Тема: Человек в системе социальных связей

Лекция №7

Тема: Человек в системе социальных связей.

  1. Биологическое и социальное в человеке
  2. Личность
  3. Социальное поведение и социализация личности
  4. Самосознание и самореализация
  5. Единство свободы и ответственности личности

Важным вопросом, позволяющим понять сущность че­ловека, является вопрос о соотношении в человеческом по­ведении природных и культурных факторов.

Как известно, человеческая природа двойственна. Че­ловек стал человеком не только в ходе биологической эво­люции, но и в процессе общественного развития. Общество весьма ощутимо влияет и во многом определяет поведение человека.

Вопрос о соотношении биологического и социального в человеке рассматривается философами как часть пробле­мы сущности человека. Он относится к числу «вечных», поскольку однозначного ответа на него нет, как не было ни в одну эпоху. Одни исследователи считают природное и со­циальное в человеке противоположностями, противостоя­щими друг другу. Другие полагают, что в человеке природное и социальное сосуществуют в неразрывном единстве: только при рождении в человеке преобладает природное, а в процессе становления происходит приобретение его со­циальных черт и признаков. При этом человек утрачивает часть присущих ему природных черт, вернее, их проявле­ния ослабевают. Однако социальные правила человеческо­го поведения имеют и свою биологическую основу — внут­реннее торможение.

Существует и такая точка зрения, которая наряду с биологическим и социальным началами выделяет в чело­веке еще и психическое, которое опосредует (регулирует, упорядочивает) соотношение биологического и социально­го. Сторонники этой точки зрения полагают, что преобра­зование биологического под влиянием социальных факто­ров происходит по-разному в зависимости от того, в какой мере эти факторы значимы для субъекта.

7 стр., 3227 слов

Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции

Человек представляет собой единство трех составляющих: биологической, психической, социальной. Социальная составляющая включает 1) ... вида человеческой деятельности служит 1) использование природных веществ 2) удовлетворение биологических потребностей 3) создание нового, не имеющего ... и проявляются все стороны психики. Особо встает вопрос о том, как формируются и закрепляются относительно устойчивые ...

И все же в современных научных дискуссиях отверга­ются крайние точки зрения на соотношение биологическо­го и социального в поведении человека. Сегодня не вызы­вает сомнения важная роль социальной среды в процессе обретения человеком человеческого. Вспомните хотя бы судьбу многочисленных маугли, не сказочных, а реальных, выросших среди зверей. Они так и не смогли до конца овладеть человеческими формами поведения, даже вернув­шись в сообщество людей. И напротив, выпускники шко­лы для слепоглухонемых детей в Загорске (ныне Сергиев Посад), с которыми по специальным методикам занима­лись психологи и педагоги, смогли не только овладеть ору­дийной деятельностью, но и реализовать себя в полноцен­ном человеческом поведении. Четверо из выпускников этой школы, сохраняя свои природные недостатки, тем не ме­нее окончили психологический факультет МГУ, успешно занимались научной деятельностью.

Вместе с тем успехи генетики, нейрофизиологии и ней­ропсихологии свидетельствуют о значительном влиянии и ге­нетических факторов на формирование психики человека, его способностей и наклонностей. Уже выявлены ген любви, ген удовольствия и другие, от которых зависит проявление чисто человеческих признаков поведения. Установлено так­же влияние физиологических и психологических особеннос­тей на формирование способностей и даже таланта.

Однако следует подчеркнуть: любая природная пред­расположенность человека реализуется в социальных об­стоятельствах. Собственно человеческое бытие — это про­явление и развитие социальности. Любопытно, что даже однояйцевые близнецы, которые при рождении почти не­различимы, со временем под влиянием общества приобре­тают индивидуально-особенные черты (привычки, вкусы, интересы и т. п.).

Следовательно, для формирования чело­века как члена социума небезразличны условия, в которых оно протекает.

Вопрос 2

Общественные свойства человека обычно определяют­ся понятием «личность».

Философская энциклопедия определяет личность сле­дующим образом: это человеческий индивид как субъект от­ношений и сознательной деятельности. Другое значение — устойчивая система социально значимых черт, характери­зующих индивида как члена того или иного общества.

В обоих определениях подчеркиваются связи человека как представителя человеческого рода и общества. Попро­буем разобраться в этих связях.

