Программа производственной практики в качестве логопеда

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Костромской государственный университет имени Н.А. Некрасова»

«Утверждаю»

Директор института педагогики и

психологии А.И. Тимонин

« » 2012 г.

Направление подготовки: Специальное (дефектологическое) образование

Профиль подготовки: Дошкольная дефектология

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр

Кострома 2012

1. Цели освоения практики

В соответствии с государственным стандартом высшего профессионального образования направления подготовки 050700.62 «Специальное (дефектологическое) образование», профиль «Дошкольная дефектология» практическая подготовка бакалавра предусматривает производственную практику в качестве логопеда.

Целями производственной практики в качестве логопеда по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование», профиль «Дошкольная дефектология» является:

– закрепление и углубление у студентов специальных теоретических знаний в области дошкольной логопедии, полученных во время аудиторных (лекционных и лабораторно-практических) занятий, учебной практики;

– приобретение профессиональных умений, навыков и компетенций студентов по воспитанию и обучению детей с нарушениями речи, отработка в практической деятельности основных функций логопеда;

– приобретение социально-личностных компетенций, необходимых для работы в качестве логопеда в учреждениях образования, социальной сферы и здравоохранения.

2. Задачи производственной практики

Задачами производственной практики в качестве логопеда является:

8 стр., 3533 слов

Методические рекомендации По проведению учебно-ознакомительной ...

... является одним из необходимых этапов профессиональной подготовки студентов в системе Психолого-педагогического образования. Целью учебно-ознакомительной практики является: ознакомление студентов со специальными ( ... развития. 4. Создание условий для развития профессионально-значимых личностных качеств, формирование устойчивого нравственно-гуманистического взгляда на профессию педагога-дефектолога, ...

– углубление и закрепление у студентов теоретических знаний в области дошкольной логопедии, овладение практическими умениями творчески применять их в процессе практической коррекционно–развивающей работы с детьми;

– ознакомление с нормативными документами, функциональными обязанностями и основными направлениями деятельности логопеда;

– формирование практических умений и навыков проведения углубленного логопедического обследования ребенка с речевой патологией, формулирования заключения;

– овладение на практике комплексом методов и приемов проведения педагогической работы по коррекции речи детей;

–формирование профессионально значимых качеств личности: организованности, дисциплинированности, сдержанности, доброжелательности, увлеченности профессией и др.

3. Место производственной практики в структуре ооп впо

Производственная практика в качестве логопеда проводится в соответствии с учебным планом в 4 семестре. Продолжительность практики составляет 4 недели.

Успешное прохождение практики возможно при условии успешного освоения некоторых дисциплин, изучаемых студентами ранее.

Гуманитарный, социальный и экономический цикл:

  • основы речевой культуры дефектолога (1 семестр), дающей представление о стилях и моделях речевых жанров русского языка, языковых нормах современного русского литературного языка;

Математический и естественнонаучный цикл:

  • информационные технологии в специальном образовании (3 семестр), дающие представление о возможностях использования специализированных компьютерных технологий в коррекции нарушений речи.

Профессиональный цикл:

  • психология(1,2 семестры), объясняющая механизмы, закономерности, движущие силы и факторы развития ребенка;
  • педагогика (2 семестр), дающая современные представления о нормальном и отклоняющемся развитии, раскрывающая основные понятия, общие и специфические закономерности отклоняющегося развития;
  • анатомия, физиология и патология органов слуха, зрения и речи (1 семестр), дающая представление об анатомо-физиологических механизмах речи и их нарушениях,
  • онтопсихолингвистика (2 семестр), объясняющая закономерности развития детской речи в норме и ее связь с общим психическим развитием ребенка;
  • психология детей с нарушениями речи (2 семестр), раскрывающая особенности психического развития детей при разных видах речевой патологии;
  • дошкольная логопедия (2,3 семестры), дающая представление об этиологии и классификациях речевых расстройств у детей, содержании и методах коррекционно-педагогической работы по их устранению и профилактике;
  • учебная практика (2 семестр), в ходе которой студенты впервые знакомятся с областью (учреждениями образования, социальной сферы и здравоохранения) и объектами (коррекционно-развивающими, реабилитационными процессами; коррекционно-образовательными, социально-адаптационными и реабилитационными системами) будущей профессиональной деятельности.

Все указанные знанияявляются необходимой базой для успешного прохождения практики в качестве логопеда. Кроме того, в результате освоения предшествующих дисциплин, студенты должны:

12 стр., 5755 слов

Определение уровня психического развития ребенка в возрасте от двух до трех лет

... питание детей и проведение НОД (раздаточный материал для каждого ребенка). Также он помогает отследить заболеваемость детей в определенный период. Тетрадь «фильтра»: воспитатель осматривает ребенка ... Музыкальные инструменты: металлофон, бубны, барабанчик, колокольчики 3. Процессуальная игра: развитие символической функции мышления Предметы-заместители, неоформленный материал: Кубики, коробочки, ...

уметьлогично думать и выстраивать программу устного и письменного высказывания;

быть готов:к работе с компъютером, к толерантному восприятию социальных, культурных и психологических различий, продуктивному взаимодействию с детьми и взрослыми.

Прохождение данного вида производственной практики важно для успешного проведения других видов производственной практики (в качестве тифлопедагога, олигофренопедагога, сурдопедагога), так как нарушения речи наблюдаются при разных видах патологии развития.

4. Формы, место и время проведения производственной практики

Форма практики: практика в качестве логопеда подготовки бакалавра по направлению 050700.62 «Специальное (дефектологическое) образование», профиль «Дошкольная дефектология» является педагогической.

Объект практики: коррекционно-развивающие и реабилитационные системы воспитания и обучения детей дошкольного возраста с нарушениями речи.

Время проведения практики: в соответствии с учебным планом подготовки бакалавра по направлению 050700.62 «Специальное (дефектологическое) образование», профиль «Дошкольная дефектология» практика является педагогической, проводится в 4 семестре. Продолжительность практики составляет 4 недели.

Место проведения: в соответствии с целями и задачами практика проводится в различных учреждениях, оказывающих логопедическую помощь детям:

– сфера образования: дошкольные образовательные учреждения компенсирующего и комбинированного вида;

– сфера социальной защиты и здравоохранения: социально-реабилитационные центры, дом ребенка, реабилитационные центры.

5. Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения производственной практики

В результате прохождения данной производственной практики обучающийся должен приобрести следующие практические навыки и умения, универсальные и профессиональные компетенции:

1. Уметь: осуществлять диагностику состояния речи, уровня сформированности различных ее компонентов; формулировать логопедическое заключение; разрабатывать программу и осуществлять индивидуальную и групповую работу по коррекции речи детей при различных видах отклоняющегося развития; организовывать взаимодействие с семьей, имеющей ребенка с нарушениями речи.

2. Владеть: культурой речи, методами, приемами и специализированными компьютерными технологиями коррекции нарушений речи при разных видах ее патологии;

3. Перечень формируемых компетенций:

Общекультурные компетенции (ОК):

  • способнность к социальному, взаимодействию, сотрудничеству и разрешению конфликтов в социальной и профессиональной сферах, к толерантности, социальной мобильности (ОК — 1);
  • способность использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК – 7);
  • готовность использовать в профессиональной деятельности международные стандарты в области защиты прав и свобод человека, государственно-правовые основы социальной политики РФ по защите прав инвалидов, нормативные правовые документы в области образования (ОК–9);
  • способность к современному гуманистическому мировоззрению, признающему право каждого человека быть включенным в образовательный процесс независимо от его особенностей и ограничений возможностей жизнедеятельности; социальному взаимодействию, сотрудничеству (ОК – 10).

Профессиональные компетенции (ПК)

  • способность осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к выполнению профессиональной деятельности, способность к корректному и адекватному восприятию лиц с ОВЗ (ОП – 1);
  • способность анализировать социально–значимые проблемы и процессы, выявлять сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности (ОП – 2).

В области коррекционно–педагогической деятельности:

  • способность к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно–ориентированного и индивидуально–дифференцированного подходов к лицам с ОВЗ (ПК – 1);
  • готовность к организации коррекционно–развивающей среды, ее методическому обеспечению и проведению коррекционно-компенсаторной работы в сферах образования, здравоохранения и социальной защиты с целью успешной социализации лиц с ОВЗ (ПК – 2);
  • способность к осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в условиях как специальных (коррекционных), так и общеобразовательных учреждений с целью реализации интегративных моделей образования (ПК – 3).

В области диагностико – консультативной деятельности:

  • способность организовывать и осуществлять психолого–педагогическое обследование лиц с ОВЗ с целью уточнения структуры нарушения для выбора рациональной индивидуальной образовательной траектории (ПК – 5);
  • способность к анализу данных медико–психолого–педагогического обследования лиц с ОВЗ на основе использования различных классификаций нарушений в развитии, том числе для осуществления дифференциальной диагностики (ПК – 6);
  • способность осуществлять динамическое наблюдение за ходом коррекционно–развивающего воздействия с целью оценки его эффективности (ПК – 7);
  • готовность к оказанию консультативной помощи лицам с ОВЗ, их родственникам и педагогам по проблемам обучения, развития, семейного воспитания, жизненного и профессионального самоопределения (ПК – 8).

В области исследовательской деятельности:

  • готовность к сбору, анализу и систематизации информации в сфере профессиональной деятельности (ПК – 9);
  • способность планирования, организации и совершенствования собственной коррекционно–педагогической деятельности (ПК – 10);
  • готовность к использованию знаний в области современного русского литературного языка в профессиональной деятельности, к лингвистическому анализу (ПК–11);
  • способность использовать данные медицинской документации в процессе организации и осуществления коррекционно–педагогической работы с лицами с ОВЗ (ПК – 12).

В области культурно–просветительской деятельности:

  • способность осуществлять работу по популяризации дефектологических знаний среди населения (ПК -–14).

6. Структура и содержание производственной практики

Общая трудоемкость производственной практики в качестве логопеда составляет 6 зачетных единиц (216 часов).

Содержание деятельности студента во время практики определяется функциями логопеда. Она ориентирована на формирование и овладение практическими навыками и компетенциями, необходимыми для осуществления основных видов деятельности логопеда.

  • Диагностико–аналитическая деятельность: студент–практикант изучает условия и оснащенность коррекционно–педагогического процесса в дошкольном учреждении и в группе для детей с нарушениями речи, педагогическую документацию, продукты детской деятельности; организует и проводит логопедическое обследование и психолого–педагогическое изучение детей; определяет причины и механизмы нарушений речи у детей, их индивидуальные особенности и потенциальные возможности.
  • Коррекционно–развивающая деятельность: студент–практикант планирует и проводит коррекционную работу с детьми: индивидуальные и групповые занятия с детьми по коррекции нарушений звуковой стороны, лексико–грамматического строя, связной монологической речи; развитию речемыслительной деятельности у детей.
  • Консультативно–просветительская деятельность: студент в период практики проводит консультирование педагогов, родителей по вопросам этиологии речевых нарушений у детей, их профилактике и предупреждении; по вопросам организации коррекционной помощи детям в условиях дошкольного учреждения и в семье.
  • Социально–педагогическая деятельность: студент–практикант осуществляет информационный поиск и помощь в выборе дальнейшего образовательного маршрута ребенка в соответствии с его индивидуальными возможностями, способствует обеспечению полной и полноценной социальной адаптации и интеграции детей с тяжелыми нарушениями речи.
  • Методическая деятельность: студент овладевает методами и приемами осуществления коррекционной работы с детьми; учится педагогически грамотно оформлять речевые карты детей, демонстрационный и раздаточный материал, стенды, выставки и др.
  • Научно–исследовательская деятельность: студенты на практике знакомятся с современными достижениями логопедической науки в области выявления, диагностики и коррекции речевых расстройств у детей дошкольного возраста, используемых в дошкольных образовательных учреждениях.

Весь период практики условно делится на несколько этапов: ознакомительно–адаптационный, диагностико–аналитический, коррекционно–развивающий, итоговый.

Разделы (этапы) практики

Виды производственной работы на практике, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

трудоемк. в час.

Формы текущ. контр.

1.

Ознакомительно–адаптационный этап

инструктаж по техн.безоп

знакомство с учреж, предм-развив. средой групп, кабинета логопеда

составление индив плана практики

изучение содерж. и метод. работы логопеда, восп. (посещ.ение занятий)

изучение нор-прав. и педаг. документации

сбор информации и ее анализ

36

установ конферпосещение учреждений

2.

Диагностико–аналитический этап

логопдиагн остика речи

психолого-пед. диагностика детей

посещ.ен. индив и групповых занятий логопеда

подгот. и проведение корр. занятий с детьми

подгот. и проведен консульт для воспит. и родителей

анализ информации

72

конспект коррек.занятий посещ.учреждений

3.

Коррекционно–развивающий этап

провед.ение коррекционных занятий с детьми

изготовление дидактических пособий, демонстрационного материала

оформление речевых карт

оформление карты психолого-педагогического обследования

проведение конс. для восп. и родит

анализ информации

72

конспект занятий посещ. занятий

4.

Итоговый этап

подготовка слайд-презентации

подготовка отчета о практике

анализ итогов практики.

36

итог. конфер.отчет, дифф. оценка, отзыв работодателя

Ознакомительно–адаптационный этап длится до 3-5 дней. В течение этого времени проводится инструктаж по технике безопасности; студенты знакомятся с дошкольным учреждением, педагогами, группой детей; изучают предметно-развивающую среду группы, логопедического кабинета; изучают нормативно-правовые документы, регламентирующие работу логопеда в системе дошкольного образования; знакомятся с содержанием и методами работы логопеда, воспитателя, присутствуя на проводимых ими занятиях.

Кроме того, в это время студент готовит материал для проведения логопедического обследования (логопедический альбом), речевую карту, вместе с логопедом дошкольного учреждения определяют детей, речь у которых предстоит изучать.

Диагностико–аналитический этап начинается со второй недели практики. В это время, помимо посещения индивидуальных и фронтальных занятий логопеда, студенты проводят логопедическую диагностику, анализируют полученные результаты и формулируют логопедическое заключение. По итогам логопедического обследования заполняется индивидуальная речевая карта ребенка (в ней не указывается фамилия ребенка и его домашний адрес).

В это же время студенты проводят психолого-педагогическую диагностику развития ребенка, у которого было обследовано речевое развитие. Таким образом, продолжается работа по углублению и закреплению практических умений и навыков студентов в области психолого-педагогической диагностики детей с учетом категории нарушения развития.

Готовясь к проведению данного обследования, студент подбирает соответствующие диагностические методики, осуществляет обработку полученных данных.

По итогам психолого-педагогического изучения формулируется психологическое заключение.

Коррекционно–развивающий этап начинается примерно с середины второй недели и продолжается до конца практики. В это время студенты, реализуя поставленные задачи, выполняют профессиональные функции логопеда. С этой целью они проводят индивидуальные, групповые, фронтальные занятия с детьми по коррекции нарушений речи.

На индивидуальных занятиях осуществляется работа по развитию речевой моторики, постановке нарушенных звуков, их первоначальной автоматизации.

На групповых занятиях (2-3 человека) проводится работа по автоматизации и дифференциации поставленных звуков.

Фронтальные занятия проводятся со всей группой детей. Тема таких занятий определяется тематическим планом работы логопеда с данной группой детей с учетом речевых расстройств и степени их выраженности.

Осуществляя коррекционно-развивающую работу с детьми, студент проводит несколько «пробных» занятий, затем проводится зачетное (индивидуальное, групповое и фронтальное) занятие. Конспекты зачетных занятий должны быть подготовлены вовремя и заверены методистом (преподавателем) вуза. Без утверждения конспекта студент к зачетному занятию не допускается.

Готовиться к зачетным занятиям необходимо с самого начала практики. Для этого необходимо тщательно наблюдать за работой логопеда (за используемыми им методами, приемами, средствами), изучать детей, их индивидуальные возможности. Важно заранее продумать необходимую наглядность, оборудование и т.д.

В период практики студенты знакомятся с формами работы логопеда дошкольного учреждения с семьей. С этой целью они присутствуют на индивидуальных, групповых консультациях, проводимых для родителей, родительских собраниях и т.д.

Начиная со второй недели и до конца практики, студенты осуществляют самостоятельно различные формы работы с родителями: беседы, консультации, готовят материалы для стендов, выставок, выступления на собраниях.

В течение всей практики студенты принимают активное участие в жизни дошкольного учреждения: помогают воспитателям группы, логопеду в изготовлении учебных пособий, атрибутов к играм, оформлении альбомов и тетрадей с домашними заданиями; принимают участие в детских праздниках, концертах и др.

Во время практики студент–практикант ведет дневник, отражая в нем всю проделанную работу. Дневник практики регулярно (1 раз в неделю) подписывается (с необходимыми комментариями) руководителем практики в дошкольном учреждении (логопедом).

Итоговый этап охватывает последние дни (2-3) практики. В это время студенты анализируют результаты практики, составляют отчетную документацию. В дошкольном учреждении обсуждается деятельность каждого студента, составляются характеристики.

В первую неделю занятий после практики в институте проводится конференция с обсуждением итогов практики.

7. Учебно–методическое обеспечение самостоятельной работы студентов на производственной практике Методические рекомендации

Общие требования. Производственная практика в качестве логопеда проводится под руководством педагогов кафедры специальной педагогики и психологии, группового руководителя (логопеда учреждения).

Студент – практикант:

  • участвует в установочной и итоговой конференции;
  • соблюдает график работы во время практики и присутствует на практике ежедневно в течение 6 часов, своевременно извещая руководителя о причинах отсутствия на практике;
  • под руководством группового руководителя практики (методиста) составляет индивидуальный план практики;
  • выполняет все задания, предусмотренные программой практики;
  • изучает специальную педагогическую, методическую, психологическую литературу, рекомендованную по практике;
  • подчиняется правилам внутреннего трудового распорядка базового образовательного учреждения, соблюдая инструкции, распоряжения администрации учреждения и руководителя практики;
  • своевременно оформляет необходимую документацию;
  • проводит самоанализ уровня практических умений; высказывает предложения по организации практики.

Для общего руководства практикой студентов назначается кафедральный руководитель. В связи с тем, что педагогическая практика в качестве логопеда проводится в учреждениях, из числа преподавателей кафедры назначаются методисты.

Кафедральный руководитель практики:

  • обеспечивает планирование и организацию практики студентов в качестве логопеда;
  • подбирает, по согласованию с органами управления образованием, базы практик и заключает договоры с базовыми учреждениями;
  • распределяет студентов по базовым учреждениям и оформляет соответствующую документацию (приказ, договор и др.);
  • обсуждает и анализирует деятельность студентов–практикантов с руководителями и педагогами (логопедами) базовых образовательных учреждений, оценивает работу студентов;
  • отвечает за своевременное оформление необходимой документации по окончании практики (отчет, зачетная ведомость, документы на оплату и т.д.);
  • проводит установочную и итоговую конференции по практике;
  • обобщает опыт проведения практики, вносит предложения по ее совершенствованию;
  • утверждает итоговый отчет и оценки студентов на заседании кафедры.

Методист практики (групповой руководитель):

  • осуществляет непосредственное руководство и контроль за работой группы студентов–практикантов;
  • участвует в установочной и итоговой конференциях;
  • консультирует студентов по вопросам содержания и методики проведения коррекционных занятий, составления плана, конспекта практической деятельности;
  • утверждает план, конспект открытых занятий и других видов деятельности студентов;
  • проводит наблюдение, анализ практической работы студентов–практикантов, организует совместное обсуждение группой занятий каждого студента;
  • анализирует отчетную документацию студентов группы, оценивает совместно с руководителями и логопедами образовательного учреждения их работу; подводит итоги практики;
  • готовит выступление студентов на итоговой конференции, составляет отчет о работе группы студентов и представляет его кафедральному руководителю;
  • вносит предложения по совершенствованию практики.

Педагог (логопед) образовательного учреждения:

  • знакомит студентов с особенностями речи воспитанников группы, организацией коррекционной работы с ними;
  • совместно с групповым руководителем уточняет содержание работы каждого студента, его индивидуальный план;
  • знакомит студентов с планами своей работы, проводит открытые коррекционные занятия (групповые, индивидуальные);
  • консультирует студентов по вопросам организации и проведения ими коррекционных занятий и других видов деятельности, обсуждает результаты работы; присутствует во время самостоятельного проведения студентами коррекционных занятий с детьми;
  • привлекает студентов к оснащению педагогического процесса дидактическими пособиями, наглядным материалом;
  • принимает участие в анализе и обсуждении практической деятельности каждого студента и группы в целом при подведении итогов практики;
  • по мере необходимости консультирует студентов при затруднениях во время подготовки конспектов коррекционных занятий, во взаимоотношениях с детьми.

Форма дневника практики

Дата

Содержание педагогической деятельности

Подпись руководителя практики, комментарии

Примерная форма записи посещенных занятий в дневнике практики

Дата

ДОУ

Группа

Логопед (воспитатель, студент-практикант)

Тема занятия

Цели занятия

Оборудование, наглядность

Структура занятия (этапы)

Содержание занятия, виды работ, методы, приемы

Комментарии, замечания к деятельности педагога, детей

1.Приветствие логопеда

2.Объявление темы занятия

3.Основная часть занятия

4.Итог занятия

Примерная схема отчета студента о педагогической практике

В основу отчета должно быть положено содержание дневника практики и анализ проведенной работы.

1.Краткая характеристика группы в целом, индивидуальные особенности воспитанников, которые должны учитываться при осуществлении коррекционной работы (степень выраженности речевого нарушения, наличие сочетанных расстройств и т.п.).

2.Характерные особенности деятельности: взаимоотношения, контакт с детьми, взрослыми в период прохождения практики; стиль общения.

3.Коррекционная работа: число посещенных занятий, данных студентом (пробных, зачетных по разделам программы), из них на оценки …; работа по замещению воспитателей, логопеда; количество изготовленных наглядных пособий; работа с родителями и т.д.

4.Трудности при подготовке и проведении коррекционных занятий (по содержанию, методические, психолого-педагогические, организационные).

5.Общие выводы и пожелания по практике: что оказалось наиболее сложным? К какой работе считаете себя менее подготовленными?

Примерная схема анализа логопедического занятия

1. Тема занятия. Место данной темы в общей системе логопедической работы с данной группой детей.

2. Цели занятия:

– комплексный характер образовательных, коррекционно-развивающих и воспитательных задач;

– правильность их постановки, соответствие содержанию занятия.

3. Структура и организация занятия:

– соответствие структуры теме и целям занятия;

– основные этапы занятия, их последовательность и взаимосвязь;

– целесообразность распределения времени между этапами занятия;

– содержание этапов, подготовка детей к последующему этапу;

– соответствие заданий, речевого материала теме и целям занятия;

– методы и приемы, используемые на отдельных этапах, их соответствие целям занятия (смена видов деятельности, физкультпаузы, включение заданий с опорой на работу нескольких анализаторов, работа над различными структурными компонентами речи, индивидуальная работа с детьми, речь детей на занятии);

– реализация дидактических принципов обучения (общих, специальных);

– эффективность использования наглядности, дидактических пособий, ТСО;

– степень усвоения нового материала.

4. Подведение итогов занятия и деятельности детей на занятии (общая оценка работы группы, активность детей, особенности речевой и неречевой деятельности детей, степень овладения детьми практическими навыками).

Схема самоанализа логопедического занятия

1. Место разбираемого занятия в системе занятий по изучаемой теме.

2. Обоснование целей и выполнение намеченного плана занятия.

3. Мотивировка отбора речевого материала, дидактических пособий для данного занятия.

4. Мотивировка выбора методов и приемов, использованных на занятии, их соответствия целям и содержанию занятия.

5. Удовлетворенность или неудовлетворенность занятием в целом, его отдельными этапами (наиболее удачные и неудачные места на занятии).

6. Оценка и обоснование результатов, достигнутых на занятии.

7. Меры, намечаемые студентом-практикантом по устранению отмеченных недостатков.

8. Формы промежуточной аттестации по итогам производственной практики Оценка практики

На итоговом совещании в учреждении, на котором присутствуют руководитель, логопед, методист, анализируется и обсуждается практическая работа каждого студента–практиканта во время прохождения практики, выставляется предварительная оценка по практике.

По возвращении с производственной практики студент вместе с методистом от кафедры обсуждает итоги практики и собранные материалы. В дневнике по практике руководитель дает отзыв о работе студента, ориентируясь на его отчет и отзыв руководителя учреждения, приведенный в дневнике. Окончательное утверждение оценки осуществляется на заседании специальной педагогики и психологии. В первую неделю занятий после практики проводится итоговая конференция с обсуждением итогов практики.

Критериями при оценке практики являются:

  • уровень сформированности профессиональных психолого–педагогических умений, навыков, компетенций студентов и готовность к педагогической деятельности в качестве логопеда;
  • самостоятельность и творческий подход к решению поставленных задач, умение анализировать полученные результаты и теоретически правильно их обосновывать;
  • отношение к практике, проявление профессионально–значимых качеств;
  • качество выполнения всех задач и видов работ во время прохождения практики;
  • качество и своевременность подготовки и сдачи отчетной документации.

Отчетная документация

  • характеристика (отзыв) с места прохождения практики, в которой указана оценка за практику. Документ заверяется подписью руководителя и печатью учреждения;
  • индивидуальный план прохождения практики, подписанный логопедом учреждения;
  • дневник практики с отметкой о проделанной работе (подпись логопеда учреждения);
  • логопедические карты по итогам обследования речи детей с обоснованием логопедического заключения;
  • конспекты зачетных логопедических занятий (индивидуальных, групповых), подписанных групповым руководителем (методистом);
  • материалы по работе с родителями;
  • отчет о прохождении практики;
  • слайд-презентация отчета о практике.

Учебно–методическое и информационное обеспечение производственной практики Рекомендуемая литература

  1. Волкова Г.А. Методика психолого–педагогического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: учебно–метод. пособие. – СПб.: Детство – Пресс, 2003.
  2. Гаркуша Ю.Ф. Система коррекционных занятий воспитателя в детском саду для детей с нарушениями речи. – М., 1992.
  3. Дошкольная логопедическая служба: из опыта работы / под ред. О.А. Степановой. – М.: ТЦ «Сфера», 2006.
  4. Логопедия: учебник / под ред. Л.С. Волковой. – М., 2007.
  5. Мальцева Е.В. Организация и проведение практики на базе дошкольных специальных (коррекционных, компенсирующих) образовательных учреждений в качестве логопеда: метод. рекомендации. – Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2008.
  6. Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений / под ред. Г.В. Чиркиной. – М., 2003.
  7. Сазонова С.Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи: учебное пособие. – М., 2005.
  8. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. – М., 1999.
  9. Филичева Т.Б, Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико–фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада).

    М., 1993.

  10. Филичева Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста / Т.Б. Филичева, Г.Ф. Чиркина. – М., 2005.
  11. Шашкина Г.Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками: учебное пособие / Г.Р. Шашкина, Л.П. Зернова, И.А. Зимина. – М., 2003.

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» и профилю подготовки «Дошкольная дефектология».

Автор: Мальцева Е.В., к.п.н., доцент кафедры специальной педагогики и психологии КГУ имени Н.А. Некрасова.

Рецензенты:

Голубева М.С., к.пс.н., доцент кафедры специальной педагогики и психологии КГУ имени Н.А. Некрасова.

Андреева М.Ф., заслуженный учитель РФ, логопед высшей категории.

Программа одобрена на заседании УМК института педагогики и психологии КГУ имени Н.А. Некрасова «28» февраля 2011 года, протокол №4.