Этические нормы. Этические ошибки. Постулаты речевого общения

Этические нормы. Этические ошибки. Постулаты речевого общения

Этика речевого общения начинается с соблюдения условий успешного речевого общения: с доброжелательного отношения к адресату, демонстрации заинтересованности в разговоре, искреннего выражения своего мнения, сочувственного внимания. Это предписывает выражать свои мысли в ясной форме, ориентируясь на мир знаний адресата. В диалогах и полилогах интеллектуального, а также «игрового» или эмоционального характера особую важность приобретает выбор темы и тональности разговора. Сигналами внимания, участия, правильной интерпретации и сочувствия являются не только регулятивные реплики, но и паралингвистические средства — мимика, улыбка, взгляд, жесты, поза. Особая роль при ведении беседы принадлежит взгляду.

Понятие об этике речевого общения тесно связано с понятием этико-речевой нормы. А. П. Сковородников определяет этико-речевую норму так: «совокупность правил речевого общения (поведения), которые обеспечивают гармонизацию интересов общающихся на основе общепринятых нравственных ценностей» [Культура русской речи, 2003, с.366]. И в этой же словарной статье отмечается: «Следует иметь в виду, что кроме общей этико-речевой нормы, соблюдение которой необходимо во всех ситуациях общения и при любых статусах общающихся, существуют этико-речевые нормы, характерные для определенных профессиональных сфер общения: делового, педагогического и др.» [Культура русской речи, 2003, с.60]. А. П. Сковородников также указывает: «К области речевой этики относится речевой этикет, правила которого основаны на принципе вежливости (уважительного отношения к собеседнику)». В статье даётся следующее определение речевой этики: «Речевая этика — это правила должного речевого поведения, основанные на нормах морали, национально-культурных традициях» [Культура русской речи, 2003, с.366].

Е. М. Лазуткина в этой связи указывает на то, что «этические нормы воплощаются в специальных этикетных речевых формулах и выражаются в высказываниях целым ансамблем разноуровневых средств: как полнознаменательными словоформами, так и словами неполнознаменательных частей речи (частицами, междометиями).

6 стр., 2851 слов

Официальные и неофициальные ситуации общения. Подготовленная и спонтанная речь.

Реферат по теме: Официальные и неофициальные ситуации общения. Подготовленная и спонтанная речь. План Введение 3 1. Речевая ситуация. Виды ситуаций 4 2. Подготовленная и спонтанная речь 6 Заключение 9 Список литературы 10 Введение Речь - это один из видов коммуникативной деятельности человека, выражающийся либо в звуковой форме (устная речь), либо в письменной форме (письменная речь). Речь - это ...

Главный этический принцип речевого общения — соблюдение паритетности — находит свое выражение, начиная с приветствия и заканчивая прощанием, на всём протяжении разговора».

В каждой общественной системе существует особый свод этических законов, норм и правил, регламентирующих как речевое, так и неречевое поведение. Соблюдение этических предписаний позволяет обеспечить стабильность в различных сферах человеческой деятельности; сохранить общество в целом и отдельных индивидов; сдержать агрессию и предотвратить конфликты, в том числе и грозящие смертельной борьбой и уничтожением друг друга. Отступление от общепринятых норм морали, их «низвержение» приводит к хаосу, дестабилизации в обществе и угрожает благополучию и жизни каждого и всего социума. В каждой стране веками вырабатывались нормы, становящиеся традициями, регламентирующие отношения во всех сферах жизни человека. Так, в христианских странах этическими законами, по которым жили люди, были заповеди Нового Завета. В основу жизни христианина закладывалась любовь к ближнему с заботой о нём, стремление к таким добродетелям, как доброта, милосердие, терпение, негневливость, сдержанность, смирение, целомудрие, стремление к правде и удаление от греха (гордыни, сребролюбия, прелюбодеяния, алчности, зависти, лжи, клеветы, осуждения ближних и др.).

Современная европейская, американская и российская светская этика во многом созвучна христианской.

В настоящее время в риторической науке и практике существует два ведущих принципа коммуникации — принцип кооперации Г. П. Грайса и принцип вежливости Дж. Лича.

В 1950-е годы американский философ Пол Грайс под влиянием идей Людвига Витгенштейна и теории речевых актов сформулировал так называемые коммуникативные постулаты. Когда люди беседуют, между ними должен быть заключен молчаливый пакт о речевом сотрудничестве, который включает в себя следующие пункты:

10 стр., 4830 слов

Принципы организации и задачи службы медицины

Служба медицины катастроф МЗ РФ (СМК) - неотъемлемая составная часть здравоохранения со сво-им руководством, органами управления, силами, средствами, формами и методами работы, обеспечива-ющими своевременное оказание медико-санитарной помощи населению в ЧС. Она является функцио-нальной подсистемой РСЧС. Медицина катастроф – самостоятельная отрасль медицины, использующая организационные возмож- ...

1. Говорить ни много, ни мало, а именно столько, сколько нужно для адекватной передачи информации.

2. Не отвлекаться от темы.

3. Говорить только правду.

4. Говорить определенно, не двусмысленно.

5. Говорить вежливо, уважая речевое достоинство собеседника.

В научной литературе принцип кооперации Пола Грайса представлен как единство ма́ксим, которые, по мнению учёного, определяют вклад участников коммуникативного акта в объединяющую их речевую ситуацию. Каждая максима состоит из нескольких постулатов. Максим четыре.

Максимы Пола Грайса, составляющие основу принципа кооперации:

Максима полноты информации.

Постулаты к максиме полноты информации:

Твое высказывание должно содержать не меньше информации, чем требуется;

Твое высказывание не должно содержать больше информации, чем требуется.

Максима качества информации

Постулаты к максиме качества информации:

Не говори того, что ты считаешь ложным;

Не говори того, для чего у тебя нет достаточных оснований.

Максима релевантности

Постулат к максиме релевантности:

Не отклоняйся от темы.

Максима манеры

Общий постулат к максиме манеры:

Выражайся ясно.

Частные постулаты к максиме манеры:

Избегай непонятных выражений;

Избегай неоднозначности;

Будь краток (избегай ненужного многословия);

Будь организован.

Максимы Дж. Лича, составляющие основу принципа вежливости

Максима такта — максима границ личной сферы: соблюдай интересы другого; не нарушай границ его личной сферы (Тот, кто сеет учтивость, пожинает дружбу (Василий Великий); Не красота всякой женщины — золото, но ум и молчание (Григорий Богослов); Всякий, кто строит козни против ближнего своего, упадёт в ров, который вырыл (Иоанн Дамаскин));

3 стр., 1431 слов

Вопрос 1: Что же такое самоменеджмент? и ее правила

Функции и техника самоменеджмента при аудите Ответ Самоорганизация, умение управлять собой, руководить процессом управления в самом широком смысле слова – во времени, пространстве, общении, деловом мире… Последовательное и целенаправленное применение испытанных методов и приемов повседневной практики в целях оптимального ресурса времени. Правило саоменеджмента Постановка цели и ее достижение. ...

Максима великодушия — максима необременения собеседника: не затрудняй других (В нашем мире, когда человеку есть что сказать, трудность заключается не в том, чтобы заставить его сказать это, а в том, чтобы не дать ему повторять это слишком часто…(Шоу Джордж Бернард));

Максима одобрения — максима позитивности в оценке других: не осуждайте других; увеличивайте одобрение других (Не суди да не судим будешь; прощайте, и прощены будете (Евангелие); Верная указка — не кулак, а ласка);

Максима скромности — максима невысокомерного отношения к собеседнику, отсутствия стремления первенствовать, показывать себя; максима минимизации похвал в собственный адрес: отстраняй от себя похвалы (Красна речь слушаньем, а беседа смирением; Недостаток скромности есть недостаток ума (А. Поуп); Достоинства человека есть драгоценные камни, которые красивее играют в оправе скромности (Люк де Клапье де Вовенарг); Чем кто умнее, тем он скромнее (Цицерон));

Максима согласия — максима неоппозиционности: избегайте возражений; уменьшайте разногласия; увеличивайте согласие между собой и пратнёром (Говори да не спорь, а хоть и спорь, да не вздорь! Изобретательностью и умом побеждать лучше, чем сопротивлением (Иоанн Дамаскин) Друзья должны в согласье полном жить (Джефри Чосер));

Максима симпатии — максима доброжелательности: высказывайте благожелательность; уменьшайте антипатии; увеличивайте симпатии между собой и партнёром (Ласковое слово не трудно, да споро; Ты хочешь, чтобы тебе оказали милость? Окажи милость своему ближнему (Иоанн Златоуст); То же слово, да не так бы ты молвил; Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо вэтом закон и пророки (Евангелие от Матфея)).

17 стр., 8057 слов

Сравнительный анализ развития внимания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи и норма

Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Вятский Государственный Гуманитарный Университет» Факультет психологии Кафедра психологии КУРСОВАЯ РАБОТА Сравнительный анализ развития внимания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи и нормально развивающихся дошкольников Выполнила студентка 3 курса, группы ФСП-31 ...

Три принципа Робин Лакофф, обеспечивающие соблюдение постулата ответственности (учёт говорящим воздействия своей речи на слушающего):

1. Не навязывайся;

2. Выслушай собеседника;

3. Будь дружелюбен.

(Не слова вызывают боль, но нас оскорбившая наглость и надменность (Василий Великий); Говорящий плохое — всегда в убытке (Григорий Богослов); Душе израненной доброе слово — лекарство (Григорий Богослов); Умный способен понимать даже мысли ближнего, наблюдая за его поведением и обликом (Иоанн Дамаскин)).

Эффективная коммуникация без истины невозможна.

Лакофф выделяет правила, определяющие ситуацию разговора, какой она должна быть:

Правило 1. То, что собеседники сообщают друг другу, должно быть истинно.

Правило 2. Говорящий, делая какое-либо утверждение, полагает, что слушающий будет верить его словам.

Правило 3. Всё, что говорящий хочет сказать, должно быть сказано, при этом оно должно быть неизвестным для окружающих и не должно быть самоочевидным. В коммуникации необходимо присутствие всего нужного для того, чтобы адресат понял сообщаемое.

Правило взаимности — отвечай добром на добро (Добра желаешь — добро и делай; На добрый привет добрый ответ; Живи добрее, будешь всем милее; Делай другим добро, будешь сам без беды).

Этические ошибки

Этические ошибки — это нарушения моральных норм в общении между людьми и социумами, а также несоблюдение норм речевого этикета. С этической точки зрения ненормативным является любое проявление речевой агрессии, недоброжелательности, в частности различного рода оскорбления, «навешивание» ярлыков, неодобрение, отрицательная некорректная оценка действий адресата, любые высказывания, унижающие человеческое достоинство, выражающие высокомерное или циничное отношение к человеческой личности, национальной принадлежности адресата, его культуре, религии. Этически неприемлемы нецензурная лексика, жаргонные слова и обороты, делающие речь вульгарной. Неэтичным является и речевое манипулирование (вид речевого воздействия, используемый для скрытого внедрения в психику адресата целей, желаний, намерений, отношений и установок, не совпадающих с теми, которые имеются у адресата в данный момент).

9 стр., 4092 слов

Нарушения речи

Афазии.— формы распада сформированной речи, возникающие вследствие поражений головного мозга. В настоящее время принята классификация афатических расстройств, предложенная А.Р. Лурия. Причины афатических расстройств различны и могут быть связаны с опухолью мозга, сосудистыми нарушениями (спазмы кровеносных сосудов, кровоизлияния, тромбы), травмами черепа, воспалительными процессами (энцефалиты) и ...

В целом всё, что не согласуется с принципами искреннего и благожелательного отношения к собеседнику, можно квалифицировать как нарушение этических норм. К ошибкам, иллюстрирующим несоблюдение этико-речевых правил, следует отнести различного рода этикетные нарушения, которые обычно возникают при выборе этикетных речевых формул в той или иной ситуации общения, а также отсутствие этикетных речевых формул тогда, когда они необходимы. В круг подобных ошибок входят: Ты-форма обращения вместо Вы-формы, отсутствие приветствия по отношению к близким или знакомым людям, просторечное приветствие в официально-деловой обстановке, игнорирование приветствия, отсутствие поздравлений и знаков внимания по отношению к близким в праздничные дни, отсутствие благодарности за услугу, грубый отказ, отсутствие извинения в ситуации, когда оно необходимо, ситуативно неприемлемые высказывания и выражения (ситуативная неуместность), отсутствие этикетных формул прощания в ситуации размыкания контакта и т. п. Любое вторжение в личную сферу адресата можно квалифицировать как этически неприемлемое. Хвастовство и намеренное превозношение себя над другими, чванство, заносчивость также рассматривается как несоблюдение этических норм. В круг этически дефектного поведения входят также насмешки над собеседником, как явные, так и скрытые. Грубое нарушение этических норм — клевета, шантаж, намеренное выведение собеседника из состояния психического равновесия, глумление над его «святая святых», издевательство, любые проявления насилия над личностью. Этическими нарушениями можно назвать и несоблюдение основных правил ведения диалога:

2 стр., 751 слов

Профессионально-этические нормы в психологической работе

2 Тема: Профессионально-этические нормы в психологической работе Профессионально-этические нормы в психологической работе Психологическая работа — это весьма сложная и ответственная область профес­сиональной деятельности, которая может затрагивать судьбы людей (например, когда ставится медицинский или судебно-психологический диагноз). Психолог владеет информацией, небрежное использование которой ...

  • если к тебе обратились с речью, следует оставить любые занятия и выслушать речь;
  • если к тебе обратились с речью в тот момент, когда ты произносишь речь, следует замолчать и выслушать речь;
  • не следует игнорировать обращённую к тебе речь;
  • в ходе общения необходимо показывать собеседнику, что его речь понимается и принимается (в том числе внимательным молчанием — отсутствием речи, при котором выражением лица, жестами, междометиями, повтором слов слушающий извещает говорящего о том, что его речь принимается и понимается);
  • вопрос требует ответа;
  • повеление требует ответа действием или словом;
  • повествование требует ответной реакции (ответные реплики, или ответное повествование, или внимательное молчание).

К нарушению этических норм относится и несоблюдение юридических законов. С точки зрения христианской морали, к нарушению этических норм относится несоблюдение заповедей, о которых говорится в Евангелии: не убий, не укради, не прелюбодействуй, не лжесвидетельствуй, не суди, не будь лицемерен, не гневайся, прощай других, будь милосерден и другие. Один из важных заветов Христа, озвученный, так же, как многие другие, и в современной риторике: «во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, та́к поступайте и вы с ними, ибо в этом закон» (Мф. 7; 12).

К этическим нарушениям также относится несоблюдение постулатов бесконфликтного речевого общения, сформулированных в современной науке (максимы Г. Грайса и Дж. Лича, Р. Лакофф).

(Преимущественно по:

Л. К. Граудиной, Е. Н. Ширяеву, А. П. Сковородникову, Е. М. Лазуткиной, Г. П. Грайсу, Дж. Личу, Р. Лакофф).

8