Тема: Человек в системе социальных связей

Лекция №7

Тема: Человек в системе социальных связей.

  1. Биологическое и социальное в человеке
  2. Личность
  3. Социальное поведение и социализация личности
  4. Самосознание и самореализация
  5. Единство свободы и ответственности личности

Важным вопросом, позволяющим понять сущность че­ловека, является вопрос о соотношении в человеческом по­ведении природных и культурных факторов.

Как известно, человеческая природа двойственна. Че­ловек стал человеком не только в ходе биологической эво­люции, но и в процессе общественного развития. Общество весьма ощутимо влияет и во многом определяет поведение человека.

Вопрос о соотношении биологического и социального в человеке рассматривается философами как часть пробле­мы сущности человека. Он относится к числу «вечных», поскольку однозначного ответа на него нет, как не было ни в одну эпоху. Одни исследователи считают природное и со­циальное в человеке противоположностями, противостоя­щими друг другу. Другие полагают, что в человеке природное и социальное сосуществуют в неразрывном единстве: только при рождении в человеке преобладает природное, а в процессе становления происходит приобретение его со­циальных черт и признаков. При этом человек утрачивает часть присущих ему природных черт, вернее, их проявле­ния ослабевают. Однако социальные правила человеческо­го поведения имеют и свою биологическую основу — внут­реннее торможение.

Существует и такая точка зрения, которая наряду с биологическим и социальным началами выделяет в чело­веке еще и психическое, которое опосредует (регулирует, упорядочивает) соотношение биологического и социально­го. Сторонники этой точки зрения полагают, что преобра­зование биологического под влиянием социальных факто­ров происходит по-разному в зависимости от того, в какой мере эти факторы значимы для субъекта.

7 стр., 3227 слов

Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции

Человек представляет собой единство трех составляющих: биологической, психической, социальной. Социальная составляющая включает 1) ... вида человеческой деятельности служит 1) использование природных веществ 2) удовлетворение биологических потребностей 3) создание нового, не имеющего ... и проявляются все стороны психики. Особо встает вопрос о том, как формируются и закрепляются относительно устойчивые ...

И все же в современных научных дискуссиях отверга­ются крайние точки зрения на соотношение биологическо­го и социального в поведении человека. Сегодня не вызы­вает сомнения важная роль социальной среды в процессе обретения человеком человеческого. Вспомните хотя бы судьбу многочисленных маугли, не сказочных, а реальных, выросших среди зверей. Они так и не смогли до конца овладеть человеческими формами поведения, даже вернув­шись в сообщество людей. И напротив, выпускники шко­лы для слепоглухонемых детей в Загорске (ныне Сергиев Посад), с которыми по специальным методикам занима­лись психологи и педагоги, смогли не только овладеть ору­дийной деятельностью, но и реализовать себя в полноцен­ном человеческом поведении. Четверо из выпускников этой школы, сохраняя свои природные недостатки, тем не ме­нее окончили психологический факультет МГУ, успешно занимались научной деятельностью.

Вместе с тем успехи генетики, нейрофизиологии и ней­ропсихологии свидетельствуют о значительном влиянии и ге­нетических факторов на формирование психики человека, его способностей и наклонностей. Уже выявлены ген любви, ген удовольствия и другие, от которых зависит проявление чисто человеческих признаков поведения. Установлено так­же влияние физиологических и психологических особеннос­тей на формирование способностей и даже таланта.

Однако следует подчеркнуть: любая природная пред­расположенность человека реализуется в социальных об­стоятельствах. Собственно человеческое бытие — это про­явление и развитие социальности. Любопытно, что даже однояйцевые близнецы, которые при рождении почти не­различимы, со временем под влиянием общества приобре­тают индивидуально-особенные черты (привычки, вкусы, интересы и т. п.).

Следовательно, для формирования чело­века как члена социума небезразличны условия, в которых оно протекает.

Вопрос 2

Общественные свойства человека обычно определяют­ся понятием «личность».

Философская энциклопедия определяет личность сле­дующим образом: это человеческий индивид как субъект от­ношений и сознательной деятельности. Другое значение — устойчивая система социально значимых черт, характери­зующих индивида как члена того или иного общества.

В обоих определениях подчеркиваются связи человека как представителя человеческого рода и общества. Попро­буем разобраться в этих связях.

В науке проявляются два подхода к личности. Первый рассматривает личность как активного участника свобод­ных действий, как субъекта познания и изменения мира. Личностными при этом признаются такие качества, кото­рые определяют образ жизни и самооценку индивидуаль­ных особенностей. Люди непременно оценивают личность через сопоставление с установленными в обществе норма­ми. И сам человек, обладающий разумом, постоянно себя оценивает. При этом самооценка может меняться в зависи­мости от проявлений личности и общественных условий, в которых она действует.

Второе направление изучения личности рассматривает ее через набор функций, или ролей. Человек, действуя в об­ществе, проявляет себя в самых разных обстоятельствах в зависимости не только от индивидуальных черт, но и от об­щественных условий. Так, скажем, при родовом строе вза­имоотношения в семье требуют от старших ее членов од­них действий, а в современном обществе — других.

3 стр., 1064 слов

Взаимодействие личности и общества в теории З.Фрейда

... в мыслях , словах и поступках .Психоаналитическаятеория основывается на представлении , что поведение человека активизируетсяединой энергией , согласно закону сохранения энергии то есть она можетпереходить из ... , мы можем получить проявление агрессии взамен наотверженное чувство любви .Проблемавзаимодействия личности и общества продолжается до сегодняшних дней , и я думаюбудет актуальной пока есть ...

Человек может одновременно осуществлять действия, выполняя разные роли — работника, семьянина, гражда­нина и др. Он совершает поступки, проявляет себя в соци­альных действиях: может быть более или менее умелым тружеником, заботливым или равнодушным членом семьи, достойным гражданином и др. Для личности характерно проявление активности, тогда как безличное существова­ние допускает «плавание по воле случая».

Изучение личности через ролевые характеристики не­пременно предполагает связь человека с общественными отношениями, зависимость от них. Ясно, что и набор ро­лей, и их выполнение (так сказать, репертуар и рисунок роли) связаны с общественным устройством и с индивиду­альными качествами исполнителя. Сравните, например, роли труженика, правителя, воина, ученого в разные эпо­хи. В своих ролевых проявлениях личность развивается со­вершенствуется, меняется. Действует, любит, ненавидит, борется, тоскует не личность сама по себе, а человек, об­ладающий личностью. Через нее, особым, только ему при­сущим образом организуя свою деятельность, отношения, индивид предстает как Человек. Личность проявляет себя в поведении, активном взаимодействии с обществом.

Вопрос 3.

Для обозначения поведения человека в обществе од­ним из основоположников научной социологии — М. Вебе-ром (1864—1920) было введено понятие «социальное дей­ствие». М. Вебер писал: «Не все типы взаимоотношения людей носят социальный характер; социально только то действие, которое по своему смыслу ориентировано на по­ведение других. Столкновение двух велосипедистов, напри­мер, не более чем происшествие, подобное явлению приро­ды. Однако попытка кого-нибудь из них избежать этого столкновения — последовавшая за столкновением брань, потасовка или мирное урегулирование конфликта — явля­ется уже «социальным действием». Иными словами можно сказать, что социальное действие, как и социальное пове­дение, проявляется в целенаправленной активности в отно­шении других людей. При этом нередко социальное пове­дение протекает под влиянием внешних условий.

Анализируя типы социального поведения, М. Вебер установил, что в их основе лежат принятые в обществе об­разцы. К таким образцам относятся нравы и обычаи.

Нравы — такие установки поведения в обществе, ко­торые складываются внутри определенного круга людей под влиянием привычек. Это своего рода социально пред­писанные стереотипы поведения. В процессе становления личности происходит освоение общественных нравов через отождествление себя с другими людьми. Следуя нравам, человек руководствуется соображением, что «так поступа­ют все». Как правило, нравы — особо оберегаемые и почи­таемые в обществе массовые образцы действий.

Если же нравы фактически укоренялись в течение длительного времени, то их можно определить как обычаи. Обычай состоит в неуклонном следовании предписаниям, воспринятым из прошлого. Обычай выступает как средст­во социализации человека, передачи социального и куль­турного опыта от поколения к поколению, выполняя функ­ции поддержания и укрепления внутригрупповой сплочен­ности. Нравы и обычаи, будучи неписаными правилами, тем не менее определяют условия социального поведения.

13 стр., 6010 слов

Теории происхождения человека. Биологическое и социальное в человеке.

... анализ проблемы отчуждения (несвободы) человека. В капиталистическом обществе XIXв. человек закрепощён социальными стихиями и институтами. Решение свободы человека должно лежать на путях коренного ... происхождение, возникновение) – происхождения человека и человеческого общества, смысла существования человека как вида и смысла жизни отдельной личности, свободы и необходимости в человеческих действиях ...

Процесс освоения знаний и навыков, способов поведе­ния, необходимых человеку, чтобы стать членом общества, правильно действовать и взаимодействовать со своим соци­альным окружением, называют социализацией. Она охва­тывает все процессы приобщения к культуре, коммуника­ции и научения, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социаль­ной жизни. Некоторые из этих факторов действуют в тече­ние всей жизни, создавая и изменяя установки индивида, например средства массовой информации, другие — на от­дельных стадиях жизни.

В социальной психологии социализация понимается как процесс социального научения, для которого необходи­мо одобрение группы. При этом человек развивает качест­ва, нужные для эффективного функционирования в обще­стве. Многие социальные психологи выделяют две основ­ные стадии социализации. Первая стадия характерна для раннего детства. На этой стадии преобладают внешние ус­ловия регулирования социального поведения. Вторая ста­дия социализации характеризуется тем, что происходит за­мена внешних санкций внутренним контролем.

Расширение и углубление социализации индивида происходит в трех основных сферах: деятельности, обще­ния и самосознания. В сфере деятельности осуществляет­ся как расширение ее видов, так и ориентировка в систе­ме каждого вида деятельности, т. е. выделение главного в ней, ее осмысление и т. д. В сфере общения происходит обогащение круга общения человека, углубление его содер­жания, развитие навыков общения. В сфере самосознания осуществляется формирование образа собственного «Я» как активного субъекта деятельности, осмысление своей соци­альной принадлежности, социальной роли, формирование самооценки и пр.

Вопрос 4

Помимо внешних условий поведения человека в обще­стве, реализации его многочисленных социальных связей, важным является самосознание и самореализация личности.

Обычно под самосознанием понимают определение че­ловеком себя как личности, способной принимать самостоя­тельные решения, вступать в определенные отношения с другими людьми и природой. Одним из важных призна­ков самосознания является готовность человека нести от­ветственность за принимаемые им решения и совершае­мые действия.

Личность проявляет себя не только через самосозна­ние, но и в процессе самореализации. Этим термином оп­ределяется процесс наиболее полного выявления и осуще­ствления личностью своих возможностей, достижения наме­ченных целей в решении лично значимых проблем, позволяющий максимально полно реализовать творческий потенциал личности. Американский ученый А. Маслоу от­носил потребность в самореализации к высшим потребнос­тям человека. Он определял ее как наиболее полное исполь­зование талантов, способностей, возможностей; эта потреб­ность осуществляется путем целенаправленного воздействия личности на саму себя. Способность к самореализации пред­ставляет собой синтез способностей к целенаправленной, лично значимой деятельности, в процессе которой личность максимально раскрывает свой потенциал.

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, а только проводник его духа, футляр, в ... весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить ... неясности и туманности… Инструментом познавания становится сам человек, и от усовершенствования его аппарата, как физического, так ...

Вопрос 5.

Реализация человеком своего социального предназна­чения во многом зависит от возможности выбирать по сво­ему желанию формы жизнедеятельности. Такая возмож­ность определяется понятием «свобода».

В истории общественной мысли понимание свободы за­метно менялось на протяжении веков. В античные време­на свобода понималась как возможность распоряжаться своей судьбой в тех пределах, которые полноправному гражданину полиса предоставляет общественное устройство. Древнегреческие философы Сократ (470/469—399 гг. до н. э.) и Платон (428/427—348 гг. до н. э.) считали, что свобода человека ограничена судьбой, или роком. Лишь немногим посвященным дано право проникнуть в промысел богов и попытаться предсказать судьбу, но ни один человек не должен пытаться изменить свою судьбу.

Еще жестче стоял вопрос о свободе и ответственности человека за свои поступки в представлениях восточных фи­лософско-религиозных систем. Например, в буддизме не­свобода человека предопределена его кармой. Избежать предназначенного в будущем человек может только путем следования установленным правилам. Тогда его душа в других воплощениях может достичь более высокой степе­ни свободы.

В христианском представлении свобода человека пони­малась как действия в границах между божественным предначертанием и возможностью приобщения человека к божественной благодати через преодоление греховности и смертности тела через бессмертие души. Близким к хри­стианскому является и понимание сути свободы в исламе. Ренессанс принес иное понимание свободы, сделав упор на гуманистическое (человеческое) начало, трактуя свободу как практически беспрепятственное развитие луч­шего, что есть в человеке. Свобода прежде всего связыва­лась с творческим потенциалом человека.

Новое время обогатило понимание сущности свободы осознанием необходимости, действующей в природе и соци­уме. Стать свободным — значит осознать те реальные огра­ничения, которые позволяют миру оставаться цельным и разумным, а человеку действовать в соответствии с объ­ективными законами мироздания.

XX век не прибавил оптимизма в отношении свободы человека. С одной стороны, человек становится все более мо­гущественным, но одновременно он все теснее связан с дру­гими людьми, все в большей мере зависим от них, от сохра­нения мира, ставшего слишком хрупким на рубеже XX и XXI вв. Именно в XX в. возникло и распространилось по­нимание свободы как тяжкого бремени, которое порой ста­новится непереносимым для человека, порождает тревогу и даже стремление бежать от свободы. Недаром известное исследование Э. Фромма названо «Бегство от свободы».

Существует ли выход, достойный активно действую­щей личности, для которой не безразличны последствия ее деятельности?

Видимо, такой выход кроется в различении негатив­ного и позитивного понимания свободы. Негативное пони­мание рассматривает свободу как «свободу от» — от той предопределенности, которая довлеет над человеком. Такая свобода действительно предстает как тяжкое бремя, неред­ко выглядит иллюзорной, она не дает человеку настояще­го освобождения.

6 стр., 2518 слов

Понятия человек, личность, индивид, индивидуальность.

... можно передать формулой: "Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают".   Понятия человек, личность, индивид, индивидуальность. Вместе с термином "личность" употребляют понятия "индивидуальность", "индивид", "человек". Данные понятия содержательно меж собой ...

Другой взгляд на проблему свободы представляется более позитивным, поскольку он понимает свободу как «свободу для». Уже упомянутый выше Э. Фромм считал такую свободу главным условием роста и развития челове­ка. Она — и величайший дар, и бремя, от которого чело­век может отказаться. Свобода, таким образом, связана с осознанием альтернатив, из которых человек выбирает, не­ся ответственность за свои деяния.

Современные исследования философов и психологов да­ют основания для вывода о том, что ответственность высту­пает в качестве внутреннего регулятора социального поведе­ния взрослой личности. И речь здесь идет не о возрасте, а о личностном взрослении. Место внешних условий и огра­ничений, необходимых для ребенка, у взрослого занимают ценности и цели, осознанно и добровольно принимаемые лич­ностью. Взрослому не нужны подсказки и внешние стимулы. Внутренняя свобода личности не ограничивается ее ответственностью, напротив, она обретает в ответственности смысл и предназначение. Неразвитость ответственности или, хуже, безответственность не только мешает человеку стать по-насто­ящему свободной личностью, но и ставит его в зависимость от внешнего контроля, превращая в раба обстоятельств.

Так проблема свободы пересекается с проблемой ответ­ственности. Ответственность — обратная сторона свобо­ды. Она присуща зрелой личности и выражается в осозна­нии себя как причины совершаемых поступков, во внутрен­нем контроле за своими помыслами и поступками. Социальная ответственность выражается в склонности человека вести себя в соответствии с интересами других лю­дей и общества в целом, а не в узкоэгоистических интере­сах. Только свободная и ответственная личность может пол­ноценно реализовать себя в социальном поведении и тем са­мым раскрыть свой потенциал в максимальной степени.

Таким образом, суммируя сказанное о личности, выде­лим еще раз факторы ее формирования. К ним относятся:

деятельность, которая предоставляет человеку воз­можности проявить свои способности, задатки;

общение, в котором человек вступает в диалог с дру­гими людьми, причем не только в непосредственном кон­такте, но и в диалоге с человечеством через усвоение нра­вов, обычаев, социальных норм и правил;

творчество, выступающее как синоним свободы, про­являющейся в ситуациях выбора способа и форм индиви­дуального и социального ответственного поведения.

Все эти факторы человек реализует в процессе социа­лизации через освоение основных общественных ролей.