Этич принципы клиента и ср в соц работе козлов

Hpавственно-этические принципы взаимоотношений между клиентом и специалистом по социальной работе.

Практика социальной работы опирается на ценностную систему, которой самым существенным образом влияет на характер принятия клиентом решения, как ему поступать с клиентом. На систему цен­ностных ориентации специалиста, безусловно, влияют ценностные ориентации и клиента. как. впрочем, и ценности самой профессии, и обще­ства в целом.

Ценности — это не идеалы. Профессиональная помощь всегда ориентирована на прагматические цели. Ценности, являющиеся неотъем­лемой частью профессиональных действий специалиста, становятся как бы набором критериев в принятии решений.

С каких позиций должен подойти специалист, если клиент лишён качества самокритичности? Как ему помочь, чтобы он увидел не конст­руктивность своей позиции «я всегда и во всем прав»? При жизненном кредо специалиста, включающем правдивость, уважение чести и дос­тоинства клиента, как сделать так. чтобы одновременно не унизить клиента и сказать ему правду о своём впечатлении, о его недостатках, ме­шающих ему занять конструктивную позицию? Ответить на эти вопро­сы помогут ценностные ориентации специалиста, причём как ценности «работающие*.

Работающие ценности дают возможность специалисту принять решение о том. как поступать в конкретных случаях. Без работающих ценностных ориентации специалист будет работать как бы «без руля и ветрил*.

Ценности, направляющие взаимоотношения между клиентом и специалистом, могут быть сгруппированы по принципам социальной работы. Среди них наиболее важными, на наш взгляд, являются дело­витость или практицизм, компетентность, уважение, искренность и от­ветственность. Рассмотрим их более подробно.

Практицизм (деловитость).

В процессе оказания помощи кли­енту нравственный или гуманный практицизм может проявиться по-разному. Постараемся сформулировать некоторые из принципиальных со­ображений.

Быть «в курсе» реальной жизни клиента. Процесс изме­нений подразумевает. что день ото дня жизнь клиента должна меняться к лучшему Спектр действий специалиста не должен быть заужен лишь рамками бесед. консультаций. установления оптимальных взаимоотно­шений, основное внимание социального работника должно быть направ­лено на осознание того, насколько эффективно клиент организует свою повседневную жизнь.

8 стр., 3576 слов

Социальный работник и клиент

РЕФЕРАТ Тема: Социальный работник и клиент Выполнила: MatiborcoZ. Кишинёв 2010 Для того, чтобы определить роль социального работника в оказании помощи людям, которые нуждаются в социальной помощи, нужно определить, что сама по себе представляет профессия социального работника. Помощь людям? Это всё правильно, но этого не достаточно. Что бы помогать людям не обязательно быть социальным работником. ...

Быть гибким. Самые лучшие методики не должны довлеть над конкретными условиями практики социального работника Процесс ока­зания помощи должен быть обязательно адаптирован к условиям жиз­ни и потребностям клиента Гибкость в действиях специалиста не озна­чает действовать по прихоти или превращать работу в театр. Гибкость означает пригласить клиента проявить свои творческие способности в помогающем процессе.

Побуждать к действиям. Одной из важнейших ценностей практики являются сами активные действия. Не говорить об активнос­ти. а действовать — это прагматическая этическая установка Действо­вать для специалиста — но означает только слушать клиента, даже ак­тивно. или реагировать на его высказывания. Действие означает ак­тивный диалог. Во время диалога специалист должен постоянно спра­шивать себя о том. что он может сделать, чтобы умножить возможности самостоятельных разумных действий клиента себе во благо.

Делать только то, что необходимо. Профессиональная со­циальная работа — довольно дорогостоящее мероприятие, особенно на индивидуально-личностном уровне. Даже если социальная помощь и оказывается бесплатно для клиента, она оплачивается налогопла­тельщиками или за счёт страховых выплат. Специалисту нельзя думать, что его клиент будет обращаться к нему всю свою жизнь Поэтому про­фессиональная помощь должна быть всегда строго целесообразна м целенаправленна.

Смотреть реально на жизнь. Частью прагматичного подхода к практике социальной работы является понимание ограниченного ха­рактера профессии. Во-первых, далеко не все люди с проблемами об­ращаются за профессиональной помощью. Во-вторых, клиенты сами могут найти варианты решения своих проблем без помощи специалис­та. В-третьих, профессиональная помощь — не всегда панацея от всех бед. Ещё надо помнить, что не всякий клиент, который мог бы получить профессиональную помощь, ее получает. И наконец, необходимо по­мнить. что иногда достаточно добиться промежуточных результатов, чтобы прекратить оказание профессиональной помощи. Вспомним при­мер с Сергеем. Семья Сергея и Наташи была далеко от идеала, когда им пришлось отказаться от услуг специалиста. Но они уже были вместе, поверили друг в друга, поверили в то. что вместе разрешат все свои проблемы самостоятельно.

19 стр., 9195 слов

Структура и содержание психологической компетентности специалиста по социальной работе в организации социальной работы с людьми пожилого возраста

... помощи специалист и клиент вступают в непосредственное общение, а при организации телефонных консультаций – в опосредованное. Следовательно, в структуре психологической компетентности специалиста по социальной работе ... рост внимания к пожилому возрасту, процесс взаимодействия пожилого клиента и специалиста мало изучен. Работы Е.И.Холостовой, В.Д.Альперович, В.В.Егорова, Н.Б. Шмелевой по проблемам ...

Компетентность. Практика социальной работы убедительно свидетельствует о том, что компетентный специалист может оказать су­щественную помощь клиенту. Некомпетентная помощь не может быть нейтральной, она всегда вредит клиенту. Кроме того, в жизни можно найти немало примеров, когда специалист, получивший высшее про­фессиональное образование, на практике оказывается некомпетент­ным.

И наоборот специалист-практик, не имеющий высшего образования, может оказаться компетентным профессионалом. Что составля­ет основу принципа компетентности? Каковы правила компетентности? Ответы на эти вопросы принципиальны для практической социальной работы. Вот некоторые из правил компетентности.

Оказывая помощь, самому становиться совершеннее. Компетентность не означает лишь знание основных принципов оказания помощи, понимание потребностей клиента. Специалист должен обладать опытом владения навыками оказания помощи в реальных жизненных ситуациях. Практикум по социальной работе направлен на компетентное овладение базовыми навыками практической социальной работы, и прежде всего на оказание помощи самим себе в своей повседневной жизни. Оказание помощи при овладении соответствующими навыками становится для специалиста частью его образа жизни.

Постоянно повышать уровень своих знаний Стремление к новым профессиональным знаниям должно с образом жизни специалиста, если он считает себя компетентным.

Быть примером для клиента в его жизненной повседневной практике. Призывая клиента к действиям, необходимо повышать свою компетентность в моделировании разных вариантов собственных действий. Если специалист хочет, чтобы клиент был открыт необходимо самому быть таким. Если специалист хочет, чтобы клиент активно действовал, необходимо самому быть активным во время консультаций. Умелый специалист использует свои навыки и умения при решении своих собственных проблем.

6 стр., 2898 слов

12. Конфликтологическая компетентность специалистов социальных служб. Социальные службы как субъекты регулирования и разрешения конфликтов

Конфликтологическая компетентность рассматривается как вид социально-психологической компетентности (Л.А. Петровская). Она включает в себя следующие составляющие: понимание природы противоречий и конфликтов между людьми; формирование конструктивного отношения к конфликтам в организации; обладание навыками неконфликтного общения в трудных ситуациях; умение оценивать и объяснять возникающие ...

Быть уверенным в себе. Если специалист делает что-то хорошо, нет необходимости извиняться за это. Надо делать дело, если вы это умеете. Неверно бояться, что вы нарушаете правило недирективности в своей работе. Специалист не сможет эффективно помочь сво­ему клиенту, если он будет только пассивно слушать и во всем соглашаться с клиентом. Если специалист хорошо знает, как помочь клиенту, он не должен бояться делать свое дело.

Находить источники мастерства не в своём поведении, а в результатах своей работы. Компетентность проявляется в ос­новном не в поведенческих образцах, а в благоприятных результатах, на которые направлены эти поведенческие образцы. Если состояние клиента в результате работы с ним специалиста как-то изменилось, пусть даже в худшую сторону (что чаще всего случается по вине клиента), то это говорит о работе специалиста. Если же состояние никак не меняется, то здесь уже может стоять вопрос о компетентности специалиста.

Вера в специалиста может очень быстро улетучиться, если нет никаких результатов или они незначительны.

Уважение чести и достоинства клиента, его индивидуальности. Уважение-это определённый взгляд на себя и на других. Уважение означает высокую оценку человека просто потому, что он человек.

Понимание ценности многообразия. Специалист может отличаться от своих клиентов по многим признакам — по признаку пола, социального статуса, национальности, материального положения, ве­роисповедания. политических взглядов, возрасту, жизненному опыту и др. Восприятие и принятие различий в людях является одной из основ­ных составляющих эффективной работы специалиста. Многообразие особенностей клиентов отражается и на характере их проблемных си­туаций и жизненных возможностей. Самое важное для специалиста понять и осознать, что другой человек — это другой, отличный от тебя во всем его многообразии и что он имеет право быть другим. Это мно­гообразие представляет собой одну из ценностных качеств человечес­кого сообщества.

Понимание ценности индивидуальных качеств клиен­та. Ценность многообразия акцентирует различия как между разными группами людей, так и между представителями одной и той же группы. Различия здесь связаны с понятиями культур и субкультур. Тем не ме­нее, когда речь идёт о социальной работе на индивидуально-личност­ном уровне, ценностным аспектом практики является индивидуальность клиента. Каждый человек индивидуален, он неповторим, даже когда мы имеем дело с близнецами Каждый человек своеобразен в своих пред­почтениях. проявлениях веры, ценностных оценках, понятии норм, в ма­нерах и поведении.

5 стр., 2372 слов

Теоретические аспекты изучения клиентов социальной работы.Практические аспекты работы с клиентами в социальной работе

Содержание стр Введение 3 1. Теоретические аспекты изучения клиентов социальной работы 5 1.1. Понятие «клиент» в социальной работе 5 1.2. Типология и классификация клиентов 12 1.3. Типология личностных и социальных проблем клиентов 15 2. Практические аспекты работы с клиентами в социальной работе 18 2.1. Проблема построения взаимоотношений специалиста с клиентом, обеспечивающих продуктивное ...

Принятие ценности индивидуальности в социальной работе не оз­начает одобрение «махрового» индивидуализма. Радикальный индиви­дуализм сведёт на нет возможность взаимодействия между людьми на человеческом уровне, приведёт к деградации самого человека.

Принимая эту ценность, специалист должен соблюдать профес­сиональные заповеди практической деятельности.

Не навреди! Эта первая заповедь, как для врача, так и для лю­бого специалиста помогающих профессий. К сожалению, ещё можно встретить людей, работающих в социальной сфере, которые могут при­чинить вред своим клиентам. У одних это случается по причине их бес­принципности. у других в силу их некомпетентности. Работа с людьми никогда не бывает нейтральной, она либо приносит пользу, либо при­чиняет вред. В мире, где разлито так много зла и насилия, так много страдающих людей, мучающихся от бессилия жить достойно Человека, социальная работа и другие помогающие профессии не имеют права терпеть в своей среде проявлений насилия, эксплуатации, манипуляций с человеческой личностью. Такие проявления несовместимы с этичес­кими кодексами этих профессий.

Цени многообразие в людях. Уважение означает высокую оценку тех измерений человека, которые делают клиентов разными. Специалисту бывает очень трудно работать, если он не осознает кли­ента другим, нежели он сам. Грузин — это не русский с черными воло­сами и смуглым лицом. Мусульманин из Татарии — это не то же самое, что мусульманин из Таджикистана. Опытные специалисты чутко реагируют на различия, но не позволяют себе захлебнуться в многообразии культур, обычаев и традиций людей, обращающихся к ним за помощью. Несмотря на индивидуальность подхода к клиенту и его проблемам, опытный специалист всегда адаптирует свои знания, навыки и умения к многобразным проявлениям индивидуальной и социальной жизни сво­его клиента.

12 стр., 5728 слов

Взаимоотношения специалиста по сервису и клиента в процессе осуществления сервисной деятельности

... способы разрешения конфликтов. сервис клиент конфликт этика 1. Составляющие взаимоотношений специалиста по сервису и клиента в процессе осуществления ... его эмоциональной защитой о выпадов малокультурных клиентов. Тактичность - это мера уважения и к другим людям, и ... наличии у собеседников чувства взаимоуважения. Чтобы у клиента возникло чувство уважения, работник должен быть вежлив, тактичен, уметь ...

Обращайся с клиентом как с индивидуальностью. Индивидуальные различия в людях также важны для компетентного специалиста, как и культурные и другие различия Уважение означает высокую оценку индивидуальности клиента, поддержку каждого клиента в его поиске самого себя, персонализацию процесса помощи в соответвии с конкретными потребностями клиента, его возможностями и ре­сурсами Опытный специалист никогда не пытается заставить клиента думать и действовать по своему образу и подобию. С другой стороны уважение не означает, что специалист должен поддерживать в клиенте индивидуалистические и эгоистические устремления, поскольку они ведут самоуничтожению личности клиента и причиняют вред другим людям Помогающий процесс должен помочь клиенту стать более эффективным и деятельным участником в социальном процессе и личной жизни, являющейся, в свою очередь, частью социального процесса.

Воздержись от критических суждений. Специалист за­нимается оказанием помощи клиентам, а не выступает в роли судьи. . Также как и и не должен он ‘душить» клиента своими ценностными удавками Специалист обязан помочь определить, осознать, проанализировать последствия тех ценностных установок, с которыми живёт кли­ент. И только тогда, когда клиент примет для себя решение относительно необходимости изменить их, специалист должен помочь ему сфор­мировать новое отношение к себе и своей жизни.

Дай знать клиенту, что ты с ним. По тому, как действует специалист, клиент может судить о его чувствах. Манера держаться может указывать на то. что специалист действует прагматично, приземлённо, что он далёк от сентиментальности. Уважение — это любезность и одновременно твёрдость. Быть с клиентом — это не то же самое, что быть безоговорочно на стороне клиента или выступать в роли адвоката клиента. оправдывая все его поступки. Быть с клиентом означает серьёзно воспринимать интересы клиента, даже в том случае, если необходимо оспорить правильность его поступков. Уважение к клиенту часто включает в себя необходимость помочь ему быть более требовательным к себе. Опытный специалист может возразить против действий кли­ента, который подвергает себя или других, скажем, риску насилия, и в то же время быть с ним, на его стороне.

29 стр., 14460 слов

Учет психологии потребителя туруслуг в работе турфирмы

... «Феникс», 2005. - С. 24. Иную типологии потенциальных клиентов турфирмы предлагает известный отечественный специалист в области туризма В. А. Квартальнов. Она сделана ... полученные в результате посещения Интернет - серверов. Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и ...

Будь доступным для клиента. Умелый специалист способен сказать клиенту, что работа с ним — не пустое занятие, что она оправдывает затраченное на него время и силы. Доступность, конечно, понятие относительное и проявляется по-разному у разных специалистов. Некоторые специалисты могут позволить клиенту побеспокоить их среди ночи. Другие считают такую доступность злоупотреблением, которая может сослужить плохую службу для рабочих отношений. Тем не менее, если специалист рядом с клиентом, он безусловно должен быть всегда доступен если не физически, то психологически точно.

Принимай добрую волю клиента как должное. Специалист при работе с клиентом всегда имеет виду его стремление работать над тем, чтобы изменить свою жизнь к лучшему, даже когда такая посылка оказывается ложной. Нерасположенность или даже со­противление со стороны клиента, оказавшегося у социального работ­ника но по своей воле, вовсе не говорит о ого злых умыслах Уважение к клиенту означает вхождение в его мир с тем. чтобы понять его. и од­новременно включает в себя желание помочь клиенту. несмотря на его сопротивление. Некоторые специалисты иногда с излишней лёгкостью бросают «трудных» клиентов. Компетентный же специалист всегда спра­шивает себя, в какой степени он сам виновен в том. что не сложились отношения с клиентом. С другой стороны, принцип уважения к клиенту не призывает специалиста продолжать попытки работать с клиентом, если эта работа не приносит пользы.

Проявляй отзывчивость тогда, когда она разумна. Ког­да самим социальным работникам требуется помощь, они стараются по добрать себе такого специалиста, который был бы и компетентен, об­ладал опытом, имел хорошие отзывы и был бы отзывчив. Душевное тепло проявляется, как правило, не вербально. Это жесты, позы, то­нальность голоса, прикосновения, выражение лица. Теплота — это только один из возможных вариантов проявления уважения. Но далеко не все­гда это лучший способ выразить уважение. Не каждый клиент реагиру­ет адекватно на проявление теплоты как на выражение уважительного к себе отношения. Опытный специалист, не пытаясь сфальшивить, вы­ражает свою теплоту в зависимости от того, необходима она клиенту или нет. и никогда в зависимости от своих собственных потребностей. Понятно, что нет пределов выражения человеческой теплоты. Специа­лист всегда должен быть дружественным, он должен чётко представ­лять себе, что теплота, характерная для близких друзей, отличается от теплоты, которую проявляет специалист при оказании помощи клиенту.

Учитывать ритм жизни клиента. Клиент является потреби­телем услуг, которые ему предоставляет специалист по социальной ра­боте. При этом клиент имеет право требовать обслуживание на самом высшем уровне. Специалист в своей работе должен прежде всего ори­ентироваться на возможности клиента, учитывать в процессе оказания помощи ритм жизни клиента, а не свой. Его работа должна быть прак­тичной. но прежде всего с точки зрения клиента.

Помочь клиенту пройти через болезненные ощущения. Для многих клиентов процесс работы со специалистом или его часть может оказаться очень болезненным. Специалист должен выразить своё уважение к клиенту, помогая ему пройти через этот болезненный этап в его жизни. При этом он никогда не должен помогать клиенту пытаться уйти от этой боли. В этой установке уважение к клиенту проявляется с самого начала в том. что клиент должен заплатить определённую плату за то. чтобы изменить свою жизнь к лучшему. Уважение проявляется в требовательности и одновременно в предложении помочь клиенту вы­полнить эти требования.

Искренность. Как и уважение. искренность специалиста связана как с отношением к работе, так и с его поведением. Оставаясь везде и всегда самими собой, искренние люди как на работе, так и дома чувствуют себя вполне комфортно, быть искренним означает быть самим собой, открыто делать одни вещи и не делать другие. В практике социальной работы сформировались определённые правила, связанные с этим этическим принципом Их несколько.

Но преувеличивай излишне свою роль. Настоящий специалист по социальной работе не воспринимает себя в отрыве от своей профессии. Стремление помогать людям становится образом его жизни. Глубокое искреннее осознание себя в качестве человека, всегда готового прийти на помощь другим людям, не позволяет настоящему специалисту испытывать чувства покровительства по отношению к другим людям или снисхождения к ним. Настоящий специалист не играет театральные роли, как актёры на сцене, он искренен во всех своих жизненных проявлениях. Но искренность его не должна быть безрассудной, способной ранить кого-либо. Слишком прямолинейный социальный работник может быть даже опасен для клиента. Быть настоящим спе­циалистом означает, что он не должен использовать свою работу как защитную маску, как субститут своей компетентности или как-нибудь ещё, чтобы «одурачить» клиента, показать своё всемогущество.

Будь непринуждённым, естественным. Настоящий специ­алист всегда тактичен со своими клиентами. Такт является частью понятия уважение* к клиенту. Но естественная тактичность не вяжется с поведением специалиста. который постоянно взвешивает каждое своё слово, обращённое к клиенту. Настоящий специалист не может говорить одно, а думать иначе. Однако естественность, непринуждённость не означает, что в контакте с клиентом специалист обязан каждую свою мысль облекать в слова и доводить её до клиента.

Не вставай в защитную лозу. Искреннему человеку нот необходимости вести оборону. Такой специалист прекрасно знает свои сильные стороны и свои недостатки, что свойственно любому человеку, и живёт полноценной осмысленной жизнью. Если клиент как-то выра­жает своё негативное отношение к такому специалисту, последний анализирует свое поведение, которое могло спровоцировать негативные мысли клиента по отношению к нему, пытается понять точку зрения клиента и продолжает спокойно работать с ним. Если клиент недово­лен, специалист никогда не должен оправдываться, он должен перевести неприятный для него разговор в конструктивное русло, попытаться дать понять клиенту свою заинтересованность. что работа, которую они делают вместе, не напрасна. Оставшись наедине с собой, специалист готов позволить себе дать честную и откровенную оценку негативной критики клиента.

