Характерные черты немецкой классической философии.

Вопросы учебного занятия

1. Немецкая классическая философия. Характерные особенности немецкой классической философии.

2. Основные представители немецкой классической философии:

— И. Кант

— И.Г. Фихте

— Г. Гегель

— Л. Фейербах

3. Постклассическая европейская философия XIX – XX веков. Характерные черты западноевропейской философии второй половины XIX – начала XX века.

— иррационализм

— «философия жизни»

— марксизм

— позитивизм и неопозитивизм

— экзистенциализм

— психоанализ

Литература

Основная

1. Введение в философию: Учебное пособие для вузов. — М., 2008.

2. Философия: Учеб. для вузов / Под ред. В. Н. Лавриненко, В. П. Ратникова. –М., 2011.

3. История философии. Под ред. Ч. С. Кирвеля. — Минск, 2012.

Дополнительная

1. Антология мировой философии. В 4 т. — М., 1969-1971.

2. Антология философской мысли. — М., 1993.

3. Алексеев П. В., Панин А. В. Философия. — М., 1997.

4. Гулыга А. В. Немецкая классическая философия. — М., 2008

5. Кириленко Г. Г., Шевцов Е. В.Краткий философский словарь. — М.,2003.

6. Радугин А. А. Философия: Курс лекций. — М., 2013

7. Радугин А. А. Хрестоматия по философии. — М., 2013.

8. Современный философский словарь. — М.,2012.

9. Современная философия. Словарь и хрестоматия. — Ростов н/Д, 1995.

10. Кант И. Основы метафизики нравственности. — М., 1965. — Ч. 1.

11. Александров Г.Ф., История западноевропейской философии. М. – Л., 1946

12. Царский И. С. Западноевропейская философия XIX века. — М., 1976.

13. История философии. В 6-ти т. М.,1957-1965

14. Рассел Б. История западной философии. — М., 1969. — Кн. 3. Ч, 2.

15. Кузнецов Б.Г. История философии для физиков и математиков. М.,1974

16. Камю А. Бунтующий человек. — М., 1990

17. Герменевтика: история и современность. — М., 1985.

18. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. В 4 т., СПб., 1994-1997

19. Тарнас Р. История западного мышления. М.,1967

20. Вебер М. Избранные произведения. — М., 1990.

21. Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции. — М., 1989

22. Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге. — М., 1991.

23. Ясперс К. Смысл и значение истории. — М., 1991.

 

Вопрос 1. Немецкая классическая философия

— периодизация –конецXVIII– первая половина XIX вв.

немецкая классическая» философия — влиятель­ное течение философской мысли Нового времени. Она подводит итог ее развитию на данном отрезке западноевропейской истории. К этому течению относится философское учение И. Канта, И. Фихте, Г. Геге­ля, Ф. Шеллинга, Л. Фейербаха

13 стр., 6020 слов

§ 9. Немецкая классическая философия

... 18 в. Умер И. Кант в 1804 г. Философия Канта начинает развитие немецкой классической философии. Одной из основных проблем философии Нового времени стала проблема познания: что является истинным ... всеохватывающа, абсолютна. Во всех явлениях универсума, в человеческих поступках, в событиях всемирной истории, в повседневной деятельности человека – абсолютная идея «есть побудительная причина». Гегель ...

— по-новому поставили философские и мировоззренческие проблемы, которые не в состоянии были решить ни рационализм, ни эмпиризм, ни просвещение

мыслителей сближают общие идейно-теоретические корни, преем­ственность в постановке и разрешении проблем.

— под «классической» понимается высочайший уровень ее представителей и значимость ре­шаемых проблем

Характерные черты немецкой классической философии.

1.особое понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие филосо­фы полагали, что философия призвана быть критической сове­стью культуры, «душой» культуры

2. рационально-теоретическое осмысление явлений духа и действительности

3. систематическое и целостное объясне­ние мира, которое основывается на естественной упорядоченности и гармонии мира (доступных рациональному пониманию)

4. исследовались не только человеческая история, но и человече­ская сущность

5. «за» естественный мировой порядок, обусловленный взаимозависимыми процессами (познанием которых и должен зани­маться человек) => весь историко-философский процесс — целостность

6. представители классической немецкой философии относи­лись к философии как к специальной системе философских идей

7. разработана целостная концепция диалектики

8. подчеркивала роль филосо­фии в разработке проблем гуманизма и предприняла попытки осмыслить человеческую жизнедеятельность

9. провозгласили человека господином природы и духа; «за» могущество разума

10.выразители той социально-экономической, политиче­ской и духовной атмосферы, которая их окружала (феодальная раз­дробленность Германии, отсутствие национального единства, ориен­тация буржуазии на компромиссы и т.д.)

8. цель познания -естественная (заданная бытием) упорядоченность мира

9. человек — выше мира и бытия, ибо способен на рацио­нальное познание

10.мир такой, каким его создавала человеческая мысль по пла­ну (в чем человек уподоблен Богу) => философские выводы в отношении устройства мира обладают та­кой же степенью точности, как выводы геометрии или математики. ПР: в философию вводится математическая терминоло­гия — «геометрический метод» Спинозы, методы «точных наук» Локка, «математический» метод Декарта, математическое естествознание и «ап­риорные схемы» Канта, «интеллектуальная интуиция» Фихте и пр.

11.разработаны категориальный аппарат и техника философского мышления, особые способы аргументации и доказательства

12.рациональные философские системы стремятся к всеобъемлемости (ПР: философская система Гегеля)

13.немецкая классическая философия создала уни­версальную и всеобъемлющую картину мира, систематизировала основные знания человечества о природе, обществе, о процессе по­знания

11 стр., 5082 слов

Леонтьев Д.А. — Жизненный мир человека и проблема потребностей

... противопоставление субъекта и объекта, порожденное идеалистической философией, более или менее эксплицитно отождествляет человека с его сознанием. Тем самым человек изымается из бытия, из объективной ... к нашему анализу природы человеческих потребностей. От изолированного индивида к жизненному миру Традиционное понимание потребностей базируется на онтологической схеме, получившей название "онтология ...

14. немецкая классическая философия носила просвещенческий характер => модель философского подхода к миру, которую можно было бы обозначить как «рационализм в про­свещении»

15. начинается смещение акцентов с анализа природы на ис­следование человека, человеческого мира и истории => впервые пред­ставители немецкой классики осознают, что человек живет не в мире природы, а в мире культуры=> гно­сеологический и онтологический вектор перемещает­ся на проблему сущности и бытийности человека

Вопрос 2. Основные представители немецкой классической философии

Немецкий идеализм (ХVIII -ХIХ вв.):

И. Кант, И. Г. Фихте, Ф. В. Шеллинг, Г. В. Ф. Гегель и др.

 

И. Кант (1724 — 1804)

— основоположник классической немецкой философии, совершил переворот в философии, суть которого состоит в рассмотрении познания как деятельности, протекающей по своим законам.

— Главными произведениями являются: «Критика чистого ра­зума» (теория познания), «Критика практического разума» (этическое учение), «Критика способности суждения» (эстетика).

— творчество делится на 2-ва периода:

1) докритический (с 1746 до 1770-х гг.), т.е. начинал как натурфилософ => онтологическая, космологическая проблематики

— труд «Всеобщая естественная история и теория неба»

— космологическая про­блематика, т. е. вопросы происхождения и развития Вселенной

— идея самообразования Вселенной из «первоначальной туманности»

— объяснял возникновение Солнечной систе­мы, опираясь на законы Ньютона

Космос (природа) не яв­ляется неизменным, внеисторичным образованием, а находится в по­стоянном движении, развитии

Вывод: космологическая концепция Канта в дальнейшем была развита Лапласом и вошла в историю под названи­ем «гипотезы Канта—Лапласа»

2) критический (с1770-х гг.до его смерти) => перехо­дом к вопросам гносеологического и этического порядка

-период называется «критическим», так как связан с выходом важнейших работ:

1. «Критика чистого разума» (теория познания = гносеология)- подверг критике по­знавательные возможности человека

— дал определение метафизики как науки об абсолютном, но в границах человеческого разума

— знания — основаны на опыте и чувственном восприятии

подверг сомнению истинность знаний человечества о мире, считая, что человек пытается проникнуть в суть вещей, познает ее с искажения­ми, которые исходят от его органов чувств

10 стр., 4508 слов

Эпистемология – философское учение о знании.

... учение о знании.   Эпистемология (от греч. episteme - "знание" и logos - "учение") часто интерпретируется как знание ... человека безотносительно к тому, какова сама эта деятельность: повседневная или специализированная, профессиональная, научная или художественная. В этом отношении некорректно отожествление теории познания ... отмечает, что именно И. Кант сделал возможным рассмотрение эпистемологии ...

вначале следует исследовать границы познавательных способностей человека

— все наши знания о предметах — это знания не об их сущности (для обозначения которой Кант ввел понятие «вещь в себе»), а лишь знание явлений вещей, т. е. о том, как вещи являют, обнаруживают себя нам

«вещь в себе» — неуловима и непознаваема

— (!) в историко-философской литерату­ре гносеологическую позицию Канта часто называют агностицизмом

теория познания основана на признании существования до-опытного (или априорногознания), являющегося врожденным

первы­ми до — опытными формами сознания выступают: пространство и время

все, что познает человек, он познает в формах пространства и време­ни, но самим «вещам в себе» они не присущи

— от чувств процесс по­знания переходит к рассудку, а от него к разуму

процесс по­знания:

чувство à рассудок à разум

(опыт – есть граница)

рассудок, переходя­щий за свои границы (т. е. границы опыта) — это уже разум

роль разума — выше других познавательных способностей челове­ка

— способность к сверхчувственному познанию — трансцен­дентальная апперцепция=> это значило, что человеку уже при рожде­нии дана способность ориентировки в пространстве и времени

ПР: даже животные обладают врожденными инстинктами (например, малень­кие утята идут к воде и начинают плавать без всякого обучения)

бла­годаря трансцендентальной апперцепции в человеческом сознании возможно постепенное накопление знаний, переход от врожденных идей à к идеям разумного познания

— философская система Канта носит также название критического или трансцендентального идеализма.Трансценденталиями (от лат. трансценденте — переступать) называют до — опытные, сверхчувственные понятия, которые познаются только интуитивно

Вывод: на этапе познания мира через практический разум человек использует знания, полученные с «помощью чистого» или теоре­тического разума

2. «Критика практического разу­ма» (этическое учение)— разбирается природа человеческой нравственности

практический разумориентирует человека на его поведение в обществе, в жизни вообще

— «автономная воля» и правила (или максимы),вырабатывае­мые в обществе — основа поведения субъекта => «автономная воля» побуждает человека к поступкам — добрым или злым

моральный закон (= категорический императив) —регулятор поведения лю­дей, ограничивающий их волю

поведение человека должно основываться на трех максимумах

1. Поступай согласно правилам, которые могут стать всеобщим за­коном.

2. В поступках исходи из того, что человек — наивысшая ценность.

3. Все поступки должны делаться на благо обществу.

— этическое учение ориентирует человека и общество на моральные ценности и недопустимость пренебрежения ими ради эгоистических интересов

— вся мораль в обществе должна основываться на со­блюдении чувства долга: человек должен по отношению к другим лю­дям проявлять себя как разумное, ответственное и неукоснительно соблюдающее моральные правила существо

предлагал, опираясь на категорический императив, изменить жизнь людей в обществе, создать новый «этический обще­ственный строй», т.к. люди живут как бы в двух измерениях:

1) среди регламентации и установления, в государстве;

2) в процессе своей жизнедеятельности в обществе, в мире морали

мир, официально регламентируемый государством и церковью, Кант не считал истинно человеческим миром, так как такой мир, по его мне­нию, основывается на суевериях, обманах и пережитках животных влечений в человеке

— только общество, в котором поведение людей будет регулироваться добровольным исполнением моральных зако­нов (= категорического императива) может дать истин­ную свободу человеку

— Кант сформулировал моральный закон (= нрав­ственный императив) — «поступай так, чтобы твое поведение могло стать всеобщим правилом»

выдвинул идею о «вечном мире», осно­ванном на экономической невыгодности и правовом запрете войны

3. «Критика способности суждения» (эстетика)

Вывод: в этих работах Кант сформулировал вопросы — «Что я могу знать?», «Что я должен делать?», «На что я могу надеяться?», в ответах на которые раскрывается сущность его философской си­стемы

 

Иоган Готлиб Фихте (1762-1814)

— его концепция называлась «Наукоучение»

— философия — это основополагающая наука, помогающая вырабо­тать единый метод познания

— главное в философском познании — это интеллектуальная интуиция

— в процессе познания субъект взаимодей­ствует с объектом => его сознание выступает как активное и творческое начало

процесс познания проходит три этапа:

1) «Я» утверждает себя само, создает само себя;

2)«Я» противопоставляетсебя «Не-Я», или объекту;

3) «Я» и «Не-Я», ограничивая друг друга, образуют синтез.

— на вопрос: «Существует ли объект без субъекта или нет?» — философия Фихте отвечает, что без субъекта нет и объекта. То есть только активное «Я» (= или воля субъекта) через взаимодействие с объектом способна изменить мир и утвердить себя в нем.

 

Г. Гегель (1770-1831)

— представитель немецкого классического идеализма произведения. Гегеля: — «Феноменология духа», «Наука логики», «Энциклопедия философских наук», «Философия приро­ды»

философская система состоит из 3-х частей:

1) логика (работа «Наука логики»)— важнейшая часть системы, область «чистой мысли», существующей до субъек­та и объекта. Логика предшествует истории и природе, она их творит. Логика делится на три части: а) учение о бытии, б) учение о сущности, в) учение о понятии.

2) фило­софия природы,

3) философия духа

— 2 – ва вида логики: 1) логика объективная — учение о диалектическом саморазвитии Абсолютной идеи (Мирового Духа, Бога) – она предшествует субъективной логике

2) логика субъективная (учение о человеческом мышлении)

— главное в философии — доказать, что сознание, жизнь духа и мышле­ния определяют законы природы и общества

— дух на своем высшем этапе развития (в искусстве, религии, философии) воплощает то, что заложено в мышлении

— благодаря мышлению человек обнаруживает тождественность субъекта и объекта => эту тождественность Гегель на­зывает «абсолютным понятием»

— обнаружение понятий, понимание че­ловеком их достоинств вынуждает начинать философствовать не с субъекта, а с самих понятий => философия — это постижение мира в понятиях

задача: возвысить философию до уровня науки => Гегель строит систему понятий и старается вывести из одного поня­тия последующие => философия становится наукой понятий => логикой движения понятий => диалектической логикой

— причина движения идей —> противоречия

— противоречия неискоренимы и присущи каждой идее => противоречия вынуждают идти человека от одной идеи к другой, более совершенной, не абстрактной, а конкретной

2) фило­софия природы (работа«Философия приро­ды»)

— идея – созидательница природы => идея порождает природу

при­рода развивалась поэтапно: механизм —> химизм —> организм

— догадки о взаимной связи между отдельны­ми ступенями органической и неорганической природы и закономер­ности всех явлений в мире

— разработка проблемдиалектики=>

диалектика — учение о развитии как качественном измене­нии, переходе старого в новое, движении от высших форм к низшим

— открыл взаимосвязь между всеми процессами в мире

со­здал систему категорий диалектики и открыл связь между ними: сущность, содержание, общее, необходимое, закон, явле­ние, форма, единичное, случайное; эти категории органично пере­ходят друг в друга

— суть диалектического метода выражена в схеме, которая называется триадой(поскольку в ней три основных элемента).

Основные законы диалектики:

1) закон перехода количественных изменений в качественные;

2) закон единства и борьбы противоположностей;

3) закон отрицания отрицания

3) философия духа

— об­щая мировая история рассматривается им как процесс самосознания мирового духа и вместе с тем как «прогресс в сознании свободы»

сво­бода состоит в том, что человек познает свое тождество с абсолютом и отождествляет себя с образованием объективного духа (государством и правом)

Философия истории

— идеи о смысле истории, о понимании исторической законо­мерности

— о роли личности в истории

Философия государства

Вывод: последователи Гегеля восприняли его диалектический метод => стали называться гегельянцами

младогегельянцы –«за»изменения государственного строя, желали государственных реформ старогегельянцы –«за»сохранения старых форм жизни, оправдыва­ли разумностью действительность феодально-сословного государства
Л. Фейербах, К. Маркс, Ф. Энгельс  

В 30-40-е гг. XIX в. в Германии (и в других странах Европы) шла теоретическая борьба между двумя этими ветвями послегегелевской философии. В ней отражались и сила воздействия гегелевских идей на общество, и общественная потребность в реализации прогрессив­ных идеалов.

К школе младогегельянцев в первоначальный период своей фило­софской деятельности принадлежал Людвиг Фейербах.

 

Немецкий материализм первой половины ХIХ вв.

Людвиг Фейербах

 

Людвиг Фейербах (1804-1872)

представитель материалистического направления; родоначальник антропологического матери­ализма

— подвергнул критике идеализм => выдвинул целостную и последовательную материалистическую кар­тину мира

— материя — природное объективное на­чало мира

— материя обладает свойствами — движе­ние

— пространство

— время

— гносеология – стоял на принципах сенсуализма => высоко оценивал роль чувств в познании

— человек познает мир через свои ощущения, которые рассматривал как проявление природы

— отстаивал объективную ценность челове­ка в системе мира

— критиковал религиозные представления о человеке как творении Бога

— разработал основные принципы гуманизма, исходя из представлений о том, что человек — совершенная часть природы

— (!!!) материалист в понимании человека, но идеалист в понимании общества

— исторические эпохи различаются религиозным сознанием (т.к. в каждой эпохе есть вои мировоззренческие изменения)

ПР: христианство провозглашает любовь как главную творческую духовную силу, изменяющую мораль, отношение человека к человеку

— любовь к Богу выражает и лю­бовь к человеку, так как Бог есть отчужденная сущность человека

— через религию человек выражает свое чувство любви, устремленное к бессмертию

в духовном стремлении выражены: 1) родовая сущ­ность человека

2) идеальная сущ­ность, идущая от родовой

— двигатель общественного развития — нравственное перерождение людей

Вывод: его философия завершила клас­сический этап немецкой философии и заложила основы немецкого ма­териализма

 

 

Вопрос 3. Постклассическая европейская философия XIX – XX веков.

Характерные черты западноевропейской философии

второй половины XIX – начала XX века

1.философия направлена на формированиеисторизма мышления

2.происходит полифония развития философской мысли, много концептуальность – период «философских школ»

— иррационализм (А. Шопенгауэр),

— марксизм (К. Маркс, Ф. Энгельс),

— философия жизни (С. Кьеркегор, Ф. Ницше, А. Бергсон),

— позити­визм и неопозитивизм (О. Конт, Б. Рассел, Л. Витгенштейн),

— фило­софия прагматизма (Ч. Пирс, У. Джемс, Дж. Дьюи),

— феноменология (Э. Гуссерль),

— герменевтика (X. Гадамер),

-философская антропология (М. Шелер, П. Тейяр де Шарден),

-экзистенциализм (М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж.-П. Сартр),

-структурализм (К. Леви-Строс),

— критиче­ский рационализм (К. Поппер),

— психоанализ (3. Фрейд, К. Юнг и др.).

3. во второй половине XIX в. выделились 2-ва направления критики немецкой классической фило­софии:

критика с позиций материалистической философии критика со стороны неклассической идеалистической философии

 

Марксизм

— основатели Карл Маркс(1818-1883), Фридрих Энгельс(1820-1895)

— совместные работы: «Манифест коммунистической партии» (1848), «К критике политической экономии» (1859), «Святое семейство», «Немецкая идеология»

Ф. Энгельс «Диалектика природы», «Анти-Дюринг», «Происхождение семьи, частной собственности и государства» и др.

К. Маркс «Капитал» (в трех томах)

— (!!!) «Манифест коммунистической партии» (1848) — стал программным документом ком­мунистического движения

Характерные черты марксизма:

1.диалектический метод рассматривается в неразрывной связи с материалистическим принципом;

2. исторический процесс истолковывается с материалистических позиций как естественный, закономерный процесс;

3. объясняется мир, разрабатываются основы его преобразования;

4. философские исследования переносятся на область материаль­но-практической деятельности человека;

5. диалектико-материалистические взгляды совпадают с потребностями обществен­ного развития того времени

источники формирования идеологии:

1. в начале 1840-х гг. при­мыкали к левому (радикальному) крылу младогегельянцев

2. к середине 1840-х гг. перешли на материалистические позиции

3. опира­лись на философское творчество Гегеля и Фейербаха => переосмыслили идеалистическую диалектику и антропологический материализм =>

— создали новое философско­е направление — диалектический материализм

1. в основу диалектического материализма Маркса и Энгельса положена диалектика Гегеля, но переработанная на основе материа­листических принципов (!!!)

часть философ­ского учения, посвященная развитию общества (социальная философия), получила название исторический матери­ализм

— гносеология —>человек познает мир с помощью органов чувств, которые дают ему точные копии реальности в образах, т.е. сенсуалисты

— бытие определяет сознание

сознание — не как самостоятельная сущность, а как свойство материи от­ражать саму себя

материя находится в постоянном движении и развитии

-Бога нет, поскольку он является плодом фантазии =>

— материя вечна и бесконечна и периодически принимает новые формы

практика — важный фактор развития =>

развитие происходит по законам диалектики — единства и борьбы противоположностей, пере­хода количества в качество, отрицания отрицания

— (!!!) впервые в истории философии диалектико-материалистическое понимание было распространено на обще­ство => материалистическое понимание истории стало философским но­ваторством Маркса (кни­га «К критике политической экономии» (1859)и Энгельса

1. диалектика производительных сили производственных отношений,единство которых образует спо­соб производства

2. исторический материализм — это рас­пространение материализма на общественную жизнь, социальный мир, историю

3. на каждом этапе общественного развития люди для обеспечения своей жизнедеятельнос­ти вступают в не зависящие от их воли производственные отношения

4. производственные отношения – это уровень производительных сил, которые обра­зуют экономическую систему, базисдля институтов государства и об­щества, общественных отношений

5. государственные и общественные институты и общественные отношения являются надстройкой по от­ношению к экономическому базису

6. базис и надстройка взаимно влияют друг на друга

7. в зависимости от уровня производительных сил и производственных отношений, типа базиса и надстройки выделяются общественно-экономические формации (рабовладельческая, феода­лизм и т. д.) => т.е. рост уровня производительных сил приводит к измене­нию производственных отношений => к смене общественно-экономи­ческой формации => общественно-политического строя

8. общество проходит в своем развитии через ряд ступеней (= обще­ственно-экономических формаций), которые отличаются друг от друга:

а) способами производства (т. е. уровнем развития производительных сил),

б) объективно складывающихся на их основе отношений (прежде всего отношений собственности),

в) юридической,

г) политиче­ской надстройкой,

д) духовной культурой

9. эффективность труда, его производительность, определяет преимущество одной формации по отношению к другой

10. переход от формации к формации является пе­реходом от внутрикачественных (количественных) изменений к —> каче­ственным (= революция, скачок в развитии общества)

11. уровень экономики (= материальное производство, производствен­ные отношения) определяют судьбу государства => ход истории

12. чело­веческая история — естественноисторический процесс; ни одна фор­мация, ни одна ступенька этого развития не уйдет в прошлое, пока не исчерпает себя, но если производственные отношения исчерпаны и тормозят дальнейшее развитие производительных сил, они должны быть в корне изменены, наступает эпоха социальной революции (!)

Вывод: на основе материалистического понимания истории марксизмом была разработана научная теория коммунизма, первой стадией разви­тия которого в XX в. стал рассматриваться социализм. Марксистская философия рассматривала общество, основанное на принципах кол­лективного труда, т. е. социализм как общество, в котором науке, ког­да она превращается в непосредственную производительную силу, от­водится важная роль одного из движителей общественного прогресса.

ПР: Маркс говорил, что марксизму принадлежат два общественно-научных открытия: 1)материалистическое понимание истории и 2) теория прибавочной стоимости

философия — есть «руководство к дей­ствию» (т.е. «за» революционное преобразование общества) =>

рево­люция должна была ознаменовать начало новой истории, которая не будет знать классовых антагонизмов

Вывод: марксизм стал не только фило­софским течением, но и идеологией, носящей клас­совый характер. Марксистский гуманизм пришел в противоречие с реальной попыткой построения социализма и коммунизма.

ПР:философские, экономические, политические взгляды К. Маркса и Ф. Энгельса до сих пор оказывают колоссальное влияние на общество. В 1999 г. в Великобритании был проведен массовый опрос, в ходе которого выяснились крупнейшие мыслители уходящего тысячелетия, оказавшие наибольшее влияние на судьбы мира. Первым, опередив А. Эйнштейна и И. Ньютона, оказался Карл Маркс.

Иррационализм

— Артур Шопенгауэр (1788-1860)

— книга «Мир как воля и представление»

— иррационализма (от лат. неразумный, бессознательный)

«философия пессимизма»

— жизнь — это непрерывная борьба между состраданием (= любовью) и преоблада­ющими над ним силами эгоизма и злобы

«жизнь — это «плесень» на одном из «шаров» (!)

— мир неразумен и беспечен, им управляет злая воля => ей мы обязаны жизнью => своим страданием в жизни

мир не целостен, не закономерен, неподконтролен разуму => подчиняется только другим силам (ПР: воле, аффектам)

— воля сильней разума => многие наши поступки продиктованы не доводами разума, а желания­ми и инстинктом

— воля — центральное понятие философии Шопенга­уэра, только она способна определять все сущее и влиять на него

воляидеальная сила и высший космический принцип, который лежит в основе мироздания

— вывел логический закон достаточного основания => истинная фи­лософия должна исходить исключительно из представления, которое является фактом сознания

Вывод: несмотря на то, что философия Шопенгауэра не была признана современниками, оказала влияние на раз­витие неклассической идеалистической философии

 

«Философия жизни»

— продолжателем философии Шопенгауэра является Ф. Ницше(1844-1900)

— работы: «Рождение трагедии из духа музыки», «Человеческое, слишком человеческое», «Утренняя заря», «Мысли о моральных предрассудках», «Веселая наука», «Антихристианин», «Так говорил Заратустра»

— не стремился создать целостную философскую систему

— три этапа творчества Ф. Ницше:

1. ранний (1872 – 1876) – преобладает тема античной философии, и идеи А. Шопенгауэра

2. второй (1877 – 1882) – интерес к проблемам естествознания

3. третий (1883 – 1888) – разработка концепции «воля к власти»

в ранних работах противопоставлял современный мир —>миру античности (богам и героям)

— в творческом духе античности 2 –ва принципа: «дионисийский», «аполлонический» =>

1. дионисийский принцип – подлинная жизнь, жизнь в подвиге => человек может почувствовать себя богом => (но (!!!) в V – IV вв. до н.э. «дух Диониса» вытесняется «духом Аполлона» => вместо священного экстаза человеком овладевает холодный расчет

 

 

— жизнь – это единственная реальность, суще­ствующая для конкретного человека => в свете разумности современной эпохи жизнь человека бессмысленна =>

— человек убегает от неразумности и бессмысленности жизни => устремляется к иллюзии (= логической схематизации жизни)

— чтобы выжить – человек стремиться упорядочить и упростить жизнь, но этот порядок искусственен => происходит разрушение «живой нити жизни»

— философская программа «переоценки ценностей»

— наступает новая эпоха – эпоха трагизма => задача: человечество надо облагородить, убрать всё, что паразитирует и оставить жизнь

— критиковал гума­низма

— цель философии — помочь человеку приспособиться к жизни и максимально реализовать свои возможности

в основе жизни лежит воля:

1. воля к жизни,

2. воля внутри самого человека,

3. неуправляе­мая воля (страсть),

4. воля к власти

— идея «сверх человека» => противопоставляет сверхчеловека (=высший биотип) толпе

— волюнтаризм — развитие воли => власти, которую сверхчеловек должен максимально разви­вать

— человек, стремящийся к власти должен искать сильного противник, т.к. легкая добыча унижает победителя => обесценивает победу

религиозная философия:

1. христианство провозглашает равенство людей перед богом, но этофальшь, т.к. равенство противоестественно человеческой природе => идеология церкви изначально грешна

— существование церкви = жизни паразита => необходима новая мораль, которую сформулирует сверхчеловек

— «бот умер, мы убили его» => в религии надо пересмотреть все ценности жизни

— новая мораль должна основываться на ценностях конкретного человека

Вывод: философия Ницше — предшественница ряда современных запад­ных философских концепций, в основе которых лежат проблемы че­ловека и его жизни.

Позитивизм

— Огюст Конт(1798-1857) — ввел термин «позитивная философия»

— работы: «Курс позитивной философии»

позитивизм(от лат. по­ложительный) — философское течение, предлагающее ограничить процесс познания «положительным», т. е. конкретным, фактическим, опытным знанием и отрицающее практическую значимость и смысл общетеоретического («метафизического») познания

— позитивисты – «за» исследование явления предметов и процессов => но (!) познание сущности предметов — лишнее

— «позитивное знание» противопостав­ил традиционной, «метафизической» философии, объясняющей мир

— создание новой, «положительной», по­строенной по образцу естественных наук науки об обществе — социо­логии

задача социологии — сбор и первичная систематизация эмпирических фактов

— позитивизм возник в связи с успехами науки => влиянием на умы людей

— (!?) наблюдение, сравнение, анализ экспериментальных данных, эк­сперимент требовали оценки в том числе и тех фило­софских систем, которые считали научную истину не связанной с эм­пирическим опытом

-постижение истины —-> на основе позитивного (точного, экспериментального) знания

— тезис: «Знать — чтобы предвидеть, предвидеть — чтобы обладать си­лой»

— тезис: «Долой метафизику, да здравствует физика»

— роль философии —-> в позитивном (= научном знании)

Принципы позитивизма

1.философское знание должно быть точным и достоверным;

2. при познании нужно использовать научный метод и опираться на достижения других наук;

3. основной путь достижения знания — эмпирическое наблюдение;

4. философия должна исследовать только факты, а не их причины;

5. философия должна освободиться от ценностного подхода и оце­ночного характера при исследовании;

6. философия должна прекратить «диктат» другим наукам и занять свое конкретное место среди них.

задача «новой философии» — разработать методологию наук => установить связи между науками

— гносеология – 2-ва взаимосвязанных закона:

1) «Закон трех стадий развития ума» — ум человека в своем развитии проходит три фазы:

а) на первой он объясняет явления, сравнимые с человеком

б) апеллирует к абстрактным сущностям

в) наблюдает за фе­номенами, устанавливая между ними регулятивные связи

2) «Закон классификации наук» — распределяет науки по степени сложности

1. Аналитические — изучающие явления в неорганической приро­де (физика, неорганическая химия)

2. Синтетические — объясняющие отдельные факты с точки зрения человека (биология)

3. Социология — призвана изучать социальные законы

Вывод: заслуги позитивистской методологии — 1) выяснение смысла научной деятельности, 2) взаимоотношение социологии (и науки) с другими сферами дея­тельности, 3) поставил проблему рационализации научной деятельности в самой философии,4)методология позитивизма оказа­ла влияние на развитие социальных исследований

 

Неопозитивизм (XX в.)

— XX в. позитивизм приобрел форму неопозитивизма

началом истории неопозитивизма считают деятельность Венского кружка в 1920- 1930-х гг., в который входили Шлик, Поппер, Карнап и др.

— английские философы Д. Стюарт Миль(1806-1873), Спенсер (1820-1903)

отличитель­ная черта неопозитивизма — фор­мальная сторона познания

— неопозитивизм — исследует те формы, в которых осуществляется процесс познания

— неопозитивизм изучает проблемы языка, формальной и математической логики, структу­ры научного познания

— неопозитивизм — интегративное течение, объединяющее в себе различные философские школы и направления

ПР: аналитическая философия, философия лингвистического анализа, логический позитивизм

Вывод:в рамках неопозитивизма развива­лось творчество таких философов, как Бертран Рассел(1872-1970), Людвиг Витгенштейн(1889-1951), Рудольф Карнап(1891-1970), Карл Поппер(1902-1994), Мориц Шлик(1882-1936)

 

Структурализм

— как направление возникает в 1920 – х г. =>

связано с появлением в лингвистике структурного метода

1. структура объекта – это совокупность отношений при определенных преобразованиях

2. структурализм – это совокупность определенных правил

структурализм – процесс выявления глубинных универсальных ментальных структур, проявляющихся в социальных структурах всех уровней

— представители – Фердинанд де Соссюр (1857- 1913), Клод Леви-Строс (р. 1908) «Структурная антропология», Жак Лакан, Мишель Фуко (р. 1926), Луи Альтюссер (р. 1918)

идеи Фердинанда де Соссюра (1857- 1913)

1. язык — = знаковая структура => наука семиология -занимается изучением знаков

2. язык – система знаков, каждый из которых представляет собой единство означающего и означаемого

идеи Клода Леви-Строса (р. 1908) «Структурная антропология»

1. бессознательная умственная деятельность состоит в наделении содержания формой

2. формы аналогичны для всех типов мышления (древнего и современного)

3. язык – некое единое, обобщающее начало в мышлении, культуре, деятельности и социальной жизни народов

4. разные формы общественной жизни – в своей сути нечто общее

5. язык => логика – нечто единое у всех народностей ПР: логика мифа – на бинарных оппозициях – светел/темен, небо/земля, добро/зло

идеи Жака Лакана

1.сопоставил структурный метод с областями психологии и психиатрии

2. тезис: «бессознательное сконструировано как язык, посредством которого символически кодируется все многообразие поведенческих линий»

Вывод: наибольшее распро­странение структурализм получил в философии истории и философской антропологии

Экзистенциализм

— 1920 – 1940 –е г. экзистенциализм(от лат. существование) — филосо­фия существования => ориентация на проблемы, связанные с человеком, сущностью человеческой жизни, смыслом его бытия в современном мире

— представители: Серен Кьеркегор(1813-1855), Карл Ясперс(1883-1969), Мартин Хайдеггер(1889-1976), Жан-Поль Сартр(1905-1980) «Экзистенциализм – это гуманизм», Симона де Бовуар(1908-1986), Альбер Камю(1913-1960), Николай Бердяев(1874-1948), Леонид Андреев(1871-1919)

Жан-Поль Сартр(1905-1980) «Экзистенциализм – это гуманизм» (1946)

датский теолог, философСерен Кьеркегор(1813-1855) –

религиозный экзистенциализм

— «против» рационализма классической философии, обвинил ра­зум в поглощении индивидуальности

— сущность (смысл, замысел) человеческого существования находится в самомсуществовании

— страх перед смертью — единственное состояние, в котором человек ведет подлинно свободное, самосто­ятельное существование

действительность не отождествляется с мышлением, поскольку она немыслима

— нельзя забывать человека как сущность, как живую и уникальную индивидуальность с ее мыслями, чувствами

— исти­ны — жизнь/смерть => не познаются логикой, а переживаются непосред­ственно человеком (!)

— философия – это переживание вечного в конечном суще­ствовании (индивидуальной судьбе личности)

— переживание —> любовь, вера, тоска, страх => составляют мир существования чело­века => существование человека выше всяких законов и закономерностей

— тезис: «разум приводит человека к отчаянию, вера спасает и дает надежду»

немецкий мыслительКарл Ясперс (1883 – 1969)

— задача философии – раскрытие «шифров бытия» как различных выражений трансценденции

— философия не может быть ограничена ни методом ни предметом

— человек = экзистенция (уровень человеческого бытия) => когда действует как свободное существо

— человеком нельзя манипулировать (!)

Жан-Поль Сартр(1905-1980) «Экзистенциализм – это гуманизм» (1946)

— в человеке существование предшествует сущности

— человек свободен, т.к. не никаких предписаний

— тезис: «человек обречен на свободу» —-> заброшенный однажды в мир, он в ответе за все, что делает, но не перед обществом, а перед самим собой (!)

— человек = актер, т.к. сам решает кем ему быть

Вывод: философия экзистенциализма обра­тилась к проблеме критических и кризисных ситуаций, в которые по­падает человечество. Причины интереса еще и в том, что только в XX в. человечество пережило две мировые войны, приближение экологиче­ской катастрофы, усиление жестокости по отношению к людям. Чело­веку, чтобы выжить, необходимо разобраться в своем внутреннем мире, трезво оценить свои способности и возможности. Многие из философов-экзистенциалистов занимались литератур­ным творчеством. Экзистенциализм антирационалистичен, т. е. не признает рассудочное познание истинным. Литература, искусство, по мнению экзистенциали­стов, более полно отражают сущность человеческого бытия. Предста­вители экзистенциализма создавали каждый свое собственное учение, общим для них было признание высшей ценностью бытия само бытие, саму жизнь.

 

Психоанализ

— основатель психоанализа австрийский ученый-психи­атр и невропатолог Зигмунд Фрейд(1856-1939) => влияние на гуманитарные и медицинские науки

— работа: «Толкование сновидений» (1900)

изучая гипноз Фрейд пришел к мысли о существовании, помимо сознательной психической жизни, бессознательных импульсов

1. опираясь на свой опыт лечения и диагностики человеческой психики, он разработал концепцию бессоз­нательных психических процессов и мотиваций, перенеся их на соци­альные явления

сон – бессознательные инстинкты психики (желания, аффекты) «прорываются» в сознание; часто они не могут реализоваться в повседневной жизни, т.к. наталкиваются на социальные нормы и запреты

бессознательное – это нереализованные влечения, поскольку в связи с требованиями общепринятых норм они не допускались в сознании

все душевные процессы бессознательны

— бессознательное — особая психологическая реальность, которая при­суща каждому человеку, существует наряду с сознанием и в значитель­ной степени контролирует его

— психика человека состоит из противостоящих друг другу сфер: 1) сознательного и 2) бессознательно­го, которые разделены особой психической инстанцией — пред — сознательным

2. трехкомпонентная структура личности

— создал модель личности, которая представляет собой целую систему психики, состоящую из 3-х уровней (=совокупность трех слоев):

1. «Оно» (бессознательное)

2. «Я» (сознание человека)

3. «Сверх-Я» (влияющая на личность внешняя реальность)

— после формирования «Сверх-Я» в результате социальных запретов и поощрений весь психический ап­парат начинает действовать как целое

— факторы, руководящие психикой человека —-> удоволь­ствия и вытеснения (т.е. когда психика отторгает неприемлемое)

3. взаимодействие сознания и бессознательного Фрейд объясняет на примере лошади (сознание) и всадника (бессознательное), где всадник пытается обуздать лошадь, значительно превосходящую по силе => конфликт сознания/бессознательного в обществе

1920 г. — первая психоана­литическая система (!) — в основе бессознательного ле­жит сексуальный инстинкт — «либидо»

вторая психологическая система (!) — энергией бессознательного управляют «Эрос» — ин­стинкт жизни, и «Танатос» — инстинкт смерти

— поведение человека определяется инстинктом родового самосохра­нения

— остальные стремления — следствия неудовлетворенности и переключения сексуальной энергии на другие области

— биологизация человека => свел социальные и психические явления к элементар­ным физиологическим и биологическим процессам

4.теория социализации => механизм смещения эрогенных зон у человека (от оральной – до зрелой генитальной) => человек становится полноценной личностью (все это время бессознательное подавляется)

— (!) особо внимание 3-ей стадии сексуальности фаллической (возраст 3-6 лет ребенку) =>

— «эдипов комплекс» — несознательное влечение к родителю => переживание этого комплекса определяет направление формирования личности человека и его по­ведение в дальнейшей жизни

— амбивалентность (= двойственность) чувств к родителю своего пола

5. человек —-> общество

— сферу психоанализа применил к проблемам межличностных отношений, к психологии масс, к инстинк­та культуры

— главная проблема, которую пытался решить Фрейд, — проблема конфликта че­ловека и общества (т.к. каждый человек стремится к удовлетво­рению своих инстинктов и влечений, а общество подавляет эти устремле­ния, что вызывает враждебное отношение человека к культуре общества)

— принципы и методы психоанализа использует для анализа религии (ПР: внимание на такие функции религии как иллюзорная защита человека от проявлений природы и защита от несправедливостей культуры)

— отрицал ценность ре­лигии, предложил переход от религиозной веры к атеизму

 

Неофрейдизм

— разработали ученики З Фрейда: Альфред Адлер(индивидуальная психология),В. Райх, Карл Юнг(аналитическая психология),Карен Хорни(клинический опыт),Гарри Салливен(клинический опыт), Эрих Фромм(клинический опыт)– проявили себя как критики «фрейдизма»

отказались от понятий З Фрейда: «пансексуализм», «биологизм», «либидо» и т.д.

Эрих Фромм(клинический опыт)

— подверг критике ортодоксальный фрейдизм и построил свое учение на понятиях социального характера, в кото­рых выражается совокупность фундаментальных потребностей чело­века: потребности, схожие с потребностями животных, и потребности человека

1. сущность человека не может быть понята вне контекста культуры, в которой он существует в данный исторический момент

2. личность – результат взаимодействия биологических потребностей и социальных (= норм, установок)

3. процесс индивидуализации проявляется в растущем обособлении индивида и в растущем одиночестве => стремление личности побороть отчуждение и одиночество

— семья – социальный институт, компенсирующий чувство неполноценности

— поставил проблему человеческого существования и выя­вил основные его противоречия: патриархат/матриархат, власть/подчинение, личное бытие /историческое бытие и т. д.

— цель фи­лософии — помочь человеку решить эти проблемы, а главный способ решения — культивирование всеобщей любви

— смысл жизни — в активном проявлении личности во всех сферах жизни