Дополнительные информационные ресурсы

Занятие 9. Оратор, ритор, говорящий.

Цели: 1) Вычленить качества личности говорящего, влияющие на успех коммуникации.

2) Понять зависимость эффективности общения от качеств личности, культуры, поведения говорящего.

3) Познакомиться с понятиями «имидж оратора», «этос, пафос, логос оратора».

4) Определить слагаемые имиджа оратора.

Проверка домашнего задания.

Какие принципы эффективного общения нарушали участники ток-шоу? А герои басни И.А. Крылова?

Объясните значение следующих слов.

Толерантность, апатичность, инертность, эпатаж, темперамент, щепетильность, самокритичность, экстраверт, интроверт, оптимист, пессимист, эгоцентризм, надменность, безропотность, взыскательность, инициативность, халатность, пассивность, аморальность, харизматичность, тактичность, жеманство, раболепство, амикошонство, индивидуализм, перфекционизм, обаяние.

!!! Человека, который произносит речь, высказывание, называют по-разному.

Оратор – это человек, выступающий с публичной речью, а также человек, способный красиво и содержательно говорить на разные темы.

Ритором в античном мире называли теоретика и учителя красноречия. Сегодня это понятие употребляют часто как стилистически окрашенный синоним к слову «оратор», имея при этом в виду, что применять понятие «ритор» следует только к тем ораторам, которые воплощают в себе высокий идеал нравственности.

В научных текстах человека, произносящего устное высказывание, именуют отправителем сообщения, адресантомили простоговорящим (пишущим).

Однако в ряде случаев все эти наименования могут употребляться как синонимы.

Говорят, что в общении всегда передаётся два сообщения: о предмете речи и личности общающихся. Древнегреческий мыслитель Сократ сказал: «Заговори, чтоб я тебя увидел». В этих словах выражена мысль о том, что личность наиболее ярко раскрывается в общении. Качества личности говорящего проявляются в том, какие темы он предпочитает, какие идеи отстаивает и какие применяет способы доказательства, как формирует свой внешний облик, как двигается, произносит звуки и отбирает слова и выражения. Например, в мягких интонациях голоса и неспешных движениях проявляется уравновешенность, в чёткой аргументации, последовательности доказательства – аналитические способности, в метафоричности речи – склонность к романтизму.

2 стр., 779 слов

Понятие "личность", его соотношение с понятиями "индивид", "индивидуальность"

Понятие «личность», его соотношение с понятиями «индивид», «индивидуальность» Личность (Л) – это более конкретная характеристика человека, характеризующая не его биологические качества, а, прежде всего, то, кем является человек в обществе, его социальные качества. Само слово Л в первоначальном смысле означало роль, которую играл актер в древнегреческом театре. Ролевая концепция Л очень широко ...

Вопрос о том, какие качества личности способствуют формированию положительного отношения к говорящему, а какие вызывают негативное отношение, рассматривали ещё древние мыслители. Издавна было замечено, что непременным условием успешного общения является доверие, которое испытывает слушатель по отношению к оратору. Доверие не может возникнуть, если говорящий, по мнению слушателя, не обладает положительными качествами. Аристотель считал, что главными для оратора качествами являютсядобродетельность (нравственные качества),благорасположение(доброе отношение к слушателям) иразум (интеллектуальные свойства).

Профессор А.К. Михальская называет семь таких качеств; эти качества представлены на схеме 9.

Схема 9.

Качества личности оратора, оцениваемые слушателями

уверенность

обаяние

артистизм

заинтересованность

дружелюбие

объективность

искренность

Требования к личности говорящего меняются в зависимости от ситуации, условий жизни общества, типа культуры.

С. Ф. Иванова в работе «Специфика публичной речи» выявила речевые типы:

  1. Рационально – логический.Ораторы этого типа склонны к анализу явлений, к рассуждениям и строгой аргументированности своих и чужих поступков. Их подготовка к любому высказыванию отличается последовательным отбором и строгой систематизацией материалов, обдумыванием и разработкой подробного плана. Этот выношенный план как бы «сидит у них внутри», и ораторы во время выступления не пользуются им. Их часто заботит другое: как сделать свою речь более яркой, эмоциональной, какие подобрать примеры, чтобы заинтересовать аудиторию. «Логиками» чаще всего бывают сангвиники.

