§ 2. Субъективное отношение к природе в подростковом и юношеском возрасте. Отношение к природе в младшем и среднем подростковом возрасте

Для младшего и среднего подросткового возраста, в целом, свойственны достаточно близкие характеристи­ки субъективного отноше­ния к природе, поэтому они могут рассматриваться как один период.

В это время полностью исчезает антропоморфизм как способ осмысления мира природы, особенно свойствен­ный дошкольнику и, в некоторой степени, младшему школьнику. Безусловно, определенные следы антропо­морфизма сохраняются, так же как и у взрослых, но они уже не имеют принципиального значения. И для подрос­тков в этом возрасте, и для взрослых замечаемое ими сходство животных с человеком становится часто даже небольшим «открытием». Чтобы убедиться в этом, до­статочно понаблюдать за ними в зоопарке у вольера с обезьянами и послушать их радостные возгласы удивле­ния: «Во, смотри, совсем, как человек!». Для антропо­морфической картины мира дошкольника такое сходст­во совершенно естественно.

В то же время исследования показали, что именно в младшем подростковом возрасте субъектификация приро­дных объектов достигает максимального в процессе онтоге­неза уровня. И хотя к среднему подростковому возрасту она несколько снижается, тем не менее остается выше среднего для подростков и юношей (рис. 18, к).

В младшем подростковом возрасте каждый второй школьник включает те или иные природные объекты в список своих «значимых других», что существенно выше, чем в последующие периоды, хотя к среднему подрос­тковому возрасту этот показатель снижается, оставаясь все-таки выше среднего для подростков и юношей (рис. 18, к).

Очень убедительные данные, подтверждающие субъек­тный характер восприятия природных объектов в этот пери­од, были получены при изучении степени психологической близости с названными подростками «значимыми другими». Оказалось, что для тех, кто включил в список различные природные объекты, в этом возрасте степень психологичес­кой близости с ними выше, чем со всеми остальными «зна­чимыми другими»: выше матери, отца, бабушки, дедуш­ки, лучшего друга и т.д.! А ведь это характерно для каждо­го второго подростка в возрасте 10-11 и каждого третьего в

12-13 лет.

Показательны в этом плане высказывания младших подрос­тков, когда их просили закончить предложение: «Моя собака (кош­ка…) —…».

10 стр., 4930 слов

Младший школьный возраст (от 7 до 11 лет) 2

... ­емы дают положительный эффект именно в начальной школе; начинать аналогичную работу в средних классах гораздо труднее, так как учебная деятельность недостаточно сформирована в этом оценочном ... от интеллекта зависит развитие осталь­ных психических функций. Завершается наметившийся в дошкольном возрасте пе­реход от наглядно-образного к словесно-логическому мыш­лению. У ребенка появляются логически ...

«Моя собака — она очень милая, хорошая, ласковая. Она очень меня любит, помогает мне, утешает. Я хочу, чтобы я была собаке как сестра».

«Моя кошка — это ЧУДО! У нее особенный характер. Она все понимает, все-все, а мама и папа не всегда».

«Мой кот — он так понимает меня, как будто даже точно может говорить»’.

Таким образом, для младших и средних подростков свойствен субъектный характер модальности субъектив­ного отношения к природе.

В этот период продолжает сохраняться непрагмати­ческий характер взаимодействия с природными объек­тами, возникший в младшем школьном возрасте. Имен­но в младшем подростковом возрасте достигает макси­мума в процессе онтогенеза уровень интенсивности от­ношения к природе непрагматической модальности, который практически сохраняется и в среднем подрос­тковом возрасте (рис. 18, д). Он существенно превыша­ет уровень, характерный для старших подростков и юношей.

Показательно соотношение в этом возрасте удельного веса среди всех подростков и юношей-школьников с очень высоким уровнем (условно, «фанаты») и с очень низким уровнем («нигилисты») интенсивности отношения к приро­де непрагматической модальности1 (рис. 18, а).

Из всех «фа­натов» среди школьников приблизительно по 30% прихо­дится на периоды 10-11 лет и 12-13 лет. А вот из всех «ниги­листов» только по 14% и 27%.

Кроме этого было установлено, что для младшего и среднего подросткового возраста характерен наименьший среди подростков и юношей уровень выраженности эколо­гических установок прагматического типа (природа — «объ­ект пользы») и склонности к выбору прагматического типа взаимодействия с ней (рис. 18, б).

Таким образом, для младших и средних подростков свой­ственен непрагматический характер модальности отноше­ния к природе.

Следовательно, в целом модальность субъективного отношения к природе в младшем и среднем подростковом возрасте является субъектно-непрагматической.

Наметившееся в младшем школьном возрасте переструк­турирование компонентов интенсивности отношения к при­роде окончательно складывается в младшем и среднем под­ростковом возрасте. Если у младших подростков нельзя еще определить ведущий компонент среди когнитивного, прак­тического и поступочного (рис. 18, в), то у средних подрост­ков на первое место явно выходит поступочный (рис. 18, ж). В то же время когнитивный, который был ведущим у млад­ших школьников, опускается на третью позицию.

Это происходит на фоне максимальной среди всех школьников доминантности отношения к природе, роста к концу данного периода степени выраженности экологичес­ких установок природоохранного типа (природа — «объект охраны»), которые теснейшим образом связаны именно с поступочным компонентом (рис. 18, б).‘Характерно, что в 10-11 лет 38%, а в 12-13 даже 46% школьников высказывают свою готовность активно участвовать в охране при­роды, а о своем отказе заявляет соответственно только 2 и 6% (рис. 18, г).

Преобладание поступочного компонента в младшем и среднем подростковом возрасте является совершенно естес­твенным. При высоком уровне доминантности и интенсив­ности, но еще недостаточной практической технологичес­кой вооруженности отношение к природе субъектно-непраг­матической модальности ограничено и в наиболее полной форме может реализоваться именно в природоохранной де­ятельности под руководством педагогов.

8 стр., 4000 слов

19. Проблема возраста. Социально-историческая природа детства. ...

... и педагогике данный период назван дошкольным возрастом, ведущей деятельностью в нем начинает выступать игра. Эльконин продемонстрировал исторический характер детства и историческое происхождение его отдельных ... реальных орудий или различных других предметов общественной жизни людей. Эльконин показал социальную природу игры: «Ролевая игра возникает в ходе исторического развития общества в результате ...

Интересно, что структура компонентов интенсивности отношения к природе непрагматической модальности в сред­нем в данном возрасте в целом близка к структуре, свой­ственной людям с максимально высоким уровнем интен­сивности, т. е. «фанатам»!

Таким образом, в целом в период 10-13 лет преоблада­ет поступочный компонент интенсивности отношения к природе.

Следовательно, для младшего и среднего подростко­вого возраста, в целом, характерен поступочный субъектно-непрагматический тип субъективного отношения к природе.

Отношение к природе в старшем подростковом возрасте

В старшем подростковом возрасте происходят кардинальные изменения субъективного отношения к природе.

Исследования показали, что в этом возрасте уровень субъектификации природных объектов становится уже ниже среднего для школьников. Это происходит на фоне сущес­твенного снижения числа школьников, для которых приро­дные объекты являются «значимыми другими»: оно также становится ниже среднего для школьников (рис. 18, к).

Таким образом, начиная со старшего подросткового возраста разрушается субъектное восприятие природных объектов, «субъектная установка» по отношению к ним, свойственная всем предыдущим периодам, сменяется «объ­ектной». И хотя элементы субъектификации на этом эта­пе еще сохраняются, она перестает являться ведущим фак­тором, определяющим отношение к природным объектам.

Следует отметить переход к объектному восприятию мира природы со среднего подросткового возраста, хотя, как уже го­ворилось, отношение к природе в это время продолжает носить еще в целом субъектный характер. Определенную роль в таком переходе играет изучение в среднем и старшем подростковом возрасте курса биологических дисциплин, поскольку система об­разования пронизана духом картезианства.

В связи с тем, что в старшем подростковом возрасте природные объекты уже не относятся к сфере равного в своей самоценности, становятся возможными, более того естес­твенными, те действия по отношению к ним, которые рань­ше были просто немыслимы. Как и дошкольники, стар­шие подростки оказываются способными на жестокое обра­щение с животными и растениями. Но если детская жесто­кость является, в общем-то, «жестокостью по непониманию» (дошкольники, в силу непреодоленного еще эгоцентризма, обычно просто не способны в достаточной мере сопережи­вать чужой боли), то жестокость по отношению к природ­ным объектам в этом возрасте носит совершенно другой характер: зачастую на них выплескивается накопившийся из-за социальных трудностей данного периода заряд агрессив­ности, старший подросток как бы «отыгрывается» на жи­вотных и растениях.

13 стр., 6286 слов

Психологические особенности формирования никотиновой зависимости ...

... устойчивости к воздействию факторов риска, провоцирующих курение в подростковом возрасте, а также к отказу от курения подростков. Психолого-акмеологический подход позволяет разработать эффективные программы, повышающие ... опросники Хорна и Фагерстрема, и анкеты «Склонность к рискованному поведению», «Отношение к рискованному поведению», «Анкета по курению», «Социальная ситуация курения». Структура ...

Но такая трансформация происходит только с теми, для кого на предыдущих этапах природные объекты недоста­точно открывались как субъекты, у кого незначителен опыт субъектификации, непрагматического субъект-субъектного взаимодействия, т. е. общения с ними. Ребенок, который долго мечтал о собаке и наконец уговорил родителей ее за­вести, который несколько лет ухаживал за ней, гулял, иг­рал, навряд ли будет склонен к жестокости и по отношению к другим животным и растениям. На основе механизма стереотипизации отношение, сформировавшееся к его люби­мой собаке, будет транслироваться и на других живых су­ществ1. В то же время, если собака заводилась родителями исключительно с прагматическими целями: престиж, про­дажа породистых щенков и т. п. — и такая прагматическая система ценностей была усвоена ребенком, этого не про­изойдет. Хозяин породистого дога совершенно свободно может пнуть ногой «какую-то там дворнягу».

Таким образом, для старших подростков свойствен объ­ектный характер модальности субъективного отношения к природе.

В старшем подростковом возрасте происходит измене­ние и второго параметра модальности. Для этого периода характерен самый низкий среди подростков и юношей уро­вень интенсивности отношения к природе непрагматичес­кой модальности (рис. 18, д).

Показательно, что на этот период приходится наимень­шее для подросткового и юношеского возраста количество «фанатов» — только 17%, но зато максимальное количество «нигилистов» — 37%! (рис. 18, а). Иными словами, из всех «фанатов» среди подростков и юношей лишь каждый пя­тый является старшим подростком, а из «нигилистов» — каждый третий.

Именно в старшем подростковом возрасте происходит резкий рост степени выраженности экологических установок прагматического типа (природа — «объект пользы») (рис. 18, б).

Особенно интересен следующий факт. Методика, использо­ванная в этом исследовании, позволяет диагностировать глубин­ные установки, в наличии которых испытуемый далеко не всег­да отдает себе отчет2. В то же время, когда испытуемым пред­лагалось ответить на прямой вопрос: «Природа — это объект: 1) красоты, 2) изучения, 3) охраны, 4) пользы», — многие из тех, у кого было зафиксировано доминирование прагматических установок, выбирали ответ «охрана». Иными словами, систе­ма реальных прагматических установок, определяющих характер взаимодействия с природными объектами, не соответствует у них декларируемым природоохранным мотивам.

Для старшего подросткового возраста характерна и мак­симальная среди подростков и юношей склонность к вы­бору прагматического типа взаимодействия с природой (рис. 18, б).

Следует отметить, что прагматизм старшего подростка по отношению к природным объектам принципиально от­личается от прагматизма дошкольника. У дошкольника он является следствием общего прагматизма мышления, у стар­шего подростка — прагматично отношение к природным объектам как таковым, а другие группы отношений могут отличаться непрагматическим характером модальности. У дошкольника он носит, в общем-то, латентный характер и проявляется, в основном, в познавательной сфере, в вопро­се «зачем», у старшего подростка — активный и проявляет­ся во всей системе его практических действий с природны­ми объектами. Таким образом, для природы прагматизм старшего подростка более экологически «опасен».

20 стр., 9934 слов

Влияние детско-родительских отношений на профессиональный выбор подростка

... и внешних факторов, а также в реальной ситуации выбора не менее важно отношение подростка к процессу выбора и готовность принимать определенные решения. Одной из реальных ... 1. Описать теоретические подходы и взгляды на проблему детско-родительских отношений. 2. Выявить особенности детско-родительских отношений в подростковом возрасте 3. Описать проблему профессионального выбора с точки зрения ...

Таким образом, для старших подростков свойствен праг­матический характер модальности субъективного отноше­ния к природе.

Следовательно, в целом модальность субъективного отношения к природе в старшем подростковом возрасте является объектно-прагматической.

В старшем подростковом возрасте наряду с полным из­менением модальности, меняется и сфера проявления отно­шения к природе. Свойственный подростку прагматизм на­илучшим образом может реализоваться в практической сфе­ре. Природа становится своего рода «полигоном» для соци­альных достижений.

В основе деятельности, связанной с природой, может лежать, во-первых, мотивация получения какого-нибудь «трофея», повышающего статус среди сверстников: подрос­тки-рыболовы стремятся наловить рыбы обязательно больше, чем у других, причем зачастую они даже не знают, что потом с ней делать, но это для них и не важно.

Во-вторых, в ее основе может лежать подражание праг­матической практической деятельности взрослых, например, девочки часто приносят домой все, что можно солить, кон­сервировать, засушивать и т. д., — одним словом, «упот­реблять», чтобы доказать, что они «настоящие хозяйки».

И, в-третьих, как уже говорилось, мотивацией деятель­ности, связанной с природой, природными объектами, яв­ляется возможность выхода компенсаторной агрессивнос­ти, обусловленной трудностями социализации в этом воз­расте (причем, выхода достаточно «безопасного», не грозя­щего серьезными наказаниями).

Подростки, ломающие в парке скамейку, будут сразу же остановлены прохожими или, по крайней мере, работниками правоохранительных органов. А вот на подростков, забивающих в мелком пруду палками «противных» жаб или лягушек, собравшихся вмес­те для икрометания, прохожие (в том числе и работники правоохранительных органов), как правило, просто не обра­щают внимания, более того, могут они сами «накинуться» на человека, пытающегося остановить это массовое убийство: «Что вы пристали к детям? Они же не делают ничего особенного!».

Таким образом, у старших подростков преобладает прак­тический компонент отношения. Следовательно, для стар­шего подросткового возраста, в целом, характерен прак­тический объектно-прагматический тип субъективного отношения к природе.

В то же время у достаточно большого числа подростков это­го возраста сохраняется непрагматический характер модальнос­ти.

В структуре интенсивности непрагматического отношения ведущим становится перцептивно-аффективный компонент.

Второй ранг занимает поступочный (как остаточное явление от предыдущего периода), но количество подростков, высказывающих готовность принимать активно*»участие в природоохран­ной деятельности, резко снижается: с 46% в среднем подростковом возрасте до 23%, причем увеличивается количество тех, кто отказывается от участия в ней: соответственно с 6% до 16% (рис. 18, г).

4 стр., 1511 слов

Тема занятия: методики диагностики субъективного отношения к природе

... в экологической психологии, позволяет получить достаточно полную картину характера отношения к природе, сложившегося у личности. Опросник «Натурафил» Опросник «Натурафил» предназначен ... для диагностики уровня развития интенсивности личностного отношения к природе и его структуры. Под интенсивностью отношения понимается его структурно-динамическая характеристика, являющаяся показателем того, ...

Роль когнитивного компонента продолжает снижаться, Характерно, что если в структуре прагматического отноше­ния практический компонент является ведущим, то в структуре непрагматического — наоборот, занимает последний ранг (рис. 18, з).

Иными словами, старшие подростки стремятся про­сто использовать природу, а к взаимодействию, общению с при­родными объектами они менее склонны.

В целом, в старшем подростковом возрасте начинает складываться структура интенсивности непрагматического отноше­ния, которая свойственна взрослым.

Отношение к природе в юношеском возрасте

В юношеском возрасте окончательно закрепляется объектный характер модальности отношения к природе. В этот

период уровень субъектификации природных объектов до­стигает своего минимума в процессе онтогенеза. Природные объекты теперь существенно реже называются в качестве «зна­чимых других»: они являются таковыми только для каждого пятого школьника этого возраста (рис. 18, к).

Но даже у тех, кто их по-прежнему включает в список, снижается степень психологической близости с ними: если в предыдущие пери­оды она была выше, чем со всеми остальными «значимыми другими», то теперь переходит на третье место.

Таким образом, для юношеского возраста свойствен объектный характер модальности отношения к природе. В то же время в юношеском возрасте происходит изме­нение второго параметра модальности. Уровень интенсив­ности отношения непрагматической модальности по сравне­нию со старшими подростками довольно существенно рас­тет, но остается ниже среднего для подростков и юношей в целом (рис. 18, д).

Это происходит на фоне продолжающе­гося снижения доминантности отношения (рис. 18, б).

В юношеском возрасте растет доля «фанатов» и падает доля «нигилистов» (рис. 18, а).

По данному показателю прак­тически происходит возврат к уровню среднего подростко­вого возраста.

Таким образом, для юношеского возраста свойствен непрагматический характер модальности отношения к при­роде.

Следовательно, в целом модальность субъективного отношения к природе в юношеском возрасте является объектно-непрагматической.

В юношеском возрасте ведущим в структуре интенсив­ности отношения к природе непрагматической модальности становится перцептивно-аффективный компонент, который значительно превышает все остальные и достигает своего максимального уровня в процессе онтогенеза. На втором месте — практический, далее — поступочный, а когнитив­ный, который был ведущим в первые периоды онтогенеза, переходит на последнее (рис. 18, и). Иными словами, в юно­шеском возрасте окончательно складывается структура ком­понентов интенсивности, свойственная взрослым1.

Интересно, что в этот период — при близком к средне­му уровню интенсивности отношения непрагматической модальности — ее средневозрастная структура, в целом, соответствует структуре, характерной для «доброжелателей», т. е. людей именно со средним уровнем интенсивности.

10 стр., 4930 слов

Младший школьный возраст (от 7 до 11 лет) 2

... отличается не только особой социальной значимостью дея­тельности ребенка, но и опосредованностью отношений со взрослыми образцами и оценками, следованием правилам, общим для всех, приобретением научных ... от интеллекта зависит развитие осталь­ных психических функций. Завершается наметившийся в дошкольном возрасте пе­реход от наглядно-образного к словесно-логическому мыш­лению. У ребенка появляются ...

В юношеском возрасте также достигают максимума в процессе онтогенеза экологические установки эстетическо­го типа (природа — «объект красоты») и склонность к выбо­ру эстетического типа деятельности с природными объекта­ ми (рис. 18, в).

,

Таким образом, в этот период преобладает перцептив­но-аффективный компонент отношения. Следовательно, для юношеского возраста, в целом, характерен перцептив­ный субъектно-непрагматический тип субъективного от­ношения к природе.

1К «фанатам» относились те, кто входил в число «верхних 10%», а к «нигилистам» — в «нижних 10%», по параметру интенсивности отношения к природе непрагматической модальности; промежу­точная между ними — группа «доброжелатели».