Сравнительная характеристика речевых и неречевых симптомов при разных формах дизартрии

Практическое занятие 1.

Тема: Анатомо-физиологические механизмы речи. Периферическая, проводниковая и центральная часть речевой функциональной системы

Вопросы для самоподготовки

1. Цель, предмет и задачи дисциплины.

2. Периферическая, проводниковая и центральная часть речевой функциональной системы.

3. Периферический отдел речеслухового и речедвигательного анализатора и их значение в формировании и функционировании речевой деятельности.

4. Головной мозг. Кора головного мозга.

5. Принцип многоуровневой и динамической локализации ВПФ.

Иерархическая организация ЦНС

7.Корковые речевые зоны. Выделить зоны, реализующие импрессивную и экспрессивную речь. Записать, к каким цитоархитектоническим полям Бродмана относятся эти зоны мозга.

8. Подкорковый уровень регуляции, структуры, функции.

9. Стволово-мозжечковый уровень, структуры, значение.

10. Черепно-мозговые нервы, значение для иннервации артикуляционно-фонационных мышц.

11. Чувствительная и двигательная иннервация лица, губ, языка, мягкого и твёрдого нёба.

12. Механизмы нервной регуляции речевого дыхания.

13. Отличия физиологического и речевого дыхания (в том числе по уровню мозговой регуляции).

14. Теменно-височно-затылочная зона (ТРО s ТПО) левого и правого полушарий мозга найти в интернете распечатать и приклеить в тетрадь

15. Центры коры больших полушарий, симметричные и асимметричные, первичные, вторичные и третичные поля, их значение в формировании речевой деятельности. найти в интернете распечатать и приклеить в тетрадь

16. Значение функциональных систем в формировании речи и мышле­ния. Учение о локализации функций в коре головного мозга. Значение трех уровней или блоков головного мозга по Д.Р.Лурия. Значение обратной связи ЦНС при выполнении речевой функции. найти в интернете распечатать и приклеить в тетрадь

ПИСЬМЕННО Составьте схему трёх блоков функции нервной системы по материалам работ А.Р. Лурия

17. Заполните таблицы письменно в тетради.

СТРУКТУРЫ МОЗГА ФУНКЦИЯ СТРУКТУРЫ МОЗГА ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ
Лобные доли    
Правое полушарие    
Височная доля    
Теменная доля    
Затылочная доля    
Мозжечок    
Стриопаллидарная система    
Тройничный нерв    
Лицевой нерв    
Языкоглоточный нерв    
Блуждающий нерв    
Добавочный нерв    
Подъязычный нерв    
Область переднецентральной извилины    
Область постцентральной извилины    
Задняя треть верхней лобной извилины    
Нижняя теменная извилина    
Теменно- затылочная область    
Зона Брока    
Зона Вернике    
Зона ТРО    
     

 

ЧМН Вид иннервации Орган иннервации Признак нарушения иннервации Методика обследования  
По каждому нерву из лекции Двигательная Чувствительн. Вкусовая      
         
         
         
         

 

1. Рекомендуемая литература:

1. Бадалян Л.О. Невропатология / Л.О.Бадалян. – М.: Просвещение, 2002. – 250 с.

2. Визель Т. Г. Основы нейропсихологии: учеб. для студентов вузов / Т. Г. Визель. – М. : АСТ: Транзиткнига, 2006. – 384с.

3. Гуровец Г.А. Невропатология / Г.А. Гуровец. – М.: Владос, 2006. – 315 с.

4. Логопедия : учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / под ред. Л. С. Волковой. – 5-е изд., перераб. и доп. – М. :Гуманитар. Изд. Центр Владос, 2009. – 703с.

5. Ляпидевский С.С. Невропатология / С.С. Ляпидевский. – М.: Владос, 2005 – 214 с.

6. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии / А.Р. Лурия. – М.:Просвещение, 2005 – 340с.

7. Цукер М.Б. Основы невропатологии детского возраста / М.Б. Цукер. – М.: Владос, 2002 – 250 с.

8. Семенович И.М. Детская патопсихология. Диагностика и коррекция / И.М. Семенович. – М.: Владос, 2004 – 325 с.

9. Леонтьев А.А. Язык, речь и речевая деятельность / А.А. Леонтьев. – М.: Медицина, 1969. – 311 с.

10. Ромоданов А.П. Атлас топической диагностики заболеваний нервной системы / А.П. Ромоданов. – К.: Вища школа, 1979. – 483 с.

11. Триумфов А.В. Топическая диагностика заболеваний нервной системы / А. В. Триумфов. – М.: Медицина, 1974. – 327 с.

12. Поваляева М.А. Справочник логопеда – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002. — 448 с.

 

Практическое занятие 2.

Тема: Дизартрия. Этиология и патогенез, классификация, основные проявления каждой формы, дифференциальная диагностика со схожими заболеваниями.

 

Вопросы для самоподготовки

1. Этиология и патогенез, классификация дизартрии. Патология, связанная с нарушением иннервации речевых мышц, вызывающая расстройство звукопроизносительной стороны речи.

2. Бульбарная дизартрия, характеристика, основные проявления, локализация очага поражения.

3. Псевдобудьбарная дизартрия, характеристика, основные проявления, локализация очага поражения.

4. Экстрапирамидная дизартрия, характеристика, основные проявления, локализация очага поражения.

5. Мозжечковая дизартрия, характеристика, основные проявления, локализация очага поражения.

6. Корковая дизартрия, характеристика.

7. Стертая дизартрия, характеристика. Дифференциальная диагностика стертой дизартрии и сложной дислалии.

8. Особенности дизартрии у детей. Заболевания детского возраста, при которых отмечается дизартрия. Психолого-педагогическая характеристика детей с дизартрией. Объем обследования детей с дизартрией.

 

1. Задания для письменного выполнения:

Сравнительная характеристика речевых и неречевых симптомов при разных формах дизартрии

Дифференциация признаков дизартрии.

Форма дизартрии Очаг поражения Патогенез Ведущие неврологические симптомы
1. Корковая      
2. Подкорковая      
3. Мозжечковая      
4. Псевдобульбарная      
5. Бульбарная      
       

 

Дифференциальная диагностика стёртой дизартрии и сложной дислалии

Симптом Сложная дислалия Стёртая дизартрия
     
     
     
     
     

Влияние тонуса мышц на характер звукопроизношения.

Характер изменения тонуса Форма дизартрии Клинические проявления (внешний вид мышцы) Влияние на звукопроизношение
1. Гипертония      
2. Гипотония      
3. Дистония      

 

Задание на следующий триместр

Практическое занятие 3/1.

Тема: Методы неврологического обследования детей с речевой патологией, интерпретация поражений ЦНС в сочетании с речевыми нарушениями.

Вопросы для самоподготовки

Задания для письменного выполнения:

1. Тесты для оценки функционирования теменно-затылочных отделов коры головного мозга ребенка.

2. Тесты на обследование произвольной мимической моторики.

3. Тесты на обследование речевой моторики.

4. Тесты на обследование произвольной моторики.

5. Тесты на обследование тонких движений пальцев рук.

6. Черепно-мозговые нервы, значение для иннервации артикуляционно-фонационных мышц.

7. Чувствительная и двигательная иннервация лица, губ, языка, мягкого и твёрдого нёба.

8. Неврологическое обследование функции черепно-мозговых нервов.

9. Неврологическое обследование функции мозжечка.

Литература: Поваляева М.А. Справочник логопеда – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002. — 448 с.

Практическое занятие 3/2.

Тема: Афазия. Этиология и патогенез, классификация, основные проявления, методы исследования.

Вопросы для самоподготовки

1. Дайте определение экспрессивной и импрессивной речи.

2. Этиология и патогенез афазии. Классификация афазии

3. Характеристика форм моторной афазии, динамическая афазия, характеристика, основные проявления, локализация поражения при данной форме.

4. Эфферентная моторная афазия, основные проявления, локализация поражения при данной форме афазии.

5. Афферентная моторная афазия, характеристика, основные проявления, локализация поражения при данной форме. Нарушение письма при моторных формах афазии. Характеристика сенсорных форм афазии.

6. Сенсорная афазия, характеристика, основные проявления, локализация поражения при данной форме афазии.

7. Семантическая афазия, характеристика, основные проявления, локализация поражения при данной форме.

8. Амнестическая афазия, характеристика, основные проявления, локализация поражения при данной форме афазии.

9. Акустико-мнестическая афазия, характеристика, основные проявления, локализация поражения при данной форме. Нарушение чтения и письма при сенсорных формах афазии. Акалькулия и амузия при афазии.

10. Особенности течения афазии в детском возрасте. Методы исследования при афазических расстройствах. Дифференциальная диагностика со схожими заболеваниями. Обследование и основные направления коррекции логопедической работы с афазиками.

 

1. Задания для письменного выполнения:

Характеристика афазии

Форма афазии Очаг поражения Патогенетический механизм (что нарушается)
     

 

Характеристика неврологических расстройств, сопутствующих афазии.

Форма афазии Доля мозга, при поражении которой возникает данная форма афазии Сопутствующие неврологические симптомы
     

 

Практическое занятие 4.

Тема: Алалия. Этиология и патогенез, классификация, основные проявления, методы исследования, дифференциальная диагностика с другими заболеваниями, связанными с речеслуховыми расстройствами.

Вопросы для самоподготовки

1. Этиология алалии. Патогенез. Классификация алалии.

2. Характеристика и особенности течения каждой формы алалии.

3. Моторная алалия, характеристика, основные проявления, локализация очага поражения при данной форме.

4. Степень выраженности течения алалии: от тяжелых форм до стертых форм.

5. Особенности нервно-психической сферы у детей с алалией. Особенности формирования речи у детей с алалией.

6. Особенности формирования чтения и письма у детей с различными формами алалии. Дифференциальная диагностика алалии со схожими формами речевой патологии.

7. Обследование детей с алалией.

Задания для самостоятельной работы студентов. Приготовить рефераты (желательно в виде мультимедийных презентаций) прислать на электронную почту

Приготовить рефераты (желательно в виде мультимедийных презентаций) прислать на электронную почту

— изучение рекомендуемой научно-педагогической, психологической, медицинской литературы;

 

Неврологические основы патологии речи.

План

1. Влияние перинатальной патологии на формирование дофонетических универсалий и паралингвистических способов эмоциональной выразительности детей раннего возраста

2. Речевые нарушения при болезнях нервной системы в детском возрасте:

3. Речевые нарушения при ДЦП и наследственных заболеваниях нервной системы:

4. Гнозис. Симптоматика агнозий.

5. Праксис. Симптоматика диспраксий.

6. Неврологические основы патологии речи: афазия, алалия, дизартрия, дислексия и дисграфия, расстройства темпа и ритма речи, заикание. Симптомы, синдромы поражения ЦНС:

7. Принципы, методы неврологического обследования. Методы неврологического обследования детей с речевой патологией.

 

Этапы становления доречевой и речевой функций.

План

1. Подготовительный период – крик новорожденного. Значение раздражителей внешнего мира. Усвоение интонационной окраски родного языка.

2. Формирование фонематического слуха. Его значение для развития речевой деятельности. Лепет. Значение лепета в формировании речи.

3. Формирование пассивного словаря. Овладение ребенком смысловым составом речи.

4. Образование связей между словами и относящимися к ним предметам, импрессивная речь. Развитие импрессивной речи. Фонематическое восприятие речи и фонематический анализ.

5. Формирование активного словаря. Формирование фразовой речи.

6. Значение формирования интонационной окраски и плавности речи. Значение социальной среды на всех этапах развитие речи у ребенка.

7. Этапы формирования речи у детей по Красногорскому. Значение знания этапов формирования речи для дефектологов. Появление потребности к чтению и письму. Формирование чтения и письма у ребенка.

 

Заполнить, распечатать и приклеить в тетрадь

Словарь терминов.

Абазия– неспособность ходить.

Агнозия– нарушение узнавания.

Аграфия–

Адаптация– морфофункциональное приспособление человека и животных к конкретным условиям существования.

Адекватный– соответствующий обстоятельствам, проявлениям.

Адинамия– недостаток сил, чрезмерная слабость и вялость.

Алалия–

Алексия –

Амимия –

Анализаторы –

Анамнез –совокупность сведений, сообщаемых больным или его родственниками для установления диагноза.

Аномалия –отклонение от общих закономерностей развития.

Анартрия

Апраксия – нарушение целенаправленных действий, не связанных с парезами и параличами, нарушением тонуса мышц и координации движений.

Арефлексия – выпадение рефлексов.

Асинергия – отсутствие содружественных движений.

Астазия – неспособность стоять.

Астения – общее ослабление организма, проявляющееся нервно-психической слабостью вследствие перенесенных соматических или инфекционных заболеваний, черепно-мозговой травмы.

Атаксия –

Атетоз – непроизвольное червеобразное сокращение дистальных отделов конечностей (пальцев рук и ног).

Атония –

Атрофия – уменьшение объема мышцы (или органа) вследствие нарушения ее (его) питания.

Афония –

Брадикинезия – замедление темпа движений.

Брадилалия –

Ганглий – нервный узел, образованный совокупностью нервных клеток.

Гемипарез – парез одной половины тела.

Гидроцефалия – избыточное накопление ликвора в мозговых полостях (желудочках мозга и подоболочечных пространствах).

Гиперкинез – насильственное непроизвольное движение.

Гиперрефлексия – повышение рефлексов.

Гипертония –

Гипертрофия – увеличение объема мышцы или органа.

Гипостезия –

Гипотония–

Девиация –

Дизартрия –

Диплегия– двусторонний паралич.

Моторика– совокупность двигательных реакций, умений, навыков и сложных действий.

Миоклония– короткие периодические клонические подергивания мышц.

Моноплегия –

Невралгия – боль по ходу нерва.

Неврит– воспаление нерва.

Паралич (плегия) –

Параплегия –

Парез –

Патогенез – механизм развития заболевания.

Персеверация –

Ригидность – оцепенение, отсутствие гибкости, податливости.

Ринофония –

Синдром – закономерное сочетание симптомов.

Синергия– совместная деятельность (мышц).

Синкинезия – содружественное движение.

Спонтанный– самопроизвольный.

Статус– состояние больного на момент осмотра.

Тремор –

Элизии –

Этиология – учение о причинах болезней.