Формирование межнационального общения у учащихся в начальной школе

Содержание

Введение………………………………………………………………………3

Глава I. Формирование культуры межнационального общения, как педагогическая проблема…………………………………………………………6

1.1. Сущность и структура культуры межнационального общения……………………………………………………………………………………………..6

1.2. Педагогические условия и формирования культуры межнационального общения………………………………………………………………12

Глава II. Опытно-практическая работа по формированию межнационального общения у учащихся начальной школы……………22

2.1. Диагностика уровня культуры межнационального общения у младших школьников………………………………………………………………22

2.2. Внеклассные занятия по формированию культуры межнационального общения у учащихся начальных классов….………………………………………………..25

Заключение.……………………………………………………………………………………33

Список литературы……..……………………………………………………………………35

Приложение № 1……………………………………………………………39

Приложение № 2……………………………………………………………40

Введение

Актуальность исследования. Одной из ведущих особенностей Российской Федерации является то, что исторически наше государство складывалось как сообщество разных этносов, культур и религий, интересы которых не всегда совпадали. Современное геополитическое, этническое положение России определяет ее как евроазиатское государство, в котором проживают более 130 этносов, в том числе 89 коренных народов. Особенную актуальность учет интересов народов и культур России приобретает в современных условиях, поскольку изменения, происходящие в РФ в области политики, экономики, социальных отношений, вызвали в свою очередь рост национального самосознание этносов. Появилась определенная тенденция межэтнического расслоения, которая зачастую переходит в национальную нетерпимость и непримиримость. Необходимостью сохранению прочности государства объясняется то особое внимание к развитию культуры межнациональных отношений и гармонизации этнических взаимоотношений, которая возникла на современном этапе. Основой российского гражданского общества должно стать признание полиэтнического, поликультурного, поликонфиссионального построения государственности и формирование культуры межнационального общения на основе гибкой национальной политики, прежде всего в области образования.

21 стр., 10229 слов

Воспитание этики межнационального общения

... к другим культурам. Межнациональное общение – это вид социального общения, обусловленный основными сферами взаимодействия народов – экономикой, политикой, наукой, культурой, языком. Этика межнациональных отношений есть ... А.А.Кирсанова, Б.Т.Лихачева, И.С.Марьенко, В.А.Сластенина; пути и средства формирования интернационалистических взглядов и убеждений П.М.Викторовой, К.Е.Лускаловой, Э.М.Махмечевой, ...

Таким образом, в последнее время образовательная политика в России находится на пути поисков приемлемого решения вопросов планирования, функционирования, развития, взаимодействия культур и языков, определение их роли в обществе, поскольку одним из ведущих механизмов преодоления негативных процессов в социальной жизни, формирования культуры межнационального общения в обществе является система образования.

Развитие культуры межнационального общения у школьников особенно важно потому, что в последние годы значение национального элемента в воспитании подрастающего поколения недооценивалось. Между тем, в период общественных ломок значительно усиливаются различия в представлениях этносов о личности, о жизненных ценностях.

В России почти нет школ с мононациональным составом учащихся, но при этом большинство существующих школ занимаются по единому образовательному стандарту. Для сохранения целостности государства единство образовательного стандарта имеет большую важность, но здесь необходим учет и этнокультурных традиций каждого отдельного региона. Ведь каждый этнос имеет специфические особенности, совокупность которых образует его национальных характер или психический склад, которые проявляются в национальной культуре. В каждом регионе в отдельности учет культурных традиций населения возможен, что создает условия для формирования этноориентированной личности, способной к активному межкультурному взаимодействию и творческому саморазвитию.

Проблема культуры межнационального общения исследовалась в работах таких отечественных ученых педагогов, психологов, этнологов и социологов, как: Р.Г. Абдулатипов, Р.Р. Валитова, Г.Н. Волков, З.Т. Гасанов, С.Д. Гуриева, В.А. Ершов, Г.К. Забулис, Р.И. Кадиева, В.П. Комаров, В.С. Кукушкин, И.Л. Ленский, К.А. Матвеева, С.А. Машкова.

Объект исследования — процесс формирования культуры межнационального общения в начальной школе.

Предмет исследования — педагогические условия формиро­вания культуры межнационального общения в начальной школе.

Цель исследования — изучить и систематизировать педагогические условия формирования культуры межнационального общения в начальной школе.

Задачи исследования:

1. Определить сущность понятия «культура межнационального общения.

2. Выявить педагогические условия формирования культуры межнационального общения у младших школьников.

3. Провести диагностику уровня сформированности культуры межнационального общения в начальной школе.

4. Разработать внеклассные занятия по формированию культуры межнационального общения у учащихся начальной школы.

Методы исследования. Для решения поставленных задач использовался комплекс взаимодополняющих методов исследования: теоретические (теоретический анализ философской, психологической, педагогической литературы по теме исследования); эмпирические (диагностические: наблюдение, беседа, тестирование).

3 стр., 1492 слов

Исследование специфики формирования ценностных ориентаций женщин

... ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЖЕНЩИН. 92 3.1. Обоснование актуальности исследования 92 3.2. Методика ценностных ориентаций М. Рокича (в обработке Л.Д. Столяренко) 94 3.3. Методика К. Томаса «стили общения» ...

Глава I. Формирование культуры межнационального общения как педагогическая проблема

1.1. Сущность и структура культуры межнационального общения

Культура — чрезвычайно сложное, многоаспектное явление, состоящее из огромного числа структурных компонентов, имеющее массу разнообразных проявлений. Она пронизывает все стороны жизни людей: материальную и ду­ховную, общественную и индивидуальную, политическую, профессиональную, семейную и т.д. Она сливается в единое целое с их жизнью, с развитием обще­ства и конкретного человека так, что становится неотделимой от них. Это все­гда создавало проблемы в ее изучении. Трудно назвать другое явление соци­альной жизни людей, которое вызывало бы, с одной стороны, такой интерес, а, с другой — порождало бы столько теорий и концепций.

В современной науке существуют два разных методологических подхода к проблеме культуры. При одном из них культура оказывается тождественной цивилизации в целом. Одним из первых эту позицию изложил еще в XIX веке Э.Б. Тайлор: «Культура или цивилизация в широком этнографическом смысле слагается в своем целом из знаний, верований, искусства, нравственности, за­конов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных чело­веком как членом общества» [40, с.18]. Такой подход был характерен в после­дующие годы для многих философов и культурологов.

При таком понимании культура не может быть большей или меньшей. У каждого народа и каждой цивилизации она такова, какова есть. В этом случае выделяют типы культуры по не­которым характерным для них качественным признакам и описывают их осо­бенности (например, исламская и христианская культуры, культура Древней Греции и т.д.).

Второй подход также рассматривает культуру как нечто комплексное, ин­тегральное, но являющееся все-таки лишь свойством, присущим цивилизации, человечеству, отдельному человеку. Это — не одно из множества свойств одного и того же порядка, а свойство, которому нет «конкурентов».

В рамках данного понимания в отечественной науке предлагалось мно­жество определений культуры. Мы приведем только три: 1) «специфический спо­соб организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в предметах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к при­роде, между собой и к самим себе» [31, с.292]; 2) осуществляемая в сферах материального и духовного производства активная творческая деятельность людей (…) по освоению мира, в процессе которой сохраняются, распределяют­ся, обмениваются и потребляются общественно значимые материальные и ду­ховные ценности, а также совокупность самих этих ценностей…» [33, с.22]; 3) «…стиль жизни, характерный для каждой социальной группы, который не пе­редается по наследству, а конструируется самими членами этой группы и по­знается индивидом в процессе образования, самообразования и иного инфор­мационного воздействия» [13, с.4].

12 стр., 5520 слов

Педагогика межнационального общения

... войнами и др. Фундаментальной основой культуры межнационального общения является высокий уровень духовности каждого человека и общества в целом, что обеспечивается приобщением людей к совей национальной культуре, осознанием ее самобытности, значения ...

Из этих определений, во-первых, следует наличие тесной связи между культурой и ценностями, последние оказываются центральным зве­ном, сутью первой. Такая связь подчеркивалась еще философами и культурологами начала прошлого века. Например, П.А.Флоренский писал: «Всякая культура представляет целевую и крепко связанную систему средств к осуществлению и раскрытию некоторой ценности, принимаемой за основную и безусловную, т.е. служит некоторому предмету веры» [41, с.114].

Во-вторых, в них делается упор на понимании культуры как деятельно­сти. Традиционное разделение культуры на материальную и духовную создает представление о ней, как о некой совокупности создан­ных человечеством или группой людей предметов и сформировавшихся в об­щественном сознании образов, логических структур, высших чувств и ценност­ных представлений. Таким образом, культура часто начинает восприниматься как материальный и идеальный результат деятельности. В социальных взаимодействиях людей (в узком смысле), в том числе в межнациональных и в межличностных, не создается никаких предметов. В них есть только взаимные действия, порождающие оценки, отношения, пережива­ния и т.д. Сами эти действия, а также их восприятие и оценка и становятся фе­номенами культуры социальности.

Не всякая деятельность является культурной. Вто­рое из приведенных определений указывает на то, что к культуре имеет отношение лишь такая деятельность, которая основывается на общественно значимых ценностях, а в первом речь идет не столько даже о деятельности и жизнедеятельности человека, сколько о способе ее организации и развития.

Исходя из сказанного, мы можем сделать заключение, что и КМО, будучи разновидностью культуры социальных взаимодействий, представляет собой систему норм, соблюдение которых обеспечивает реализа­цию общечеловеческих ценностей.

Культура оказывается измеряемым свойством и ее можно уже не только описывать. Будучи максимально обобщен­ным, интегральным и полифункциональным явлением, она имеет многоуровне­вую структуру, которая, к тому же, оказывается разной, если ее рассматривать с разных точек зрения. Она складывается из большого количества отдельных свойств, каждое из которых представляет собой направление, разновидность культуры в целом. Одним из таких видов можно считать и КМО.

В нашем исследовании мы рассматриваем оба подхода. С одной сто­роны, не было бы никакой необходимости в КМО, если бы не существовало самих наций и национальных культур. Поскольку же они есть, важнейшим принципом, на котором могут и должны строиться отношения между ними, становится принцип равнозначности и равноценности наций и национальных культур, который закреплен во многих международно-правовых документах. Каждая из них ничем не лучше и не хуже других. Каждая из них имеет равные права на существование и развитие. Таким образом, первый подход неизбежно приводит к идее равенства культур.

С другой стороны, КМО, — безусловно, метакультура. Она надстраивается над национальными культурами и служит связующим мостом между ними. По­этому, несмотря на то, что она призвана регулировать отношения между на­циями и их представителями, в ней самой, по существу, не так уж много нацио­нального. КМО — один из важнейших элементов общечеловеческой культуры. Это — интегральное свойство, сутью которого, в конечном счете, является соот­ношение общечеловеческого и национального в культуре конкретного народа или человека, а оно может быть разным. Следовательно, второй подход приво­дит к идее об уровнях развития культуры.

13 стр., 6454 слов

Пашукова — Теории общения в отечественных и зарубежных ...

... т.д. Кроме того, для понимания общения имеет значение и то, в русле фундаментальной или ... общеметодологические понятия психологии общения являются, как правило, базовыми для целых отраслей, направлений и концепций. Обычно они связывают психологию с близкими ей смежными науками: философией, социологией и ...

Принцип равенства наций и национальных культур является универсальным и не зависит от того, какие именно народы (или их от­дельные представители) вступают в отношения, постольку на основании готов­ности людей следовать ему и меры его реального соблюдения можно судить о том, насколько развита культура межнациональных отношений во взаимодей­ствии между ними. Педагогическая задача формирования КМО у учащихся превращается, прежде всего, в ……..

Список литературы

1. Авксентьев В.А., Авксентьев А.В. Этнические проблемы современности и культура межнационального общения. — Ставрополь: СГПИ, 2003. — 222 с.

2. Андреева Г.М. Социальная психология. — М.: Наука, 2004.- 416с

3. Андрущак И.Б. Этноцентризм как социально-психологический феномен в условиях социоэтнических изменений. Дисс. … канд. психол. наук. — М., 1998.- 209 с.

4. Арнольдов А.И. Человек и мир культуры. Введение в культурологию.

— М.: Изд-во МГИК, 2002. — 240 с.

5. Ахроров Ю.А. Педагогические основы подготовки будущих учителей

формированию культуры межнационального общения учащихся. Автореф. дисс. док. пед. наук. — Ташкент, 1993. -38 с.

6. Белинский В.Г. Поли. собр. соч. М., 1954. Т. ТУ. С. 488-489.

7. Бурмистрова Т.Ю., Дмитриев С.А. Дружбой сплоченные. Культура межнационального общения в СССР. — М.: Мысль, 1986. — 254с.

8. Воспитание культуры межнационального общения / Сост. В.И. Буренко, Н.Е. Иванюшкин, В.В. Меркулов, В.М. Ллешинцев. М.: Изд-во АПН СССР, 1989. — 44с.

9. Гасанов 3.Т. Проблемы воспитания патриотизма, дружбы народов, веротерпимости // Педагогика. 2001. — К — С.24-30.

10. Гумилев Л Н, Иванов К.П. Этнические процессы Подходы к изучению // Социологические исследования. — 1992.- №1. — С.50-57.

11. Дашдамиров А.Ф. Культура межнационального общения: предпосылки, проблемы, принципы // Известия Академии педагогических и социальных наук. Вып.5. — М., 2000. — С.12-26.

12. Джунусов М.С. Национализм: Словарь-справочник. — М.: Славянский диалог, 2008. — 286с.

13. Дмитриев Г.Д. Многокультурность как дидактический принцип // Педагогика. -2000. -№10 — С.3-11.

14. Дробижева Л.М. духовная общность народов СССР Историко-социологический очерк межнациональных отношений. — М., 1981. — 253с.

15. Дробижева Л.М., Аклаев А.Р., Коротеева В.В., Солдатова Г.У. Демократизация и образы национализма в Российской Федерации 90-ых годов. — М.: Мысль, 1996. -383с.

16. Заурбекова Л.Р. Формирование культуры межнационального общения в условиях роста национального самосознания. — Дисс. … канд. филос. наук.

— М., 2001.-151с.

17. Исаев А.Р. Формирование культуры межнационального общения Дисс. … канд. полит. наук. — М., 2000. — 152 с.

18. Кадиева Р.И. Формирование культуры межнационального общения в школах со смешанным национальным составом. Дисс. … канд. пед. наук. — Махачкала, 1999. — 148 с.

9 стр., 4141 слов

Особенности формирования межнациональной толерантности курсантов ...

... общими задачами. Таким образом, в рядах курсантов формируются понятия культура межнационального общения и межнациональная толерантность. Целью контрольной работы является углубить свои знания и ... цели, необходимо проанализировать уровень межнациональной толерантности курсантов военных институтов, выявить факторы, которые оказывают воздействие на культуру межнациональных отношений в высших военных ...

19. Кариайнен К., Фурман Д.Е. Татары и русские — верующие и неверующие, старые и молодые // Вопросы философии. — 1999. — №11. — С.68-80.

20. Кертанов Р.А. Межнациональные отношения в массовом сознании ре формирующегося общества. Автореф. дисс. … канд. полит. наук. — М., 2000.

— 38с.

21. Ковров В.Ф. Проблемы гармонизации межнациональных отношений в республике Башкортостан. Автореф. дисс…. канд. социол. Наук. — Уфа, 2000. — 22 с.

22. Комаров В.П. Теоретические основы воспитания культуры межнационального общения учащихся средней профессиональной школы. Дисс. … док. пед. наук. — Казань, 1996. -342 с.

23. Конева Е.В., Балакирева Г.В. Этнические стереотипы и межнациональные отношения // Мышление и субъективный мир / Отв. ред. Ю.К. Корнилов. — Ярославль: ЯрГУ, 1991. С.71-77.

24. Коул М. Культурно-историческая психология: наука будущего. — М.:

“Когито-Центр”, Изд-во «Институт психологии РАН», 2007. — 432с.

25. Культура: теории и проблемы — М.: Наука, 2005 — 278с.

26. Кцоева Г.У. Этнические стереотипы в системе межэтнических отношений. Автореф. Дисс. … канд. психол. наук. — М., 2005. -24 с.

27. Лекторский В.А. О толерантности, плюрализме и критицизме // Вопросы философии. — 1997. — №11. — С .46-54.

28. Маликова Н.Р. Межнациональное общение: методологические проблемы Этносоциологического исследования. — М.: ИС АН СССР, 1990. — 119 с.

29. Мантаева К.А. Психологические особенности межэтнических отношений и пути их оптимизации. Дисс. … канд. психол. наук. — М., 1998. — 178с.

30. Медведко С.В. Межконфессиональные отношения как диалог культур. Дисс. … канд. филос. наук. — М., 1997. — 134 с..

31. Межуев В.М. Проблемы философии культуры: Опыт историко-материалистического анализа. — М., 2004.

32. Некрасова А.Н. Культура межнационального общения в молодежной среде. Дисс. … док. филос. наук. — М., 2002. — 363 с.

33. Основы марксистско-ленинской теории культуры / Под ред. А.И.Арнольдова. — М.: Высшая шк., 1976. — 304с.

34. Пибоди Д., Шмелев А.Г., Андреева М.К., Граменицкий А.Е. Психосемантический анализ стереотипов русского характера: кросскультурньий аспект // Вопросы психологии. — 1993. — 3.

35. Радищев А.Н. Избр. соч. М., 1952. С. 205-206.

36. Россия: Социальная ситуация и межнациональные отношения в регионах / Авторы-сост.: В.Н. Иванов, И.В. Ладода, Г.Ю. Семгин. — М.: Асаdemiа, 2006. -294 с.

37. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. — М.:

Смысл, 1996. — 389с.

38. Ушинский К.Д. Собр. соч. Т. 2. С. 160, 350

39. Тавадов Г.Т. Этнология. Словарь-справочник. — М., 1998. -688 с.

40. Тайлор Э.Б. Первобытная культура: Пер. с англ. — М.: Политиздат,

8 стр., 3817 слов

Планы семинарских занятий семинар 1 Эстетика как наука. Эстетическое ...

... Этика трансцендентальна. (Этика и эстетика суть одно).» Семинар 2 Природа и культура как объекты эстетического изучения. Основные понятия эстетики. Эстетическая сторона природных и общественных ... и в современной эстетической теории. Проявления прекрасного в природе, обществе, сознании, культуре. Прекрасное и эстетический идеал. Категория безобразного. Соотношение прекрасного и безобразного в ...

1989. — 573с.

41. Флоренский П.А. Автореферат // Вопросы философии. — 1988. — №12 -С.113-120.

42. Ханстаятинов В.А. Культура межнационального общения: сущность, тенденции развития. — М., 2002.

43. Яркова Е.Н. Межэтнические отношения типология социокультурных программ (на материале российско-киргизских отношений) // Мир психологии. -2001. — №1 — С.219-228.