МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Факультет психологии
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Декан факультета психологии Проректор по учебной работе
______________Балюкова И.Б. ____________________________
«____» ____________20__г. «____» ____________20__г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Педагогической практики в дошкольных образовательных учреждениях для детей с нарушениями речи
Рекомендуется для направления подготовки – 050715.65
профиль подготовки – логопедия
Псков
2014 г
- Цель педагогической практики
Основной целью практики является овладение системой, специальных педагогических знаний, умений и навыков, позволяющих осуществлять дифференциальную диагностику речевых нарушений, планировать и проводить коррекционную логопедическую работу в условиях специальных дошкольных учреждений для детей с нарушениями речи (специальных речевых групп при ДОУ общеразвивающего типа).
А также овладение системой профессионально-педагогических компетенций, составляющих содержание деятельности логопеда дошкольного учреждения.
2. Задачи производственной практики
Задачами производственной практики «Логопедическая практика в дошкольных общеобразовательных учреждениях» по направлению подготовки 050715.65 по профилю «Логопедия» являются:
в области коррекционно-педагогической деятельности:
- овладение формами организации и способами реализации коррекционно-компенсирующего и образовательно-развивающего логопедического воздействия в дошкольном образовательном учреждении для детей с нарушением речи;
- освоение путей и условий организации коррекционно-педагогической среды, ее методического и технического обеспечения;
- овладение способами продуктивного взаимодействия в рамках комплексного сопровождения детей с речевыми нарушениями;
в области диагностико-консультативной деятельности:
Педагогические принципы служебно-боевой подготовки
... студентам о педагогических задачах, принципах и особенностях профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел. 2. показать роль и значение педагогических знаний умений и навыков в профессиональной деятельности юриста 3.обеспечить ...
- овладение приемами логопедического обследования дошкольников, страдающих расстройствами речи в условиях дошкольного учреждения;
- совершенствование приемов анализа и интерпретации результатов комплексного, мультидисциплинарного обследования дошкольников с речевыми нарушениями;
- освоение форм и способов проведения консультирования родителей, имеющих детей с речевыми нарушениями, а также других субъектов учебно-воспитательного процесса по проблемам социальной адаптации;
в области культурно-просветительской деятельности:
- освоение путей и условий организации педагогического сопровождения процессов восстановления общекультурных навыков личности, находящейся в условиях коммуникативной депривации;
- овладение приемами популяризации логопедических знаний в условиях системы образования, здравоохранения и социального развития;
- в области исследовательской деятельности:
- совершенствование аналитико-синтетических умений работы с информацией и адекватного ее использования в сфере профессиональной деятельности;
- развитие умений популяризации результатов исследовательской деятельности.
3. Формы проведения педагогической практики
Форма проведения практики — педагогическая.
4. Место и время проведения педагогической практики
Система подготовки учителя-логопеда включает логопедическую практику в специальных дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи. Данный этап в системе подготовки логопеда, обеспечивает формирование профессионального мышления, применения профессиональных знаний в практической деятельности. В процессе активной практики студенты работают в качестве логопедов и выполняют все виды и функции профессиональной деятельности специалиста.
Педагогическая практика осуществляется на основе договоров между ПГУ г. Пскова и учреждениями, предоставляющими места для прохождения практики: на базе дошкольных образовательных учреждений для детей с нарушениями речи (специальных речевых групп при ДОУ общеразвивающего типа).
Педагогическая практика в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи для студентов отделения логопедии проводится на IV курсе в течение 8 недель (8 семестр).
Эта практика является важным звеном в подготовке студентов к работе в качестве логопеда с детьми раннего и дошкольного возраста.
Особую значимость данный вид практики приобретает в русле современного подхода к нарушениям психомоторного и речевого развития, в соответствии с которым раннее выявление отклонений развития и их преодоление является главным условием эффективного обучения и воспитания детей, а также их социальной адаптации и интеграции в среду нормально развивающихся сверстников.
Самоанализ результатов педагогической практики студента проводится ...
... ________________________ ______________________________ Подведение итогов Педагогической практики Самоанализ результатов педагогической практики студента проводится по данной схеме. 1. С какими проблемами ... Дневник СТУДЕНТА-ПРАКТИКАНТА Дата, время Вид деятельности студента Анализ проведенной работы & ...
5. Виды деятельности студентов в процессе педагогической практики
Этап I. Установочная конференция
На конференции студенты знакомятся с задачами и организацией практики, сроками выполнения учебных заданий на каждом из этапов. Здесь же происходит распределение студентов по специальным группам дошкольных образовательных учреждений и их закрепление за определенными методистами. Непосредственно после конференции методисты беседуют со студентами своих групп: сообщаются конкретные требования к выполнению программы практики, из числа студентов назначаются старшие групп, в обязанности которых входит учет посещаемости студентов-практикантов, общая организация работы группы, выполнение поручений руководителя практики.
Этап II. Ориентировочный
В этот период студенты знакомятся с педагогическим коллективом и медицинским персоналом дошкольного образовательного учреждения. Изучают организацию работы в логопедической группе: нормативные документы, определяющие задачи, организацию и содержание помощи детям с речевыми нарушениями; расписание работы; оформление и оборудование логопедического кабинета; образцы документации логопеда, контингент детей, принципы комплектования логопедических групп и т. д.
В основном содержании ориентировочного этапа условно можно выделить три ведущих аспекта работы.
Первое направление деятельности студентов – проведение логопедического обследования детей дошкольного возраста, анализ и оформление его результатов в процессе заполнения речевых карт. Степень самостоятельности в приобретении указанных умений и навыков увеличивается постепенно: первоначально студенты изучают специфику обследования детей с нарушениями речи, затем студенты самостоятельно готовят необходимый материал и проводят всестороннее обследование детей логопедической группы. Педагогическое заключение по речевому нарушению заносится в речевую карту после обсуждения результатов обследования с логопедом или групповым методистом.
Второе направление деятельности студентов – изучение и анализ коррекционно-компенсирующего и образовательно-развивающего логопедического воздействия при устранении нарушений речи у детей дошкольного возраста.
Формирование умений анализа и обобщения педагогического опыта осуществляется путем
— тщательного изучения документации логопеда детского сада (речевых карт детей, занимающихся в группе, перспективных и текущих планов логопедических занятий, индивидуальных тетрадей детей и т.д.),
— посещения занятий и мероприятий воспитательного характера логопеда с обсуждением содержания, целей, методов, средств и приемов коррекционно-развивающего логопедического воздействия, путей активизации речевой и познавательной деятельности детей с речевой патологией, речевых возможностей детей,
Анализ психологической работы, проделанной студентом в течение практики
... работы, проделанной студентом в течение практики 1) Цели и задачи, которые ставил перед собой студент, выполняя задание по психолого-педагогической практике. 2) Виды работ, выполненных студентом За период прохождения практики студент ... 4 недели 8 Аудиторные занятия, в том числе: Лекции Практические занятия (семинары) Лабораторные работы 2 недели 8 Самостоятельная работа, в том числе: Курсовые ...
— посещения мероприятий по пропаганде логопедических знаний.
Третье направление деятельности студентов – овладение навыками планирования логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении.
На основании результатов логопедического обследования и активного изучения педагогического опыта логопеда студенты-практиканты осуществляют перспективное планирование коррекционно-компенсирующей, образовательно-развивающей и воспитательной работы в логопедической группе; планирование индивидуальной работы с выбранными детьми, а также работы по логопедической пропаганде.
На указанном этапе студенты совместно с методистом и логопедом детского сада:
- оформляют дневники практики,
- составляют индивидуальные планы работы на весь период практики,
- обсуждают и определяют тематику актуальных и значимых для детей логопедической группы мероприятий,
- определяют тематику и формы мероприятий по логопедической пропаганде,
- составляют список необходимых для логопедического кабинета наглядных пособий и дидактического материала.
Кроме того, студенты выполняют психологическое (см. приложение 1) и педагогическое задание (см. приложение 2).
Дневник педагогической практики является важным рабочим документом студента. В нем отражаются все виды деятельности студента в период практики, служит педагогической «копилкой» актуальных методических материалов, используемых в работе дошкольного образовательного учреждения.
Дневник педагогической практики состоит из двух частей и содержит:
— индивидуальный план работы на период педагогической практики (Часть 1),
— список детей логопедической группы (с развернутыми заключениями ПМПК), в которой студент проводит групповые и/или подгрупповые занятия, режим дня и расписание занятий группы (Часть 2),
— ФИО педагогического коллектива ДОУ и группы (Часть 1),
— перспективный план работы на период практики (Часть 2),
— тематическое планирование на период прохождения практики (Часть 2),
— краткий ежедневный анализ собственной педагогической деятельности (Часть 1),
— краткие планы-конспекты и анализы занятий, продемонстрированных логопедом, и открытых занятий, проведенных студентами (не менее 8) (Часть 1),
-планы-конспекты логопедических (фронтальных и/или подгрупповых, индивидуальных) занятий студента-практиканта (Часть 2),
— график проведения практикантами зачетных логопедических занятий (Часть 1),
— замечания по организации и проведению педагогической практики, предложения по их усовершенствованию (Часть 1),
— отчет студента о прохождении педагогической практики (Часть 1),
— рецензия руководителя практики (или методиста) от факультета психологии ПГУ на отчет о прохождении педагогической практики (Часть 1),
Методика и технология социально-педагогической работы с семьей
... признаках институционализации. Социальные институты - исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей. Определяют социальный институт и как организованную систему связей и социальных ... и правила поведения, которые закрепляют отношения родства между людьми. Важнейшей частью семьи как института выступает законодательство. Семейное право в законодательном порядке ...
— характеристика работы студента по месту прохождения педагогической практики (Часть 1 (возможно предоставление характеристики отдельно на листах формата А4)),
Дневник должен заполняться студентом-практикантом ежедневно. Систематичность заполнения дневника в ходе практики контролируется методистом.
Этап III. Основной этап педагогической практики
На данном этапе студенты-практиканты выполняют все виды и функции профессиональной и общественной деятельности логопеда дошкольного образовательного учреждения.
Систематически и планомерно проводят фронтальные логопедические занятия с группой/подгруппой детей.
Наиболее сложным видом деятельности в процессе педпрактики является подготовка к логопедическому занятию. Необходимо ознакомиться с тематическим планом логопеда, с содержанием данного логопедического занятия в интерпретации логопеда, с материалом предшествующей и последующей тем. Эта работа позволит правильно определить место и значение логопедического занятия в общей системе коррекционно-компенсирующего и образовательно-развивающего логопедического воздействия.
Непосредственная подготовка к логопедическому занятию включает:
- формулировку темы, цели и задач логопедического занятия,
- отбор и дидактическую обработку его познавательного и языкового материала,
- выбор методов и приемов логопедического воздействия,
- подготовку необходимых средств и оборудования,
- продумывание организации логопедического занятия (последовательности этапов занятия, содержания каждого этапа и т. д.).
Завершается подготовительная работа составлением подробного плана-конспекта логопедического занятия.
В процессе проведения занятий студенты учатся решать различные педагогические проблемы, овладевают системой специальных профессионально-педагогических умений, являющихся базой для овладения профессией. У студентов вырабатывается навык составления планов-конспектов занятий, умения четко формулировать тему, цель, программное содержание; определять соотношение образовательных, коррекционных и воспитательных задач; соблюдать логическую последовательность структурных компонентов занятия; подбирать речевой материал; методически грамотно использовать наглядный и дидактический материал. Указанная работа завершается проведением открытого зачетного занятия.
Студенты самостоятельно разрабатывают развернутый конспект зачетного занятия, в котором указывают цель, задачи; подробно раскрывают содержание каждого из структурных компонентов занятия с приведением перечня основных вопросов, адресуемых детям с учетом их индивидуальных интеллектуальных и речевых возможностей; отмечают время, которое компоненты занятия предположительно займут; отражают использование демонстрационного и раздаточного материала.
После проведения открытых занятий организуется их обсуждение. Все студенты, присутствующие на занятии, принимают участие в аналитическом его разборе, что способствует формированию умения критически анализировать педагогический процесс, делать аргументированные выводы, вести поиск наиболее оптимальных путей коррекционно-компенсирующего и образовательно-развивающего логопедического воздействия. Результаты наблюдений и анализы занятий фиксируются студентами-практикантами в дневнике педпрактики по определенному плану.
Педагогическая практика по воспитательной работе
... классе, осуществляя в комплексе все перечисленные выше виды деятельности. В процессе педагогической практики по воспитательной работе студенты должны овладеть следующими умениями: Наблюдать, анализировать и ... обязательно дать студенту практические советы и рекомендации, как на следующих воспитательных занятиях устранить допущенные недостатки. Четвёртый этап – заключительное слово студента, ...
Помимо подгрупповых и групповых занятий в течение основного этапа студенты проводят индивидуальные логопедические занятия с прикрепленными за ними детьми. При планировании индивидуальной работы (на ребенка заводится отдельная тетрадь-дневник индивидуальных занятий) указывается дата проведения, номер занятия, тема, цель, задачи, план, речевой материал. По окончании занятия отмечаются его результаты. По завершении индивидуальной работы студенты-практиканты дают рекомендации по дальнейшему планированию коррекционно-компенсирующей и образовательно-развивающей логопедической работы с ребенком.
Во время основного этапа студенты, помимо изготовления наглядного и дидактического материала к текущим логопедическим занятиям, выполняют задания логопеда дошкольного учреждения по оформлению кабинета и его оборудованию.
В процессе осуществления всего комплекса учебно-педагогических, коррекционных и организационных мероприятии, проводимого логопедом дошкольного образовательного учреждения, практиканты ведут работу по пропаганде общепедагогических и логопедических знаний среди педагогического коллектива и родителей детей: готовят тематические доклады, консультации для педагогического коллектива и родителей, оформляют логопедический стенд.
На основном этапе под руководством методиста и логопеда организуется исследовательская работа студентов, являющаяся научной составляющей производственно-педагогической практики. Данный компонент педагогической практики, обязательный и необходимый, оптимизирующий профессиональную подготовку, ориентирует студентов на необходимость поиска решений актуальных проблем теоретической и практической логопедии, на творчество, на проявление индивидуальных способностей в процессе научного познания.
Практическим выходом проведенного научного исследования могут быть выступление на научно-практической конференции, издание статьи в периодической печати, издание методических рекомендаций для практикующих логопедов и/или защита итоговой аттестационной (дипломной) работы.
Таким образом, одним из главных требований проведения научно-исследовательской работы студентов становится реализация ее практической направленности и ориентация на совершенствование профессиональной подготовки будущего логопеда.
Этап IV. Заключительный
Основной целью заключительного этапа производственно-педагогической практики является обобщение результатов профессиональной подготовки практиковавшихся студентов.
После проведения всех видов работ, предусмотренных содержанием программы производственно-педагогической практики, и оформления отчетной документация на базе дошкольного образовательного учреждения проходит заключительная конференция, где дается общая оценка деятельности студентов, их отношения к педагогической практике, отмечаются особо отличившиеся студенты, вносятся предложения по совершенствованию теоретической и практической подготовки студентов, организации логопедической практики.
В практике работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. ...
... деятельности (Г.В. Репки на, Е.В.Заика) Экспертная оценка учителем учебных навыков детей Сопровождение к переходу к обучению в среднем звене Диагностическое направление: изучение особенностей педагогического ... методики, тесты, опросники Методики, используемые в практике, но не отвечающие стандартным требованиям Другие средства и методы работы Определение уровня сформированности учебных ...
Каждый студент сдает руководителю практики следующую документацию:
(все материалы подшиваются в подписанную папку)
1. Дневник практики в двух частях (вторая часть, после проверки её ведения методистом, возвращается студенту);
2. Три конспекта зачетных логопедических занятий (с приложением наглядного материала);
3. Один анализ занятия воспитателя;
4. Два анализа логопедического занятия, проведенного студентами — практикантами;
5. Две заполненные речевые карты детей, с которыми он индивидуально занимался;
6. Две тетради для индивидуальных занятий с детьми, с которыми занимался студент;
7. Характеристика работы практиканта, составленная учителем – логопедом ДОУ, заверенная печатью образовательного учреждения (в части 1 или на отдельных листах);
8. Задание по педагогике (отдельная папка);
9. Задание по психологии (отдельная папка).
10. Презентация по теме «Результаты педагогической практики в дошкольном учреждении для детей с тяжелыми нарушениями речи» (возможна подготовка одной презентации группой студентов).
Критерии оценки педагогической практики:
- знание научной и методической литературы по проблемам логопедии;
– уровень теоретической подготовленности и методической «зрелости» студента;
- возможность реализации имеющихся знаний по логопедии и смежным дисциплинам в конкретной педагогической деятельности;
– степень сформированности профессионально-педагогических умений, являющихся базой для овладения специальностью логопеда;
- степень самостоятельности и инициативности при решении задач, обозначенных программой педпрактики;
- уровень сформированности умений и навыков работы по диагностике речевых нарушений (в том числе и качество оформления документации по логопедической диагностике);
- уровень сформированности умений и навыков работы по организации, планированию и проведению коррекционно-компенсирующего и образовательно-развивающего логопедического воздействия в дошкольном образовательном учреждении для детей с нарушением речи, по реализации консультативно-просветительской деятельности (в том числе и качество оформления документации – планов, конспектов, анализов разных сфер деятельности учителя-логопеда);
- состояние документации по практике – наличие отражения решения всех задач педагогической практики, своевременности ее оформления и предоставления на кафедру;
- инициативность, заинтересованность и активность студента в проведении коррекционно-логопедической работы с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи;
- стремление студента к самостоятельности и творчеству в педагогической деятельности;
- соблюдение студентом трудовой дисциплины;
- соблюдение требований к внешнему виду и речи студента-практиканта (см. приложение 3).
Оценка «отлично» выставляется, если зафиксировано:
Программа педагогической практики в должности учителя-логопеда ...
... нарушениями устной и письменной речи. Формирование умения анализировать уроки учителя начальных классов и задания учителя-логопеда, проводить самоанализ занятий. Организация работы студентов Педагогическая практика проводится на логопедических пунктах общеобразовательных ...
— выполнение на высоком уровне всех требований программы педагогической практики по логопедии, педагогике и психологии;
— современное представление итоговой документации и успешное собеседование с преподавателем-методистом;
— выраженное стремление к приобретению и совершенствованию профессиональных знаний, умений и навыков;
— активное участие в воспитательной работе дошкольного образовательного учреждения;
— умение правильно планировать и эффективно осуществлять установленные программой педагогической практики виды и формы психолого-педагогической, коррекционной деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников;
— владение приемами коррекционно-логопедической работы;
— самостоятельность, творческий подход к педагогической деятельности.
Оценка «хорошо» выставляется в случае, когда студент выполнил все требования программы по педагогике и психологии, но при этом не проявил стремления к совершенствованию психолого-педагогических знаний, умений и навыков; не отличался инициативностью, высокой активностью, творческим подходом и самостоятельностью в выполнении заданий.
Оценка «удовлетворительно» выставляется, если зафиксировано:
— наличие поверхностных знаний, неустойчивых умений в области коррекционно-педагогической деятельности;
— отсутствие активности в процессе прохождения практики;
— ошибки в планировании, организации и осуществлении установленных программой форм и видов коррекционно-педагогической деятельности;
— слабое владение приемами логопедической и психолого-педагогической работы с детьми дошкольного возраста;
— отсутствие должностной инициативности, самостоятельности и творчества;
— нарушение студентом трудовой дисциплины (опоздания; пропуски и др.);
— несоблюдение требований к внешнему виду и к собственной речи.
Оценка «неудовлетворительно» ставится в случае невыполнения требований педпрактики (даже по одному из видов деятельности).
Приложение 1 План-задание по психологии для педагогической практики (логопеды, 4 курс, специалитет)
I этап практики – ознакомительный, в ходе которого осуществляется:
— знакомство с базой практики, с детьми, воспитателями (учителями);
— знакомство с содержанием деятельности психолога в детском саду;
— подбор методической литературы; выбор и изучение методик.
Коррекционная психолого-педагогическая деятельность с детьми, ...
... работы педагогов и психологов, способствующее социализации и адаптации аутичных детей. §1. Особенности психолого-педагогического развития детей с аутизмом Под термином аутизм понимают "отрыв от реальности, ... точно и легко совершаемое в спонтанной активности, оказывается трудновыполнимым в произвольной деятельности. Очень рано появляются страхи, которые могут быть диффузными, неконкретными, на ...
II этап включает: подготовку к самостоятельной деятельности, в процессе которой проводится:
— наблюдения и апробирования методик;
— диагностика актуального развития (по выбранным методикам);
— обработка результатов психологической диагностики;
— написание психологического заключения;
— составление коррекционных программ по выявленной проблеме;
— оформление отчетной документации по практике.
I Наблюдение
Наблюдение за ребенком с фиксацией данных (в тетради наблюдения, или отдельных листах):
- Фамилия, имя, отчество. Дата рождения, группа (класс)
- Анамнестические данные (аналогично записям консультационных карт психолога).
- Особенности коммуникации (активность, конфликтность, особенности общения со сверстниками, с взрослыми, выполнение социальных норм и правил…)
- Эмоциональная сфера (преимущественное настроение, яркость эмоций, способы выражения эмоций…)
- Познавательная сфера (наблюдение занятий ( познавательная активность, продуктивность (точность выполнения, ответов).
При оформлении протокола наблюдения каждый пункт четко выделить. Материалы наблюдения не должны иметь вид короткого резюме на ¼ или ½ листа!
II Диагностическое исследование
- Психолого-педагогическая диагностика познавательных процессов
(у одного ребенка).
Память (методики):
- «10 слов» — произвольное запоминание (с установкой — «Я скажу, а ты запомни…»)
— непроизвольное запоминание предметных картинок («Посмотри, все ли предметы тебе знакомы…»).
- «Пиктограмма» А.Р. Лурия (для детей 6-7 лет с интеллектуальной нормой -12 слов (словосочетаний).
Исследовать кратковременную память, логическое запоминание.
Внимание (методики):
- «Корректурная проба» Бурдона (модификации) дошкольный вариант – фигурки, рисунки;
Исследовать концентрацию и устойчивость внимания.
Мышление (методики):
- «Последовательные картинки» (старшие дошкольники 6-7лет предъявляем 4-5 картинок;
- «Сложи картинку» (разрезные предметные картинки от4-х до 5-6 частей ( в зависимости от возраста).
- «4- лишний» (для дошкольников вариант, как с картинками, так и со словами.
Исследовать аналитические способности, уровень обобщения, классификации.
- Исследование особенностей личности ребенка.
Проективные рисуночные тесты:
«Рисунок человека» К. Маховер
Исследовать особенности личности, в т.ч. и познавательные (уровень осведомленности…).
При обработке теста обязательно ! описать поведение ребенка во время рисования, вопросы, которые были заданы ребенку по рисунку, ответы.
Все полученные данные использовать при составлении заключения на ребенка.
Ш обработка всех диагностических данных.
Результаты, составление заключения.
(оформляются письменно с количественным и качественным анализом).
IV Подбор методик, коррекционных упражнений для коррекционной работы
(отдельно на разные сферы: внимание:…; память…; мышление… и т. п., в зависимости от коррекционных целей).
V. Составление индивидуальной коррекционной программы (для одного ребенка, участвующего в обследовании.
(«шапка» программы, литература, 1-2 занятия (последовательный подбор упражнений и этюдов (конспект не нужен)).
Приложение 2
Задание по педагогике для педагогической практики
(4 курс, логопеды, специалитет)
Приложение 3
Официальные требования к внешнему виду
и речи студента-практиканта:
1. Неброский макияж, аккуратная прическа, юбка не выше колена. Одежда должна быть мягких тонов. Нежелательны яркие, ядовитые, кричащие тона. Запрещено ходить с голыми ногами (без колгот) и в рваных тапках, шлепанцах. Обувь должна быть удобной, на невысоком каблуке. В гардеробе недопустимы предметы, которые могут поранить ребенка: пряжки, булавки, какие-то острые украшения.
2. Речь педагога является для детей основным образцом родного языка. Речь студента-практиканта должна быть:
— грамматически правильно построенной, связной;
— с ясным и отчетливым произнесением всех звуков родного языка;
— выдержана в определенном темпе, громкости;
— интонационно выразительной;
— доступной для понимания;
— с правильным и точным использованием словесных обозначений.