ИНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ 51

43

ВВЕДЕНИЕ 4

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ПОДРОСТКОВ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В ДЕТСКОМ ДОМЕ 8
    1. Подходы к изучению проблемы коммуникативных навыков в психологии 8
    2. Особенности коммуникативной компетентности личности подростка 13
    3. Психолого-педагогическая характеристика статуса воспитанника детского дома 17
  2. ИССЛЕДОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ПОДРОСТКОВ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В ДЕТСКОМ ДОМЕ 27
    1. Описание выборки и методик исследования 27
    2. Анализ и интерпретация результатов исследования коммуникативных навыков подростков, воспитывающихся в детском доме 28
  3. РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ПОДРОСТКОВ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В ДЕТСКОМ ДОМЕ 33
    1. Программа развития коммуникативных навыков подростков, воспитывающихся в детском доме 33
    2. Оценка эффективности работы по развитию коммуникативных навыков подростков 40

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 47

ИНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ 51

Приложение 1 Self-Awareness and Communication Skill Training in Foster Adolescents 51

Приложение 2 Протоколы результатов исследования 59

Приложение 3 Результаты математической статистики 66

Введение

Постановка проблемы

В образовательных стандартах нового поколения в качестве одной из приоритетных областей развития личности школьника обозначены коммуникативные способности. Эти способности обеспечивают полноценное развитие личности, ее самореализацию и социализацию: на первый план выдвигается способность личности самостоятельно находить решения социально и профессионально значимых проблем, вступать в коммуникации познавательного, нравственного, профессионального характера. Особую тревогу в последние годы вызывает состояние проблемы по формированию этих способностей у подростков, воспитывающихся в детских домах, что обусловлено увеличением количества детей и сирот, оставшихся без попечения родителей в России.

Одним из самых показательных результатов деятельности детского дома является то, насколько социально адаптированным будет его выпускник. А именно – выпускник знает, чего он хочет в жизни, знает, как этого достичь, и стремится к своей цели. Но цель и средства ее достижения должны быть в рамках норм морали и ценностей, принятых в обществе. Чтобы всего этого добиться, воспитанникам-выпускникам детского дома необходимо в первую очередь научиться строить отношения с другими людьми. Такие подростки имеют ряд сдерживающих факторов: отсутствие самоконтроля, низкая самооценка, скудный опыт общения, недоверие к людям, ограниченный социальный кругозор.

11 стр., 5387 слов

Самооценка у подростков, воспитывающихся в детском доме и у подростков, ...

... 4.Экспериментальная база исследования: подростки, воспитывающиеся в детском доме № 1 и подростки, воспитывающиеся в домашних условиях. ( Количество испытуемых составляет 30 человек, из них: 15 подростков, которые воспитываются в детском доме и 15 подростков, которые воспитываются в домашних ...

Данные факторы еще более усугубляются в подростковом возрасте, в период интенсивного общения и взросления, в возрасте, когда ребенок бросает все силы на самоутверждение в среде сверстников. Подростковый возраст увеличивает вероятность возникновения проблем взаимоотношений с педагогами и сверстниками. Подростки глубоко переживают неуспех в отношениях, ситуацию одиночества, непризнанности. Как следствие усугубляются личностные проблемы: неуверенность в себе, низкая самооценка, неспособность реализовать свои желания и интересы.

В связи с этим необходимо разработать программу формирования коммуникативных навыков у подростков, воспитывающихся в детском доме, для овладения навыками культуры речи, общения и поведения.

Объект исследования

Психология общения.

Предмет исследования

Коммуникативные навыки подростков, воспитывающихся в детском доме.

Цели и задачи исследования

Цель исследования – развить коммуникативные навыки у подростков, воспитывающихся в детском доме, посредством программы, включающей психотехники, коммуникативные игры и игры социально-перцептивной направленности.

Задачи исследования:

  1. проанализировать научные источники по проблеме формирования коммуникативных навыков у подростков;
  2. исследовать уровень сформированности коммуникативных навыков у подростков, воспитывающихся в детском доме;
  3. оценить эффективность программы по развитию коммуникативных навыков у подростков, воспитывающихся в детском доме.

Гипотеза

Программа по развитию коммуникативных навыков будет эффективной, если после прохождения программы уровень коммуникативных навыков у подростков станет выше, а именно повысится уровень общительности, коммуникативных способностей и изменится вектор поведения в конфликте – произойдет ориентация на сотрудничество.

Научная новизна проблемы заключается в проведении исследования в котором описаны теоретические аспекты формирования коммуникативных навыков у подростков, воспитывающихся в детском доме. В исследовании уровеня сформированности коммуникативных навыков у подростков, воспитывающихся в детском доме. В разработке и апробировании программы по развитию коммуникативных навыков у подростков, воспитывающихся в детском доме.

Степень и уровень научной разработанности проблемы представлена в философско-методологическом аспекте формирования коммуникативных способностей исследуемом в работах Л.А. Воловича, И.С. Кона, В.Т. Лисовского, Г.В. Мухаметзяновой, В.А. Разумного, В.Н. Шубкина, А.Г. Харчева и др. Социально-психологический аспект формирования коммуникативных способностей находит отражение в исследованиях А.А. Бодалева, А.Н. Леонтьева, М.И. Лисиной, Б.Ф. Ломова, К.Ш. Ханина и др. Связь нравственного сознания и общения рассматривается в работах М.С. Каган, И.С. Кона, М.И. Лисиной. Соотношению развития личности и ее саморегуляции посвящены работы О.А. Конопкина, Ю.А. Миславского, А.В. Мудрика, Е.Г. Хрисановой и др. Различные методики формирования навыков общения были предложены Р.К. Бикмухаметовым, Н.Д. Шиловой.

19 стр., 9206 слов

Объект исследования: социально-психологические особенности подростков, ...

... психологическую и педагогическую литературу по проблеме исследования. Изучить уровень агрессивности подростков, воспитывающихся в детском доме. Изучить социально-психологические особенности подростков, воспитывающихся в детском доме. Выявить особенности подростков с разным уровнем агрессивности. Гипотеза: ...

Источниковая база исследования представлена материалами обследования воспитанников Екатеринбургского детского дома № 7 в количестве 32 человек в возрасте 11 – 16 лет.

Методология и методы научного исследования

Основу исследования составили общенаучный принцип системного подхода, акцентирующий внимание на системной природе исследуемых объектов, и принципы всеобщей связи и развития. Теоретическая основа научного исследования базируется на фундаментальных положениях общей психологии и психологии личности (Л.С. Выготский, А.В. Петровский, Ф.Е. Василюк, С.Л. Рубинштейн, В.П. Зинченко, А.И. Донцов).

В работе представлены такие методы как: метод теоретического анализа; психодиагностические методы; методы количественного и качественного анализа результатов; метод математической статистики Т — критерий Вилкоксона.

Методики исследования:

  1. опросник «Определение уровня общительности» (В.Ф. Ряховский);
  2. методика выявления коммуникативных склонностей учащихся (Р.В. Овчарова);
  3. тест коммуникативных и организаторских способностей (КОС) (В.А. Федоришин);
  4. тест описания поведения К.Томаса (адаптация Н.В. Гришиной).

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что результаты данного исследования могут быть использованы в теоретических курсах: психологии общения, социальной психологии.

Практическая значимость заключается в разработке программы по развитию коммуникативных навыков подростков, воспитывающихся в детском доме. Апробированная программа может быть использована в работе практическим психологом в детских домах, а также образовательных учреждениях закрытого типа, для детей и сирот, оставшихся без попечения родителей.

1 Теоретические аспекты изучения коммуникативных навыков подростков, воспитывающихся в детском доме

  1. Подходы к изучению проблемы коммуникативных навыков в психологии

Развитие коммуникативных возможностей человека в современном обществе становится чрезвычайно актуальной проблемой. Совершенствование научных технологий привело к возрастанию потребностей общества в людях, которые могли бы ставить и решать задачи, относящиеся не только к настоящему, но и к будущему.

Поскольку наше исследование связано с формированием коммуникативных навыков, следует уточнить видение таких основных понятий, как «общение», «коммуникация», «коммуникативные умения и навыки».

Некоторые авторы (Л. С. Выготский, В.Н. Курбатов, А.А. Леонтьев, а также зарубежные ученые Т. Парсон, К. Черри) отождествляют понятия «общение» и «коммуникация», понимая под ними «процесс передачи и приема информации, осознанную и неосознанную связь» [6].

Однако большинство ученых, исследующих межличностные отношения, различают понятия «общение» и «коммуникация».

Психологический словарь определяет понятие «коммуникация» как «взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера [27]. Следовательно, это предполагает сообщение партнерами друг другу какого-то определенного объема новой информации и достаточной мотивации, что является необходимым условием осуществления коммуникативного акта. М.С. Каган понимает под коммуникацией информационную связь субъекта с тем или иным объектом — человеком, животным, машиной. Она выражается в том, что субъект передает некую информацию (знания, идеи, деловые сообщения, фактические сведения, указания и т.п.), которую получатель должен принять, понять, хорошо усвоить и в соответствии с этим поступать. В общении информация циркулирует между партнерами, поскольку оба они равно активны, и информация увеличивается, обогащается; при этом в процессе и в результате общения происходит превращение состояния одного партнера в состояние другого [9].

14 стр., 6624 слов

Роль общения в развитии личности

... общения в развитии личности Объектом курсовой работы является общение человека. Предмет исследования: влияние феномена общения на психическое развитие личности Цель исследования ... Общение - это сложная коммуникативная деятельность человека, субъектом и объектом которой является личность, включенная в общественные отношения. Посредством общения ... общение - более широкое понятие, включающее коммуникацию, ...

Изучая данный феномен, И.А. Зимняя предлагает системно-коммуникативно-информационный подход, позволяющий определить критерии, условия и способы повышения эффективности коммуникации на основе учета специфики протекания психических процессов в условиях передачи информации по каналу связи.

С позиции деятельностного подхода общение – это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порожденный потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

Потребность в общении – одна из самых главных в жизни человека. Вступая в отношения с окружающим нас миром, мы сообщаем информацию о себе, взамен получаем интересующие нас сведения, анализируем их и планируем свою деятельность в социуме на основе этого анализа. Эффективность этой деятельности зачастую зависит от качества обмена информацией, что в свою очередь обеспечивается наличием необходимого и достаточного коммуникативного опыта субъектов отношений. Чем раньше осваивается этот опыт, чем богаче арсенал коммуникативных средств, тем успешнее реализуется взаимодействие. Следовательно, самореализация и самоактуализация личности в социуме напрямую зависит от уровня сформированности ее коммуникативной культуры [5].

О.М. Казарцева считает, что коммуникация есть «единство взаимного обмена информацией и воздействия собеседников друг на друга с учетом отношений между ними, установок, намерений, целей, всего того, что приводит не только к движению информации, но и к уточнению и обогащению тех знаний, сведений, мнений, которыми обмениваются люди».

По мнению А.П. Назаретяна, «человеческая коммуникация во всем многообразии ее форм представляет собой неотъемлемую сторону любой деятельности» Процесс коммуникации представляет собой передачу информации посредством языка и других знаковых средств и рассматривается как составляющий компонент общения [2].

Коммуникация – процесс двустороннего обмена информацией, ведущей ко взаимному пониманию. Коммуникация – в переводе с латыни обозначает «общее, разделяемое со всеми». Если не достигается взаимопонимание, то коммуникация не состоялась. Чтобы убедиться в успехе коммуникации, необходимо иметь обратную связь о том, как люди вас поняли, как они воспринимают вас, как относятся к проблеме.

С.Л. Рубинштейн рассматривает коммуникацию как сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека [6].

13 стр., 6484 слов

Невербальные средства общения в речевой деятельности человека 2

... и для достижения нужного эффекта с успехом может контролироваться. Невербальное общение - наиболее древняя и базисная форма коммуникации. Наши предки общались между собой при помощи наклона тела, ... с 1987). Директор института Высшей нервной деятельности РАН. , - не поддается прямому управлению. Эмоции, как и другие психические процессы человека, регулируются центрами головного мозга, выражаются в ...

Такое понимание коммуникации основывается на методологических положениях, которые признают непрерывность общественных и межличностных отношений, что само по себе отражает характер самой коммуникации.

Различные навыки формируются в деятельности, а коммуникативные умения формируются и совершенствуются в процессе общения

Эти умения называют «социальным интеллектом», «практически-психологическим умом», «коммуникативной компетентностью», «коммуникабельностью».

Коммуникативная компетентность – способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Для эффективной коммуникации характерно: достижение взаимопонимания партнеров, лучшее понимание ситуации и предмета общения (достижение большей определенности в понимании ситуации способствует разрешению проблем, обеспечивает достижение целей с оптимальным расходованием ресурсов).

Коммуникативная компетентность рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия.

Принципиальный подход к решению проблемы развития коммуникативных навыков, формирования коммуникативной компетентности представлен в трудах Л. С. Выготского, который рассматривал общение в качестве главного условия личностного развития и воспитания детей.

Исходя из концепции Л.С. Выготского, можно утверждать, что формирование коммуникативных умений детей является одной из приоритетных задач школы, так как результативность и качество процесса общения в большей степени зависит от уровня коммуникативных умений субъектов общения [6].

Дети учатся удовлетворять свои физические и духовные потребности способами, приемлемыми для них самих и тех, с кем они общаются. Затруднения в усвоении новых норм и правил поведения могут вызвать неоправданные самоограничения и сверхнеобходимый самоконтроль.

По мнению И.В. Лабутовой, структура каждой группы коммуникативных умений включает в себя три главных компонента: психотехнический (психофизическая саморегуляция индивида в общении), экспрессивный (вербальные и невербальные средства общения) и межличностный (связан с процессом взаимодействия, взаимопонимания и взаимовлияния).

В структуру коммуникативных способностей включают также социально-перцептивные способности, умения, навыки, к которым относится эмпатия, социально-психологическая наблюдательность, социально-психологическая рефлексия, социально-психологическая перцепция рефлексивно-самооценочные свойства, контактность (способность вступать в психологический контакт, формировать в ходе взаимодействия доверительные отношения).

Адекватность отражения свойств и качеств личности, точность прогнозирования воздействия на партнера расцениваются исследователями как показатели уровня развития социальных способностей личности. Анализ социально-перцептивных свойств и возможностей личности, проделанный в многочисленных исследованиях, позволяет считать их своеобразными коммуникативными способностями, которые формируются в ходе участия личности в общении и, в свою очередь, влияют на успешность этого участия [14].

Коммуникативные навыки – это навыки общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению, аргументировать и отстаивать свою позицию.

5 стр., 2229 слов

Парадигмы общения и развитие личности

... выявлено влияние стиля общения на эмоциональное развитие, изменение мотивации общения, субъективной значимости других людей в ходе общения, влияние общения на развитие интеллекта, внимания, восприятия, ... принципиальные положения в исследовании фактора общения в развитии личности. 1. Парадигмы общения и развитие личности Деятельностный подход к общению в классическом варианте представлен работами ...

Все коммуникативные умения можно условно разбить на ряд блоков умений:

– умения оказывать и принимать знаки внимания (комплименты);

– умения реагировать на справедливую и несправедливую критику;

– умения реагировать на задевающее, провоцирующее поведение со стороны собеседника;

– умения обращаться с просьбой;

– умения отвечать отказом на чужую просьбу, сказать «нет»;

– умения оказывать сочувствие, поддержку;

– умения принимать сочувствие и поддержку со стороны других людей;

– умения вступать в контакт с другими людьми, контактность;

– умения реагировать на попытку вступить в контакт.

Таким образом, степень сформированности коммуникативных навыков влияет на результативность обучения детей, на процесс их самореализации, жизненного самоопределения и на социализацию в целом. Поэтому коммуникативное развитие должно рассматриваться в общем контексте социализации подростка в плане учета особенностей общения со взрослыми, сверстниками, учета особенностей общей ситуации социального развития.

1.2 Особенности коммуникативной компетентности личности подростка

В научном контексте сочетание терминов «коммуникативная компетентность» впервые было использовано в русле социальной психологии, как способность устанавливать и поддерживать эффективные контакты с другими людьми при наличии внутренних ресурсов (знаний и умений).

Коммуникативная компетентность рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективного коммуникативного действия в определённом круге ситуаций межличностного взаимодействия. Научное содержание понятия «коммуникативная культура» определяется содержательным наполнением понятий общение, коммуникации, толерантность.

Общение – связь между людьми, в ходе которой возникает психический контакт, проявляющийся в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживания, взаимопонимании. Средства общения – различные формы самовыражения личности, а контакты между людьми в общении – есть необходимое условие существования индивида [5].

Общение – одна из основных психологических категорий. Человек становится личностью в результате взаимодействия и общения с другими людьми. Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностью в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку стратегии взаимодействия, восприятия и понимания партнера по общению. [15].

Психологами установлено, что с возрастом потребность в общении углубляется и становится все более значимой в жизни детей. Одним из пиков развития у человека потребности в общении является подростковый период. Высокий уровень развития потребности в общении в подростковом возрасте объясняется несколькими причинами. Наиболее важной и явной из них А.В. Мудрик считает постоянное физическое и умственное развитие, и в связи с этим расширение его интересов, рост интереса к миру [14].

Подростковый возраст – остро протекающий переход от детства к взрослости, в котором выпукло переплетаются противоречивые тенденции. С одной стороны, весьма характерными становятся негативизм, дисгармоничность в строении личности, смещение установившейся системы интересов и направленностей ребенка. С другой стороны, подростковый возраст отличается множеством позитивных факторов: возрастает самостоятельность, более разнообразными и содержательными становятся межличностные отношения, расширяется сфера его деятельности и т.д. Важно, что этот период характеризуется выходом ребенка на качественно новую социальную позицию, с которой формируется его сознательное отношение к себе как члену общества. В этом возрасте особое положение начинает занимать общение, сознательное экспериментирование с собственными отношениями с другими людьми (поиски компании, конфликты, выяснения отношений и пр.), являющееся качественным толчком начала становления личности [8].

3 стр., 1377 слов

Социологический анализ малых групп в Доме детского творчества

... интерпретации полученных данных; - Изучить межличностные отношения в коллективе МКОУДОД Дом детского творчества г.Нолинска; - Разработать рекомендации по улучшению межличностных отношений. Объект ... дают возможность выявить: • структуру и динамику внутригрупповых отношений; • уровень развития группы; • степень сплоченности-разобщенности группы; • особенности социально-психологического климата ...

Новообразованием подросткового возраста является «чувство взрослости» как особая форма самосознания. По Д.Б. Эльконину, «чувство взрослости» есть новообразование сознания, через которое подросток сравнивает и отождествляет себя с другими (взрослыми или товарищами), находит образцы для усвоения, строит свои отношения с другими людьми, перестраивает свою деятельность. Чувство взрослости не зависит напрямую от полового созревания и проявляется в стремлении к самостоятельности, желании оградить важные стороны своей жизни от вмешательства родителей. Подростки претендуют на равноправие в отношениях с взрослыми и идут на конфликты, отстаивая свою «взрослую» позицию [6].

Потребность в общении является внутренней основой личных взаимоотношений между людьми. Эта основная социальная потребность возникает и ясно проявляется уже на самых ранних этапах человеческой жизни

В систему общения подростка входит ансамбль из двух основных социально-психологических подсистем: подсистема «взрослый-подросток» (родители, педагоги), к которой «пристраивается» подсистема «подросток – ровесник» (братья и сестры, сверстники, одноклассники, группа общения).

В этой единой системе происходит процесс становления личности подростка и в частности развитие его потребностей и мотивов, способов межличностной коммуникации.

В отрочестве, как хорошо известно, общение со сверстниками приобретает совершенно исключительную значимость. В отношениях исходного возрастного равенства подростки отрабатывают способы взаимоотношений, проходят особую школу социальных отношений.

В своей среде, взаимодействуя друг с другом, подростки учатся рефлексии на себя и сверстника. Взаимная заинтересованность, совместное постижение окружающего мира и друг друга становятся самоценными. В отношениях со сверстниками подросток стремится реализовать свою личность, определить свои возможности в общении. Чтобы осуществлять эти стремления, ему нужны личная свобода и личная ответственность [16].

Поиск условий формирования коммуникативной компетентности подростков решается сегодня на основе анализа осознанной деятельности субъекта, концепция формирования и развития которой разработана в русле культурно-исторической теории личности (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин).

В разработке условий формирования коммуникативной компетентности как ключевой, следует опираться на одну из наиболее важных идей Л.С. Выготского о том, что источник психического развития находится не внутри ребенка, а в его отношениях с окружающими взрослыми, которые не противостоят ребенку и не перестраивают его природу, но являются органически необходимым условием его развития. Если обратиться к продуктам коммуникативной деятельности, то первейшим из них являются взаимоотношения партнеров по коммуникации. При этом степень и качество взаимоотношений определяется характером общения. «Партнер, который позволяет ребенку удовлетворить потребность в общении, вызывает у него симпатию и расположение. Чем больше общение с партнером соответствует конкретному содержанию потребности ребенка (во внимании, уважении, сопереживании), тем больше тот его любит». Другим продуктом коммуникативной деятельности является образ себя и другого, который становится результатом познания различных качеств (своих и другого).

В процессе коммуникации они отражаются в сознании и формируют образ другого человека и самого себя. «Образ самого себя возникает у ребенка в ходе различных видов жизненной практики: опыта индивидуальной (одиночной) деятельности и опыта общения. Именно общение вызывает особенно острую нужду в самопознании и создает наилучшие условия для его протекания» [17].

Исходя их вышеизложенного, можно предположить, что развитие коммуникативной компетентности особенно важно в подростковый период, поскольку общение является ведущей формой деятельности и основные трудности в общении подростки испытывают из-за недостаточной сформированности коммуникативных умений.

Сформированность коммуникативной компетентности характеризуется наличием следующих критериев: желание вступать в контакт с окружающими, уметь оценивать ситуацию общения, способность организовывать сам ход коммуникативного акта, способность проявления эмпатии, рефлексивного поведения.

1.3 Психолого-педагогическая характеристика статуса воспитанника детского дома

Современный этап развития нашего общества характеризуется значительным притоком несовершеннолетних, в большинстве случаев сирот, в интернатные учреждения. Сиротство — это социальное понятие, которое отражает положение детей-сирот. Сиротой считается ребенок, который временно или постоянно либо лишен своего семейного окружения, либо не может оставаться в таком окружении, и имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемую государством.

Сегодняшние воспитанники кардинально отличаются от своих предшественников: в основном они могут называться социальными сиротами, так как их родители, как правило, живы и документально известны. Как показывает статистика, среди воспитанников детских домов преобладают дети, родители которых лишены родительских прав (68%); одиноких родителей (8%); родителей, отказавшихся от своих прав при рождении ребенка (7%), недееспособных родителей и родителей, находящихся в заключении (соответственно 7% и 4%); сироты и подкидыши (5% и 1%).

Известно, что количество детей, осиротевших при живых родителях, составляет 95% несовершеннолетних, лишенных родительского попечения [12].

Анализ условий жизни детей перед поступлением в детские дома показывает, что редко можно выделить какую-либо одну, изолированную причину или обстоятельство, которое сделало необходимым пребывание ребенка в детском доме. В большинстве случаев в семьях детей имелось сочетание нескольких неблагоприятных факторов, что делало невозможным дальнейшее проживание детей, либо создавало прямую угрозу их жизни и здоровью. Зачастую неблагоприятные условия существовали достаточно долго и оказывали негативное влияние на психическое и физическое здоровье детей. Жестокое обращение с детьми, пренебрежение к их потребностям и интересам, безработица родителей — вот неполный перечень причин роста социального сиротства [16].

Последствия социального сиротства, как отмечают исследователи (И.Ф. Дементьева, А.А. Лиханов, Л.Я. Олиференко, Е.М. Рыбинский, Т.И. Шульга и др.), для детей очень тяжелы и отражаются на всей их последующей жизни, это: глубокие и часто необратимые воздействия на здоровье и психику, приобретенные еще до официальной констатации потери матери, аномальное внутриутробное развитие в процессе нежеланной беременности матери, отрицательный социальный опыт в период раннего и дошкольного детства. Отягощенная наследственность, неблагоприятные биологические и социальные факторы являются причинами различных отклонений в развитии детей, оставшихся без попечения родителей [18].

Как отмечает Т.Н. Нагаева, основными задачами детских домов являются: создание благоприятных, комфортных условий, приближаемых к домашним, способствующих нормальному развитию ребенка; обеспечение охраны здоровья детей; обеспечение социальной защиты ребенка; его медико-педагогической и социальной адаптации; охрана интересов и прав воспитанников; освоение детьми образовательных программ; получение достойного образования в интересах личности, общества и государства; формирование общей культуры воспитанников, их адаптации к жизни; формирование потребностей у воспитанников к саморазвитию и самоопределению; создание условий для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ [20].

Ни на одно учреждение, работающее с детьми, не возлагается такое количество разнообразных функций, как на детский дом: обеспечение круглосуточного пребывания детей, обучение и воспитание, обеспечение социальной защиты, обеспечение медико-психолого-педагогической реабилитации; обеспечение охраны и укрепление здоровья воспитанников т.д., но главным смыслом деятельности детского дома и школы-интерната являются социальная адаптация воспитанников, их успешная социализация.

Все эти особенности проистекают и усугубляются особенностями среды проживания в детских домах. В работах М.А. Галагузовой, И.В. Дубровиной, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых и др. отмечается, что в этих детских учреждениях имеется замкнутость жизненного пространства, отсутствие у воспитанников собственной территории и личных вещей, нет свободы перемещения внутри и вне помещений. Дети постоянно находятся в коллективе, у них жестко регламентирована жизнь. Из-за частой смены персонала общение взрослых с детьми кратковременно и, как следствие, неполноценно. В закрытых детских учреждениях дети часто подвергаются микросоциальной миграции, у них практически полностью отсутствуют контакты с близкими людьми [20].

Таким образом, главными особенностями проживания детей вне семьи являются: ограниченность пространства жизнедеятельности, внешних стимулов и человеческих контактов. Но, как показано М.И. Лисиной, главным условием полноценного развития ребенка является соответствующее его природе общение со взрослыми, в основе которого лежит система личностных связей. Нарушение этой системы приводит к задержке и искажению в психическом развитии детей.

Для поступающих в детские дома детей характерна нарушенная социализация, имеющая широкий спектр проявлений: от неумения вести себя за столом и неспособностью адаптироваться к незнакомой среде и новым обстоятельствам до различных проявлений девиантного поведения: ограничения социальной активности ребенка, недостаточное включение его в различные виды практической деятельности не способствуют усвоению им социальных норм и социального опыта.

В детских домах проявляется синдром госпитализма, характеризующийся, прежде всего недоразвитием эмоционально-волевой сферы. На протяжении первых семи лет жизни содержание в общение со взрослым частично меняется: младенцы удовлетворяют потребность в общении со взрослым потребностью во внимании и доброжелательности; детям раннего возраста нужно сотрудничество и помощь; дети младшего и среднего дошкольного возраста нуждаются в уважении взрослых, в удовлетворении своих познавательных интересов, старшие дошкольники стремятся к взаимопониманию и сопереживанию взрослого. Каждая новая потребность в общении у детей-сирот не заменяется предыдущей [22].

В целом можно констатировать, что у детей, воспитывающихся в условиях детского дома, отставание в развитии приобретает на каждой возрастной ступени качественное своеобразие и не компенсируется в ходе взросления ребенка в условиях этих учреждений. Поэтому ребенок нуждается в постоянной психолого-педагогической помощи и сопровождении.

В контексте нашего исследования представляется необходимым рассмотреть статус воспитанника детского дома, понимаемый нами как положение ребенка в системе социальных отношений, занимаемое им в соответствии с возрастом, полом, индивидуально-типологическими особенностями развития и характером и уровнем депривации. Следует отметить, что некоторые черты, влияющие на статус воспитанника детского дома, имеют объективный характер (национальность, возраст, социальное происхождение).

В то же время, учитывая особенности развития детей в условиях интернатного учреждения, следует подчеркнуть, что основным признаком статуса воспитанника такого учреждения является наличие широкого спектра признаков депривации, характер и уровень которой будет отражать субъективные характеристики статуса ребенка. Таким образом, статус воспитанника детского дома — это совокупность социальных и психолого-педагогических характеристик, в совокупности отражающих восприятие ребенком себя и положение ребенка в системе социальных отношений. Основным признаком социального статуса ребенка-воспитанника детского дома — он ничей ребенок.

Несмотря на разнообразие причин, обусловивших помещение ребенка в детский дом, общим для всех детей является наличие широкого спектра признаков-показателей социальной, физической, личностной, психической, эмоциональной депривации.

Термин «депривация» (deprivation, или соответственно privation), обозначает потерю чего-нибудь, лишения из-за недостаточного удовлетворения какой-либо важной потребности [21].

В зависимости от предпосылок и причин возникновения депривации ученые различают психическую, социальную, эмоциональную, материнскую и другие виды депривации. Исследования ученых (Й. Лангмейера, З. Матейчика, И.А. Фурманова и др.) подтверждают, что в комплекс причин отставания в развитии воспитанников интернатных учреждений входит: отсутствие матери (материнской депривации), обеднение среды за счет резкого снижения яркости и разнообразия впечатлений (сенсорная депривация уменьшения общения, контактов с окружающими людьми (социальная депривация), упрощение эмоционального фона при взаимоотношениях с персоналом (эмоциональная депривация).

Проблеме «материнской депривации» посвятил свои исследования английский психолог И. Боулби, который подчеркивал необходимость связей ребенка с биологической матерью для его правильного развития в раннем возрасте. Определить понятие «материнская депривация» довольно сложно, поскольку оно обобщает целый ряд различных явлений. Это и воспитание ребенка в детских учреждениях без матери, и недостаточная забота матери о ребенке, и временный отрыв ребенка от матери, связанный с болезнью, и, наконец, недостаток или потеря любви и привязанностей ребенка к определенному человеку, выступающему для него в роли матери. Во многих случаях несколько этих факторов соединяются вместе и образуют сложную ситуацию, в которой бывает нелегко отделить причины изменений в структуре личности ребенка от следствий [23].

В целом можно сказать, что наличие факта материнской депривации влечет за собой массу последствий и негативных изменений в психофизическом и социальном развитии ребенка. Материнская депривация закономерно обусловливает социальную депривацию воспитанника интернатного учреждения.

Влияние социальной депривации на поведение детей изучал Д.Л. Гевирц, по мнению которого, суть социальной депривации состоит в недостатке контакта между социально желанными реакциями и подкрепляющими стимулами [1].

Другой аспект социальной депривации — это бедность событий, происходящих в детском доме. Поэтому важно, как можно чаще проводить утренники, праздники и обязательно включать в них самих детей, развивать в них тем самым самостоятельность и творчество [20].

Глубина и тяжесть депривационных нарушений индивидуально различается в зависимости от срока наступления депривационного воздействия, его длительности и интенсивности, а также его качества. Классифицировать все значимые источники депривации нелегко. Между отдельными категориями имеются многие переходы; часто один и тот же ребенок страдает несколькими видами депривации последовательно или даже одновременно.

Далее считаем необходимым рассмотреть особенности физического, психического и социального развития ребенка, воспитывающегося в условиях детского дома.

1. Физическое развитие.

Развитие ребенка в условиях детского дома характеризуется ослабленностью здоровья и высокой заболеваемостью. По статистическим данным, наиболее распространенными заболеваниями среди воспитанников являются заболевания органов зрения, дыхания, внутренних органов, а также заболевания нервной системы.

Значимы работы О.Ю. Кочеровой, А.А. Солнцева, О.М. Филькиной, Т.Г. Шаниной о формировании, сохранении и укреплении здоровья детей, воспитывающихся в детских домах. Авторами установлено, что данный контингент детей, с учетом отягощенной наследственности, неблагоприятного течения перинатального развития, уже с рождения имеет низкие показатели здоровья, психические расстройства, болезни нервной системы, органов чувств и дыхания. И все эти заболевания развиваются на фоне социальной запущенности. Воспитанников отличает низкий уровень санитарно-гигиенической культуры [26].

2. Психическое развитие.

Многие авторы отмечают дисгармоничность психического развития воспитанников интернатного учреждения, проявляющейся: в нарушениях интеллектуальной сферы детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях; в несформированности эмоционально-волевой сферы; в искажении общения со взрослыми и сверстниками.

Следствием депривации процесса развития ребенка в условиях детского дома, как правило, становится задержка психического развития.

У многих воспитанников детского дома выявлено значительное недоразвитие способности произвольно управлять своим поведением, самостоятельно выполнять определенные правила, при отсутствии контроля со стороны взрослых, что ведет к несамостоятельности, неорганизованности, ситуативности поведения детей.

В исследованиях ученых И.В. Дубровиной, М.И. Лисиной, В.С. Мухиной, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых. проанализированы особенности эмоционального развития детей, воспитывающихся вне семьи. По данным М.И.Лисиной, дети, лишенные родительского попечения, уже с первого года жизни отличаются от ровесников, растущих в семье: они вялы, апатичны, лишены жизнерадостности, у них снижена познавательная активность, упрощены эмоциональные проявления [24].

3. Социальное развитие.

Анализируя рождение социального опыта у детей, воспитывающихся в детском доме, авторы П.Д. Кошелева, Н.М. Щелованов, Н.И. Аксарина и др. отмечают, что взрослый в данных условиях не становится «источником жизненного смысла» для самого ребенка. Воспитатели, педагоги остаются лишь носителями знаний, образцов поведения, поощрений и наказаний, но не порождают собственных стремлений и осознанных переживаний у детей, поэтому «переданные» им знания и образцы поведения остаются чаще всего формальными, отчужденными и не вызывают эмоционального, субъективного отношения. Выявленный феномен назван авторами «отчуждением своего опыта» у воспитанников детского дома. Также на отношения и связи с окружающими людьми детей детского дома могут отрицательно влиять частые смены обслуживающего персонала, лиц, являющихся связующим звеном между ребенком и социальным миром [28].

Таким образом, рассмотрены особенности физического, психического и социального развития воспитанников детского дома. Обобщая вышеизложенные положения, можно констатировать, что общее физическое, психическое развитие детей, воспитывающихся без попечения родителей, отличается от развития сверстников, растущих в семьях. У них отмечаются замедленный темп психического развития, бедные эмоциональная сфера и воображение, позднее формирование навыков саморегуляции, общения и правильного поведения.

Подводя итог, можно сделать выводы:

— статус воспитанника — это положение ребенка в системе социальных отношений, занимаемое им в соответствии с возрастом, полом, индивидуально-типологическими особенностями развития, характером и уровнем депривации;

— особенностью развития детей — воспитанников детского дома, является замедленный темп психофизического и социального развития, как следствия депривации, возникающей в результате таких жизненных ситуаций, где подавляются интересы ребенка и отсутствуют возможности для удовлетворения его основных (жизненных) психических потребностей в достаточной мере в течение достаточно длительного времени.

Таким образом, анализ психолого-педагогических исследований показывает, что в сложившейся практике проблема формирования коммуникативных умений подростков изучена достаточно, что приводит к созданию различных систем целенаправленного и разностороннего формирования требуемых навыков.

Согласно взглядам отечественных психологов Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, М.И. Лисиной, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина и др., общение, как правило, выступает в качестве одного из основных условий развития ребенка, важнейшего фактора формирования его личности, наконец, ведущего вида человеческой деятельности, направленного на познание и оценку самого себя через посредство других людей в любом возрасте.

Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Идеи о том, что общение играет важную роль в формировании личности, получили свое развитие в трудах отечественных психологов: Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева и др. Общение выполняет ряд функций в жизни человека: социальные (организация совместной деятельности; управление поведением и деятельностью; контроль) и психологические функции общения (функция обеспечения психологического комфорта личности; удовлетворение потребности в общении; функция самоутверждения).

Принципиальный подход к решению проблемы развития коммуникативных навыков, формирования коммуникативной компетентности представлен в трудах Л.С. Выготского, который рассматривал общение в качестве главного условия личностного развития и воспитания детей. Коммуникативная компетентность – знание норм и правил общения, владения его технологией. Обладая определённым уровнем коммуникативной компетентности, личность становится персонифицированным субъектом общения.

Особенностью развития детей — воспитанников детского дома, является замедленный темп психофизического и социального развития, как следствия депривации, возникающей в результате таких жизненных ситуаций, где подавляются интересы ребенка и отсутствуют возможности для удовлетворения его основных (жизненных) психических потребностей в достаточной мере в течение достаточно длительного времени.

В связи с выше сказанным, необходимо разработать и апробировать программу по развитию коммуникативных навыков подростков, воспитывающихся в детском доме.

Результаты исследования по методике «Определение уровня общительности» (В.Ф. Ряховский) представлены на рисунке 1:

Рисунок 1 – Результаты исследования уровня общительности подростков

По рисунку 1 можно сделать вывод, что среди подростков преобладает уровень общительности выше среднего – 31% (10 человек).

Эти подростки очень общительны, разговорчивы и любознательны. Любят выражать свое мнение по разным вопросам, что это иногда отталкивает от них более замкнутых людей. Легко знакомятся и общаются, не любят отказывать в просьбах. Вспыльчивы, но отходчивы. Как правило, для решения проблем им не хватает усидчивости. Низкий уровень общительности имеют 28% (9 человек) подростков. Они замкнуты, наверняка весьма мало друзей и в целом узкий круг общения. Любое новое общение надолго выводит их из равновесия, а ожидание встречи с незнакомым человеком и вовсе ввергает их в ужас. Средний уровень общительности имеют 22% (7 человек) подростков. Они общительны в пределах нормы, в меру любопытны, умеют слушать, могут отстоять свою точку зрения, не вспылят лишний раз. Встреча с новыми людьми не угнетает их, однако шумные компании они переносят безрадостно. Как правило, их раздражают экстравагантные выходки и многословные люди, стремящиеся привлечь к себе внимание. Высокий уровень имеют 13% (4 человека) подростков. Они чрезмерно общительны и всегда в курсе всех событий. Не смотря на любовь к разговорам, они не любят обсуждать любые серьезные темы. Они готовы говорить даже о том, о чем слышите впервые в жизни. Не смотря на то, что они всюду отлично себя ощущают, окружающие относятся к ним с опаской, поскольку они не самые надежные люди. Доверить им тайну или убедить довести начатое до конца порой невозможно. Уровень ниже среднего имеют 3% (1 человек) подростков. Они довольно общительны, и даже в новой обстановке будут чувствовать себя весьма комфортно. Однако в различные споры вступать не спешат. В их выражениях порой присутствует слишком много иронии и сарказма. Очень низкий уровень имеют 3% (1 человек) подростков. Они весьма некоммуникабельны, и это может приносить им, и их близким массу проблем.

Таблица 1 – Содержание программы по развитию коммуникативных навыков подростков

Занятие

Тема

Упражнения

Кол-во часов

1

Правила

  1. Знакомство
  2. Создаем правила
  3. Комплимент
  4. Здравствуйте

2

2

Потребности

  1. Снежный ком
  2. Пирамида жизни
  3. Рубашка счастливого человека
  4. Подарок

2

3

Самопонимание

  1. Мир моих увлечений
  2. Никто не знает, что я…
  3. Мой герб

2

4

Самоуважение

  1. Кто я?
  2. Мое имя
  3. Кто ты?
  4. Впечатление
  5. Лучи солнца

2

5

Мы разные

  1. Мы разные
  2. Ты похож на меня…

2

Продолжение таблицы 1

6

Я и мое мнение

  1. Диалог
  2. Я имею право на собственное мнение
  3. Да — нет

2

7

Уметь слушать

  1. Собственный девиз
  2. Что слышно?
  3. Хороший ли ты слушатель?
  4. Дружба

2

8

Мысли

  1. Нравится – не нравится
  2. Что я сделал/а бы

2

9

Роли

  1. Наши роли
  2. Если бы я был…
  3. Я и другие
  4. Ассоциации

2

10

Коммуникация

  1. Нарисованный диалог
  2. Групповая фотография

2

ИТОГО

20

Заключение

Коммуникативные навыки обеспечивают полноценное развитие личности, ее самореализацию и социализацию: на первый план выдвигается способность личности самостоятельно находить решения социально и профессионально значимых проблем, вступать в коммуникации познавательного, нравственного, профессионального характера. Чтобы всего этого добиться, воспитанникам-выпускникам детского дома необходимо в первую очередь научиться строить отношения с другими людьми. Такие подростки имеют ряд сдерживающих факторов: отсутствие самоконтроля, низкая самооценка, скудный опыт общения, недоверие к людям, ограниченный социальный кругозор. В связи с этим было проведено исследование по развитию коммуникативных навыков подростков, воспитывающихся в детском доме.

Данная проблема исследовалась в работах А.А. Бодалева, А.Н. Леонтьева, М.И. Лисиной, Б.Ф. Ломова, К.Ш. Ханина.

Степень сформированности коммуникативных навыков влияет на результативность обучения детей, на процесс их самореализации, жизненного самоопределения и на социализацию в целом. Поэтому коммуникативное развитие рассматривается в общем контексте социализации подростка в плане учета особенностей общения со взрослыми, сверстниками, учета особенностей общей ситуации социального развития.

Была разработана программа в количестве 20 часов по развитию коммуникативных навыков для подростков, воспитывающихся в детском доме.

В исследовании принимали участие воспитанники Екатеринбургского детского дома № 7 в количестве 32 человека в возрасте 11 – 16 лет, из них 14 человек прошли программу по развитию коммуникативных навыков.

До прохождения программы у подростков преобладал низкий уровень общительности, низкий уровень коммуникативных склонностей, низкий и средний уровень организаторских склонностей, ведущими типами поведения были приспособление, соперничество и избегание.

После прохождения программы у подростков повысился уровень общительности до среднего, они стали общительны в пределах нормы, увеличился уровень коммуникативных и организаторских склонностей до среднего и высокого, ведущими типами поведения стали сотрудничество и компромисс. Ребята стали охотно общаться друг с другом, научились участвовать в дискуссиях, выражать свое мнение, организовывать дела и мероприятия на основе общих интересов, а не пустого времяпрепровождения как раньше. Участвуя в разрешении конфликта и отстаивая свои интересы, подростки стараются сотрудничать с другим человеком, договариваться между собой и удовлетворять интересы разных сторон.

Таким образом, гипотеза о том, что программа по развитию коммуникативных навыков будет эффективной, если после прохождения программы уровень коммуникативных навыков у подростков станет выше, а именно повысится уровень общительности, коммуникативных способностей и изменится вектор поведения в конфликте – произойдет ориентация на сотрудничество, доказана, исследование носит законченный характер.

Список использованной литературы

  1. Абдуллина, М.А. Формирование культуры общения у старшеклассников образовательном процессе: Автореф. дис. канд. пед. Наук / М.А. Абдулина. — Уфа, 2001. – 34 с.
  2. Бодалев, A.A. Психология общения / А.А. Бодалев. — М.: МОДЭК, 2002. — 319 с.
  3. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. — Изд.: Питер, 2008. – 265 с.
  4. Вачков, И.В. Основы технологии группового тренинга / И.В. Вачков. — Изд.: Ось – 89, 2007. – 282 с.
  5. Вердербер, Р. Психология общения / Р. Вердербер, К. Вердербер. — СПб.: ПРАЙМ_ЕВРОЗНАК, 2003. – 320 с.
  6. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти томах, том 4 Детская психология / Под ред. Д.Б. Эльконина. — М.: Педагогика, 2004. – 432 с.
  7. Гришина, Н.В. Психология конфликта / Н.В. Гришина. – СПб.: – Питер, 2008. – 235 с.
  8. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг. — СПб.: Питер, 2000. — 992 с.
  9. Куницына, В.Н. Межличностное общение / В.Н Куницына, Н.В. Казаринова, В.М. Поголыпа. — СПб.: Питер, 2001. — 544 с.
  10. Леванова, Е.А. Подросток: родителям о психопластике личности / Е.А. Леванова. — М.: МОСПИ, 2003. — 79 с.
  11. Лидерс, А.Г. Психологический тренинг с подростками / А.Г. Лидерс. – М.: Академия, 2004. – 162 с.
  12. Минкова, Э.А. Особенности личности ребенка, воспитывающегося вне семьи / Э.А. Минкова // Очерки о развитии детей, оставшихся без родительского попечения. — M.: ТОО «Симе», 2003. – 198 с.
  13. Молден, Д. Псхотехнология НЛП для владения собой и для управления другими / Д. Молден. – М: Центр НЛП-тренинга, 2010. – 274 с.
  14. Мудрик, A.B. Общение в процессе воспитания / А.В. Мудрик. – М.: Педагогическое общество России, 2011. — 320 с.
  15. Мудрик, A.B. Социализация вчера и сегодня / А.В. Мудрик. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. — 432с.
  16. Никитина, A.B. Проблемы в общении тревожных подростков / А.В. Никитина // Психология XXI в.: Тез. междунар. межвуз. н.-пр. студ. конф. -СПб.: 2000. — С.88.
  17. Новик, Н.Н. О развитии коммуникативных способностей подростков / Н.Н. Новик // Развивающее обучение в условиях реализации образовательных стандартов нового поколения: Международная научно-практическая конференция в Республике Татарстан (VI Всероссийские Занковские чтения); под ред. д.п.н., проф. В.Ф. Габдулхакова. – Казань: РИЦ «Школа», 2011. – С.25 – 29.
  18. Новик, Н.Н. Теория и практика формирования коммуникативных способностей у подростков с отклоняющимся поведением: монография / Н.Н. Новик. – Казань, 2012. – 144с.
  19. Овсейчик, О.Н. Формирование коммуникативной культуры старшеклассников в педагогической системе общеобразовательной школы: дисс. канд. пед. Наук / О.Н Осейчик. — М.: 2002.- 146 с.
  20. Олиференко, Л.Я. и др. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска / Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьева. — М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 256 с.
  21. Поливанова, К.Н. Кризисы психического развития как предмет психологического анализа / К.Н. Поливанова // Журнал психологического общества им. Л.C. Выготского. 2010. — №1. — С. 44-57.
  22. Прихожан, A.M. Анализ причин тревожности в общении со сверстниками у подростков: автореф. дисс. к. психол. н. / А.М. Прихожан. — M., 2004. – 85 с.
  23. Прихожан, A.M. Психология сиротства / А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых. – СПб.: Питер, 2005. – 249 с.
  24. Прихожан, A.M. Работа психолога в учреждения интернатного типа для детей, оставшихся без попечения родителей / А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых // Рабочая книга школьного психолога. М., 2005. — 78 с.
  25. Прихожан, A.M. Подростковый возраст. Психическое развитие воспитанников детского дома / сиротства / А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых, Т.Н. Юферева. — М.: 2000. — 98 С.
  26. Психическое развитие детей-сирот / Под ред. Л.М. Шипицыной. – СПб.: 2006. – 56 с.
  27. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста / Под общей ред. С.Ю. Циркина. — СПб.: Питер, 2001. — 752 с.
  28. Развитие и социализация ребенка в различных культурно-образовательных средах. Материалы городской научно-практической конференции / Под ред. Н.Ф. Масловой. — Орел: городской социально-образовательный Центр,– 2005. — 174 с.
  29. Райе, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райе. — СПб.: Питер, 2002. — 387 с.
  30. Реан, A.A. Социальное сиротство в современной России / А.А. Реан, Ж.К. Дандарова, В.А. Прокофьева. — М.: 2002. – 99 с.
  31. Рогов, Е.И. Психология общения / Е.И. Рогов. – М.: ВЛАДОС, 2007. – 336 с.
  32. Семья, Г.В. Основы психологической защищенности детей-сирот при международном и национальном усыновлении / Г.В. Семья. — М.: УРАО, 2004. – 51 с.
  33. Снайдер, Д. Практическая психология для подростков, или Как найти свое место в жизни / Д. Снайдер. — М: Педагогика, 2010. – 176 с.
  34. Федосенко, Е.В. Психологическое сопровождение подростков. Система работы, диагностика, тренинги / Е.В. Федосенко. – М.: Речь, 2008. – 358 с.
  35. Хухлаева, О.В. Счастливый подросток. Программа профилактики нарушений психологического здоровья / О.В. Хухлаева, Т.Ю. Кирилина, О.В. Федорова. – М.: Апрель Пресс, 2009. – 372 с.
  36. Юдина, И.Г. Когда не знаешь, как себя вести… Тренинг устойчивости подростков к коммуникативному стрессу / И.Г. Юдина. — Изд.: АРКТИ, 2007. – 195 с.
  37. Flake-Hobson, K. World of incoming: Development of the child and of his relations with others / K. Flake-Hobson, B.E. Robinson, P. Skin. – Wood: Taylor and Francis, 2008. – 157 p.
  38. Fiske, S.T. Social Cognition / S.T. Fiske, S.E. Taylor. — New York: McGraw-Hill, Inc, 2011. – 215 p.
  39. Hilton, D.J. Conversational processes and causal explanation. Psychological Bulletin / D.J. Hilton, 2010, Vol. 17, p. 65-81.
  40. Eisert, D.C. The development of attributions: An integration of probability and logic / D.C. Eisert, L.R. Kahle. — Human development. 2006, Vol. 29, p. 61-81
  41. Akbari O. Iranian Journal of Clinical Psychology (IJCP) / О. Akbari, Vol. 2, No. 3, 2013. – р. 35 – 41.
  42. Ross, L. The Person and the situation / L. Ross, E.R. Nisbett. — N.Y.: Perspectives of Social Psychology. McGraw-Hill Publishing Company. 2011, — 286 p.

Иные информационные ресурсы

  1. http://www.dissercat.com
  2. www.newhorizons.org/strategies/arts/catterall.htm
  3. http://www.academicjournals.org/ERR
  4. http://www.com.washington.edu/2007/02/kim-freeman-ba-2004-communication-skills-put-to-work-helping-aids-orphans-in-ethiopia/

Приложение 1

Self-Awareness and Communication Skill Training in Foster Adolescents1

Omid Akbari (PhD), Mina Akbari (MA)

Introduction

The period of adolescence is accompanied by deep psychological, biological and sociological changes (Kaplan & Sadock, 1994).

Today most people, especially teenagers, are faced with significant problems during their lives. Some changes, such as physical growth and hormonal changes are parts of normal developments. Other issues such as academic problems, residency change of family, changing school environment, separation of parents and children living in fosters institutions are more personal and adolescents deal with these problem differently. Some adolescents do not have sufficient skills and adjustment to encounter with such problems. Factors that lead to adolescents’ adaptation in different situations include the development of personal and social skills such as self-awareness and establishing effective communicative skills, which are generated in the family and developed in the school. If teenagers are developed in an environment where they are encouraged to express their attitudes, thoughts and feelings and parents are actively listening to them, self-awareness skill will be formed (Asgharinejad, 1997).

Studies have shown that foster adolescents who have been separated from their parents and have never been talking and discussing thoughts and feelings with their parents, may have problems in the growth of self-awareness Skills. Moreover, the presence of the parents play an important role in the formation of the self-awareness skills and consequently, this awareness has led to the teen’s feelings and adaptive behavior. Some of the researches in this area have shown that adolescents who live with their parents rather than foster adolescents have more self-awareness, self-respect and more confidence in their abilities to compatibility and coping with

Продолжение приложения 1

different social, educational and other situations (Lipscombe et al., 2003).

Adjustment is defined as a kind of harmony with oneself and environment, which is necessary for everyone. Adjustment is the effective behavior of human beings in adaptation with physical and psychological environment. Not only the individuals adapt with environmental changes, but also they can themselves have some influences on the environment and change it appropriately (Fisher et a!.. 2005).

Because of the problems that foster adolescents create for teachers and students in educational environments, considering their adjustment level has been always a significant issue for education authorities.

Adjustment has been analyzed from different aspects: the biological perspective, psychoanalysis, behaviorist, and cognitive views, as well as reality therapy, humanism, and social learning theory. In this study, adolescents were instructed to apply the active skills that have been developed by the WHO (World Health Organization) to promote the person’s adaptability. The basic concepts used in this program have been derived from social learning theory of Bandura. This program aims mental health promotion and prevention of social pathology, as the main objective of cultural policy makers. This program teaches the adolescents and adults the necessary skills required for developing self-awareness and effective communication skills with others and behaving adaptively in various circumstances.

Teaching life skills such as self-awareness and effective communication skills with others play an important role in enhancing adaptation and improving adolescent’s behavioral patterns whose’ effectiveness has been proven by numerous studies (Leslie et al., 2003; Asgharinejad, 1997; Hamidifar, 2004).

In a study to evaluate the effectiveness of life skills training on females in economically poor regions, Hamidifar (2004) indicates that self- awareness, effective communication skills, and problem solving skills have significant effects on improving adolescent’s adjustment and behavior. It seems that self-awareness and communicating skills can be effective in promoting the nursery adolescents

Продолжение приложения 1

adjustment.

This study examines the effectiveness of self- awareness and effective communication skills trainings on developing the adjustment level of foster adolescences.

Discussion

The results show that participants who received self-awareness and communication skills in a considerable way have more adjustment in comparison with those who had not been included within the therapy program. This finding is consistent with Hamidifar’s study (2004), which proved that teaching life skills (self-awareness, communication and problem solving) is influential in increasing adjustment level and improving behaviors among adolescent girls.

Durlak (1989) conducted a program consisting -of soeiaT skills“and’self-awàrëness trainings. He compared social skills training or counseling according to the development of communication and self-awareness skills among adolescents. At the end of the program, teachers evaluated adolescents and discovered that adolescents who belonged to experimental groups showed more adjustment.

In Asgharinejad’s study (1997), life skills training at the University of Science and Technology including awareness skills, anger management, and coping with stress provided improvement within participants’ mental health and promoted their adjustment in various domains of adaptation. Ramesht and Farshad (2003) also showed that improvement of life skills training among students has led to improved self-confident, self-esteem, and the individuals’, empowerment in coping with peripheral pressures and adaptive behaviors.

As already discussed, life skills program is beneficial for improving individual adjustment. One of the most important features of this program is that it can be practiced without the presence of therapists after being learned by the participants. Components and concepts which used in promoting adolescents’ self-awareness and communication skills can helped them determine future plans and programs.

Продолжение приложения 1

Those concepts, also guided , them to realize their turning and weak aspects in future educational and occupational goals and improve outcomes. These trainings seem to increase self­esteem and improve the ability to cope with environment. Another reason for applying this program was that foster adolescents in educational settings might cause troubles for other students. On the other hand, weak self-awareness that underlies the formation of effective interpersonal relationship among the adolescents who live in the foster is highly significant. This is an important factor in the occurrence of conflicts or less-adjustment (Ramesht and Farshad, 2003).

Therefore, not only foster adolescents but also other adolescents who want to establish an effective communication with others and encounter the environment adaptively are probably required to learn these types of trainings.

Продолжение приложения 1

Навыки самосознания и общительности у приемных детей-подростков2

Подростковый период сопровождается глубокими психологическими, биологическими и социологическими изменениями (Kaplan & Sadock,1994).

Сегодня большинство людей, особенно подростки, сталкиваются с серьезными проблемами в жизни. Некоторые изменения, такие как физический рост и гормональные изменения являются нормальными изменениями. Другие проблемы, такие как проблемы, в учебе, изменение места жительства, изменения в школьной среде, развод родителей становятся личными, и подростки относятся к этим проблемам по-разному. У некоторых из них нет достаточных навыков, и они не могут адаптироваться к новым условиям. Факторы, которые приводят к адаптации подростков в различных ситуациях, включают развитие личных и социальных навыков, таких как самосознание и эффективные коммуникативные навыки. Если подростки растут в среде, где выражение собственного мнения поощряется, где родители прислушиваются к нему, то навык самосознания будет сформирован (Asgharinejad , 1997).

Исследования показали, что у приемных подростков, которые были разлучены со своими родителями и никогда не высказывали или обсуждали свои мысли и чувства с родителями, могут возникнуть проблемы в формировании навыка самосознания. Кроме того, присутствие родителей играет важную роль в формировании навыков самосознания и, следовательно, это осознание приводит подростка к адаптивному поведению. Некоторые из исследований в этой области показали, что подростки, которые живут со своими родителями, владеют такими навыками как самосознание, чувство собственного достоинства и уверенность в своих силах справиться с

Продолжение приложения 1

различными социальными, школьными и другими ситуациями в большей степени, чем приемные подростки (Lipscombe et al., 2003).

Адаптация рассматривается как своего рода гармония с собой и с окружающей средой, и является необходимой для всех. Адаптация – это эффективное поведение человека в физической и психологической среде. Не только люди адаптируются к изменениям окружающей среды, но и они могут сами имеют некоторое влияние на нее и изменять ее соответствующим образом (Fisher et a 2005).

Из-за проблем, которые приемные подростки создают преподавателям и ученикам в школе, адаптация всегда была серьезной проблемой образования.

Адаптация была проанализирована с разных сторон: с точки зрения биологии, психоанализа, поведения, познания, а также реальности, гуманизма, и теории социального научения. В этом исследовании , подростки были проинструктированы применять активные навыки, которые были разработаны ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) в целях содействия адаптации человека. Основные понятия, используемые в этой программе, были получены из теории социального научения Бандуры. Эта программа направлена укрепление здоровья и профилактику социальной патологии психического здоровья. Программа учит подростков и взрослых навыкам, необходимым для формирования самосознания и эффективных коммуникативных навыков, а также адаптивному поведению в различных обстоятельствах.

Формирование жизненных навыков, например, самосознания и эффективных навыков общения с другими людьми играют важную роль в повышении адаптации и улучшении поведенческих моделей подростка, «эффективность была доказана многочисленными исследованиями (Leslie et al., 2003; Asgharinejad, 1997; Hamidifar, 2004).

В исследовании оценки эффективности жизненных навыков женщин в экономически бедных регионах, Hamidifar (2004) указывает, что самосознание,

Продолжение приложения 1

эффективные навыки общения, и навыки решения проблем оказывают значительное влияние на улучшение адаптации и поведение подростка. Кажется, что самосознание и навыки общения могут быть эффективными в улучшении адаптации приемных подростков.

Это исследование рассматривает эффективность самосознания и эффективных навыков общения при адаптации у приемных подростков.

Обсуждение.

Результаты показывают, что участники, у которых сформировались навыки самосознания и коммуникативные навыки, в значительной степени лучше адаптировались по сравнению с теми, которые не были включен в программу терапии. Этот вывод совпадает с мнением Hamidifar (2004), который доказал, что формирование жизненных навыков (самосознание, общение и решение проблем) влияет на улучшение адаптации и поведения у девочек-подростков.

Durlak (1989) провел эксперимент по формированию социальных навыков и навыков самосознания. Он сравнил социальную подготовку или консультирование с формированием коммуникативных навыков и навыков самосознания среди подростков. В конце эксперимента преподаватели оценили подростков и обнаружили, что подростки, которые входили в экспериментальную группу, показали более быструю адаптацию.

В исследовании Asgharinejad (1997), формирование жизненных навыков в Университете Науки и Технологии, включая навыки осознания, управления гневом, и умение справляться со стрессом, улучшило психическое здоровье участников и способствовало их адаптации в различных ситуациях. Ramesht и Фаршад (2003) также показали, что улучшение жизненных навыков среди студентов привело к повышению уверенности в себе, самоуважению.

Как уже говорилось, программа жизненных навыков улучшает индивидуальную адаптацию. Одной из наиболее важных особенностей этой

Продолжение приложения 1

программы является то, что она может быть осуществлена без присутствия врачей самими участниками. Компоненты и понятия, которые используются в формировании самосознания и коммуникативных навыков, могут помочь подросткам определить свои будущие планы и программы. Эти понятия также помогают осознать слабые стороны будущих образовательных и профессиональных целей и улучшить эти результаты. Эти тренинги повышают уверенность, улучшают способность справляться с окружающей средой. Еще одна причина для применения этой программы было то, что приемные подростки в образовательных учреждениях может создать проблемы для других студентов. С другой стороны, слабое самосознание, что лежит в основе формирования эффективного межличностного отношения между приемными подростками, имеет большое значение. Это важный фактор при возникновении конфликтов и их регулировке ( Ramesht и Farshad, 2003).

Таким образом, не только приемные подростки, но и другие подростки, которые хотят создать эффективную коммуникацию с другими людьми и адаптироваться к окружающей среде, вероятно, нуждаются в таких тренингах.

Тексты оригинала и перевода сверены

_____________________________________

(подпись ответственного лица, инициалы, фамилия)

Выпускная квалификационная работа выполнена мной самостоятельно. Использованные в работе материалы и концепции из опубликованной научной литературы и других источников имеют ссылки на них.

Отпечатано в 2 экземплярах.

Библиография _ наименований.

Один экземпляр сдан на кафедру.

31 мая 2014 г.

__________________И.Р. Красовских

1 Omid Akbari Iranian Journal of Clinical Psychology (IJCP), Vol. 2, No. 3, 2013

2 Omid Akbari Iranian Journal of Clinical Psychology (IJCP), Vol. 2, No. 3, 2013