Психолого-педагогическая характеристика детей при ринолалии

Содержание

Введение

. Сущность ринолалии как дефекта звукопроизношения

.1 Сущность ринолалии как речевого заболевания

.2 Формы и виды ринолалии

.3 Основные причины и факторы возникновения ринолалии у детей

. Психолого-педагогическая характеристика детей с ринолалией

.1 Главные психолого-педагогические особенности детей с ринолалией

.2 Методы коррекционной работы при ринолалии

Заключение

Список литературы

ринолалия звукопроизношение речевой болезнь

Введение

В настоящее время в трудах отечественных и зарубежных ученых распространено объективное мнение, что ринолалия — это наиболее сложная клиническая форма речевой патологии. И это неудевительно, так как ринолалия — это нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленная некоторыми анатомическими и физологическими дефектами речевого аппарата. При ринолалии возникает назализованный тембр голоса, а артикуляция и фонация значительно отличаются от нормальных значений.

Так, при нормальной фонации во время произнесения различных звуков речи, кроме носовых, у человека происходит отделение носоглоточной и носовой полости от глоточной и ротовой.

Теоретическими аспектами возникновения ринолалии занимались такие видные ученые как Ипполитова А.Г., Нелюбова З.Г., Вансовская Л.И., Соломатина Г. Н., Соболева Е.А., Пятница Т.В. и другие.

При коррекционной работе необходимо обладать специфическими знаниями при логопедическом воздействии на ребенка. Так, Ипполитова А.Г. предложила начинать занятия при открытой форме ринолалии еще до операционного периода.

Статистические исследования показывают, то в среднем на 1000 детей рождается один с врожденной расщелиной неба и губы. Однако в целом по России цифры значительно выше. Так, по состоянию на 2012 год число нарушений на 1000 родившихся детей в России было зафиксировано в среднем 11 случаев появления детей с данным видом внутриутробного развития.

Неблагоприятная тенденция к росту рождаемости детей с данным видом патологии сохраняется.

Диагноз «ринолалия» для ребенка означает появление как функциональных нарушений, заметно влияющих на физической состояние ребенка, так и на его психологическое состояние. Поэтому в настоящее время необходим комплексный подход к коррекционно-педагогической работе с такими детьми. А это требует слаженной работы целого персонала специалистов.

2 стр., 520 слов

Развитие ребенка 2−3 лет

... ухаживание за животными и растениями. Речевое развитие ребенка 2 - 3 лет Ребенок сопровождает отдельными звуками совершаемые им, ... фразы за взрослым. Художественно-творческое развитие ребенка 2 - 3 лет Ребенок эмоционально подпевает, различает музыкальный темп и ... нравственное и личностное развитие ребенка 2 - 3 лет Ребенок активно взаимодействует со взрослыми и детьми; эмоционально реагирует на ...

Именно поэтому тема курсовой работы «Психолого-педагогическая характеристика детей при ринолалии» является актуальной, так как мы можем систематизировать все знания о данной проблеме и помочь в поиске наиболее эффективных коррекционно-педагогических форм работы.

Целью курсовой работы является рассмотрение психолого-педагогических особенностей детей при закрытой и открытой ринолалии.

Предметом курсовой работы является педагогическая методика воздействия на устранение недостатков речи у детей с врожденными нарушениями речевого аппарата.

Объектом курсовой работы является нарушение речи у детей, вызванное ринолалией.

Задачами курсовой работы является:

рассмотрение общей характеристики ринолалии;

изучение различных форм ринолалии;

анализ психолого-педагогической характеристики детей с открытой и закрытой формой ринолалии;

анализ психического и речевого развития детей с ринолалией;

исследование основных причин и факторов возникновения ринолалии у детей;

исследование коррекционной работы при ринолалии.

Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

1. Сущность ринолалии как дефекта звукопроизношения

.1 Сущность ринолалии как речевого заболевания

Ринолалия — это речевое нарушение, выражающееся в расстройстве артикуляции и фонации звуков речи. Для ринолалии характерно патологическое изменение резонирования носовой полости во время фонации, следствием чего является назальность речи.

11 стр., 5335 слов

Особенности логопедической работы с детьми с ЗПР

... как именно ему приходится начинать обучение детей с тяжелыми речевыми нарушениями (дизартрия, алалия, ринолалия и др.). Логопедические занятия проводятся ... соответственно меняются и трудности и задачи логопедической работы. (Так, в работе с моторным алаликом на первом этапе наиболее ... связка, которая дает возможность язычку легко подниматься к небу. К 5 годам активный словарь увеличивается до 2500- ...

Хватцев М.Е. [22] считаем, что ринолалия — это самостоятельно нарушение, в то время как Правдина О.В. и Олтушевский В. Рассматривают ее как форму механической дислалии.

Иногда ринолалия описывается под названием ринофония. С нашей точки зрения, последний термин неоднозначен с понятием ринолалия, так как он указывает лишь на специфически назальный оттенок голоса, в то время как термин ринолалия говорит о нарушении артикуляционной и акустической характеристики звука.

Мы считаем, что ринолалия является самостоятельным речевым нарушением, характеризующимся своеобразным сочетанием расстройств голоса и неправильной артикуляции звуков. В отличие от механических дислалии при ринолалии страдает произношение не только согласных, но и гласных звуков. В отличие от нарушений голоса при ринолалии страдает произношение и звонких и глухих согласных звуков.

Специалисты-логопеды более детализируют как варианты гнусавости, так и содержание самого определения термина «ринолалия», в частности, в отечественной логопедии принято различать ринолалию и ринофонию как отдельные нозологические единицы и выделять внутри этих синдромов отдельные формы. Это необходимо при определении направления и при планировании объёма логопедической работы[10].

Логопедическая наука относит к ринолалии такой дефект речевого аппарата, как врожденные расщелины нёба.

В настоящее время принята следующая классификация:

Врожденные расщелины верхней губы: скрытая расщелина, неполная расщелина: а) без деформации кожно-хрящевого отдела носа; б) с деформацией кожно-хрящевого отдела носа.

Врожденные расщелины нёба:

1) расщелина мягкого нёба: скрытые (субмукозные); неполные; полные;

) расщелины мягкого и твердого нёба: скрытая; неполная; полная;

9 стр., 4092 слов

Нарушения речи

... больные недостаточно дифференцируют отдельные оппозиционные звуки, в тяжелых случаях понимание речи недоступно. Больные слышат речь как шум, но звуки теряют свое сигнальное значение. Экспрессивная ... . С раннего детского возраста они не реагировали адекватно на звуки речи, в последующем не слушали сказок или рассказов (легко отвлекались, истощались), ...

) полная расщелина альвеолярного отростка, твердого и мягкого нёба: односторонняя; двусторонняя;

) полная расщелина альвеолярного отростка и переднего отдела твердого нёба: односторонняя; двусторонняя.

Расщелины бывают сквозными, полными и неполными, двусторонними и односторонними (как правосторонними, так и левосторонними).

Сквозными расщелинами считаются такие, которые, начинаясь от верхней губы, проходят через верхнюю челюсть, твердое и мягкое нёбо вплоть до маленького язычка, который также оказывается раздвоенным или же может совсем отсутствовать. Неполные расщелины могут ограничиваться только укорочением мягкого нёба, отсутствием маленького язычка или раздвоением его. Наблюдаются и незначительные дефекты костного остова твердого нёба, притом скрытые под слизистой оболочкой — так называемые субмукозные (подслизистые) щели; такая щель прощупывается при легком нажиме на задний край твердого нёба и обнаруживается при громком отрывистом произнесении звука, а в виде втягивающегося внутрь треугольника в том же месте, причем величина его будет соответствовать костной расщелине.

1.2 Формы и виды ринолалии

В зависимости от характера повреждения речевого аппарата, характера анатомического дефекта и нарушения функции небно-глоточного смыкания ринолалия проявляется в 3-х видах — открытая, закрытая и смешанная. По этиологии может быть органическая и функциональная.

Открытая ринолалия — это сквозная расщелина между ротовой и носовой полостями. Это более распространенное речевое нарушение, чем закрытая ринолалия. Причина — нарушение преграды между ротовой и носовой полостями. Воздушная струя слабая, во время речи проходит одновременно через рот и нос, вследствие чего изменяется тембр всех звуков, возникает носовой резонанс при их произнесении. При этом носовые звуки характеризуются повышенным носовым оттенком — гиперназализацией.

2 стр., 961 слов

Речь выступления ВКР

... выявить основные понятия нашей работы: "виды речи", "речи", "качество речи", "текст", "текстовый материал". Изучив литературу по развитию речи в учебном процессе, подобрали систему заданий ... и синтаксические ошибки. Только 1 ребенок использовал предложение с прямой речью. Речь большинства детей не достаточно выразительна. Большинство детей не могут самостоятельно ...

Органическая открытая ринолалия — может быть врожденная (следствие врожденных расщелин верхней губы, твердого и мягкого неба) и приобретенная (следствие травм, параличей, парезов, рубцов, опухолей); функциональная открытая ринолалия — дефект речи обусловлен чаще всего гипокинезом мягкого неба, его гипофункцией без явных признаков органического повреждения, недостаточным подъемом при фонации (при частых заболеваниях носоглотки и слабости нервных импульсов или общей мышечной вялости), а также обусловлен нарушением контроля собственной речи при сниженном слухе или при подражании назальной речи.

Функциональная открытая ринолалия встречается реже, чем органическая открытая ринолалия. Чаще всего она встречается у физически ослабленных детей с пониженным мышечным тонусом. При данной форме ринолалии нарушения речь затруднена. Произношение слов абсолютно неразборчиво. Ротовые звуки приобретают назальность, наиболее заметно изменяется тембр гласных и и у, при артикуляции которых, ротовая полость больше всего сужена. Наименьший назальный оттенок имеет гласный а, так как при его произнесении ротовая полость широко раскрыта[10].

Значительно нарушается тембр при произнесении согласных. При произнесении шипящих и фрикативных прибавляется хриплый звук, возникающий в носовой полости. Взрывные п, б, д, т, к и г звучат неясно, так как в ротовой полости не образуется необходимое воздушное давление вследствие неполного перекрытия носовой полости. Воздушная струя в ротовой полости настолько слабая, что недостаточна для колебания кончика языка, необходимых для образования звука р [4].

Закрытая ринолалия образуется при пониженном физиологическом носовом резонансе во время произнесения звуков речи. Речевой выдох направлен только через рот при всех звуках. Особенно сильно страдают носовые звуки: м, мь, н, нь.

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в процессе обучения пению Содержание

... и музыкально, никогда не форсируя звук. - Способствовать становлению резонансных ощущений в пении. - Учить детей четко артикулировать согласные и ясно ... произносить гласные звуки. - Научить читать стихи, тексты песен ... листики на деревьях зашуршали «Ш-ш-ш-ш». На небе появилась тучка и закапал теплый летний дождик «Кап-кап ...

При нормальном их произнесении носоглоточный затвор остается открытым, и воздух проникает прямо в носовую полость. Если для назальных звуков носовой резонанс отсутствует, они звучат как ротовые б, б' д, д'.

Носовой резонанс отсутствует, поэтому носовые звуки звучат как ротовые: м заменяется на б, н заменяется на д, мь — на бь, нь — на дь. (В норме в процессе артикуляции этих звуков носоглоточный затвор остается открытым и воздух проникает в носовую полость.) Такая замена звуков сильно корёжит понятийный аппарат речи. Бывает частичное закрытие прохода воздушной струи через нос. В этом случае звук м звучит как сочетание звуков мб, а звук н — как нд.

В речи исчезает противопоставление звуков по признаку назальный — неназальный, что влияет на ее разборчивость.

При данной форме ринолалии резко страдает произношение и гласных звуков, которые лишаются некоторых тоновых характеристик, из-за оглушения отдельных тонов в носоглоточной и носовой полостях, что значительно обедняет их звучание. Они смазаны, имеют мертвый неестественный оттенок. Основные причины:

) органические изменения в носовом пространстве, закрывающие проход воздушной струи в носовую полость;

) функциональные расстройства мягкого неба, небной занавески, небно-глоточного клапана, который пропускает воздух в носовую полость.

Органическая закрытая ринолалия возникает вследствие анатомических изменений в носовой или носоглоточной полости. В этом случае необходимо хирургическое вмешательство, устранение причины непроходимости носовой полости. Как правило, с устранением этих причин носовое дыхание нормализуется и дефект исчезает. Если же улучшения речи не происходит, то в дальнейшем проводят те же логопедические упражнения, что и при функциональном нарушении.

11 стр., 5013 слов

Глава I. Теоретические вопросы развития просодической стороны речи у детей с ринолалией 5

... нижних раковин; при полипах в носовой полости; при искривлении перегородки носа и при опухолях носовой полости. Задняя закрытая ринолалия у детей может быть следствием аденоидных разрастаний ... нормальной фонации во время произнесения всех звуков речи, кроме носовых, у человека происходит отделение носовой полости от ротовой. Эти полости разделяются нёбно-глоточным смыканием, вызываемым ...

В зависимости от локализации поражения анатомических структур — полости носа или полости носоглотки — М. Зееман подразделяет органическую закрытую ринолалию на два вида: переднюю закрытую ринолалию — при непроходимости носовых полостей и заднюю закрытую ринолалию — при уменьшении носоглоточной полости. Передняя закрытая ринолалия и ее причины: хронический насморк, приводящий к гипертрофии слизистой носа, разращения в носовой полости (полипы, опухоли), искривление носовой перегородки. Задняя закрытая ринолалия возникает при уменьшении носоглоточной полости.

Смешанная ринолалия — состояние речи, характеризующееся пониженным носовым резонансом при произнесении носовых звуков и наличием назального тембра (назализованного голоса).

Возникает при комбинации факторов, вызывающих открытую и закрытую ринолалию. Характер проявления речевого расстройства зависит от преимущественного нарушения. Причиной является сочетание непроходимости носа и недостаточность нёбно-глоточного контакта функционального и органического происхождения. Смешанная ринолалия обусловливается утечкой воздуха через нос при патологически уменьшенном носовом резонансе, в результате чего страдает артикуляционная и акустическая характеристика всех речевых звуков, значительно искажается тембр голоса. Наиболее типичными являются сочетания укороченного мягкого нёба, подслизистого его расщепления и аденоидных разрастаний, которые в таких случаях, служат препятствием для утечки воздуха через носовые ходы во время произнесения оральных звуков.

Ринолалия, обусловленная врожденными расщелинами губы и неба, представляет собой серьезную проблему для различных отраслей медицины и логопедии. Она является предметом внимания хирургов-стоматологов, ортодонтов, детских оториноларингологов, психоневрологов и логопедов. Своевременное коррекционное воздействие при ринолалии создает благоприятные условия для развития этих детей.

1.3 Основные причины и факторы возникновения ринолалии у детей

Врожденные небные расщелины один из самых часто встречающихся пороков развития челюстей и лица. Врожденные расщелины неба могут быть вызваны различными как внешними, так и внутренними факторами, которые воздействовали на плод на сроках от семи до восьми недель[2].

Медицинская литература приводит такую статистику: каждый год в России на свет появляются почти пять тысяч детей с пороком врожденные расщелины неба, к тому же отмечается рост детей с таким пороком развития. Возникновение врожденных расщелин неба может быть обусловлено несколькими причинами, такими как неблагоприятное протекание беременности, — особенно первые два месяца, если мать переболела такими болезнями как токсоплазмоз, грипп, краснуха, паротит, если у матери присутствуют эндокринные нарушения или она была подвержена вредному влиянию на производстве, получила психическую травму. Наследственность также одна из причин возникновения небных расщелин.

Такие вредные привычки как алкоголизм, курение, а также неблагоприятная экологическая среда, тоже влияют на возникновение данного порока. Возможно взаимодействие нескольких вышеперечисленных вредных факторов.

На сегодняшний день факторы, которые провоцируют возникновения небных расщелин, разделены на две группы:

) Окружающая среда.

Сюда входят внутриутробные инфекции. Среди них самые опасные герпес первого и второго типа, грипп, вирусный гепатит, сифилис, хламидиоз, цитомегаловирусная инфекция, микоплазмоз и прочие инфекции, которые передаются половым путем, особенно в острый период развития.

Химически активные вещества, такие как нефтепродукты, вещества, которые используются в изготовлении пластмасс, вискозы, синтетический каучук, анилиновые красители. Физические вещества, такие как высокая температура помещений на производстве, ионизирующая радиация.

Лекарственные вещества такие как витамин А, барбитураты, кортизон, цитостатики, антагонисты фолиевой кислоты также негативно влияют на развитие плода и вызывают различные пороки. Тератогенное действие этих факторов доказано.

Плохие социальные и экономические условия, поздний возраст родителей.

) Наследственность. Вероятность рождения ребенка с небной расщелиной низка — приблизительно 0, 002%. Но, если один из родителей имеет такую патологию или один уже ребенок родился с такой патологией, то вероятность рождения ребенка с небной расщелиной возрастает до, приблизительно, 2 — 5%. Если же оба родителя имеют данный порок, или один родитель и один ребенок, то вероятность рождения ребенка с такой патологией становиться еще выше и составляет уже 13−14%. В том случае, если оба родителя и один ребенок страдают такой патологией, то вероятность будет уже составлять приблизительно 20 — 50%, однако такие случае редки.

Мы считаем, что особое внимание необходимо уделять наследственности, ведь этот фактор подразумевает нахождение заболеваний, передающихся из поколение в поколение. Исключив этот фактор — можно добиться того, что в будущем у детей будет здоровое потомство. Однако, существует еще более 300 различных синдромов, которые влияют на развитие ринолалии у ребенка. Поэтому в момент рождения ребенка, необходима серьезная консультация у специалиста-генетика. Кроме того, родители должны получить при рождении ребенка всю возможную информацию о последствиях при последующей беременности в конкретном браке, а также меры по профилактике таких нарушений.

Дети с врожденными небными расщелинами страдают от тяжелых функциональных расстройств внешнего дыхания (дыхание становиться поверхностным из-за попадания наружного воздуха в верхние дыхательные пути), глотания (пища попадает в носовую полость), сосания и других расстройств, которые понижают устойчивость к разным болезням. Таким детям требуется регулярное наблюдение у врача и постоянное лечение. Психическое развитие детей с таким пороком весьма различно, то есть это могут быть дети с нормальным умственным развитием, дети с задержкой умственного развития, дети с олигофренией разной степени тяжести. У детей с врожденными небными расщелинами встречаются неврологические микро симптомы, выражающиеся в нистагме, легкой асимметрии глазных щелей, повышении сухожильных и перистальных рефлексов, в асимметрии носогубных складок. В таких ситуациях наряду с ринолалией присутствует поражение центральной нервной системы. Еще чаще у детей с таким пороком присутствует повышенная возбудимость, психогенная реакция обусловленная дефектом, и прочие функциональные нарушения нервной системы.

Основные причины, приводящие к дефектному функционированию небно-глоточного затвора:

врожденные расщелины мягкого и твердого неба (в редких случаях приобретенные), что приводит к абсолютной невозможности разобщения ротовой полости с носовой;

нестандартное мягкое небо (короткое);

раздвоенность и полное отсутствие маленького язычка;

порезы или паралич мягкого неба, что исключает или сильно ограничивает возможность его движения, в свою очередь это мешает разобщению носовой и ротовой полостей;

вялость мышц, отвечающих за артикуляцию, в частности мягкое небо. Такое часто наблюдается у физически слабых детей и препятствует формированию нормального небно-глоточного затвора. Подобные последствия могут развиться после удаления аденоидных разрастаний, которые препятствовали нормальному функционированию небно-глоточного затвора (либо последствия после дифтерийного паралича);

искривление перегородки носа, полипы, аденоиды и различные опухоли в области носоглотки создают условия для изоляции ротовой и носовой полостей, но воздух практически не попадает в носовую полость, поэтому устная речь также характеризуется выраженным носовым оттенком;

гиперфункция (повышенная) мягкого неба, приводят к хроническому поднятому положению, в том числе и при произношении всех звуков, в том числе и носовые, изолирует ротовую полость от носовой;

Первые пять перечисленных причин приводят к хроническому отсутствию обособленности ротовой полости от носовой, две последние причины приводят к хроническому отделению носовой и ротовой полостей при воспроизведении речи. Во всех перечисленных случаях заметны нарушения резонирования полости носа при воспроизведении речи, что способствует возникновению различных видов ринолалии (речь также имеет носовой оттенок, при выключении носового резонатора).

Приведенные причины ринолалии делят на функциональные и органические с учетом того, какое влияние они оказывают на строение речевого аппарата в центральном или периферическом отделе (с анатомической точки зрения), либо же приводят к функциональным дефектам. К органическим причинам относятся небные расщелины и другие выше названные дефекты полости носоглотки (органические повреждения периферического отдела речевого аппарата), паралич мягкого неба (органическое повреждение центрального отдела речедвигательного анализатора).

К функциональным причинам относятся гиперфункция или гипофункция мягкого неба без наличия ярких признаков органических повреждений. Исключительные случаи, когда функциональной причиной ринолалии может стать подражание.

2. Психолого-педагогическая характеристика детей с ринолалией

.1 Главные психолого-педагогические особенности детей с ринолалией

Зачастую, речевые нарушения вследствие ринолалии, оказывают влияние на психологический аспект жизни ребенка, в особенности на личностное становление. Специфическая речь часто является причиной, при которой ринолалик ощущает дискомфорт в коллективе, при общении с другими людьми. Речь — это главное коммуникативное средство, а нарушенная речь создаёт затруднительные условия при общении ринолалика в учебных заведениях, на работе и в прочих коллективных местах. В школьных учреждениях, у ринолаликов часто формируются комплексы, появляется стремление к замкнутому образу жизни. Их деятельная активность является абсолютно полноценной, так как ринолалия не оказывает никакого влияния на умственные способности.

Тяжесть нарушений речи у лиц с ринолалией зависит от совокупности структурных и функциональных изменений и в немалой степени — от социально — психических условий развития ребенка.

Степень нарушения психических процессов у детей при ринолалии зависит двух основных причин:

а) степени развития;

б) наличие синдромальных нарушений по типу олигофрении.

Отмечено, что у детей с незначительным дефектом речи, вторичные невротические психические процессы относительно сохранны и не нарушают адаптацию детей в семье, а также в дошкольном и школьном коллективах. При выраженной степени дефектов речи отмечается серьезное нарушение психических процессов.

В результате длительной и хронической астенизации у детей с открытой ринолалией наблюдается неустойчивое и рассеянное внимание. Из-за этого страдает познавательная деятельность. Также снижается объем вербальной памяти. Медленнее протекает процесс запоминания, долговременная память непрочная. Зрительная память обычно не нарушается. Из-за речевого недоразвития наблюдается недостаточность словесно-логического мышления. Затрудняется восприятие учебного материала. Выражено нарушение эмоционально — волевой сферы.

Ярко-выраженное расстройство речи ребенка сильно влияет на функцию общения в коллективе. У ребенка ограничиваются социальные контакты, а кроме того, снижается речевое развитие.

Таким образом, результатов всех перечисленных нарушений является формирование специфического поведения при общении со сверстниками, при котором часто у детей наблюдается замкнутость, а также сопутствующие реакции, такие как: застенчивость, раздражительность, низкая самооценка, неадекватное реагирования на различные ситуации.

В дальнейшем, мероприятия, направленные на социально-педагогическую адаптацию ребенка с ринолалией зависит от адекватной психолого-педагогической помощи, а также от характера семейных отношений.

По мнению многих исследователей, разговорная речь детей с ринолалией содержит только половину всей необходимой информации, по сравнению со здоровыми детьми. Поэтому детям в 2 раза сложнее передать то, что они хотели бы сказать сверстнику или взрослому человеку.

При закрытой ринолалии из-за непроходимости носовой полости, ребенок вынужден дышать ртом, что ведет за собой частые вирусные и простудные заболевания. Такие дети соматически ослабленные, часто болеющие. Поэтому со стороны родителей высока вероятность гиперопеки, а, следовательно, неправильное воспитание и формирование негативных черт личности. Психическое развитие может иметь норму, а может и отклоняться. После оперативного вмешательства ребенок может чувствовать себя неуверенно, быть запуганным, нервным.

У детей с открытой ринолалией нарушается сам процесс формирования речи. На ранних этапах ее развития выявляются следующие особенности: крик тихий, слабый, немодулированный; своевременно появившиеся гуление и лепет постепенно угасает; развитие речи зависит от социальных условий (отношение родителей к ребенку).

В случае социальной депривации замедляется и превращается в задержку. В социально благоприятных условиях речь ребенка развивается, но в искаженной форме: грубо нарушено звукопроизношение и дыхание, большие голосовые недостатки. Общее звучание речи смазано, так как помимо звукопроизношения сильно страдает просодика.

При ринолалии наблюдаются качественные изменения речевой деятельность, то есть ее развитие происходит с опозданием. Если говорить о речи носящей эмоциональный окрас, то она развивается нормально, в экспрессивной речи замечаются некоторые изменения. У больных отмечается невнятность речи, часто их слова и предложения трудно разобрать другим людям, это объясняется своеобразным звучанием и артикуляцией людей страдающих ринолалией.

Из-за дефектов полости рта (неправильного положения языка) согласные звуки произносятся с изменением положения кончика языка и при активной лицевой мимики. Подобная артикуляция встречается и при произношении других звуков. Для многих людей страдающих ринолалией произношение согласных букв вызывает немалое затруднение. Это объясняется тем, что они не могут произносить согласные звуки верхней позиции, из-за невозможности осуществления необходимой преграды у альвеол и верхних зубов.

Речь идет о верхних согласных: т, д, л, ч, ш, щ, ж, р; и нижних согласных: с, ц, з, которые произносятся одновременно с выдохом. По этой причине шипящие и свистящие звуки у людей с ринолалией имеют специфическое звучание. Такие гласные как — к и г, часто отсутствуют. Произношение гласных букв осуществляется при выдохе, и отличается пассивной артикуляцией губами. Однако гласные буквы наряду с согласными произносятся с характерным выраженным носовым оттенком. Как правило, их артикуляция отличается от стандартной, и соединение букв друг с другом приобретает нечеткость. Для людей страдающих ринолалией подобная артикуляция является основной двигательной характеристикой в произношении звуков, и имеют смысловое и различительное значении речи, которые необходимы при каждодневном речевом общении.

Большинство произносимых звуков при ринолалии, при слуховом восприятии, кажутся дефектными. Окружающие воспринимают такую речь как храпящую с ярко выраженным носовым оттенком. Все глухие звуки слышатся как приближенный к звуку х, а звонкие приближены к фрикативным звукам (губные и зубные приближены к звуку м, а, переднеязычные к звуку — н, с слабо заметным изменением в звучании).

Бывают случаи, что при ринолалии артикулемы максимально приближены к норме, но при этом произношение звуков все равно является дефектным, поскольку дыхание при речи нарушено и сопровождается сильным напряжением мышц лица, что оказывает влияние на воспроизведение звука[18].

Поэтому произношение звуков в случае ринолалии сильно искажено. Люди, страдающие ринолалией, часто не осознают свои речевые дефект и попросту не замечают их. При прослушивании на записи своей речи, такие пациенты, как правило, соглашаются на серьезную логопедическую коррекцию речи. При рассмотрении структуры речевой деятельности первичным звеном нарушения речи при ринолалии считается фонетико-фонематический дефект. Главенствующим звеном считается нарушения фонетического воспроизведения речи. Данный дефект ощущается при формировании лексического и грамматического построения речи, но сильные изменения заметы в тех случаях, когда ринолалия сочетается с каким-либо другим речевым нарушением.

В определенных литературных источниках есть указания на особенности формирования письменной речи у людей больных ринолалией. Мы не будем подробно анализировать причины, которые способствуют дефективности письменной речи, но отметим, что обозначенные методики работы не дают развиваться нарушениям письма и на ранней стадии исключают письменные дефекты (если во время оказать логопедическую помощь).

Работы, направленные на минимизацию или полное устранение речевого дефекта оказывают положительное влияние на психологию человека, оказывает мотивирующее и стимулирующее действие. Представленные в литературных источниках, катамнестические заключения, а также проведенные нами наблюдения полностью оправдывают мнение о том, что в большинстве случае дети с ринологией могут реабилитировать свою речевую деятельность.

Расщелины с рождения оказывают негативное влияние на формирование высших функций психики ребенка. Страдающие ринологией иногда находят неправильные пути исправления речевого дефекта, как следствие — усиление неправильной взаимосвязи мышц артикуляционного аппарата. Именно это является главной причиной нарушения фонетического речевого оформления и при рассмотрении структуры дефекта считается ведущим речевым расстройством.

Данное расстройство ведет за собой и прочие второстепенные нарушения в речи и накладывает отпечаток на психический статус человека, страдающего ринолалией. Однако, данной группе больных свойственны все возможности для приспособления и компенсации речевого дефекта, а также для исправления нарушенных функций. Целенаправленные логопедические работы, коррекция артикуляции и пошаговое ведение контроля над слуховым восприятием, приводит к формированию правильной кинестезии, что позволяет установить у больного новые речевые стандарты. Кроме этого, большое значение имеет формирование четкой афферентации, что возможно достигнуть путем грамотной логопедической помощи при развитии должного фонематического восприятия.

Целенаправленная работа по преодолению дефекта речи способствует становлению положительных черт характера, стимулирует развитие высших психических функций. Катамнестические сведения, представленные в литературе, и наши наблюдения показывают, что большинство детей с ринолалией способно к высокой степени компенсации дефекта и реабилитации функций.

2.2 Методы коррекционной работы при ринолалии

Эффективность психолого-педагогической работы по устранению ринолалии зависит от состояния носоглотки и от возраста ребенка. Важным фактором является и способность ребенка различать назальный тембр голоса от нормального.

Мы считаем, что педагогическими занятиями с ребенком необходимо заниматься еще до осуществления операции по коррекции ринолалии. Это позволит избежать серьезных изменений в функционировании речевого аппарата ребенка. Поэтому на данном этапе необходимо искусственно, педагогическим путем, подготовить мягкое небо ребенка к нормализации положения корня языка, а также к усилению мышечной деятельности губ, положительно влияющих на исход операции по ринолалии.

Кроме того, через 20 дней после осуществления операции, ребенок должен повторять специальные упражнения, но в данном случае основной целью занятий является развитие подвижности мягкого неба[9].

Хотелось бы отметить, что с возрастом показатели речевой деятельности ребенка несколько ухудшаются, и структура данной патологии осложняется еще и за счет нарушений письменной речи. Поэтому, как мы уже не раз заметили, необходима ранняя коррекций ринолалии.

Ранняя коррекция отклонений речевого развития у детей с ринолалией имеет необычайно важное социальное и психолого-педагогическое значение для нормализации речи, предотвращения трудностей в обучении и выборе профессии.

В возрасте 2,5 — 3 лет логопед, специализирующийся на обучении детей с врождёнными расщелинами нёба, может оценить состояние речи ребёнка.

Логопедическое обучение начинается в возрасте 2,5 — 3 — 3,5 лет при подготовленности ребёнка и возможности концентрации его внимания на протяжении занятия. Курс логопедического обучения включает ежедневные одно- или двухразовые занятия с высококвалифицированным логопедом в условиях поликлиники или стационара. Занятия осуществляются по методике логопедического обучения.

На начальном этапе логопед вырабатывает индивидуальный подход к каждому малышу, в ходе бесед составляет представление о круге его интересов, особенностей личности, устанавливает личный контакт, обозначает необходимость логопедических занятий и уверенность в их результате.

Длительность одного курса логопедического обучения составляет не менее 3 недель, на момент завершения которых оценивается эффективность обучения и динамика восстановления речи. Полный цикл обучения включает 3−4 полных курса, после которых выполняется назофарингоскопия. При отсутствии положительной динамики в ходе логопедического обучения, в соответствии с клиническими данными и результатами назофарингоскопии, челюстно-лицевой хирург и логопед центра принимают решение о возможности продолжения логопедического обучения или о необходимости устранения нёбно-глоточной недостаточности хирургическим путём и определяют оптимальный способ оперативного вмешательства.

Формирование фонетически правильной речи у детей дошкольного возраста, имеющих врожденную расщелину нёба, направлено на решение нескольких взаимосвязанных задач:

) нормализация «ротового выдоха», т. е. выработка длительной ротовой струи при произнесении всех звуков речи, кроме носовых;

) выработка правильной артикуляции всех звуков речи;

) устранение назального оттенка голоса;

) воспитание навыков дифференциации звуков с целью предупреждения дефектов звукового анализа;

) нормализация просодической стороны речи;

) автоматизация приобретенных навыков в свободном речевом общении.

При коррекции звуковой стороны речи усвоение правильных навыков звукопроизношения проходит несколько этапов.

Первый этап — этап «предречевых» упражнений — включает следующие виды работы:

) дыхательные упражнения;

) артикуляционная гимнастика;

) артикуляция изолированных звуков или квазиартикуляция (так как изолированное произнесение звуков нетипично для речевой деятельности);

) слоговые упражнения.

На данном этапе происходит в основном обучение моторным навыкам на основе исходных безусловно-рефлекторных движений.

Второй этап — этап дифференциации звуков, т. е. воспитания фонематических представлений на основе двигательных (кинестетических) образов речевых звуков.

Третий этап — этап интеграции, т. е. обучения позиционным изменениям звуков в связном высказывании.

Все этапы усвоения звуковой системы обеспечиваются двумя категориями факторов:

) бессознательными (через вслушивание и воспроизведение);

) сознательными (через усвоение артикуляционных укладов и фонологических признаков звуков).

Участие названных факторов в усвоении звуковой системы различно в зависимости от возраста ребенка и от этапа коррекции.

У детей дошкольного возраста значительная роль принадлежит подражанию, но элементы сознательного усвоения должны присутствовать обязательно.

До операции решаются следующие задачи:

) освобождение лицевых мышц от компенсаторных движений;

) подготовка правильного произношения гласных звуков;

) подготовка правильной артикуляции доступных ребенку согласных звуков.

После операции коррекционные задачи намного усложняются:

) развитие подвижности мягкого нёба;

) устранение неправильного уклада органов артикуляции при произнесении звуков;

) подготовка произношения всех звуков речи без назального оттенка (за исключением носовых звуков).

Специфическими для послеоперационного периода являются следующие виды работы:

а) массаж мягкого нёба;

б) гимнастика мягкого нёба и задней стенки глотки;

в) артикуляционная гимнастика;

г) голосовые упражнения.

Основная цель данных упражнений состоит в том, чтобы:

увеличить силу и длительность выдыхаемой через рот воздушной струи;

улучшить деятельность артикуляционной мускулатуры;

выработать контроль за функционированием нёбно-глоточного затвора.

Основная цель массажа мягкого нёба — разминание рубцовой ткани.

Проводить массаж нужно до еды, с соблюдением гигиенических требований. Осуществляют его следующим образом. Производятся поглаживающие движения по линии шва вперед-назад до границы твердого и мягкого нёба, а также вправо-влево вдоль границы твердого и мягкого нёба. Можно чередовать поглаживающие движения с прерывисто-надавливающими. Полезно также легкое надавливание на мягкое нёбо при произнесении звука «а». Рот при этом должен быть широко открыт.

Гимнастика мягкого нёба

. Глотание воды или имитация глотательных движений. Детям предлагают попить из маленького стаканчика или пузырька. Можно капать воду из пипетки — по нескольку капель. Глотание воды маленькими порциями вызывает наиболее высокий подъем мягкого нёба. Большое количество следующих друг за другом глотательных движений удлиняет время, в течение которого мягкое нёбо находится в положении подъема.

. Позевывание при открытом рте.

. Полоскание горла теплой водой маленькими порциями.

. Покашливание. Это очень полезное упражнение, так как покашливание вызывает энергичное сокращение мышц задней стенки глотки. При покашливании происходит полный затвор между носовой и ротовой полостями. Прикоснувшись рукой к гортани под подбородком, ребенок может ощутить подъем нёба.

. Ребенка тренируют в произвольном покашливании на одном выдохе от 2−3-кратных повторений до большего количества. В процессе выполнения упражнения должна сохраняться смычка нёба с задней стенкой глотки, а воздух должен направляться через ротовую полость. Целесообразно, чтобы первое время ребенок покашливал с высунутым языком. Затем вводится покашливание с произвольными паузами, во время которых от ребенка требуется сохранение смычки нёба с задней стенкой глотки. Выполняя данное упражнение, дети овладевают умением активно поднимать мягкое нёбо и направлять воздушную струю через рот.

. Далее постепенно переходят к четкому произнесению звукового ряда «а», «э», «у», «о» в разных чередованиях. При этом изменяется артикуляционный уклад, но сохраняется утрированный ротовой выдох. Когда этот навык упрочится, переходят к плавному произнесению звуков. Например: а, э, о, у_______, а, у, о, э_______.

. Паузы между звуками увеличиваются до 1−3 с, но подъем мягкого нёба, при котором проход в носовую полость оказывается закрытым, необходимо сохранять.

Упраждения для щек и губ:

) надувание обеих щек одновременно;

) надувание щек попеременно;

) втягивание щек в ротовую полость между зубами;

) сосательные движения — сомкнутые губы вытягиваются вперед хоботком, затем возвращаются в нормальное положение (челюсти сомкнуты);

) оскал: губы сильно растягиваются в стороны, вверх-вниз обнажая оба ряда зубов и т. д.

Упражнения для языка:

) высовывание языка лопатой;

) высовывание языка жалом;

) высовывание распластанного и заостренного языка поочередно;

) поворачивание сильно высунутого языка вправо-влево;

) присасывание спинки языка к нёбу, сначала при закрытых челюстях, а затем при открытых и т. д.

Постановка звуков

. Обычно постановка звуков начинается со звука «а». Язык находится в состоянии покоя, рот широко открыт. При звуке о язык несколько оттянут, губы выдвинуты вперед; при звуке «у» губы вытягиваются с напряжением в трубочку, а язык еще больше оттянут назад. При звуке «э» язык несколько приподнимается в средней части, рот полуоткрыт, губы растянуты. Эти звуки легко произносятся по подражанию, основная задача при их постановке — устранение назального оттенка. Вначале звуки отрабатывают в отрывистом изолированном произнесении с постепенным увеличением числа повторений на один выдох, например: а, аа, ааа о, оо, ооо у, уу, ууу э, ээ, эээ.

При каждом произнесении необходим контроль за направлением воздушной струи. Для этого ребенок держит у крыльев носа зеркало или легкую ватку. Затем ребенка упражняют в повторении гласных с паузами, во время которых он учится удерживать мягкое нёбо в поднятом положении (правильное положение мягкого нёба ему нужно показать перед зеркалом).

Паузы постепенно увеличивают до 2−3 с. Далее можно переходить к плавному произнесению.

. Постановку согласных звуков начинают со звуков «ф» и «п». При произнесении звука «ф» язык спокойно лежит на дне ротовой полости. Верхние зубы чуть прикусывают нижнюю губу. Сильный ротовой выдох разрывает эту смычку и образует отрывистый звук «ф». Утечка воздуха проверяется с помощью зеркала или ватки.

Упражнения на постановку и закрепление звуков следует проводить в большом количестве и в самых разных сочетаниях. Многолетняя практика показывает, что предлагаемая комплексная методика работы позволяет достичь наилучших результатов в коррекции речи детей, страдающих ринолалией .

Заключение

Таким образом, в ходе рассмотрения курсовой работы мы пришли к выводу, что ринолалия — это нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата (расщелинами нёба).

Данные дефекты являются следствием разнообразных внешних и внутренних воздействий на раннем этапе внутриутробного развития. Отмечается также наследственный характер этой аномалии. Отрицательное влияние оказывают также заболевания матери краснухой, малярией, алкоголь, курение.

Проявляется ринолалия в патологическом изменении тембра голоса, который оказывается избыточно назализованным вследствие того, что голосовыдыхательная струя проходит при произнесении всех звуков речи в полость носа и в ней получает резонанс. При этом дефекте часто встречаются и просодические нарушения, речь при ринолалии мало разборчива (невнятная), монотонная.

В настоящее время выделяют 3 основных формы ринолалии: открытая, закрытая, смешанная. Общий признак открытой ринолалии: проход в носовую полость по тем или иным причинам остается открытым, вследствие чего все звуки произносятся с носовым оттенком. Общий признак закрытой ринолалии: проход в носовую полость всегда оказывается закрыт, в том числе и для носовых звуков, голос имеет глуховатый оттенок, как при насморке. При смешанной ринолалии наблюдается комбинация проявлений, характерных для открытой и закрытой ринолалии.

Дети с ринолалией нуждаются в комплексном воздействии логопеда, медиков и психологов. Работа по коррекции ринолалии направлена на исправление нарушений звукопроизношения и тембра голоса. Логопедическая работа при ринолалии делится на дооперационную и послеоперационную. На дооперационном этапе проводится подготовка активности мягкого нёба, нормализация положения языка, усилении мышечной деятельности губ. Послеоперационная коррекция ринолалии включает постановку правильного звуко- и голосообразования путем активизации артикуляционной моторики, голосовой терапии, стимуляции небно-глоточных мышц, массажа рубцов нёба, развития фонационного дыхания и т. д.

Список литературы

1.Алмазова Е.С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей / Е.С. Алмазова; под общ. ред. Г. В. Чиркиной. — М: Айрис-пресс, 2005. — 151 с.

.Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста / Е.Ф. Архипова. — М.:АСТ: Астрель, 2007. — 222 с.

.Борозинец Н.М. Логопедические технологии: Учебно-методическое пособие / Н.М. Борозинец, Т.С. Шеховцова. — Ставрополь: СГПИ, 2009. — 224 с.

.Вакуленко Л.С. Коррекция нарушений звукопроизношения у детей / Л.С. Вакуленко. — СПб.: Детство-пресс, 2002. — 128 с.

.Дикман К.Д. Логопедическая работа по развитию голоса у детей с риноланией / К.Д. Дикман // Логопедия сегодня. — 2008. — № 2. — С. 46−52.

.Егорова О.А. Проблемы речевого развития дошкольников / О.А. Егорова // Дети с проблемами в развитии. — 2004 —. № 8. — С. 25−29.

.Ермакова И.И. Коррекция речи и голоса при ринолалии у детей и подростков: Книга для логопеда / И.И. Ермакова. — М. Просвещение, 1996. — 143 с.

.Зайцева Л.А. Нарушения произносительной стороны речи и их коррекция: учеб. пособие / Л.А. Зайцева и др. — Мн.: БГПУ, 2006. — 74 с.

.Ипполитова А.Г. Логопедические занятия при ринолалии в дооперационном периоде / А.Г. Ипполитова // Логопедия. — 2003. — С. 32−35.

.Ипполитова А.Г. Открытая ринолалия: Учеб. пособие / А.Г. Ипполитова; под ред. О.Н. Усановой. — М.: Просвещение, 1983. — 95 с.

.Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М.: Владос, 2004. — 704 с.

.Нищева Н.В. Организация коррекционно-развивающей работы в младшей логопедической группе детского сада / Н.В. Нищева. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. — 120 с.

.Орлова О.С. Нарушения голоса у детей: учеб.-метод. пособие / О.С. Орлова. — М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2005. — 125 с.

.Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению / Под ред. Т.В. Волосовец. — М.: Академия, 2002. — 200 с.

.Поваляева М.А. Справочник логопеда / М.А. Поваляева. — М.: Феникс, 2003. — 448 с.

.Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Коррекция нарушений речи / авт.-сост. Г. В. Чиркина М.: Просвещение, 2008. — 33 с.

.Пятница Т.В. Логопедия в таблицах и схемах / Т.В. Пятница. — Минск: Аверсэв, 2009. — 173 с.

.Ринолалия: Учебное пособие / авт.-сост. Е.Е. Васильева. — Ярославль: ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2007. — 63 с.

.Соболева Е.А. Ринолалия: общие сведения о ринолалии; классификация врожденных расщелин губы и неба; причины, механизмы, формы ринолалии и др. / Е.А. Соболева. — М: Высшая школа, 2006. — 128 с.

.Соломатина Г. Н. Устранение открытой ринолалии у детей: методы обследования и коррекции. Примерные конспекты индивидуальных занятий / Г. Н. Соломатина, В.М. Водолацкий. — М.: Сфера, 2005. — 160 c.

.Хватцев М.Е. Логопедия / М.Е. Хватцев. — М.: Изд-во АСТ, 2002. — 258 с.

.Чиркина Г. В. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов. / Под ред. Г. В. Чиркиной. — М.: АРКТИ, 2008. — 240 с.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector