Оглавление
Введение. 2
Глава 1. Теоретическое изучение развития речи глухих детей младшего школьного возраста. 5
1.1. Закономерности развития речи в норме. 5
1.2. Особенности развития речи глухих детей. 19
1.3. Состояние речевого общения глухих детей в младшем школьном возрасте. 26
Глава 2. Эмпирическое исследование, направленное на изучение развития речи глухих детей младшего школьного возраста. 31
2.1. Организация исследования. 31
2.2. Результаты исследования и их обсуждение. 35
2.3. Выводы и рекомендации. 43
Заключение. 55
Список литературы. 58
Введение.
Взгляды специалистов, занимающихся проблемами развития и обучения глухих детей, основываются на научном представлении о том, что в формировании личности неслышащего ребенка прослеживаются общие закономерности становления человеческой деятельности, однако, в иных условиях. Определенные затруднения во взаимодействии глухого ребенка со средой и окружающими людьми обусловливают специфику его развития. Несомненно, существенную роль в формировании личности неслышащего оказывает своеобразие его общения на основе словесной речи (Р.М.Боскис, Т.А.Власова, Л.С.Выготский, А.И.Дьячков, Л.В.Нейман, Т.В. Розанова, И.М.Соловьев, Ж.И.Шиф, Н.Д.Ярмаченко, Н.В.Яшкова и др.).
С учетом этого положения и значимости словесной речи в развитии человека особое внимание в коррекционном обучении детей с недостатками слуха уделяется обучению языку.
Специфика обучения глухих детей языку состоит в том, чтобы, «используя компенсаторные возможности, обеспечить формирование речи у глухих с учетом основных закономерностей этого процесса, наблюдающихся у слышащих» . Действующая на протяжении нескольких десятилетий в школах для глухих детей коммуникативная система основана на утверждении, что процесс обучения языку «может и должен протекать по принципу формирования речевого общения» . В этих словах автора коммуникативной системы заключаются два важных вывода, состоящих в том, что, во-первых, у глухих детей необходимо формировать навык речевого общения и, во-вторых, что овладение словесной коммуникацией значимо для обучения неслышащих системе языка. Иначе говоря, речевое общение является и целью и средством обучения глухих школьников языку.
Особенности памяти глухих детей дошкольного возраста
... глухих детей со сложным дефектом / Под ред. М.С.Певзнер, Т.В.Розановой. - М., 1980. 16. Книга для учителя школы слабослышащих: К истории изучения и обучения слабослышащих; Обучение математике; Развитие общебиологических умений, развитие восприятий речи ...
Актуальность темы исследования также связана с тем, что на фоне большого числа исследований психического развития глухих детей вопрос о развитии речи глухих детей младшего школьного возраста достаточно мало привлекал внимание исследователей.
Чтобы данные утверждения не казались бездоказательными, в дипломной работе будут рассмотрены не только теоретические основы развития речи глухого ребенка, но и конкретные результаты эмпирического исследования по изучению уровня развития речи глухих детей младшего школьного возраста.
Целью данной работы является изучение особенностей развития речи глухих детей младшего школьного возраста.
Целевая направленность исследования обусловила необходимость решения следующих задач:
— изучить теоретические основы психического развития ребенка с нарушением слуха;
— рассмотреть основные аспекты развития речи глухого ребенка;
— провести эмпирическое исследование, направленное на выявление особенностей развития речи глухих детей младшего школьного возраста;
— сделать выводы.
Как следствие, предметом исследования и анализа является речь глухих детей младшего школьного возраста.
Объектом исследования является развитие речи глухих детей младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования: у глухих детей младшего школьного возраста имеются особенности и задержки в развитии речи, обусловленные общими закономерностями психического развития и структурой дефекта.
Практическая значимость дипломной работы заключается в возможности применения результатов эмпирического исследования для разработки элементов системы коррекционной работы глухих детей младшего школьного возраста, а также в возможности использования в аналогичных курсовых и дипломных работах.
Цель и задачи дипломной работы определили ее структуру и внутреннюю логику. Работа включает такие разделы, как введение, основную часть, состоящую из двух глав, заключение, библиографию и приложения, увязанные с текстом работы.
Теоретической базой исследования послужил обширный список литературы по психологии и коррекционной педагогике, отечественные монографии, периодические издания, справочная литература. Эмпирическая база исследования – коррекционная школа № 3 г. Москвы………..
Список литературы.
1. Бодалев А.А. Личность и общение. М., 1978, стр. 237-240.
2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968.
3. Бородай Ю.М. Воображение и теория познания. – М., 1966.
4. Боскис Р. М. Глухие и слабослышащие дети М, Изд во АПН РСФСР, 1963.
5. Боскис Р. М., Коровин К.Г.и Синяк В.А. Формирование грамматического строя языка тугоухих учащихся. М, Изд-во АПН РСФСР, 1955
6. Величко Б.М. Современная когнитивная психология. М.: Изд-ю МГУ, 1982. С.
7. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – С-Пб.: Союз, 1997.
8. Дубровина И. В., Данилова Е. Е., Прихожан А. М. Психология: Учебник для студентов средних педагогических учебных заведений./ Под ред. И. В. Дубровиной. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 464 с.
9. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. – М: Знание, 1986.
10. Заззо Р. Психическое развитие ребенка и влияние среды // Вопросы психологии 1967 №2. Стр. 8-10.
Особенности развития речи у детей раннего возраста с нарушенной ...
... литературы дать характеристику развития речи у дошкольников, а также развития слухового восприятия. 2. Раскрыть понятие речь и дать характеристику развития речи у детей дошкольного возраста с нарушением слуха. Объект исследования - речь у дошкольников с ...
11. Изучение слабослышащих детей в процессе обучения. Под ред проф. Р. М. Боскис М, “Педагогика”, 1972
12. Кравцова Е. Е. Разбуди в ребенке волшебника: Кн. Для воспитателя дет. сада и родителей. – М.: Просвещение; Учебная литература, 1996. – 160с.: ил.
13. Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.
14. Кузнецова Л. В. Гармоничное развитие личности младшего школьника: Книга для учителя. – М., Просвещение, 1988. – 224с.
15. Кулагина И. Ю. Возрастная психология: Развитие ребёнка от рождения до 17 лет: Учебное пособие третье издание. – М.: УРАО, 1997. – 176 с.
16. Лей Н.С. Возрастные предпосылки умственных способностей. Хрестоматия по психологии. М.: Просвещение, 1987.
17. Леонтьев А.Н. Избр. Психологические Произведения: В 2 т. М.: Педагогика.
18. Медведева Е.А. К вопросу о диагностики воображения и творчества у старших дошкольников с задержкой психологического развития (сообщение II) // Дефектология. – 1999.- №4.
19. Метт А. И. и Никитина Н. А. Зрительное восприятие устной речи. М, “Просвещение”, 1965.
20. Мир детства: Младший школьник. / Под ред. А.Г.Хрипновой; отв. ред. В.В.Давыдов. – М.: Педагогика, 1981.-400с.
21. Нейман Л В, Правдина О.В. Нарушение слуха и его влияние на формирование речи. В сб. “Расстройства речи у детей и подростков”, под ред проф С С Ляпидевского. М, “Медицина”, 1969, стр 60—79
22. Немов Р. С. Психология: Учебник для студентов высш. пед. учеб. Заведений: В 3 кн.: Кн. 3: Экспериментальная педагогическая психология ип психодиагностика. – М.: Просвещение: Владос, 1995.
23. Обухов Л.Ф. Концепция Шана Пиаже: за и против – М., 1981. (стр. 108-110).
24. Общая психология – М., 1986 (стр. 322-330).
25. Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста / Под. ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. – М., 1988.
26. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. – Второе издание, стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 512 с.
27. Пиаже Ш. Роль действий в формировании мышления // Вопросы психологии. 1965 №6 стр. 6.
28. Психологический словарь / Под ред. В.В.Давыдова, А.В.Запорожца, Б.Ф.Ломова и др.; Научно-исследовательский институт общей и педагогической психологии Академии педагогических наук СССР. – М.: Педагогика, 1983.-148с.
29. Пушкин В.Н. Эвристическая деятельность человека и проблемы современной науки // Хрестоматия по психологии. М.: Просвещение, 1987. С. 201—217.
30. Рау Е. Ф. О работе с детьми раннего возраста, имеющими недостатки слуха и речи. М, Изд-во АПН РСФСР, 1950.
31. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – М., 1946 – 590с.
32. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. —Ярославль: Академия развития, 1996. — 240 с., ил.
33. Сухомлинский В. А. Духовный мир школьника. – М., 1946. – 590с.
34. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. – Киев: Радяньска школа, 1969. – 381с.
1.Психология как наука. Предмет, функции и задачи различных отраслей ...
... специфика их применения в общей психологии, психологии развития, педагогической и социальной психологии Методы иссл-ия в психологии: наблюдение- ... в возрастной и пед-й психологии метод прослеживания изменений психики ребенка в процессе активного воздействия ... благодаря психологическим орудиям (слова, речь, смысл). В результате онтогенетического развития психики человека формируются: произвольные ...
35. Торшина К. А. Современные исследования проблемы креативности в зарубежной психологии // Вопросы психологии. – 1998. — №4.
36. Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по детской психологии: Пособие для студентов пед. институтов, учащихся пед. училищ и колледжей, воспитателей детского сада / Под ред. Г. А. Урунтаевой. – М.: Просвещение: Владос, 1995.
37. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. М.: Изд-во МГУ 1981.
38. Шиф Ж. И. Усвоение языка и развитие мышления у глухих детей. М., 1968. С. 22-39.
39. Эльконин Д. Б. Психологическое развитие в детских возрастах. – М.: НПО “Модек”, 1995. – 416с.
40. Яковлева Е. Л. Развитие творческого потенциала личности школьника // Вопросы психологии. – 1996. — №3.