В науке проявляются два подхода к личности. Первый рассматривает личность как активного участника свобод­ных действий, как субъекта познания и изменения мира. Личностными при этом признаются такие качества, кото­рые определяют образ жизни и самооценку индивидуаль­ных особенностей. Люди непременно оценивают личность через сопоставление с установленными в обществе норма­ми. И сам человек, обладающий разумом, постоянно себя оценивает. При этом самооценка может меняться в зависи­мости от проявлений личности и общественных условий, в которых она действует.

Второе направление изучения личности рассматривает ее через набор функций, или ролей. Человек, действуя в об­ществе, проявляет себя в самых разных обстоятельствах в зависимости не только от индивидуальных черт, но и от об­щественных условий. Так, скажем, при родовом строе вза­имоотношения в семье требуют от старших ее членов од­них действий, а в современном обществе — других.

8 стр., 3526 слов

Воспитание и самовоспитание личности вопросы

... на объект педагогического процесса, т. е. важнейшими факторами развития человека признаются внешние воздействия, формирующие личность. Этому направлению соответствуют следующие определения: • воспитание — целеустремленное, систематическое управление процессом формирования ...

Человек может одновременно осуществлять действия, выполняя разные роли — работника, семьянина, гражда­нина и др. Он совершает поступки, проявляет себя в соци­альных действиях: может быть более или менее умелым тружеником, заботливым или равнодушным членом семьи, достойным гражданином и др. Для личности характерно проявление активности, тогда как безличное существова­ние допускает «плавание по воле случая».

Изучение личности через ролевые характеристики не­пременно предполагает связь человека с общественными отношениями, зависимость от них. Ясно, что и набор ро­лей, и их выполнение (так сказать, репертуар и рисунок роли) связаны с общественным устройством и с индивиду­альными качествами исполнителя. Сравните, например, роли труженика, правителя, воина, ученого в разные эпо­хи. В своих ролевых проявлениях личность развивается со­вершенствуется, меняется. Действует, любит, ненавидит, борется, тоскует не личность сама по себе, а человек, об­ладающий личностью. Через нее, особым, только ему при­сущим образом организуя свою деятельность, отношения, индивид предстает как Человек. Личность проявляет себя в поведении, активном взаимодействии с обществом.

Вопрос 3.

Для обозначения поведения человека в обществе од­ним из основоположников научной социологии — М. Вебе-ром (1864—1920) было введено понятие «социальное дей­ствие». М. Вебер писал: «Не все типы взаимоотношения людей носят социальный характер; социально только то действие, которое по своему смыслу ориентировано на по­ведение других. Столкновение двух велосипедистов, напри­мер, не более чем происшествие, подобное явлению приро­ды. Однако попытка кого-нибудь из них избежать этого столкновения — последовавшая за столкновением брань, потасовка или мирное урегулирование конфликта — явля­ется уже «социальным действием». Иными словами можно сказать, что социальное действие, как и социальное пове­дение, проявляется в целенаправленной активности в отно­шении других людей. При этом нередко социальное пове­дение протекает под влиянием внешних условий.

Анализируя типы социального поведения, М. Вебер установил, что в их основе лежат принятые в обществе об­разцы. К таким образцам относятся нравы и обычаи.

Нравы — такие установки поведения в обществе, ко­торые складываются внутри определенного круга людей под влиянием привычек. Это своего рода социально пред­писанные стереотипы поведения. В процессе становления личности происходит освоение общественных нравов через отождествление себя с другими людьми. Следуя нравам, человек руководствуется соображением, что «так поступа­ют все». Как правило, нравы — особо оберегаемые и почи­таемые в обществе массовые образцы действий.

Если же нравы фактически укоренялись в течение длительного времени, то их можно определить как обычаи. Обычай состоит в неуклонном следовании предписаниям, воспринятым из прошлого. Обычай выступает как средст­во социализации человека, передачи социального и куль­турного опыта от поколения к поколению, выполняя функ­ции поддержания и укрепления внутригрупповой сплочен­ности. Нравы и обычаи, будучи неписаными правилами, тем не менее определяют условия социального поведения.

5 стр., 2308 слов

Человек, индивид, личность, индивидуальность

... гражданином, но далеко не каждый человек, индивид в своих общественных связях и поведении проявляет себя как личность. Исторически человек начинает формироваться как личность на основе выделения индивидуального труда, возникновения ...

Процесс освоения знаний и навыков, способов поведе­ния, необходимых человеку, чтобы стать членом общества, правильно действовать и взаимодействовать со своим соци­альным окружением, называют социализацией. Она охва­тывает все процессы приобщения к культуре, коммуника­ции и научения, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социаль­ной жизни. Некоторые из этих факторов действуют в тече­ние всей жизни, создавая и изменяя установки индивида, например средства массовой информации, другие — на от­дельных стадиях жизни.

В социальной психологии социализация понимается как процесс социального научения, для которого необходи­мо одобрение группы. При этом человек развивает качест­ва, нужные для эффективного функционирования в обще­стве. Многие социальные психологи выделяют две основ­ные стадии социализации. Первая стадия характерна для раннего детства. На этой стадии преобладают внешние ус­ловия регулирования социального поведения. Вторая ста­дия социализации характеризуется тем, что происходит за­мена внешних санкций внутренним контролем.

Расширение и углубление социализации индивида происходит в трех основных сферах: деятельности, обще­ния и самосознания. В сфере деятельности осуществляет­ся как расширение ее видов, так и ориентировка в систе­ме каждого вида деятельности, т. е. выделение главного в ней, ее осмысление и т. д. В сфере общения происходит обогащение круга общения человека, углубление его содер­жания, развитие навыков общения. В сфере самосознания осуществляется формирование образа собственного «Я» как активного субъекта деятельности, осмысление своей соци­альной принадлежности, социальной роли, формирование самооценки и пр.

Вопрос 4

Помимо внешних условий поведения человека в обще­стве, реализации его многочисленных социальных связей, важным является самосознание и самореализация личности.

Обычно под самосознанием понимают определение че­ловеком себя как личности, способной принимать самостоя­тельные решения, вступать в определенные отношения с другими людьми и природой. Одним из важных призна­ков самосознания является готовность человека нести от­ветственность за принимаемые им решения и совершае­мые действия.

Личность проявляет себя не только через самосозна­ние, но и в процессе самореализации. Этим термином оп­ределяется процесс наиболее полного выявления и осуще­ствления личностью своих возможностей, достижения наме­ченных целей в решении лично значимых проблем, позволяющий максимально полно реализовать творческий потенциал личности. Американский ученый А. Маслоу от­носил потребность в самореализации к высшим потребнос­тям человека. Он определял ее как наиболее полное исполь­зование талантов, способностей, возможностей; эта потреб­ность осуществляется путем целенаправленного воздействия личности на саму себя. Способность к самореализации пред­ставляет собой синтез способностей к целенаправленной, лично значимой деятельности, в процессе которой личность максимально раскрывает свой потенциал.

Вопрос 5.

Реализация человеком своего социального предназна­чения во многом зависит от возможности выбирать по сво­ему желанию формы жизнедеятельности. Такая возмож­ность определяется понятием «свобода».

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, а только проводник его духа, футляр, в ... весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить ... неясности и туманности… Инструментом познавания становится сам человек, и от усовершенствования его аппарата, как физического, так ...

В истории общественной мысли понимание свободы за­метно менялось на протяжении веков. В античные време­на свобода понималась как возможность распоряжаться своей судьбой в тех пределах, которые полноправному гражданину полиса предоставляет общественное устройство. Древнегреческие философы Сократ (470/469—399 гг. до н. э.) и Платон (428/427—348 гг. до н. э.) считали, что свобода человека ограничена судьбой, или роком. Лишь немногим посвященным дано право проникнуть в промысел богов и попытаться предсказать судьбу, но ни один человек не должен пытаться изменить свою судьбу.

Еще жестче стоял вопрос о свободе и ответственности человека за свои поступки в представлениях восточных фи­лософско-религиозных систем. Например, в буддизме не­свобода человека предопределена его кармой. Избежать предназначенного в будущем человек может только путем следования установленным правилам. Тогда его душа в других воплощениях может достичь более высокой степе­ни свободы.

В христианском представлении свобода человека пони­малась как действия в границах между божественным предначертанием и возможностью приобщения человека к божественной благодати через преодоление греховности и смертности тела через бессмертие души. Близким к хри­стианскому является и понимание сути свободы в исламе. Ренессанс принес иное понимание свободы, сделав упор на гуманистическое (человеческое) начало, трактуя свободу как практически беспрепятственное развитие луч­шего, что есть в человеке. Свобода прежде всего связыва­лась с творческим потенциалом человека.

Новое время обогатило понимание сущности свободы осознанием необходимости, действующей в природе и соци­уме. Стать свободным — значит осознать те реальные огра­ничения, которые позволяют миру оставаться цельным и разумным, а человеку действовать в соответствии с объ­ективными законами мироздания.

XX век не прибавил оптимизма в отношении свободы человека. С одной стороны, человек становится все более мо­гущественным, но одновременно он все теснее связан с дру­гими людьми, все в большей мере зависим от них, от сохра­нения мира, ставшего слишком хрупким на рубеже XX и XXI вв. Именно в XX в. возникло и распространилось по­нимание свободы как тяжкого бремени, которое порой ста­новится непереносимым для человека, порождает тревогу и даже стремление бежать от свободы. Недаром известное исследование Э. Фромма названо «Бегство от свободы».

Существует ли выход, достойный активно действую­щей личности, для которой не безразличны последствия ее деятельности?

Видимо, такой выход кроется в различении негатив­ного и позитивного понимания свободы. Негативное пони­мание рассматривает свободу как «свободу от» — от той предопределенности, которая довлеет над человеком. Такая свобода действительно предстает как тяжкое бремя, неред­ко выглядит иллюзорной, она не дает человеку настояще­го освобождения.

Другой взгляд на проблему свободы представляется более позитивным, поскольку он понимает свободу как «свободу для». Уже упомянутый выше Э. Фромм считал такую свободу главным условием роста и развития челове­ка. Она — и величайший дар, и бремя, от которого чело­век может отказаться. Свобода, таким образом, связана с осознанием альтернатив, из которых человек выбирает, не­ся ответственность за свои деяния.

13 стр., 6408 слов

Человек как личность и индивидуальность

... его отношений и взаимосвязей с окружающим миром, мы рассматриваем его как личность. Чтобы понять человека в многообразии его отношений к окружающему миру и самому себе, чтобы ... индивид, мы по существу утверждаем, что он потенциально человек. Появляясь на свет, человек постепенно обретает особое социальное качество, становиться личностью. Еще в детстве он включается в исторически ...

Современные исследования философов и психологов да­ют основания для вывода о том, что ответственность высту­пает в качестве внутреннего регулятора социального поведе­ния взрослой личности. И речь здесь идет не о возрасте, а о личностном взрослении. Место внешних условий и огра­ничений, необходимых для ребенка, у взрослого занимают ценности и цели, осознанно и добровольно принимаемые лич­ностью. Взрослому не нужны подсказки и внешние стимулы. Внутренняя свобода личности не ограничивается ее ответственностью, напротив, она обретает в ответственности смысл и предназначение. Неразвитость ответственности или, хуже, безответственность не только мешает человеку стать по-насто­ящему свободной личностью, но и ставит его в зависимость от внешнего контроля, превращая в раба обстоятельств.

Так проблема свободы пересекается с проблемой ответ­ственности. Ответственность — обратная сторона свобо­ды. Она присуща зрелой личности и выражается в осозна­нии себя как причины совершаемых поступков, во внутрен­нем контроле за своими помыслами и поступками. Социальная ответственность выражается в склонности человека вести себя в соответствии с интересами других лю­дей и общества в целом, а не в узкоэгоистических интере­сах. Только свободная и ответственная личность может пол­ноценно реализовать себя в социальном поведении и тем са­мым раскрыть свой потенциал в максимальной степени.

Таким образом, суммируя сказанное о личности, выде­лим еще раз факторы ее формирования. К ним относятся:

деятельность, которая предоставляет человеку воз­можности проявить свои способности, задатки;

общение, в котором человек вступает в диалог с дру­гими людьми, причем не только в непосредственном кон­такте, но и в диалоге с человечеством через усвоение нра­вов, обычаев, социальных норм и правил;

творчество, выступающее как синоним свободы, про­являющейся в ситуациях выбора способа и форм индиви­дуального и социального ответственного поведения.

Все эти факторы человек реализует в процессе социа­лизации через освоение основных общественных ролей.