  1. Эмоционально – интуитивный.Представители этого типа говорят страстно, увлеченно, пересыпая свою речь остротами, каламбурами, но не всегда могут уследить за жесткой логической последовательностью речи и «свести концы с концами». План своих выступлений пишут не всегда, считая, что он их сковывает. Наблюдается совпадение эмоционального речевого типа с холерическим темпераментом.
  2. Философский.Ораторы – «философы» более или менее эмоциональны, склонны к анализу, иногда бывают очень организованны в своей работе, а иногда без всякой видимой организации раскрывают какой-нибудь один вопрос, добираются до корня, и вдруг, как лучом света, озаряют все найденной идеей. Их общая черта – стремление к исследованию, глубокому осмыслению явлений прямо на глазах у слушателей, желание и умение вовлечь в этот процесс аудиторию. Чаще всего данную группу составляют люди флегматического темперамента.
  3. Лирический, или художественно-образный.Глубокая эмоциональность, лиризм, внутреннее волнение, острая впечатлительность, проникновенность – черты, характерные для типа. Чаще всего в основе его – характер утонченный, меланхолический.

С древних времён и до наших дней исследователи уделяют внимание проблеме имиджа оратора, то есть того образа, который умышленно или неумышленно создаёт оратор и который возникает и формируется в сознании слушателя.

Восприятие оратора аудиторией – важный фактор в коммуникации. Если слушатели не доверяют выступающему, то ни о каком успехе выступления не может быть и речи. Отсюда становится понятным, что многие ораторы стремятся сознательно создать такой образ, который будет принят аудиторией: образ покровителя, своего парня, советчика, защитника, исследователя, политического вождя, обвинителя, проповедника и др. Иногда работа над построением имиджа приносит свои положительные плоды: аудитория даже не догадывается, что образ выстроен сознательно. Но в других случаях оратор не может органично войти в избранный образ, его выступление не вызывает доверия. Например, так выглядит заигрывание с публикой: чтобы понравиться публике, оратор начинает забрасывать её неискренними комплиментами, использовать слова и выражения, которые не входят в литературный язык, но встречаются в речи слушателей (к примеру, политические ораторы начинают выражаться на языке молодёжного или полукриминального сленга).

Аудитория чувствует фальшь мгновенно. Поэтому ни один специально созданный имидж не должен расходиться с внутренним содержанием говорящего, его миром и убеждениями. Положительно воспринимается аудиторией искренний выступающий, чьи внешние и внутренние данные находятся в гармоничном единстве.

Безусловно, при подготовке к выступлению нельзя не учитывать того, как нас воспримут слушатели, и выбрать подходящий для собственного Я, публики, содержания речи и ситуации образ. Например, оратор-политик может выбрать образ «своего парня» или «вождя», педагог – «покровителя» или «строгого наставника». Неопытные ораторы, испытывающие волнение, часто прячутся за какой-либо актёрской маской, а в результате получается невольно созданный образ «зайчишки-трусишки» или «провинившегося ребёнка». Так, например, выглядит оратор, когда извиняется перед слушателями за то, что занял их время, или апеллирует к их жалости, заявляя о своей неопытности, волнении, плохой подготовке.

Правильно выстроить образ помогает учение об этосе,пафосеилогосеоратора, разработанное ещё античными риторами.

Этос– это условия, которые задаёт оратору конкретное общество с его национальными традициями, представлениями о морали, системой ценностей. Этос – это основа ораторских выступлений. Чтобы быть одобренным данным обществом, оратор должен опираться на этические нормы и ценности именно этого общества и общечеловеческие ценности.Вывод: приступая к выстраиванию образа, надо определить базовые ценности, их соответствие системе ценностей и нравственных убеждений общества.

Логос– это идеи, мысли оратора, знания и опыт, оценки и выводы, которые составляют суть его речи. Доверие слушателей вызывает лишь тот говорящий, который познал содержание предмета речи. О таком знании свидетельствует конкретность формулировок, а декларативность, общие фразы, необоснованность выводов выдают некомпетентность.Вывод: содержание речи должно быть конкретным, это помогает создать образ компетентного выступающего.

Этос, логос, пафос оратора

Пафос– это чувства и эмоции, которые испытывает сам оратор и передаёт слушателям. «Красноречие суть страсти», говорил М.М. Сперанский. Поэтому пафос оратора заключается в возбуждении тех или иных чувств в душах слушателей, как положительных (гордость, благодарность, уважение, восхищение и др.), так и отрицательных (возмущение, неприятие, осуждение, негодование и др.).

Как известно, эмоции заразительны, поэтому они передаются от говорящего к слушающим при условии того, что оратор сам будет испытывать эти эмоции и не будет скрывать их.Вывод: выстраивая образ, следует подумать о тех чувствах, которые желательно возбудить в душах слушателей, и о способах их проявления в речи.

Исходя из общего представления о желаемом образе, надо продумать все его составляющие.

Задание 1.

Попробуйте дополнить список качеств оратора, которые положительно влияют на восприятие говорящего слушателями и способствуют возникновению доверия. Исходите из реалий нашего времени.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2. Риторическая игра.

Участники игры: 3 эксперта; 5 слушателей; игроки, разделённые на 4 команды (по 3 – 4 человека).

Командам присваиваются «имена»: Компетентность, Дружелюбие, Воля, Коммуникабельность.Команды после 5 – 7 минут обсуждения должны доказать, что для успеха публичного выступления именно это качество имеет первостепенное значение.

Слушатели задают по одному вопросу командам, команды отвечают экспромтом.

Эксперты должны выбрать ту команду, которая представила наиболее убедительные доводы и дала полный, содержательный ответ на вопрос слушателей.

Задание 3.

Как могут проявляться в речи такие неблагоприятно влияющие на общение качества, как:

безразличие к теме __________________________________________________________

_____________________________________________________________________________;

неискренность _______________________________________________________________

_____________________________________________________________________________;

недоброжелательность ________________________________________________________

_____________________________________________________________________________;

неуверенность _______________________________________________________________

_____________________________________________________________________________;

некомпетентность ____________________________________________________________

_____________________________________________________________________________;

необъективность _____________________________________________________________;

_____________________________________________________________________________.

Задание 4.

Прочитайте речевые характеристики героев классической литературы, отгадайте их имена, расскажите, какие особенности характеров проявляются через свойства их речи.

1) … он всегда хвалил прошлое и то, чего никогда не было; и древние языки… были для него, в сущности, те же калоши и зонтик, куда он уходил от действительности жизни. …Для него были ясны только циркуляры и газетные статьи, в которых запрещалось что-нибудь.

Если кто-то из товарищей опаздывал на молебен, или доходили слухи о какой-нибудь проказе гимназистов, или видели классную даму поздно вечером с офицером, то он очень волновался и всё говорил, как бы чего не вышло.

Было у него странное обыкновение – ходить по нашим квартирам. Придёт к учителю, сядет и молчит, и как будто что-то высматривает. Посидит этак, молча, час-другой и уйдёт.

_____________________________________________________________________________

2) Куда как мил! И весело мне страх// Выслушивать о фрунте и рядах// Он слова умного не выговорил сроду…

Что есть проект насчёт лицеев, школ, гимназий// Там будут лишь учить по-нашему: раз, два // А книги сохранят так: для больших оказий.

_____________________________________________________________________________

3)… я люблю врагов, хотя не по-христиански. Они меня забавляют, волнуют мне кровь. Быть всегда настороже, ловить каждый взгляд, значение каждого слова, угадывать намерения, разрушать заговоры, притворяться обманутым и вдруг одним толчком опрокинуть всё огромное и многотрудное здание их хитростей и замыслов – вот что я называю жизнью.

_____________________________________________________________________________

Задание 5.

Прочитайте высказывание академика Дмитрия Сергеевича Лихачёва.

Многие думают: интеллигентный человек – это тот, который много читал, получил хорошее образование (и даже по преимуществу гуманитарное), много путешествовал, знает несколько языков.

А между тем можно иметь все это и быть неинтеллигентным и можно ничем этим не обладать в большой степени, а быть все-таки внутренне интеллигентным человеком.

Лишите подлинно интеллигентного человека полностью его памяти. Пусть он забыл все на свете, не будет знать классиков литературы, не будет помнить величайшие произведения искусства, забудет важнейшие исторические события, но если при этом он сохранит восприимчивость к культурным ценностям, эстетическое чутье, сможет отличить настоящее произведение искусства от грубой «штуковины», сделанной, только чтобы удивить, если он сможет восхититься красотой природы, понять характер и индивидуальность другого человека, войти в его положение, а поняв другого человека, помочь ему, не проявит грубости, равнодушия, злорадства, зависти, а оценит другого по достоинству – вот это и будет интеллигентный человек… Интеллигентность не только в знаниях, а в способностях к пониманию другого.

Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно (именно незаметно) помочь другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя – не мусорить окурками или руганью, дурными идеями (это тоже мусор, и еще какой!).

Я знал на русском Севере крестьян, которые были по-настоящему интеллигентны. Они соблюдали удивительную чистоту в своих домах, умели ценить хорошие песни, умели рассказывать «бывальщину» (то есть то, что произошло с ними или другими), жили упорядоченным бытом, были гостеприимны и приветливы, с пониманием относились и к чужому горю, и к чужой радости.

Интеллигентность – это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и к людям.

Интеллигентность надо в себе развивать, тренировать, – тренировать душевные силы, как тренируют и физические. А тренировка возможна и необходима в любых условиях.

Что тренировка физических сил способствует долголетию – это понятно. Гораздо меньше понимают, что для долголетия необходима и тренировка духовных и душевных сил.

Дело в том, что злобная и злая реакция на окружающее, грубость и непонимание других – это признак душевной и духовной слабости, человеческой неспособности жить… Толкается в переполненном автобусе – слабый и нервный человек, измотанный, неправильно на все реагирующий. Ссорится с соседями – тоже человек, не умеющий жить, глухой душевно. Эстетически невосприимчивый – тоже человек несчастный. Не умеющий понять другого человека, приписывающий ему только злые намерения, вечно обижающийся на других – это тоже человек, обедняющий свою жизнь и мешающий жить другим. Душевная слабость ведет к физической слабости. Я не врач, но я в этом убежден. Долголетний опыт меня в этом убедил.

Приветливость и доброта делают человека не только физически здоровым, но и красивым. Да, именно красивым.

Лицо человека, которое часто искажается злобой, становится безобразным, а движения злого человека лишены изящества – не нарочитого изящества, а природного, которое гораздо дороже.

Социальный долг человека – быть интеллигентным. Это долг и перед самим собой. Это залог его личного счастья и «ауры доброжелательности» вокруг него и к нему (то есть обращенной к нему).

Что можно сказать о личности человека, составившего этот текст? Какие черты личности проявились наиболее ярко? Докажите это примерами из текста.

Задание 6.

Прочитайте речь Ивана Бунина по случаю вручения ему Нобелевской премии в 1933 году.

«Ваше высочество, милостивые государыни, милостивые государи. Девятого ноября, в далекой дали, в старинном провансальском городе, в бедном деревенском доме телефон известил меня о решении Шведской академии. Я был бы неискренен, если бы сказал, как говорят в подобных случаях, что это было наиболее сильное впечатление во всей моей жизни. Справедливо сказал великий философ, что чувства радости, даже самые редкие, ничего не значат по сравнению с таковыми же чувствами печали. Ничуть не желая омрачать этот праздник, о коем я навсегда сохраню неизгладимое воспоминание, я все-таки позволю себе сказать, что скорби, испытанные мною за последние пятнадцать лет, далеко превышали мои радости. И не личными были эти скорби – совсем нет! Однако твердо могу сказать я и то, что из всех радостей моей писательской жизни это маленькое чудо современной техники, этот телефонный звонок из Стокгольма в Грасс дал мне как писателю наиболее полное удовлетворение. Литературная премия, учрежденная вашим великим соотечественником Альфредом Нобелем, есть высшее увенчание писательского труда! Честолюбие свойственно почти каждому человеку и каждому автору, и я был крайне горд получить эту награду со стороны судей столь компетентных и беспристрастных. Но думал ли я девятого ноября только о себе самом? Нет, это было бы слишком эгоистично. Горячо пережив волнение от потока первых поздравлений и телеграмм, я в тишине и одиночестве ночи думал о глубоком значении поступка Шведской академии. Впервые со времени учреждения Нобелевской премии вы присудили ее изгнаннику. Ибо кто же я? Изгнанник, пользующийся гостеприимством Франции, по отношению к которой я тоже навсегда сохраню признательность. Господа члены Академии, позвольте мне, оставив в стороне меня лично и мои произведения, сказать вам, сколь прекрасен ваш жест сам по себе. В мире должны существовать области полнейшей независимости. Несомненно, вокруг этого стола находятся представители всяческих мнений, всяческих философских и религиозных верований. Но есть нечто незыблемое, всех нас объединяющее: свобода мысли и совести, то, чему мы обязаны цивилизацией. Для писателя эта свобода необходима особенно, – она для него догмат, аксиома. Ваш же жест, господа члены Академии, еще раз доказал, что любовь к свободе есть настоящий религиозный культ Швеции. И еще несколько слов – для окончания этой небольшой речи. Я не с нынешнего дня ценю ваш королевский дом, вашу страну, ваш народ, вашу литературу. Любовь к искусствам и к литературе всегда была традицией для Шведского королевского дома, равно как и для всей благородной нации вашей. Основанная славным воином, шведская династия есть одна из самых славных в мире. Его величество король, король-рыцарь народа-рыцаря, да соизволит разрешить чужеземному, свободному писателю, удостоенному вниманием Шведской академии, выразить ему свои почтительнейшие и сердечнейшие чувства».

Какой образ оратора возникает в вашем сознании?

Задание 7.

Определите возможные составляющие конкретных образов ораторов-политиков.

Слагаемые имиджа

«Консерватор»

«Реформатор»

«Покровитель»

Базовые ценности

Проявление качеств личности

Способ

произнесения речи

Стиль общения

Речевые

особенности

Внешний вид

Движения

Взгляд

Интонация, мелодика, темп речи, сила голоса

Манера поведения

Эмоции

Задание 8

Рассмотрите вариант подготовки оратора к выступлению на тему «Забота о детях – забота о будущем».

Образ. Компетентный и объективный аналитик.

Этос.Ценности – дети, их безопасность, комфорт, условия для полноценного физического и нравственного развития. Этические нормы – взрослые должны заботиться о детях, обеспечивать их существование и развитие, соблюдение прав ребёнка. Жестокое обращение с детьми, безразличие аморальны.

Логос. Конкретные сведения о проявлении заботы о детях в нашем обществе, о проблемах, связанных с жизнью подрастающего поколения, факты нарушения прав ребенка. Статистические сведения, свидетельствующие об этих фактах.

Пафос. Чувство ответственности за настоящее и будущее подрастающего поколения. Неприятие негуманного отношения к ребёнку, нарушения прав ребёнка. Гордость за то положительное, что делается в нашей стране для обеспечения полноценного развития детей.

Разработайте собственный вариант подготовки к выступлению на тему «Мы были первыми в космосе».

Образ. _________________________________________________________________________

Этос. __________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Логос.__________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Пафос. _________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 9.

Разработайте основное содержание речи на одну из тем:

  • Любит и нищий свое хламовище;
  • Хорош Париж, а живет и Курмыш;
  • Дома все споро, а вчуже житье хуже;
  • Своя ноша не тянет, свой дым глаз не ест;
  • На чужой сторонушке рад своей воронушке.

Подумайте, какие качества личности следует проявить, выступая публично на одну из этих тем? Постарайтесь добиться проявления этих качеств с помощью выбора слов и конструкций, манеры произнесения, интонации, мимики, жестов, телодвижений.

Продумайте дружескую «увертюру» к речи и позитивную, также дружелюбную концовку.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Занятие 9. Образ оратора — Стр 2

Подготовьте текст к произнесению: выберите нужный темп, интонацию, жестикуляцию.

Задание 10.

Прослушайте 3 выступления на выбранные темы (задание 7).

Какие качества удалось продемонстрировать ораторам?

Критерии оценки

(качества)

Выступление 1.

____________

(имя)

Выступление 2.

____________

(имя)

Выступление 3.

____________

(имя)

1. Доброжелательность

2. Искренность

3. Артистизм

4. Уверенность

5. Объективность

6. Заинтересованность

7. Патриотичность

8. Компетентность

Чьё выступление понравилось больше?

Какой тип ораторов (по С.Ф. Ивановой) представили выступающие?

Итог занятия.

Какие качества личности говорящего благоприятствуют общению, а какие могут отрицательно влиять на эффективность коммуникации.

Что вы узнали об имидже оратора? Каковы слагаемые имиджа оратора?

Что такое этос, логос и пафосоратора? Как использовать знание об этосе, логосе и пафосе оратора при создании образа оратора?

Домашнее задание.

1. Марк Туллий Цицерон в трактате «Оратор» выделил три типа оратора:

1.Оратор простого (скудного) стиля:«он скромен и прост, подражает обиходному языку и от лишённого дара речи отличается больше по существу дела, чем по производимому впечатлению»; «речь такого оратора будет латинской чистой речью, говорить он будет ясно и удобопонятно, предусмотрительно выбирая приличествующие случаю выражения»; в его речи отсутствовать будут только «приятные и обильные украшения»; «наш оратор будет бросать остроумные, быстро сменяющиеся мысли, извлекая их из никому не ведомых тайников»; «он будет осторожен в пользовании… арсеналом ораторских средств»; «оратору скудного стиля достаточно быть изящным; он не допустит смелости в образовании новых слов, будет осторожен в употреблении метафор, скуп на архаизмы и сдержан в применении остальных украшений слов и мысли».

2. Оратор умеренного типа (средний):«кажется приятным», «оратору среднему…, если только он свой стиль в достаточной мере обеспечил соответствующими средствами выражения, не придётся бояться сомнительных и рискованных моментов в ораторском выступлении, даже если у него, как это часто случается, иногда не хватит сил: большой опасности для него в этом не будет, ибо с большой высоты ему не придётся падать».

3. Величавый тип ораторатот пышный, неистощимый, мощный, красивый, который, конечно, и обладает наибольшей силой. Это и есть как раз тот, восхищаясь красотами речи которого, люди дали красноречию играть такую крупную роль в государстве, но именно такому красноречию, которое неслось бы с грохотом, в мощном беге… Этому красноречию свойственно увлекать за собой сердца и трогать их всяческим способом»; «своим неистощимым пылом, если нет в нём ничего другого, производит впечатление человека не в своём уме»; «если он, не подготовив слушателей, начинает зажигательную речь, получается впечатление, будто он безумствует на глазах у здоровых».

Далее Цицерон приходит к выводу: «Истинно красноречив тот, кто умеет говорить о будничных делах просто, о великих – величаво, о средних – стилем, промежуточным между обоими».

Проанализируйте мнение Цицерона, выразите согласие или несогласие с автором, свою позицию обоснуйте.

2. Напишите эссе «Качества, необходимые оратору» или «Почему … называют великим оратором».

3. Подготовьте текст выступления на тему «Человек-легенда» (регламент 2,5 – 3 мин.).

Подготовьте портрет этого человека.

10