ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ СКАНДИНАВСКИХ ПСИХОЛОГОВ

Для современной психологии, реализующей научные знания в различных областях практики, этические принципы аналогичны клятве Гиппократа. Сегодня они обращены не только к практикам, но и к методологам, теоретикам и экспериментаторам; они необходимы для существования нравственных отношений в самом психологическом сообществе. Реализация гуманистических идеалов нашего общества предполагает нравственную оценку исследовательских программ, преодоление любых тенденций к манипулированию человеком во всех сферах жизни, наложение нравственных запретов на исследования и практику разрушения личности, отказ от стремления к монополизму тех или иных школ, развитие культуры подлинно научных дискуссий по всем проблемам психологии.

Разработка и утверждение нравственного кодекса советских психологов на этапе перестройки нашего общества будет способствовать росту престижа психологической науки в нашей стране и за рубежом.

Публикуемые этические принципы были представлены для обсуждения на состоявшемся в Риме 24—25 сентября 1988 г. очередном заседании Европейской федерации профессиональных психологов (EFPPA).

Редакция журнала «Вопросы психологии» приглашает читателей принять участие в обсуждении положений, которые могли бы войти в кодекс этики советского психолога.

ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ СКАНДИНАВСКИХ ПСИХОЛОГОВ

Психологи вносят свой вклад в улучшение условий жизни людей и качества жизни путем исследований и распространения психологических знаний, а также, практического применения этих знаний.

Обладая этими знаниями, психологи в силу своей профессии могут способствовать благоприятным переменам в отдельных лицах, группах и организациях. Лица и группы, с которыми психологи вступают в профессиональный контакт, часто оказываются в жизненной ситуации, которая может ограничить возможность их оптимального существования и которая делает их уязвимыми и зависимыми. Сам род занятий психологов требует, чтобы они всегда помнили об этических вопросах, и именно поэтому психологи решили сформулировать профессиональные этические принципы.

Термином «профессиональные этические принципы» подчеркивается необходимость связи между высоким профессиональным и этическим уровнем в работе психолога.

2 стр., 909 слов

Принцип развития в психологии 2

Г. С. Костюк Принцип развития в психологии Личность развивается в связи с возникающими в ее ... средства­ми, необходимыми для их удовлетворения. В общественных условиях жизни личности первая ее сторона опережает вто­рую. Возникающие расхождения ... ­ношений, выполняемыми ею общественными функциями. Личность перерастает свой образ жизни, последний отстает от ее возможностей, не удовлетворяет ее. Растущая ...

Принципы сформулированы так, чтобы:

помочь скандинавским психологам определить свою позицию в вопросах этики;

защитить клиентов и испытуемых (отдельных лиц или групп) от неправильного и/или вредного лечения;

служить основой для сохранения доверия в психологической практике и исследованиях.

Профессиональные этические принципы регулируют профессиональную деятельность психологов; она определяется, как любая формальная ситуация, в которой психологи, с их профессиональными возможностями, осуществляют профессиональную деятельность или проводят исследование в отношении отдельного лица, группы или организации, называемых в дальнейшем клиентом.

Принципы являются обязательными для всех членов Скандинавской психологической ассоциации, практикующих какую-либо из форм психологической профессиональной деятельности. Профессиональная деятельность включает в себя следующие формы (но не ограничивается ими): обучение, исследование, клиническая работа, консультация, административная работа, планирование, работа в организациях и с персоналом.

Профессиональными этическими принципами следует также руководствоваться в профессиональных ситуациях, которые нельзя охарактеризовать непосредственно как психологическую профессиональную деятельность, но в которых участвуют психологи и которые основываются на использовании профессионального психологического образования.

Принципы охватывают важные аспекты рабочей ситуации и профессиональной деятельности психолога. Они объединены в восемь разделов, каждый из которых освещает основной вопрос; разделы в свою очередь разделены на главные принципы и более детальные разъяснения и примеры. Ни принципы, ни разъяснения и примеры не следует рассматривать как охватывающие все ситуации, которые могут возникнуть в процессе профессиональной психологической деятельности.

Профессия психолога постоянно развивается; в нее непрерывно привносятся новые знания и методы, поэтому важно, чтобы профессиональные этические принципы постоянно обсуждались и развивались. Однако принципы должны также отражать основные личные и общественные вопросы и, следовательно, обладать стабильностью, на которую не слишком легко повлиять.

6 стр., 2559 слов

Принципы деятельности кадровой службы. Основные функции кадровой службы.

... задание. 17 Использованная литература. 18 1. Принципы деятельности кадровой службы. Основные функции кадровой службы. ... переходят к разработке систем стимулирования трудовой деятельности, управлению профессиональным продвижением, предотвращению конфликтов, изучению рынка ... проходящих его. Указанная работа проводится специалистами-психологами или социологами. Работа по изучению личностно-деловых ...

Работа психолога зачастую подразумевает оказание глубокого влияния на других людей. Поэтому специальные требования к наличию профессиональных, этических принципов являются существенными. Однако многие профессиональные задачи психологов невозможно регулировать формальными правилами. Следовательно, жизненно важное значение имеют индивидуальная этическая сознательность психолога, его чувство ответственности и профессиональная компетентность.

Психологи всегда придерживаются профессиональных этических принципов и не позволяют оказывать на себя влияние с целью нарушить эти принципы.

Основные принципы

Один из основных принципов заключается в том, что все люди имеют право на личную неприкосновенность и на то, что она не будет нарушаться. Профессиональная деятельность психологов осуществляется в соответствии с этим принципом. Поэтому психологи соблюдают особую осторожность в отношении тех аспектов своей работы или своей натуры, которые могут представлять собой угрозу принципам уважения личной неприкосновенности.

Психологи работают на основе научных знаний и подтвержденного опыта с целью углублять представления людей о самих себе и способствовать самоопределению личности. Они работают для того, чтобы улучшить условия жизни людей и устранить или уменьшить человеческие страдания. Психологи несут особую ответственность за тех, кто не в состоянии добиться для себя подобающей жизни.

Психологи должны быть в курсе научных и профессиональных исследований в своей области и постоянно повышать свою компетентность. Психологи стремятся осознавать свои собственно профессиональные и личные сильные и слабые стороны, чтобы реально оценить, какие задачи они смогут взять на себя, а какие не смогут.

Профессиональные этические принципы не могут охватить все возможные ситуации. Основной принцип здесь состоит в том, что психологи принимают во внимание все затрагиваемые стороны. Если это невозможно, они информируют об этом и рассматривают, будет ли этически оправдано продолжать выполнение задачи в данных условиях. Психологи информируют пользующихся их услугами, когда это необходимо, о требованиях, предъявляемых их профессиональной этикой. Психологи должны удостовериться, что в условиях их работы нет ничего, что помешало бы им выполнять требования, предъявляемые профессиональными этическими принципами.

10 стр., 4552 слов

Профессиональное консультирование в работе психолога

... непосредственного наблюдения консультанта за поведением клиента; за конечный результат работы психолог-консультант не несет прямой персональной ответственности (консультант не отвечает за то ... его профессиональной успешности, развития и эффективного межличностного взаимодействия в процессе труда. Особенности диагностической работы организационного психолога определяются и ее принципами, которые ...

I. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Принципы

А. Психологи несут ответственность за последствия своей работы и должны удостовериться, насколько возможно, что их услуги не будут использованы неподобающим образом.

В. Психологи воздерживаются от каких-либо действий или заявлений, угрожающих неприкосновенности любого лица. Психологи следят, чтобы их знания не использовались в целях оскорбления, угнетения или подавления личности.

С. Деятельность и знания психологов никогда не используются в целях подавления.

Разъяснения и примеры

1. Психологи несут личную ответственность за свою работу, но в то же время осознают тот факт, что другие рассматривают их как представителей определенной профессии.

2. Психологи заботятся об интересах и лиц — участников исследований и заказчиков — лиц, пользующихся услугами. Соображения в пользу клиентов и участников исследований имеют преимущество перед соображениями в пользу личных и коллегиальных интересов психологов.

3. Психологи, обучающие других методам психологической работы, несут ответственность за разъяснение сильных и слабых сторон этих методов, а также их возможного этического значения.

II. КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Принципы

А. Психологи работают в соответствии с научными принципами и обоснованным опытом, чтобы постоянно поддерживать уровень своей профессиональной компетентности.

5 стр., 2278 слов

Профессионализм практического психолога и тенденции развития психодиагностики

... , оценивать полученные результаты и решать, как именно следует помогать клиенту, каждый должен самостоятельно. Обычно психолог продолжает работать в пространстве, определенном методикой, как бы ... дети невнимательны на уроках, с трудом понимают и плохо запоминают материал. Перед психологом ставится задача тренировать память и внимание, развивать мышление детей ...

В. Психологи рассматривают сильные стороны своей личности и пределы своих возможностей в соответствии с типом предстоящих им задач.

Разъяснения и примеры

1. Психологи рассматривают тип и уровень задачи в свете своей компетентности. Если психологи считают свою компетентность недостаточной, они передают задачу другим или стараются получить указания. Если психологи отказываются от задачи из соображений компетентности, они отвечают, насколько это возможно, за то, чтобы задача была выполнена каким-либо иным способом.

2. Психологи специально предупреждают, если они применяют методы, устройства и технику, находящиеся еще в стадии испытания и не отвечающие нормальным методологическим стандартам или которыми они еще не до конца овладели.

3. Психологи стараются быть в курсе научных и профессиональных исследований в сфере их деятельности.

4. Психологи не публикуют в целях личной или материальной выгоды работы, которые они не считают обладающими достаточно высоким качеством.

5. Если психологи имеют личные проблемы такого типа и проявляющиеся в такой степени, что эти проблемы влияют на выполнение их профессиональных обязанностей, они обращаются за профессиональной помощью, чтобы прояснить ситуацию.

III. ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ПО ОТНОШЕНИЮ К КЛИЕНТАМ

Принципы

А. Психологи уважают личную неприкосновенность человека и заботятся о том, чтобы защитить право клиента на самоопределение.

В. Психологи информируют клиента о планируемых мероприятиях наиболее понятными способами, чтобы клиент мог решить, желает ли он принять в них участие или нет (информация о согласии).

С. Психологи не извлекают преимущества из профессиональных отношений с целью получения недозволенной или необоснованной выгоды.

Разъяснения и примеры

1. Участие клиента в отношениях с психологом является добровольным. При работе с детьми, пациентами с серьезными психическими расстройствами и душевнобольными людьми (т. е. в крайних случаях) допускаются отклонения от принципа добровольности участия с учетом соответствующих законодательных норм, но при этом следует также стремиться к установлению с клиентом отношений взаимного сотрудничества.

28 стр., 13965 слов

Автор считает нужным сделать особый акцент на следующих положениях:

... на свои ощущения, клиент дает психологу команды: отодвинуться, придвинуться и т.д. Наиболее важные места: голова- контроль, убеждения, сверхконтроль, плечи – ответственность, принятие на ... с клиентом, и что в большинстве случаев ТОП следует сочетать с другими подходами. г) Автор особо отмечает, что теоретический и практический материал, предлагаемый ...

2. Вступая в контакт с клиентами, в отношении которых применяются насильственные меры или допускается косвенное применение силы, психологи четко осознают свою роль и делают заключение о том, принесут ли эти меры пользу клиенту, несмотря на применение силы. Следует избегать попыток заставить клиента сообщить что-либо против его воли или других попыток получить материал, в котором нет срочной необходимости применительно к данной ситуации.

3. Психологи не принимают участия в действиях, целью которых является путем физического или психологического принуждения (идеологической обработки, «промывания мозгов», пыток) либо путем угрозы их применения заставить кого-либо сообщить информацию или сделать признание; оказать на кого-либо давление, чтобы заставить рассказать о своей или чьей-либо жизненной философии, политических, религиозных или этических убеждениях, заставить отвергнуть или изменить их.

4. Психологи активно пытаются предотвратить

использование психологических знаний в действиях, упомянутых в разделе III. 3, независимо от того, какова их декларируемая цель.

5. Если психологи берут на себя профессиональную, ответственность за лечение или консультацию и начали их, они договариваются с клиентом, насколько это возможно, о завершении своей деятельности либо отсылают его к другому компетентному лицу до того, как они снимут с себя ответственность. Психологи ответственны за клиента до тех пор, пока тот (те), к кому отсылают клиента, не возьмет на себя ответственность за дальнейшее лечение.

6. Психологи стараются осознавать свои собственные потребности, отношения, мнения и свою роль во взаимоотношениях с клиентом. Они не используют свою силу и положение для получения выгоды от того, что клиент зависит от них и доверяет им.

7. Психологи избегают установления профессиональных отношений с клиентом, если существует вероятность, что это явится помехой в непрофессиональных отношениях с заинтересованным лицом.

10 стр., 4898 слов

Содержание работы психолога-исследователя при проведении исследования методом наблюдения

... влияния условий труда на психику работающих. Осуществляя исследования, психолог использует различные методы: самодиагностики, диагностического интервью, ... различных действий объекта наблюдения (единиц наблюдения) используются следующие документы: а) карточка наблюдения - предназначена для ... например, в момент посещения сотрудник разговаривает с клиентом по телефону -- это и фиксируется). При ...

8. Когда клиенты зависят от услуг психологов (например, для получения финансовой поддержки или в юридических вопросах), следует откровенно обговорить условия оплаты и возможного посредничества.

9. Психологи не взимают платы за консультации и не устанавливают клиентурных отношений со студентами, которых они обучают или собираются экзаменовать.

10. Между психологами и клиентами не должно быть сексуальных отношений.

11. Во всех случаях психологической деятельности финансовые условия оговариваются заранее.

12. Психологи внимательно рассматривают возможные последствия принятия ими подарков или других услуг от клиентов в дополнение к плате.

13. Если есть возможность получить необходимую психологическую помощь из общественных источников, за которую клиент не должен платить, или которую можно получить дешевле, психологи информируют об этом своего клиента.

14. Психологи не извлекают преимуществ из своего положения или из доверия к их профессии для получения консультационной работы или привлечения клиентов.

15. Психологи воздерживаются от ненужных обследований и/или лечения.

IV. КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ

Принципы

А. От психологов в рамках, оговоренных законом или упомянутых в разъяснениях и примерах данного раздела, требуется уважение конфиденциальности в отношении того, что им сообщается в процессе их работы или что они узнали при этом о частной жизни и жизненных обстоятельствах людей. Это относится также к самому факту отношений с клиентом.

Разъяснения и примеры

1. Психологи не сохраняют конфиденциальность, если тем самым они наносят вред клиенту. Следует сделать исключения из правил конфиденциальности, если существует явная опасность для клиента или других людей, но информация должна быть передана только тем, кто может предпринимать адекватные действия в данной ситуации.

2. Исключения из требований конфиденциальности могут быть сделаны, если сами клиенты просят, чтобы информация была передана конкретным людям или учреждениям.

3. Психологи, работающие в одной группе, могут с согласия клиента передавать информацию о клиенте другим членам этой группы, если это делается в интересах клиента.

4. Психологи не наводят справки о клиенте без его согласия. Они довольствуются лишь той информацией, которая необходима для выполнения данной задачи.

5. Когда психологи получают указания относительно клиента, им следует соблюдать конфиденциальность, чтобы избежать упоминания имен или идентифицирующей информации до тех пор, пока это не будет абсолютно необходимо.

6. Психологи, использующие информацию о клиентах при обучении, в публикациях и пр., должны удостовериться заранее, что на это имеется согласие того (тех), о ком эта информация, и что материал представлен достаточно анонимно.

7. Когда психологи документируют свою работу, документация содержит только необходимую информацию и заявления.

8. Истории болезней, письменные документы, магнитофонные записи и другие материалы, связанные с работой, хранятся так, чтобы исключить к ним доступ в настоящем или в будущем лиц, не имеющих на это полномочий.

9. Для обеспечения конфиденциальности в связи с психологическим обследованием и лечением психологи должны позаботиться о специальной договоренности с лицами, пользующимися их услугами, или о том, чтобы в указании для психолога, отвечающего за этот материал в учреждении, было оговорено,

каким образом следует осуществлять эту ответственность, кто будет иметь доступ к этому материалу и как долго этот материал будет храниться. Следует также уточнить, как передать эту ответственность другим в случае смены персонала. Это относится также к материалу, закладываемому в компьютер.

10. В случае записи на магнитную и видеопленку, фотографирования или съемок фильма согласие клиента (участника исследований) является обязательным. Для демонстрации, прослушивания или другого использования материалов требуется дополнительное письменное разрешение, из которого было бы ясно, где, когда, для кого и в какой форме может быть использован соответствующий материал. Требуется включить сюда также информацию о том, сколько времени может храниться этот материал.

Если клиент или участник исследований берет назад свое согласие, материал немедленно размагничивается или уничтожается.

Ответственный за записанный материал должен проследить за соблюдением этих правил. Если ответственное лицо больше не в состоянии выполнять эти функции, оно должно определить, следует ли уничтожить материал, или передать ответственность кому-либо еще.

Если клиенты или участники исследований не достигли совершеннолетия либо считаются неспособными позаботиться о себе, психологи получают вышеуказанное разрешение от родителей или опекунов.

11. В случае необходимости психологи информируют заказчиков и клиентов о правилах соблюдения требований конфиденциальности для психологов.

V. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ

ИССЛЕДОВАНИЯ И ЗАКЛЮЧЕНИЯ

Принципы

А. Психологическое исследование планируется на основе хорошо сформулированной проблемы и после рассмотрения подходящих методов и альтернативных процедур.

В. Психологи стремятся формулировать свои заключения таким образом, чтобы их нельзя было превратно понять или использовать. Заключение следует формулировать так, чтобы они были понятны заказчику.

С. Психологи заботятся о том, чтобы психологические приемы и методы не описывались в открытой печати, в результате чего может снизиться их полезность.

D. Психологи самостоятельно выбирают методы работы.

Разъяснения и примеры

1. В заключении должна содержаться лишь та информация, которая относится непосредственно к данному вопросу и которая необходима для его практического решения, так как заключение или другой письменный документ являются основой практического решения вопроса.

2. В заключениях психологи высказывают свои собственные суждения и сами делают выводы, не оставляя это другим. Тексты заключений содержат оценки уверенности в суждениях, на основе которых составляются заключения. В заключениях должно быть также ясно отражено, возможны ли какие-либо желательные оценки. Психологи должны с большой осторожностью использовать высказывания, относящиеся к норме и патологии.

3. После окончания исследований психологи в понятной форме информируют клиента о своих мнениях и о содержании любых заключений. Исключение составляют те случаи, когда возраст клиента, его состояние и т. д. делают невозможным сообщение этой информации. Исключение можно сделать также в случаях, когда другое лицо, не являющееся клиентом, обращается за услугами к психологам и психологи при этом знают, что клиенту известно об этом и он дал на это свое согласие. Если информация должна быть представлена другими лицами, психологи должны убедиться в правильности этой информации.

4. Психологи не дают индивидуальных советов и/или не высказывают суждения, если не обладают полученными из первых рук сведениями о клиенте или не знакомы с ситуацией, в которой он находится. Это ограничение не касается формального руководства или ситуации консультирования.

5. Если психологи применяют компьютеризованную методологию оценки и интерпретируют тесты, они должны убедиться в надежности программного обеспечения и валидности процедуры обработки.

VI. ПУБЛИЧНЫЕ ЗАЯВЛЕНИЯ

Принципы

А. Когда психологи делают заявления как специалисты, они стремятся к объективности и точности.

Разъяснения и примеры

1. Психологи информируют о психологической профессиональной деятельности таким

образом, чтобы избежать неправильного понимания или ущерба для данной сферы деятельности или профессии.

2. Психологи не комментируют публично критику, высказанную клиентом при помощи средств массовой информации, если это противоречит правилам конфиденциальности, приведенным в разделе IV.

3. Психологи избегают делать публичные заявления, выглядящие как самореклама.

4. Предлагая свои услуги, психологи дают лишь следующую информацию: имя, адрес, номер телефона, образование, звание, часы работы и специальность. Объявление не должно носить характер рекламы или содержать обещания специфических результатов. В объявлении о курсах может содержаться информация, разъясняющая содержание и цели курса.

5. Психологи, публикующие советы в печати в специальных колонках или где-либо еще, дают эти советы только в общей форме.

6. Психологи публикуют под своим именем только ту работу, которая полностью проделана ими или в которую они внесли существенный вклад.

7. Психологи не запрещают и не препятствуют публикациям с критикой их работы.

VII. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Принципы

А. Психологи уважают профессиональную компетентность, обязанности и ответственность коллег и представителей других профессий.

В. При лечении пациентов психологи пытаются осознать, могут ли они использовать знания, технические и административные возможности других профессиональных групп на благо клиента.

С. Психологи всегда дают адекватную информацию лицам, пользующимся их услугами, и/или персоналу, которого касаются этические нормы и правила, регулирующие работу психологов.

Разъяснения и примеры

1. Психологи делают доступными для коллег обоснованные психологические методы, технику и открытия в области психологии. Единственным исключением являются вопросы, регулируемые законом об авторских правах.

2. Психологи присваивают только такие звания, на которые они имеют право в соответствии со своим образованием, полномочиями и положением.

3. Психологи воздерживаются от необъективных суждений о коллегах и их работе, но они могут выступать с обоснованной критикой.

4. Психологи, узнавшие о том, что их коллега нарушил этические принципы психологов, пытаются в первую очередь исправить ситуацию вместе с данным коллегой. Если это не удается, они ставят его в известность, что намерены выступить с критикой в его адрес в Комитете по этике. Если это предупреждение не приносит приемлемых изменений, они выступают с критикой в комитете.

5. Если психологи консультируются с клиентами или лицами, оплачивающими услуги, которые уже имеют профессиональные отношения с другим психологом или с коллегой — представителем другой профессии, они договариваются с клиентом о том, что вовлеченное лицо должно быть поставлено в известность, что клиентурные отношения могут быть установлены только после того, как предыдущие консультации будут закончены и дано профессиональное заключение.

6. Прежде чем вступить в контакт с теми лицами, кто лечит или лечил клиента, психологом следует позаботиться о согласии на это клиента.

7. Если психологи внутри одной организации критически относятся к методам работы данной организации с точки зрения этики, они пытаются оказать влияние на организацию и добиться изменений.

8. Если условия найма психологов приводят к невозможности соблюдения интересов клиента, это разъясняется всем заинтересованным сторонам.

9. Психологи, которые собираются инструктировать, обучать или заниматься какой-либо аналогичной деятельностью на курсах вместе с непсихологами, внимательно следят, не произведет ли их участие нежелательное впечатление, что весь курс отвечает требованиям к работе психологов.

VIII. ИССЛЕДОВАНИЯ

Принципы

А. Психологи пытаются так осветить круг вопросов и проблем, являющихся предметом их исследования, чтобы сделать доступными знания, которые могут способствовать дальнейшему улучшению условий и качества жизни.

В. Психологи имеют обязательства по отношению к тем, кто является предметом/ участником в их исследованиях.

С. Психологи отвечают за то, чтобы их исследования проводились в соответствии с научной практикой.

D. Психологи разъясняют значение своих результатов.

Е. Проводя исследования на животных, психологи должны удостовериться, что животные не будут подвергнуты ненужным мучениям.

Разъяснения и примеры

1. Планируя исследования, психологи рассматривают, отвечают ли они требованиям профессиональной этики.

2. До начала исследований следует принять во внимание возможный риск того, что-либо сбор информации, либо сами результаты могут оказать непреднамеренное влияние на лица или группы, образующие основу данных для программы. Эти аспекты необходимо рассматривать в связи со способностью программы исследований дать знания, способствующие усовершенствованию условий жизни людей и качества жизни. Риск непреднамеренного отрицательного воздействия на принимающих участие в программе исследований следует свести к абсолютному минимуму.

3. Когда ожидается, что исследование вызовет у участников реакции, которые потребуется довести до конца, психолог должен уточнить в плане исследований, как это будет происходить.

4. Если имеются сомнения, будет ли исследование соответствовать этическим требованиям психологической деятельности, описание программы должно быть сформулировано и подано в Комитет по этике. Описание программы должно содержать оценку того, какие профессиональные этические проблемы могут возникнуть и как можно выполнить профессиональные этические требования.

5. Вся информация об испытуемых регистрируется и хранится с контролем за строгой конфиденциальностью. Отчеты об исследованиях должны быть записаны таким образом, чтобы было невозможно идентифицировать участников исследований.

6. Участники исследования должны быть, по возможности, информированы о цели, методе и ожидаемых эффектах и любых других аспектах исследования, которые могут повлиять на их желание участвовать в нем (см. раздел II. В).

7. Если клиенты принимают участие в какой-либо программе исследования и в ходе его подвергаются воздействию, которое не является необходимой частью профессиональных услуг, оказываемых клиенту, следует особо подчеркнуть, что они могут свободно отказаться от участия в исследовании. Клиенты информируются, что их участие является добровольным.

8. Получая информацию о согласии клиента участвовать в программах исследований, психологи должны обратить особое внимание на то, не находятся ли участники исследований в состоянии зависимости от них.

9. Если участник исследований является несовершеннолетним или имеет опекунов, согласие получают, учитывая надлежащим образом степень независимости указанного лица.

10. Испытуемые заранее информируются о том, что они имеют право прервать свое участие в исследовании. Если возможно, достигается договоренность о том, на каких условиях прекращается такое участие.

11. Психолог отвечает за то, чтобы по возможности информировать участников исследований и других лиц (или учреждения), которых непосредственно затрагивают результаты исследования, об этих результатах.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос