Экспериментальное исследование использования методов психологического консультирования в работе с детьми переживающими кризис подросткового возраста.

Содержание

Введение…2

I. Теоретические аспекты особенностей кризисов в развитии

1.1. Концепция психического развития ребёнка Д.Б. Эльконина…6

1. 2. Общее понятие о термине «кризис»…9

1.3. Общая характеристика кризисов детского развития…14

1.4. Кризис подросткового возраста…22

Выводы к I главе…30

II. Экспериментальное исследование использования методов психологического консультирования в работе с детьми переживающими кризис подросткового возраста.

2.1 Описание выборки и методик исследования…32

2.2 Реализация программы по профессиональной реабилитации и коррекции детей переживающих кризис подросткового возраста в образовательном учреждении…39

Выводы к ll главе…47

Заключение …48

Список использованной литературы…49

Приложения

Введение

Актуальность данной темы исследования заключается в возросшей

серьёзности и важности психологической стороны нашей жизни, особенно

подрастающего поколения. Становление личности происходит очень сложно

и неоднозначно. Это — целый процесс, сотканный из множества важных и

второстепенных деталей, взаимоотношений между психикой индивида и

окружающим его миром. Традиционная психология рассматривает эту

проблему сравнительно узко и сугубо клинически. Традиционно, личность рассматривали, как вопрос «соотношения психических функций, процессов и состояний». В данной же работе сделан акцент на ее социально-психологическую сторону развития.

До сих пор большинство людей, говоря о личности, представляли себе

наиболее выраженные характерные черты, которые показывают его в

повседневной жизни. Но они забывают, что человек может вести себя

совершенно по-разному, в зависимости от ситуации. Приписывая понятию

«личность» наиболее ярко выраженные черты характера, люди впадают в

опасные заблуждения, так как «личность» есть целостная структура,

5 стр., 2257 слов

§ 2. Субъективное отношение к природе в подростковом и юношеском возрасте. Отношение к природе в младшем и среднем подростковом возрасте

... к природе в старшем подростковом возрасте В старшем подростковом возрасте происходят кардинальные изменения субъективного отношения к природе. Исследования показали, что в этом возрасте уровень субъектификации природных ... ­во совершенно естественно. В то же время исследования показали, что именно в младшем подростковом возрасте субъектификация приро­дных объектов достигает максимального в процессе ...

заключающая в себе, как позитивные, так и негативные черты. Точно так же

и многие понимают определение «характера» соизмеримо «личности», что

является так же ошибкой. [6. 87]

В данной работе я задалась целью выяснить, что же влияет на становление «Личности» и формирование «Человека»; раскрыть

суть проблем, влияющих на становление личности и факторов, которые

способствуют ее успешному становлению. Кроме того, хотелось бы осветить

все эти понятия, наиболее углубляясь в их сущность. И, в конечном итоге,

сформулировать наиболее точное понятие личности. Сравнительный анализ

работ и исследований в области традиционной и новаторской психологии,

социологии, литературы и публицистики, которыми я воспользовалась, дал

мне возможность подойти вплотную к пониманию явных и скрытых

процессов формирования личности и того, что влияет на них.

В данной работе рассмотрен процесс развития личности с точки зрения

различных психологов, а также представлено общее понятие о термине «личность». Описано общее понятие о термине кризис и рассмотрены разные представления о жизненных кризисах.

Данной проблемой обусловлен выбор темы курсовой работы «Особенности кризисов в развитии».

Объект исследования: методы психологического консультирования в работе с детьми переживающими кризис .

Предмет исследования: функции психолога в работе с детьми и семьями переживающих кризис.

Цель исследования: выявить условия успешного использования психологического консультирования, обеспечивающие оптимальное решение проблем детей переживающих кризис подросткового возраста .

Гипотеза исследования: методы психологического консультирования эффективны в переживании возрастного кризиса ребенка, если созданы необходимые психолого- педагогические условия.

14 стр., 6509 слов

Методы исследования личности

... недостаточная практическая разработанность проблемы "Методы исследования личности" определяют несомненную новизну данного исследования. Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим ... внутренний психологический деятельность Введение Представленная работа посвящена теме "Методы исследования личности". Проблема данной работы носит актуальный характер в современных условиях ...

Задачи исследования:

1) Уточнить понятие «кризис», выявить особенности поведения детей переживающих кризис в современной школе путем анализа психолого-педагогической литературы.

2) Проанализировать особенности использования консультирования в школе-интернате, определить его влияние на изменение поведения детей переживающих подростковый возрастной кризис .

Методы, использованные при написании курсовой работы: анализ научной литературы по проблемам исследований, анкетирование, математико-статистическая обработка полученных результатов, опрос, ранжирование, эксперимент, опрос, тестирование.

Эксперементальная база исследования: Государственное бюджетное образовательное учреждение «Татарско- Елтанская школа- интернат для детей с ОВЗ».

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в уточнение особенностей кризисов в развитии, функции психолога в преодолении подросткового кризиса, анализ опыта работы с такими детьми.

Практическая значимость исследования: материалы курсовой работы могут быть использованы в профессиональной деятельности специалиста по социальной работе, психолога, преподавателей образовательных и средне профессиональных учреждений.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты проведенного исследования докладывались и обсуждались на методологических семинарах на научно-методических конференциях Чистопольского муниципального района.

Результаты исследований внедрены в практику работы образовательных учреждений Чистопольского муниципального района: ГБОУ «Тат.Елтанская школа-интернат для детей с ОВЗ», ГБОУ «Школа № 10»

Структура работы: курсовая работа состоит из введения, 2 глав, включающих 8 параграфов, заключения, списка используемой литературы, приложений.

I. Теоретические аспекты особенностей кризисов в развитии

1.1. Концепция психического развития ребёнка Д.Б. Эльконина

Существует множество подходов к периодизации психического развития

4 стр., 1683 слов

4972 содержание работы по развитию социальной активности детей 3 4 лет в условиях ДОУ

... социализации детей раннего дошкольного возраста; 3 проанализировать содержание деятельности педагога по развитию социальной активности детей раннего дошкольного возраста; 4 разработать программу деятельности педагога по развитию социальной активности детей. Методы исследования ...

ребенка, но наиболее приемлема периодизация развития, предложенная

выдающимся специалистом в области детской и педагогической психологии

Д.Б. Элькониным. Она представляет собой нечто среднее между эмпирической периодизацией, сложившейся на основе реального жизненного

опыта, и периодизацией теоретической, потенциально возможной при

идеальных условиях обучения и воспитания детей. Рассмотрим концепцию

Д.Б. Эльконина более подробно. Эльконин исходил из следующих положений:

-возрастное развитие — это общее изменение личности, формирование нового плана отражения, изменение в деятельности и жизненной позиции, установление особых взаимоотношений с окружающими, формирование новых мотивов поведения и ценностных установок;

-развитие — это диалектический процесс, определяемый внутренними

противоречиями, целенаправленный, неравномерный, с критическими

периодами;

-природу детства следует рассматривать в ее конкретно-историческом

понимании;

-в основе периодизации лежат закономерности развития деятельности

растущего человека. [16.116]

Д.Б. Эльконин открыл закон чередования, периодичности разных типов

деятельности: за деятельностью одного типа, ориентации в системе

отношений, следует деятельность другого типа, в которой происходит

ориентация в способах употребления предметов. Каждый раз между этими

двумя типами ориентации возникают противоречия. Они и становятся

причиной развития. Каждая эпоха детского развития построена по одному

принципу: эпоха открывается ориентацией в сфере человеческих отношений,

затем следует развитие интеллекта. Действие не может дальше развиваться,

если оно не вставлено в новую систему отношений ребенка с обществом.

Пока интеллект не поднялся до определенного уровня, не может быть новых мотивов.

Закон чередования, периодичности в детском развитии позволяет по-новому представить периоды (эпохи), стадии и фазы онтогенеза психики ребенка. [16.183]

Необходимо специально подчеркнуть, что на каждой стадии развития всегда есть две линии одна — явная, другая — латентная. Та линия, которая на одно стадии развития была латентной, на другой стадии развития становится

16 стр., 7520 слов

Развитие предметно-практической деятельности у детей с тяжелыми нарушениями речи

... и общее и речевое развитие детей, усвоение ими разнообразных знаний, воспитание личности ребёнка. Как считал С. А. Зыков, предметно - практическая деятельность является развивающей одновременно в ... случае их можно заменить на предметы, которые встречаются в повседневной жизни. Игры на различительную способность (происходит усвоение наиболее характерного в различии ...

явной. Так, для ребенка младенческого возраста направляющей, явной

линией развития, является линия развития мотивационно-потребностной

сферы («хочу»), а линия развития операционально-технических возможностей («могу») остается скрытой, латентной. Однако в следующем

возрасте она становится ведущей, подчиняющей себе развитие

мотивационно-потребностной сферы.

Чередование линий развития «хочу» и «могу» на протяжении периодов

детского развития представлено на схеме.

Развивая идеи Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконин предложил рассматривать

каждый стабильный психологический возраст на основе следующих

критериев: — Социальная ситуация развития. Это та система отношений, в которую ребенок вступает в обществе. Это то, как он ориентируется в системе общественных отношений, в какие области общественной жизни он входит. [16.194]

Основной, или ведущий, тип деятельности ребенка в этот период. При этом необходимо рассматривать не только вид деятельности, но и структуру

деятельности в соответствующем возрасте и анализировать, почему именно

этот тип деятельности ведущий.

Основные новообразования развития. Важно показать, как новые

достижения в развитии вступают в противоречие со старой социальной

ситуацией и ведут к ее «взрыву» — кризису.

Вся психическая деятельность человека рассматривается как процесс

непрерывной смены деятельности. Выделяются ведущая деятельность и

новообразования данного возраста.

Период от рождения до окончания школы Эльконин разделил на семь этапов. [16. 213]

1. Младенчество: от рождения до 1 года жизни.

2. Раннее детство: от 1 года жизни до 3 лет.

3. Младший и средний дошкольный возраст: от 3 до 4−5 лет.

4. Старший дошкольный возраст: от 4−5 до 6−7 лет.

5. Младший школьный возраст: от 6−7 до 10−11 лет.

7 стр., 3160 слов

Формирование и развитие личности

... развития, кризисов развития личности, возможностей ускорения процесса развития и других вопросов. Психоаналитическая теория понимает развитие как адаптацию биологической природы человека к жизни ... решения профессиональных задач, планирования процесса труда, анализа производственных ситуаций. Невостребованные интеллектуальные способности постепенно угасают. Однако интеллект работников, ...

6. Подростковый возраст: от 10−11 до 14−15 лет.

7. Ранний юношеский возраст: от 14−15 до 16−17 лет.

Весь процесс развития можно разделить на три этапа:

дошкольное детство — от рождения до 6−7 лет; младший школьный возраст —

от 6−7 до 10−11 лет; средний и старший школьный возраст — от 10−11 до 16-

17 лет. [16.221]

Каждый период развития имеет свои особенности и границы, которые можно заметить, наблюдая за ребенком. В каждом психологическом возрасте

необходимо применять особые приемы и методы обучения и воспитания,

строить общение с ребенком, учитывая его возрастные особенности.

Возрастные периоды сопровождаются развитием межличностного общения,

направленного в основном на личностное и интеллектуальное развитие,

характеризующееся формированием знаний, умений и навыков, реализацией операционно-технических возможностей ребенка. Переход от одного этапа

развития к другому происходит в ситуациях, напоминающих возрастной

кризис, т. е. при несоответствии между уровнем достигнутого личностного

развития и операционно-техническими возможностями ребенка. Личностное

развитие детей осуществляется через воспроизведение и моделирование

межличностных отношений взрослых людей и проявляемых в них качеств

личности, а также в процессе общения ребенка с другими детьми во время

сюжетно-ролевых игр. Здесь он сталкивается с необходимостью овладения

новыми предметными действиями, без которых трудно быть понятым

сверстниками и выглядеть более взрослым. [16.224]

Таковы основные положения концепции развития Д.Б. Эльконина. Она

получила дальнейшее развитие в работах Д.И. Фельдштейна.

1. 2. Общее понятие о термине «кризис»

Личность как объект жизненного процесса подвергается воздействию

условий, событий жизни, находится под влиянием социальных отношений,

культурных традиций, нравственных законов. Обладая качеством субъекта

жизни, она организует и структурирует свою жизнь, регулирует ее ход,

2 стр., 690 слов

Праздники сегодня и вчера: влияние праздника на личность человека

... можно сказать, что праздник оказывает влияние на социализацию личности, а дарение и получение подарков – на психическое состояние. ... , комизма и служит институтом, позволяющим исправлять недостатки людей посредством их публичного осмеяния. Праздничный комизм с общественной ... жизни и характерные для данного социума и этапа его развития, исторического бытия. Праздничное торжество имеет смысл для человека ...

выбирает и осуществляет избранное направление. [8.25]

Понятие субъекта жизни дало возможность С.Л.Рубинштейну раскрыть

деятельную сущность личности. Концепция субъекта, предложенная им,

несла прежде всего идею об индивидуально активном человеке, строящем

условия жизни и свое отношение к ней. Человек становится субъектом в том

смысле, что он вырабатывает способ решения жизненных задач, осознавая

свою ответственность перед собой и людьми за последствия такого решения.

Условия жизни данного общества, обстоятельства жизни данного человека

вступают в противоречие с возможностями, способностями личности,

научаясь решать которые личность и становится субъектом своей жизни. Как

субъект собственной жизни человек сам видит, понимает и решает свои

проблемы, разбирается в противоречиях, сам перестраивает ее, поднимая на

все более высокий уровень. [12.128]

В этом плане личность — это не только то, что есть в человеке, но и знание о человеке, и рефлексия, и «сочинение себя человеком»

Определим личность как целостное системно-структурное образование

биологического, социального и семиотического бытия человека,

характеризующееся совокупностью интенсивно выраженных свойств,

процессов и состояний индивида.

Особенность психологии людей и суть их личной жизни состоит в

преодолении противоречий внешнего и внутреннего мира, в поискахразнообразных подходов и способов их разрешения. Одни люди, уклоняясь от разрешения внешних противоречий, оказываются во власти противоречий внутренних, противоречий своей совести, своего сознания. Другие, напротив, легко покончив с противоречиями своего внутреннего мира, активно берутся за разрешение внешних трудностей. Иными словами, в жизни людей оказываются преобладающими разного рода противоречия, которые достигают разной степени остроты, способствуют развитию или регрессу личности, открывают или закрывают путь для ее нормального психического развития и даже функционирования. [6.29]

Зачастую подобные противоречия могут приводить к кризисным состояниям личности. Само понятие «кризис» (от греч. krisis — решение, поворотный пункт, исход) — это переломный момент, тяжелое переходное состояние, обострение, опасное неустойчивое состояние.

В китайском языке понятие «кризис» определяется как «полный опасности шанс», как возможность роста человеческой личности, которую индивид обретает, проходя через состояние психического кризиса и испытывая различные сопротивления.

В общем случае слово «кризис» воспринимается как своего рода

предупреждение: следует что-то предпринять, пока не произошло нечто

худшее. Следовательно, его следует избегать, устранять, предотвращать, а к

тому же и скрывать.

Кризис связан с ощущением несоответствия своего состояния изменяющимся требованиям социальной среды. Однако противоречия и сложности, с которыми мы сталкиваемся постоянно, не всегда перерастают в кризис. [8.78]

По силе выраженности параметров кризисного состояния и характеру его

протекания можно выделить три уровня: рутинный, значительный и острый

Рутинный кризис человек способен преодолеть самостоятельно. Острый

кризис требует специфической (психотерапевтической) помощи. Далее мы

будем обсуждать только личностные кризисы значительного уровня.

Личностные кризисы — это психические состояния, которые, по определению Н.Д.Левитова, являются целостной характеристикой психической деятельности на определенном отрезке времени, показывающей своеобразие протекающих психических процессов в зависимости от отраженных предметов и явлений, предшествующих состояний и свойств личности. Личностный кризис — это психологическое состояние максимальной дезинтеграции (на внутрипсихическом уровне) и дезадаптации (на социально-психологическом уровне) личности, выражающееся в потере

основных жизненных ориентиров (ценностей, базовой мотивации),

возникающее в результате препятствий в привычном течении жизни

субъекта.Все личностные кризисы можно разделить на две основные категории. [12.213]

Внутренние (внутриличностные) кризисы — возрастные, жизненные и

экзистенциальные (то есть кризисы, причиной которых является

естественное развитие личности).

Внешние кризисы — в них в качестве стрессора выступают внешние

травматические события: экстремальные кризисные ситуации, обладающие

мощным негативным следствием, ситуации угрозы жизни для самого себя и

значимых близких. Эти ситуации воздействуют на психику человека,

вызывая у него травматический стресс, психологические последствия

которого выражаются в посттравматическом стрессовом расстройстве

(ПТСР), возникающем как затяжная или отсроченная реакция на ситуации,

сопряженные с серьезной угрозой жизни и здоровью.

Вхождение в зону кризисных состояний происходит в том случае, когда

личность встречается с переживаниями, которые по силе и

продолжительности превосходят ее психологические регуляторные

возможности, что сопровождается нарушением психофизиологических,

психологических и социально-психологических адаптационных механизмов

субъекта.

Л.А. Пергаменщик обращает внимание на следующие параметры кризисного события: 1) неблагоприятные условия для жизнедеятельности; 2) событие имеет угрожающий характер; 3) резкое возрастание внутриличностной напряженности; 4) истощение адаптационных ресурсов и «прорыв» адаптационного барьера; 5) изменение динамических стереотипов поведения; 6) кризисное состояние личности. [8.34]

Он выделяет следующие признаки кризиса: внезапность наступления события; сверхнормативное для данного человека, для данной ситуации содержание события; возникновение внутриличностного, межличностного или межгруппового конфликта, требующего оперативного разрешения, и отсутствие у человека опыта решения конфликта такого уровня; динамические, прогрессирующие изменения в ситуации, в условиях жизнедеятельности, в социальных ролях; усложнение процессов жизнедеятельности в связи с появлением неизвестных ранее и не имеющих аналогов в опыте человека неопределенных элементов жизнедеятельности; переход ситуации в фазу нестабильности, выход к пределам адаптационных ресурсов человека.

Таким образом, кризис — это своеобразная реакция личности на ситуации,

требующие от нее изменения способа бытия: жизненного стиля, образа

мышления, отношения к себе, окружающему миру и основным

экзистенциальным проблемам. [12.76]

По мнению Э. Эриксона, человек на протяжении жизни переживает восемь кризисов, специфических для каждого возраста, благоприятный или не благоприятный исход которых определяет возможность последующего

расцвета личности. Источниками возникновения кризиса могут быть

противоречия между возросшими физическими и духовными возможностями

человека, ранее сложившимися формами взаимоотношений с окружающими

и видами деятельности. На основу протекания кризиса оказывают влияние ииндивидуальные особенности человека. Первый кризис человек переживает

на первом году жизни. Он связан, во-первых, с глубоким чувством доверия к

окружающему его миру, а во-вторых, наоборот, — недоверием к нему. Второй

кризис связан с первым опытом обучения и в зависимости от поведения

родителей приводит к развитию у ребенка стыда или сомнений, связанных со

страхом потерять контроль над своим организмом. Третий кризис

соответствует второму детству. Он характеризуется появлением у ребенка

чувства инициативы или чувства вины в зависимости от обстоятельств.

Четвертый кризис происходит в школьном возрасте. У ребенка под

воздействием внешней среды появляется либо вкус к работе, либо чувство

неполноценности как в плане использования средств и возможностей, так и в

плане собственного статуса среди товарищей. Пятый кризис переживают

подростки обоего пола в поисках идентификации. Неспособность подростка

к идентификации может привести к ее «распылению» или также к путанице

ролей. Шестой кризис свойственен молодым взрослым людям. Он связан с

поиском близости с любимым человеком. Отсутствие подобного опыта

приводит к изоляции человека и его замыканию на самом себе. Седьмой

кризис переживается человеком в сорокалетнем возрасте. Он характеризуется развитием чувства сохранения рода (генеративности).

Восьмой кризис переживается во время старения. Он знаменует собой завершение предшествующего жизненного пути, а решение зависит от того, как этот путь был пройден. Следствием этого является целостность личности или отчаяние от невозможности начать жизнь заново. [8.34]

Жизненные кризисы и ра…

ной среде как социальный процесс — М.: Институт Социально-политической науки РАН, 2002. — 31 с.

6.Горбунова Г. Д. Тагирова Г. Ф. Игротерапевтические методы работы с социально-дезадаптированными подростками: Метод. пособие. — Уфа: ООО Дизайн Полиграф Сервис, 2004. — 68 с.

7. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология: Учебник. — М.: Высшее

образование, 2006.

8. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учебник для вузов. — М.: Высшее

образование; МГППУ, 2007.

9. Петровский В. Личность в психологии. «Феникс», 1996, .

10. Поливанова К.Н. Аннотация «Возрастные кризисы глазами психолога и

педагога". Статья, эссе, 2003.

11. Психология возрастных кризисов: Хрестоматия. Сост. К.В. Сельченок.-

Мн.: Харвест, 2003 г.

12. Сельченок К. Психология возрастных кризисов: хрестоматия. М.: АСТ,

2001.

13. Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. — Москва, 1991.

14. Хухлаева О. Психология развития. М.: Академия, 2002.

15.Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. — СПб, 2002.

16.Эльконин Д.Б. «Избранные психологические труды «Приложение

17.Георгиевская Ю.В. Девиация в молодежной среде как социальный процесс — М.: Институт Социально-политической науки РАН, 2002. — 31 с.

18.Горбунова Г. Д. Тагирова Г. Ф. Игротерапевтические методы работы с социально-дезадаптированными подростками: Метод. пособие. — Уфа: ООО Дизайн Полиграф Сервис, 2004. — 68 с.

19.Грёнлюнд Э. Оганесян Н.Ю. Танцевальная терапия: теория, методика, практика / Э. Грёнлюнд, Н.Ю. Оганесян. — СПб.: Речь, 2004. — 288 с.

20.Гуслякова Л.Г. Типы теорий и моделей социальной работы // Теория социальной работы / Под ред. Е.И. Холостовой — М.: Союз, 1997. — С. 32−40.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector