Организация интегрированного обучения детей с задержкой психического развития и интеллектуальной недостаточностью в условиях общеобразовательной школы

 

 

Проблема интегрированного обучения (интегрированное обучение – обучение и воспитание детей с проблемами в развитии в учреждениях общей системы образования в едином потоке с нормально развивающимися детьми) в настоящее время широко обсуждается, так как интеграция имеет положительные и отрицательные стороны. С одной стороны,  дети с особыми образовательными потребностями не изолированы от общества, но, с другой, в массовых школах возможности коррекционного обучения ограничены.

Интеграция в общество рассматривается как конечная цель обучения детей с нарушениями в психофизическом развитии: выпускник, имеющий психофизическое нарушение, должен войти в общество как полноправный гражданин, способный к самостоятельной жизни, взаимоотношениям с окружающими людьми и продуктивной деятельности. С этих позиций интегрированное (совместное) обучение выступает как наиболее эффективное средство достижения конечной цели в том случае, если в массовых образовательных учреждениях созданы условия, позволяющие получить качественное образование, коррекционную помощь, трудовую подготовку.

В нашем районе также актуальна проблема интегрированного обучения, несмотря на то, что созданы условия для обучения и воспитания детей с умственной отсталостью и с задержкой психического развития в специальной школе и в специальных классах общеобразовательных школ.

Причина тому – нежелание родителей отдавать своих детей из семьи в интернатное учреждение либо в специальные классы. Поэтому такие дети остаются обучаться в общеобразовательных школах района.

     Продуктивность образовательной интеграции непосредственно зависит от квалификации кадров общеобразовательных учреждений, их готовности работать с интегрированным ребенком. Школьные учителя должны иметь определенный объем знаний в области коррекционной педагогики и специальной психологии, владеть соответствующими педагогическими технологиями, использовать в работе специальную литературу, посещать специальные семинары по работе с детьми с проблемами в психофизическом развитии, повышать свою квалификацию.

     Необходимо сосредоточить внимание педагогов на «строгом соблюдении в общеобразовательной школе гигиенических нормативов, направленных на охрану и укрепление здоровья, гармоническое развитие и совершенствование функциональных возможностей организма детей (организация режима дня, соблюдение оптимального объема и содержания учебно-воспитательной работы, объема дневной, недельной, годовой учебной нагрузки)» (Н.Н. Малофеев, директор Института коррекционной педагогики РАО) [2].

16 стр., 7769 слов

Воспитание и обучение детей с нарушением развития

... развития   Коррекционно-развивающая направленность обучения русскому языку детей с задержкой психического развития в начальных классах   Обучение детей с нарушением интеллекта в условиях начальной общеобразовательной ... Гончаровой "Психологическая реконструкция ранних этапов читательского развития"   О проблемах обучения и воспитания детей после кохлеарной имплантации   "На даче": ...

В деятельность учителя, работающего в условиях интегрированного обучения детей с ЗПР и интеллектуальной недостаточностью, входит:

1) диагностика уровня развития ребенка на основе изучения заключения ПМПК, характеристики из предшествующего ОУ, детских работ, бесед с родителями, наблюдений за ребенком, диагностики уровня знаний по предметам и ориентировки в окружающем мире, особенностей общения со сверстниками и взрослыми; по возможности, проведение предварительной коррекционной работы;

2) составление на основе диагностических данных индивидуального образовательного маршрута ребенка:

— индивидуальная траектория образования в календарно-тематическом, поурочном планировании,

— планирование индивидуальных и групповых коррекционных занятий с педагогом (составляется с перспективой не более чем на 1 месяц).

3) отслеживание динамики развития ребенка:

— регулярное изучение учащихся с целью выявления индивидуальных особенностей и определения направления коррекционно-развивающей работы,

— фиксация динамики развития обучающихся с ЗПР и интеллектуальной недостаточностью в диагностических документах (дневник наблюдения, характеристика), плане коррекционных занятий с учётом усвоения учащимися образовательных программ.

При отсутствии положительной динамики развития детей с ЗПР в условиях интегрированного обучения учащиеся в установленном порядке направляются на ПМПК для решения вопроса о форме дальнейшего обучения;

4) взаимодействие со специалистами и родителями:

— изучение педагогом класса, специалистами условий семейного воспитания детей с ЗПР и умственной отсталостью и, как результат, выработка конкретных рекомендаций для родителей;

— знакомство специалистов с данными обследования и планом работы педагога, а педагога – с результатами диагностики и планами специалистов;

19 стр., 9434 слов

Обучение и развитие в школе и ВУЗе

... обучение и воспитание играют ведущую роль в психическом развитии ребенка. «Обучение может иметь в развитии ... преобразования студента в квали-фицированного специалиста. Теория обучения относится главным образом к ... психологических и медицинских зна-ний для диагностики, лечения и предупреждения (профилакти-ки) ... самостоятельно в соответствии с особенностями школы, вуза, отделения, количества отведенных ...

— предоставление родителям учащихся с ЗПР и умственной отсталостью в индивидуальном порядке данных о результатах диагностики, планах работы, динамике развития их детей с конкретными рекомендациями как со стороны учителя, так и специалистов;

— проведение психолого-медико-педагогических консилиумов, педсоветов, семинаров по вопросам диагностики, коррекционного обучения, социальной адаптации учащихся с ЗПР и умственной отсталостью, работе с их родителями;

— участие имеющихся узких специалистов образовательного учреждения (дефектологов, логопедов, психологов, социальных педагогов, врачей) в работе методических объединений учителей, проведении родительских собраний;

— ведение педагогической документации, обеспечивающей взаимосвязь в работе специалистов (тетради взаимосвязи логопеда, психолога, дефектолога с педагогом, дневник наблюдений за учащимся, написание характеристик);

— работа с родителями обычных детей, направленная на формирование толерантного отношения к особым детям и их семьям [9];

5) охрана и укрепление соматического и психоневрологического здоровья ребенка: предупреждение психофизических перегрузок, эмоциональных срывов, профилактика детского травматизма через организацию физкультурно-оздоровительных перемен, динамического часа, физкультминуток на уроках, проведение занятий на свежем воздухе и др., создание климата психологического комфорта, обеспечение успешной учебной деятельности в ее фронтальной и индивидуальной формах;

6) реализация коррекционной направленности учебно-воспитательного процесса через проведение уроков, индивидуальных и групповых коррекционных занятий, классных часов, праздников, экскурсий и т.п. Каждая из названных форм имеет свою структуру, методику проведения, целевые установки.

После проведения педагогической диагностики, составления индивидуального маршрута учитель переходит к составлению календарно-тематического планирования на основе учебных планов общеобразовательной школы, коррекционно — развивающей школы VII вида и специальной (коррекционной) школы viii вида.

4 стр., 1722 слов

ОСОБЕННОСТИ УСВОЕНИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА УЧАЩИМИСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КОРРЕКЦИОННЫХ КЛАССОВ

ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИЗУЧЕНИЯ ГЕОМЕТРИИ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ КЛАССОВ КОРРЕКЦИИ 6 1.1. Физиологические, психологические и психолого-педагогические особенности развития младших школьников коррекционных классов 6 1.2. Специфика развития математических способностей младших школьников в классах коррекции 12 1.3. Место геометрического материала в программе по математике и ...

Составление календарно-тематического планирования в классе интегрированного обучения для детей с зпр и «нормой»

Рекомендуется использовать программу общеобразовательной школы и программу коррекционно — развивающей школы VII вида. Учителю целесообразно составить сводный календарно-тематический план по общеобразовательной и коррекционной программам: в колонке слева – темы по общеобразовательной программе,  а справа – особенности изучения темы для учеников с ЗПР (в начальной школе на основе «Программы для общеобразовательных учреждений: Коррекционно-развивающее обучение.» сост. С. Г. Шевченко [7] или А. А. Вохмяниной [6], а в среднем звене на основе  материалов по адаптации содержания обучения для детей с ЗПР V–IX классов, разработанных НИИ дефектологии [1]).

При планировании для детей с ЗПР возможно изменение количества часов на прохождение темы, объема изучаемого материала с учетом уровня знаний, умений и навыков, предусмотренных программой коррекционного обучения или материалами по адаптации содержания обучения для детей с ЗПР V–IX классов. (Приложение 1)

Составление календарно-тематического планирования в классе интегрированного обучения для детей с интеллектуальной недостаточностью и «нормой»

Рекомендуется использовать программу специальной (коррекционной) школы VIII вида (под редакцией Бгажноковой И.М.), так как именно учебно-методическими пособиями этих авторов оснащены школы нашего района. Данная программа составлена на основе Базисного учебного плана (вариант II) для специальных (коррекционных) учреждений VIII вида. При несоответствии часов, отведенных на изучение разделов специальной (коррекционной) программы VIII вида и общеобразовательной программы, необходимо варьировать их количество в пределах последней. (Приложение 2)

Составление поурочного планирования в классе интегрированного обучения для детей с зпр и «нормой»

В поурочном планировании педагога, обучающего детей с ЗПР в общеобразовательном классе массовой школы, важно отдельно отразить план деятельности на уроке (занятии) для каждого интегрированного ребенка. Рекомендуется составление общего плана для класса с включением в него блоков-заданий для детей с ЗПР, нуждающихся в силу особенностей развития, в дифференцированном и индивидуальном подходе, дополнительном внимании (эти задания выделяются в планировании особым значком).

3 стр., 1493 слов

Особенности игровой деятельности у детей с ЗПР в начальной школе

... в обучении в обычной, массовой школе. С самого начала обучения таким детям присущ ... эта группа детей требует наиболее серьезной и длительной коррекционно - развивающей ... у детей с ЗПР в начальной школе Направление/специальность «Психолого-педагогическое образование» Профиль/специализация/магистерская программа « ... устойчивость, нарушение самоконтроля во всех видах деятельности, агрессивность поведения и ...

На уроке целесообразно проводить дифференцированное закрепление нового материала и проведение опроса, давать разноуровневое домашнее задание. Тема урока записывается общая. С точки зрения дифференциации, выделяя в одном классе различные группы, к которым предъявляются в начале разные требования по содержанию, темпу обучения, необходимо помнить, что в результате  все дети, в данном случае с ЗПР, должны овладеть базовым уровнем подготовки по предмету. Таким образом, задача педагога при планировании – отразить в ходе урока (занятия) траекторию деятельности детей с ЗПР, находящихся в классе с детьми «нормы». (Приложение 3)

Составление поурочного планирования в классе интегрированного обучения для детей с интеллектуальной недостаточностью и «нормой»

В поурочном планировании педагогу необходимо отразить одновременно работу по двум темам (по программе общеобразовательной школы и специальной (коррекционной) программе VIII вида).

Необходимо организовать работу так, что если идет изучение новой темы по программе одной школы, то у детей занимающихся по другой программе, идет самостоятельная работа (на закрепление пройденного материала).

(Приложение 4)

На каждом уроке должны быть поставлены три четко определенные цели: образовательная, воспитательная и коррекционно-развивающая.

Образовательная цель должна определять задачи усвоения учебного программного материала, овладения детьми определенными учебными знаниями, умениями и навыками. Формулировка отражает содержание занятия.

Воспитательная цель должна определять задачи формирования высших ценностей, совершенствования моделей поведения, овладения детьми коммуникативными умениями, развития социальной активности и т.д.

Коррекционно-развивающая цель должна четко ориентировать педагога на развитие психических процессов, эмоционально-волевой сферы ребенка, на исправление и компенсацию имеющихся недостатков специальными педагогическими и психологическими приемами. Эта цель должна быть предельно конкретной и направленной на активизацию тех психических функций, которые будут максимально задействованы на уроке. Реализация коррекционно-развивающей цели предполагает включение в урок специальных коррекционно-развивающих упражнений для совершенствования высших психических функций, эмоционально-волевой, познавательной сфер и пр., включение заданий с опорой на несколько анализаторов и пр.

Как определить коррекционно-развивающую цель? (Приложение 5) Педагог, планируя занятие, должен задуматься: «По каким направлениям будет проходить коррекционная работа на занятии в связи с изучаемым материалом?». В помощь учителям рекомендуются основные направления коррекционной работы по материалам

Концепции коррекционно-развивающего обучения в условиях общеобразовательных учреждений, разработанной в ГНУ «ИКП РАО» [3].

На основании рекомендаций автора программ коррекционного обучения выделим в вышеназванном обучении несколько линий, направленных «на пробуждение познавательной активности и реализацию резервных возможностей детей» [2]:

— развитие до необходимого уровня психофизиологических функций, обеспечивающих готовность к обучению;

— обогащение кругозора детей, формирование отчетливых, разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, которые способствуют осознанному восприятию ребенком учебного материала;

— приоритет знаниям, полученным на основе практического опыта, т.к. эти знания обогащают содержание обучения непосредственными наблюдениями детей;

— формирование умений и навыков, необходимых для деятельности любого вида: ориентироваться в задании, планировать предстоящую работу, выполнять ее в соответствии с наглядным образцом и (или) словесными указаниями учителя, осуществлять самоконтроль и самооценку;

— усиление роли общеучебных и общепознавательных способов деятельности: умения наблюдать, анализировать, сравнивать, абстрагировать, обобщать, доказывать, классифицировать, запоминать произвольно и опосредованно и др.;

— обучение без принуждения, основанное на интересе, успехе, доверии, рефлексии изученного. Важно, чтобы школьники через выполнение доступных по темпу и характеру, личностно ориентированных заданий поверили в свои возможности, испытали чувство успеха, которое должно стать сильнейшим мотивом, вызывающим желание учиться;

— адаптация содержания учебного материала, через очищение от сложности подробностей, выделение в каждой теме базового материала, подлежащего многократному закреплению, дифференцировка заданий в зависимости от коррекционных задач;

— отбор, комбинация методов и приемов обучения с целью смены видов деятельности детей, изменения доминантного анализатора, включения в работу большинства анализаторов, использование ориентировочной основы действий (опорных сигналов, алгоритмов, образцов выполнения задания);

— обогащение и систематизация словаря и развитие речи средствами всех учебных дисциплин.

Особо следует сказать о создании благоприятного психологического климата в процессе обучения, отношений взаимного доверия и уважения между педагогом и учащимися, атмосферы предотвращения психотравмирующих ситуаций в классе, группе. К.Д. Ушинский сравнивал педагогику с искусством врачевания и отмечал, что личность учителя имеет большее значение, чем организация режима дня, чередование уроков, учебная нагрузка и другие гигиенические факторы. Самооценка ученика, его притязания, отношение к окружающим составляют внутреннюю позицию школьника. Адекватная внутренняя позиция является предпосылкой хорошей обучаемости и воспитуемости, нормального психического развития личности. Доказано, что эмоциональная окраска сообщения воздействует сильнее, чем содержащаяся в нем информация. Искусство улыбки, доброжелательное выражение лица, интонация голоса, поощрение взглядом, избегание отрицательных, приказных форм, сравнений с другими детьми, поторапливаний, как можно частое включение в диалог местоимения «мы», декларирование одобрения и любви – это все слагаемые психогигиенического воздействия на ученика.

Грамотная  организация интегрированного обучения детей с задержкой психического развития детей с интеллектуальной недостаточностью в среде нормально развивающихся сверстников – непростая задача для общеобразовательного учреждения. Приведенные  направления организационной работы рекомендуются к реализации администрации и педагогам общеобразовательных школ.

Остановимся еще на нескольких организационных вопросах:

  1. Ведение журнала: отдельный журнал ведется для детей обучающихся по специальной (коррекционной) программе VIII вида. Ученик (ученики) записываются в общий журнал и напротив его (их) фамилии(й) ставится запись «Обучение по программе специальной (коррекционной) школы VIII вида», а оценки выставляются в отдельный журнал.
  2. Оформление личных дел: в личном деле ученика, обучающегося по программе специальной (коррекционной) школы VIII вида или по коррекционно-развивающей программе VII вида обязательно наличие заключения о переводе на ту или иную программу. Если районная ПМПК дала заключение на обучение по программе специальной (коррекционной) школы VIII вида, то оно лежит одно. Если ребенок обучается по программе коррекционно-развивающей школы VIII вида, то здесь при наличии положительной или отрицательной динамики развития возможен переход на другую программу.

Также в личном деле обязательно должно быть заявление от родителей на перевод учащегося на ту или иную программу.

  1. Характеристика: при направлении ребенка на обследование на районную ПМПК и определения программы обучения необходимо грамотно написать характеристику, чтобы из ее содержания было четко ясно, с какой целью ребенок пришел на ПМПК.

Литература

 

1. «Дефектология» 1993, №1,2,3.

2. Диагностика и коррекция ЗПР у детей. Пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения. — М.: Изд-во «Аркти», 2004 г.

3. Концепция коррекционно-развивающего обучения ГНУ «ИКП РАО». http://logpres.narod.ru/_private/Kro.doc 

4. Об утверждении базисного учебного плана общеобразовательных учреждений РФ: Приказ МО и профессионального образования РФ от 09.02.98 № 322 // Вестник образования. – 1998. — №4.

5. Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования: Приказ Министерства образования РФ от 09.03.2004 № 1312 // Вестник образования. – 2005. — №13-14.

6. Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии. Приказ Минобразования РФ от 10.04.2002 № 29/2065-п

7. О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами. Письмо Минобразования и науки РФ от 18 апреля 2008 г. № АФ-150/06

8. Программа для общеобразовательных учреждений: Коррекционно-развивающее обучение. Начальные классы /сост. А. А. Вохмянина. 2-е изд. Стереотип.-М.: Дрофа, 2001.

9. Программно-методические материалы. Коррекционно-развивающее обучение. Начальная щкола: Русский язык. Окружающий мир. Природоведение. Математика. Физическая культура. Ритмика. Трудовое обучение. /Сост. С. Г. Шевченко. – М.:Дрофа, 1998.

10. Семаго Н., Семенович М.. Интеграция стихийная и продуманная. «Школьный психолог» №23, 2005.

Приложение 1

№ урока

Содержание учебного материала

Особенности изучения темы

(VII вид)

Количество часов

Дата проведения

Корректировка

* Корректировка вносится с учетом особенностей усвоения учебного материала детьми с ЗПР. Количество часов можно увеличить за счет часов ИНР.

Приложение 2

№ урока

Содержание учебного материала

Количество часов

Дата проведения

Корректировка

общеобразовательная школа

специальная (коррекционная) школа VIII вида

Приложение 3

№ п/п

Этапы урока

Примечания

1

Мобилизация внимания учащихся

Запись числа, настрой на работу

2

Проверка домашнего задания

3

Актуализация знаний

  1. Построить незамкнутую самопересекающуюся ломаную ABCD
  2. Построить незамкнутую самопересекающуюся ломаную NLKP
  3. Построить ломаную TSOK незамкнутую и несамопересекающуюся.

контроль детей

4

Закрепление изученного материала

Решение задач

107 (на доске)

108 (самостоятельно)

составление краткой записи

— этим значком отмечается особенность выполнения заданий детьми с ЗПР

Приложение 4

Этапы урока

Примечание

I

Мобилизация внимания учащихся

Веселый прозвенел звонок, мы начинаем наш урок.

Запись числа

II

Устный счет

коррекционно-развивающая программа

специальная (коррекционная) программа

Веселые задачки

Шла овчарка по дорожке

У нее четыре ножки.

Ей навстречу черный дог.

Сколько всех собачьих ног?

Письмо цифр 5,8

III

Сообщение цели урока

IV

Работа по теме

  1. Работа с числами

8, 2, 12, 20, 7, 47, 4, 16, 40, 2

На какие две группы можно разделить эти числа (однозначные/двузначные, четные/нечетные)

  1. Работа с рисунками

Возьмите рисунок, на котором нарисованы варежки. Можно ли сразу сказать четное или нечетное количество варежек нарисовано? А как можно это узнать? (Пересчитать или соединить варежки парами)

Сколько пар варежек получилось? (8) сколько варежек на левую руку? Давайте составим задачи.

коррекционно-развивающая программа

специальная (коррекционная) программа

Бабушка связала 16 варежек и раздала их внукам. Сколько внуков у бабушки?

Бабушка связала 16 варежек. Из них 6 варежек для внучек, а остальные для внуков. Сколько внуков у бабушки?

Приложение 5

Как определить коррекционно-развивающую цель урока?

1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития: — развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук; — развитие навыков каллиграфии; — развитие артикуляционной моторики.

2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности: — развитие зрительного восприятия и узнавания; — развитие зрительной памяти и внимания; — формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); — развитие пространственных представлений ориентации; — развитие представлений о времени; — развитие слухового внимания и памяти; — развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа.

3. Развитие основных мыслительных операций: — навыков соотносительного анализа; — навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями); — умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму; — умения планировать деятельность; — развитие комбинаторных способностей.

4. Развитие различных видов мышления: — развитие наглядно-образного мышления; — развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).

5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям и т.д.).

6. Развитие речи, овладение техникой речи. 7. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря. 8. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

Пример постановки коррекционно-развивающей цели: 1) развивать слуховое восприятие учащихся на основе упражнений в узнавании и соотнесении; 2) корректировать зрительное восприятие на основе упражнений на внимание.