Модель адаптивной школы

Выбор перспективной модели школы, строящейся на принципах, обеспечивающих преобразование и использование всего положительного, что накопила традиционная школа, связан, на наш взгляд, с решением проблем реальной направленности образовательного процесса на развитие личности школьника и на формирование навыков учебной деятельности.

Мы хотим построить школу равных возможностей (адаптивную).

Адаптивная школа – это школа со смешанным контингентом учащихся, где учатся способные и обычные дети, а также дети, нуждающиеся в коррекционно-развивающем обучении.

Исходя из этого, структура учреждения образования функционирует в рамках трех ступеней:

I ступень

– начальные классы (1-4-е общеобразовательные классы и 1-5-е классы для детей с особенностями психофизического развития).

II ступень

– базовая школа (5-9-е общеобразовательные классы и 6-10-е классы для детей с особенностями психофизического развития).

III ступень

– средняя школа (10-11-е классы).

Чтобы правильно организовать образовательный процесс, надо установить те условия и факторы, которые определят процесс формирования личности человека. Этими условиями и факторами являются:

  • природные задатки человека, определяющие возможности его личностных способностей и черт характера;

  • особенности семьи и ее отношение к ребенку;

  • социальная среда, в которой живет и развивается человек.

Система образовательного процесса в адаптивной школе предполагает следующие моменты:

  • Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка.

  • Классно-урочные занятия.

  • Занятия в факультативах, кружках, секциях.

  • Самообразование.

  • Внеклассная (внеурочная) воспитательная работа школы.

  • Общешкольное ученическое самоуправление.

  • Трудовая деятельность учащихся.

  • Сохранение и укрепление здоровья школьников.

  • Социальная адаптация ребенка.

Такая модель, по нашему мнению, поможет ребенку реализовать свои способности и возможности, а также системно и целенаправленно привить навыки здорового образа жизни, работать над формированием негативного отношения к вредным привычкам и профилактикой противоправного поведения,

Образовательный процесс, ориентированный на подготовку личности к жизни в современном мире, характеризующемся нестабильностью, наличием проблем и проблемных ситуаций во всех потенциальных сферах деятельности выпускника школы, потребностью в усвоении быстро меняющихся знаний, должен обеспечить:

  • мобильность выпускника школы, способность к самостоятельному освоению знаний, возможность развития в себе требуемых умений;

  • овладение поисковым, проблемным, исследовательским, продуктивным типами деятельности.

Особенности и условия построения модели адаптивной школы:

  • создание индивидуального облика школы – выявление оригинальности, особенности школы осуществляется на принципах объединения всего коллектива и постепенного включения его в увлеченную работу;

  • отношения учителей и учащихся строятся на основе взаимного уважения, принятия друг друга, соучастия, сопереживания, сотрудничества, сотворчества;

  • позицию учителя в учебном процессе определяет отказ от авторитаризма, принуждения и принижения личности ученика, поиск педагогических технологий, методов здоровьесберегающей и психосберегающей направленности.

Цель программы: отработка модели адаптивной школы как наиболее отвечающей меняющимся социальным и педагогическим условиям, способствующей непрерывному образованию в соответствии с интересами личности и обеспечению социальной защищенности участников образовательного процесса.

Основные задачи программы:

  • обеспечение прав ребенка на качественное образование;

  • реализация преемственности и открытости в сфере образовательных подсистем, предоставляющих каждому обучающемуся сферы деятельности, необходимой для его развития;

  • совершенствование работы, направленной на демократизацию процесса обучения и взаимодействие субъектов образовательного процесса «ученик – учитель – родитель»;

  • совершенствование системы воспитания здорового образа жизни, системы здоровьесберегающих и психосберегающих технологий обучения и формирование у учащихся целостного отношения к своему здоровью.

В основу образовательного процесса педагогический коллектив закладывает следующие принципы:

  • Принцип гуманизации является основополагающим, так как предусматривает переоценку всех компонентов педагогического процесса в свете человекообразующих функций. Основное в педагогическом процессе – развитие ученика.

  • Принцип демократизации управления школой предполагает взаимоотношения учительского и ученического коллективов.

  • Принцип преемственности в обучении определяет, когда изучаемые понятия получат в дальнейшем свое развитие и обогащение.

  • Принцип природосообразности позволяет создать максимально благоприятные условия для выявления природных способностей каждого ребенка, направлен на всестороннее развитие школьников.

  • Принцип индивидуализации обучения имеет в виду повышение учебной мотивации и развитие познавательных интересов каждого ученика в школе, применение методов творческой и исследовательской деятельности и использование современных педагогических технологий.

  • Принцип гуманитаризации образования способствует формированию у учащихся многоплановой, целостной и динамичной картины духовного развития человека.

Направления развития адаптивной школы

  1. В содержании обучения:

  • усиленное внимание русскому языку и математике;

  • возможность изучения второго иностранного языка с 5-го класса;

  • информатика должна реально трансформироваться в информационные технологии, используемые в обучении на других предметах;

  • искусство в начальной школе как способ всестороннего развития базовых способностей ребенка;

  • развитие функционального чтения как способа понимания внешней информации;

  • технология учебного труда проходит через все периоды школьной жизни, углубляясь и усложняясь;

  • система факультативных занятий должна быть разнообразной и соответствовать не только социальным ожиданиям, но и реальной возможности каждого ученика;

  • решение задач, проблем, подготовка ответственного решения должны стать содержательной составляющей всех учебных предметов;
  • выполнение образовательных стандартов.

  1. В методиках и технологиях обучения:

  • продуцирование диалогического формата уроков;

  • приучение детей говорить и самостоятельно презентовать свои достижения;

  • объективизация и выставление оценок прозрачно, аргументировано и регулярно;

  • разнообразие форм оценивания учебных достижений;

  • активное использование информационных и телекоммуникационных технологий, активных методов обучения;

  • развитие внеурочной деятельности по предметам.

  1. В организации обучения:

  • оптимизация учебных нагрузок;

  • недопустимость учебной перегрузки учащихся;

  • создание условий безболезненного перехода учащихся из одной ступени в другую;

  • использование возможностей социума;

  • конструктивное, регулярное взаимодействие с родителями;

  • неукоснительное выполнение режимных моментов;

  • оказание платных услуг;

  • развитие сети факультативных занятий.

  1. В организации воспитательной работы:

  • Правила школьной жизни должны быть едиными на всем образовательном пространстве. Родители и учащиеся должны быть ознакомлены с ними при поступлении в школу. Правила должны действовать для всех участников образовательного процесса.

  • Классное руководство. Четко прописанный и понятный функционал. Классный руководитель должен иметь ясное представление о своих правах и обязанностях, о своей ответственности за класс. Размеры доплат должны соответствовать системе поощрений и контроля. Тесное сотрудничество с социально-педагогической и психологической службой школы, с руководителями факультативов, кружков, секций. Повышение профессионального уровня классных руководителей. Изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта. Создание методической базы по классному руководству.

  • Корпоративная культура. Единство стиля, единство информационной среды. Стиль руководства, стиль общения участников образовательного процесса, стиль образовательной среды.

  • Традиции школы. Традиции по ступеням. Дети должны пройти все этапы школьных традиционных мероприятий.

  • Развитие детского самоуправления, направленное на сплочение классных коллективов и дающее возможность каждому ребенку раскрыть и реализовать свои способности.

  • Активизация деятельности детских общественных организаций. Возрождение вожатского движения, шефской помощи.

  • Взаимодействие разных ступеней школы, соблюдение принципов преемственности. Планирование совместных мероприятий, обмен информацией.

  • Значимость общественно полезного труда.

  1. В работе с педагогами и другими сотрудниками:

  • Систематический мониторинг профессионального уровня педагогического персонала.

  • Составление портфолио педагога.

  • Создание внутренней системы повышения квалификации. Самообразование.

  • Объективная оценка достижений.

  • Развитие корпоративной и профессиональной культуры работников.

  • Изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта.

  • Помощь и поддержка начинающих.

  • Создание кадрового резерва.

  • Информационный всеобуч.

  • Выпуск методических сборников «Поделюсь своей удачей».

Организационно-управленческая работа по реализации Концепции содержит:

  • гуманизацию и гуманитаризацию образовательного процесса;

  • создание единого воспитательного пространства;

  • воспитание успехом;

  • развитие положительного имиджа и уникальности школы;

  • доверие и делегирование полномочий;

  • воспитание готовности взять на себя ответственность;

  • предоставление учителю права самостоятельно выбирать формы и методы организации образовательного процесса исходя из уставных целей и Концепции развития школы;

  • коллективное обсуждение, принятие и исполнение единых педагогических требований;

  • активное привлечение родительской общественности к управлению школой;

  • учет интересов всех участников образовательного процесса;

  • создание условий для сохранения и укрепления здоровья всех участников образовательного процесса;

  • поощрение и поддержка ученического самоуправления;

  • создание положительного психологического климата;

  • сохранение и развитие доброжелательной атмосферы для реализации личностного потенциала обучающихся и повышения профессиональной компетентности педагогов как приоритетного фактора в жизнедеятельности школы;

  • стимулирование инициативы и творчества педагогов;

  • содействие повышению личностно-профессионального роста учителя;

  • системное внедрение инноваций;

  • создание комфортных условий для эффективной работы учителя;

  • развитие системы платных услуг;

  • привлечение внебюджетных источников финансирования;

  • сохранение и развитие традиций школы;

  • создание условий для проявления успеха всем участникам образовательного процесса в реализации Концепции развития школы.