Формирование межнационального общения у учащихся в начальной школе

Содержание

Введение………………………………………………………………………3

Глава I. Формирование культуры межнационального общения, как педагогическая проблема…………………………………………………………6

1.1. Сущность и структура культуры межнационального общения……………………………………………………………………………………………..6

1.2. Педагогические условия и формирования культуры межнационального общения………………………………………………………………12

Глава II. Опытно-практическая работа по формированию межнационального общения у учащихся начальной школы……………22

2.1. Диагностика уровня культуры межнационального общения у младших школьников………………………………………………………………22

2.2. Внеклассные занятия по формированию культуры межнационального общения у учащихся начальных классов….………………………………………………..25

Заключение.……………………………………………………………………………………33

Список литературы……..……………………………………………………………………35

Приложение № 1……………………………………………………………39

Приложение № 2……………………………………………………………40

Введение

Актуальность исследования. Одной из ведущих особенностей Российской Федерации является то, что исторически наше государство складывалось как сообщество разных этносов, культур и религий, интересы которых не всегда совпадали. Современное геополитическое, этническое положение России определяет ее как евроазиатское государство, в котором проживают более 130 этносов, в том числе 89 коренных народов. Особенную актуальность учет интересов народов и культур России приобретает в современных условиях, поскольку изменения, происходящие в РФ в области политики, экономики, социальных отношений, вызвали в свою очередь рост национального самосознание этносов. Появилась определенная тенденция межэтнического расслоения, которая зачастую переходит в национальную нетерпимость и непримиримость. Необходимостью сохранению прочности государства объясняется то особое внимание к развитию культуры межнациональных отношений и гармонизации этнических взаимоотношений, которая возникла на современном этапе. Основой российского гражданского общества должно стать признание полиэтнического, поликультурного, поликонфиссионального построения государственности и формирование культуры межнационального общения на основе гибкой национальной политики, прежде всего в области образования.

21 стр., 10229 слов

Воспитание этики межнационального общения

... к культуре разных народов на основе приобретения ими знаний, мы, прежде всего, в формирующей части нашего эксперимента составили план работы по формированию этики межнационального общения ...

Таким образом, в последнее время образовательная политика в России находится на пути поисков приемлемого решения вопросов планирования, функционирования, развития, взаимодействия культур и языков, определение их роли в обществе, поскольку одним из ведущих механизмов преодоления негативных процессов в социальной жизни, формирования культуры межнационального общения в обществе является система образования.

Развитие культуры межнационального общения у школьников особенно важно потому, что в последние годы значение национального элемента в воспитании подрастающего поколения недооценивалось. Между тем, в период общественных ломок значительно усиливаются различия в представлениях этносов о личности, о жизненных ценностях.

В России почти нет школ с мононациональным составом учащихся, но при этом большинство существующих школ занимаются по единому образовательному стандарту. Для сохранения целостности государства единство образовательного стандарта имеет большую важность, но здесь необходим учет и этнокультурных традиций каждого отдельного региона. Ведь каждый этнос имеет специфические особенности, совокупность которых образует его национальных характер или психический склад, которые проявляются в национальной культуре. В каждом регионе в отдельности учет культурных традиций населения возможен, что создает условия для формирования этноориентированной личности, способной к активному межкультурному взаимодействию и творческому саморазвитию.

Проблема культуры межнационального общения исследовалась в работах таких отечественных ученых педагогов, психологов, этнологов и социологов, как: Р.Г. Абдулатипов, Р.Р. Валитова, Г.Н. Волков, З.Т. Гасанов, С.Д. Гуриева, В.А. Ершов, Г.К. Забулис, Р.И. Кадиева, В.П. Комаров, В.С. Кукушкин, И.Л. Ленский, К.А. Матвеева, С.А. Машкова.

Объект исследования — процесс формирования культуры межнационального общения в начальной школе.

Предмет исследования — педагогические условия формиро­вания культуры межнационального общения в начальной школе.

3 стр., 1492 слов

Исследование специфики формирования ценностных ориентаций женщин

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ. 7 1.1. Возникновение парадигмы ценностных ориентаций 7 1.2 Личность и социум. Система воздействия на ценностные ориентации 14 1.3. Ценностные ориентации личности 16 ГЛАВА II. УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЖЕНЩИН. 19 2.1. Социальная дискриминация женщин как условие формирования их ...

Цель исследования — изучить и систематизировать педагогические условия формирования культуры межнационального общения в начальной школе.

Задачи исследования:

1. Определить сущность понятия «культура межнационального общения.

2. Выявить педагогические условия формирования культуры межнационального общения у младших школьников.

3. Провести диагностику уровня сформированности культуры межнационального общения в начальной школе.

4. Разработать внеклассные занятия по формированию культуры межнационального общения у учащихся начальной школы.

Методы исследования. Для решения поставленных задач использовался комплекс взаимодополняющих методов исследования: теоретические (теоретический анализ философской, психологической, педагогической литературы по теме исследования); эмпирические (диагностические: наблюдение, беседа, тестирование).

Глава I. Формирование культуры межнационального общения как педагогическая проблема

1.1. Сущность и структура культуры межнационального общения

Культура — чрезвычайно сложное, многоаспектное явление, состоящее из огромного числа структурных компонентов, имеющее массу разнообразных проявлений. Она пронизывает все стороны жизни людей: материальную и ду­ховную, общественную и индивидуальную, политическую, профессиональную, семейную и т.д. Она сливается в единое целое с их жизнью, с развитием обще­ства и конкретного человека так, что становится неотделимой от них. Это все­гда создавало проблемы в ее изучении. Трудно назвать другое явление соци­альной жизни людей, которое вызывало бы, с одной стороны, такой интерес, а, с другой — порождало бы столько теорий и концепций.

В современной науке существуют два разных методологических подхода к проблеме культуры. При одном из них культура оказывается тождественной цивилизации в целом. Одним из первых эту позицию изложил еще в XIX веке Э.Б. Тайлор: «Культура или цивилизация в широком этнографическом смысле слагается в своем целом из знаний, верований, искусства, нравственности, за­конов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных чело­веком как членом общества» [40, с.18]. Такой подход был характерен в после­дующие годы для многих философов и культурологов.

5 стр., 2429 слов

Социализация как индикатор межнационального общения

... мере развита адекватная самооценка, коммуникативные и организаторские способности, культура межнационального общения. Социализация это развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей ... общества и для самой себя определяется ее субъективными качествами. Анализ исследований показывает, что отечественная и зарубежная педагогика весьма активно пытаются решать ...

При таком понимании культура не может быть большей или меньшей. У каждого народа и каждой цивилизации она такова, какова есть. В этом случае выделяют типы культуры по не­которым характерным для них качественным признакам и описывают их осо­бенности (например, исламская и христианская культуры, культура Древней Греции и т.д.).

Второй подход также рассматривает культуру как нечто комплексное, ин­тегральное, но являющееся все-таки лишь свойством, присущим цивилизации, человечеству, отдельному человеку. Это — не одно из множества свойств одного и того же порядка, а свойство, которому нет «конкурентов».

В рамках данного понимания в отечественной науке предлагалось мно­жество определений культуры. Мы приведем только три: 1) «специфический спо­соб организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в предметах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к при­роде, между собой и к самим себе» [31, с.292]; 2) осуществляемая в сферах материального и духовного производства активная творческая деятельность людей (…) по освоению мира, в процессе которой сохраняются, распределяют­ся, обмениваются и потребляются общественно значимые материальные и ду­ховные ценности, а также совокупность самих этих ценностей…» [33, с.22]; 3) «…стиль жизни, характерный для каждой социальной группы, который не пе­редается по наследству, а конструируется самими членами этой группы и по­знается индивидом в процессе образования, самообразования и иного инфор­мационного воздействия» [13, с.4].

Из этих определений, во-первых, следует наличие тесной связи между культурой и ценностями, последние оказываются центральным зве­ном, сутью первой. Такая связь подчеркивалась еще философами и культурологами начала прошлого века. Например, П.А.Флоренский писал: «Всякая культура представляет целевую и крепко связанную систему средств к осуществлению и раскрытию некоторой ценности, принимаемой за основную и безусловную, т.е. служит некоторому предмету веры» [41, с.114].

12 стр., 5520 слов

Педагогика межнационального общения

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Пермский государственный педагогический университет» Кафедра дошкольной педагогики и психологии Учебно-методический комплекс курса Для специальности 050703.65 – «Дошкольная педагогика и психология» Пермь пгпу 2008 Рецензент: канд. пед. наук, доцент кафедры методики дошкольного ...

Во-вторых, в них делается упор на понимании культуры как деятельно­сти. Традиционное разделение культуры на материальную и духовную создает представление о ней, как о некой совокупности создан­ных человечеством или группой людей предметов и сформировавшихся в об­щественном сознании образов, логических структур, высших чувств и ценност­ных представлений. Таким образом, культура часто начинает восприниматься как материальный и идеальный результат деятельности. В социальных взаимодействиях людей (в узком смысле), в том числе в межнациональных и в межличностных, не создается никаких предметов. В них есть только взаимные действия, порождающие оценки, отношения, пережива­ния и т.д. Сами эти действия, а также их восприятие и оценка и становятся фе­номенами культуры социальности.

Не всякая деятельность является культурной. Вто­рое из приведенных определений указывает на то, что к культуре имеет отношение лишь такая деятельность, которая основывается на общественно значимых ценностях, а в первом речь идет не столько даже о деятельности и жизнедеятельности человека, сколько о способе ее организации и развития.

Исходя из сказанного, мы можем сделать заключение, что и КМО, будучи разновидностью культуры социальных взаимодействий, представляет собой систему норм, соблюдение которых обеспечивает реализа­цию общечеловеческих ценностей.

Культура оказывается измеряемым свойством и ее можно уже не только описывать. Будучи максимально обобщен­ным, интегральным и полифункциональным явлением, она имеет многоуровне­вую структуру, которая, к тому же, оказывается разной, если ее рассматривать с разных точек зрения. Она складывается из большого количества отдельных свойств, каждое из которых представляет собой направление, разновидность культуры в целом. Одним из таких видов можно считать и КМО.

В нашем исследовании мы рассматриваем оба подхода. С одной сто­роны, не было бы никакой необходимости в КМО, если бы не существовало самих наций и национальных культур. Поскольку же они есть, важнейшим принципом, на котором могут и должны строиться отношения между ними, становится принцип равнозначности и равноценности наций и национальных культур, который закреплен во многих международно-правовых документах. Каждая из них ничем не лучше и не хуже других. Каждая из них имеет равные права на существование и развитие. Таким образом, первый подход неизбежно приводит к идее равенства культур.

9 стр., 4114 слов

Этническая и религиозная толерантность как условие эффективного межнационального общения

Департамент образования Ямало-Ненецкий автономный округ ГОУ СПО Новоуренгойский педагогический колледж Исследовательская работа на тему: «Этническая и религиозная толерантность как условие эффективного межнационального общения» Семченко Людмила Владимировна преподаватель психологии Новоуренгойского педагогического колледжа г. Новый Уренгой 2008г. «Краткая аннотация» В образовательных учреждениях ...

С другой стороны, КМО, — безусловно, метакультура. Она надстраивается над национальными культурами и служит связующим мостом между ними. По­этому, несмотря на то, что она призвана регулировать отношения между на­циями и их представителями, в ней самой, по существу, не так уж много нацио­нального. КМО — один из важнейших элементов общечеловеческой культуры. Это — интегральное свойство, сутью которого, в конечном счете, является соот­ношение общечеловеческого и национального в культуре конкретного народа или человека, а оно может быть разным. Следовательно, второй подход приво­дит к идее об уровнях развития культуры.

Принцип равенства наций и национальных культур является универсальным и не зависит от того, какие именно народы (или их от­дельные представители) вступают в отношения, постольку на основании готов­ности людей следовать ему и меры его реального соблюдения можно судить о том, насколько развита культура межнациональных отношений во взаимодей­ствии между ними. Педагогическая задача формирования КМО у учащихся превращается, прежде всего, в ……..

Список литературы

1. Авксентьев В.А., Авксентьев А.В. Этнические проблемы современности и культура межнационального общения. — Ставрополь: СГПИ, 2003. — 222 с.

2. Андреева Г.М. Социальная психология. — М.: Наука, 2004.- 416с

3. Андрущак И.Б. Этноцентризм как социально-психологический феномен в условиях социоэтнических изменений. Дисс. … канд. психол. наук. — М., 1998.- 209 с.

4. Арнольдов А.И. Человек и мир культуры. Введение в культурологию.

— М.: Изд-во МГИК, 2002. — 240 с.

5. Ахроров Ю.А. Педагогические основы подготовки будущих учителей

формированию культуры межнационального общения учащихся. Автореф. дисс. док. пед. наук. — Ташкент, 1993. -38 с.

3 стр., 1225 слов

Образ психологии в истории науки и культуры

Образ психологии в истории науки и культуры В данной работе предусматривается проанализировать связи, степень сходства и различия в методологии психологии и естественных наук (преимущественно, физики). Параллели, проводимые между различными науками в методологическом плане, важны и интересны. Они позволяют увидеть ситуацию в науке под несколько иным углом зрения, по-другому взглянуть на ...

6. Белинский В.Г. Поли. собр. соч. М., 1954. Т. ТУ. С. 488-489.

7. Бурмистрова Т.Ю., Дмитриев С.А. Дружбой сплоченные. Культура межнационального общения в СССР. — М.: Мысль, 1986. — 254с.

8. Воспитание культуры межнационального общения / Сост. В.И. Буренко, Н.Е. Иванюшкин, В.В. Меркулов, В.М. Ллешинцев. М.: Изд-во АПН СССР, 1989. — 44с.

9. Гасанов 3.Т. Проблемы воспитания патриотизма, дружбы народов, веротерпимости // Педагогика. 2001. — К — С.24-30.

10. Гумилев Л Н, Иванов К.П. Этнические процессы Подходы к изучению // Социологические исследования. — 1992.- №1. — С.50-57.

11. Дашдамиров А.Ф. Культура межнационального общения: предпосылки, проблемы, принципы // Известия Академии педагогических и социальных наук. Вып.5. — М., 2000. — С.12-26.

12. Джунусов М.С. Национализм: Словарь-справочник. — М.: Славянский диалог, 2008. — 286с.

13. Дмитриев Г.Д. Многокультурность как дидактический принцип // Педагогика. -2000. -№10 — С.3-11.

14. Дробижева Л.М. духовная общность народов СССР Историко-социологический очерк межнациональных отношений. — М., 1981. — 253с.

15. Дробижева Л.М., Аклаев А.Р., Коротеева В.В., Солдатова Г.У. Демократизация и образы национализма в Российской Федерации 90-ых годов. — М.: Мысль, 1996. -383с.

16. Заурбекова Л.Р. Формирование культуры межнационального общения в условиях роста национального самосознания. — Дисс. … канд. филос. наук.

— М., 2001.-151с.

17. Исаев А.Р. Формирование культуры межнационального общения Дисс. … канд. полит. наук. — М., 2000. — 152 с.

18. Кадиева Р.И. Формирование культуры межнационального общения в школах со смешанным национальным составом. Дисс. … канд. пед. наук. — Махачкала, 1999. — 148 с.

19. Кариайнен К., Фурман Д.Е. Татары и русские — верующие и неверующие, старые и молодые // Вопросы философии. — 1999. — №11. — С.68-80.

20. Кертанов Р.А. Межнациональные отношения в массовом сознании ре формирующегося общества. Автореф. дисс. … канд. полит. наук. — М., 2000.

— 38с.

21. Ковров В.Ф. Проблемы гармонизации межнациональных отношений в республике Башкортостан. Автореф. дисс…. канд. социол. Наук. — Уфа, 2000. — 22 с.

22. Комаров В.П. Теоретические основы воспитания культуры межнационального общения учащихся средней профессиональной школы. Дисс. … док. пед. наук. — Казань, 1996. -342 с.

23. Конева Е.В., Балакирева Г.В. Этнические стереотипы и межнациональные отношения // Мышление и субъективный мир / Отв. ред. Ю.К. Корнилов. — Ярославль: ЯрГУ, 1991. С.71-77.

24. Коул М. Культурно-историческая психология: наука будущего. — М.:

“Когито-Центр”, Изд-во «Институт психологии РАН», 2007. — 432с.

25. Культура: теории и проблемы — М.: Наука, 2005 — 278с.

26. Кцоева Г.У. Этнические стереотипы в системе межэтнических отношений. Автореф. Дисс. … канд. психол. наук. — М., 2005. -24 с.

27. Лекторский В.А. О толерантности, плюрализме и критицизме // Вопросы философии. — 1997. — №11. — С .46-54.

28. Маликова Н.Р. Межнациональное общение: методологические проблемы Этносоциологического исследования. — М.: ИС АН СССР, 1990. — 119 с.

29. Мантаева К.А. Психологические особенности межэтнических отношений и пути их оптимизации. Дисс. … канд. психол. наук. — М., 1998. — 178с.

30. Медведко С.В. Межконфессиональные отношения как диалог культур. Дисс. … канд. филос. наук. — М., 1997. — 134 с..

31. Межуев В.М. Проблемы философии культуры: Опыт историко-материалистического анализа. — М., 2004.

32. Некрасова А.Н. Культура межнационального общения в молодежной среде. Дисс. … док. филос. наук. — М., 2002. — 363 с.

33. Основы марксистско-ленинской теории культуры / Под ред. А.И.Арнольдова. — М.: Высшая шк., 1976. — 304с.

34. Пибоди Д., Шмелев А.Г., Андреева М.К., Граменицкий А.Е. Психосемантический анализ стереотипов русского характера: кросскультурньий аспект // Вопросы психологии. — 1993. — 3.

35. Радищев А.Н. Избр. соч. М., 1952. С. 205-206.

36. Россия: Социальная ситуация и межнациональные отношения в регионах / Авторы-сост.: В.Н. Иванов, И.В. Ладода, Г.Ю. Семгин. — М.: Асаdemiа, 2006. -294 с.

37. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. — М.:

Смысл, 1996. — 389с.

38. Ушинский К.Д. Собр. соч. Т. 2. С. 160, 350

39. Тавадов Г.Т. Этнология. Словарь-справочник. — М., 1998. -688 с.

40. Тайлор Э.Б. Первобытная культура: Пер. с англ. — М.: Политиздат,

1989. — 573с.

41. Флоренский П.А. Автореферат // Вопросы философии. — 1988. — №12 -С.113-120.

42. Ханстаятинов В.А. Культура межнационального общения: сущность, тенденции развития. — М., 2002.

43. Яркова Е.Н. Межэтнические отношения типология социокультурных программ (на материале российско-киргизских отношений) // Мир психологии. -2001. — №1 — С.219-228.