Экологическое отношение к природе

Концептуальные основы экологического образования детей дошкольного и младшего школьного возраста

План:

1).Актуальность проблемы

2).Система экологического образования

3).Естественно-научные идеи современного естествознния

4).Педагогические идеи

1.Почему так важно воспитывать людей, которые смогли бы ответственно относиться к природе и гармонично жить с ней? Как вы считаете, экологический кризис как-то влияет на жизнь людей?

Как вы думаете, почему мы пришли к такой неблагоприятной ситуации в природе, которая наблюдается сейчас?(Из-за нерационального использования природных ресурсов;воды, газа и т. д, из-за интенсивного развития промышленности, из-за выбросов в атмосферу загрязняющих веществ) Проблемы загрязнения атмосферы связаны с деятельностью человека. Деятельность человека-это его внешнее проявление его внутренней экологической культуры. Во многих странах с развитой промышленностью экологическая ситуация опасна для жизни и здоровья человека. Ежегодно в атмосферу выбрасывается сотни тонн отравляющих веществ, в водоемы поступает миллион тонн неочищенных сточных вод, содержащих большое количество ядовитых веществ, к которым организм человека не успел приспособиться. Эти вещества не включаются в круговорот, а следовательно не перерабатываются, а накапливаются и загрязняют природу, а в результате нарушается качество условий среды (воды, воздуха, эемли).Это приводит к возникновению ранее неизвестных заболеваний: генетических, аллергических, эндокринных и других. В 90-х годах 20 века в Казахстане проводилось обследование населения и выяснилось, что в непосредственной близости от ядерных испытаний, заболевания аллергического характера встречается в 2 раза чаще, а также здесь чаще рождаются дети с уже врожденными пороками развития. В то же время в такой промышленно развитой стране как Канада-продолжительность жизни одна из самых высоких в мире. В стране воспитано поколение, заботящееся о природе, понимающее ее самоценность. Давайте поговорим о том, что такое экологическая воспитанность, которую канадцы сумели воспитать в своих детях, которую предстоит прививать нашим детям.

17 стр., 8471 слов

Склонность к употреблению психически активных веществ как проблема личностного развития современного…

... людям, к самому себе, своему труду, природе, моральным нормам, формирует основы культуры поведения ребенка. Внеурочная воспитательная деятельность сама по себе не решает проблем ... табака – не единственное из опасных для жизни веществ, вдыхаемых в процессе курения.  Еще ... рефлексивного мышления позволяют подросткам анализировать абстрактные идеи, искать ошибки и логические противоречия в ...

Система экологического образования.

Цель экологического образования детей дошкольного и младшего школьного возраста-формирование основ экологической культуры.

Экологическая культура-часть материальной и духовной культуры, являющаяся результатом обобщения исторического опыта отношения человека и природы.

Экологическая культура-важная часть общей культуры человека, проявляющаяся в его духовной жизни, в быту. Это особое качество личности понимать ценность природы, характеризуемое совокупностью знаний по экологии, умений природопользовательской деятельности, гуманистических отношений ко всему живому и к окружающей среде.

Воспитывая ребенка, экологически ориентированного, мы прививаем ему элементы экологической культуры общества, а он приобретает экологическую воспитанность.

Экологическая воспитанность имеет 3 компанента

Экологическое сознание и чувства

Экологическая деятельность и поведение

Экологическое отношение к природе

Экологическое сознание и чувства включают:

-Знание о растениях и животных как живых существах

-Знание о человеке как живом существе

-Знание о разнообразных ценностях природы

-Знание о нормах и правилах взаимодействия в природе (как себя вести)

Экологическая деятельность и поведение

-Познавательная деятельность

-Исследовательская деятельность

-Игровая деятельность

-Речевая деятельность

-Художественно-творческая деятельность

-Трудовая деятельность

Экологически правильное, гуманное отношение к природе

-Осознанное

5 стр., 2232 слов

Исследование субъективных отношений первокурсников к своему организму в рамках проблемы экологических отношений личности

... в структуре отношения подростка к?природе [2, 3, 4, 14, 15]. Недостаточно охарактеризованы отношения студентов к?своему организму, их взаимосвязи с экологическими отношениями личности, не ... изменениями в эмоциональной, познавательной сфере людей, в их практической деятельности. Параметры интенсивности отношения у первокурсников оценивались по балльной системе на основе методов ...

-Деятельное

-Побуждается гуманным мотивом

Эти компаненты на протяжении дошкольного возраста вступают в разные взаимоотношения.

В младшем дошкольном возрасте экологическая деятельность порождает экологические чувства. Например, ребенок гладит котенка и у него появляется чувство любви к нему.

В среднем дошкольном возрасте у ребенка уже сформированы экологические чувства и в соответствии с ними он поступает.

А к старшему дошкольному возрасту уже формируется экологическое отношение, как результат экологического воспитания и содержит в себе экологическое сознание и экологическое поведение и определяет их.

ЕДИНИЦЕЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ВОСПИТАННОСТИ ЯВЛЯЕТСЯ ПОСТУПОК РЕБЕНКА В ПРИРОДЕ

Характеристика поступка

-Побуждается гуманным мотивом

-Осознан

-Выражен в положительных действиях (помощь, создание условий)

-Он доставляет ребенку удовольствие

ЗАДАЧИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1)Формирование у ребенка элементов экологического сознания и чувств

2)Формирование у детей навыков и умений экологически ориентированной деятельности и поведения

3)Формирование гуманного, зкологически правильного отношения к природе

Естественно-научные идеи современногоестествознания

1)Идея единства человека и природы

Раньше в программах человек не рассматривался как часть природы, был над ней. Непонимание зависимости человека от природы привело к экологическому кризису. Девиз: «Мы не будем ждать милости от природы, а возьмем их сами"привел к тому, что человек счел возможным разорять природные ресурсы, перекраивать реки, не задумываясь о последствиях. Но природа не только источник природных ресурсов, она самоценна. Понимание этого приведет к гуманному отношению к природе.

23 стр., 11344 слов

Интеллектуальные способности одаренных детей в связи со школьной успеваемостью

... теоритических исследованиях, в которых показана высокая связь, существующая между школьной успеваемостью ребенка и его уровнем интеллектуального развития. ... », 1998. – 192 с. 14. Видинеев Н.В. Природа интеллектуальных особенностей человека. М.: Мысль, 1989 – 173с. 15 ... , необычных и высокого качества. Креативные мыслители генерируют идеи, которые являются умными, яркими, изящными или удивляющими ...

2)Идея многообразия ценностей природы

Духовная, эстетическая, нравственная, познавательная, гигиеническая, самоценность, прагматическая ценность. Сознание этих ценностей позволяет ребенку лучше понять взаимосвязь природы и человека, порождает гуманное отношение к природе.

3)Идея единства всего живого

Важно показать основные свойства живого организма: дыхание, движения, рост, размножение… Человеку присуще все, что присуще живому, но человек не только биологическое, но и социальное существо. Поняв это- ребенок начинает менять отношение к живым существам.

4)Идея единства живого и неживого в природе

Необходимо показать детям связи живого и неживого внутренние и внешние. Например, как зависит жизнь рыб от воды. В систему живого нужно включать человека. Идея состовляет гностическую основу экологической культуры личности и общества в целом.

5)Идея разумности и гуманности человека

Например, разумность, как качество, присущее людям, может быть представлено детям, как способность думать, говорить, выражать свои мысли, действовать, предвидя последствия действий, сознательно относиться к себе и к другим живым существам, к природе в целом

6)Идея приспособления живого друг к другу и к среде.

Идея очень важна-формирует элементарные представления о причинности и взаимной обусловленности явлений природы. Создает основу экологически целесообразного поведения. Природа представляет собой систему особым образом организованных существ.

16 стр., 7626 слов

Развитие мышления детей 4−6 лет

... под влиянием поведения взрослого, удовлетворяющего потребности ребенка. Связь эмоций с движением показывает, что психика ... оно уже заключено в природе эмоций, моторики и имитации, природе самого человеческого организма. ... от комплекса, указывает на разрушение живых связей в объе­кте в первом случае ... " К. Берта, подтвердили эту его идею. Полученные факты показали возможность исследования психических ...

7.)Идея системного строения природы

Природа-система систем. Мы должны показать детям:1.Связи внутри

организма

2.Связи организма и вида

3.Внутривидовые связи

4.Связи вида и экосистемы

5.Связи внутри экосистемы

Только при сохранение всех элементов она функционирует нормально. Нарушая одно звено, мы нарушаем систему. В Китае во времена культурной революции были уничтожены все воробьи. Погиб урожай, закупали воробьев в других странах.

8)Идея целостности природы на любом ее уровне

Организм -целостная система. Знания помогают бороться с травмами, способствуют разумности и гуманности поведения и деятельности детей, повышают уровень саморегуляции у маленьких детей.

ВЫДЕЛЕННЫЕ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫЕ ИДЕИ составляют основу для формирования у детей элементов экологического сознания, поведения, составляют базисные структуры образовательных программ для дошкольников и младших школьников.

УСПЕШНОСТЬ экологического образования определяется не только правильным отбором естественно-научных идей, но и эффективностью педагогического прцесса воспитания и обучения детей.

Педагогические идеи

1.Идея системности и целостности развития личности

Необходимо развивать все компаненты, базисные структуры личности: сознание, деятельность, отношение, иначе человек не будет экологически воспитан.

2.Идея единства сознания и деятельности

Сознание формируется только посредством деятельности, поэтому нужно организовать деятельность детей в природе, имеющую природоохранное направление (игра, рисование, конструирование, выращивание растений, придумывание экологических сказок …)Создаются условия для приобретения эмоционально-чувственного опыта общения с природой, проявления активности, своего отношения.

3.Идея создания условий для накопления эмоционально-чувственного опыта детей в общении с природой.

Приемы:антропоморфизма-придумывание имени растениям, животным, рассказывание сказок, чтение стихов для растений, животных, расскажи секрет, поделись секретом с рыбкой…, празднование дня рождения объекту природы, погладь, пожалей…, звуковое письмо от объекта природы, представь, что ты бабочка, что чувствуешь, когда к тебе подходит человек? и др.

4 стр., 1621 слов

Понятие правосознания, его связь с общественным сознанием

... 3 1. Понятие правосознания, его связь с общественным сознанием.................................................................................................................4 2. Структура, виды, ... функция является основным условием целеполагающей деятельности субъекта; регулятивной, определяющей ориентиры ... это усредненное состояние правовых взглядов, идей населения, групповое — индивидов с ...

4.Идея преемственности детского сада и школы

Необходимо согласовывать программы, чтобы дети не получали одну информацию дважды, чтобы учиться было интересно. Воспитатель детского сада и учитель школы должны работать в контакте.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector