Лекция 2, ИКТ в образовании, 3 курс ХО, 2009_10 учебный год
Организация учебного процесса с использованием ИКТ
Единое информационное пространство школы 1
Компьютер в школе 6
Программа информатизации образовательного учреждения 8
Стремительное развитие информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) является одним из факторов, определяющих вектор развития мирового сообщества XXI века. Цивилизация неуклонно движется к построению информационного общества, где решающую роль играют не природные ресурсы и энергия, а информация и научные знания — факторы, определяющие как общий стратегический потенциал общества, так и перспективы его дальнейшего развития. В этой связи особую актуальность приобретают следующие задачи, направленные на подготовку школьников к жизни в условиях информационного общества:
• формирование умения и навыков критического мышления в условиях работы с большими объемами информации, способности осуществлять выбор и нести за него ответственность;
• формирование навыков самостоятельной работы с учебным материалом с использованием средств ИКТ (поиск и обработка информации, использование различных источников данных, работа с документами);
• развитие умения находить и интерпретировать связи между учебными знаниями и явлениями реальной жизни, к которым эти знания могут быть применены; способности решать нетрадиционные задачи, используя приобретенные знания, умения и навыки;
• развитие коммуникабельности, предполагающей учет различных точек зрения, умение анализировать их основания, навыки публичных выступлений, участия в дискуссии, умение устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать и работать в команде.
Одним из наиболее перспективных вариантов решения очерченного класса задач на уровне общего среднего образования является организация единого информационного пространства школы. В настоящее время в психолого-педагогической теории и практике еще не устоялся понятийный аппарат, характеризующий активно формирующийся феномен единого информационного пространства школы.
В целом, единое информационное пространство трактуется как совокупность следующих компонентов:
Диагностический подход на основе теории ж.Пиаже; теории развития ...
... вовсе исчезает на следующей. 1.2 Теория развития умений к. Фишера Понятие умений К. Фишер заимствует в основном из теории ... контроля и их построение; 2) изначальная специфичность умений; 3) развитие как подъем на качественно отличающиеся уровни; 4) ... каждой операции существует симметричная и противоположная операция). В развитии операционального интеллекта у детей Ж.Пиаже выделяет следующие четыре ...
• информационных ресурсов, содержащих данные, сведения и знания, зафиксированные на соответствующих носителях информации;
• организационных структур, обеспечивающих функционирование и развитие единого информационного пространства, в частности, сбор, обработку, хранение, распространение, поиск и передачу информации;
• средств информационного взаимодействия граждан и организаций, обеспечивающих им доступ к информационным ресурсам на основе соответствующих информационных технологий — программно-технических средств и организационно-нормативных документов.
Это толкование относится к информационному пространству страны, региона, города, района. Многие руководители образования и практические учителя переносят это глобальное понятие (которое, кстати, используется давно и во многих областях деятельности человека) на конкретное учебное заведение. Но этого делать нельзя. Недопустимо рассматривать единое информационное пространство как информационно-управленческую систему общеобразовательного учреждения. Если информационное пространство региона, города, округа работает на управление образованием, информационное пространство учебного заведения должно работать на учебный процесс, на ученика, ради которого оно и создается.
Мы считаем, что в центре единого информационного пространства школы должен находиться ученик и только он. Единое информационное пространство школы создается ради того, чтобы учащийся за годы обучения в школе мог получать самые передовые знания, умел активно их применять, научился диалектически мыслить, раньше социализировался, легче адаптировался к быстро меняющемуся миру и при этом успевал посещать кружки, секции, читать книги и т. д. Единое информационное пространство школы должно быть подчинено образовательному процессу, обеспечивать и обслуживать, в первую очередь, учебную деятельность школы и как ее необходимое условие — управленческую.
Некоторые руководители образовательных учреждений недооценивают роль и место единого информационного пространства в жизни конкретной школы и всего нашего образования, ту роль, которое оно должно сыграть и уже играет в некоторых учебных заведениях в переводе нашего образования на более высокую ступень развития. Основная идея создания единого информационного пространства учебного заведения — учебная, образовательная, воспитательная.
Анализ работ отечественных специалистов в области информатизации образования и педагогов-практиков позволяет выделить следующие составляющие единого информационного пространства школы: физическую, информационную, психологическую и интеллектуальную. Рассмотрим каждую составляющую подробнее.
- Физическая, или «неэлектронная», составляющая. Это кабинеты информатики (информационных технологий), предметные и специальные кабинеты. К специальным кабинетам относятся кабинеты администрации школы, учительская, медицинский пункт, а также кабинет логопеда, охраны, психологов и т. п., т. е. те кабинеты, откуда также возможно поступление информации. Кроме того, к «неэлектронной» составляющей относится библиотека (медиатека, если она уже создана на базе библиотеки), информационный центр школы (медиацентр), школьная телестудия (видеостудия), радиоузел (радиостудия), школьный издательский комплекс, актовый зал с аппаратной, помещения для кружковой, факультативной работы и группы продленного дня, лингвистические и другие лаборатории. Здесь особое внимание должно быть уделено помещениям для занятий школьников, их размерам, освещению, микроклимату, вместимости, расположению рабочих мест и т. д.
2. Информационная, или «электронная», составляющая включает аппаратное обеспечение, программное обеспечение, содержательное наполнение (в том числе сетевое), методическую поддержку, с помощью которой структурируются и актуализируются учебные материалы.
Психологические проблемы современных подростков в пространстве ...
... Цель исследования: изучить и раскрыть психологические проблемы современных подростков в пространстве информационных технологий в средней общеобразовательной школе. Объект исследования - досуг детей и подростков, увлеченных компьютерными играми. Предмет ...
Особо в «электронной» составляющей единого информационного пространства школы следует выделить интра-нет — функционирующую на базе сервера локальную сеть, объединяющую все перечисленные выше школьные кабинеты и помещения. Интранет помогает решать в школе следующие задачи: доведение до всех структурных подразделений актуальной информации; организацию обратной связи с учебными кабинетами, школьной библиотекой и т. п. Более подробно эти вопросы будут разобраны в главе, посвященной школьному интранету.
Важным «электронным» элементом единого информационного пространства школы следует считать Интернет, хотя он и является внешним элементом по отношению ко всем участникам образовательного процесса. Именно Интернет является связующим звеном между участниками образовательного процесса внутри учебного заведения и внешними лицами и организациями, такими как родители, другие школы, управления образованием, методические центры, научные организации и т. п., а также собственные ресурсы Интернета.
3. Психологическая составляющая учитывает:
• тип, специфику и интенсивность взаимоотношений между преподавателями и учащимися, а также учащихся между собой в реальных условиях образовательной среды учебного заведения;
• волю и желание участников образовательного процесса к применению информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе;
• психологическую готовность к изменению парадигмы образования, методических подходов и педагогических постулатов, переходу от философии «давать знания» к философии «учить добывать знания».
4. Интеллектуальная составляющая учитывает:
• общий профессиональный уровень педагогического коллектива;
• выдвигаемые приоритеты образовательного процесса;
• желание совершенствоваться в повышении своего педагогического потенциала и развитии информационного образовательного пространства учебного заведения.
Единое информационное пространство школы выполняет информационную, образовательную и коммуникативную функции за счет:
• наличия единой для всей школы базы данных, содержащей информацию о различных аспектах учебно-воспитательного процесса (сведения о сотрудниках, учащихся и родителях, учебный план, электронный классный журнал, расписание, разнообразные отчеты и т. п.);
Рабочая программа 25
... и специальной психологии ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева» Рабочая программа утверждена на заседании кафедры психологии и педагогики (Протокол № _1_ от «_2_» ... В проектно-инновационной деятельности Способность и готовность: к выбору и применению психологических технологий, п
• наличия у пользователей возможности общения между собой (с помощью внутришкольной доски объявлений и внутришкольной почты) и доступа к общим ресурсам;
• использования в учебном процессе разнообразных цифровых учебных курсов: как готовых, распространяемых на компакт-дисках, так и курсов собственной разработки, а также интегрирования всех курсов в единую среду;
• наличия среды, в которой сотрудники школы и учащиеся осваивают информационные и коммуникационные технологии.
Основой единого информационного пространства школы должны стать кабинеты информатики (информационных технологий) и компьютеризированные рабочие места учителей и администрации, объединенные в единую сеть на основе сервера.
Структура рабочих мест, входящих в состав информационного пространства образовательного учреждения, может быть следующей.
Рабочие места учеников и учителей:
• 10-15 рабочих мест в компьютерном классе (кабинете информатики) для проведения занятий по всем предметам школьной программы с использованием компьютерной техники;
• компьютер с мультимедиа проектором и оборудованием для проведения естественнонаучных экспериментов в предметном учебном кабинете либо в качестве переносного рабочего места преподавателя;
• компьютеры с планшетным сканером и цветным струйным принтером в библиотеке/медиатеке (несколько рабочих мест).
Рабочие места администраторов:
• компьютеры, оснащенные черно-белыми принтерами (матричным или лазерным), на рабочих местах сотрудников администрации школы — в учительской, секретариате и т. д. — для ведения делопроизводства, составления расписания занятий и т. п.
Рабочее место родителей:
• компьютер в любом месте школы для доступа родителей к информационному пространству школы (для этой же цели может быть организован доступ с домашнего компьютера к школьной сети через Интернет).
Ниже приводится список кабинетов и структурных подразделений учебного заведения, которые могут входить в состав единого информационного пространства школы:
• центр информационных технологий (медиацентр);
• медиатека на базе библиотеки;
• библиотека с установленным в ней компьютерным рабочим местом;
• класс, лаборатория информационных технологий;
• предметные классы, оснащенные персональными компьютерами;
• сетевой центр (серверная);
• компьютерная сеть; интранет; школьный сайт;
• телевизионная сеть; система «Школьник-ТВ»;
• система «Открытый урок»;
• школьный радиоузел и школьная радиосеть;
• видеостудия и рабочее место для работы с видеоинформацией и видеомонтажа;
• фотостудия (как традиционная, так и на компьютерной основе);
• лаборатория по созданию уроков с использованием информационных технологий;
• переносное рабочее место;
Рабочий график проведения практики
... ______________________________ (подпись) «» 201 г. Рабочий график проведения практики №№ п/п Дата Мероприятия и ... «Основные научные направления и научные школы. Научно-исследовательская работа студентов» Вводный инструктаж ... компьютера. Методы контроля качества знаний: контрольный опрос, тестовые задания. Балльно-рейтинговая система оценки успеваемости студентов. Организация проведения ...
• рабочее место для работы с текстами;
• рабочее место для получения информации из Интернета;
• рабочее место для работы с аудиоинформацией;
• рабочее место для создания и проведения выступлений с использованием мультимедийных технологий;
• рабочее место для конструирования, черчения и компьютерного моделирования;
• рабочее место для музыкального творчества;
• рабочее место для погружения в языковую среду;
• рабочее место для отработки технических навыков работы на компьютере;
• рабочее место для проведения компьютерного тестирования;
• студия мультипликации;
• компьютеризированные физическая и математическая лаборатории;
• издательский комплекс;
• информационный телевизор;
• программно-аппаратный комплекс «Активный экран»;
• аппаратно-технический комплекс «Актовый зал»;
• рабочее место администратора (директора, заместителя и т. п.);
• рабочее место учителя (преподавателя);
• рабочее место бухгалтера;
• рабочее место секретаря;
• система внутреннего и внешнего видеонаблюдения.
Разумеется, один и тот же персональный компьютер может совмещать в себе несколько рабочих мест и, наоборот, одно рабочее место подразумевает установку нескольких компьютеров, как, например, «рабочее место администратора».
Компьютер в школе
В школе появился компьютер или даже несколько… Сколько надежд было связано с этим событием. Как же наиболее эффективно его (или их) использовать? Систематизируем взгляды некоторых педагогов на роль и место компьютера в школе.
Это могут быть:
• уроки с компьютерным сопровождением — обычный урок в обычном кабинете, оборудованном одним компьютером с презентационными возможностями, который помогает учителю в объяснении нового материала;
• уроки в специализированном компьютерном кабинете, проводимые с использованием обучающих и тестирующих программ, материалами Интернета по истории, химии, ИЗО, технологии, физике и т. п.;
• методическая подготовка учителей к урокам — подбор и подготовка дидактического материала, поиск и систематизация дополнительной информации;
• использование компьютерных технологий в управлении школой и для организации работы ее педагогического коллектива;
• внеурочная и внеклассная работа учащихся с использованием мультимедийной техники и, в том числе, персонального компьютера.
Ниже приведены примеры рабочих мест учащихся и преподавателей на основе персонального компьютера.
Рабочее место для работы с текстами
Создание текстов — одно из основных направлений использования компьютера. Поэтому каждый компьютер в школе, доступный учителям и учащимся, является рабочим местом для создания текста.
Рабочая программа учебной дисциплины фтд.1. Психология управления
... хранения, нахождения 1 Программный элемент 1.1. Рабочая программа учебной дисциплины Комарова Н.М. Психология управления. Рабочая программа учебной дисциплины: Абакан: ХГУ им. Н.Ф. ... управленческих взаимодействий; Формирование знаний о закономерностях межличностных взаимоотношений в организации; Овладение знаниями по оптимизации управленческих взаимоотношений. Дисциплина призвана способствовать ...
Рабочее место для получения информации из Интернета
Для этого должен быть обеспечен доступ к Интернету компьютеров с использованием модема или через выделенную оптоволоконную сеть. В результате сотрудникам и учащимся школы будет предоставляться возможность для использования ресурсов Интернет в учебной деятельности.
Рабочее место для ввода аудиоинформации
Сейчас каждый компьютер снабжен звуковой платой, приводом для компакт-дисков, подключенным микрофоном и наушниками, которые делают возможным ввод необходимой аудиоинформации.
Рабочее место для проведения мультимедиа выступлений
Для оптимизации учебного и рабочего процессов во многих школах используют мультимедийные презентации, для представления которых используют экран и мультимедийный проектор, подключенный к компьютеру. В некоторых школах подвесными мультимедийными проекторами и экранами оснащены не только кабинеты информатики и актовый зал, но и тематические кабинеты учителей-предметников. Используются также переносные экраны и проекторы.
Рабочее место для создания гипермедиа сочинений
Подключение к персональному компьютеру сканера, телевизора, видеомагнитофона, принтера позволяет создавать высококачественные мультимедийные и гипермедийные сочинения. Если для создания такого сочинения необходима видео- и аудиоинформация, то используются соответствующие рабочие места.
Рабочее место для проведения исследований
Компьютер в школе может использоваться для проведения различных исследований в области естествознания, обществознания, технологии. Для проведения естественно-научных исследований к компьютеру через специальный блок подключаются различные датчики, а результаты исследований выводятся на экран и обрабатываются с помощью программ. К компьютеру может быть подключен специальный цифровой микроскоп, который позволяет расширить исследовательское поле персонального компьютера.
Рабочее место для изобразительного творчества
Подключенный к компьютеру сканер, принтер и графический планшет позволяют использовать его для изобразительного творчества.
Рабочее место для музыкального творчества
Для создания музыкальных проектов к персональному компьютеру подключается музыкальный комплекс, синтезатор, усилитель, микрофон и т. п., а специальные программы позволяют создавать необходимые музыкальные произведения.
Лингафонные классы
Одним из наиболее эффективных методов изучения иностранного языка является погружение в языковую среду. Лингафонные классы и отдельные рабочие места позволяют создавать такую языковую среду. Для этого существуют различные интерактивные программы, учебные тексты, песни на иностранных языках и т. п.
Технический комплекс «Актовый зал»
В ряде школ создан аппаратно-технический комплекс «Актовый зал», имеющий компьютерную телепроекционную технику, стационарную систему озвучивания DOLBY, художественное световое оборудование с системой управления DMX, сцену с системой автоматики, которая позволяет проводить конференции, дает возможность просмотра видеофильмов, организацию школьных дискотек и культурно-массовых мероприятий.
Тема 1. Коррекционная ритмика как научная и учебная дисциплина. ...
... во взаимодействии с музыкой и движением, а также разрабатывались и раскрывалась методика организации и проведения праздников в специальных детских садах (И.Н. Мусатов, Е.Ф. Рау, Е.Ф. ...
Наличие соответствующего программного обеспечения обеспечивает организацию на базе одного или нескольких персональных компьютеров самого широкого спектра рабочих мест, обеспечивающих разнообразные виды учебной деятельности школьников. Рассмотрим несколько примеров.
Рабочее место для конструирования и черчения
Учащиеся и учителя могут конструировать, создавать схемы, рисунки, чертежи, используя различное программное обеспечение.
Рабочее место для компьютерного моделирования
Персональный компьютер может использоваться для создания некоторых виртуальных моделей или процессов, которые потом будут использоваться учителями-предметниками на своих уроках. При этом простые модели создаются с помощью различных сред для моделирования, а сложные — на уроках программирования.
Студия мультипликации
Соответствующее программное обеспечение и оборудование позволяют создавать мультипликационные проекты. Ученики и учителя имеют возможность работать с мультипликаторами, создавая полноценные анимационные фильмы, в частности, с использованием программы Macromedia Flash.
Виртуальная физическая лаборатория
Если оснастить кабинет физики несколькими компьютерными программами по физике и астрономии («Живая физика», «Открытая физика», «Открытая астрономия», «Физика в картинках»), то сфера применения компьютера значительно расширится. Для проведения лабораторных и исследовательских работ, интегрированных уроков в некоторых школах используются компьютерные классы.
Виртуальная математическая лаборатория
Для персонального компьютера имеются программы, которые позволяют визуализировать и моделировать математические объекты и отношения между ними («Живая Геометрия», «Открытая математика: «Планиметрия», «Открытая математика: «Стереометрия»).
Это позволяет проводить интересные интегрированные уроки. Не только учитель, но и учащиеся могут работать со специализированными программами по предметам.
Компьютерное тестирование
Компьютерное тестирование позволяет анализировать и фиксировать результат проделанной работы и реализовывать связанные с ответом алгоритмы (например, возвращать к уже выполненному или пропущенному заданию, ограничивать время на тест и т. д.).
Открытые тестовые системы или оболочки дают возможность учителю, методисту, автору учебника составлять новые тесты или изменять существующие. Большую помощь тестирование оказывает психологической службе школы.
Программа информатизации образовательного учреждения
Информатизация образования — процесс достаточно длительный и сложный, состоящий из нескольких этапов:
1) массового освоения информационно-коммуникационных технологий и соответствующих технических средств;
2) создания компьютерных классов, средств телекоммуникаций, оперативной полиграфии, баз данных и программных продуктов;
Использование современных информационных технологий с целью повышения ...
... младших школьников через использование современных информационных технологий Заключение Библиография Введение Проблема широкого применения современных информационных технологий в сфере образования в последнее десятилетие вызывает ... одним из главных условий успешного протекания учебного процесса и свидетельством его правильной организации. Отсутствие интереса у школьников является показателем ...
3) активного внедрения новых информационных технологий в традиционные учебные дисциплины, пересмотр содержания образования, разработку программного обеспечения, компьютерных курсов, видео- и аудиоматериалов на компактных (оптических) дисках;
4) радикальной перестройкой образования, освоения дистанционного обучения, смены методической основы обучения, постепенной замены вербального обучения аудиовизуальным.
В этой связи Программа информатизации является основным документом учебного заведения, определяющим перспективное развитие компьютеризации, информатизации и внедрения ИКТ в образовательный процесс. Этот документ должен быть комплексным и разрабатываться не только заместителем директора по информатизации образовательного процесса, но и руководителями методических объединений (кафедр), руководством учебного заведения с привлечением специалистов методического центра и управлений образованием.
Программа информатизации — это коллективный труд всего учебного заведения, так как реализовывать и решать задачи, которые будут заложены в Программу, придется всему коллективу учебного заведения.
Программа информатизации определяет приоритетные вопросы информатизации учебного заведения, в ней как по составу, так и по времени детализируются работы на ближнюю и дальнюю перспективу.
Ценность Программы информатизации — в ее конкретности, поэтому, если программу невозможно наполнить конкретикой на 2 года, ее необходимо составить на год, на полгода и т. д. В программе информатизации необходимо расписать не только предполагаемые виды работ, но и сроки, и конкретных исполнителей. Это позволит не только отслеживать ход выполнения программы, но и корректировать ее в зависимости от меняющихся обстоятельств.
Стратегическая линия, которая закладывается в Программу информатизации учебного заведения, должна быть направлена на:
• изменение технической оснащенности учебного заведения;
• увеличение доли получаемой информации с помощью электронных средств;
• формирование информационной культуры участников образовательного процесса.
При этом необходимо помнить, что внедрение информационных и коммуникационных технологий в образование создает только возможность, условия для повышения его качества, доступности, гибкости, эффективности. Реализация Программы информатизации не повысит качества образования, если будет забыт посредник между компьютером и учеником — учитель. Главным действующим лицом информатизации остается учитель, именно его деятельность будет определять скорость и направление процесса дальнейшей информатизации, ее влияние на качество и эффективность образования. Об этом надо помнить при составлении планов, графиков, программ информатизации .
Ниже приведены основные цели и задачи, которые уместно отразить в Программе информатизации учебного заведения.
Формирование адекватной самооценки младших школьников в учебном ...
... Газман, А.С. Белкин. В их работах широко освещены проблемы создания воспитывающих ситуаций, как в учебном процессе, так и во внеурочное время. Но воспитывающие ситуации ... целью формирования адекватной самооценки. Объектом исследования выступает формирование самооценки младших школьников в учебном процессе. Предмет исследования - использование воспитывающих ситуаций с целью формирования самооценки ...
Целями реализации Программы информатизации могут быть:
• создание и развитие единого информационного пространства школы;
• создание условий для повышения качества, доступности и гибкости образования;
• создание условий для снижения перегрузок учащихся за счет более эффективного использования современных информационных технологий;
• создание условий для усиления междисциплинарных связей в обучении, комплексного изучения явлений и событий с использованием новых информационных технологий;
• создание условий для организации вариативного и индивидуального образования;
• реализация программ дополнительного образования школьников, предусматривающих освоение ими новых информационных технологий;
• формирование информационной культуры всех участников образовательного процесса;
• совершенствование административно-управленческой работы;
• развитие материально-технической базы учебного заведения.
В пункте «Задачи» конкретизируются цели и перечисляются основные мероприятия, которые необходимо провести для максимального достижения целей Программы. Ниже приводится компиляция основных задач из некоторых программ:
• оснащение образовательного учреждения компьютерной техникой, телекоммуникационным оборудованием и программным обеспечением учебного и управленческого назначения; проектирование и монтаж локальной вычислительной сети с выделенным сервером;
• использование новых информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе на предметных уроках;
• применение новых информационных и коммуникационных технологий в научно-методической и экспериментальной работе;
• повышение квалификации и переподготовка педагогических и управленческих кадров;
• создание и развитие информационных ресурсов образовательного учреждения;
• создание условий для использования компьютера каждым учащимся и работником образовательного учреждения (выделить помещение, компьютер, назначить ответственного и т. п.);
• организация подключения образовательного учреждения к широкополосному телекоммуникационному каналу (для этого необходимо сделать то-то и то-то, написать обоснование, встретиться с теми-то и т. п.);
• организация доступа преподавателей и учащихся к российским и глобальным информационным ресурсам (для этого подключить компьютеры к сети, к провайдеру и т. д.);
• организация новой системы методической поддержки преподавателей в области информационных технологий с использованием средств телекоммуникации (сетевые методисты, открытые телеуроки и т, п., собрать педсовет, организовать методическое объединение и т. п.);
• применение региональных и федеральных образовательных ресурсов: информационно-справочных источников, компьютерных сред учебной деятельности, тренажеров, электронных учебников и т. п. (каких, в какие сроки);
• внедрение в управленческую деятельность, учебный процесс, социально-воспитательную работу современных информационных и коммуникационных технологий;
• организация ведения электронных личных дел всех сотрудников школы (к какому сроку, кто ответственный);
• организация ведения личных дел учащихся, адресной книги сотрудников (к какому сроку, кто ответственный);
• организация условий для создания школьной базы данных, а также поиска и отбора информации из нее (для этого надо сделать то-то и то-то);
• организация и ведение учета и контроля успеваемости в течение учебного года по четвертям и представление данных по состоянию и качеству процесса обучения с использованием школьной локальной сети;
• организация предоставления данных для аттестации преподавателей в электронном виде;
• переход на формирование отчета по форме ОШ-1, наполняемости и паспорта школы в электронном виде;
• организация эффективного информационного взаимодействия с вышестоящими организациями, родителями и учащимися.
11