Структура личности педагога, ее влияния на формирования личности

Псих технологии социально-профессионального обучения.

Воспитание в учебном заведении должно быть личностно-ориентированным и социально-профессиональным. Конституирующими основами этого типа воспитания являются учебно-познавательная деятельность, профессия и социальная практика. Процесс воспитания направлен на обеспечение социально-профессионального становления личности.

Задачи личностно ориентированного социально-профессионалъного воспитания:

• адаптация первокурсников к учебно-профессиональной среде;

• создание условий для дальнейшей социализации учащейся молодежи;

• обеспечение духовно-нравственного становления будущих специалистов;

• оказание помощи учащимся в социальном и профессиональном самоопределении;

Ведущей детерминантой личностного развития является, как отмечал С.Л. Рубин-штейн, самодеятельность. Исходя из этого, актуальным становится развитие различных форм ученического и студенческого самоуправления.

Итак, для того чтобы развить, сформировать качества, поведение, востребованные профессиональными технологиями, нужно вовлечь учащегося в разнообразные личностно-образующие виды деятельности и стимулировать их переход в самодеятельность. Каким об-разом можно реализовать это концептуальное положение?

Исходным документом является профессиограмма специалиста. В ней отражены ос-новные функциональные компоненты личности будущего специалиста, раскрывающие ее динамические процессуально-содержательные характеристики. Она включает оптимальный корпус знаний, умений и навыков, характеристику практической деятельности специалиста, социально-профессиональные ценности и профессионально важные качества. На ее основе разрабатывается программа профессионального воспитания.

Структура программы: цели и задачи профессионального воспитания;основные направления воспитания: социально-профессиональное;функционально-профессиональное;специально ориентированное;краткая характеристика состава профессионально важных качеств и профессио-нально ориентированных форм поведения;воспитательные функции каждого цикла учебных дисциплин;личностно ориентированные технологии профессионального воспитания;мониторинг профессионального развития;коррекция профессионального становления.

Важной составляющей любой деятельности является оценка ее эффективности. При разработке оценочной системы действенности воспитательной работы руководствуются следующими требованиями: оценка должна быть объективной; обеспечивать прогноз социально-профессионального становления личности; критерии оценивания должны быть понятны и доступны всем субъектам воспитательного процесса.

15 стр., 7120 слов

Оценка социально-личностного развития дошкольников

... социально-личностного развития детей дошкольного возраста педагогам необходим высокий уровень профессиональной компетентности, ведь процесс социального воспитания ... режимных моментов. Самостоятельная деятельность детей. Социально личностное развитие:индивидуальные игры, совместные ... общества. Приспособление - это процесс становления индивида социальным существом. Обособление - процесс ...

Психологические технологии — это совокупность способов, приемов, упражнений, техник взаимодействия субъектов деятельности, направленных на развитие их индивидуальности.

Виды личностно ориентированных технологий:

Диалогические методы обучения (групповые дискуссии, анализ социально-профессиональных ситуаций, диалогические лекции)

Игровые технологии (дидактические, деловые, ролевые игры)

Тренинговые технологии (тренинг рефлексивности, профессионально-поведенческий тренинг)

Интегративные личностно ориентированные технологии (диагностирующий се-минар-тренинг, проектирование сценариев профессионального роста, виртуальная реструк-туризация профессиональной жизни)

Проектирование учебно-пространственной среды

Мониторинг профессионального развития обучаемых.

Педагогическая интеракция субъектов образования

Структура личности педагога, ее влияния на формирования личности

Ниже приведена обобщенная форма профессионально психологического профиля педагога.

1.Социально-психологическая направленность2. Профессиональная 3.Педагогически значимые качества 4. Педагогически нежелательные качества

Важной характеристикой СП направленности педагога является тип пед.центрации. Центрация — это избирательная направленность педагога на pазные стороны пед. процесса. Выделяются 6 типов центрации: конформная — центрация на интересах, мнениях своих коллег; эгоцентрическая — центрация на интересах, потребностях своего Я, гуманистическая — центрация на интересах детей. центрация на интересах, требованиях администрации; центрация на интересах родителей. методическая, — центрация на содержании, средствах и методике преподавания.

Проф.компетентность - интегративное качество личности специалиста, включающее систему ЗУН, обобщенных способов решения типовых задач. Формирование проф. компетентности зависит от различных свойств личности, основным ее источником являются обучение и субъективный опыт. Проф. компетентность характеризуется постоянным стремлением к совершенствованию, приобретению все новых знаний и умений, обогащению деятельности. Псих. основой компетентности является готовность к постоянному повышению своей квалификации проф.развитию.

1 стр., 181 слов

Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9−11 классов)

... . Максимальная сумма баллов – 75, она свидетельствует о высокой оценке учеником деятельности учителя.

Проф.важные качества: социальный интеллект, эмоциональная отзывчивость, реальный педагогический гуманизм, социально-профессиональная ответственность, способность к волевому воздействию, сверхнормативная профессиональная активность, коммуникативность

Проф.значимые психфиз. свойства: ригидность, доминантность, эмоциональная устойчивость.

Прод.способом актуализации проф.пед. потенциала и реализации личности может стать развитие у педагогов ключевых квалификаций — это сложные интегративные образования, представляющие собой констелляции профессионально значимых зун свойств и качеств. Эти квалификации определяют профессионализм и мастерство педагогов, инновационный характер их деятельности и позволяют преодолеть профессионально обусловленные деформации и кризисы личности.

Важные предпосылками реализации личностно ориентированного проф. образования — это ключевые компетенции -это способности, необходимые для успешной деятельности в конкретных проф.-пед.ситуациях. Отличие от Кквалификации-они не явл. личностными характеристиками и могут быть определены путем анализа соц.-проф. функций педагога.

Реализация воспитательной функции обусловливает необходимость социально-культурной компетенции, включающей культуру устной и письменной речи, компетентное отношение к средствам массовой информации.

Обучающая функция детерминирует когнитивно-дидактическую компетенцию, предполагающую знание познавательных способностей учащихся, особенностей целеполагания и проектирования содержания и технологии личностно ориентированного обучения.

Развивающая функция порождает психолого-педагогическую компетенцию, включающую знание психологии личности и учебной деятельности учащихся.

Производственно-технологическая функция обусловливает специальную компетенцию — знания о производственных объектах, технологических процессах и производственных действиях.

Эти ключевые компетенции являются важными предпосылками реализации личностно ориентированного проф.образования.

2 стр., 959 слов

разностороннее развитие личности как ключевую цель образования.

... изучить разностороннее развитие личности как ключевую цель образования. Объект исследования – процесс образования. Предмет исследования – разностороннее развитие личности как ключевая цель образования. Достижение цели исследования ... , базирующегося на знании и учете объективных закономерностей развития личности процесса образования, который служит необходимой и всеобщей формой этого развития. ...

Пих.особенности учащ. с отклонениями в псих. развитии.

Причины отклонений: педагогическую запущенность, трудновоспитуемость, т. е. состояние повышенной сопротивляемости общества. Если педагогическая запущенность обусловлена внешними обстоятельствами развития личности, то трудновоспитуемость — в основном субъективными причинами. Акцентуации характера ярко проявляются в подростковом и юношеском возрасте. Еще одна причина трудного воспитания — нарушений адаптационных механизмов личности. (Период овладения профессии) Три вида адаптации: физ. Адаптация — организм привыкает к новым физическим и умственным нагрузкам. Проф. адаптация, т. е. психологическое приспособление к характеру. Соц.-псих., связанная с вхождением личности в социальное окружение. Соц. дез­адаптация создает «благоприятные» условия для формирования большинства типов акцентуаций характера. Неск. видов девиантного поведения:

Гипертимный тип. Гипертимные подростки с детства отличаются большой подвиж­ностью, общительностью, чрезмерной самостоятельностью, склонностью к озорству. Первые трудности при поступлении в школу. При хороших способностях, живом уме, умении всё схватывать на лету обнаруживаются неусидчивость, отвлекаемость.

Реакция группирования проходит не только под знаком постоянного тяготения к компаниям сверстников, но и стремления к лидерству в этих компаниях.

ГП нередко сами становятся вдохновителями правонарушений. Элемент риска также привлекателен для них. Алкоголики, мелкие воришки

Эпилептоидный тип. Главной чертой эп. является склонность к дисфориям и тесно связанная с ней аффективная взрывчатость, откладывающие отпечаток на всей психике — от моторики и эмоциональности до мышления и личностных ценностей. Их можно сравнить с разрывом парового котла, и эпилептоид долго не может остыть. Рано могут обнаружиться садистские. Лидеры (12−19 лет).

Склонны к мазохизму. Алкоголики, обычно пьют до отключения, но не склонны к наркотикам. Склонны к суицидальному поведению. Добиваются лидерства. Азартны. ЭТ характера является одним из весьма трудных для социальной адаптации. В случае явных акцентуаций при внешне удовлетворительной адаптации жизненный путь может быть переполнен конфликтами и поведенческими нарушениями.

8 стр., 3763 слов

Семья и личность

... формирование идеалов, формирование личности ребёнка закладывается в семье, под воздействием родительской любви во имя его будущего, под воздействием авторитета родителей, семейных традиций. Ведь ... -гигиенической подготовки детей, выработки навыков и привычек личной гигиены, культуры поведения. Закладываются правильные отношения между мальчиками и девочками – отношения товарищества, взаимного ...

Истероидный тип. Его главная черта — беспредельный эгоцентризм, ненасытная жажда постоянного внимания к своей особе. Лживость и фантазирование целиком направлены на приукрашение своей персоны.

Среди поведенческих на первое место суицидальность. Причиной обычно служит уязвленное самолюбие, утрата ценного для дан­ного подростка внимания. Алкоголизм носит демонстративный характер. Реакция эмансипации может иметь бурные внешние проявления — побеги из дома, конфликты с родными и старшими, громогласные требования свободы и самостоятельности и т. п. Увлечения почти целиком сосредоточиваются в области эгоцентрического типа — хобби.

Неустойчивый тип. В детстве непослушные, но трусливы. Элементарные правила поведения усваиваются с трудом. За ними всё время приходится следить. У некоторых из них встречаются симптомы невропатии (заикание, ночной энурез и т. д.).

Слабоволие является одной из основных черт неустойчивых. Слабое место неустойчивых подростков — безнадзорность, попустительство взрослых, открывающее просторы для праздности и безделья. Их цели избежать наказания, выпутаться из трудностей, заполучить какие-либо блага.

Конформный тип. П.Б. Ганнушкин — постоянная готовность подчиняться голосу большинства, шаблонность, банальность, склонность к консерватизму. Главная черта этого типа — постоянная и чрезмерная комфортность к своему непосредственному, привычному окружению. Их главное качество, «думать как все», стараться, чтобы все у них было «как у всех» — от одежды до мировоззрения. В хорошем окружении — это неплохие. Но, попав в дурную среду, они со временем усваивают все её привычки.

Психологические особенности асоциального поведения и способы коррекции

Поведениевнешний показатель внутреннего мира человека. Поступок — единица поведения, это действие осмысленное.Педагогическая запущенность — это комплексное отклонение нравственных представлений, отношений и поведения учащегося. Трудновоспитуемость— это повышенная сопротивляемость личности педагогическим воздействиям, вследствие чего затруднено педагогическое общение. Причины пед.запущ. — неблагоприятные условия семейнoгo воспитания, отрицательное влияние социальной среды.Псевдоблагополучная семья. Отличается ярко выраженным деспотическим характером, безоговорочным доминированием одного из родителей, полным подчинением ему остальных членов семьи, наличием жестоких взаимоотношений. Вред: никогда не будет брать родителей как идеала, накопление обид, от которых страдают окружающие, страдает самооценка. Отношения ПС. семьи отражаются на всех сферах жизнедеятельности ребёнка: снижается школьная успеваемость, уличная компания заменяет родительский авторитет, в ней ребёнок получает признание.

9 стр., 4480 слов

Дисциплина: «Психологическая помощь семьям, имеющим проблемного ребенка» Практическое занятие 1−3 (6 часов) Тема: Актуальность изучения основных проблем се

... темы курсовых работ по дисциплине «Психологическая помощь семьям, имеющим проблемного ребенка» Особенности представлений родителей близоруких детей о семейном воспитании Особенности материнского отношения к ... умственно отсталому ребенку учителей и родителей Особенности семейных отношений в семьях воспитывающих «особых» и здоровых детей. Особенности семейных взаимоотношений в семье ребенка с легкой ...

Неполная семья. Ребенок испытывает эмоц. дискомфорт, характеризуемый комплексом психологических реакций и переживаний: чувством собствен­ной неполноценности, ущербности, зависти, эмоционального голода и пр. Разводу предшествует общее ухудшение семейных отношений. Ребёнок становится свидетелем скандалов между родителями, видит сцены грубости, унижения, насилия. В этих условиях он чувствует себя отчужденным в семье и старается как можно больше времени проводить вне дома. Возникает бесконтрольная, криминогенно опасная ситуация, так как роль воспитателя берет на себя улица.

Проблемная семья. Она характеризуется соперничеством между родителями за главенствующее положение в семье, отсутствием всякого сотрудничества между членами семьи, разобщенностью, изоляцией между родителями и детьми. Проблемные семьи во многих случаях создают условия для криминогенного формирования несовершеннолетних, поскольку в них нарушается процесс социального контроля, отсутствуют эмоциональные связи между родителями и детьми.

6 стр., 2941 слов

Воспитание в семье ребенка с детским церебральным параличом

... движений Библиографический список 1. Ребенок с детским церебральным параличом в семье С появлением в семье ребенка с церебральным параличом родителям приходится привыкать к новой жизни ... . Первый шок от известия, что ребенок родился больным ...

Аморальная семья. В ней наблюдаются такие отрицательные факторы, как правонарушения, совершаемые родителями и иными членами семьи, пьянство и алкоголизм, систематические конфликты, выливающиеся в скандалы и драки, развратное поведение родителей.

Оказавшись в позиции изолированных или пренебрегаемых, они не находят поддержки среди одноклассников и педагогов, в семье и школе, они начинают искать товарищей на стороне, в уличных компаниях, где собираются точно такие же сверстники.

Криминогенная семья— такая семья, члены которой совершают преступления. Крим. деятельность является основным видом деятельности конкретного лица или семьи в целом. Между родителями и детьми отсутствуют или искажены эмоциональные связи, Формирование такой личности происходит, как правило, в виде реакции протеста против родителей, учителей, школы и даже против общества в целом.

Механизмы коррекции.

1.контактный.Задача — снять смысловой и эмоциональный барьер между подростком и взрослым. 2.диагностический. Исследуются система нравственных отношений, мотивы поведения и социальный контекст развития подростка. После диагностики педагог определяет характер и степень педагогической запущенности и намечает программу индивидуальной воспитательной работы.3.перевоспитание.Это основной этап, на котором решаются главные коррекционные задачи, осуществляется реконструкция характера на основе перестройки личного жизненного опыта. 4.самовоспитание.Ставится задача выработать индивидуальную программу самовоспитания. Самовоспитание требует от человека определенной сформированности механизмов саморегуляции: зрелой социальной ориентации, развитых волевых, сформированного самосознания.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector