Вопросы учебного занятия
1. Немецкая классическая философия. Характерные особенности немецкой классической философии.
2. Основные представители немецкой классической философии:
— И. Кант
— И.Г. Фихте
— Г. Гегель
— Л. Фейербах
3. Постклассическая европейская философия XIX – XX веков. Характерные черты западноевропейской философии второй половины XIX – начала XX века.
— иррационализм
— «философия жизни»
— марксизм
— позитивизм и неопозитивизм
— экзистенциализм
— психоанализ
Литература
Основная
1. Введение в философию: Учебное пособие для вузов. — М., 2008.
2. Философия: Учеб. для вузов / Под ред. В. Н. Лавриненко, В. П. Ратникова. –М., 2011.
3. История философии. Под ред. Ч. С. Кирвеля. — Минск, 2012.
Дополнительная
1. Антология мировой философии. В 4 т. — М., 1969-1971.
2. Антология философской мысли. — М., 1993.
3. Алексеев П. В., Панин А. В. Философия. — М., 1997.
4. Гулыга А. В. Немецкая классическая философия. — М., 2008
5. Кириленко Г. Г., Шевцов Е. В.Краткий философский словарь. — М.,2003.
6. Радугин А. А. Философия: Курс лекций. — М., 2013
7. Радугин А. А. Хрестоматия по философии. — М., 2013.
8. Современный философский словарь. — М.,2012.
9. Современная философия. Словарь и хрестоматия. — Ростов н/Д, 1995.
10. Кант И. Основы метафизики нравственности. — М., 1965. — Ч. 1.
11. Александров Г.Ф., История западноевропейской философии. М. – Л., 1946
12. Царский И. С. Западноевропейская философия XIX века. — М., 1976.
13. История философии. В 6-ти т. М.,1957-1965
14. Рассел Б. История западной философии. — М., 1969. — Кн. 3. Ч, 2.
15. Кузнецов Б.Г. История философии для физиков и математиков. М.,1974
16. Камю А. Бунтующий человек. — М., 1990
17. Герменевтика: история и современность. — М., 1985.
18. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. В 4 т., СПб., 1994-1997
19. Тарнас Р. История западного мышления. М.,1967
20. Вебер М. Избранные произведения. — М., 1990.
21. Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции. — М., 1989
22. Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге. — М., 1991.
23. Ясперс К. Смысл и значение истории. — М., 1991.
Вопрос 1. Немецкая классическая философия
— периодизация –конецXVIII– первая половина XIX вв.
-«немецкая классическая» философия — влиятельное течение философской мысли Нового времени. Она подводит итог ее развитию на данном отрезке западноевропейской истории. К этому течению относится философское учение И. Канта, И. Фихте, Г. Гегеля, Ф. Шеллинга, Л. Фейербаха
§ 9. Немецкая классическая философия
... 18 в. Умер И. Кант в 1804 г. Философия Канта начинает развитие немецкой классической философии. Одной из основных проблем философии Нового времени стала проблема познания: что является истинным ... всеохватывающа, абсолютна. Во всех явлениях универсума, в человеческих поступках, в событиях всемирной истории, в повседневной деятельности человека – абсолютная идея «есть побудительная причина». Гегель ...
— по-новому поставили философские и мировоззренческие проблемы, которые не в состоянии были решить ни рационализм, ни эмпиризм, ни просвещение
— мыслителей сближают общие идейно-теоретические корни, преемственность в постановке и разрешении проблем.
— под «классической» понимается высочайший уровень ее представителей и значимость решаемых проблем
Характерные черты немецкой классической философии.
1.особое понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «душой» культуры
2. рационально-теоретическое осмысление явлений духа и действительности
3. систематическое и целостное объяснение мира, которое основывается на естественной упорядоченности и гармонии мира (доступных рациональному пониманию)
4. исследовались не только человеческая история, но и человеческая сущность
5. «за» естественный мировой порядок, обусловленный взаимозависимыми процессами (познанием которых и должен заниматься человек) => весь историко-философский процесс — целостность
6. представители классической немецкой философии относились к философии как к специальной системе философских идей
7. разработана целостная концепция диалектики
8. подчеркивала роль философии в разработке проблем гуманизма и предприняла попытки осмыслить человеческую жизнедеятельность
9. провозгласили человека господином природы и духа; «за» могущество разума
10.выразители той социально-экономической, политической и духовной атмосферы, которая их окружала (феодальная раздробленность Германии, отсутствие национального единства, ориентация буржуазии на компромиссы и т.д.)
8. цель познания -естественная (заданная бытием) упорядоченность мира
9. человек — выше мира и бытия, ибо способен на рациональное познание
10.мир такой, каким его создавала человеческая мысль по плану (в чем человек уподоблен Богу) => философские выводы в отношении устройства мира обладают такой же степенью точности, как выводы геометрии или математики. ПР: в философию вводится математическая терминология — «геометрический метод» Спинозы, методы «точных наук» Локка, «математический» метод Декарта, математическое естествознание и «априорные схемы» Канта, «интеллектуальная интуиция» Фихте и пр.
11.разработаны категориальный аппарат и техника философского мышления, особые способы аргументации и доказательства
12.рациональные философские системы стремятся к всеобъемлемости (ПР: философская система Гегеля)
13.немецкая классическая философия создала универсальную и всеобъемлющую картину мира, систематизировала основные знания человечества о природе, обществе, о процессе познания
Леонтьев Д.А. — Жизненный мир человека и проблема потребностей
... противопоставление субъекта и объекта, порожденное идеалистической философией, более или менее эксплицитно отождествляет человека с его сознанием. Тем самым человек изымается из бытия, из объективной ... к нашему анализу природы человеческих потребностей. От изолированного индивида к жизненному миру Традиционное понимание потребностей базируется на онтологической схеме, получившей название "онтология ...
14. немецкая классическая философия носила просвещенческий характер => модель философского подхода к миру, которую можно было бы обозначить как «рационализм в просвещении»
15. начинается смещение акцентов с анализа природы на исследование человека, человеческого мира и истории => впервые представители немецкой классики осознают, что человек живет не в мире природы, а в мире культуры=> гносеологический и онтологический вектор перемещается на проблему сущности и бытийности человека
Вопрос 2. Основные представители немецкой классической философии
Немецкий идеализм (ХVIII -ХIХ вв.):
И. Кант, И. Г. Фихте, Ф. В. Шеллинг, Г. В. Ф. Гегель и др.
И. Кант (1724 — 1804)
— основоположник классической немецкой философии, совершил переворот в философии, суть которого состоит в рассмотрении познания как деятельности, протекающей по своим законам.
— Главными произведениями являются: «Критика чистого разума» (теория познания), «Критика практического разума» (этическое учение), «Критика способности суждения» (эстетика).
— творчество делится на 2-ва периода:
1) докритический (с 1746 до 1770-х гг.), т.е. начинал как натурфилософ => онтологическая, космологическая проблематики
— труд «Всеобщая естественная история и теория неба»
— космологическая проблематика, т. е. вопросы происхождения и развития Вселенной
— идея самообразования Вселенной из «первоначальной туманности»
— объяснял возникновение Солнечной системы, опираясь на законы Ньютона
— Космос (природа) не является неизменным, внеисторичным образованием, а находится в постоянном движении, развитии
Вывод: космологическая концепция Канта в дальнейшем была развита Лапласом и вошла в историю под названием «гипотезы Канта—Лапласа»
2) критический (с1770-х гг.до его смерти) => переходом к вопросам гносеологического и этического порядка
-период называется «критическим», так как связан с выходом важнейших работ:
1. «Критика чистого разума» (теория познания = гносеология)- подверг критике познавательные возможности человека
— дал определение метафизики как науки об абсолютном, но в границах человеческого разума
— знания — основаны на опыте и чувственном восприятии
— подверг сомнению истинность знаний человечества о мире, считая, что человек пытается проникнуть в суть вещей, познает ее с искажениями, которые исходят от его органов чувств
Эпистемология – философское учение о знании.
... учение о знании. Эпистемология (от греч. episteme - "знание" и logos - "учение") часто интерпретируется как знание ... человека безотносительно к тому, какова сама эта деятельность: повседневная или специализированная, профессиональная, научная или художественная. В этом отношении некорректно отожествление теории познания ... отмечает, что именно И. Кант сделал возможным рассмотрение эпистемологии ...
— вначале следует исследовать границы познавательных способностей человека
— все наши знания о предметах — это знания не об их сущности (для обозначения которой Кант ввел понятие «вещь в себе»), а лишь знание явлений вещей, т. е. о том, как вещи являют, обнаруживают себя нам
— «вещь в себе» — неуловима и непознаваема
— (!) в историко-философской литературе гносеологическую позицию Канта часто называют агностицизмом
— теория познания основана на признании существования до-опытного (или априорногознания), являющегося врожденным
— первыми до — опытными формами сознания выступают: пространство и время
— все, что познает человек, он познает в формах пространства и времени, но самим «вещам в себе» они не присущи
— от чувств процесс познания переходит к рассудку, а от него к разуму
процесс познания:
чувство à рассудок à разум
(опыт – есть граница)
— рассудок, переходящий за свои границы (т. е. границы опыта) — это уже разум
— роль разума — выше других познавательных способностей человека
— способность к сверхчувственному познанию — трансцендентальная апперцепция=> это значило, что человеку уже при рождении дана способность ориентировки в пространстве и времени
ПР: даже животные обладают врожденными инстинктами (например, маленькие утята идут к воде и начинают плавать без всякого обучения)
— благодаря трансцендентальной апперцепции в человеческом сознании возможно постепенное накопление знаний, переход от врожденных идей à к идеям разумного познания
— философская система Канта носит также название критического или трансцендентального идеализма.Трансценденталиями (от лат. трансценденте — переступать) называют до — опытные, сверхчувственные понятия, которые познаются только интуитивно
Вывод: на этапе познания мира через практический разум человек использует знания, полученные с «помощью чистого» или теоретического разума
2. «Критика практического разума» (этическое учение)— разбирается природа человеческой нравственности
— практический разумориентирует человека на его поведение в обществе, в жизни вообще
— «автономная воля» и правила (или максимы),вырабатываемые в обществе — основа поведения субъекта => «автономная воля» побуждает человека к поступкам — добрым или злым
— моральный закон (= категорический императив) —регулятор поведения людей, ограничивающий их волю
— поведение человека должно основываться на трех максимумах
1. Поступай согласно правилам, которые могут стать всеобщим законом.
2. В поступках исходи из того, что человек — наивысшая ценность.
3. Все поступки должны делаться на благо обществу.
— этическое учение ориентирует человека и общество на моральные ценности и недопустимость пренебрежения ими ради эгоистических интересов
— вся мораль в обществе должна основываться на соблюдении чувства долга: человек должен по отношению к другим людям проявлять себя как разумное, ответственное и неукоснительно соблюдающее моральные правила существо
— предлагал, опираясь на категорический императив, изменить жизнь людей в обществе, создать новый «этический общественный строй», т.к. люди живут как бы в двух измерениях:
1) среди регламентации и установления, в государстве;
2) в процессе своей жизнедеятельности в обществе, в мире морали
— мир, официально регламентируемый государством и церковью, Кант не считал истинно человеческим миром, так как такой мир, по его мнению, основывается на суевериях, обманах и пережитках животных влечений в человеке
— только общество, в котором поведение людей будет регулироваться добровольным исполнением моральных законов (= категорического императива) может дать истинную свободу человеку
— Кант сформулировал моральный закон (= нравственный императив) — «поступай так, чтобы твое поведение могло стать всеобщим правилом»
— выдвинул идею о «вечном мире», основанном на экономической невыгодности и правовом запрете войны
3. «Критика способности суждения» (эстетика)
Вывод: в этих работах Кант сформулировал вопросы — «Что я могу знать?», «Что я должен делать?», «На что я могу надеяться?», в ответах на которые раскрывается сущность его философской системы
Иоган Готлиб Фихте (1762-1814)
— его концепция называлась «Наукоучение»
— философия — это основополагающая наука, помогающая выработать единый метод познания
— главное в философском познании — это интеллектуальная интуиция
— в процессе познания субъект взаимодействует с объектом => его сознание выступает как активное и творческое начало
— процесс познания проходит три этапа:
1) «Я» утверждает себя само, создает само себя;
2)«Я» противопоставляетсебя «Не-Я», или объекту;
3) «Я» и «Не-Я», ограничивая друг друга, образуют синтез.
— на вопрос: «Существует ли объект без субъекта или нет?» — философия Фихте отвечает, что без субъекта нет и объекта. То есть только активное «Я» (= или воля субъекта) через взаимодействие с объектом способна изменить мир и утвердить себя в нем.
Г. Гегель (1770-1831)
— представитель немецкого классического идеализма произведения. Гегеля: — «Феноменология духа», «Наука логики», «Энциклопедия философских наук», «Философия природы»
—философская система состоит из 3-х частей:
1) логика (работа «Наука логики»)— важнейшая часть системы, область «чистой мысли», существующей до субъекта и объекта. Логика предшествует истории и природе, она их творит. Логика делится на три части: а) учение о бытии, б) учение о сущности, в) учение о понятии.
2) философия природы,
3) философия духа
— 2 – ва вида логики: 1) логика объективная — учение о диалектическом саморазвитии Абсолютной идеи (Мирового Духа, Бога) – она предшествует субъективной логике
2) логика субъективная (учение о человеческом мышлении)
— главное в философии — доказать, что сознание, жизнь духа и мышления определяют законы природы и общества
— дух на своем высшем этапе развития (в искусстве, религии, философии) воплощает то, что заложено в мышлении
— благодаря мышлению человек обнаруживает тождественность субъекта и объекта => эту тождественность Гегель называет «абсолютным понятием»
— обнаружение понятий, понимание человеком их достоинств вынуждает начинать философствовать не с субъекта, а с самих понятий => философия — это постижение мира в понятиях
— задача: возвысить философию до уровня науки => Гегель строит систему понятий и старается вывести из одного понятия последующие => философия становится наукой понятий => логикой движения понятий => диалектической логикой
— причина движения идей —> противоречия
— противоречия неискоренимы и присущи каждой идее => противоречия вынуждают идти человека от одной идеи к другой, более совершенной, не абстрактной, а конкретной
2) философия природы (работа«Философия природы»)
— идея – созидательница природы => идея порождает природу
— природа развивалась поэтапно: механизм —> химизм —> организм
— догадки о взаимной связи между отдельными ступенями органической и неорганической природы и закономерности всех явлений в мире
— разработка проблемдиалектики=>
— диалектика — учение о развитии как качественном изменении, переходе старого в новое, движении от высших форм к низшим
— открыл взаимосвязь между всеми процессами в мире
— создал систему категорий диалектики и открыл связь между ними: сущность, содержание, общее, необходимое, закон, явление, форма, единичное, случайное; эти категории органично переходят друг в друга
— суть диалектического метода выражена в схеме, которая называется триадой(поскольку в ней три основных элемента).
Основные законы диалектики:
1) закон перехода количественных изменений в качественные;
2) закон единства и борьбы противоположностей;
3) закон отрицания отрицания
3) философия духа
— общая мировая история рассматривается им как процесс самосознания мирового духа и вместе с тем как «прогресс в сознании свободы»
— свобода состоит в том, что человек познает свое тождество с абсолютом и отождествляет себя с образованием объективного духа (государством и правом)
Философия истории
— идеи о смысле истории, о понимании исторической закономерности
— о роли личности в истории
Философия государства
Вывод: последователи Гегеля восприняли его диалектический метод => стали называться гегельянцами
младогегельянцы –«за»изменения государственного строя, желали государственных реформ | старогегельянцы –«за»сохранения старых форм жизни, оправдывали разумностью действительность феодально-сословного государства |
Л. Фейербах, К. Маркс, Ф. Энгельс |
В 30-40-е гг. XIX в. в Германии (и в других странах Европы) шла теоретическая борьба между двумя этими ветвями послегегелевской философии. В ней отражались и сила воздействия гегелевских идей на общество, и общественная потребность в реализации прогрессивных идеалов.
К школе младогегельянцев в первоначальный период своей философской деятельности принадлежал Людвиг Фейербах.
Немецкий материализм первой половины ХIХ вв.
Людвиг Фейербах
Людвиг Фейербах (1804-1872)
—представитель материалистического направления; родоначальник антропологического материализма
— подвергнул критике идеализм => выдвинул целостную и последовательную материалистическую картину мира
— материя — природное объективное начало мира
— материя обладает свойствами — движение
— пространство
— время
— гносеология – стоял на принципах сенсуализма => высоко оценивал роль чувств в познании
— человек познает мир через свои ощущения, которые рассматривал как проявление природы
— отстаивал объективную ценность человека в системе мира
— критиковал религиозные представления о человеке как творении Бога
— разработал основные принципы гуманизма, исходя из представлений о том, что человек — совершенная часть природы
— (!!!) материалист в понимании человека, но идеалист в понимании общества
— исторические эпохи различаются религиозным сознанием (т.к. в каждой эпохе есть вои мировоззренческие изменения)
ПР: христианство провозглашает любовь как главную творческую духовную силу, изменяющую мораль, отношение человека к человеку
— любовь к Богу выражает и любовь к человеку, так как Бог есть отчужденная сущность человека
— через религию человек выражает свое чувство любви, устремленное к бессмертию
— в духовном стремлении выражены: 1) родовая сущность человека
2) идеальная сущность, идущая от родовой
— двигатель общественного развития — нравственное перерождение людей
Вывод: его философия завершила классический этап немецкой философии и заложила основы немецкого материализма
Вопрос 3. Постклассическая европейская философия XIX – XX веков.
Характерные черты западноевропейской философии
второй половины XIX – начала XX века
1.философия направлена на формированиеисторизма мышления
2.происходит полифония развития философской мысли, много концептуальность – период «философских школ»
— иррационализм (А. Шопенгауэр),
— марксизм (К. Маркс, Ф. Энгельс),
— философия жизни (С. Кьеркегор, Ф. Ницше, А. Бергсон),
— позитивизм и неопозитивизм (О. Конт, Б. Рассел, Л. Витгенштейн),
— философия прагматизма (Ч. Пирс, У. Джемс, Дж. Дьюи),
— феноменология (Э. Гуссерль),
— герменевтика (X. Гадамер),
-философская антропология (М. Шелер, П. Тейяр де Шарден),
-экзистенциализм (М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж.-П. Сартр),
-структурализм (К. Леви-Строс),
— критический рационализм (К. Поппер),
— психоанализ (3. Фрейд, К. Юнг и др.).
3. во второй половине XIX в. выделились 2-ва направления критики немецкой классической философии:
критика с позиций материалистической философии | критика со стороны неклассической идеалистической философии |
Марксизм
— основатели Карл Маркс(1818-1883), Фридрих Энгельс(1820-1895)
— совместные работы: «Манифест коммунистической партии» (1848), «К критике политической экономии» (1859), «Святое семейство», «Немецкая идеология»
Ф. Энгельс «Диалектика природы», «Анти-Дюринг», «Происхождение семьи, частной собственности и государства» и др.
К. Маркс «Капитал» (в трех томах)
— (!!!) «Манифест коммунистической партии» (1848) — стал программным документом коммунистического движения
Характерные черты марксизма:
1.диалектический метод рассматривается в неразрывной связи с материалистическим принципом;
2. исторический процесс истолковывается с материалистических позиций как естественный, закономерный процесс;
3. объясняется мир, разрабатываются основы его преобразования;
4. философские исследования переносятся на область материально-практической деятельности человека;
5. диалектико-материалистические взгляды совпадают с потребностями общественного развития того времени
— источники формирования идеологии:
1. в начале 1840-х гг. примыкали к левому (радикальному) крылу младогегельянцев
2. к середине 1840-х гг. перешли на материалистические позиции
3. опирались на философское творчество Гегеля и Фейербаха => переосмыслили идеалистическую диалектику и антропологический материализм =>
— создали новое философское направление — диалектический материализм
1. в основу диалектического материализма Маркса и Энгельса положена диалектика Гегеля, но переработанная на основе материалистических принципов (!!!)
—часть философского учения, посвященная развитию общества (социальная философия), получила название исторический материализм
— гносеология —>человек познает мир с помощью органов чувств, которые дают ему точные копии реальности в образах, т.е. сенсуалисты
— бытие определяет сознание
— сознание — не как самостоятельная сущность, а как свойство материи отражать саму себя
— материя находится в постоянном движении и развитии
-Бога нет, поскольку он является плодом фантазии =>
— материя вечна и бесконечна и периодически принимает новые формы
— практика — важный фактор развития =>
— развитие происходит по законам диалектики — единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качество, отрицания отрицания
— (!!!) впервые в истории философии диалектико-материалистическое понимание было распространено на общество => материалистическое понимание истории стало философским новаторством Маркса (книга «К критике политической экономии» (1859)и Энгельса
1. диалектика производительных сили производственных отношений,единство которых образует способ производства
2. исторический материализм — это распространение материализма на общественную жизнь, социальный мир, историю
3. на каждом этапе общественного развития люди для обеспечения своей жизнедеятельности вступают в не зависящие от их воли производственные отношения
4. производственные отношения – это уровень производительных сил, которые образуют экономическую систему, базисдля институтов государства и общества, общественных отношений
5. государственные и общественные институты и общественные отношения являются надстройкой по отношению к экономическому базису
6. базис и надстройка взаимно влияют друг на друга
7. в зависимости от уровня производительных сил и производственных отношений, типа базиса и надстройки выделяются общественно-экономические формации (рабовладельческая, феодализм и т. д.) => т.е. рост уровня производительных сил приводит к изменению производственных отношений => к смене общественно-экономической формации => общественно-политического строя
8. общество проходит в своем развитии через ряд ступеней (= общественно-экономических формаций), которые отличаются друг от друга:
а) способами производства (т. е. уровнем развития производительных сил),
б) объективно складывающихся на их основе отношений (прежде всего отношений собственности),
в) юридической,
г) политической надстройкой,
д) духовной культурой
9. эффективность труда, его производительность, определяет преимущество одной формации по отношению к другой
10. переход от формации к формации является переходом от внутрикачественных (количественных) изменений к —> качественным (= революция, скачок в развитии общества)
11. уровень экономики (= материальное производство, производственные отношения) определяют судьбу государства => ход истории
12. человеческая история — естественноисторический процесс; ни одна формация, ни одна ступенька этого развития не уйдет в прошлое, пока не исчерпает себя, но если производственные отношения исчерпаны и тормозят дальнейшее развитие производительных сил, они должны быть в корне изменены, наступает эпоха социальной революции (!)
Вывод: на основе материалистического понимания истории марксизмом была разработана научная теория коммунизма, первой стадией развития которого в XX в. стал рассматриваться социализм. Марксистская философия рассматривала общество, основанное на принципах коллективного труда, т. е. социализм как общество, в котором науке, когда она превращается в непосредственную производительную силу, отводится важная роль одного из движителей общественного прогресса.
ПР: Маркс говорил, что марксизму принадлежат два общественно-научных открытия: 1)материалистическое понимание истории и 2) теория прибавочной стоимости
— философия — есть «руководство к действию» (т.е. «за» революционное преобразование общества) =>
революция должна была ознаменовать начало новой истории, которая не будет знать классовых антагонизмов
Вывод: марксизм стал не только философским течением, но и идеологией, носящей классовый характер. Марксистский гуманизм пришел в противоречие с реальной попыткой построения социализма и коммунизма.
ПР:философские, экономические, политические взгляды К. Маркса и Ф. Энгельса до сих пор оказывают колоссальное влияние на общество. В 1999 г. в Великобритании был проведен массовый опрос, в ходе которого выяснились крупнейшие мыслители уходящего тысячелетия, оказавшие наибольшее влияние на судьбы мира. Первым, опередив А. Эйнштейна и И. Ньютона, оказался Карл Маркс.
Иррационализм
— Артур Шопенгауэр (1788-1860)
— книга «Мир как воля и представление»
— иррационализма (от лат. неразумный, бессознательный)
— «философия пессимизма»
— жизнь — это непрерывная борьба между состраданием (= любовью) и преобладающими над ним силами эгоизма и злобы
— «жизнь — это «плесень» на одном из «шаров» (!)
— мир неразумен и беспечен, им управляет злая воля => ей мы обязаны жизнью => своим страданием в жизни
— мир не целостен, не закономерен, неподконтролен разуму => подчиняется только другим силам (ПР: воле, аффектам)
— воля сильней разума => многие наши поступки продиктованы не доводами разума, а желаниями и инстинктом
— воля — центральное понятие философии Шопенгауэра, только она способна определять все сущее и влиять на него
— воля — идеальная сила и высший космический принцип, который лежит в основе мироздания
— вывел логический закон достаточного основания => истинная философия должна исходить исключительно из представления, которое является фактом сознания
Вывод: несмотря на то, что философия Шопенгауэра не была признана современниками, оказала влияние на развитие неклассической идеалистической философии
«Философия жизни»
— продолжателем философии Шопенгауэра является Ф. Ницше(1844-1900)
— работы: «Рождение трагедии из духа музыки», «Человеческое, слишком человеческое», «Утренняя заря», «Мысли о моральных предрассудках», «Веселая наука», «Антихристианин», «Так говорил Заратустра»
— не стремился создать целостную философскую систему
— три этапа творчества Ф. Ницше:
1. ранний (1872 – 1876) – преобладает тема античной философии, и идеи А. Шопенгауэра
2. второй (1877 – 1882) – интерес к проблемам естествознания
3. третий (1883 – 1888) – разработка концепции «воля к власти»
— в ранних работах противопоставлял современный мир —>миру античности (богам и героям)
— в творческом духе античности 2 –ва принципа: «дионисийский», «аполлонический» =>
1. дионисийский принцип – подлинная жизнь, жизнь в подвиге => человек может почувствовать себя богом => (но (!!!) в V – IV вв. до н.э. «дух Диониса» вытесняется «духом Аполлона» => вместо священного экстаза человеком овладевает холодный расчет
— жизнь – это единственная реальность, существующая для конкретного человека => в свете разумности современной эпохи жизнь человека бессмысленна =>
— человек убегает от неразумности и бессмысленности жизни => устремляется к иллюзии (= логической схематизации жизни)
— чтобы выжить – человек стремиться упорядочить и упростить жизнь, но этот порядок искусственен => происходит разрушение «живой нити жизни»
— философская программа «переоценки ценностей»
— наступает новая эпоха – эпоха трагизма => задача: человечество надо облагородить, убрать всё, что паразитирует и оставить жизнь
— критиковал гуманизма
— цель философии — помочь человеку приспособиться к жизни и максимально реализовать свои возможности
— в основе жизни лежит воля:
1. воля к жизни,
2. воля внутри самого человека,
3. неуправляемая воля (страсть),
4. воля к власти
— идея «сверх человека» => противопоставляет сверхчеловека (=высший биотип) толпе
— волюнтаризм — развитие воли => власти, которую сверхчеловек должен максимально развивать
— человек, стремящийся к власти должен искать сильного противник, т.к. легкая добыча унижает победителя => обесценивает победу
— религиозная философия:
1. христианство провозглашает равенство людей перед богом, но этофальшь, т.к. равенство противоестественно человеческой природе => идеология церкви изначально грешна
— существование церкви = жизни паразита => необходима новая мораль, которую сформулирует сверхчеловек
— «бот умер, мы убили его» => в религии надо пересмотреть все ценности жизни
— новая мораль должна основываться на ценностях конкретного человека
Вывод: философия Ницше — предшественница ряда современных западных философских концепций, в основе которых лежат проблемы человека и его жизни.
Позитивизм
— Огюст Конт(1798-1857) — ввел термин «позитивная философия»
— работы: «Курс позитивной философии»
— позитивизм(от лат. положительный) — философское течение, предлагающее ограничить процесс познания «положительным», т. е. конкретным, фактическим, опытным знанием и отрицающее практическую значимость и смысл общетеоретического («метафизического») познания
— позитивисты – «за» исследование явления предметов и процессов => но (!) познание сущности предметов — лишнее
— «позитивное знание» противопоставил традиционной, «метафизической» философии, объясняющей мир
— создание новой, «положительной», построенной по образцу естественных наук науки об обществе — социологии
— задача социологии — сбор и первичная систематизация эмпирических фактов
— позитивизм возник в связи с успехами науки => влиянием на умы людей
— (!?) наблюдение, сравнение, анализ экспериментальных данных, эксперимент требовали оценки в том числе и тех философских систем, которые считали научную истину не связанной с эмпирическим опытом
-постижение истины —-> на основе позитивного (точного, экспериментального) знания
— тезис: «Знать — чтобы предвидеть, предвидеть — чтобы обладать силой»
— тезис: «Долой метафизику, да здравствует физика»
— роль философии —-> в позитивном (= научном знании)
Принципы позитивизма
1.философское знание должно быть точным и достоверным;
2. при познании нужно использовать научный метод и опираться на достижения других наук;
3. основной путь достижения знания — эмпирическое наблюдение;
4. философия должна исследовать только факты, а не их причины;
5. философия должна освободиться от ценностного подхода и оценочного характера при исследовании;
6. философия должна прекратить «диктат» другим наукам и занять свое конкретное место среди них.
— задача «новой философии» — разработать методологию наук => установить связи между науками
— гносеология – 2-ва взаимосвязанных закона:
1) «Закон трех стадий развития ума» — ум человека в своем развитии проходит три фазы:
а) на первой он объясняет явления, сравнимые с человеком
б) апеллирует к абстрактным сущностям
в) наблюдает за феноменами, устанавливая между ними регулятивные связи
2) «Закон классификации наук» — распределяет науки по степени сложности
1. Аналитические — изучающие явления в неорганической природе (физика, неорганическая химия)
2. Синтетические — объясняющие отдельные факты с точки зрения человека (биология)
3. Социология — призвана изучать социальные законы
Вывод: заслуги позитивистской методологии — 1) выяснение смысла научной деятельности, 2) взаимоотношение социологии (и науки) с другими сферами деятельности, 3) поставил проблему рационализации научной деятельности в самой философии,4)методология позитивизма оказала влияние на развитие социальных исследований
Неопозитивизм (XX в.)
— XX в. позитивизм приобрел форму неопозитивизма
—началом истории неопозитивизма считают деятельность Венского кружка в 1920- 1930-х гг., в который входили Шлик, Поппер, Карнап и др.
— английские философы Д. Стюарт Миль(1806-1873), Спенсер (1820-1903)
—отличительная черта неопозитивизма — формальная сторона познания
— неопозитивизм — исследует те формы, в которых осуществляется процесс познания
— неопозитивизм изучает проблемы языка, формальной и математической логики, структуры научного познания
— неопозитивизм — интегративное течение, объединяющее в себе различные философские школы и направления
ПР: аналитическая философия, философия лингвистического анализа, логический позитивизм
Вывод:в рамках неопозитивизма развивалось творчество таких философов, как Бертран Рассел(1872-1970), Людвиг Витгенштейн(1889-1951), Рудольф Карнап(1891-1970), Карл Поппер(1902-1994), Мориц Шлик(1882-1936)
Структурализм
— как направление возникает в 1920 – х г. =>
— связано с появлением в лингвистике структурного метода
1. структура объекта – это совокупность отношений при определенных преобразованиях
2. структурализм – это совокупность определенных правил
— структурализм – процесс выявления глубинных универсальных ментальных структур, проявляющихся в социальных структурах всех уровней
— представители – Фердинанд де Соссюр (1857- 1913), Клод Леви-Строс (р. 1908) «Структурная антропология», Жак Лакан, Мишель Фуко (р. 1926), Луи Альтюссер (р. 1918)
идеи Фердинанда де Соссюра (1857- 1913)
1. язык — = знаковая структура => наука семиология -занимается изучением знаков
2. язык – система знаков, каждый из которых представляет собой единство означающего и означаемого
идеи Клода Леви-Строса (р. 1908) «Структурная антропология»
1. бессознательная умственная деятельность состоит в наделении содержания формой
2. формы аналогичны для всех типов мышления (древнего и современного)
3. язык – некое единое, обобщающее начало в мышлении, культуре, деятельности и социальной жизни народов
4. разные формы общественной жизни – в своей сути нечто общее
5. язык => логика – нечто единое у всех народностей ПР: логика мифа – на бинарных оппозициях – светел/темен, небо/земля, добро/зло
идеи Жака Лакана
1.сопоставил структурный метод с областями психологии и психиатрии
2. тезис: «бессознательное сконструировано как язык, посредством которого символически кодируется все многообразие поведенческих линий»
Вывод: наибольшее распространение структурализм получил в философии истории и философской антропологии
Экзистенциализм
— 1920 – 1940 –е г. экзистенциализм(от лат. существование) — философия существования => ориентация на проблемы, связанные с человеком, сущностью человеческой жизни, смыслом его бытия в современном мире
— представители: Серен Кьеркегор(1813-1855), Карл Ясперс(1883-1969), Мартин Хайдеггер(1889-1976), Жан-Поль Сартр(1905-1980) «Экзистенциализм – это гуманизм», Симона де Бовуар(1908-1986), Альбер Камю(1913-1960), Николай Бердяев(1874-1948), Леонид Андреев(1871-1919)
— Жан-Поль Сартр(1905-1980) «Экзистенциализм – это гуманизм» (1946)
датский теолог, философСерен Кьеркегор(1813-1855) –
религиозный экзистенциализм
— «против» рационализма классической философии, обвинил разум в поглощении индивидуальности
— сущность (смысл, замысел) человеческого существования находится в самомсуществовании
— страх перед смертью — единственное состояние, в котором человек ведет подлинно свободное, самостоятельное существование
—действительность не отождествляется с мышлением, поскольку она немыслима
— нельзя забывать человека как сущность, как живую и уникальную индивидуальность с ее мыслями, чувствами
— истины — жизнь/смерть => не познаются логикой, а переживаются непосредственно человеком (!)
— философия – это переживание вечного в конечном существовании (индивидуальной судьбе личности)
— переживание —> любовь, вера, тоска, страх => составляют мир существования человека => существование человека выше всяких законов и закономерностей
— тезис: «разум приводит человека к отчаянию, вера спасает и дает надежду»
немецкий мыслительКарл Ясперс (1883 – 1969)
— задача философии – раскрытие «шифров бытия» как различных выражений трансценденции
— философия не может быть ограничена ни методом ни предметом
— человек = экзистенция (уровень человеческого бытия) => когда действует как свободное существо
— человеком нельзя манипулировать (!)
Жан-Поль Сартр(1905-1980) «Экзистенциализм – это гуманизм» (1946)
— в человеке существование предшествует сущности
— человек свободен, т.к. не никаких предписаний
— тезис: «человек обречен на свободу» —-> заброшенный однажды в мир, он в ответе за все, что делает, но не перед обществом, а перед самим собой (!)
— человек = актер, т.к. сам решает кем ему быть
Вывод: философия экзистенциализма обратилась к проблеме критических и кризисных ситуаций, в которые попадает человечество. Причины интереса еще и в том, что только в XX в. человечество пережило две мировые войны, приближение экологической катастрофы, усиление жестокости по отношению к людям. Человеку, чтобы выжить, необходимо разобраться в своем внутреннем мире, трезво оценить свои способности и возможности. Многие из философов-экзистенциалистов занимались литературным творчеством. Экзистенциализм антирационалистичен, т. е. не признает рассудочное познание истинным. Литература, искусство, по мнению экзистенциалистов, более полно отражают сущность человеческого бытия. Представители экзистенциализма создавали каждый свое собственное учение, общим для них было признание высшей ценностью бытия само бытие, саму жизнь.
Психоанализ
— основатель психоанализа австрийский ученый-психиатр и невропатолог Зигмунд Фрейд(1856-1939) => влияние на гуманитарные и медицинские науки
— работа: «Толкование сновидений» (1900)
—изучая гипноз Фрейд пришел к мысли о существовании, помимо сознательной психической жизни, бессознательных импульсов
1. опираясь на свой опыт лечения и диагностики человеческой психики, он разработал концепцию бессознательных психических процессов и мотиваций, перенеся их на социальные явления
— сон – бессознательные инстинкты психики (желания, аффекты) «прорываются» в сознание; часто они не могут реализоваться в повседневной жизни, т.к. наталкиваются на социальные нормы и запреты
— бессознательное – это нереализованные влечения, поскольку в связи с требованиями общепринятых норм они не допускались в сознании
— все душевные процессы бессознательны
— бессознательное — особая психологическая реальность, которая присуща каждому человеку, существует наряду с сознанием и в значительной степени контролирует его
— психика человека состоит из противостоящих друг другу сфер: 1) сознательного и 2) бессознательного, которые разделены особой психической инстанцией — пред — сознательным
2. трехкомпонентная структура личности
— создал модель личности, которая представляет собой целую систему психики, состоящую из 3-х уровней (=совокупность трех слоев):
1. «Оно» (бессознательное)
2. «Я» (сознание человека)
3. «Сверх-Я» (влияющая на личность внешняя реальность)
— после формирования «Сверх-Я» в результате социальных запретов и поощрений весь психический аппарат начинает действовать как целое
— факторы, руководящие психикой человека —-> удовольствия и вытеснения (т.е. когда психика отторгает неприемлемое)
3. взаимодействие сознания и бессознательного Фрейд объясняет на примере лошади (сознание) и всадника (бессознательное), где всадник пытается обуздать лошадь, значительно превосходящую по силе => конфликт сознания/бессознательного в обществе
— 1920 г. — первая психоаналитическая система (!) — в основе бессознательного лежит сексуальный инстинкт — «либидо»
— вторая психологическая система (!) — энергией бессознательного управляют «Эрос» — инстинкт жизни, и «Танатос» — инстинкт смерти
— поведение человека определяется инстинктом родового самосохранения
— остальные стремления — следствия неудовлетворенности и переключения сексуальной энергии на другие области
— биологизация человека => свел социальные и психические явления к элементарным физиологическим и биологическим процессам
4.теория социализации => механизм смещения эрогенных зон у человека (от оральной – до зрелой генитальной) => человек становится полноценной личностью (все это время бессознательное подавляется)
— (!) особо внимание 3-ей стадии сексуальности фаллической (возраст 3-6 лет ребенку) =>
— «эдипов комплекс» — несознательное влечение к родителю => переживание этого комплекса определяет направление формирования личности человека и его поведение в дальнейшей жизни
— амбивалентность (= двойственность) чувств к родителю своего пола
5. человек —-> общество
— сферу психоанализа применил к проблемам межличностных отношений, к психологии масс, к инстинкта культуры
— главная проблема, которую пытался решить Фрейд, — проблема конфликта человека и общества (т.к. каждый человек стремится к удовлетворению своих инстинктов и влечений, а общество подавляет эти устремления, что вызывает враждебное отношение человека к культуре общества)
— принципы и методы психоанализа использует для анализа религии (ПР: внимание на такие функции религии как иллюзорная защита человека от проявлений природы и защита от несправедливостей культуры)
— отрицал ценность религии, предложил переход от религиозной веры к атеизму
Неофрейдизм
— разработали ученики З Фрейда: Альфред Адлер(индивидуальная психология),В. Райх, Карл Юнг(аналитическая психология),Карен Хорни(клинический опыт),Гарри Салливен(клинический опыт), Эрих Фромм(клинический опыт)– проявили себя как критики «фрейдизма»
— отказались от понятий З Фрейда: «пансексуализм», «биологизм», «либидо» и т.д.
Эрих Фромм(клинический опыт)
— подверг критике ортодоксальный фрейдизм и построил свое учение на понятиях социального характера, в которых выражается совокупность фундаментальных потребностей человека: потребности, схожие с потребностями животных, и потребности человека
1. сущность человека не может быть понята вне контекста культуры, в которой он существует в данный исторический момент
2. личность – результат взаимодействия биологических потребностей и социальных (= норм, установок)
3. процесс индивидуализации проявляется в растущем обособлении индивида и в растущем одиночестве => стремление личности побороть отчуждение и одиночество
— семья – социальный институт, компенсирующий чувство неполноценности
— поставил проблему человеческого существования и выявил основные его противоречия: патриархат/матриархат, власть/подчинение, личное бытие /историческое бытие и т. д.
— цель философии — помочь человеку решить эти проблемы, а главный способ решения — культивирование всеобщей любви
— смысл жизни — в активном проявлении личности во всех сферах жизни