Будь откровенным. Настоящий специалист способен доста­точно глубоко «самораскрыться», даже во время работы с клиентом. Он рассматривает откровенность как нечто интимное. Он свободен от психологических зажимов и, когда это необходимо, не стесняется от­кровенно сказать то. что он думает.

Следующий ценностный принцип состоит в ответ­ственности клиента за самого себя. Ответственность клиента за свои действия является одной из важнейших ценностей помогаю­щего процесса. Социальные теории выдвигают разные версии относи­тельно того, что в обществе действуют разного рода социальные, поли­тические. экономические и идеологические силы, которые ограничива­ют способность людей к ответственности за самих себя, свои поступки и дела. Специалисты по социальной работе иногда вынуждены оказы­вать помощь своим клиентам в формировании чувства ответственнос­ти в условиях, которые непосредственным образом препятствуют этому процессу. Конечно, весьма не просто работать с клиентом, у которого отсутствует мотивация к ответственным поступкам Довольно часто кли­енты сами являются лютыми врагами самим себе, пренебрегая или растрачивая попусту свои силы и ресурсы, которыми реально они обладают. Специалисту необходимо знать в этой связи некоторые правила, которыми можно и нужно пользоваться в процессе оказания помощи своим клиентам.

Начни работу с установки — клиент может изменить свою ситуацию, если он выберет правильный путь. Социальная работа часто имеет дело с людьми, жизненная ситуация кото­рых. на первый взгляд, не имеет шансов на улучшение, весьма трудно говорить об ответственности за самих себя, например, когда речь идёт о детях, подвергающихся насилию со стороны родителей. Тем не менее даже в тех случаях, когда обстоятельства резко сужают пространство для свободы действий клиента, специалист должен действовать, исходя из концепции свободы личности, хотя ее в ряде случаев может явно не доставать. Это правило применимо к клиентам даже с очень серьёзными проблемами. Для любого клиента может быть открыт путь к лучшей жизни.

Помоги клиенту осознать помощь как труд. Процесс ока­зания помощи не заключается в исследовании жизненных тайн. По­мощь — это процесс изменений, направленный на то. чтобы поднять дух клиента, изменить ценностные ориентации клиента, его представ­ления о самозащите, социальных нормах, а на основе новых взглядов на себя, на окружающую жизнь сформировать и новые поведенческие самозащитные навыки. Таким образом, непосредственная контактная работа связана с тем, чтобы исследовать необходимость изменений начать как бы «пилотный проект» изменений, а также научиться иметь дело с разного рода препятствиями, мешающими изменениям к луч­шему. Все это — труд, иногда тяжкий, иногда даже невыносимый, но в определённых ситуациях могущий стать интересным, иногда даже за­бавным. Помогать клиентам всегда трудно и одновременно интересно, поскольку эта деятельность развивает и самого специалиста.

Помоги клиенту раскрыть необходимые ресурсы и вос­пользоваться ими. Жизненная практика показывает, что клиенты располагают гораздо большим числом ресурсов для решения своих проблем и развития возможностей, чем они сами себе представляют, впрочем, как и специалисты, к которым они обращаются за помощью. Специалист должен иметь изначальную установку, что у клиента есть необходимые pесурсы, чтобы активно сотрудничать в процессе работы с ним, чтобы сделать свою жизнь более конструктивной, чем она была раньше. Эти ресурсы могут кем-то по каким-либо причинам быть заблокированы или просто не использоваться самим клиентом. Работа специалиста состоит в том. чтобы помочь клиенту высвободить «из плена» и развить свои собственные психические и социальные ресурсы. Кроме о должен помочь клиенту трезво оценить их, с тем чтобы желания не обгоняли реальные возможности.

