Этиология и патогенез дизонтогении

ГЛАВА 1.КЛИНИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ДИЗОНТОГЕНЕЗА

Понятие дизонтогении

В 1927 г. Швальбе (цит. по Г.К. Ушакову, 1973) впервые употребил термин «дизонтогения», обозначая им отклонения внутриутробного фор­мирования структур организма от нормального развития. Впоследствии термин «дизонтогения» приобрел более широкое значение. Им стали обо­значать различные формы нарушений онтогенеза, включая и постнатальный, преимущественно ранний, ограниченный теми сроками развития, когда морфологические системы организма еще не достигли зрелости.

Как известно, практически почти любое более или менее длитель­ное патологическое воздействие на незрелый мозг может привести к от­клонению психического развития. Его проявления будут различны в зависимости от этиологии, локализации, степени распространенности и выраженности поражения, времени его возникновения и длительности воздействия, а также социальных условий, в которых оказался больной ребенок. Эти факторы определяют и основную модальность психиче­ского дизонтогенеза, обусловленную тем, страдают ли первично зрение, слух, моторика, интеллект, потребностно-эмоциональная сфера.

В отечественной дефектологии применительно к дизонтогениям принят термин «аномалия развития».

Этиология и патогенез дизонтогении

Изучение причин и механизмов формирования дизонтогении не­рвно-психического развития особенно расширилось в последние деся­тилетия в связи с успехами генетики, биохимии, эмбриологии, нейрофи­зиологии.

Как известно, нарушения нервной системы могут быть вызваны как биологическими факторами, так и социальными.

Среди биологических факторов значительное место занимают так называемые пороки развития мозга, связанные с поражением генети­ческого материала (хромосомные аберрации, генные мутации, наслед­ственно обусловленные дефекты обмена и др.).

Большая роль отводит­ся внутриутробным нарушениям (в связи с тяжелыми токсикозами бере­менности, токсоплазмозом, люэсом, краснухой и другими инфекциями, различными интоксикациями, в том числе гормонального и лекарствен­ного происхождения), патологии родов, инфекциям, интоксикациям и травмам, реже — опухолевым образованиям раннего постнатального периода. При этом нарушения развития могут быть связаны с относи­тельно стабильными патологическими состояниями нервной системы (как это имеет место при мозговой недостаточности вследствие хромосом­ных аберраций, многих резидуальных органических состояниях), а так­же возникать на почве текущих заболеваний (врожденных дефектов обмена, хронических дегенеративных заболеваний, прогрессирующей гидроцефалии, опухолей, энцефалитов, шизофрении, эпилепсии и т. д.).

5 стр., 2115 слов

Тема: Человек в системе социальных связей

... человека, углубление его содер­жания, развитие навыков общения. В сфере самосознания осуществляется ... сознательной деятельности. Другое значение — устойчивая система социально значимых черт, характери­зующих индивида ... и в процессе самореализации. Этим термином оп­ределяется процесс наиболее полного ... ­стве, реализации его многочисленных социальных связей, важным является самосознание и самореализация ...

Незрелость развития мозга, слабость гематоэнцефалического ба­рьера обусловливают повышенную восприимчивость центральной не-| рвной системы ребенка к различным вредностям. Как известно, целый | ряд патогенных факторов, не оказывающих влияния на взрослого, вы­зывает нервно-психические нарушения и аномалии развития у детей. При этом в детском возрасте встречаются такие церебральные заболевания и симптомы, которые у взрослых либо совсем не бывают, либо наблю­даются очень редко (ревматическая хорея, фебрильные судороги и др.).

Отмечается значительная частота вовлечения мозга в соматические ин­фекционные процессы, связанная с недостаточностью мозговых защит­ных барьеров и слабостью иммунитета.

Большое значение имеет время повреждения. Объем поражения тканей и органов при прочих равных условиях тем более выражен, чем раньше действует патогенный фактор. Стоккардом (1921) было показа­но, что тип порока развития в эмбриональном периоде определяется временем патологического воздействия. Наиболее ранимым является Период максимальной клеточной дифференциации. Если же патогенный фактop воздействует в период «отдыха» клеток, то ткани могут избегать патологического влияния. Поэтому одни и те же пороки развития могут возникать в результате действия различных внешних причин, но в один Период развития, наоборот, одна и та же причина, действуя в разные периоды внутриутробного онтогенеза, может вызвать разные виды ано-

малий развития. Для поражения нервной системы особенно неблагоп­риятно воздействие вредности в первую треть беременности.

Характер нарушения также зависит от мозговой локализации про­цесса и степени его распространенности. Особенностью детского воз­раста является, с одной стороны, незрелость, а с другой — большая, чем у взрослых тенденция к росту и обусловленная ею способность к ком­пенсации дефекта (Т. Трамер, 1994; Г.Е. Сухарева, 1955; Г. Гелльниц,

1970).

Поэтому при поражениях, локализованных в определенных цент­рах и проводящих путях, длительное время может не наблюдаться выпа­дения определенных функций. Так, при локальном поражении компен­сация, как правило, значительно выше, чем при дефицитарности функ­ции, возникшей на фоне общемозговой недостаточности, наблюдаемой при диффузных органических поражениях ЦНС. В первом случае ком­пенсация идет за счет сохранности других систем мозга, во втором — общая недостаточность мозга ограничивает компенсаторные возмож­ности.

Большое значение имеет и интенсивность повреждения мозга. При органических поражениях мозга в детском возрасте, наряду с повреж­дением одних систем, наблюдается недоразвитие других, функциональ­но связанных с поврежденной. Сочетание явлений повреждения с недо­развитием создает более обширный характер нарушений, не укладыва­ющихся в четкие рамки топической диагностики.

Ряд проявлений дизонтогенеза, в целом менее грубых по степени выраженности и в принципе обратимых, связан и с влиянием неблагоп­риятных социальных факторов. И здесь чем раньше сложились для ре­бенка неблагоприятные социальные условия, тем более грубыми и стой­кими будут нарушения развития.

К социально обусловленным видам непатологических отклонений развития относится так называемая микросоциально-педагогическая за­пущенность, под которой понимается задержка интеллектуального и в определенной мере эмоционального развития, обусловленная культу-ральной депривацией — неблагоприятными условиями воспитания, со­здающими значительный дефицит информации и эмоционального опы­та на ранних этапах развития.

8 стр., 3751 слов

Пороки развития головного мозга

... 60 лет масса и объем мозга несколько уменьшаются. Наиболее частыми причинами различных пороков развития головного мозга являются неправильная закладка нервной системы или поражение ее в период эмбрионального развития вследствие изменений генетической информации ...

К социально обусловленным видам патологических нарушений он­тогенеза относится так называемое патохарактерологическое форми­рование личности — аномалия развития эмоционально-волевой сферы с наличием стойких аффективных изменений, вегетативной дисфункции, вызванная длительными неблагоприятными условиями воспитания и возникшая в результате патологически закрепившихся реакции протеста, имитации, отказа, оппозиции и т. д. (В. В. Ковалев, 1973,1979; А. Е. Личко, 1973, 1977, 1979; и др.).

Соотношение симптомов дизонтогенеза и болезни. Помимо этиологии и патогенеза поражения мозга в формировании структуры дизонтогенеза большое место принадлежит самим клиничес­ким проявлениям болезни

Помимо этиологии и патогенеза поражения мозга в формировании структуры дизонтогенеза большое место принадлежит самим клиничес­ким проявлениям болезни, ее симптоматике. Симптомы болезни сами тес­но связаны с этиологией, локализацией поражения, временем его воз­никновения и глазным образом патогенезом, прежде всего с той или иной выраженностью остроты течения болезни. Они обладают определенной вариабельностью, разной степенью тяжести и длительности проявлений.

Как известно, симптомы болезни делятся на негативные и продук­тивные.

В психиатрии к негативным симптомам относятся явления «выпа­дения» в психической деятельности: снижение интеллектуальной и эмо­циональной активности, ухудшение процессов мышления, памяти и т. п. Продуктивные симптомы связаны с явлениями патологической иррита­ции психических процессов. Примерами продуктивных расстройств яв­ляются различные невротические и неврозоподобные расстройства, судорожные состояния, страхи, галлюцинации, бредовые идеи и т. д.

Это деление имеет клиническую определенность в психиатрии взрослого возраста, где негативные симптомы действительно отражают именно явления выпадения функции. В детском же возрасте негативные симптомы болезни часто трудно разграничить от явлений дизонтогене­за, при котором «выпадение» функции может быть обусловлено нару­шением ее развития. Примерами могут служить не только такие прояв­ления, как врожденное слабоумие при олигофрении, но и ряд негатив­ных болезненных расстройств, характеризующих дизонтогенез при ран­ней детской шизофрении.

Продуктивные болезненные симптомы, как будто бы наиболее от­даленные от проявлений дизонтогенеза и скорее указывающие на ост­роту болезни, в детском возрасте тем не менее также играют большую роль в формировании и самой аномалии развития. Такие частые прояв­ления болезни или ее последствия, как психомоторная возбудимость, Аффективные расстройства, эпилептические припадки и другие симпто­мы и синдромы, при длительном воздействии могут играть роль сущест-

9 стр., 4281 слов

Тема 3. Особенности развития и симптомы нарушений психических функций

... № 1 Второй этап в развитии психики ребенка называется: 2 Критические периоды жизни отмечаются в: 3 Вторичная профилактика психических болезней – это: 4 Симптом - это: 5 Первые сознательные ... дефект, связанный с врожденной или приобретенной до трехлетнего возраста органической патологией головного мозга называется: 5 Для имбецильности характерно: 6 Стереотипность и нефункциональность игр характерна ...

венного фактора в образовании ряда отклонений развития и тем самым способствовать формированию специфического типа дизонтогении.

Пограничными между симптомами болезни и проявлениями дизон-тогенеза являются так называемые «возрастные«симптомы, отражаю­щие патологически искаженные и утрированные проявления нормаль­ного возрастного развития. Возникновение этих симптомов тесно свя­зано с онтогенетическим уровнем реагирования на ту или иную вред­ность. Поэтому данные симптомы нередко более специфичны для воз­раста, чем для самого заболевания, и могут наблюдаться при самой разнообразной патологии: в клинике органических поражений мозга, ранней детской шизофрении, невротических состояний и т. д.

В.В. Ковалев (1979) дифференцирует возрастные уровни нервно-психического реагирования у детей и подростков в ответ на различные вредности следующим образом: 1) сомато-вегетативный (0—3 года); 2) психомоторный (4—10 лет); 3) аффективный (7—12 лет); 4) эмоциональ-но-идеаторный (12—16 лет).

Для каждого из этих уровней характерны свои преимущественные «возрастные» симптомы.

Для сомато-вегетативного уровня реагирования характерны повы­шенная общая и вегетативная возбудимость с нарушениями сна, аппети­та, желудочно-кишечными расстройствами. Данный уровень реагирова­ния является ведущим на раннем возрастном этапе вследствие его уже достаточной зрелости.

Психомоторный уровень реагирования включает преимуществен­но гипердинамические расстройства различного генеза: психомоторную возбудимость, тики, заикание. Данный уровень патологического реаги­рования обусловлен наиболее интенсивной дифференциацией корковых отделов двигательного анализатора (А.А.Волохов, 1965, цит. по В. В. Ковалеву, 1979).

Для аффективного уровня реагирования характерны синдромы и симптомы страхов, повышенной аффективной возбудимости с явления­ми негативизма и агрессии. При этиологическом полиморфизме этих рас­стройств на данном возрастном этапе все же значительно возрастает уровень психогений.

Эмоционально-идеаторный уровень реагирования является веду­щим в пре- и особенно пубертатном возрасте. В патологии это прежде всего проявляется в так называемых «патологических реакциях пубер­татного возраста» (Г.Е. Сухарева, 1959), включающих, с одной стороны, сверхценные увлечения и интересы (например, «синдром философичес­кой интоксикации»), с другой — сверхценные ипохондрические идеи; идеи

мнимого уродства (дисморфофобия, в том числе нервная анорексия), психогенныe реакции — протеста, оппозиции, эмансипации (А.Е. Личко, 1. 1977, 1979; В.В. Ковалев, 1979) и т.д.

Преимущественная симптоматика каждого возрастного уровня ререагирования не исключает симптомов предыдущих уровней, но отводит как правило, более периферическое место в картине дизонтогении. Преобладание же патологических форм реагирования, свойственных болеe младшему возрасту, свидетельствует о явлениях задержки психического развития (К.С. Лебединская, 1969; В.В. Ковалев, 1979 и др.).

При всей важности выделения отдельных уровней нервно-психи­ческого реагирования и последовательности их смены в онтогенезе, не-обходимо учитывать известную условность такой периодизации, так как отдельные проявления нервно-психического реагирования не только сме­няют и отодвигают друг друга, но на разных этапах сосуществуют в но­вых качествах, формируя новые типы клинико-психологической струк­туры нарушения. Так, например, роль соматовегетативных нарушений велика не только на уровне 0—3 лет, когда идет интенсивное формиро­вание данной системы, но и в подростковом периоде, когда эта система претерпевает массивные изменения. Ряд патологических новообразо­ваний пубертатного возраста (основной уровень которых квалифициру­ется в рамках «идеаторно-эмоционального») связан и с расторможени­ем влечений, в основе которых лежит дисфункция эндокринно-вегетативной системы. Далее, психомоторные расстройства могут занимать большое место в дизонтогенезе самого раннего возраста (нарушения развития статических, локомоторных функций).

7 стр., 3221 слов

Тема: особенности психического развития детей с сенсорными нарушениями

... психических процессов является тенденция и к определенному замедлению темпа развития мышления — процессов обобщения и отвлечения. Наряду с вторичными отрицательными симптомами имеют место и симптомы ... речи. Различают два вида поражений слухового анализатора: тугоухостьиглухоту. Глухота– это стойкое нарушение слуха, при котором невозможно самостоятельное восприятие речи на слух и ...

Интенсивные изменения психомоторного облика, как известно, характерны и для подросткового периода. Нарушения развития аффективной сферы имеют большое зна­чение и в самом младшем возрасте. Особое место среди них занимают расстройства, связанные с эмоциональной депривацией, приводящие к задержке различной степени психического развития. В возрасте и до 7 лет в клинической картине различных заболеваний большое место зани­мают такие аффективные расстройства, как страхи. Наконец, разнооб­разные нарушения интеллектуального и речевого развития разной сте­пени выраженности являются патологией, «сквозной» для большинства уровней развития.

Возрастные симптомы, отражая патологически измененную фазу развития, как известно, тем не менее всегда обладают и определенной клинической спецификой, характерной для заболевания, их вызвавше­го. Так, страхи в дошкольном периоде являются возрастным симптомом, потому что они в определенной мере присущи и здоровому ребенку этоro возраста. В патологии детского возраста страхи занимают одно из ведущих мест в становлении бредовых расстройств при шизофрении, свя­зываются с нарушением сознания при эпилепсии, приобретают выражен­ный сверхценный характер при неврозах. То же касается и таких возра­стных проявлений, как фантазии. Будучи неотъемлемой частью психи­ческой жизни нормального ребенка дошкольного возраста, в патологи­ческих случаях они принимают характер аутистических, вычурных, не­лепых, стереотипных при шизофрении, тесно связаны с повышенными влечениями при эпилепсии, носят болезненный тип гиперкомпенсатор­ного характера при ряде неврозов, психопатиях и патологических развитиях личности.

Изучение возрастных симптомов, лежащих на стыке между симп­томами болезни и дизонтогенеза, может дать ценные результаты для ис­следования ряда закономерностей аномалий развития. Однако эта об­ласть до настоящего времени в психологическом плане практически по­чти не исследована.

Таким образом, в детском возрасте взаимоотношения между сим­птомами болезни и проявлениями дизонтогенеза могут быть представ­лены следующим образом: негативные симптомы болезни в значитель­ной мере определяют специфику и тяжесть дизонтогенеза; продуктив­ные симптомы, менее специфичные для дизонтогенеза, все же оказыва­ют общее тормозящее воздействие на психическое развитие больного ребенка; «возрастные» симптомы являются пограничными между продуктивными симптомами болезни и самими явлениями дизонтогене­за.

Психологические параметры дизонтогенеза

Как указывалось, при квалификации психических отклонений па­топсихолог исходит из закономерностей нормального онтогенеза, опи­раясь на положение о единстве закономерностей нормального и ано­мального развития (Л.С. Выготский, 1956; А.Р. Лурия, 1956, 1958; Б.В. Зейгарник, 1976; и др.).

8 стр., 3552 слов

ПСИХИЧЕСКИЕ НАРУШЕНИЯ ПРИ ЧМТ

... Отдаленные последствия ЧМТ. Церебрастения, энцефалопатия, слабоумие, травматическая эпилепсия, посттравматическое развитие личности. Психические нарушения острейшего периода представлены в основном со­стояниями выключения сознания ... характер. Тяжесть состояния пострадавшего определяется, прежде всего, нару­шением функций ствола головного мозга и систем жизнеобеспечения ор­ганизма (дыхание, ...

Важным моментом в изучении как нормального, так и аномального онтогенеза явилось выделение Л.С. Выготским (1936) двух взаимосвя­занных линий развития: биологической и социально-психической. Бо­лезнь, вызывая прежде всего нарушение биологической линии развития, тем самым создает препятствия для социально-психического развития — усвоения знаний и умений, формирования личности ребенка.

Л.С. Выготский считал, что психологическое изучение аномально­го ребенка выдвигает задачи, в определенной мере аналогичные зада-

чам и принципам клинической диагностики: путь от изучения симптомов дизонтогенеза к изучению его синдромов и далее — к типу дизонтогене-за, по существу приравниваемому им к нозологической единице. Только в таком структурно-динамическом изучении аномального развития, во вскрытии его патопсихологических механизмов, Л.С. Выготский видел путь к дифференцированной коррекции нарушений развития. Идеи Л.С. Выготского, выдвинутые около 50 лет тому назад, в настоящее время не только сохраняют свою актуальность, но и приобретают все большее

значение.

Эти положения легли в основу выделяемого нами ряда патопсихо­логических параметров, определяющих характер психического дизон­тогенеза.

1. Первый параметр связан с функциональной локализацией на­рушения.

В зависимости от последней целесообразно различать два основ­ных вида дефекта. Первый из них — частный, обусловленный дефицитарностью отдельных функций гнозиза, праксиса, речи. Второй — об­щий, связанный с нарушением регуляторных систем, как подкорковых, при дисфункции которых наблюдаются снижение уровня бодрствова­ния, психической активности, патологии влечений, элементарные эмо­циональные расстройства, так и корковых, обусловливающих дефекты интеллектуальной деятельности (недостаточность целенаправленности, программирования, контроля), нарушения более сложных, специфичес­ких человеческих эмоциональных образований.

В нормальном онтогенезе имеется определенная последователь­ность в формировании мозговых механизмов психической деятельнос­ти. Развитие отдельных корковых анализаторов не только обгоняет со­зревание лобных регуляторных систем, но и прямо влияет на фор­мирование последних.

Общие и частные нарушения выстраиваются в определенную иерар­хию. Дисфункция регуляторных систем, являющихся, по определению В.Д. Небылицина (1976), «сверханализаторной системой», влияет в той или иной степени на все стороны психического развития. Нарушения же частных функций при прочих равных условиях более парциальны и не­редко компенсируются сохранностью регуляторных и других частных

систем.

При изучении любых нарушений развития требуется обязательный анализ состояния как общих, так и частных нарушений.

2. Второй параметр дизонтогенеза связан с временем поражения.

Характер аномалии развития будет различным в зависимости от того, когда возникло повреждение нервной системы. Чем раньше про­изошло поражение, тем вероятнее явления недоразвития (Л.С. Выготс­кий, 1956).

Чем позднее возникло нарушение нервной системы, тем бо­лее характерны явления повреждения с распадом структуры психичес­кой функции.

2 стр., 606 слов

Установите соответствия между возрастом и стадиями развития психики и речи

... мышление Установите соответствия между возрастом и стадиями развития психики и речи 1. Первая стадия (первые 6 недель жизни ... человек А) наблюдение Б) эксперимент В) беседа 9. Психический познавательный процесс, благодаря которому человек планирует и реализовывает ... выражает свои негативные состояния, позднее эти голосовые явления выражают состояния позитивного знака д) Появляются так ...

Временной фактор определяется не только хронологическим мо­ментом возникновения нарушения, но и длительностью периода разви­тия данной функции в онтогенезе. Повреждению чаще подвергаются фун­кциональные системы с относительно коротким временным циклом раз­вития. Так, чаще повреждаются функции, имеющие подкорковую лока­лизацию, формирование которых в онтогенезе завершается относитель­но рано. Корковые же функции, имеющие более длительный период раз­вития, при раннем воздействии вредности чаще либо стойко недоразвиваются, либо временно задерживаются в своем развитии.

С параметром времени связана и другая вероятность поражения той или иной функции. Как известно, в ходе психического развития каж­дая функция в определенное время проходит через сензитивный пери­од, который характеризуется не только наибольшей интенсивностью развития, но и наибольшей уязвимостью и неустойчивостью по отноше­нию к вредности.

Сензитивные периоды характерны не только для развития отдель­ных психических функций, но и для психического развития ребенка в целом. Выделяются периоды, в которых большинство психофизических систем находятся в сензитивном состоянии, и периоды, для которых ха­рактерны достаточная устойчивость, баланс сформированных и неустой­чивых систем с превалированием первых.

К таким основным сензитивным периодам детства относятся, как известно, возрасты 0—3 года и 11 — 15 лет. В эти периоды особенно вели­ка возможность психических нарушений. Период от 4 до 11 лет более устойчив по отношению к различным вредностям.

Неустойчивость психических функций, характерная для сензитив-мого периода, может обусловить явления регресса — возврата функ­ции на более ранний возрастной уровень как временного, функциональ­ного, так и стойкого, связанного с повреждением функции. Так, на­пример, к временной потере навыков ходьбы, опрятности и т. д. может привести даже соматическое заболевание в первые годы жизни. Приме­ром же стойкого регресса может быть возврат к автономной речи вслед­ствие потери потребностей в коммуникации, наблюдаемой при раннем

детском аутизме. Склонность к регрессу при прочих равных условиях также более характерна для менее зрелой функции.

Наибольшая вероятность явлений регресса имеется в тех случаях, когда более ранние формы психического реагирования не инволюционируют своевременно, а продолжают сосуществовать с возникшими более сложными формами организации психических процессов. При этом чем дольше сохраняются более ранние формы реагирования, чем боль­ший разрыв между ними и сложными формами психической организа­ции, тем меньше устойчивость психического развития в целом и больше вероятность возникновения регрессивных явлений.

Следует, однако, иметь в виду, что регрессу подвержены не только функции, находящиеся в сензитивном периоде. Регрессу могут быть под­вержены и функции уже достаточно прочно закрепленные. Это наблю­дается при более грубом вредоносном воздействии: при шоковой пси­хической травме, остром начале шизофренического процесса у ребенка и т. д.

Явления регресса следует дифференцировать от явлений распа­да, при котором происходит не снижение функции на более ранний воз­растной уровень, а ее грубая дезорганизация либо выпадение.

3 стр., 1463 слов

Особенности развития образной речи у детей дошкольного возраста

... понимание, творчество ребёнка расцветёт. Помимо каждодневного пристального внимания к детской речи, к развитию образной речи детей методом бесед, экскурсий, размышлений педагога с детьми о таинствах ... подходе, останется невостребованной. Какие педагогические средства, методы, технологии следует использовать при развитии образной речи у детей дошкольного возраста? На наш взгляд, существуют два пути ...

В связи с вышесказанным отставание в развитии никогда не носит равномерного характера: при общем повреждении нервной системы в первую очередь чаще страдают те функции, которые находятся в это время в сензитивном периоде и, следовательно, обладают наибольшей неустойчивостью и ранимостью, затем функции, связанные с повреж­денной. Чем тяжелее поражение нервной системы, тем более стойки яв­ления регресса и более вероятны явления распада. Поэтому профиль психического развития аномального ребенка часто будет состоять из сохранных, поврежденных и в разной степени задержанных в своем фор­мировании психических функций.

3. Третий параметр дизонтогенеза характеризует взаимоотноше­ния, между первичным и вторичным дефектом.

Исходя из идеи о системном строении дефекта, Л.С. Выготский (1960), как указывалось выше, предложил различать в аномальном раз­витии две группы симптомов: первичные — нарушения, непосредственно вытекающие из биологического характера болезни (нарушения слуха и зрения при поражении органов чувств, детские церебральные параличи, локальные поражения определенных корковых зон и т. д.) — и вторич­ные, возникающие опосредованно в процессе аномального социального развития. Это деление принципиально важно для изучения аномалий раз­вития.

Первичныи дефект может иметь характер недоразвития или повреждения. Часто наблюдается их сочетание (например, при осложненной олигофрении — недоразвитие корковых систем и повреждение подкор­ковых).

В тех случаях, когда субстрат болезненного процесса неизвес­тен (например, при шизофрении), выделяется не первичный, а «основ­ной» дефект, который определяется местом, занимаемым тем или иным нарушением в общей структуре психической недостаточности при дан­ном заболевании.

Вторичный дефект, по мнению Л.С. Выготского, является основ­ным объектом в психологическом изучении и коррекции аномального развития. Его структура включает в себя ряд компонентов, отражающих как своеобразие болезненного процесса, так и закономерности, опре­деляющие особенности дизонтогенеза в детском возрасте.

Механизм возникновения вторичных нарушений различен. Вторично недоразвиваются те функции, которые непосредственно связаны с поврежденной — так называемое специфическое недоразви­тие. Сюда, например, относится недоразвитие понимания речи у детей с нарушениями слуха.

Вторичное недоразвитие характерно и для тех функций, которые в момент воздействия вредности находятся, как указывалось, в сензитивном периоде. В результате разные вредности могут в определенной мере приводить к сходным результатам. Так, например, в дошкольном возра­сте наиболее интенсивно развивающимися и наиболее уязвимыми явля­ются две функции: произвольная моторика и речь. Обе они нарушаются чаще всего при самых различных вредностях, давая задержку речевого развития, недоразвитие произвольной регуляции действия с явлениями двигательной расторможенности.

Специфичность недоразвития уменьшается по мере удаления от ос­новного дефекта. Чем сложнее психический процесс, чем больше опос­редован он рядом межцентральных взаимодействий, тем больше факторовможет привести к конечному сходному результату вторичных нарушений. Так, например, нарушение сенсорной стороны речи наряду со специфическими вторичными нарушениями обусловливает и задержку «психического развития, которая будет проявляться в замедлении ста­новления логических форм мышления, эмоциональном недоразвитии и т.д. Явления задержки психического развития могут наблюдаться в структурахнервно-психических расстройств и при патологии других систем: нарушеииях зрения, слуха, двигательной и эмоциональной сферы.

2 стр., 608 слов

Функции и роли вожатого

... Вседозволенность, каждый занимается «своим делом», не думая об эффективности общей деятельности Развитию детей не придается значения, у детей нет перспектив личностного роста 2. Фасилитатор- ... включает посредничество в личных спорах, использование новых технических приемов в разрешении конфликтов, развитие согласия и морали, принятие участия в решении проблем коллектива. Способность улаживать ...

В зависимости от места первичного дефекта направление вторич­ного недоразвития может быть «снизу вверх» или «сверху вниз». Л.С. Выготский считал основной координатой вторичного недоразвития на­правление «снизу вверх» — от элементарных функций к более сложным. Однако ряд данных позволяет считать, что вторичное недоразвитие мо­жет наблюдаться не только в отношении высших, но и базальных функ­ций. Известно, что в онтогенезе развитие идет не только «снизу вверх», но и «сверху вниз». В последнем случае развитие высших функций сти­мулирует перестройку базальных, внося в них новые задачи и цели. В случае дефекта высших уровней такого «подтягивания» не происходит, возникает вторичное недоразвитие базальных систем (недоразвитие «сверху вниз»).

Так, например, при олигофрении недоразвитие мышле­ния способствует и вторичному недоразвитию потенциально более сохранных гнозиса и праксиса.

Важнейшим фактором возникновения вторичных нарушений раз­вития является фактор социальной депривации. Дефект, в той или иной мере препятствуя общению, тормозит приобретение знаний и умений. Своевременно не осуществленная психолого-педагогическая коррекция трудностей приводит к выраженной вторичной микросоциальной и пе­дагогической запущенности, ряду расстройств в эмоциональной и лич­ностной сфере, связанных с постоянным ощущением неуспеха (заниженность самооценки, уровня притязаний, возникновение аутистических черт и т. д.).

Необходимость наиболее ранней коррекции вторичных нарушений обусловлена особенностями самого психического развития детского воз­раста. Пропущенные сроки в обучении и воспитании автоматически не компенсируются в более старшем возрасте, а возникшее отставание тре­бует уже более сложных и специальных усилий по его преодолению. Трудности в обучении создают не только педагогическую запущенность, но и стойкое отрицательное отношение к школе, которое в более стар­шем возрасте становится одним из основных факторов, формирующих нарушения поведения у подростков.

Таким образом, в процессе развития изменяется иерархия между первичными и вторичными, биологическими и социально обусловленны­ми нарушениями. Если на первых этапах основным препятствием к обу­чению и воспитанию является первичный дефект, то затем вторично воз­никшие явления психического недоразвитая, а также негативные, лич­ностные установки, вызванные неудачами в школе, нередко начинают занимать ведущее место в отношении к обучению и, иррадиируя на бо­лее широкий круг психологических возрастных проблем, препятствовать адекватной социальной адаптации. И наоборот, ранняя психолого-педагогическаякоррекция дефекта во многом улучшает прогноз формиро­вания личности и социальной компенсации этой группы детей.

4. Четвертый параметр дизонтогенеза связан с нарушением меж­функциональных взаимодействий в процессе аномального системогенеза.

По современным представлениям физиологии и психологии, новые качества возникают в результате перестройки внутрисистемных отноше­ний.

В нормальном онтогенезе может быть выделено несколько типов межфункциональных отношений. К ним можно отнести следующие: яв­ления временной независимости функции, ассоциативные, иерархичес­кие связи.

Явления временной независимости функции характерны для ран­них этапов онтогенеза. Так, Л.С. Выготский (1934) писал, что до двухлет­него возраста линии развития мышления и речи идут раздельно; позднее, перекрещиваясь, они дают начало новой форме развития. Явления не­зависимости характерны для ранних этапов формирования и отдельных компонентов психических функций. Так, на ранних этапах становления речи наблюдается независимость в развитии ее фонетической и смыс­ловой сторон (Л.С. Выготский, 1934).

В норме состояние независимости функции имеет относительный характер. Оно может наблюдаться на определенном этапе развития по отношению к одним психическим процессам, с которыми в будущем эта функция может оказаться наиболее тесно связанной (например, речь с мышлением).

В то же самое время те же функции временно вступают в разносторонние связи с другими психическими функциями, которые в дальнейшем будут играть для них нередко лишь фоновую роль. Напри­мер, роль образных, аффективных компонентов на ранних этапах раз­вития речи ребенка больше, чем в речи взрослого человека.

Второй тип связей — ассоциативный (по Н.А. Берштейну, 1966 — по принципу цепочки) — в качестве ведущего также наблюдается на ран­них этапах онтогенеза. При таком типе взаимодействия разрозненные разномодальные чувственные впечатления объединяются в одно целое на основе временно-пространственной близости. Эти ассоциативные комплексы могут обладать различной степенью сложности, однако сам тип такой организации указывает на малую дифференцированность пси­хических процессов.

Психические функции, построенные по третьему, иерархическому типу, формируются в процессе усложняющейся предметной деятельно­сти и общения. Как показал Н.А. Бернштейн (1947, 1966), иерархический, многоуровневый тип взаимодействия обладает высокой пластично­стью и устойчивостью. Это достигается рядом моментов: выделением ведущих (регуляторных) и фоновых (технических) уровней, а также оп­ределенной автономностью фоновых уровней, каждый из которых ре­шает свою «личную» задачу. В результате такой организации ведущий уровень, разгружаясь от контроля за технической стороной процесса, имеет широкие возможности для дальнейшего усложнения в развитии. В условиях такой автономности нарушения в одном из звеньев при со­хранности других ведут к компенсаторной пластичной перестройке пси­хического процесса, а не к нарушению его целостности, как это имеет место при ассоциативном типе организаций межфункциональных свя­зей.

В нормальном системогенезе эти типы связей — временная незави­симость, ассоциативные и, наконец, иерархические, являющиеся наибо­лее сложным вариантом архитектуры функциональных систем, — отра­жают уровни функциональной организации психических процессов.

Их перестройки и усложнение протекают в определенной хроно­логической последовательности, обусловленной законом гетерохронии

— разновременностью формирования различных функций с опережаю­щим развитием одних по отношению к другим. Каждая из психических функций имеет свою хронологическую формулу, свой цикл развития. На­блюдаются вышеуказанные сензитивные периоды ее более быстрого, иногда скачкообразного развития и периоды относительной замедлен­ности формирования.

Так, на ранних этапах психического онтогенеза наблюдается опе­режающее развитие восприятия и речи при относительно замедленных темпах развития праксиса. Взаимодействие восприятия и речи становит­ся ведущей координацией психического развития. При этом основную роль играет восприятие. Речь на этом этапе, по определению Л.С. Вы­готского, характеризуется прежде всего гностической функцией, кото­рая проявляется в стремлении ребенка «замеченное ощущение обо­значить, сформулировать словесно» (Л.С. Выготский, цит. по Р.Е. Левиной,1968).

Ведущая роль восприятия на раннем этапе наиболее ярко выступа­ет и в известных феноменах Пиаже. В дальнейшем овладение в актив­ном действии функциональными, орудийными свойствами предмета и за­крепление их в слове приводит к перестройке отношений между воспри­ятием, действием и речью и как следствие этого — снятию феноменов Пиаже.

Таким образом, одним из основных проявлений гетерохронии яв­ляется возникновение на каждом возрастном этапе наряду с постоянны­ми иерархическими координациями — факультативных, отражающих переходный характер ряда психических образований. При этом чем слож­нее психическая функция, тем больше таких факультативных координа­ции возникает на пути ее формирования.

В патологии же имеет место нарушение межфункциональных свя­зей.

Временная независимость превращается в изоляцию. Изолирован­ная функция, лишенная воздействий со стороны других психических фун­кций, стереотипизируется, зацикливается в своем развитии. При этом изо­лированной может оказаться не только поврежденная функция, но и со­хранная, если для ее дальнейшего развития необходимо координирую­щее воздействие со стороны нарушенной функции. Так, например, при тяжелых формах умственной отсталости весь моторный репертуар боль­ного ребенка может представлять ритмическое раскачивание, стерео­типное повторение одних и тех же актов. Эти нарушения вызваны не столько дефектностью двигательного аппарата, сколько недоразвити­ем интеллектуальной и мотивационной сфер. При олигофрении с явле­ниями гидроцефалии нередко обращают на себя внимание хорошие ме­ханическая память и речь. Однако возможности использования этих спо­собностей очень ограничены из-за нарушения мышления; поэтому хо­рошее развитие механической памяти выступает изолированно; внешне богатая речь с усвоением достаточно сложных оборотов остается на уровне подражательной.

Ассоциативные связи в условиях органической недостаточности нервной системы характеризуются повышенной инертностью, в результате чего возникают их патологическая фиксация, трудности усложнения, перехода к иерархическим связям. Явления фиксации больше описаны в познавательной сфере в виде различных инертных стереотипов. Значительно менее изучены фиксации в аффективной сфере. Инертные аффективные комплексы тормозят психическое развитие. Так, по данным А.Макфарлейн (1954), «пик» страхов в норме ограничен сензитивными возрастами 3 и 11 лет. В патологическом онтогенезе страхи, фиксируясь, распространяются и на другие возрастные периоды (М. Злотович, 1974, и др.).

Патологическая фиксация приводит и к нарушению своевременной инволюции более ранних форм психической деятельности, что также замедляет развитие. Наиболее страдает в патологии развитие сложных межфункциональ-ных связей, какими являются иерархические координации. Большей частью речь идет о недоразвитии иерархических координации, нестойкости, регрессе при малейших затруднениях.

Так, например, дети с задержкой психического развития, уже ос­воив простые счетные операции в речи, при любом затруднении возвра­щаются к счету на пальцах. Такое явление наблюдается и в норме, одна­ко в патологии оно может носить стойкий характер, требующий специ­альной коррекции. Такие же стойкие регрессивные тенденции отметили Б. Инельдер (1944) и Н. Мильгрем (1973) в интеллектуальных операциях умственно отсталых детей.

Описанные типы патологических связей, возникающих в результа­те дефекта, нарушают нормальный системогенез.

Как уже отмечалось выше, в норме одним из механизмов возник­новения новых координации является гетерохрония. В патологии же на­блюдается его нарушение, возникновение диспропорции в развитии -явление асинхронии (Е. Кречмер, 1956; Г. Штутте, 1967; Р. Заззо, 1968), среди основных проявлений которой можно выделить следующие:

а) явления ретардации — незавершенность отдельных периодов развития, отсутствие инволюции более ранних форм. Это наиболее ха­рактерно для олигофрении и задержки психического развития. Р.Е. Ле­виной (1936) описаны дети с общим речевым недоразвитием, у которых наблюдалось патологически длительное сохранение автономной речи. Дальнейшее речевое развитие у этих детей происходит не в результате смены автономной речи на обычную, а внутри самой автономной речи за счет накопления словаря автономных слов. В этом случае патологичес­ки фиксируется один из низших речевых этапов, в норме занимающий очень короткий период;

б) явления патологической акселерации отдельных функций, на­пример, чрезвычайно раннее (до 1 года) и изолированное развитие речи при раннем детском аутизме; раннее пробуждение сексуального влече­ния при преждевременном половом созревании церебрально-органичес­кого генеза;

в) сочетание явлений патологической акселерации и ретардации пси­хических функций, например, сочетание вышеуказанного раннего воз­никновения речи с выраженным недоразвитием сенсорной и моторной сферы при раннем детском аутизме. При нем также могут длительно сосуществовать развитая обычная речь и речь автономная, наглядные, ком­плексные обобщения и обобщения понятийные и т. д. Таким образом, на одном возрастном этапе имеется смешение психических образований, наблюдаемых в норме в разные возрастные эпохи.

Вышеописанные механизмы изоляции, патологической фиксации, нарушение инволюции ряда психических функций, временные и стойкие регрессии играют большую роль в формировании различных видов асинхронии развития.