Рабочая программа учебной дисциплины возрастная психология и психология семьи

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета социологии

_________________ Колесникова О.Н.

М.П.

«5» мая 2011 г.

Cпециальность032401.65 – «Реклама»

Форма обучения очная

Барнаул

2011

Составитель: канд.психол.наук, доцент, Ю.В. Трофимова Ю.В.

При разработке рабочей программы учебной дисциплины в основу положены:

1) ГОС ВПО по направлению подготовки (специальности)

Специальность «Реклама» (032401.65) утвержденный Министерством образования РФ «14» марта 2000 г.

2) Учебный план по специальности «Реклама» (032401.65) утвержденный от «18» апреля 2007 г., протокол № 8

Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании кафедры психологии коммуникаций и психотехнологий «3» мая 2011 г., протокол № 10

Заведующий кафедрой _________________________________________ С.Г. Максимова

Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании методической комиссии факультета социологии «5» мая 2011г., протокол № 5

Председатель методической комиссии _______________Чуканова Т.В.

Содержание:

Введение. 3

Организационно-методический раздел 3

Содержание курса 5

Темы рефератов и докладов. 8

Вопросы к зачету: 10

Учебно-методическое обеспечение курса. 11

Учебное итоговое тестовое задание по курсу: «Возрастная психология и психология семьи» 11

Введение.

Современная психология располагает богатейшим материалом, открывающим и объясняющим становление человека от рождения до смерти. Выделение этапов становления человека в онтогенезе, объяснение механизмов, закономерностей перехода от одного этапа возрастного развития к другому и составляет предмет возрастной психологии. Знание динамики психического развития человека на разных этапах возрастного развития позволят специалистам, работающим с людьми или для людей, максимально полно удовлетворять разнообразные потребности и помогать реализовывать возможности человека, находящегося на определенном этапе возрастного развития.

Значительное внимание в изучаемом курсе обращено на достижения современной отечественной психологии, опирающейся на идеи Л.С. Выготского о структуре и динамики возраста и его последователей. Что дает возможность студентам усвоить представления об онтогенетическом развитии человека в системе, на основе широко теоретического материала.

Организационно-методический раздел Цели и задачи дисциплины

Цель дисциплины:

Формирование научных представлений о становлении мира и личности человека в онтогенезе.

Задачи дисциплины:

  • дать студентам основные сведения о психологических концепциях психического возрастного развития;
  • сформировать понимание о важнейших особенностях психики ребенка на разных возрастных этапах;
  • формировать научные представления об основных закономерностях развитии психики, становлении личности;
  • научить моделировать и решать на модельном уровне профессиональные задачи различных типов.

Дисциплина ориентирует на следующие виды профессиональной деятельности:

  • научно-методическую;
  • развивающую;
  • учебно-воспитательную.

Её изучение способствует решению следующих типовых задач профессиональной деятельности психолога:

  1. в области научно-методической деятельности:
  • выполнение научно-методической работы;
  • участие в работе научно-методических объединений;
  • разработка научно-методических рекомендаций;
  1. в области развивающей деятельности:
  • овладение методами возрастной психологии;
  • диагностика уровня психического развития, индивидуальных различий в границах возрастных периодов;
  • определению студентами потенциальных возможностей человека и причин негативных вариантов развития личности
  1. в области учебно-воспитательной деятельности:
  • психологическое обеспечение образовательного процесса, коррекционно-развивающей работы;
  • использование современных научно обоснованных и наиболее адекватных приемов, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных и возрастных особенностей.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Студент, изучивший дисциплину, должен

знать:

  • основные законы и закономерности возрастного развития,
  • содержание и динамику психического развития в структуре каждого возраста,
  • основные методы исследования в возрастной психологии,
  • владеть категориальным аппаратом психологии развития и возрастной психологии,
  • причины неблагоприятных вариантов личностного развития

уметь:

  • проектировать и осуществлять исследование по вопросам возрастного развития человека;
  • находить причину неблагоприятного варианта психического развития, проектировать систему психологических воздействий направленных на преодоления трудностей в развитии;
  • составлять научно-методические рекомендации по вопросам индивидуальных и возрастных психологических особенностей разных категорий населения;

владеть навыками:

  • анализа динамики возрастного развития человека;
  • анализа научных текстов;
  • реферирования научных текстов по заданной проблеме

Содержание дисциплины Разделы дисциплины и виды занятий

Темы

Количество часов

Лекции

Семинары

1.

Предмет, задачи возрастной психологии. Проблемы возрастной периодизации.

6

4

2.

Психологическое развитие в раннем детстве. Младенчество: психологические особенности новорожденного и младенца. Развитие психики в раннем детстве.

6

4

3.

Психологическое развитие в детстве. Дошкольный возраст: развитие психики в дошкольном возрасте. Младший школьный возраст.

6

4

4.

Психологические особенности подросткового и юношеского возраста

6

5.

Психологическое развитие в периоды взрослости: психология молодости, зрелости. Старость: психологические особенности старения.

6

8

30

20

ИТОГО:

50

Содержание курса

Тема 1. Предмет, задачи возрастной психологии. Проблемы возрастной периодизации.

Возрастная психология – это отрасль психологии, изучающая закономерности психического развития и становление личности человека в онтогенезе.

Составляющие предмета возрастной психологии: возрастные изменения, психологическая категория возраста, закономерности психического развития. Возрастные изменения – эволюционные, революционные, ситуационные. Динамика и структура возраста. Закономерности психического развития: неравномерность, гетерохронность, стадиальность, дифференциация и интеграция, пластичность и возможность компенсации.

Разделы возрастной психологии и связь с другими науками.

Детство – период, продолжающийся от новорожденности до полной социальной зрелости. Развитие. Преформированный и неприформированный типы развития. Биологический и социальный факторы возрастного развития. Теория рекапитуляции. Принцип конвергенции двух факторов. Единство наследственных и социальных факторов в процессе развития. Связь развития и обучения. Сензитивные периоды. Зона ближайшего развития. Взрослый как медиатор, посредник между культурой и ребенком.

Три типа периодизаций по Л.С. Выготскому. Возрастная периодизация Л.С. Выготского. Критерии возрастного периода: социальная ситуация развития, ведущий тип деятельности, основные новообразования возраста, кризис. Возрастная периодизация Д.Б. Эльконина.

Тема 2. Психологическое развитие в раннем детстве. Младенчество: психологические особенности новорожденного и младенца. Развитие психики в раннем детстве

Новорожденность – первый критический период развития ребенка. Общая характеристика новорожденности и младенчества. Беспомощность ребенка и ухаживание взрослого – социальная ситуация развития данного периода. Безусловные рефлексы (защитные, ориентировочные, ориентировочно-пищевые).

Рефлексы-атавизмы. Ранние условные рефлексы. «Комплекс оживления» как основное новообразование новорожденности. Условия возникновения, структура, генезис. Его значение для психического развития ребенка. Основные закономерности развития сенсорных процессов в младенческом возрасте. Периоды раннего и позднего младенчества – сравнительная характеристика развития сенсорики и моторики. Формирование зрительного и слухового восприятия. Значение эмоционального общения со взрослым. Развитие речи: понимание речи взрослого, предпосылки формирование пассивного словаря и активной речи.

Кризис первого года жизни.

Характеристика социальной ситуации развития ребенка раннего возраста. Предметная деятельность – ведущая деятельность ребенка раннего возраста. Динамика предметной деятельности на протяжении раннего детства. Характеристика игровой деятельности в раннем возрасте. Этапы развития игровой деятельности. Первые этапы становления продуктивных видов деятельности. Генезис общения ребенка со взрослыми и сверстниками. Развитие речи. Особенности развития активной речи ребенка. Особенности развития эмоций и высших чувств. Основные закономерности развития восприятия. Становление наглядно-действенного мышления. Развитие памяти в раннем детстве. Переход от «полевого» поведения к «волевому». Понятие о «кризисе трех лет».

Тема 3. Психологическое развитие в детстве. Дошкольный возраст: развитие психики в дошкольном возрасте. Младший школьный возраст.

Характеристика социальной ситуации развития дошкольника. Игра как ведущая деятельность дошкольника. Социально- исторический характер происхождения игры. Структура, генезис и функции игры. Роль игры в психическом развитии и становлении личности ребенка. Виды игры (По Д.Б. Эльконину).

Сенсорное воспитание дошкольника: развитие ощущений и восприятия. Развитие мышление дошкольника. Развитие памяти, внимания в дошкольном возрасте. Развитие речи. Роль речи как средства общения, регулятора поведения. Развитие воли и эмоций. Мотивы и соподчинение мотивов. Половые особенности поведения. Проблемы готовности к школьному обучению, становление внутренней «позиции школьника» (Божович).

Кризис семи лет. Основная характеристика.

Основные условия развития в младшем школьном возрасте. Учебная деятельность как ведущая. Структура и общие закономерности формирования учебной деятельности. Теория планомерного формирования умственных действия и понятий (П.Я. Гальперин).

Развитие мотивов учения. Динамика системы отношений к школе, к учителю, учебным обязанностям. Характеристика других видов деятельности в психическом развитии младшего школьника. Развитие мышления (научного).

Начальные формы рефлексии Особенности восприятия и внимания. Память младшего школьника. Развитие характера.

Тема 4. Психологические особенности подросткового и юношеского возраста

Общая характеристика проблемы «подросткового кризиса» в отечественной и зарубежной литературе. Анализ предпосылок (анатомо-физиологических) предпосылок перехода к подростковому возрасту. «Чувство взрослости» — основное психологическое новообразование подросткового возраста. Дружба подростков. Особенности взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Учебная и другие виды деятельности подростков. Формирование профессиональной направленности. Развитие познавательных процессов. Формирование личности в подростковом возрасте. Нравственные убеждения и их формирование. Развитие аффективно-потребностной сферы. Особенности характера. Основные предпосылки перехода к юношескому возрасту.

Профессиональная направленность как ведущее новообразование юношеского возраста. Учебная деятельность в юношеском возрасте. Мотивы деятельности: Мотив достижения, мотив избегания неудач, мотив аффилиации. Ценностные ориентации. Развитие творческой активности. Потребность в самовыражении.

Тема 5. Психологическое развитие в периоды взрослости: психология молодости, зрелости. Старость: психологические особенности старения.

Периодизация в периодов взрослости. Основные направления развития взрослости и новообразования этого периода.

Молодость. Социальная ситуация развития в период молодости. Противоречия, присущие студенческому возрасту. Мотивы деятельности: Мотив достижения, мотив избегания неудач, мотив аффилиации. Компетентность как новообразование молодости. Трудности, связанные с началом профессиональной деятельности. Семейное самоопределение. Кризис тридцати.

Зрелость. Этапы зрелости. Основные варианты и фазы развития профессионала: оптант, адепт, адаптант, интернал, мастер, авторитет, наставник. Типы переживания критических ситуаций: гедонистическое, реалистическое, ценностное, творческое. Достижения психического развития в зрелости. «Биографические» кризисы: кризис нереализованности, кризис опустошенности, кризис бесперспективности. Проблемы самореализации в профессиональной и семейной жизни.

Биологические и социальные критерии и факторы старения. Периодизация старения. Типы приспособления личности к старости: конструктивный тип, отношение зависимости, оборонительное отношение, отношение враждебности к другим, отношение враждебности к себе. Старость как социальная проблема.

Семинар 1. Психологическое развитие в раннем детстве

  • Роль взрослого в развитии ребенка.
  • Проблемы депривации детей. Госпитализм как следствие депривации ребенка. Психологические особенности депривированного ребенка.
  • Значение эмоционального общения со взрослым ребенка в первые годы жизни
  • Первые этапы становления продуктивных видов деятельности ребенка раннего возраста.
  • Становление предметной деятельности.

Вопросы для обсуждения на семинаре:

  1. В чем Вы видите роль близкого взрослого, ухаживающего за ребенком в период раннего онтогенеза?
  2. Охарактеризуйте изменение функций взрослого, воспитывающего ребенка, в связи с изменением возраста ребенка.
  3. Дайте определение понятиям «депривация», «госпитализм».
  4. Выделите виды депривации. Охарактеризуйте каждый из видов.
  5. Каковы основные психологические, социальные последствия депривации для детей в период раннего онтогенеза.
  6. Каковы психологические особенности депривированных детей.
  7. Опишите последствия социальной депривации.
  8. Охарактеризуйте возможные варианты преодоления последствий депривации.
  9. Перечислите этапы становления предметной деятельности.
  10. Определите задачи каждого из этапов становления предметной деятельности.
  11. Перечислите виды действий, осваиваемых ребенком раннего возраста.

Семинар 2. Психологическое развитие в детстве.

  • Влияние различных видов игры на психическое и личностное развитие ребенка
  • Элементы учебной деятельности в дошкольном детстве.
  • Учебная деятельность младшего школьно возраста.
  • Генезис развитие мышления ребенка дошкольного и младшего школьного возраста.
  • Развитие аффективно-потребностной сферы подростков.
  • Учебная и другие виды деятельности подростков
  • Развитие творческой активности. Потребность в самовыражении в период юношества

Вопросы для обсуждения на семинаре:

  1. Охарактеризуйте социально-исторический характер происхождения игры.
  2. Перечислите и дайте краткую характеристику видов игры.
  3. Раскройте основное влияние разных видов игры на психическое и личностное развитие ребенка дошкольника.
  4. Возможно ли использование игры для обучения детей.
  5. Охарактеризуйте возможности организации учебной деятельности в дошкольном возрасте.
  6. Каковы особенности мышления детей дошкольного возраста, какие линия развития мышления можно выделить в период дошкольного возраста.
  7. Каковы особенности мышления детей младшего школьного возраста, какие линия развития мышления можно выделить в период младшего школьного возраста.
  8. Охарактеризуйте генезис развитие мышления ребенка дошкольного и младшего школьного возраста (работа в подгруппах)
  9. младшего школьного возраста (работа в подгруппах).
  10. Дайте общую характеристику подросткового возраста.
  11. Каковы особенности аффективно-потребностной сферы подростков (мотивы, ценностные ориентации, эмоции и чувства).
  12. С чем связано изменение отношений подростков к учебной деятельности, каковы изменения, происходящие у подростков по отношению к учебной деятельности.
  13. Дайте общую характеристику юношеского возраста.
  14. Какие изменения в отношениях со взрослыми и сверстниками происходят в период юношества.
  15. Охарактеризуйте особенности проявления творческой активности в период юношества.
  16. Раскройте как проявляется творческая активность в учебной и профессиональной учебной деятельности в период юношества

Семинар 3. Психологическое развитие в периоды взрослости.

  • Начало профессиональной деятельности: трудности, связанные с началом профессиональной деятельности в молодости.
  • Проблемы самореализации в профессиональной и семейной жизни в периоды взрослости и зрелости
  • Кризисы как этапы саморазвития. Типы переживания критических ситуаций: гедонистическое, реалистическое, ценностное, творческое
  • Профилактика старения.
  • Проблема долголетия и жизнеспособности. Факторы долголетия.

Вопросы для обсуждения на семинаре:

  1. Охарактеризуйте основные линии развития в период взрослости и новообразования, которые характеризуют этот период
  2. Раскройте особенности профессионального становления и семейной жизни в период зрелости.
  3. Каким образом профессиональное становление может стать средством саморазвития.
  4. Как вы понимаете фразу «реализоваться в семье, в детях». Поясните ваше понимание.
  5. Какие кризисы в период зрелости встречаются. Охарактеризуйте основные типы переживаний кризисов.
  6. Каковы достижения психического развития в период зрелости.
  7. Выделите биологические и социальные критерии и факторы старения, этапы старения, типы старения.
  8. Выделите факторы долголетия и жизнеспособности и опишите их.

Темы рефератов и докладов

  1. Динамика и структура возраста
  2. Проблемы соотношения развития и обучения
  3. Л.С. Выготский о единство наследственных и социальных моментов в процессе развития.
  4. Культурно-историческая теория Л.С. Выготского: основные положения
  5. Исследования Божович Л.И. о возрастной динамики
  6. Возрастная психология Древней Греции
  7. Вопросы психологического развития детей в период Возрождения
  8. Тесты как метод исследования
  9. Лонгитюдная стратегия исследования
  10. Роль взрослого в развитии ребенка
  11. Периодизация возрастного развития Слободчикова В.И., Цукерман В.И.
  12. Психологические особенности депривированного ребенка
  13. Генезис форм общения ребенка со взрослым от 0 до 7 лет.
  14. Динамика форм общения ребенка со сверстником от 0 до 7 лет.
  15. Особенности психического развития детей раннего возраста, находящихся в условиях материнской депривации.
  16. Индивидуальные особенности детей раннего возраста и их учет в воспитании
  17. Влияние различных видов игры на психическое и личностное развитие ребенка
  18. Использование игры в психотерапевтической и психокоррекционной деятельности психолога с детьми дошкольного возраста
  19. Элементы учебной деятельности в дошкольном детстве.
  20. Готовность ребенка к школьному обучению.
  21. Неблагоприятные варианты развития младшего школьника: агрессивность, тревожность, социально-педагогическая запущенность.
  22. Роль сверстников в формировании самооценки детей младшего школьного возраста.
  23. Основные условия развития в младшем школьном возрасте.
  24. Неблагоприятные варианты развития в подростковом возрасте: девиантное поведение, суицидальное поведение, агрессивность.
  25. Особенности общения подростков со сверстниками.
  26. Формирование профессиональной направленности подростков.
  27. Неформальные объединения подростков.
  28. Проблемы асоциального поведения подростков. Меры профилактики подросткового асоциального поведения
  29. Проявление потребности в самовыражении (проблемы творчества и асоциального поведения) в период юности.
  30. Готовность к самоопределению как основное новообразование ранней юности
  31. Развитие творческой активности в период юности.
  32. «Биографические» кризисы.
  33. Самореализация как способ построения жизненного пути
  34. Психологические особенности мужчин, вернувшихся из зон военных конфликтов.
  35. Семейные конфликты. Причины.
  36. Профилактика старения
  37. Проблема долголетия и жизнеспособности. Факторы долголетия.
  38. Основные направления работы психолога с пожилыми.
  39. Завершение профессиональной деятельности: основная характеристика кризиса.

Вопросы к зачету:

  1. Понятие возрастной психологии. Предмет и задачи возрастной психологии. Разделы возрастной психологии и связь с другими науками.
  2. Психологическая категория «возраст».
  3. Психологическая категория «развитие». Преформированный и непреформированный типы развития. Понятие «сензитивные периоды развития».
  4. Психологическая категория «детство».
  5. Биологический фактор развития. Социальная среда как фактор развития. Соотношение биологического и социального факторов. Принцип конвергенции двух факторов (В. Штерн).

    Положение Л.С. Выготского о единстве наследственных и социальных факторов развития.

  6. «Зона ближайшего развития» понятие, принцип обучения, принцип диагностики.
  7. Проблема возрастной периодизации. Характеристика основных групп возрастных периодизаций (периодизация по внешнему признаку, периодизация по одному признаку, периодизация по нескольким признакам развития).
  8. Периодизация возрастного развития по Л.С. Выготскому. Периоды и стадии детского развития по Д.Б. Эльконину.
  9. Общая характеристика кризиса новорожденности. «Комплекс оживления» как основное новообразование новорожденности.
  10. Общая характеристика возрастного периода младенчества: социальная ситуация развития, основные новообразования, характеристика ведущего вида деятельности. Характеристика кризиса первого года.
  11. Общая характеристика возрастного периода раннего детства: социальная ситуация развития, основные новообразования, ведущий вид деятельности.
  12. Характеристика динамики предметной деятельности ребенка раннего возраста. Особенности игровой деятельности в раннем возрасте. Характеристика кризиса трех лет.
  13. Игра как ведущая деятельность дошкольного возраста. Основные теории игры.
  14. Развитие речи в дошкольном возрасте. Роль речи как средства общения, регулятора поведения. Соотношение развития мышления и речи в дошкольном возрасте.
  15. Кризис 7 лет. Основная характеристика. Проблемы готовности к школьному обучению, становление внутренней «позиции школьника».
  16. Динамика развития мышления в периоды раннего детства, дошкольного и младшего школьного детства. Развитие мышления младшего школьника, начальные формы рефлексии.
  17. Основные условия развития в младшем школьном возрасте.
  18. Структура учебной деятельности, общие закономерности формирования учебной деятельности.
  19. Общая характеристика проблемы «подросткового кризиса» в отечественной и зарубежной литературе. Общая характеристика подросткового возраста.
  20. Общая характеристика юношеского возраста. Профессиональная направленность как ведущее новообразование юношеского возраста.
  21. Общая характеристика периода молодости: социальная ситуация развития, основные новообразования. Кризис 30-ти лет.
  22. Характеристика психологических особенностей взрослого человека и человека зрелого возраста.
  23. Основные психологические характеристики старости. Периодизация старения. Типы приспособления личности к старости. Этапы старения.

Учебно-методическое обеспечение курса

Рекомендованная литература.

Основная литература:

  1. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник/ В. С. Мухина. — М.: Академия, 2006.- 608с.
  2. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология: учебник/ Л. Ф. Обухова. — М.: Высш. образование; М. : МГППУ, 2007. — 460 с..
  3. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология): учеб. для вузов/ И. В. Шаповаленко.- М. : Гардарики, 2007.- 349с.
  4. Эльконин, Д.Б. Детская психология: учеб. пособие для вузов/ Д. Б. Эльконин; ред. — сост. Б. Д. Эльконин.- 4-е изд., стер.- М. : Академия, 2007.- 384с.

Дополнительная литература:

  1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: учеб. пособие для вузов/ Г. С. Абрамова. — М. : Академ. Проект, 2006.- 702с.
  2. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка/ Л. С. Выготский, [сост. А. А. Леонтьев].- М. : Эксмо, 2003.- 512с.
  3. Крайг, Гр. Психология развития/ Грэйс Крайг, Дон Бокум. — СПб.[и др.] : Питер, 2007.- 940с.
  4. Крайг, Гр. Психология развития/ Грэйс Крайг, Дон Бокум. — СПб.; М.; Н.Новгород : Питер, 2011. — 940с.
  5. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: развитие человека от рождения до поздней зрелости: учеб. пособие для вузов/ И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий.- М. : ТЦ Сфера, 2004.- 464с.
  6. Малкина-Пых, И.Г. Кризисы пожилого возраста: справ. практ. психолога/ И. Г. Малкина-Пых.- М. : Эксмо, 2005.- 368с.
  7. Марцинковская, Т.Д. История возрастной психологии: учеб. пособие для вузов/ Т. Д. Марцинковская.- М. : Гардарики, 2004. — 288с.
  8. Носкова, Н.В. Психология возрастного развития человека: учеб. пособие к курсу/ Н. В. Носкова; АлтГУ.- Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2004.- 228с.
  9. Палагина, Н.Н. Психология развития и возрастная психология: учеб. пособие/ Н. Н. Палагина;.- М. : [МПСИ], 2005.- 288с.
  10. Солодилова, О.П., Возрастная психология в вопросах и ответах: учеб. пособие/ О. П. Солодилова.- М. : Проспект, 2005.- 288с.
  11. Эльконин, Б.Д. Психология развития: учеб. пособие для вузов/ Б. Д. Эльконин.- 3-е изд., стер.- М. : Академия, 2007.- 144с.

Учебное итоговое тестовое задание по курсу: «Возрастная психология и психология семьи»

1. Какие из перечисленных психологических категорий являются составляющими предмета возрастной психологии:

А) Возраст;

Б) Детство

В) Игра

Г) Изменения

Д) Законы развития

Е) Новообразования

2. Какие из перечисленных понятий не относится к числу закономерностей психического развития:

А) принцип метаморфозы

Б) принцип иерархичности

В) принцип конвергенции двух факторов

Г) принцип гетерохронности

Д) принцип посредничества

3. Развитие – это:

А) количественное изменение объекта, протекающее в координатах времени.

Б)количественные изменения, переходящие в качественные

В) качественное изменение, появление новых структур, новых связей между функциями.

4. Закономерность психического развития «цикличность» можно определить как:

А) цепь качественных изменений, превращений одной формы в другую;

Б) смену периода интенсивного развития периодом замедления затухания; (+)

В) разные стороны развития личности, развиваются неравномерно, непропорционально.

5. Закономерность психического развития «метаморфозы» можно определить как:

А) цепь качественных изменений, превращений одной формы в другую; (+)

Б) смену периода интенсивного развития периодом замедления затухания;

В) разные стороны развития личности, развиваются неравномерно, непропорционально.

6. Какой из методов возрастной психологии предполагает изучение особенностей развития в специально созданных условиях

А) Тесты

Б) Наблюдение

В) Эксперимент

Г) Анкета

7. Один из исследователей признававший в качестве ведущего фактора развития социокультурное окружение ребенка:

А)Вильям Штерн

Б) Стенли Холл

В) Маргарет Мид

8. Теория рекапитуляции разработана в рамках:

А) биологизаторского направления

Б) социологизаторского направления

В) теории деятельности

9. Исследователь, разработавший методы измерения интеллектуального развития.

А) Альфред Бине

Б) Стенли Холл

В) Арнольд Гезелл

10. Идею о единстве наследственных и социальных факторов в отечественной психологии предложил:

А) Д.Б. Эльконин

Б) Л.С. Выготский

В) Л.И. Божович

11. Кто из отечественных исследователей впервые ввел принцип историзма для изучения психического развития:

А)Павел Петрович Блонский

Б)Лев Семенович Выготский

Г)Петр Яковлевич Гальперин

Д)Даниил Борисович Эльконин

12. Как называется концепция психического развития, в которой ведущая роль отводится энергии связанной с инстинктом жизни.

13. Периодизацию З.Фрейда можно отнести к группе периодизаций:

А) по внешнему признаку

Б) по внутреннему признаку

В) по нескольким существенным признакам

14. Теория поля, разработанная Куртом Ленвиным, относится к следующей психологической школе:

А) Психоаналитическая

Б) Бихевиоральная

В) Гештальт психология

Г) Гуманистическая психология

15. Кто из исследователей не относится к бихевиоральной психологической школе?

А) Берхауз Скинер

Б) Абрам Маслоу

В) Джнон Уотсон

Г) Эдвард Торндайк

16. В какой психологической научной школе существует мнение о том, что в основе психики лежат целостные структуры, свойства которых не являются суммой свойств их частей.

17. Кто из психологов в разработанной им теории о стадиях жизненного пути личности рассматривает в качестве одного из базовых понятий «доверие-недоверие»

18. Какой возраст в указанной теории периодизации соответствует решению кризиса «доверие-недоверие»?

19. Принято выделять несколько типов периодизации, к какому из них относится периодизация Л.С. Выготского:

А) периодизация по внешнему признаку

Б) периодизация по внутреннему признаку

В) периодизация по нескольким существенным признакам

20. Перечислите кризисы эпохи детства.

21. Какие характеристики отражают суть стабильного периода:

А) литические изменения

Б) краткосрочные измерения

В) бурно проходящие изменения

Г) характеризуют большую часть детства

Д) протекание процессов незаметно для окружающих

22. Перечислите недостающие критерии, характеризующие любой возрастной период: социальная ситуация развития, ведущий тип деятельности…

23. Понятием «сензитивный период» ученые определяют:

А) зону ближайшего развития ребенка

Б) чувствительность к определенному роду воздействий

В) направление развития ребенка на определенном возрастном этапе

24. Потенциальные возможности ребенка еще не созревшие, а только созревающие определяют понятием:

А) зона актуального развития

Б) зона ближайшего развития

В) сензитивный период

25. Основное противоречие социальной ситуации развития младенческого возраста составляют:

А) беспомощность ребенка и активность ухаживающего взрослого;

Б) социально опосредованное поведение ребенка и его беспомощность

В) максимальная потребность во взрослом и отсутствие речи ребенка

26. Какой из перечисленных поведенческих актов характеризует возникновение предметного сознания:

А) Акт хватания

Б) Указательный жест

27. Какой из перечисленных поведенческих актов характеризует первую способ воздействия на взрослого через предметное содержание:

А) Акт хватания

Б) Указательный жест

28. Для какого возрастного этапа характерно «полевое поведение» (К.Левин)

А) младенческого

Б) раннего возраста

В) младшего дошкольного

29. Какая форма взаимодействия со взрослыми развивается в раннем возрасте (по М.И. Лисиной):

А) Ситуативно-деловая

Б) Внеситуативно-личностная

В) Внеситуативно-деловая

30. Перечислите основные виды предметных действий

31. Термин «полевое» поведение применяется для характеристики раннего возраста и характеризуется:

А) интересами ребенка сконцентрированными на знакомство с окружающей средой;

Б) связанностью с ситуацией, т.е. поведение определяется ситуацией в целом.

В) ориентировочной деятельностью ребенка, направленной на поиск предмета, названного взрослым.

32. Охарактеризуйте специфику предметной деятельности ребенка раннего возраста:

А) в рамках предметной деятельности обогащает активный словарь

Б) в предметной деятельности открываются функции предметов

В) в предметной деятельности развивается мелкая моторика.

33. Усвоение детьми предметных действий происходит путем:

А) совместной деятельности ребенка и взрослого;

Б) становлением игровой деятельности;

В) в процессе обучения.

34. Кто из ученых отмечает возраст трех лет как период становления структурно-смыслового сознания:

А) Д.Б. Эльконин

Б) Л.С. Выготский

В) Л.И. Божович

35. Отметьте те поведенческие реакции из перечисленных, которые характеризуют кризис 3 лет:

А) Негативизм

Б) Конформизм

В) Упрямство

Г) Протест

36. В чем, по мнению Д.Б. Эльконина, заключается потенциал развития ребенкадошкольника:

А) в мышлении

Б) продуктивной деятельности

В) в игре

Г) в общении со взрослыми

37. Какая форма взаимодействия со сверстниками развивается в среднем дошкольном возрасте (по М.И. Лисиной):

А) эмоционально-практическая

Б) ситуативно-деловая

В) внеситуативно-деловая

38. Перечислите мотивы, становление которых происходит на протяжении дошкольного возраста.

39. Дополните ряд этапов становления внутренней позиции школьника:

1.Положительное отношение к школе при отсутствии ориентации на содержательную составляющую обучения

2….

3. Собственно позиция школьника, в которой сочетается социальная направленность и ориентация на учебные составляющие.

40. К внешним причинам социально-педагогической запущенности относится:

А)дефекты семейного воспитания;

Б) состояние здоровья;

В)особенности педагогических воздействий;

Г)уровень активности во взаимодействии с окружающим

41. Какое из трех проявлений школьной дезадаптации пропущено в прелагаемом списке:

А) когнитивный компонент

Б) личностный, эмоционально-оценночный

42. Какой вид ведущей деятельности появляется в онтогенезе после учебной деятельности?

43. Укажите недостающие компоненты учебной деятельности: учебно-познавательные мотивы, учебные операции, контроль…

44. К какому возрастному периоду Выготский Л.С. в качестве ключа выделил проблему интересов, Божович Л.И. – проблему самосознания:

А) юность;

Б) подростковый возраст;

В) младший школьный возраст.

45. «Чувство взрослости» проявляющееся в подростковом возрасте:

А) это отношение подростка к себе как взрослому и осознание себя взрослым человеком;

Б) это отношение взрослых к подростку и его поведения.

46. Основные поведенческие реакции в подростковом возрасте:

А) реакция отказа;

Б) реакция оппозиции;

В) реакция негативизма;

Г) реакция имитации;

Д) реакция упрямства.

47. Ведущей деятельность юношеского возраста является:

А) интимно-личностное общение со сверстниками;

Б) профессиональная учебная деятельность;

Г) начальная профессиональная деятельность.

48. Перечислите какие возникают кризисы развития в период зрелости.

49. Пронумеруйте перечисленные стадии становления профессиональной деятельности по мере их становления:

А) оптант

Б) адаптант

В)авторетет

Г) адепт

Д) мастер

Е) интернал

Ж) наставник

Ключ к итоговому тестовому заданию:

вопроса

правильный ответ

№ вопроса

правильный ответ

1

А, Г, Д

27

Б

2

В, Д

28

Б

3

В

29

А

4

Б

30

Орудийные, соотносящие

5

А

31

Б

6

В

32

Б

7

В

33

А

8

А

34

Б

9

А

35

А, В, Г

10

Б

36

В

11

Б

37

В

12

Психоаналитическая

38

Соревновательные, игровые, учебные и др.

13

Б

39

ориентация на содержательные составляющие школьной жизни

14

В

40

А, В

15

Б

41

Поведенческий

16

Гештальтпсихология

42

Интимно-личностное общение

17

Э.Эриксон

43

Учебная задача, оценка

18

Младенчество (от 0 до 1года)

44

Б

19

В

45

А

20

кризис 3 лет, кризис 7 лет

46

А, Б, Г

21

А, Г, Д

47

Б

22

Новообразования, кризис

48

Кризис нереализованности, опусташенности и др.

23

Б

49

А, Г, Б, Е, Д, В, Ж

24

Б

25

В

26

А