Не бойся недооценить психологическую выносливость клиента. Специалист не должен ни баловать, ни проявлять жестокость отношению к клиенту. Но он обязан знать, что психика клиента, даже и состоянии стрессовой ситуации, не так хрупка, как может казаться на первый взгляд. Специалист, который постоянно работает с установкой на психологическую хрупкость клиента, излишне щадит клиента. В этом случае, скорее всего, он защищает себя, а не клиента от психической травмы. Специалист, конечно, не должен быть ни безжалостным, ни ин­дифферентным по отношению к своему клиенту. Лучшим типом отно­шения к клиенту может быть так называемая «строгая любовь». А степень ее проявления зависит от каждого конкретного случая. Практика соц. работы показывает, что чаще всего клиент долго не решается активно действовать по причине робости, причём как робости са­мого специалиста, так и клиента. Очень многие специалисты долго топчутся на одном месте, боясь совершить непоправимую ошибку, дать неправильный совет. Они считают, что чем больше времени они затратят на анализ проблемы, ситуации клиента, тем меньше вероятности совершить ошибку. Конечно, неоправданная поспешность — не лучший вариант действий специалиста, но и излишняя перестраховка тоже может энести вред помогающему процессу. Умелый специалист начинает с самого начала действовать активно, поскольку большинству клиентов импонирует динамизм человека, который приходит к ним на помощь в трудные минуты их жизни.

Помоги клиенту справиться с разочарованием и повер­ни его в конструктивное русло. В процессе работы с клиентом у последнего может наступить разочарование или недовольство самим собой. Это вполне естественно. Конечно, с разочарованным клиентом работать весьма трудно, но и в этом случае разочарование должно быть направлено в позитивное русло. Преодоление разочарования — доволь­но частая практика в работе специалиста. Когда разочарование не имеет под собой реальной основы, оно превращается в новую проблему для клиента, которую необходимо решать и часто даже незамедлительно. В любом случае моральный дух клиента должен быть на высоте. чтобы соответствовать задачам процесса социальной работы.

Проблема самоопределения клиента. Человек, обращаю­щийся к социальному работнику за помощью, испытывает на себе влияние многих факторов: политических, экономических, идеологических, социальных, влияние людей, которые его окружают и т. д. В социальной истории помощь как таковая окружена ореолом таинственности, часто связанной с религиозным сознанием. В обыденном сознании процесс оказания помощи — однонаправленный процесс — от того, кто оказы­вает помощь, к тому, кто ее принимает. В сознании или даже в подсоз­нании клиента человек, оказывающий помощь всегда наделен автори­тетом, знаниями, властью, силой. Опытный специалист всегда отдаёт себе отчёт о таком представлении, сложившемся исторически в сознании людей, и относится с глубоким уважением к этим чувствам, одно­временно используя в процессе своей работы эти скрытые от глаз по­зитивные факторы общественного сознания.

Этич принципы клиента и ср в соц работе козлов — Стр 2

К этическим дилеммам социальной работы относится проблема примирения ответственности клиента за самого себя и влияния социаль­ной среды, препятствующей самоопределению человека. Противоречие практической социальной работы и в том. что советы, которые даст спе­циалист своему клиенту, могут не приниматься во внимание, поскольку специалист оставляет за клиентом право самостоятельно принимать ре­шения и действовать так. как тот считает для себя необходимым. С дру­гой стороны, специалист должен контролировать развитие событий вок­руг клиента и в случае необходимости предпринять решительные дей­ствия. чтобы клиент сгоряча «не прыгнул с моста в реку». Контроль этот весьма относителен, поскольку специалист должен уважать решение кли­ента прервать процесс работы с ним. даже когда тот. по мнению специа­листа, ещё не готов к разумным самостоятельным действия себе во бла­го. Тем не менее влияние специалиста на клиента, вмешательство в его жизнь всегда имеет место в социальной работе и является, по сути дела, нравственной проблемой социальной работы.

Рассмотрим некоторые принципы в действиях специалиста, на­правленные, чтобы сберечь, сохранить право клиента на само­определение.

Используй методику участия вместо директивных методов работы. Оказание помощи — это процесс, в котором активно участвуют обе стороны: как специалист, так и клиент вносят свой вклад в решение проблемы. Вклад клиента состоит в том, что он постоянно ищет варианты своих самостоятельных действий, а специалист оказывает ему поддержку в этом поиске. Это и есть содействие в повышенею степени его самоопределения. Самое главное для специалиста стремиться не превратить процесс оказания помощи в ещё один вид притеснения человека, уже страдающего от гнёта государственных структур. Клиенту необходимо помочь найти, взять и использовать свои собственные властные полномочия в организации своей жизни.

Воспринимай помощь как естественный двунаправленный процесс. Помощь — это улица с двусторонним движением, клиент и специалист в процессе взаимодействия взаимно влияют друг на друга. Влияние клиента на специалиста проявляется по-разному, клиент может быть привлекательным или непривлекательным, и чувственное восприятие клиента социальным работником тоже может быть разным, от самых приятных ощущений до полного неприятия Хотя и специалист обязан владеть собой, своими эмоциями, но чувства чувствами и скрыть их подчас очень трудно. В этой связи специалисту приходится сознательно контролировать своё поведение Если он себя не контролирует. то подсознательно по отношению к привлекательному клиенту он может быть менее требовательным, чем это положено, а в отношении непривлекательного клиента он может непроизвольно не обратить внимания на что-то важное, о чем говорит клиент. С другой стороны, и клиента от специалиста могут повлиять позитивно ли негативно на сам процесс оказания помощи. Эти ощущения могут И. совпадать с действительным положением дел. Молодая девушка у которой сложные отношения с матерью, может иметь предубеждение против пожилой женщины — социального работника. Неопытный специалист легко может попасться на крючок своих собственных преду­беждений или поддаться игре клиента. Опытный специалист знает об этих ловушках подсознания и умеет их преодолевать.

Стань советником для клиента. Специалист по социальной работе может воспринимать себя в качестве советника, которого нанял клиент, чтобы тот помог ему выйти из проблемной ситуации и сделать так, чтобы его жизнь стала более гармоничной. Консультанты или co­ветники в сфере бизнеса выполняют множество ролей. Они выслушивают, наблюдают, собирают данные, сообщают результаты своих наблюдений, обучают, проводят тренинги, оказывают поддержку и помощь, критикуют, советуют, высказывают свои предложения, иногда даже вы­ступают в роли адвокатов. Но при этом вся ответственность за то. как идут дела на предприятии или в фирме, лежит на тех. кто нанял кон­сультанта. Даже в отношении некоторых действий консультанта, кото­рое могут казаться вполне директивными, решение принимает менеджер или предприниматель. Консультирование представляет собой процесс, подверженный влиянию социума, однако это — процесс сотрудничества, при котором консультант не отнимает право у менеджера принимать собственное решение в отношении проблем, которыми они совместно занимаются. В этом отношении оказание помощи в соц. работе схоже с консультированием в сфере бизнеса. Хороший клиент. как и хороший менеджер, учится, как использовать то ценное, что ему предлагает консультант.

Сделай так, чтобы клиент почувствовал себя равно­правным партнером. В процессе оказания помощи трудно избежать того, что мы называем социальным влиянием. Если в процессе оказа­ния помощи специалист делает все возможное, чтобы склонить клиента принять свою точку зрения, он неизбежно понуждает его мыслить и действовать вполне определённым образом. А принуждение неизбеж­но имеет своё обратное действие: на принуждение клиент должен реагировать сопротивлением, которое может быть активным или пассивным. Более того, бывают случаи, когда клиент под влиянием специалиста невольно принять решение, которое не отвечает его интересам. В идеале влияние в процессе социальной работы должно озна­чать, что клиент должен выслушивать, взвешивать то. что говорит ему специалист, и в зависимости от того, насколько эти советы помогут ему наладить его жизнь, самому решать, принять или не принять совет спе­циалиста. Результативность социальной работы определяется тем. в какой степени клиент самостоятельно использует процесс социального влияния своего окружения, общества, да и социального работника, чтобы контролировать свою ситуацию и разрешать проблемы в своей повсе­дневной жизни. Ценности, с которыми работает специалист, — это но просто взгляды кого-то на процесс социальной работы. Это весьма прак­тичные инструменты для специалиста, которые используются для того, чтобы правильно выстраивать поведение и принимать решения.