развитие активности и самостоятельности школьников в процессе обучения на уроках технологии.

Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретические аспекты развития активности и самостоятельности учащихся в учебно-воспитательном процессе на уроках технологии 6

1.1 Понятие активности и самостоятельности в психолого-педагогической литературе 6

1.2 Психолого-педагогическая характеристика учащихся 14

1.3 Формы и методы развития активности и самостоятельности учащихся на уроках технологии 20

Выводы по первой главе 34

Глава 2. Экспериментальная работа по развитию активности и самостоятельности учащихся в учебно-воспитательном процессе на уроках технологии 35

2.1 Изучение уровня активности и самостоятельности учащихся 35

2.2 Комплекс мероприятий по развитию активности и самостоятельности учащихся на уроках технологии 43

2.3 Анализ результатов экспериментальной работы 52

Выводы по второй главе 56

Заключение 58

Список литературы 60

Приложение 64

Введение

На современном этапе перестройки системы образования возникла потребность в организации учебно-воспитательного процесса в школе таким образом, чтобы каждый ученик смог проявить активность, самостоятельность, творчество в обучении, развить свой собственный стиль учебной деятельности. В связи с этим на первый план образования выходит задача развития в человеке способностей избирательно усваивать научные знании, умения адаптировать полученные знания к практике. В личности должны быть развиты такие качества как потребность в приобретении новых знаний, умение раскрывать самостоятельно сущность новых понятий, овладение способами познавательной деятельности, творческое применение полученных знаний для решения различных проблем.

Внутренняя потребность человека в знаниях, умение их приобретать из различных источников и творчески использовать их на практике характеризуются как самостоятельность. Воспитание самостоятельности учеников как цель образования рассматривали Я.А.Коменский, Ж.-Ж.Руссо, А. Дистервег, И.Г.Песталоцци, К.Д.Ушинский. Проблему анализа сформированности у детей активности и самостоятельности, как важнейшего показателя плодотворности учения рассматривали Л.П.Аристова, Е.Я.Голант, М.А.Данилов, Б.П.Есипов, П.И.Пидкасистый, И. СЯкиманский и др.

4 стр., 1691 слов

Развитие самостоятельности школьников на уроках технологии

... школьников на уроках технологии. 3. Выявить уровень сформированности самостоятельности у учащихся. 4. Реализовать педагогические условия формирования самостоятельности школьников на уроках технологии посредством методов ... образования возникла потребность в организации учебно-воспитательного процесса в школе таким образом, чтобы каждый ученик смог проявить активность, самостоятельность, творчество ...

Познавательная самостоятельность различными исследователями определяется как характеристика личности (Д.Б.Богоявленская, Л.Г.Вяткин, З.И.Калмыкова, М.Н.Махмутов и др.).

В педагогической литературе познавательная самостоятельность рассматривается как процесс и результат специально организованного усвоения учебной информации. Исследование путей формирования познавательной самостоятельности учащихся проводили В.К.Буряк, ЕЛ. Голант, Б.П.Есипов, М.И.Махмутов, П.И.Пидкасистый, А.В.Усова и др.

Формирование активности и самостоятельности личности возможно только при смене приоритетов в образовании — с усвоения готовых знаний на самостоятельную познавательную деятельность каждого ученика с учетом его особенностей и возможностей.

Важную роль в формировании активности самостоятельности школьников играет технологическое образование. Замена в учебном плане предмета «Трудовое обучение» на предмет «Технология» сделала актуальным поиск нового содержания и методов, позволяющих освободить технологическое образование от немотивированных упражнений по обработке различных материалов. Образовательная область «Технология» включенная в инвариантную часть базисного учебного плана российской школы в 1993 года, признана создать условие для развития активности и самостоятельности учащихся в процессе преобразовательной деятельности.

Несмотря на актуальность проблемы развития активности и самостоятельности учащихся на уроках технологии в настоящее время недостаточно разработана методика их развития, не определены наиболее эффективные пути, формы и методы обучения. Возникает противоречие между существующей в теории ориентации на формирование активности и самостоятельности у учащихся и недостаточной разработанностью на практике организационно-методических аспектов проблемы.

21 стр., 10100 слов

Формирование читательской самостоятельности младших школьников на уроках литературного чтения

... исследования - процесс развития читательской самостоятельности у младших школьников на уроке литературного чтения. Предмет исследования - методы и приемы развития читательской самостоятельности младших школьников на уроке ... с творческой деятельностью, которая связанна с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности, способности самостоятельно решать нестандартные задачи, а ...

Цель работы — выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить комплекс мероприятий по развитию активности и самостоятельности школьников на уроках технологии.

Объект исследования — развитие активности и самостоятельности школьников в процессе обучения на уроках технологии.

Предмет исследования — формы и методы развития активности и самостоятельности школьников на уроках технологии.

Гипотеза исследования: в процессе обучения на уроках технологии развитие активности и самостоятельности будет эффективно, если будут реализованы различные формы и методы обучения.

Цель и гипотеза определили задачи исследования:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития активности и самостоятельности школьников.

2. Выделить формы и методы развития самостоятельности школьников на уроках технологии.

3. Разработать комплекс мероприятий по развитию активности и самостоятельности учащихся на уроках технологии.

4. Определить эффективность предложенной методики в ходе педагогического эксперимента.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретические (анализ педагогической, психологической и методической литературы по проблеме исследования, сравнение и систематизация, обобщение фактов); эмпирические (наблюдение, анкетирование, анализ результатов учебной деятельности учащихся); эксперимент, методы обработки результатов исследования.

Теоретико-методологической основой исследования являются труды по проблемам активизации учебно-познавательной деятельности и формирования познавательной самостоятельности (Б.П.Есипов, А.С.Лында, П.И.Пидкасистый, Н.А. Половникова, М.Н.Скаткин, Н.Н.Тулькибаева, Т.Н.Шамова, Г. И.Щукина и др.).

8 стр., 3649 слов

Технология подготовки и проведения классного часа

... учатся общению, демократии, сотрудничеству, самостоятельности и ответственности. Назначение этого органа ... проект – это самостоятельное исследование учащимися значимых социальных различных проблем ... вопроса в жизни человека, производстве, развитии общества и науки ... . Их формы и технологии могут иметь множество вариантов ... и ребёнка, извлечение нравственных уроков, которые станут генеральной линией ...

Существенное значение для исследования имели теория технологической подготовки учащихся (П.Р.Атутов, С.Я.Батышев, В.А.Поляков, В.Д.Симоненко, Ю.Л. Хотунцев, С.Н.Чистякова и др.).

Экспериментальная база исследования — МОУ СОШ № 46 г. Челябинска.

Глава 1. Теоретические аспекты развития активности и самостоятельности учащихся в учебно-воспитательном процессе на уроках технологии

1.1 Понятие активности и самостоятельности в психолого-педагогической литературе

В современной науке существуют различные подходы к рассмотрению понятия «активность»: обозначается как деятельность (в ее операционально-действенном выражении); противопоставляется пассивности и понимается как предпосылка деятельности, выступая либо как готовность к ней, либо как ее условие; рассматривается как свойство личности: почин, инициативность субъекта, его личностная вовлеченность в деятельность; определяется как категориальное противопоставление адаптивности в качестве исследовательского, творческого звена осуществления всякого поведения и деятельности человека.

Активность — предмет исследования различных наук, естественных и общественных, каждая из которых исследует специфические для нее закономерности порождения, развития, динамику активности. С достаточной степенью условности можно выделить четыре аспекта проблемы в изучении активности; биологический (физический и физиологический), социально-психологический (личностный), психологический и педагогический.

С биологической активностью связывают такие способности, как способность к самосохранению, приспособлению, саморегулированию, самовоспроизведению и развитию в процессе взаимодействия организмов с окружающей средой. Источником активности, по В.М.Бехтереву, выступает внешняя среда и внутренние процессы, происходящие в организме. Если биологическая активность характеризуется стих…

Список литературы

1. Арестова О.Н., Бабанин Л.Н., Войскунский А.Е. Специфика психологических методов в условиях использования компьютера. — М.: МГУ, 1995.

11 стр., 5457 слов

Влияние использования современных воспитательных технологий на эффективность обучения в средней школе на примере МБОУ СОШ № 10 г. Новоалтайска

... процессы развития, обучения и воспитания ребенка [2]. Применение технологического подхода и термина «технология» к социальным процессам, к области духовного производства - образованию и воспитанию, ... деятельности используются 3 подсобных помещения. В школе созданы условия для удовлетворения потребности детей в двигательной активности, организованной физкультурно-оздоровительной деятельности, занятий ...

2. Атаулова О. В. О структуре урока технологии // Школа и производство. — 2004. — № 1. — С. 15.

3. Бабенкова Е.С. Использование компьютерных программ для выполнения схем вышивки и лоскутной мозаики // Школа и производство. — 2005. — № 4. — С.32−34.

4. Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия).

— М., 2002.

5. Богатырев А.Н. Учителю технологии о современных информационных технологиях. — Киров, 1998.

6. Бордовский Г. А., Извозчиков В.А. Новые технологии обучения: вопросы терминологии // Педагогика. — 1999. — № 5. — С.12−16.

7. Вилотиевич М. От традиционной к информационной дидактике // Вестник Моск. ун-та. Сер.20, Педагогическое образование. — 2003. — № 1. — С.20.

8. Гирина Д.С. Компьютерное моделирование декоративно-прикладных изделий непрямоугольной формы // Школа и производство. — 2005. — № 7. — С.28−36.

9. Гирина Д.С. Моделирование изделий декоративно-прикладного искусства в программе 3D Studio Max // Школа и производство. — 2005. — № 4. — С.45−55.

10. Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред. А.Е.Вайскунского. — М.: Можайск-Терра, 2000. — 432 с.

11. Дидактика технологического образования: Книга для учителя / Под ред. П.Р.Атутова. — М., 1998.

12. Дидактические основы создания и использования технических средств обучения в средней школе / Под ред. Л.П. Прессмана. — М., 1981.

13. Дистанционное обучение / Под ред. Е.С.Полат.- М.: Владос, 1998. — 192 с.

14. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация.- М.: Академия, 2001. — 192 с.

3 стр., 1334 слов

ИЗУЧЕНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В СОШ № 112

... В данной главе проанализирована роль игровых технологий в процессе обучения в выбранной нами школе, а также даны рекомендации молодым и ... 31 Введение Одной из глобальных проблем нашего государства и образования является - поиск путей повышения эффективности и качества ... сферах нашего общества. Предпочтение в процессе поиска новых средств, факторов и методов организации воспитания отдается тем, которые ...

15. Зайнутдинова Л.Х. Психолого-педагогические требования к электронным учебникам (на примере общетехнических дисциплин).

— Астрахань: Изд-во АГТУ, 1999.

16. Запрудский Н. И. Современные школьные технологии: Пособ. для учителей. — Мн., 2003.

17. Захарова И.Г. информационные технологии в образовании. — М., 2003.

18. Зимина О.В. Дидактические аспекты информатизации высшего образования // Вестник Моск. ун-та. Сер.20, Педагогическое образование. — 2005. — № 1. — С.23.

19. Коджаспиров Г. М., Петров К.В. Технические средства обучения и методика их использования. — М.: Академия, 2001. — 256 с.

20. Колин К. Информатизация образования: новые приоритеты // Alma Mater. — 2002. — № 2. — С.16.

21. Краснова Г. А и др. Технологии создания электронных обучающих средств. — М.: МГИУ, 2003. — 223 с.

22. Кругликов Г. И. Дидактические средства на занятиях по технологии // Школа и производство. — 1999. — № 4. — С.25−29.

23. Кругликов Г. И. Методика преподавания технологии с практикумом. — М.: Академия, 2002. — 480 с.

24. Ларионова Т.П., Жилкина Т.А. Изготовление и оформление учебно-наглядных пособий по обслуживающему труду // Школа и производство. — 1999. — № 1. — С.52−57.

25. Молева Г. А., Богданова И.А. Применение принципов развивающего обучения на уроках по технологии // Школа и производство. — 2005. — № 7. — С.53−56.

26. Некрасова Г. Н. Уроки технологии с использованием компьютера // Школа и производство. — 2004. — № 3. — С.25−27.

27. Новожилова Н.В. Использование интернет-технологий в исследовательской деятельности учителей и учащихся // Завуч. — 2003. — № 8. — С.118−125.

6 стр., 2935 слов

Тема № 21. Технологии социальной работы в системе образования

... все технологии, – необходимость выработки новой модели образования на всех уровнях, изменения способов обучения и образования, ... групповых и средовых технологий. В этом возрасте особенно велико влияние средств массовой информации, телевидения ... учителей школ и преподавателей профессионального образования, руководителей образования и сотрудников, обеспечивающих деятельность всей системы образования, ...

28. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С.Полат и др. — М.: Академия, 2001. — 272 с.

29. Носов Н.А. Психологические виртуальные реальности. — М.: Институт человека РАН, 1998. — 195 с.

30. Панюкова С.В. Информационные и коммуникационные технологии в личностно-ориентированном обучении. — М.: Педагогика-Пресс, 1998. — 165 с.

31. Розов И.Х. Интеллект, окружающий новый мир и новый век // Вестник Моск. ун-та. Сер.20, Педагогическое образование — 2005. — № 1. — С.111.

32. Свистунова Е.Л. Использование электронных таблиц Microsoft Excel для компьютерного тестирования // Школа и производство. — 2004. — № 8. — С.18−21.

33. Селевко Г. К. Альтернативные педагогические технологии. — М.: НИИ школьных технологий, 2005. — 224 с.

34. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Общая педагогика. В 2 ч. — М., 2002.

35. Ставрова О.Б. Компьютерные программные средства в обучении технологии // Школа и производство. — 2004. — № 4. — С.21−23.

36. Ставрова О.Б. Применение компьютера на уроках технологии в 5-м классе // Школа и производство. — 2005. — № 2. — С.36−38.

37. Ставрова О.Б. Современный урок технологии с применением компьютера. — М.: Школьная Пресса, 2005. — 96 с.

38. Стаценко Е.Р. Типы и особенности проблемных задач по художественному труду в начальных классах общеобразовательной школы // Творчество учителя как условие гуманизации и гуманитаризации школы. — Мурманск: МОИУУ, 1992.

39. Технические средства обучения и методика их использования / Сост. Д.А. Сметании, К.А. Квасневский, В.В. Ильин и др.; Под общ. ред. К.А. Квасневского. — М., 1984.

40. Уваров А.Ю. Электронный учебник: теория и практика. — М.: Изд-во УРАО, 1999. — 220с.

41. Угольков В.В. Дистанционное обучение с помощью компьютерных технологий // Современные проблемы воспитания и образования: психолого-педагогический сборник научных трудов, выпуск 4. — М.: Альфа, 2002. — С.62−64.

42. Хозяинов Г. И. Средства обучения как компонент педагогического процесса // Юбилейный сборник трудов ученых РГАФК, посвященный 80-летию академии. — М.: 1998. — Т.5. — С. 130−136.

43. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика: Научное издание. — М.: Изд-во УНЦ ДО, 2005. — 239 с.

44. Шахмаев Н.М. Дидактические проблемы применения технических средств обучения в средней школе. — М., 1983.

45. Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. — М., 1989.

46. Щурнова Н. Е. Культура современного урока. — М.: Педагогическое общество России, 2000. — 112 с.

47. Якиманская И. С. Технологии личностно ориентированного обучения в современной школе. — М.: Сентябрь, 2000. — 176 с.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector