Этические нормы. Этические ошибки. Постулаты речевого общения

Этические нормы. Этические ошибки. Постулаты речевого общения

Этика речевого общения начинается с соблюдения условий успешного речевого общения: с доброжелательного отношения к адресату, демонстрации заинтересованности в разговоре, искреннего выражения своего мнения, сочувственного внимания. Это предписывает выражать свои мысли в ясной форме, ориентируясь на мир знаний адресата. В диалогах и полилогах интеллектуального, а также «игрового» или эмоционального характера особую важность приобретает выбор темы и тональности разговора. Сигналами внимания, участия, правильной интерпретации и сочувствия являются не только регулятивные реплики, но и паралингвистические средства — мимика, улыбка, взгляд, жесты, поза. Особая роль при ведении беседы принадлежит взгляду.

Понятие об этике речевого общения тесно связано с понятием этико-речевой нормы. А. П. Сковородников определяет этико-речевую норму так: «совокупность правил речевого общения (поведения), которые обеспечивают гармонизацию интересов общающихся на основе общепринятых нравственных ценностей» [Культура русской речи, 2003, с.366]. И в этой же словарной статье отмечается: «Следует иметь в виду, что кроме общей этико-речевой нормы, соблюдение которой необходимо во всех ситуациях общения и при любых статусах общающихся, существуют этико-речевые нормы, характерные для определенных профессиональных сфер общения: делового, педагогического и др.» [Культура русской речи, 2003, с.60]. А. П. Сковородников также указывает: «К области речевой этики относится речевой этикет, правила которого основаны на принципе вежливости (уважительного отношения к собеседнику)». В статье даётся следующее определение речевой этики: «Речевая этика — это правила должного речевого поведения, основанные на нормах морали, национально-культурных традициях» [Культура русской речи, 2003, с.366].

Е. М. Лазуткина в этой связи указывает на то, что «этические нормы воплощаются в специальных этикетных речевых формулах и выражаются в высказываниях целым ансамблем разноуровневых средств: как полнознаменательными словоформами, так и словами неполнознаменательных частей речи (частицами, междометиями).

6 стр., 2851 слов

Официальные и неофициальные ситуации общения. Подготовленная и спонтанная речь.

... деятельности общения; социокультурные нормы и стереотипы речевого общения; ... , 1999. Бадмаев Б. Ц. Выступление, беседа - всегда общение. М.: Просвещение, 1993. Ладанов И. Д. Речь ... речи. – М.: Прогресс, 2000. Ивин А.А. Искусство правильно мыслить. – М.: Дрофа, 2002. Формановская Н.И. Речевой этикет т культура общения. – М.: Издательство НОРМА ...

Главный этический принцип речевого общения — соблюдение паритетности — находит свое выражение, начиная с приветствия и заканчивая прощанием, на всём протяжении разговора».

В каждой общественной системе существует особый свод этических законов, норм и правил, регламентирующих как речевое, так и неречевое поведение. Соблюдение этических предписаний позволяет обеспечить стабильность в различных сферах человеческой деятельности; сохранить общество в целом и отдельных индивидов; сдержать агрессию и предотвратить конфликты, в том числе и грозящие смертельной борьбой и уничтожением друг друга. Отступление от общепринятых норм морали, их «низвержение» приводит к хаосу, дестабилизации в обществе и угрожает благополучию и жизни каждого и всего социума. В каждой стране веками вырабатывались нормы, становящиеся традициями, регламентирующие отношения во всех сферах жизни человека. Так, в христианских странах этическими законами, по которым жили люди, были заповеди Нового Завета. В основу жизни христианина закладывалась любовь к ближнему с заботой о нём, стремление к таким добродетелям, как доброта, милосердие, терпение, негневливость, сдержанность, смирение, целомудрие, стремление к правде и удаление от греха (гордыни, сребролюбия, прелюбодеяния, алчности, зависти, лжи, клеветы, осуждения ближних и др.).

Современная европейская, американская и российская светская этика во многом созвучна христианской.

В настоящее время в риторической науке и практике существует два ведущих принципа коммуникации — принцип кооперации Г. П. Грайса и принцип вежливости Дж. Лича.

В 1950-е годы американский философ Пол Грайс под влиянием идей Людвига Витгенштейна и теории речевых актов сформулировал так называемые коммуникативные постулаты. Когда люди беседуют, между ними должен быть заключен молчаливый пакт о речевом сотрудничестве, который включает в себя следующие пункты:

10 стр., 4830 слов

Принципы организации и задачи службы медицины

... Эвакуация пораженных из очагов СДЯВ организуется по общим принципам, хотя и имеет некоторые особенности. Например, ... единых, заранее регламентированных и обязательных для медперсонала принципов оказания мед. помощи и лечения; 2.наличием ... 2. СМК организуется по территориально-производственному и региональному принципу и представлена трехуровневой структурой: федеральной, региональной и территориальной ...

1. Говорить ни много, ни мало, а именно столько, сколько нужно для адекватной передачи информации.

2. Не отвлекаться от темы.

3. Говорить только правду.

4. Говорить определенно, не двусмысленно.

5. Говорить вежливо, уважая речевое достоинство собеседника.

В научной литературе принцип кооперации Пола Грайса представлен как единство ма́ксим, которые, по мнению учёного, определяют вклад участников коммуникативного акта в объединяющую их речевую ситуацию. Каждая максима состоит из нескольких постулатов. Максим четыре.

Максимы Пола Грайса, составляющие основу принципа кооперации:

Максима полноты информации.

Постулаты к максиме полноты информации:

Твое высказывание должно содержать не меньше информации, чем требуется;

Твое высказывание не должно содержать больше информации, чем требуется.

Максима качества информации

Постулаты к максиме качества информации:

Не говори того, что ты считаешь ложным;

Не говори того, для чего у тебя нет достаточных оснований.

Максима релевантности

Постулат к максиме релевантности:

Не отклоняйся от темы.

Максима манеры

Общий постулат к максиме манеры:

Выражайся ясно.

Частные постулаты к максиме манеры:

Избегай непонятных выражений;

Избегай неоднозначности;

Будь краток (избегай ненужного многословия);

Будь организован.

Максимы Дж. Лича, составляющие основу принципа вежливости

Максима такта — максима границ личной сферы: соблюдай интересы другого; не нарушай границ его личной сферы (Тот, кто сеет учтивость, пожинает дружбу (Василий Великий); Не красота всякой женщины — золото, но ум и молчание (Григорий Богослов); Всякий, кто строит козни против ближнего своего, упадёт в ров, который вырыл (Иоанн Дамаскин));

4 стр., 1915 слов

Аменорея (Отсутствие менструации)

... сделать вывод о различных генетических факторах, обуславливающих отсутствие менструации. Как правило, речь идет о так называемом синдроме Тернера. ... аменорея, напротив, представляет собой очень тревожный симптом, говорящий о наличии заболеваний или функциональных и органических нарушений в ... , во время менопаузы или в детском возрасте можно говорить о физиологической аменорее. Вместе с тем, она не ...

Максима великодушия — максима необременения собеседника: не затрудняй других (В нашем мире, когда человеку есть что сказать, трудность заключается не в том, чтобы заставить его сказать это, а в том, чтобы не дать ему повторять это слишком часто…(Шоу Джордж Бернард));

Максима одобрения — максима позитивности в оценке других: не осуждайте других; увеличивайте одобрение других (Не суди да не судим будешь; прощайте, и прощены будете (Евангелие); Верная указка — не кулак, а ласка);

Максима скромности — максима невысокомерного отношения к собеседнику, отсутствия стремления первенствовать, показывать себя; максима минимизации похвал в собственный адрес: отстраняй от себя похвалы (Красна речь слушаньем, а беседа смирением; Недостаток скромности есть недостаток ума (А. Поуп); Достоинства человека есть драгоценные камни, которые красивее играют в оправе скромности (Люк де Клапье де Вовенарг); Чем кто умнее, тем он скромнее (Цицерон));

Максима согласия — максима неоппозиционности: избегайте возражений; уменьшайте разногласия; увеличивайте согласие между собой и пратнёром (Говори да не спорь, а хоть и спорь, да не вздорь! Изобретательностью и умом побеждать лучше, чем сопротивлением (Иоанн Дамаскин) Друзья должны в согласье полном жить (Джефри Чосер));

Максима симпатии — максима доброжелательности: высказывайте благожелательность; уменьшайте антипатии; увеличивайте симпатии между собой и партнёром (Ласковое слово не трудно, да споро; Ты хочешь, чтобы тебе оказали милость? Окажи милость своему ближнему (Иоанн Златоуст); То же слово, да не так бы ты молвил; Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо вэтом закон и пророки (Евангелие от Матфея)).

17 стр., 8057 слов

Сравнительный анализ развития внимания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи и норма

... глава. Сравнительно-экспериментальное изучение развития внимания у дошкольников общего недоразвития речи с нормой развития. 2.1. Методы и методики изучения развития внимания ... , характерно недоразвитие логических операций. Логическая деятельность детей отличается крайней неустойчивостью, отсутствием планомерности, познавательная активность детей низкая, контроль над правильностью выполнения заданий ...

Три принципа Робин Лакофф, обеспечивающие соблюдение постулата ответственности (учёт говорящим воздействия своей речи на слушающего):

1. Не навязывайся;

2. Выслушай собеседника;

3. Будь дружелюбен.

(Не слова вызывают боль, но нас оскорбившая наглость и надменность (Василий Великий); Говорящий плохое — всегда в убытке (Григорий Богослов); Душе израненной доброе слово — лекарство (Григорий Богослов); Умный способен понимать даже мысли ближнего, наблюдая за его поведением и обликом (Иоанн Дамаскин)).

Эффективная коммуникация без истины невозможна.

Лакофф выделяет правила, определяющие ситуацию разговора, какой она должна быть:

Правило 1. То, что собеседники сообщают друг другу, должно быть истинно.

Правило 2. Говорящий, делая какое-либо утверждение, полагает, что слушающий будет верить его словам.

Правило 3. Всё, что говорящий хочет сказать, должно быть сказано, при этом оно должно быть неизвестным для окружающих и не должно быть самоочевидным. В коммуникации необходимо присутствие всего нужного для того, чтобы адресат понял сообщаемое.

Правило взаимности — отвечай добром на добро (Добра желаешь — добро и делай; На добрый привет добрый ответ; Живи добрее, будешь всем милее; Делай другим добро, будешь сам без беды).

Этические ошибки

Этические ошибки — это нарушения моральных норм в общении между людьми и социумами, а также несоблюдение норм речевого этикета. С этической точки зрения ненормативным является любое проявление речевой агрессии, недоброжелательности, в частности различного рода оскорбления, «навешивание» ярлыков, неодобрение, отрицательная некорректная оценка действий адресата, любые высказывания, унижающие человеческое достоинство, выражающие высокомерное или циничное отношение к человеческой личности, национальной принадлежности адресата, его культуре, религии. Этически неприемлемы нецензурная лексика, жаргонные слова и обороты, делающие речь вульгарной. Неэтичным является и речевое манипулирование (вид речевого воздействия, используемый для скрытого внедрения в психику адресата целей, желаний, намерений, отношений и установок, не совпадающих с теми, которые имеются у адресата в данный момент).

9 стр., 4092 слов

Нарушения речи

... термином "алалия". Если алалия — полцое отсутствие речи, то дислалия — частичное нарушение речи (преимущественно в плане звукопроизношения). Таким образом, ... время этот термин использовался в сурдопедагогике, так как отсутствие речи связывалось с нарушением слуха. В конце XIX в. ... с моторной и сенсорной алалией может приближаться к норме. В ряде случаев наблюдается задержка интеллектуального развития ...

В целом всё, что не согласуется с принципами искреннего и благожелательного отношения к собеседнику, можно квалифицировать как нарушение этических норм. К ошибкам, иллюстрирующим несоблюдение этико-речевых правил, следует отнести различного рода этикетные нарушения, которые обычно возникают при выборе этикетных речевых формул в той или иной ситуации общения, а также отсутствие этикетных речевых формул тогда, когда они необходимы. В круг подобных ошибок входят: Ты-форма обращения вместо Вы-формы, отсутствие приветствия по отношению к близким или знакомым людям, просторечное приветствие в официально-деловой обстановке, игнорирование приветствия, отсутствие поздравлений и знаков внимания по отношению к близким в праздничные дни, отсутствие благодарности за услугу, грубый отказ, отсутствие извинения в ситуации, когда оно необходимо, ситуативно неприемлемые высказывания и выражения (ситуативная неуместность), отсутствие этикетных формул прощания в ситуации размыкания контакта и т. п. Любое вторжение в личную сферу адресата можно квалифицировать как этически неприемлемое. Хвастовство и намеренное превозношение себя над другими, чванство, заносчивость также рассматривается как несоблюдение этических норм. В круг этически дефектного поведения входят также насмешки над собеседником, как явные, так и скрытые. Грубое нарушение этических норм — клевета, шантаж, намеренное выведение собеседника из состояния психического равновесия, глумление над его «святая святых», издевательство, любые проявления насилия над личностью. Этическими нарушениями можно назвать и несоблюдение основных правил ведения диалога:

2 стр., 751 слов

Профессионально-этические нормы в психологической работе

... препятствовать некорректному и неэтичному осуществлению мероприятий психологической работы. Нарушение психологом этических норм и принципов работы несовместимо с исполнением обязанностей им по занимаемой ... , выбирать верную линию поведе­ния при конфликте между нормами субординации и нравственности. Профессионально-этические нормы — это требования, предъявляемые к уровню про­фессиональной ...

  • если к тебе обратились с речью, следует оставить любые занятия и выслушать речь;
  • если к тебе обратились с речью в тот момент, когда ты произносишь речь, следует замолчать и выслушать речь;
  • не следует игнорировать обращённую к тебе речь;
  • в ходе общения необходимо показывать собеседнику, что его речь понимается и принимается (в том числе внимательным молчанием — отсутствием речи, при котором выражением лица, жестами, междометиями, повтором слов слушающий извещает говорящего о том, что его речь принимается и понимается);
  • вопрос требует ответа;
  • повеление требует ответа действием или словом;
  • повествование требует ответной реакции (ответные реплики, или ответное повествование, или внимательное молчание).

К нарушению этических норм относится и несоблюдение юридических законов. С точки зрения христианской морали, к нарушению этических норм относится несоблюдение заповедей, о которых говорится в Евангелии: не убий, не укради, не прелюбодействуй, не лжесвидетельствуй, не суди, не будь лицемерен, не гневайся, прощай других, будь милосерден и другие. Один из важных заветов Христа, озвученный, так же, как многие другие, и в современной риторике: «во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, та́к поступайте и вы с ними, ибо в этом закон» (Мф. 7; 12).

К этическим нарушениям также относится несоблюдение постулатов бесконфликтного речевого общения, сформулированных в современной науке (максимы Г. Грайса и Дж. Лича, Р. Лакофф).

(Преимущественно по:

Л. К. Граудиной, Е. Н. Ширяеву, А. П. Сковородникову, Е. М. Лазуткиной, Г. П. Грайсу, Дж. Личу, Р. Лакофф).

8

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector