Индивидуальный подход педагога в воспитании личностных качеств дошкольников

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Альметьевский промышленно-гуманитарный техникум

КУРСОВАЯ РАБОТА

Дисциплина: Педагогика

Тема «Индивидуальный подход педагога в воспитании личностных качеств дошкольников»

Работу выполнила:

Студентка 1 курса

группы № 13 ДО (З)

2015 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………..3

Глава 1. Воспитание детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема…………………………………………………………6

1.1 Индивидуальные и возрастные особенности детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………….6

1.2 Задачи и методы воспитания детей дошкольного возраста………..13

1.3 Теоретические подходы к понятию и организации индивидуального подхода к детям дошкольного возраста……………………20

Глава 2.Индивидуальный подход в воспитательно-образовательном процессе дошкольного учреждения…………………………………………….26

2.1Учет индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста.26

2.2Единство осуществления индивидуального подхода в детском саду и семье……………………………………………………………………………30

2.3Специфика организации индивидуального подхода в процессе трудового воспитания и игровой деятельности…………………………….…33

Заключение……………………………………………………………..…37

Список использованной литературы…………………………………….39

Введение

Тема моего исследования «Индивидуальный подход педагога в воспитании личностных качеств дошкольников».

Необходимо указать, что дошкольное образовательное учреждение является первым и самым ответственным звеном в общей системе народного образования. Обладая высокой пластичностью функций мозга и психики, ребенок имеет большие потенциальные возможности развития, реализация которых зависит от непосредственного влияния окружающих взрослых, от воспитания и обучения, что обуславливает особую актуальность выбранной темы.

Период от рождения до 6 лет имеет жизненно важное значение для всей будущей жизни ребенка. У детей, занимающихся в дошкольном учреждении по образовательной программе, формируются эстетические мерки в результате усвоения норм и правил поведения, отражающие отношение к универсальным человеческим ценностям. Дети становятся самостоятельными и независимыми от взрослых. Обогащается их социальный опыт, усложняются взаимоотношения с окружающими, т.к. у них формируется самостоятельное представление о себе, оценка себя, своих действий и внешних качеств. В процессе обучения по программе ДОУ у детей возникает важное новообразование – осознание своего социального «Я». Дети, получающие задания от педагога, учатся организованности, что ведет к отсутствию комплексов, к преодолению излишней застенчивости. Правильно построенная воспитательно-образовательная программа учит детей к самоорганизованности – формирует предпосылки на всю жизнь к организации своей деятельности, учебы, работы.

3 стр., 1111 слов

Художественно-эстетическое развитие и воспитание детей дошкольного ...

... художественно-эстетического развития и воспитания у детей старшего дошкольного возраста. Гипотеза исследования: мы предполагали, что художественно-эстетическое развитие и воспитание у детей старшего дошкольного будет более результативным, если ... 2000. – 359 с. 25. Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе: пособие для педагогов-психологов / Н.И. Гуткина. - СПб. : Питер, 2006.- 208 с. 26. ...

Существование индивидуальных различий между людьми – факт очевидный. Необходимость индивидуального подхода вызвана тем обстоятельством, что любое воздействие на ребенка преломляется через его индивидуальные особенности, через «внутренние условия», без учета которых невозможен по-настоящему действенный воспитательно-образовательный процесс.

Возрастные роли человеческого фактора в развитии нашего общества поставило вопрос об «индивидуальной работе как важной форме воспитания».

Индивидуальный подход нацелен в первую очередь на укрепление положительных качеств и устранения недостатков. При умении и своевременном вмешательстве можно избежать нежелательного, мучительного процесса перевоспитания. Индивидуальный подход требует от педагога большого терпения, умения разобраться в сложных проявлениях поведения.Индивидуальный подход является органической частью педагогического процесса, он помогает вовлечь всех детей в активную деятельность по овладению программным материалом.

В педагогике принцип индивидуального подхода должен пронизывать все звенья воспитательной и учебной работы с детьми разных возрастов. Сущность его выражается в том, что общие задачи воспитания, которые стоят перед педагогом, работающим с коллективом детей, решаются им посредством педагогического воздействия на каждого ребенка, исходя из знания его психических особенностей и условий жизни.

Объект исследования — целенаправленный процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в условиях ДОУ.

Предмет — использование индивидуального подхода в воспитании и обучении детей дошкольного возраста.

Основная цель исследования — теоретически обосновать влияние индивидуального воздействия педагога на воспитание и развитие детей дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: предполагается, что использование индивидуального подход будет способствовать более успешному процессу обучения и воспитания детей дошкольного возраста в условиях ДОУ.

Задачи:

1. Изучить учебную литературу по проблеме исследования;

2. Теоретически обосновать значение и роль индивидуального подхода в воспитании и обучении детей дошкольного возраста;

3. Раскрыть роль педагога в осуществлении индивидуального подхода;

4. Доказать необходимость и значение единства требований в осуществлении индивидуального подхода в детском саду и семье;

5. Разработать методические рекомендации для педагогов по использованию индивидуального подхода в ДОУ;

11 стр., 5026 слов

Особенности развития зрительной памяти у детей старшего дошкольного возраста

... пополняют психолого-педагогическую характеристику детей 5-7 лет, что, несомненно, важно для реализации индивидуального подхода к детям в процессе обучения и воспитания. База исследования: МБДОУ " ... литературы и примечания. Глава I. Теоретические аспекты развития зрительной памяти у детей дошкольного возраста .1 Сущность и характеристика зрительной памяти в психологических исследованиях А.И. ...

6. В заключении обозначить основные выводы по проблеме исследования.

Структура работы: введение, две главы, поделенные на параграфы, заключение, список использованной литературы.

Глава 1. Воспитание детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема

1.1 Индивидуальные и возрастные особенности детей дошкольного возраста

Педагогика – одна из социальных наук, которая исследует процесс воспитания человека. Ее предметом является воспитание, процесс целенаправленного формирования личности: как из ребенка, существа почти исключительно биологического, формируется личность – существо социальное.Воспитание и обучение входят в содержание педагогической деятельности. Воспитание представляет собой процесс организованного и целенаправленного воздействия на личность и поведение ребенка, а обучение –это процесс, основная цель которого состоит в развитии его способностей.

Воспитание и обучение представляют собой разные, но взаимосвязанные стороны единой педагогической деятельности, и обе они в действительности реализуются совместно, так что отделить обучение от воспитания, как процессы и результаты, не представляется возможным. Воспитывая ребенка, мы всегда его чему-то обучаем, а занимаясь обучением, одновременно и воспитываем. Тем не менее, оба процесса в аналитических целях в педагогической психологии обычно рассматриваются отдельно, т.к. они по своим целям, содержанию, ведущим видам реализующей активности различны. Воспитание осуществляется как межличностное общение людей и преследует цель развития мировоззрения, морали, мотивации и характера личности, формирования черт личности и человеческих поступков, в то время как учение, реализуясь через различные виды предметной теоретической и практической деятельности, ориентировано, в конечном счете, на интеллектуальное и когнитивное развитие ребенка.

Различны и методы обучения и воспитания. Обучение имеет дело с познавательными процессами ребенка, а воспитание — с чувственными и межличностными отношениями. Методы обучения включают в себя приемы передачи знаний от одного человека к другому, а также формирование у обучаемого умений и навыков, в то время как методы воспитания касаются передачи социальных ценностей и социальных установок, а также чувств, норм и правил поведения. Методы обучения основаны на восприятии и понимании человеком предметного мира, материальной культуры, а методы воспитания — на восприятии и понимании человека человеком, человеческой морали и духовной культуры.

Воспитание и обучение человека являются предметом исследования в философии, социологии, истории, педагогике, психологии.

В трудах многих зарубежных и отечественных мыслителей прослеживается важная идея о необходимости уважительного отношения к ребенку, необходимость защиты его прав на свободу и развитие.

Дети дошкольного возраста нуждаются в особенном внимании со стороны взрослых.Чаще всего воспитание определяется как целенаправленное формирование личности. Воспитание – целенаправленный процесс разностороннего, полноценного развития ребенка в соответствии с его возрастными возможностями.

В современной педагогической науке есть точка зрения, согласно которой целью воспитания считается подготовка всесторонне гармонически развитой личности.

6 стр., 2873 слов

Некоторые аспекты воспитания личности в неполной семье (по материалам ...

... семье. Ключевые слова: трансформация семьи, монородительская семья, неполная семья, развод, воспитание. Воспитание детей в обществе, переходящем от детоцентристской модели семьи к супружеской, которая ... ребенка в отсутствие постоянного партнера, распад семьи вследствие эмиграции). В статье отражены результаты исследований неполной семьи и влияния воспитания в монородительской семье на личность, ...

Таким образом, можно сказать, что на современном этапе развития нашего государства, на фоне политических и экономических изменений, которые коснулись и системы образования, целью учебно-воспитательного процесса является всестороннее развитие ребенка, что полностью соответствует Конвенции о правах ребенка. В ст. 29 Конвенции указано, что воспитание должно быть направлено на развитие ребенка, его умственных и физических способностей в их полном объеме….

Заключение

На основании вышеизложенного материала подведем основные итоги по рассматриваемой теме.

Всестороннее развитие каждого человека предполагает в качестве важного условия выявление творческих потенций личности, формирование индивидуальности как высшего уровня ее развития. Каждый человек должен иметь возможности выявить, «выполнить» себя, в этом заинтересованы и отдельная личность, и все общество.

Каждый человек единственный и неповторимый в своей индивидуальности, которая выражается в индивидуальных особенностях.

Индивидуальный подход нацелен в первую очередь на укрепление положительных качеств и устранения недостатков. При умении и своевременном вмешательстве можно избежать нежелательного, мучительного процесса перевоспитания.

Целью воспитания является воспитание гармонически развитой личности с творческим мышлением, силой воли, со стремлением ко всему прекрасному. Процесс всестороннего развития личности включает в себя целую систему воспитания и обучения.

Индивидуальный подход –это осуществление педагогического процесса с учетом индивидуальных особенностей обучающихся (темперамента и характера, способностей и склонностей, мотивов и интересов, и др.), в значительной степени влияющих на их поведение в различных жизненных ситуациях.

Индивидуальный подход требует от педагога большого терпения, умения разобраться в сложных проявлениях поведения. Индивидуальный подход является органической частью педагогического процесса, он помогает вовлечь всех детей в активную деятельность по овладению программным материалом.

Во всех случаях необходимо найти причину формирования тех или иных индивидуальных особенностей ребенка. Это может быть состояние здоровья, особенности высшей нервной деятельности, условия окружающей среды и прежде всего воспитание. Следует отметить, что в дошкольном возрасте сравнительно нетрудно установить причину различных отклонений в поведении ребенка и устранить их, если это отклонения отрицательного свойства. Позже, когда они превратятся в привычку, устранять их гораздо труднее. Поэтому глубокий, всесторонний анализ всех поступков детей в дошкольном возрасте особенно необходим.

Одним из условий правильного осуществления индивидуального подхода к ребенку является единство требований к нему как работников детского сада, так и родителей. Нельзя разрешить многие вопросы воспитания, в том числе добиться положительных результатов в индивидуальном подходе, вне связи с семьей. Практика дошкольного воспитания знает много примеров, когда разгадка личности ребенка кроется в условиях семейного воспитания.

5 стр., 2133 слов

Учёт индивидуальных особенностей студентов колледжа в воспитательной работе

... воспитания очень важен индивидуальный подход. Индивидуальный подход является одним из важнейших принципов педагогики. Прежде всего, он направлен на формирование новых положительных качеств ребенка, упрочнение имеющихся качеств ... педагог К.Д. Ушинский создал целую методику индивидуального подхода к детям. Параллельно, он говорил о том, что при индивидуальном подходе в воспитании и обучении не стоит ...

Осуществляя индивидуальный подход к детям, воспитатель должен помнить, что его задача не только формировать и развивать те положительные качества, которые уже есть у ребенка, но и прививать еще не свойственные ему, создавая новый тин человека.

