуемой с помощью разнообразных электронно-коммуникативных систем: прямое диалоговое общение в режиме форума, чата, проведение общегрупповых занятий в режиме виртуальный класс, консультирование в режиме on-line, Интернет-конференции. Возможность каждому ребенку принять участие в общем деле в той форме, которая ему доступна, дает межпредметный проект. Внесение собственного посильного вклада в общее дело с последующим представлением результата работы на общешкольной конференции позволяет ребенку с ограниченными возможностями здоровья ощутить уверенность в своих силах, почувствовать себя полноценным членом ученического сообщества. Таким образом, наиболее полной реализации задачи общего развития «особого» ребенка, по нашему мнению, способствует интегративная модель организации учебного процесса. Модель должна предусматривать возможность, во-первых, сочетания традиционной и дистанционной форм обучения, во-вторых, гибкого сочетания самостоятельной познавательной деятельности учащихся с групповой работой по типу обучения в сотрудничестве с другими участниками курса. Повышение эффективности обучения детей с ограниченными возможностями здоровья посредством применения новых информационных технологий во многом зависит от инициативной позиции преподавателя. При осуществлении психолого-педагогического сопровождения необходимо обратить внимание на решение задач определения наиболее эффективных форм взаимодействия субъектов процесса обучения и определения условий эффективной реализации той или иной формы взаимодействия. Таким образом, грамотная организация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья с полным, комплексным использованием широких возможностей новых ИКТ позволяет формировать у учащихся коммуникативные, личностные, регулятивные, познавательные универсальные учебные действия, способствует развитию целостной личности, что составляет цель и основной результат современного образования. Использование современных цифровых инструментов и коммуникационных сред следует рассматривать как наиболее естественный способ формирования универсальных учебных действий у детей с ограниченными возможностями.

Список использованной литературы

1. Босова, Л.Л. Компьютерные уроки в начальной школе // Информатика и образование. — 2002. — № 1.

2. Васильева, И.А. Психологические аспекты применения информационных технологий / И.А. Васильева, Е.М. Осипова, Н.Н. Петрова //

Вопросы психологии. — 2002. — № 3.

3. Ермолаева, М.В. Психологические рекомендации и методы развивающей и коррекционной работы с дошкольниками. — М.: Институт

практической психологии, 1998.

4. Никольская, И.А. Информационные технологии в специальном образовании. — М.: Коррекционная педагогика, 2004.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector