Формирование толерантности у будущих педагогов как психолого-педагогическая проблема.

2

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА1. ФОРМИРОВАНИЕ УСТАНОВОК ТОЛЕРАНТНОГО СОЗНАНИЯ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА. 4

1.1 Формирование толерантности у будущих педагогов как психолого-педагогическая проблема. 4

1.2 Роль гражданского общества и школы в профилактике экстремизма и ксенофобии 12

ГЛАВА 2. КРИТЕРИИ, ПРИНЦИПЫ И РЕАЛИЗАЦИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ. 16

2.1. Критерии и принципы формирования толерантности у будущих педагогов профессионального образования 16

2.2. Реализация педагогических условий по формированию толерантности будущих педагогов профессионального образования 21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 27

ВВЕДЕНИЕ.

Актуальность проблемы толерантности связана с тем, что сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и свободного развития

«Толерантность – это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира», – так говорится в Декларации принципов толерантности, принятой генеральной Конференцией ЮНЕСКО в 1995 году.

Цель: обосновать педагогические условия формирования толерантности у будущих педагогов профессионального образования

Задачи: определить восприятие педагогами социальных рисков в среде общеобразовательных учреждений, понимание педагогами возможностей межкультурного диалога, характеристики гражданского сознания педагогов, ксенофобии и экстремистского сознания, сравнительные характеристики экстремистского сознания и поведения по параметрам: педагоги – учащиеся, педагоги различных федеральных округов. Направления диагностического исследования экстремистского сознания и поведения педагогов совпадают с направлениями мониторинга экстремистского сознания и поведения учащихся в части определения характеристик сознания и поведения в области экстремизма, ксенофобии, социальных рисков в среде образовательных учреждений, гражданской солидарности, межкультурного диалога.

4 стр., 1649 слов

Поведение экспрессивное

... (прическа, одежда) и низкую степень изменчивости (физиогномические составляющие экспрессии). В психологии экспрессивного поведения рассматривается широкий спектр средств, с помощью которых личность выражает себя или ее ... Более того, экспрессивное поведение, как правило, становится частью этого состояния, например, глупыми выходками идиота; улыбкой и ...

Предмет: использование этических бесед как средства формирования толерантности у будущих педагогов профессионального образования.

Объект: формирование толерантности у будущих педагогов профессионального образования.

Методы педагогического исследования: беседа, диалог, анализ, синтез, анкетирование.

Глава1. Формирование установок толерантного сознания будущего педагога.

1.1 Формирование толерантности у будущих педагогов как психолого-педагогическая проблема.

Чтобы выяснить суть проблемы воспитания толерантности у будущих преподавателей профессионального образования, осмотрим само понятие толерантности.

Толера́нтность в социологии (от лат.tolerantia-терпение)-Терпимость к постороннему образу жизни, поведению, обычаям, ощущениям, воззрениям, мыслям, верованиям. [48]

Толера́нтность (от лат.tolerantia — терпение) — терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.

Все словари ХХ века однозначно указывают прямое толкование/перевод толерантность — терпимость .[25]

Однако в современном языке термин «толерантность» применяется самостоятельно и специалисты утверждают, что прямого перевода этот термин не имеет.

В отличие от «терпимости» (терпеть — «не противодействуя, не жалуясь, беспрекословно переносить, сносить что-н. бедственное, тяжкое, малоприятное»), толерантность (слово пришло из англ. tolerance) — готовность благоприятно принимать, брать на себя поведение, убеждения и взоры иных жителей нашей планеты, которые отличаются от собственных. При всем этом даже в том случае, когда данные убеждения/взоры тобою не разделяются и не одобряются. [31]

Смысловая разница очевидна: «терплю» с трудом, в ущерб себе, что-то неприятное; «отношусь толерантно» — сам так делать не буду, но признаю право других поступать так, как среди них принято, понимаю их традиции, их культуру и т. п.

Толерантность или терпимость, стремление и способность к установлению и поддержанию общности с людьми, которые отличаются в некотором отношении от превалирующего типа или не придерживаются общепринятых мнений. Толерантность – трудное и редкое достижение по той простой причине, что фундаментом сообщества является родовое сознание. Мы объединяемся в одной общности с теми, кто разделяет наши убеждения, или с теми, кто разговаривает на том же языке или имеет ту же культуру, что и мы, или с теми, кто принадлежит к той же этнической группе. В сущности, общность языка и чувство этнической близости на всем протяжении человеческой истории выступают в качестве оснований сообщества. В то же время мы склонны враждебно или со страхом относиться к «другим» – тем, кто от нас отличается. Различие может иметь место на любом уровне биологической, культурной или политической реальности.[47]

Все современные нации в культурном, религиозном и политическом отношении более плюралистичны, чем традиционные сообщества, которые сохраняли свое единство за счет фундаментальных традиций в культуре или религии. Культурный и религиозный плюрализм, развившийся в западном мире, особенно среди англосаксов, вызвал к жизни толерантность, необходимую для установления общности в условиях плюрализма. Толерантность была, с одной стороны, необходимым побочным продуктом этого плюрализма, а с другой – условием его дальнейшего развития.

8 стр., 3827 слов

Формирование этнической толерантности молодежи в условиях социально-культурного ...

... литературы, приложения. Глава 1. Теоретические аспекты толерантности молодежи в условиях социально-культурного учреждения 1.1.Сущность этнической толерантности Понятие толерантности формировалось на протяжении многих веков, и ... Декларация была переведена как "Декларация принципов терпимости". Но понятие "терпимость" не только не отражает полноты "толерантности", но и может быть прямо противоположно ...

По данным министерства внутренних дел Российской Федерации в январе — декабре 2012 года зарегистрировано 637 преступлений террористического характера (на 2,4% больше чем за 2011 год) и 696 преступлений экстремистской направленности (на 11,9% больше чем за 2011 год).

При этом самым распространенным видом экстремизма становится разжигание межнациональной, межрасовой и межрелигиозной ненависти. Глава МВД РФ Владимир Колокольцев отмечает, что рост националистических настроений является благодатной почвой для деятельности экстремистов (30 октября 2013 г. РИА «Новости»).

Особенно остро проблема экстремизма стоит в южных регионах страны, что объясняется, прежде всего, проживанием на этой территории разного по религиозному и национальному составу населения.

Сегодня подростковый и молодежный экстремизм выражается в пренебрежении к действующим в обществе правилам поведения, к закону, появлении неформальных молодежных объединений противоправного характера. [52]

Для успешной социализации детей, подростков в современных социально-экономических и общественно-политических условиях необходимы: совершенствование образовательного процесса по воспитанию гражданского самосознания каждого учащегося; активизация информационно-просветительской работы по формированию толерантного отношения к людям иной национальности и вероисповедания; широкое использование современных методов и психолого-педагогических технологий работы с подростками с девиантным поведением, представителями асоциальных молодежных движений и группировок; своевременное оказание психолого-педагогической помощи учащимся, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.[8]

В современных условиях целесообразно внедрение модели социализации школьников в части формирования культуры гражданской солидарности через развитие и совершенствование различных форм конструктивного взаимодействия школы, семьи, институтов гражданского общества.

Воспитание уважения к другим национальностям, культурам и религиям должно стать одним из центральных элементов работы с детьми. Необходимо повышение квалификации педагогического корпуса, разработка и реализация программ, направленных на развитие толерантности в подростково-юношеской и молодежной среде, на воспитание нового молодого поколения россиян, уважающего права и свободы личности, обладающего высокой нравственностью и патриотичностью, понимающего значимость и ценность других культур, традиций, обычаев, языков. Современная ситуация требует поиска научных подходов, поддержки и развития подростков, снижения возможности развития социальных рисков в условиях поликультурного пространства образования, их мониторинга, диагностирования и разработки путей их предупреждения. Потенциал образования должен быть в полной мере использован для консолидации общества, сохранения единого социокультурного пространства страны, преодоления этнонациональной напряженности, социальных конфликтов, экстремизма и ксенофобии на основе приоритета прав личности, равноправия национальных культур и различных конфессий, ограничения социального неравенства.[9]

17 стр., 8458 слов

Учреждение образования 15

... должности «Педагог-психолог учреждений образования». Тарифно-квалификационная характеристика должности «Педагог-психолог учреждений образования». Положение о кабинете психологической службы учреждений образования. Статус ... сущности, содержания и структуре образовательных процессов; ПК-2. Использовать различные методы, средства, формы обучения, прогрессивные приемы руководства деятельностью ...

С целью выявления эффективности реализации модели социализации школьников в части формирования культуры гражданской солидарности через развитие и совершенствование различных форм конструктивного взаимодействия школы, семьи, институтов гражданского общества проведено диагностическое исследование среди руководителей и учителей общеобразовательных учреждений, участвовавших в повторном мониторинге (2012г.).

[32]

Диагностический инструментарий для проведения мониторинга в среде педагогических работников, подготовленный по адаптированной методике на основе инструментария мониторинга экстремистского сознания и поведения учащихся 2011-2012 гг., включает основные показатели и критерии, аналогичные анкетированию старшеклассников, что позволяет представить аналитические материалы с учетом результатов проведенной апробации модели социализации школьников.[22]

Проблема диагностического исследования для выявления эффективности реализации модели социализации школьников в части формирования культуры гражданской солидарности через развитие и совершенствование различных форм конструктивного взаимодействия школы, семьи, институтов гражданского общества имеет теоретическую и практическую составляющие. Теоретическая составляющая — противоречие между потребностью в точном измерении динамики характеристик и уровня экстремистского сознания и поведения в среде педагогов общеобразовательных учреждений и отсутствием научной информации об этом. Практическая составляющая проблемы — противоречие между потребностью в измеряющем инструментарии и отсутствием такового, а также адаптация разработанного инструментария мониторинга экстремистского сознания и поведения учащихся к применению данной методики в отношении педагогов[11].

В диагностическом исследовании по формированию культуры гражданской солидарности через развитие и совершенствование различных форм конструктивного взаимодействия школы, семьи, институтов гражданского общества приняли участие 237 педагогических работников 57 общеобразовательных учреждений 8 федеральных округов Российской Федерации, в т.ч.: Центральный ФО — 5 общеобразовательных учреждений; Северо-Западный ФО — 13 общеобразовательных учреждений; Уральский ФО — 6 общеобразовательных учреждений; Приволжский ФО — 6 общеобразовательных учреждений; Северо-Кавказский ФО — 6 общеобразовательных учреждений; Сибирский ФО — 10 общеобразовательных учреждений; Южный ФО — 5 общеобразовательных учреждений; Дальневосточный ФО — 6 общеобразовательных учреждений.[3]

Проведенное исследование эффективности реализации модели социализации школьников в части формирования культуры гражданской солидарности с использованием разработанного диагностического инструментария для руководителей и учителей общеобразовательных организаций и системы показателей и индикаторов для операционализации, измерения и представления в численном выражении параметров социализационных процессов, происходящих в исследуемых общеобразовательных организациях, позволило выявить проводимую деятельность по социализации учащихся в части формирования культуры гражданской солидарности школьников через развитие и совершенствование различных форм конструктивного взаимодействия школы, семьи, институтов гражданского общества и сделать выводы о ее эффективности. Исследование проводилось методом раздаточного анкетирования по формализованной анкете. Получены следующие результаты.

12 стр., 5765 слов

Перечень психодиагностических методик и тестовых проб, рекомендованных ...

... к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе. Комплект для общеобразовательных школ и гимназий 2. Е.А. Стребелева «Методика психолого

Среди опрошенных педагогов: 91% — женщины и 9% — мужчины.[46]

В качестве респондентов выступали педагоги, работающие в различных классах: 38% — в 11 классах, 42% — 10-х классах, 45% — в 9-х классах, 37% — в 8-х классах, 40 – в других классах. Общий процент более 100, поскольку, опрошенные педагоги одновременно работают в различных классах

Первый блок вопросов был связан с информированностью и компетентностью респондентов в области проблем экстремизма и ксенофобии.

Мы констатируем весьма низкую информированность и компетентность педагогов в вопросах экстремизма: только такой явный признак как «терроризм» 50% педагогов отнесли к проявлениям экстремизма, 49% так классифицировали пропаганду нацизма, 46% — возбуждение национальной розни. А такие конституционные признаки экстремизма, как нарушение целостности России, насильственное изменение основ конституционного строя набрали по 16-24% [43]

Отношение педагогов к ксенофобии также несколько специфическое.

Самые популярные определения ксенофобии — тотальное неприятие всех этносов (43%) и неприятие всего чужого (47%), но не это не более половины опрошенных: ожидаемые цифры были в пределах 75%, нормальная социальная грамотность специалистов позволяла ожидать более высокие проценты.

Здесь очень четко прослеживается психологическая база ксенофобии: нетерпимость определенного этноса, нетерпимость другого мировоззрения большинство не отметили как проявление ксенофобии (21-23%).

А ведь именно здесь заложены основные импульсы существования ксенофобии.[35]

Ситуацию при которой только каждый пятый педагог оценивает нетерпимость определенного этноса как ксенофобию на наш взгляд можно характеризовать как кризисную. Другими словами почти 80% опрошенных не считают наличие «непринимаемого» этноса ксенофобией.

Тем не менее, социальная база экстремизма видна из оценок педагогами роли экстремизма в жизни общества. 85% дали экстремизму отрицательную оценку как фактору опасности и дестабилизации, только 9% посчитал экстремизм радикальным способом защиты своих прав, а 6% затруднились с оценкой. Статистически 9% не очень много, но не будем забывать, что это 9% педагогов, а это моно квалифицировать как серьезную проблему. Фактически это социальная база экстремизма и противоправных действий молодежи, связанных с экстремизмом.

Педагоги: экстремизм – насилие или защита прав?

Была выяснена позиция педагогов по вопросу опасности экстремизма для субъектов разных уровней. Для большинства экстремизм представляет в большей степени международную (8,15 балла по 10-балльной шкале) и российскую (7,55 балла) проблему, нежели личную, а уж тем более проблему школы.

Педагоги: опасность экстремизма.

Для определения глубины национальной проблематики среди педагогов был поставлен вопрос о важности национальной принадлежности для респондента. Собственно базовый уровень проблемности и потенциальной конфликтности заложен именно в отношении педагогов и учащихся к собственной национальной идентичности. Основное противоречие вытекает из различного понимания важности национальной идентичности различными возрастными, социальными и национальными группами. Только 28% считает по-настоящему важной свою национальную принадлежность, а для 19% респондентов эта характеристика не имеет значения.[47]

7 стр., 3325 слов

Деятельность социального педагога по разрешению споров о воспитании детей

... несовершеннолетние, имеющие отклонения в развитии и/или заболевания, вызывающие необходимость их содержания, воспитания и обучения в таких учреждениях. Несовершеннолетний может быть помещен в специальное ... основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (1998) и подзаконных актах. Социальный педагог может следующим образом участвовать в защите прав ребенка на образование: - организовывать ...

Проблема формирования единой молодежной, социальной и национальной политики, единых образовательных стандартов, общих мировоззренческих принципов, связана с необходимостью выработки общероссийской мировоззренческой основы воспитания, прежде всего этнического, а также нравственных императивов.

Достаточно многое в истории межнациональных проблем говорит о том, что едва ли не основным фактором конфликтов выступает незнание молодежью культуры других этносов. А в данном случае противоречие еще глубже: мы столкнулись с различным пониманием зрелых образованных людей важности одной из родовых черт человечества – этноса.

Педагоги: важность национальности.

Общеизвестно, что уважение к другому начинается с уважения к себе. Это в полной мере относится и к национальной принадлежности: невозможно уважать другой этнос, не понимая самой ценности собственной национальной культуры. Другими словами, прежде чем учить школьников поликультурной грамотности, нужно обеспечить качественную профессиональную подготовку самих педагогов.

Полагаем, что в плане диагностики здесь намечен один из наиболее важных базовых показателей сознания учащихся и педагогов, а также эффективности деятельности школы. Идеальным показателем должны быть цифры, отражающие единство мнений педагогов в их понимании важности

опытом педагогов при столкновении с проявлениями ксенофобии.

Более 2/ собственной этнической идентичности.

Другая группа показателей диагностики была связана с реальной практикой и жизненным 3 опрошенных (68%) на вопрос «есть ли нации, с представителями которых Вы стараетесь не общаться?» ответили отрицательно: «нет таких наций». Еще 25% отметили позицию «таких наций немного, но они есть». 3% опрошенных оказались в своеобразной изоляции, выбрали позицию «да, таких наций много». Отмеченный нами ранее мировоззренческий и социально-политический диссонанс здесь проявляется в специфической форме: для большинства педагогов бытовая ксенофобия неактуальна, но для 25% (каждый четвертый) ксенофобия концентрируется в узком сегменте.

Педагоги: отношение к нациям.

Кроме того прямой зависимости между важностью национальной идентичности и бытовой ксенофобией нет, корреляция более сложная. В любом случае понимание важности этнической принадлежности не является фактором, стимулирующим или блокирующим бытовую ксенофобию.

8 стр., 3526 слов

Воспитание и самовоспитание личности вопросы

... ценностях национальной и мировой культуры; • принцип ненасилия и толерантности, предполагающий терпимость воспитателя к воспитаннику, его индивидуальности, отказ от любых форм психологического и физического насилия; • принцип связи воспитания ...

1.2 Роль гражданского общества и школы в профилактике экстремизма и ксенофобии

Анализ соотношения таких понятий, как ксенофобия, национализм и экстремизм, приводит к выводу о том, что они описывают круг внешне сходных явлений. В России под понятием «национализм» чаще всего подразумевают этнонационализм, в особенности его крайние формы, которые делают акцент на превосходстве одной определенной национальности над всеми остальными. Ксенофобия — нетерпимость к кому-либо или чему-либо чужому, незнакомому, непривычному, восприятие чужого как непонятного, непостижимого, а поэтому опасного и враждебного. Такие взгляды, воздвигнутые в ранг мировоззрения, могут стать причиной вражды по принципу национального, религиозного или социального деления. Эти явления отражают две стороны одного феномена — утверждения своего как единственно возможного и страха перед чуждым. Однако, как ни парадоксально, ксенофобия оказывается более широким термином, так как страх распространяется на все непонятное, непостижимое. Таким образом, ксенофобия и национализм — это явления, отражающие прежде всего смысловые и ценностные установки индивида или группы. Другой оттенок носит феномен экстремизма. Это не просто установка или внутренняя позиция, это готовность к действию и характеристика действий (экстремизм (лат. extremus — крайний) — приверженность к крайним взглядам, мерам (обычно в политике).

Таким образом, мы рассматриваем феномены ксенофобии, национализма и экстремизма как проблемы правового поля, порождающие критические, социально-проблемные и юридически значимые ситуации. Критическая ситуация в самом общем плане должна быть определена как ситуация невозможности, то есть такая ситуация, в которой субъект сталкивается с невозможностью реализации внутренних необходимостей своей жизни — мотивов, стремлений, ценностей. Все люди сталкиваются с такого рода ситуациями и с большей или меньшей эффективностью выходят из них.[12]

Очевидно, что формирование спокойного отношения к другим нациям завязано на развитие общей и профессиональной культуры, не связанной напрямую с этническим воспитанием. Соотношение тех, для кого нет проблемы с ксенофобией и тех, для которых ксенофобия концентрирована в несколько наций примерно 3 к 1. Экстремизм и ксенофобия связаны между собой, но при этом имеют и существенные различия. Под ксенофобией обычно понимаются различные проявления интолерантности (нетерпимости) по отношению к группам, которые воспринимаются массовым сознанием как «чужие». Сам термин ксенофобия как раз и означает страхи, настороженность и недоброжелательство (т. е. фобии) к чужим. Частным случаем ксенофобии является этнофобия (или этнофобии) — страхи, направленные как против конкретных этнических общностей, так и против некоего слабо дифференцированного в массовом сознании конгломерата «чужих» народов (например «кавказцев», «южан», «инородцев»).[15]

Всплеск социальной, этнической и религиозной нетерпимости, лежащий в основе экстремизма, почти всегда сопровождает исторические перемены. На личностном уровне предпосылки этнического и религиозного экстремизма могут быть вызваны практически любыми изменениями социального статуса. Многими социологическими исследованиями фиксировалось нарастание ксенофобий и агрессивности в сознании людей, понизивших свое социальное положение. Но и «благополучные» люди не избавлены от опасностей ксенофобии и агрессии. При увеличении разрыва между притязаниями личности и возможностями их удовлетворения возрастают агрессивные установки; неудовлетворенность обычно приводит к поиску виновника — им становится кто-то другой — власть, конкурентные группы, представители других народов и религий и подобное.[41]

13 стр., 6130 слов

Анимация как метод и форма физического воспитания человека

... рамках валеологии, эта наука тесно связана с физическим воспитанием человека. Объектом нашей работы является физическое воспитание человека посредством анимационной деятельности. Предмет работы - валеологические ... теоретические основы и классификацию; 2. Определить место валеологии в физическом воспитании человека; 3. Сформулировать представление о применении теоретических знаний валеологии в иных ...

Тем не менее, в более частных показателях уровня ксенофобии и экстремизма почти половина (47%) опрошенных время от времени сталкивается с неуважением к культуре, обычаям и языку своего народа, 8% корреляция сталкиваются часто.

Педагоги: неуважение к культуре.

Если же говорить о реальных конфликтах между учащимися, то по оценке большинства педагогов конфликтов на национальной или религиозной почве в школе нет (59 и 68% соответственно).

Значительность и частоту конфликтов отмечают не более 8% педагогов.

Конфликты на национальной почве.

Уже разработанная ранее идея дилеммы: школа – образец нравственности и благополучия или модель общества, позволяющая учащимся осваивать технологии эффективной социализации и достижения жизненного успеха – актуальна и в высказываниях педагогов. Современная российская школа идет по первому вектору, исторически традиционному и нравственно обоснованному пути воспитания на образцах повседневной высокоморальной жизнедеятельности в школе. Однако, зачастую постулированием нравственных императивов подменяется реальный социальный тренинг сложных жизненных ситуаций и построения и реализации собственной реальной жизненной стратегии.[52]

На самом деле, фактических оснований для ксенофобии в организации социальной жизни отмечено сравнительно немного: 87% высказались, что не испытывали в жизни сложностей, связанных с их национальной или религиозной принадлежностью.

Проблемы из-за национальной или религиозной принадлежности.

Однако в отношении своих учеников педагоги «дали» другие показатели.

Проблемы учеников из-за национальной или религиозной принадлежности.

Данные опроса педагогов подтверждают тезис, что проблемы ксенофобии и экстремизма носят своего рода виртуальный характер, связаны больше не с качеством реального социума, а с состоянием умов и настроений. Нетерпимость как форма поведения самими респондентами проявляется в основном в мыслях (30%), крайне редко – в словах (5%) и на деле (7%).

Педагоги: нетерпимость.

Таким образом, проявления ксенофобии и экстремизма относится не столько к сфере реальной организации социальной жизни, не только к проблемам воспитания учащихся, но и к состоянию умов педагогов.

Глава 2. Критерии, принципы и реализация толерантности у будущих педагогов

2.1. Критерии и принципы формирования толерантности у будущих педагогов профессионального образования

Определить отношение к людям, проявление сочувствия, сопереживания возможно делая упор на некие критерии.

Критерии (от греч. kriterior) – мерило для оценки чего-нибудь, средство выяснения какого-нибудь утверждения, гипотезы, теоретического построения – это определение понятия «критерии» находим в философском словаре.[12]

4 стр., 1524 слов

Структура личности педагога, ее влияния на формирования личности

... личности педагога, ее влияния на формирования личности Ниже приведена обобщенная форма профессионально психологического профиля педагога. ... возрасте. Еще одна причина трудного воспитания - нарушений адаптационных механизмов личности. (Период овладения профессии) Три ... способы коррекции Поведениевнешний показатель внутреннего мира человека. Поступок – единица поведения, это действие ...

В энциклопедическом словаре под критериями понимаются «…показатели, на основании которых делается оценка, определение или же классификация чего-нибудь; мера суждения, оценка какого-нибудь явления».

Признак в толковом словаре И.С. Ожегова рассматривается как «…показатель, примета, символ, по которым возможно выяснить, определить что-то». За основу мы брали патриотизм.[14]

В большой советской энциклопедии А.М. Прохоров пишет: «Критерии (от греч. средство для суждения), показатели, на основании которых ориентируется оценка».

Наконец, аспекты – это средства проверки чего-нибудь, признак, на основании которого производится оценка.

Исходя из данного возможно выделить последующие аспекты сформированности толерантности:•эмоционально-чувственный (выражение сопереживания к родному народу, к людям всевозможных национальностей, поклонение к культурному наследию различных стран):[17]

•когнитивный (наличие представления о людях, живущих на нашей планете, их культурном наследии, проявление любознательности);

•практический (способность к эмпатии, сочувствию, сопереживанию, умение заботиться о ближнем, оказывать поддержка находящимся около).

От уровня сформированности этих показателей зависит уровень сформированности толерантности. Мы выделили несколько уровней сформированности толерантности: высокий, , средний, низкий. Выделение этих уровней дает возможность примерно увидеть уровень сформированности толерантности, что помогает определить направление, в котором следует вести работу по формированию толерантности, а также выявить динамику роста уровня развития толерантности.

Высокий уровень.

Ученики с высоким уровнем сформированности толерантности очень активны и любознательны. Они хорошо знают историю, культурное наследие, традиции различных народов. С пониманием и уважением относятся к людям других национальностей

Средний уровень.

Ученики имеют представление о культуре, истории традициях различных народов. Относятся к людям других национальностей в зависимости от своего «эмоционального настроя»

Низкий уровень.

Ученики не имеют даже представление культуре, истории традициях различных народов. Они не желают принимать людей другой национальности, а в крайних случаях относятся с пренебрежением[24]

Образование терпимых взаимоотношений персоны рассматривается в настоящее время как обязательная часть высоконравственного воспитания жителя нашей планеты, сущностной чертой которого, считается согласие целевого, содержательного, деятельностного и результативного компонентов. Процесс воспитания терпимых взаимоотношений у учащихся обязан содействовать развитию их эмпатических возможностей, коммуникативной установки, возможности к адекватному выбору стратегии эмоциональной охраны в разговоре и строиться с учетом антропологического, аксиологического, личностного и деятельностного подходов.[44]

Основы воспитания толерантности:

Общепедагогические:

Принцип целенаправленности

Образование толерантности настоятельно просит конкретного осознания необходимости педагогических действий, конкретного определения цели воспитателем.

Отсюда необходимость соблюдения следующего развитие интереса к проблеме толерантности;

развитие мотивации к самосовершенствованию и формированию у себя толерантности; принципа — учета индивидуальных и половозрастных особенностей.

Правила принципа целенаправленности:

  • четкое определение конечного результата воспитательных воздействий;
  • постановка целей (дальней, конкретной и рабочей), исходя из интересов, потребностей, особенностей учащихся;
  • ориентация педагогом при постановке цели и задач воспитания толерантности на критерии и показатели развития данного качества

Учет индивидуальных и половозрастных особенностей

Воспитание всякого высоконравственного свойства (толерантности в том числе) во многом находится в зависимости от персональных отличительных черт ученика: уже имеющихся нравственных устоев поведения, этических установок, развитости интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер, уровня становления психических процессов, характерологических черт, индивидуального навыка отношений, наличия и становления естественных и духовных возможностей и т. д.

Принцип культуросообразности

В процессе воспитания толерантности необходимо учитывать культурную и этническую среду воспитания человека. Данный принцип отражается в интеграции воспитания в культуру народа, семьи , мира. Воспитание толерантности непосредственно связано с формированием в человеке умения строить свою жизнь в соответствии с правилами, обычаями и традициями своего народа, мировой культурой в целом, не теряя при этом своей индивидуальности.

  • опираться на положительный опыт взаимодействия человека с миром;
  • учитывать культурный уровень микросреды человека (класс, семья, друзья);
  • отдавать приоритет национальной культуре и этнопедагогике;
  • использовать потенциал культуры мира

Принципы связи воспитания толерантности с жизнью

Воспитание толерантности во многом зависит от того, насколько ребенок осознает значимость этой категории и связь ее с жизнью, видит ее результаты или последствия интолератности в мире. При этом необходимо ориентироваться не только на ситуации в обществе вообще, но и на жизненные ситуации, связанные с толерантным (интолерантным) взаимодействием в общении человека с близкими, друзьями, педагогами. Принцип заключается в единстве социально организованного воспитательного процесса и реального жизненного опыта, отсутствие расхождения слова с делом.[54]

  • подготовка воспитанников к реальным взаимоотношениям с окружающим миром;
  • демонстрация последствий толерантности и интолератности;
  • поиск способов решения, сотрудничество и диалог;
  • возложение ответственности за свое поведение (толерантные или интолерантные действия)

Принцип уважительного отношения к личности

Независимо от позиции человека, его мировоззрения, уважительное отношение к нему считается необходимым принципом воспитательного процесса. При формировании толерантности данный принцип приобретает двойную значимость. Почитая и принимая позицию и мнение человека, но при необходимости корректируя их, мы демонстрируем ему пример толерантного отношения к человеку с другим взором на мир.Организация общения с позиции педагогического такта, доброжелательности, ориентируясь на гуманное отношение в любых обстоятельствах

Принцип опоры на положительное в человеке

Воспитывая данное нравственное качество, мы должны поддерживать развитие, видеть в человеке саморазвивающуюся личность, готовую к изменениям и самореализации. При этом основой успешности процесса воспитания толерантности у детей и подростков становится актуализация положительных черт, позитивного социального опыта, развитых конструктивных умений взаимодействия с людьми.[56]

  • выявлять, поддерживать и развивать у воспитанников установки на толерантность;
  • создание ситуации успеха.

Частные

Принцип завуалированности педагогических действий и опоры на активность человека. Специфика нравственного воспитания состоит в том, что действия взрослых по формированию основ поведения детьми и подростками воспринимаются как морализаторство и, в результате данного они зачастую сопротивляются действиям. Чтобы недопустить похожей ситуации, надлежит опираться на косвенные методы и приемы работы. Впрочем толерантность не может быть усвоена под чисто внешним воздействием, она базируется на индивидуальной независимости и является принципом жизни самого человека.[55]

  • использование в деятельности таких методов как совет, просьба, заражение, анализ воспитывающих ситуаций, поручений и др.;
  • недопущение в общении нот морализаторства и назидания.

Принцип диалогичности и сотрудничества

Диалогизация образовательного пространства и опора на сотрудничество как ведущий тип взаимодействия являются обязательными для соблюдения принципами воспитания толерантности. При этом диалог и сотрудничество должны быть приоритетами взаимодействия в структуре: ученик-ученик, ученик-учитель, ученик-учитель-среда, ученик-учитель-культура.

  • • актуализация, стимулирование необходимости учеников к самовоспитанию толерантности;
  • • организация активных форм и методов воспитания толерантности.

2.2. Реализация педагогических условий по формированию толерантности будущих педагогов профессионального образования

Задача воспитания толерантности — образование в растущем поколении необходимости и готовности к плодотворному взаимодействию с людьми и группами жителей нашей планеты вне зависимости от их государственной, общественной, религиозной приспособления, взоров, мировоззрения, стилей мышления и поведения.

Достижение этой цели вполне вероятно во время выяснения точных задач, которые объединены в 2 взаимосвязанных блока:

I. Образование у ребят и школьников дружелюбия, принятия и понимания иных жителей нашей планеты, мастерства положительно с ими взаимодействовать:

1) формирование негативного отношения к насилию и агрессии в любой форме;

2) формирование уважения и признания к себе и к людям, к их культуре;

3) развитие способности к межнациональному и межрелигиозному взаимодействию;

4) развитие способности к толерантному общению, к конструктивному взаимодействию с представителями социума независимо от их  принадлежности и мировоззрения;

5) формирование умения определять границы толерантности.

II. Создание толерантной среды в обществе и в сфере образования:

1) профилактика терроризма, экстремизма и агрессии в обществе;

2) гуманизация и демократизация существующих взаимоотношений взрослых и детей, системы обучения и воспитания;

3) включение в реформирование образования ведущих идей педагогики толерантности;

4) реформирование системы подготовки будущих педагогов к воспитанию толерантности у детей и подростков.[11]

Существует несколько подходов воспитания толерантности. Осмотрим несколько из них:

  • Подходы к воспитанию толерантности:
  • Личностно-ориентированный:
  • • признание права любой личности на свободу, самоопределение, особенность и самовыражение;
  • признание и выполнение своих обязанностей перед собой и другими;
  • опора при взаимодействии на мотивацию, ценности, опыт, «Я-концепцию» партнера;
  • индивидуальный подход

Деятельностный:

• опора на активность, сознательность и самодостаточность;

• ориентация не на вербальное действие, а на деятельность самого человека;

• обеспечивание субъективной свободы в выборе деятельности и ее компонентов;

• построение воспитания через умышленно организуемую деятельность и общение детей. Этический разговор — то многоплановый диалог, направленный на нравственную рефлексию, в процессе которой учащийся получает опосредованно выраженную поддержку в самоопределении, осознании собственных отношений с миром вокруг нас, осмыслении себя как личности, как гражданина, как нравственно вежливого человека

Согласно с особенностью возрастных категорий воспитанников этический разговор доводит до ума молодых людей не совсем только содержательную сторону этических понятий, ведь и ситуацию зарождения и становления этической думы, закономерность отобранных родом людским общепризнанных мерок морали. Сразу этические занятия содействуют натуральному вторжению воспитателя в мир взаимоотношений и общения деток точного коллектива, что творит их прибором опосредованного воздействия на коллектив и на личный мир развивающейся личности.

Согласно Декларации принципов толерантности, принятой Генеральной конференцией ЮНЕСКО (1995), «толерантность значит почтение, принятие и верное понимание богатого разнообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и методов проявлений человеческой индивидуальности…, это гармония в разнообразии, это добродетель, которая делает вероятным достижение мира и содействует смене культуры войны культурой мира…».[11]

Также, предлагаем обратиться к опыту учащихся.. Предлагается выбрать наиболее свойственный вариант поведения в следующих типичных жизненных ситуациях.[55]

Классный руководитель заявил детям, что на ёлку в цирк (либо какое-то местное учреждение) удалось достать 18 билетов и произнес: «Вас в классе 35 человек. Я вас всех люблю и не могу решить, кому не идти. Сделайте это сами. Поднимите руку те, кто сам принял решение не пойти, или же предложите, как сделать иначе».Ставиться вопрос как поступить и анализируются предложения.Углубление учеников в моральный выбор даёт вероятность им сравнить всевозможные варианты поведения с собой и личным навыком, а анализ собственного выбора, его объяснение – подумать о высоконравственной ценности в мыслях совершённого поступка. И здесь очень важно дать ориентиры для данной оценки, опять же опосредованно подводя их к осознанию и осмыслению нравственных критериев собственного поведения.Этот анализ очень важен, так как в процессе активного диалога учащиеся осмысливают, что же считать добрым, и, главное, тонкость и сложность принятия наиболее чуткого и тактичного решения. И здесь в процессе диалога уместно обсудить всегда ли справедливое решение соответствует доброму. Ведь бросить жребий, например, значит поставить всех в ту одинаковую ситуацию, когда никому не обидно. Но равные условия для всех – это не обязательно доброе решение. Может быть, именно во имя доброты по отношению к кому-то следует отказаться от формальной справедливости, когда всем поровну.[31]

В последствии предлагалось изучить методы поведения иных и причины этого выбора.

О высоконравственном отношении узнавали по оценочным суждениям школьников о действиях иного человека, о своих поступках, и еще по особенностям выполнения моральной деятельности и их мотивам.

Помимо прочего, предлагается еще несколько методик на раскрытие значения сформированности толерантности. (см. Приложение №3)

Заключение

Процесс глобализации, происходящий в современном мире, способствует расширению культурных границ, созданию «единого культурного поля» и влияет на интенсивность межкультурного общения. Расширение межкультурных связей неизбежно приводит к возникновению все новых социальных, политических, конфессиональных, экономических, образовательных и прочих проблем.

В связи с этим на первый план выходят трудности воспитания толерантности и установок на межкультурное общение. Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005 годы)» энергично осуществляется в наиболее чем 30 регионах Рф, где ученые-педагоги и практики примут участие в апробации свежих курсов и общественных планов по ее реализации.

Толерантность – это человеческая добродетель: искусство жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей. В то же время, толерантность – это не уступка, снисхождение или потворство, а активная жизненная позиция на основе признания иного.[11]

Воспитание толерантных отношений личности рассматривается сегодня как неотъемлемая часть нравственного воспитания человека, сущностной характеристикой которого, является единство целевого, содержательного, деятельностного и результативного компонентов. Процесс воспитания толерантных отношений у студентов должен способствовать развитию их эмпатических способностей, коммуникативной установки, способности к адекватному выбору стратегии психологической защиты в общении и строиться с учетом антропологического, аксиологического, личностного и деятельностного подходов.[8]

Невзирая на теоретическую и практическую значимость перечисленных исследований, проблема целенаправленного воспитания толерантности молодых людей в ходе этических разговоров требует вспомогательного исследования. Анализ состояния проблемы в практике обыденных российских школ указывает, собственно этические диалоги в настоящее время — не данность, а поставленная проблема, которую нужно улаживать как на уровне учителя (понимание значимости особых усилий по воспитанию терпимости культурных расхождений, формированию межкультурной компетентности и приобретение важных методических умений), но и на уровне образовательного учреждения (координация работы по воспитанию толерантности на уровне крупного города, района, державы).

Список использованной литературы

  1. Актуальные проблемы молодежной субкультуры / Под ред. О.В.Красновой. – Т.2. – М., 2008. – 192 с.
  2. Алиева Л.В. Детское общественное объединение в системе социального воспитания детей и юношества. Учебно-методическое пособие. – М., 2007.-72с.
  3. Афанасьева Н.В. Профилактика ксенофобии и экстремизма: психологический аспект Этнокультурные технологии профилактики экстремизма и ксенофобии. Материалы межрегионального семинара (8-10 сентября 2009 года).

    — Вологда – Великий Устюг, 2009.

  4. Бааль Н.Б. Молодежные экстремистские организации в постсоветской России // История государства и права, 2007. — №11. С. 26.
  5. Безюлева Г.В., Бондырева С.К., Бушмарина Н.Н., Клименко Н.И., Степанов Н.А. Молодежный экстремизм: предупреждение и профилактика. Учебно-методическое пособие. – М.: НОУ ВПО «МПСУ», 2013. – 248 с.
  6. Безюлева Г.В., Бондырева С.К., Бушмарина Н.Н., Клименко Н.И., Степанов Н.А. Профилактика социальных рисков детей и подростков: лекции для родителей. Учебно-методическое пособие. – М.: НОУ ВПО «МПСУ», 2013. – 256 с.
  7. Белинская Е.П., Стефаненко Т.Г. Этническая социализация подростка. — М.: МПСИ; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. — 208 с.
  8. Богомолова, М.И. Межнациональное воспитание: учеб. пособие / М.И. Богомолова, Л.М. Захарова. – 2-е изд., испр. – М.: ФЛИНТА: ТОУ ВПО МПСИ, 2011. — 176 с.
  9. Бондырева С.К., Мурашов А.А. Коммуникация: от диалога межличностного к диалогу межкультурному: учебное пособие. — М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2007. — 383 с.
  10. Вершинин В.Н. Модель взаимодействия семьи и школы // Первого сентября, 2010, №4.
  11. Государственный совет Российской Федерации. Доклад «Молодежная политика в Российской Федерации», 2009.
  12. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. — М.: Просвещение, 2010. — 223 с.
  13. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. — М.: Просвещение, 2010. – 23 с.
  14. Данилюк А.Я., Кондаков В.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. — М.: Просвещение, 2009.
  15. Дворникова Е.И. Культурная идентичность и толерантность: концепция, теория и условия формирования. — Ставрополь: Ставропольское книжное издательство, 2006. — 273 с.
  16. Денисов Ю.Д. Противодействие экстремизму в сети Интернет // Законность, 2009. №6. С. 3.
  17. Дети социального риска и их воспитание: Учебно-методическое пособие / Под ред. Л.М. Шипицыной. – С-Пб: Речь, 2003. – 144 с.
  18. Джуринский А.Н. Воспитание в многонациональной школе: пособие для учителей. – М.: Просвещение, 2007. – 96 с.
  19. Джуринский А.Н. Поликультурное воспитание в России и за рубежом: сравнительный анализ. – М.: Прометей, 2006. – 160 с.
  20. Дроздов А.Ю. Агрессивное поведение современной молодежи в контексте социальной ситуации // Социс. 2003. № 4.
  21. Ентелис Г.С., Щипанова Г.Д. Протестный потенциал российской молодежи. — М.: Юрайт, 2007. – 576 с.
  22. Зубок Ю.А., Чупров В.И. Молодежный экстремизм: сущность и особенности проявления// Социс, 2008. — №4.
  23. Зубок Ю.А., Чупров В.И. Самоорганизация в проявлениях молодежного экстремизма // Социс. 2009. № 1
  24. Козлов А.А. Молодежный экстремизм. — СПб.: Питер, 2008. – 498 с.
  25. Ксенофобия в молодежной среде: Доклад по результатам мониторинга / А. Козлов и др. — М.: Московская Хельсинкская группа, 2009. — 114 с.
  26. Куприянов Б.В. Детские общественные организации: инвариант и вариативность // Народное образование, 2007. — № 7. С. 207-214.
  27. Литвяков М.В. Влияние некоторых социальных институтов на процесс социализации подростков. – Новочеркасск: Оникс+, 2007. – 37 с.
  28. Межкультурный и межрелигиозный диалог: материалы междунар. конф., Москва, РАГС при Президенте РФ, 13-16 сент. 2007 г./ под общ. ред. В. К. Егорова. — М.: Изд-во РАГС, 2008. — 842 с.
  29. Мудрик А.В. Социализация человека. – М.: Мысль, 2004. – 304 с.
  30. Официальный сайт Национального антитеррористического комитета /
  31. Панькин А. Б. Формирование этнокультурной личности. Учебное пособие. – М.: МПСИ, МОДЭК, 2006. – 280 с.
  32. Поштарева Т.В. О методах формирования этнокультурной компетентности учащихся. — Ставрополь: Ставропольский государственный университет, 2008.
  33. Преступление и наказание от «А» до «Я». Словарь по пенитенциарной психологии. Под ред. Сочивко Д.В. — М.: Изд-во МПСИ, 2009. – 465 с.
  34. Преступность и правонарушения (2004 — 2008 гг.).

    // Статистический сборник, — М.: Главный информационно-аналитический центр МВД России. 2009. – 624 с.

  35. Профилактика аддиктивного поведения в условиях образовательной среды: Методические рекомендации / Сост. Н.А. Червин. – Архангельск: Издат. Центр СГМУ, 2006. – 30 с.
  36. Пряжников Н.С. Методы активизации духовного потенциала личности. Учебно-методическое пособие. – М.: Изд-во МПСИ, 2007. – 129 с.
  37. Реан А.А. Подросток и семья: Воспитание в семье, стили, факторы психологические и структурные деформации семьи, нарушения отношений детей и родителей / А.А. Реан, Н.Л. Москвичева // Мир детства: взрослый журнал о детях. – 2004. – №2. C. 49–61.
  38. Свиридченко Ю.С. Сравнительный анализ педагогических условий реализации идей поликультурного образования в России и США // Труды Ростовского государственного университета путей сообщения, 2010. — №3. С. 28-35.
  39. Сиоридзе А.Т. Психологический портрет личности участника молодежных экстремистских групп // Право и образование, 2007. — № 3. С. 145 – 151.
  40. Смирнов П.А. Организация работы по предупреждению вовлечения молодежи в радикальные движения // Этнокультурные технологии профилактики экстремизма и ксенофобии. Материалы межрегионального семинара (8-10 сентября 2009 года).

    — Вологда – Великий Устюг, 2009.

  41. Соколов В.М. Толерантность: состояние и тенденции в РФ // Социч, 2003. — № 8. С. 21.
  42. Социализация детей и подростков. Методический комплекс / Сост. Марцинковская Т.Д., Авдулова Т.П. и др. – М.: МПГУ, 2009. – 100 с.
  43. Социокультурные трансформации подростковой субкультуры / Под ред. В.С. Собкина. – М.: Центр социологии образования РАО, 2006. – 166 с.
  44. Социология молодежи / Под ред. Кузнецова В.Н. — М., Волтерс Клувер. 2008. – 568 с.
  45. Социология молодежи. Энциклопедический словарь./ Отв. ред. Ю.А. Зубок, В.И. Чупров. — М.: ACADEMIA. 2008.
  46. Сочивко Д.В. Проблема дробности межпоколенческой социальной отчужденности молодежи в современной России // Мир психологии, 2009. — №3. С. 185-194.
  47. Сочивко Д.В. Психодинамика. — М.: МПСИ, 2007. – 256 с.
  48. Сочивко Д.В., Полянин Н.А. Молодежь России: образовательные системы, субкультуры, исправительные учреждения. – М.: МПСИ, 2009. – 326 с.
  49. Сочивко Д.В., Полянин Н.А., Голышева Ю.А. Мужской и женский путь духовности в местах лишения свободы //Прикладная юридическая психология. № 1. 2012, 0,6 п.л.
  50. Супрунова Л.Л., Свиридченко Ю.С. Основы поликультурного образования в современной школе (Методические рекомендации для учителя).

    — Пятигорск: ПГЛУ, 2010. – 144 с.

  51. Толерантность как образ жизни. Учебно-методическое пособие. — СПб., 2008.
  52. Фридинский С.Н. Молодежный экстремизм как особо опасная форма проявления экстремистской деятельности // Юридический мир, 2008. №6. С. 26.
  53. Чупров В.И., Зубок Ю.А., Уильямс К. Молодежь в обществе риска. М., Юристъ. 2006. – 692 с.
  54. Экстремизм в молодежной среде. / Составитель: проф. В.В. Михайленко. – СПб.: Издатель: АНО «ЦРМП «Мedia–Express», 2009.
  55. Экстремизм в среде петербургской молодежи: анализ и вопросы профилактики / под ред. А.А.Козлова. СПб. 2003.
  56. Юрасова Е.Н. Психологические особенности лиц, склонных к экстремизму, терроризму и ксенофобии // Юридическая психология, 2008. №4.