Дифференциация методов обучения детей хореографии

Министерство культуры Российской Федерации

Федеративное Государственное Образовательное Учреждение

Высшего профессионального образования

Челябинская государственная академия культуры и искусств

Работа по предмету:

Педагогическая работа с хореографическим коллективом

Тема:

Дифференциация методов обучения детей хореографии

Работу выполнила: Вебер Ксения

студентка гр. 405 РХ

Работу проверила: профессор кафедры педагогики хореографии Ивлева Л. Д.

Челябинск-2013

Содержание

Введение……………………………………………………………..……………3

Глава 1. Процесс обучения танцу……………….………………………………4

1.1. Общее представление о методах обучения…………..………..……4

1.2. Классификация методов обучения………………..…………………8

Глава 2. Дифференциация методов обучения танцу……………………………13

2.1 Специфика применения дидактических принципов в обучении основам хореографического искусства. ……………………………………… 13

2.2 Дифференциация методов обучения в педагогической практике…17

Заключение………………………………………………………………………..23

Список литературы………………………………………………………………24

Введение

Хореографическое искусство является одним из востребованных в сфере любительства. Ежегодно тысячи любителей танца приходят в творческие коллективы, профессиональные и любительские ансамбли, студии.

Главное заключается в правильном подборе методик обучения учеников разного уровня знаний. 

В процессе обучения знания усваиваются индивидуально каждым учеником, и процесс усвоения знаний может быть не одинаков у детей разных групп и классов. Поэтому организация дифференцированного обучения детей обеспечивает возможность понимания учебного материала каждым учеником. В связи с этим актуально исследование методов работы с детьми каждого возраста, особенно с детьми младшего школьного возраста.

Цель работы — раскрыть сущность понятия дифференциация обучения, рассмотреть дифференцированный подход к проведению уроков.

10 стр., 4650 слов

Особенности организации обучения и воспитания детей старшего ...

... слова). 2. Развитие навыков звукового анализа (специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова) 3. Уточнение, расширение и обогащение ... и организационной преемственности в решении воспитательно-коррекционных задач. Особенности организации обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Эффективность коррекционно - ...

Задачи:

  • изучить методы обучения;
  • раскрыть сущность, цели и формы дифференциального обучения;
  • определить психолого-педагогические основы и критерии дифференциального обучения;
  • рассмотреть методы организации дифференциального обучения.

Предмет исследования — дифференциация методов обучения в хореографии. Объект исследования — процесс обучения танцу.

Глава 1. Процесс обучения танцу.

1.1. Общее представление о методах обучения.

Метод – способ построения и обоснования системы философского знания; совокупность приемов и операций практического или теоретического освоения действительности, а также человеческой деятельности, организованной определенным образом.

Методы обучения – важнейшие структурные компоненты целостного педагогического процесса, включающего в себя цели и задачи обучения, содержание, формы организации обучения и его результаты.

Главной характеристикой процесса обучения является его цель, от которой зависит выбор содержания обучения (учебного материала).

Этому содержанию должны соответствовать методы обучения.

Метод обучения выполняет важные функции в процессе обучения: с его помощью осуществляется передача ученикам содержания изучаемых предметов, управление познавательной деятельностью учащихся, интеллектуальное развитее учащихся и формирование необходимых личностных качеств. Метод также выполняет стимулирующую, коммуникативную, диагностико-коррекционную функции, необходимые для нормального функционирования учебного процесса. [1, c. 45]

Если рассматривать метод в деятельностном плане, то это «способ (система приемов) достижения какой-либо цели при выполнении некоторой операции» (Ю. К. Бабанский).

[1, c. 15] Известно и другое определение Ю. К. Бабанского: «Метод – это путь к цели, отрегулированная по определенному принципу деятельность, направленная на достижение определенных целей». В приведенных определениях Ю. К.Бабанского отображено два родовых признака метода вообще: целенаправленная деятельность и деятельность, отрегулированная по определенному принципу, представляющая собой систему приемов. Эти родовые признаки понятия метода человеческой деятельности необходимо перенести и на видовое понятие – «метод обучения». Поэтому кроме общих родовых признаков методов обучения необходимо указать и их специфические признаки. Такими признаками Ю. К. Бабанский [1, c. 16] считал следующие:

  • Быть определенной формой движения познавательной деятельности учащихся, в частности: а) выступать определенным логическим путем усвоения знаний, умений и навыков учащимися; б) быть определенным видом и уровнем познавательной деятельности учащихся (репродукция, эвристика, поиск, исследование);
  • Выступать как специфическое движение, раскрытие усваиваемого учащимися содержания знания в школе, благодаря чему обеспечивается неразрывное единство содержания и методов обучения;
  • Выступать определенным способом обмена информацией между учащимися и учителями (словесным, наглядным, практическим);
  • Быть определенным способом управления познавательной деятельностью учащихся (непосредственного, опосредованного управления или самоуправления);
  • Характеризоваться некоторыми способами общения учителей и учащихся;
  • Являться определенным способом стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности учащихся;
  • Выступать в роли способа контроля за эффективностью учения.

Невозможность включения в определение метода обучения всех выявленных его существенных признаков объясняется, во-первых, тем, что для каждой конкретной педагогической ситуации это определение может быть одноаспектным. Во-вторых, методы обучения выступают одновременно и в виде своеобразных педагогических требований к способам учебно-воспитательных действий учащихся и учителя. [1, c 31]

7 стр., 3231 слов

Глава 2. Влияние трудового обучения в формировании личности учащихся

... как фактор развития личности учащихся. Обучение неразрывно связано с воспитанием ... формирует цель, контролирует ход деятельности. Преобразуя предмет труда, создавая ... познавательном, ни в личностном развитии человека. Особая роль в этом едином процессе развития отводится обучению. ... личности определяет общее направление учебно-воспитательной работы. В ... разработки его содержания и методов на каждом этапе ...

Если выделить наиболее общий признак методов, то методы обучения можно определить как упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленные на достижение целей образования, воспитания и развития учеников.

Учитывая, что в определении понятия «метод обучения» отражаются сущностные характеристики той реальности, которую изучает педагогика и по отношению к которой она разрабатывает различного рода средства воздействия, В. И. Гинецинский [2, c. 70] приводит несколько подходов к определению метода, в каждом из которых так или иначе подразумевается наличие трех групп признаков, характеризующихся учебно-познавательную деятельность, педагогическую деятельность и предмет совместной деятельности участников педагогического процесса:

  • метод обучения есть аспект целостного педагогического процесса, характеризующий систему воспроизводящихся, устойчивых признаков деятельности его участников;
  • метод обучения есть аспект индивидуальной профессионально-педагогической деятельности, характеризующий устойчивую систему приемов оперирования учебной информации, регулирования учебно-познавательной деятельности;
  • метод обучения есть аспект индивидуальной учебно-познавательной деятельности, характеризующий сложившиеся у субъекта способы порождения новообразований в структуре его опыта в типичных условиях его организации;
  • метод обучения есть способ управления учебно-познавательной деятельностью путем выбора педагогически целесообразных форм представления учебного материала и вариантов его развертывания в рамках учебного времени;
  • метод обучения есть нормативно-ценностная модель организации учебного процесса, предписывающая определенную схему построения профессионально-педагогической деятельности;
  • метод обучения есть система общих признаков учебно-познавательной деятельности, присутствующих в работе учащихся, которые обучаются одним и тем же педагогом;
  • метод обучения есть система рефлексивно выделяемых признаков педагогической деятельности, ориентирующейся на определенные модели осуществления познавательной деятельности;
  • метод обучения есть определенный вариант выбора системы факторов, учитываемых при регулировании познавательной деятельности;
  • метод обучения есть аспект функционирования педагогической системы, характеризующий способ достижения инструментальных (промежуточных) и терминальных (конечных) целей. [2, c. 58]

Таким образом, мы видим, что метод обучения обладает сложными методологическими и собственно педагогическими характеристиками. Так, каждый метод обучения предметен, всегда субъективен, адекватен опыту, на который направлен, адекватен поставленной цели.

3 стр., 1040 слов

Актуальные проблемы обучения и воспитания умственно отсталых ...

... - Миллер Е.Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. -М., 1968. 22. Ковалёва Е.А. Методика обучения сельскохозяйственному труду во вспомогательной школе.- ... те качественные и количественные показатели, которые могут служить основанием для помещения ребенка в соответствующее учреждение и последующей коррекционной работы. Над умственной отсталостью работали ...

1.2. Классификация методов обучения.

Педагогической наукой накоплен богатый материал, касающийся методов обучения. Существуют также различные классификации методов обучения, многообразие которых зависит от избираемого принципа классификации.

Одна из первых классификаций методов обучения была предложена Е. В. Перовским и Е. Я. Голант. Строилась она по основанию источника знаний, ориентируясь на «золотое правило» дидактики. В соответствии с источником знаний (слово, наглядность, практика) были выделены соответственно три группы методов: словесные (лекция, рассказ учителя, беседа, работа с книгой, учебным текстом); наглядные (демонстрация картин, муляжей, кинофильмов и диафильмов и т.д.); практические (выполнение опыта, эксперимента, исследовательской работы, лабораторной работы, упражнения, составление таблиц, графиков и т.д.).

[3]

Эти методы определяются по внешним признакам, в основном по видам деятельности учителя. Однако такая классификация методов не раскрывает деятельность учащихся, а также психические процессы, связанные с этой деятельностью. Поэтому ряд ученых делают попытку разработать такую классификацию методов обучения, в основе которой лежал бы характер деятельности учителя и учащихся.

Словесные методы.

Словесные методы и приемы позволяют в кротчайший срок передать детям информацию, ставить перед ними учебную задачу, указывать пути ее решения. Они сочетаются с наглядными, игровыми, практическими методами. Рассказ педагога — важнейший словесный метод, который позволяет в доступной для детей форме излагать учебный материал. Он относится к наиболее эмоциональным методам обучения. Беседа – применяется в тех случаях, когда у детей имеется некоторый опыт и знания о предметах и явлениях, которым они посвящены. Беседа – диалогический метод обучения, который предполагает, что задавать вопросы, высказывать свою точку зрения могут все участники беседы. Этическая беседа имеет целью воспитание нравственных чувств, формирование нравственных представлений, суждений, оценок. Тематика познавательных бесед определяется программой обучения. По дидактическим целям выделяются беседы вводные и обобщающие (итоговые).

23 стр., 11025 слов

Формирование коллектива при обучении детей с ОПФР (с интеллектуальной ...

... коллектива класса интегрированного обучения. Объект исследования: коллектив класса интегрированного обучения. Предмет исследования: формирование коллектива при обучении детей с ОПФР Методы исследования: на теоретическом ... c. 17]. Умственно отсталым называют такого ребенка, у которого имеется стойкое нарушение познавательной деятельности вследствие органических повреждений головного мозга [22; ...

Назначение вводной беседы – подготовить детей к предстоящей деятельности, наблюдению. Обобщающая беседа проводится с целью суммирования, уточнения, систематизации знаний, приобретенных детьми на протяжении достаточного большого отрезка времени. В процессе обучения используются словесные приемы: вопросы к детям, указания, объяснения, педагогическая оценка. [4, c. 152]

Наглядные методы. Познавательная и практическая деятельность на занятиях может быть организована на основе наглядного показа соответствующих предметов и явлений. К группе наглядных методов обучения относятся: наблюдение, демонстрация наглядных пособий. Наблюдение – это умение всматриваться в явления окружающего мира, выделять, устанавливать их причины, делать выводы. Непосредственное наблюдение детьми изучаемых объектов имеет важное значение для формирования полноценных представлений и развития познавательных процессов — восприятия, мышления, воображения. Демонстрация картин, репродукций, диафильмов, слайдов, видеофильмов и других наглядных средств — важный метод обучения дошкольников, позволяющий решать ряд дидактических задач. Наглядные средства дают ребенку наглядный образ знакомых и незнакомых предметов, расширяют кругозор детей, поскольку появляется возможность дать представление о тех событиях, явлениях, предметах, которых нет в опыте обучаемых, которые они не могут непосредственно воспринять. В обучении дошкольников используются наглядные приемы обучения: показ способов действий, показ образца (показ педагога каждого танцевального элемента).

Эти приемы основаны в значительной мере на подражании и его роли в усвоении ребенком знаний и умений. Музыкальное сопровождение считается методическим приемом. Рассчитывать на то, что дети сами научатся чувствовать музыку нельзя. Педагог своими пояснениями должен помочь им приобрести умения, согласовывать свои движения с музыкой. Умелый подход к подбору музыкального материала для игр, этюдов, танцев, с первых занятий исключает формальный подход детей к музыке лишь только как к оформлению занятия. Ибо правильно выбранная музыка несет в себе все те эмоции, которые затем дети проявляют в танце. Показ действий, их последовательности выполнения применяется на хореографических занятиях. Эти приемы раскрывают перед детьми задачу предстоящей деятельности, направляют их внимание, память, мышление. Показ педагога должен быть целостным, точным, эмоциональным. Необходимо, чтобы дети увидели каждое движение, заметили особенности его выполнения. Каждое свое действие педагог-хореограф обозначает словами, они дополняют движения, характеризуют его направление. [4, c. 158]

Практические методы.

Практические методы  – это методы, с помощью которых педагог придает познавательной деятельности детей, усвоению новых знаний, умений, практический характер. Ведущими практическими методами обучения являются упражнения, экспериментирование (сюда включаются элементы творческой работы дошкольников).

3 стр., 1032 слов

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД ПРИ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО ...

... нуждаются учащиеся с особенностями психофизического развития. Актуальность и значимость проблемы обусловили выбор темы исследования. Объектом исследования является индивидуальный подход как принцип воспитания и обучения детей. Предметом исследования стало коррекционное обучение детей ...

Упражнение –  многократное повторение детьми практических действий заданного содержания. Благодаря упражнениям у детей формируется разнообразные умения и навыки. Значительная часть содержания обучения может быть усвоена ребенком посредством упражнений. Чтобы научиться танцевать, петь, рисовать, детям необходимо овладеть соответствующими способами действий. [4, c. 161] Игровые методы и приемы.

Достоинство игровых методов и приемов обучения заключается в том, что они вызывают у детей повышенный интерес, положительные эмоции, помогают концентрировать внимание на учебной задаче, которая становится не навязанной извне, а желанной, личной целью. Решение задачи в процессе игры сопряжено с меньшими затратами нервной энергии, с минимальными волевыми усилиями. Игровые методы и приемы достаточно разнообразны. Наиболее распространенными являются дидактические игры. Им присущи две функции: 1.Совершенствование и закрепление знаний. 2.Усвоение новых знаний и умений разного содержания.

Все педагогические методы применимы и в хореографической образовательной деятельности:

  • Наглядно-слуховой (звучание музыкального произведения) всегда сопровождает рассказ педагога-хореографа о музыке).

    Это облегчает усвоение определенных знаний, заинтересовывает детей, придает обучению проблемный характер. [4, c. 170]

  • Наглядно-зрительный метод так же широко применяется: показ репродукций картин, игрушек, портретов артистов балета, всевозможных плакатов. Все это значительно облегчает усвоение знаний о хореографическом искусстве.
  • Словесный метод применяется на каждом занятии, педагог-хореограф сообщает детям различные сведения о танце, поясняет его содержание, разъясняет, как применять тот или иной прием исполнения танца, как овладевать определенными навыками.
  • Практические приемы – передача характера музыки в движениях – позволяет глубже прочувствовать и осознать значение средств выразительности: динамики, темпа, регистра, пауз. В хореографической образовательной деятельности ярко проявляется взаимосвязь методов обучения.
  • Игровая форма заданий, занимательность помогает без особых затруднений усвоить достаточно сложные танцевальные понятия и представления о танце.

В данной классификации методов обучения лежит характер хореографической деятельности учителя и учащихся.

Глава 2. Дифференциация методов обучения танцу.

2.1 Специфика применения дидактических принципов в обучении основам хореографического искусства.

Сочетание в хореографической деятельности таких свойств танца, как единство музыки, движения и игры, делает хореографию наиболее плодотворным средством эстетического воспитания и обучения детей в раннем возрасте. Однако реализация этой важнейшей функции хореографической деятельности возможна лишь при соблюдении определенных принципов организации проведения занятий по хореографии с детьми. Назовем некоторые из них.

  1. Принцип комплексного подхода по хореографии.

При эстетическом воспитании ребенка различные виды искусства взаимодействуют между собой, комплексно воздействуя на ребенка. Это взаимодействие при организации занятий по хореографии осуществляется в результате тесных межпредметных связей со слушанием музыки, изобразительным искусством и другими предметами.

11 стр., 5364 слов

Особенности обучения детей старшего дошкольного возраста рассказыванию из опыта

... - выявить значение рассказов из опыта для детей старшего дошкольного возраста; - изучить особенности обучения детей по проблеме у детей старшего возраста в МБДОУ «Детский сад № ... вымышленных событиях. Под творческим рассказыванием в методике понимают деятельность, результатом которой является придумывание детьми сказок, реалистических рассказов с самостоятельно созданными образами, ситуациями, ...

  1. Принцип единства хореографического и общего психического развития детей.

Этот принцип обусловлен необходимостью органической взаимосвязи эстетического и общего становления личности ребенка. Хореографическая деятельность детей обеспечивает интенсивное развитие их воображения, эмоциональной сферы, образной и логической памяти, мышления. В процессе занятий хореографией дети приводят в движение все умственные силы и применяют образующиеся у них при этом способности в других видах деятельности. [5, c. 225]

  1. Принцип художественно-творческой деятельности и самодеятельности детей на занятиях по хореографии. Соблюдение этого принципа на занятиях хореографией напрямую определяет действенность этих занятий в деле эстетического воспитания детей. Хореография знакомит детей с произведениями искусства, шлифует исполнительские навыки, становится содержанием духовной жизни, является средством художественного развития, индивидуального и коллективного творчества, самовыражения детей. Это достигается лишь тогда, когда хореографическая деятельность является не репродуктивной, а активной, самостоятельной, творческой.
  2. Принцип эстетики детской жизни. Этот принцип требует от педагогов-хореографов организации отношений, деятельности, общения с детьми по законам красоты, принесения им радости. Для ребенка все имеет воспитательное значение: убранство помещения, опрятность костюма, форма личных отношений и общения с ровесниками и взрослыми, условия занятий и характер развлечений. При этом важно вовлечь всех детей в активную деятельность по созданию и сохранению красоты собственной жизни. Красота, в создании которой ребенок принимает активное участие, кажется ему особенно привлекательной, становится чувственно осязаемой, делает его ревностным ее защитником и пропагандистом. Поддержание красоты во всем является необходимым условием хореографической деятельности.
  3. Принцип учета возрастных особенностей детей. Соблюдение всех названных принципов при организации хореографических занятий с детьми позволяет сделать эти занятия действенным средством эстетического развития детей, пробуждения в них способностей активного эстетического восприятия, эмоционального переживания, образного мышления, а также формирование у них высоких духовных потребностей. [6, c. 115]
  4. Принцип доступности и индивидуальности –  учет возрастных особенностей, подача материала от простого к сложному, учет индивидуальных особенностей каждого ребенка.
  5. Принцип постепенного повышения требований – постепенная постановка и выполнение ребенком более трудных заданий, в постепенном увеличении объема и интенсивности нагрузки. Последовательность, регулярность, чередование нагрузок с отдыхом.
  6. Принцип системности – один из ведущих. Системность заключается в непрерывности и регулярности занятий.
  7. Принцип повторения материала – повторение выработанных двигательных навыков. Только при многократном повторении образуется двигательный стереотип.
  8. Принцип наглядности – безукоризненный практический показ движений педагогом-хореографом с лаконичными объяснениями и пояснениями.
  9. Принцип связи предлагаемого материала с жизнью – ребенок должен знать, что или кого он изображает в танце. [7, c. 64]

При музыкальном оформлении педагогу не следует считать вслух, так как это притупляет музыкальное восприятие ребенка. Объяснив и показав, в каком размере и темпе делается данный танцевальный элемент, необходимо выполнить его совместно с ребенком, затем дать ему возможность исполнить танцевальный элемент самостоятельно и под музыку. Считать вслух допустимо только в начале проучивания нового танцевального элемента.

7 стр., 3429 слов

Обучение учащихся умениям и навыкам

... действия требует для своего осуществления специфических умений и навыков. Решение проблемы обучения умениям и навыкам связано со знанием психологической структуры человеческих действий. Любое ... с помощью органов чувств (зрения, слуха, мышечного чувства). Управление движениями осуществляется по принципу обратной связи. Каналом связи служат органы чувств, а источником информации - определенные ...

Каждый новый танцевальный элемент надо начинать и заканчивать препорасьоном, делать постоянно акцент на исходную позицию. [8, c 174]

Танцевальные способности следует развивать в равной степени, работая над движениями рук и ног. Если внимание обращено только на ноги и забываются руки, корпус и голова – никогда не будет достигнута полная гармония движений и не получится полное, должное впечатление от исполнения. На занятиях выполнение танцевальных элементов строго дозируется. Сложные элементы чередуются с легкими, движения, требующие большего мышечного напряжения – с движениями на расслабление.

После выполнения движений в быстром темпе необходимо выполнить движения на восстановление дыхания

Занятия необходимо проводить увлекательно, в темпе, чтобы дети уходили с занятия с чувством удовлетворения и чтобы с каждым занятием они приобретали все больше знаний и навыков.

Не следует весь урок громко командовать. Иногда нужно объяснять тихо, но эмоционально. Это заставит занимающихся соблюдать тишину и внимательно слушать объяснение преподавателя.

Не использовать при работе с детьми ласкательно уменьшительные слова (головка, ручки, ножки …).

На каждое танцевальное движение использовать новое музыкальное произведение.

Необходима одинаковая нагрузка во время занятия на левую и правую ногу 

Не показывать детям как неправильно они исполняют то или иное танцевальное движение и не сравнивать их исполнение с чем-либо. [9, c 157]

Соблюдение данных принципов организации проведения занятий по хореографии обеспечивает реализацию важнейших функций хореографической деятельности.

2.2 Дифференциация методов обучения танцу в педагогической практике.

Главная цель профессиональных студий и ансамблей танца — способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности, всемерно раскрывать ее творческие возможности, формировать основанное на общечеловеческих ценностях мировоззрение, гуманистические отношения, обеспечивать разнообразные условия для расцвета индивидуальности ребенка с учетом его возрастных особенностей — это личностно-ориентированное образование.

14 стр., 6780 слов

Влияние самооценки и уровня притязаний на обучение учащихся

... оказывают решающее влияние на развитие личности ребенка, что проявляется в успешности обучения. Предполагается, что высокий уровень самооценки и притязаний способствуют  успешному обучению учащихся. Задачи : ·                   провести анализ материалов ...

Всякое обучение, по своей сущности, есть создание условий для развития личности. Личность — это психическая, духовная сущность человека, выступающая в разнообразных обобщенных системах качеств. Личностно-ориентированное образование ориентировано на ученика, на его личностные особенности, на культуру, на творчество как способ самоопределения человека в культуре и жизни.

Термин «дифференциация образования» обозначает разделение учебных планов и программ в специализированных школах, классах или в старших классах средней школы. В процессе дифференцированного подхода педагог изучает, ана­лизирует и классифицирует различные качества личности и их прояв­ления у детей, выделяя наиболее общие, типичные черты, характер­ные для данной группы учащихся. На этой основе он определяет стратегию своего взаимодействия с группой, формы включения уча­щихся в общую деятельность и отношения. [10]

Дифференцированный процесс обучения — это широкое использование различных форм, методов обучения и организации учебной деятельности на основе результатов психолого-педагогической диагностики учебных возможностей, склонностей, способностей учащихся.

Использование этих форм и методов, одним из которых является уровневая дифференциация, основываясь на индивидуальных особенностях обучаемых, создаются благоприятные условия для развития личности в личностно-ориентированном образовательном процессе. Основная задача дифференцированной организации учебной деятельности — раскрыть индивидуальность, помочь ей развиться, устояться, проявиться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям. Дифференцированное обучение сводится к выявлению и к максимальному развитию задатков и способностей каждого учащегося. Важно, что при этом, общий уровень образования должен быть одинаков для всех. Развитие личности ученика в условиях дифференцированного обучения в личностно-ориентированном образовании ставит своей целью обеспечить учащимся свободный выбор обучения на вариативной основе дифференцированного подхода индивидуальных особенностей личности на основе государственного образовательного стандарта образования, выведенного на смысловой уровень. [11, c. 112]

Применение дифференцированного подхода к учащимся на различных этапах учебного процесса в конечном итоге направлено на овладение всеми учащимися определенным программным минимумом знаний, умений и навыков.

Ивлева — Стр 2

Дифференциация обучения должна быть гибкой и подвижной, позволяющей учителю в процессе обучения подходить индивидуально к каждому ученику и способствовать общей активизации класса. Постоянное осуществление на всех этапах учебного процесса «единства требований» ко всем учащимся без учета особенностей их индивидуально-психологического развития тормозит их нормальное обучение, становится причиной отсутствия учебных интересов. [12, c. 144] Осуществление дифференцированной организации в личностно-ориентированном образовании потребует:

  • изучение индивидуальных особенностей и учебных возможностей учащихся; 
  • определение критериев деления учащихся на группы; 
  • умение совершенствовать способности и навыки учащихся при индивидуальном руководстве; 
  • умение анализировать их работу, подмечая сдвиги и трудности; 
  • перспективное планирование деятельности учащихся (индивидуальное и групповое) направленное на руководство учебным процессом; 
  • умение заменить малоэффективные приемы дифференциации руководства учением более рациональными.

Продолжая обучение в старшей ступени танцевального ансамбля или студии перед учащимися, встает вопрос определения своего места в жизни. Содержание обучения должно быть ориентировано на те тенденции развития учащихся, иными словами, быть полезным для каждой возрастной группы на сегодня или на ближайшее будущее. Разработка целей и содержания обучения, должно учитывать специфические потребности развивающегося человека. [13, c. 53]

Каждый учащийся как носитель собственного (субъективного) опыта уникален. Поэтому с самого начала обучения необходимо создать для каждого не изолированную, а более разностороннюю школьную среду, дающую возможность проявить себя. И только когда эта возможность будет профессионально выявлена педагогом, можно рекомендовать наиболее благоприятные для развития учащихся дифференцированные формы обучения. 

Виды и формы дифференцированного обучения.

Дифференцированное обучение осуществляется в различных организационных формах, с помощью различных учебных средств и на различных уровнях (частно-методическом, технологическом, общепедагогическом, социальном).

В современной образовательной практике используется следующая классификация видов и форм дифференциации.

По характерным индивидуально-психологическим особенностям детей, составляющим основу формирования гомогенных групп, различают дифференциацию:

  • по возрастному составу (школьные классы, возрастные параллели, разновозрастные группы);
  • по полу (мужские, женские, смешанные классы, команды, школы);
  • по области интересов (гуманитарные, физико-математические, биолого-химические и другие группы, направления, отделения, школы);
  • по уровню умственного развития (уровню достижений);
  • по личностно-психологическим типам (типу мышления, акцентуации характера, темпераменту, социотипу и др.);
  • по уровню здоровья (физкультурные группы, группы ослабленного зрения, слуха, больничные классы).

    [14, c. 97]

У каждого преподавателя свой стиль работы, своя методика и система требований. От их характера, последовательности и содержания зависит развитие танцевального коллектива, его нравственных основ. Практика показывает, что чем выше и обоснованнее требования преподавателя, тем выше организация его работы, нравственный настрой детей. И, наоборот, чем ниже уровень требований, тем ниже показатели в коллективе. Но в любом случае, если педагог правильно формирует свои требования и они отвечают определенным условиям, он должен помнить, что они должны быть: последовательны, понятны, оправданы, посильны для выполнения.

На основе исследований определяются дифференцированные группы: по степени выраженности хореографических способностей (одарённые дети, дети со слабо выраженными способностями, дети – норма) и по склонностям к тому или иному виду танца (народный, классический, эстрадный).

При необходимости производится перемещение учащихся из группы в группу на основе ярко выраженных  показателей  развития и успешности обучения.

    Самым распространенным методом внутригрупповой дифференциации и индивидуализации на занятии является выполнение учениками заданий разного уровня сложности. Кроме того, дифференцируются задания по степени самостоятельности учащихся, по уровню творчества, по объему учебного материала, по характеру помощи учащимся. Такой способ дифференциации предполагает, что учащиеся группы выполняются кроме основного ещё и дополнительное задание, аналогичное основному, однотипное с ним. [16]

    Необходимость дифференциации заданий по объёму обусловлена разным темпом работы учащихся, каждому из них предлагается выбрать свой, в зависимости от индивидуальных психологических особенностей усвоения учебного материала. Кому-то надо постоять и осмыслить упражнение, кому то много раз повторить всё упражнение, замедляя темп в «трудных местах», а кому то «отработать» только «неполучающийся» элемент. 

Степень самостоятельности учащихся здесь различна. Для одной группы предусмотрена самостоятельная работа, для другой  – полусамостоятельная, для третьей  – фронтальная работа под педагогическим руководством, оказывается дозированная помощь. Наиболее распространенными видами помощи использую: а) помощь в виде вспомогательных заданий, подготовительных упражнений; б) помощь в виде «подсказок».

Учащиеся сами определяют, на каком уровне им следует приступить к самостоятельному выполнению задания. При необходимости они могут в любой момент вернуться к работе под руководством педагога. Медлительные дети, а также дети с низким уровнем обучаемости обычно не успевают выполнить самостоятельную работу к моменту её фронтальной проверки, им требуется на это дополнительное время. Остальные дети затрачивают это время на выполнение дополнительного задания, которое  не является обязательным для всех учеников. Очень часто на занятиях используется работа учащихся в парах или тройках, где одному (более успешному в обучении) предлагается роль педагога, а другим (неуспевающим) – учеников. [16]

В зависимости от темпа обучаемости и упражнения, которое не получается, в разных подгруппах может варьироваться не только время выполнения, но и содержание заданий.  Далее, с целью контроля эффективности такого обучения, обязательно идёт проверка качества выполнения работы каждого из участников подгруппы (и учащего и обучающего) в виде обще-группового просмотра исполнения упражнений, где каждый «педагог» представляет своего «ученика», и оценивается и качество исполнения, и качество обучения, или даже в виде мини соревнований между подгруппами. Анализируют, указывают на ошибки и достижения, оценивают результативность друг друга дети самостоятельно, но под педагогическим контролем.

    Различный характер дифференциации и цели этих заданий, позволяют в течение урока обращаться к подобной организации учебной деятельности многократно, создавать благоприятные условия для активной мыслительной деятельности обучающихся.

Заключение

В данной работе раскрыта сущность понятия «дифференциация обучения», рассмотрен дифференцированный подход к проведению уроков танца.

Установлено, что дифференциация обучения является одним из эффективных средств влияния на ценностные ориентации учащихся, а также на наиболее значимые качества их личности, тем самым во многом способствуя развитию системы образования, переходу ее на качественно новый уровень.

Список литературы

  1. Бабанский, Ю. К. Педагогика / Ю. К. Бабанский [Текст] – М.: Просвещение, 1983. – 229 с.
  2. Гинецинский, В. И. Основы теоретической педагогики / В. И. Гинецинский [Текст] – СПб.: Издательский центр «Академия», 1992. – 167 с.
  3. Грот, Р. Дифференциация в образовании / Р. Грот [Текст] – М.: Просвещение, 1998. – 258 с.
  4. Загвязинский, В. И. Атаханов, Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов [Текст] – М.: Феникс, 2001. – 208 с.
  5. Краевский, В. В. Бережнова, Е. В. Методология педагогики: новый этап / В. В. Краевский, Е. В. Бережнова [Текст] – М.: Феникс, 2001. – 400 с.
  6. Лошнова, О. Б. Уровневая дифференциация обучения / О. Б. Лошнова [Текст] – М.: Феникс, 1994. – 149 с.
  7. Осмоловская, И. М. Дидактика / И. М. Осмоловксая [Текст] – М.: Феникс, 2003. – 240 с.
  8. Педагогический опыт и мастерство хореографа: сб. науч. тр. / науч. ред. В. Я. Рушанин, В. И. Панферов [Текст] – Челябинск: ЧГАКИ, 2010. – 503 с.
  9. Селевко, Г.К. Дифференциация обучения / Г. К. Селевко [Текст] – Ярославль, 1995. – 204 с.
  10. Ситаров, В.А. Дидактика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Ситаров [Текст] — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 368 с.
  11. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов, В. А. Педагогика. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И. Ф. Сластенин, Е. Н. Шиянов, Шиянов В. А. [Текст] – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 576 с.
  12. Унт, И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения / И. Э. Унт [Текст] – М.: Педагогика, 1990. – 192с.
  13. Хуторской, А. В. Краевский, В. В. Основы обучения. Дидактика и методика / А. В. Хуторской, В. В. Краевский [Текст] – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 347 с.
  14. Современная энциклопедия [Электронный ресурс]. – Электрон. текстовые дан. (1 файл).

    – [б. и., 2011]. – Режим доступа:

  15. Современная энциклопедия [Электронный ресурс]. – Электрон. текстовые дан. (1 файл).

    – [б. и., 2011]. – Режим доступа:

  16. Современная энциклопедия [Электронный ресурс]. – Электрон. текстовые дан. (1 файл).

    – [б. и., 2011]. – Режим доступа: http://www.plib.ru/pedagogika/sravnitelnaya_pedagogika/sravnitelnaya_pedagogika9.html

25