Индивидуальный подход к детям дошкольного возраста оказывает положительное влияние на формирование личности каждого ребенка, если он осуществляется в определенной системе: изучение проявлений ребенка, установление причины формирования особенностей его характера и поведения, определение соответствующих средств и методов, четких организационных форм осуществления индивидуального подхода к каждому ребенку в общей педагогической работе со всеми детьми.

Практическая значимость нашей работы заключается в возможности использовать предложенный материал в воспитательно-образовательном процессе ДОУ.

Список использованной литературы

1. Бескина, Р.М., Виноградова, М.Д. Идеи А.С. Макаренко сегодня: учеб.пособие / Р.М.Бескина, М.Д.Виноградова.- М.: Знание, 2011. – 80с.

2. Богуславская, З.М., Смирнова, Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста: Книга для воспитателя дет.сада/ З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова. – М.:Просвещение, 2012. – 207с.

3. Болотина, Л.Р. Дошкольная педагогика: учеб.пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. 2-е изд., испр. и доп./ З.М. Болотина, Т.С.Комарова, С.П.Баранов. – М.: Академический Проект; Культура,2010.-240с.

4. Веракса,Н.Е., Веракса, А.Н. Развитие ребенка в дошкольном детстве: пособие для педагогов ДОУ/ Н.Е.Веракса, А.Н.Веракса.-М.: Мозаика-Синтез,2010. – 80с.

5. Гербова, В.В. Воспитание и развитие детей раннего возраста: пособие для воспитателя детского сада / В.В.Гербова, Р.Г.Казакова и др.; под ред. Г.М.Ляминой. – М.:Просвещение,2010. – 224 с.

6. Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др. — М.: Детство-Пресс, 2006. – 243с.

7. Дьяченко, О.М. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста / под ред. О.М.Дьяченко, Т.В.Лавреньтьевой. — М.:ГНОМ и Д,2011. – 184с.

8. Ковальчук, Л.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка: пособие для воспитателя детского сада/ Л.И.Ковальчук. – М.: Просвещение,2010. – 112с.

9. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: учеб.пособие для студентов средних пед.учеб. заведений / С.А. Козлова. – М.: Издательский центр «Академия»,2009. – 432с.

10. Козлова, С.А. Нравственное воспитание детей в современном мире // Дошкольное воспитание, 2011. — № 9. С.98-104.

11. Лихачев, Б.Т. Педагогика. Курс лекций: учеб.пособие для студентов пед. институтов и слушателей ИПК и ФПК.- 4-е изд., перераб. и доп./ Б.Т.Лихачев. – М.: Юрайт-Издат,2013. – 607с.

12. Кононова, И.М. Семинарские и практические занятия по дошкольной педагогике / И.М. Кононова. – М.: ДиС,2010.-256с.

13. Макаров, С.П. Технология индивидуального обучения / С.П.Макаров //Педагогический вестник, 2010.-№1.-с.2-10.

14. Матюхина, М.В. Возрастная и педагогическая психология:учеб.пособие/ М.В.Матюхина, Т.С.Михальчик, Н.Ф.Прокина и др.– М.:Просвещение,2010. – 256с.

13 стр., 6025 слов

Рассмотрев данные ситуации, опр-те, у кого из детей скорее сформ-ся ...

... него наглядно-действенного мышления. 13. Ситуация.В некоторых детских учреждениях с круглосуточным пребыванием детей воспитатели и родители часто отмечают отставание в развитии активной речи малышей: небольшой запас ... читая книги, рассматривая иллюстрации. 9. Ситуация: В момент, когда все дети в группе были заняты играми, воспитатель подозвал к себе Мишу и стал задавать вопросы запланированной ...

15. Маханева, М.Д. Индивидуальный подход к ребенку в ДОУ: организационно-методический аспект/ М.Д.Маханева. – М.: ТЦ Сфера,2010. – 57с.

16. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология: учеб.пособие для учащихся средних педагогических учебных заведений / Г.А.Урунтаева. – М.:Издательский центр «Академия»,2009. – с. 336.

17. Юркевич, В.С. Об индивидуальном подходе в воспитании волевых привычек / В.С.Юркевич. – М.:Знание,2010. – 80с.