Дети со сложными дефектами развития

Содержание

Введение 3

Дети со сложными дефектами развития 4

Причины возникновения слепоглухоты 5

История изучения слепоглухоты 7

Воспитание и обучение детей со сложными нарушениями 11

Умственное развитие детей со сложными нарушениями

в процессе воспитания и обучения 15

Заключение 18

Библиография 19

 

Введение

 

Слепоглухота является одним из сложных дефектов развития. К ним относятся различные сочетания двух и более первичных нарушений психического развития, т.е. таких нарушений психического развития, которые вызваны органическим повреждением и приводят к недостаточности психической функции, связанной с поврежденным субстратом. Первичные дефекты могут быть вызваны и определенными крайне неблагоприятными социальными условиями раннего развития.

До середины XX в. история обучения слепоглухих складывалась из отдельных случаев успешного обучения детей, потерявших слух и зрение в разном возрасте, но сохранивших возможности интеллектуального и эмоционального развития. Этот опыт был успешно подхвачен педагогами в разных странах Европы и США. Эпидемия краснухи, прокатившаяся по разным странам мира в 1963—1965 гг., стала причиной одновременного появления значительного числа слепоглухих детей от рождения. Обучение больших групп таких детей потребовало создания уже целой сети школ, а затем и специальных служб. Слепоглухота с этого времени стала пристально изучаться специалистами разного профиля, выяснялись причины, и предлагались различные меры по ее профилактике.

 

 

Дети со сложными дефектами развития

Сложный дефект представляет собой не просто сочетание (сумму) двух и более дефектов развития; он является качественно своеобразным и имеет особую структуру, отличную от составляющих его аномалий.

Категорию детей со сложными дефектами составляют (42):

Дети с умственной отсталостью, отягощенной нарушениями слуха;

Дети с умственной отсталостью, осложненной нарушениями зрения;

Дети глухие слабовидящие;

Слепоглухонемые дети;

Дети с задержкой психического развития, которая сочетается с дефектами зрения или слуха;

7 стр., 3221 слов

Тема: особенности психического развития детей с сенсорными нарушениями

... Л. С. Выготского о механизмах влияния первичного дефекта на возникновение сложного иерархического ряда вторичных нарушений, определяющих развитие ребенка в целом. На модели сенсорного дефекта показателен и обратный тип зависимости, возникающий ...

Глухие дети с нарушениями соматического характера (врожденные пороки сердца, заболевания почек, печени, желудочно-кишечного тракта).

Кроме того, в дефектологической практике встречаются дети с множественными дефектами. К ним относятся:

1. Дети с умственной отсталостью слепоглухие;

2. Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата в сочетании с дефектами органов слуха, зрения, речи или интеллектуальной недостаточностью.

Таким образом, к детям со сложными дефектами можно отнести детей, у которых отмечаются нарушения развития сенсорных и моторных функций в сочетании с недостатками интеллекта (задержка психического развития, умственная отсталость).

Причинами возникновения сложных дефектов могут быть, как указывает Б.П.Пузанов, наследственные и экзогенные факторы.

Наиболее тяжелой группой детей со сложными дефектами выступают слепоглухонемые дети. Её составляют дети, не только полностью лишенные зрения, слуха и речи, но и с парциальным (частичным) поражением сенсорной сферы: слепые с такой потерей слуха, которая препятствует усвоению речи на слух, и глухие с такой потерей зрения, которая препятствует зрительной ориентировке.

Специфической особенностью таких детей является практически полная невозможность получать информацию об окружающем по естественным каналам, что увеличивает значимость коррекционного образования для них, по сравнению с другими детьми, имеющими сложные дефекты. При этом у слепоглухонемого ребенка часто могут быть развиты все усложняющиеся формы общения — от элементарных жестов (воспринимаемых посредством осязания) до вербальной речи. Это позволяет таким детям относительно успешно овладевать программой средней общеобразовательной школы, а некоторым оканчивать высшие учебные заведения.

 

История изучения слепоглухоты

 

В России в 80-х гг. 19-го века, благодаря переводам «Американских заметок» Ч. Диккенса, стала известна история американской слепоглухой Лауры Бриджмен, получившей воспитание в «Институте для слепых Перкинса» в Бостоне. Затем, по всему миру прогремела история обучения другой слепоглухой, Елены Келлер, воспитанницы Анны Сулливан из того же института Перкинса.

С 1884 по 1913 года в России вышло 11 публикаций, касающихся истории жизни и творчества Елены Келлер. Стали известны факты успешного обучения слепоглухих в Бельгии, Франции, Норвегии, Шотландии и Швеции. Благодаря тесным научным контактам с Германией, специалисты в России следили за успехами обучения слепоглухих в «Приюте для калек в Нововесе» около Потсдама, где они обучались с 1887 года, и где в 1906 году была открыта специальная школа для слепоглухих. В 1894 г. в Санкт-Петербургский приют «Братство во имя Царицы небесной» для глубоко умственно отсталых детей, организованный Е.К. Грачевой, был принят слепоглухой ребенок, в тот же приют в 1905 году был помещен для воспитания другой слепоглухой ребенок. В 1908 году в ежемесячном журнале «Слепец» был опубликован перевод книги немецкого педагога и исследователя Г. Римана «Психологические наблюдения над глухонемыми слепцами» изданной в Берлине в 1905.

Начало обучения слепоглухих детей в нашей стране датируется 1909 годом. Именно в этом году в России создается «Общество попечения о слепоглухих», а при Санкт-Петербургском детском саде для глухонемых начинается обучение трех слепоглухих детей. Летом этого же года воспитатели и педагоги Петербургского детского сада для глухонемых детей ознакомились с опытом обучения слепоглухих в Швеции и Германии, и начали работать в приюте для слепоглухих детей, открывшемся на деньги Общества в 1910 году и принявшего уже семерых детей для обучения.

15 стр., 7498 слов

Психическое развитие слепоглухих детей

... возрасте около двух лет. До середины XX в. история обучения слепоглухих складывалась из отдельных случаев успешного обучения детей, потерявших слух и зрение в разном возрасте, но сохранивших возможности интел ... неблагоприятно отражается на его развитии. Из-за малого контакта ребенка с родителями у него возникает недоразвитие речи как средства общения. Он становится замкнутым, неуверенным в себе, ...

Эта школа продолжила свою деятельность и после революции 1917 года, когда слепоглухие воспитанники вошли в состав группы глухих детей при Петроградском отофонетическом институте (позднее ставшем Ленинградским институтом слуха и речи), где и обучались до 1941 года. Научные наблюдения, сделанные в этой школе, отражены в работах А.В. Ярмоленко. «С 1923 по 1937 г. очень интересно работала организованная И.А. Соколянским школа для слепоглухих в Харькове. Самой известной воспитательницей этой школы стала слепоглухая писательница О.И. Скороходова. Впоследствии этот опыт был продолжен в институте дефектологии АПН СССР (ныне институт коррекционной педагогики РАО)…». Самой известной выпускницей этой школы стала «СКОРОХОДОВА Ольга Ивановна (1914-82), дефектолог, педагог, литератор. В 5-летнем возрасте лишилась зрения, слуха, позже потеряла речь. В 1925-41 воспитывалась в Харьковской школе-клинике для слепоглухонемых детей. Благодаря специальному лечению и обучению, у С. была восстановлена звуковая речь, и она получила среднее образование. Дальнейшее образование продолжала под руководством И.А. Соколянского. С 1948 научный сотрудник НИИ дефектологии. Автор ряда художественных и научных произведений, в т.ч. монографий: «Как я воспринимаю окружающий мир» (1947), «Как я воспринимаю и представляю окружающий мир» (1954; 2 изд., 1956; переведена на мн. языки), «Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир» (1972)».

В период с 1971-1977 под руководством известных психологов А.Н. Леонтьева и А. И. Мещерякова на психологическом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова было организовано обучение четверых слепоглухих студентов. Двое из них – А.В. Суворов и С.А. Сироткин в настоящее время имеют научные степени и являются авторами нескольких научных и научно-популярных книг.

«Широко известная школа – Детский дом для слепоглухих в Сергиевом Посаде Московской области – с 1963 г. работает в системе Министерства труда и социальной защиты населения Российской Федерации.

Отечественный опыт обучения слепоглухих пользуется большой известностью и признанием в других странах. С 1969 г. существует международная организация, координирующая развитие исследований и служб для слепоглухих в мире, в мероприятиях которой участвуют и российские специалисты». По данным этой организации в мире насчитывается миллион слепоглухих людей.

«В нашей стране до настоящего времени не существует официального определения слепоглухоты и других видов сложного нарушения, как особого вида инвалидности. Инвалидность до сих пор определяется по одному, наиболее выраженному нарушению». Из всего вышесказанного можно сделать следующий немаловажный вывод: Несмотря на поражение у слепоглухих двух ведущих анализаторов, им можно дать полноценное образование и помочь занять свою социальную нишу в обществе. Но поскольку теория без практики суха, то можно привести пару примеров реабилитации таких детей.

4 стр., 1649 слов

Поведение экспрессивное

... (прическа, одежда) и низкую степень изменчивости (физиогномические составляющие экспрессии). В психологии экспрессивного поведения рассматривается широкий спектр средств, с помощью которых личность выражает себя или ее ... Более того, экспрессивное поведение, как правило, становится частью этого состояния, например, глупыми выходками идиота; улыбкой и ...

Вот, например, Ольга Ивановна Скороходова — человек необычной судьбы. В детстве она заболела менингитом и полностью потеряла зрение, а потом и слух. Потеря зрения и слуха в детские годы изолирует ребенка от окружающих, делает его беспомощным. Вынужденное одиночество приводит ребенка к психической деградации. Со слепоглухой девочкой этого не произошло. Примерно в десятилетнем возрасте она попадает в школу-клинику для слепоглухонемых детей, организованную в 1923 г. проф. Иваном Афанасьевичем Соколянским в Харькове. У девочки была восстановлена речь. При помощи специальной методики с использованием дактильного (пальцевого) алфавита и рельефно-точечного (брайлевского) шрифта было организовано систематическое обучение ее всем предметам школьного курса. Она получила среднее образование, вступила в ряды ВЛКСМ.

Теперь Ольга Ивановна — старший научный сотрудник Института дефектологии АПН СССР, автор многочисленных статей и трех книг. В 1961 г. (уже после смерти своего учителя И. А. Соколянского) она защитила диссертацию и получила ученую степень кандидата педагогических наук по психологии.

Или, Александр Васильевич Суворов, родился 3 июня 1953 г. в столице Киргизской ССР Фрунзе (ныне Бишкек).

В трехлетнем возрасте потерял зрение, в девятилетнем — слух. В 11 лет стал воспитанником Загорского детского дома для слепоглухонемых детей. 9 февраля 1971 года вместе с тремя другими воспитанниками Загорского детдома попал в экспериментальную группу лаборатории обучения и изучения слепоглухонемых детей НИИ дефектологии Академии педагогических наук СССР. Как сам Александр Васильевич написал в своей автобиографии, «эксперимент стал возможен благодаря человечному энтузиазму корифеев тогдашнего человекознания — доктора психологических наук Александра Ивановича Мещерякова, доктора философских наук Эвальда Васильевича Ильенкова, академика Алексея Николаевича Леонтьева и их друзей». В 1977 году Александр Суворов закончил факультет психологии МГУ. В 1994 году защитил кандидатскую диссертацию на тему «Саморазвитие личности в экстремальной ситуации слепоглухоты». В 1995 году комитет «Дети России» наградил Суворова медалью «Орден милосердия». В 1996 году он защитил докторскую диссертацию на тему «Человечность как фактор саморазвития личности», стал доктором психологических наук. Александр Васильевич пишет статьи и книги, преподает, работает с подростками на базе Всероссийского движения Детского милосердия, активно общается через электронную почту и с помощью специальной аппаратуры с друзьями и единомышленниками.

 

 

Всему этому его тоже надо специально обучать.

С чего же начинать обучение слепоглухонемого ребенка? Что является тем фундаментом, на котором в дальнейшем строится все грандиозное здание человеческой психики?

Формирование психики слепоглухонемого ребенка осуществляется на ряде этапов обучения, преемственно связанных друг с другом.

Первый этап развития психики слепоглухонемого ребенка И. А. Соколянский назвал «периодом первоначального очеловечивания». Этот период предшествует обучению словесной речи и является решающим и обусловливающим все последующее развитие психики и поведения.

Многие тифлосурдопедагоги, исходя из положения, что сущность человека состоит в «даре речи», пытались сразу научить слепоглухонемых языку. Все эти попытки кончались неудачей. Усвоив элементы речи, дети оставались совершенно беспомощными в жизни и глубоко отсталыми в интеллектуальном отношении.

11 стр., 5154 слов

Фонетический и фонологический подходы к обучению навыкам звучащей речи

... речи; ·осветить историю становления фонетического и фонологического подходов к обучению произношению; ·рассмотреть основные проблемы, возникающие при обучении навыкам произношения в системе неродного языка. Для решения поставленных задач ... через контроль собственного слуха в результате длительных имитационных упражнений. Все три методики обучения навыкам звучащей речи

Формирование словесной речи нельзя рассматривать как первую задачу, обеспечивающую развитие психики слепоглухонемого. Словесная речь с ее сложным грамматическим строем должна венчать многообразную систему образного, наглядно-действенного отражения окружающего мира и развитую систему непосредственного (не словесного) общения слепоглухонемого с окружающими людьми.

Первая задача обучения, с которой связано начальное развитие психики слепоглухонемого ребенка,— это прежде всего формирование системы навыков самообслуживания в процессе образования человеческого бытового поведения.

Внутри такой системы предметно-практических действий с необходимостью формируются образы предметов, окружающих ребенка.

Какие же особенности человеческого поведения в первую очередь необходимо учитывать при обучении слепоглухонемого ребенка? Во-первых, человеческое поведение сформировано другими людьми, выработано всем человеческим обществом и должно быть усвоено отдельными индивидуумами; во-вторых, оно в принципе связано с использованием изобретенных человечеством орудий и предметов труда; в-третьих, оно предполагает овладение закрепленными за этими орудиями и предметами определенными функциями (способами действия).

Овладевая орудием и обучаясь закрепленному за этим орудием способу действия, ребенок овладевает общественно выработанной нормой деятельности, которая становится актом его индивидуального поведения. Это овладение общественно выработанными нормами поведения возможно лишь в том случае, если оно удовлетворяет индивидуальные потребности ребенка.

Как же происходит обучение ребенка?

Как бы ни был низок уровень развития слепоглухонемого ребенка, ему, как и всякому другому, необходимо есть, пить, спать, пользоваться туалетом. Эти нужды на первых порах еще не являются подлинно человеческими потребностями, а становятся ими, лишь приобретая общественно выработанные способы их удовлетворения. Основная задача первоначального обучения слепоглухонемого ребенка — формирование у него навыков самообслуживания и навыков поведения, направленных на удовлетворение его естественных нужд.

С какими же орудиями знакомится слепоглухонемой ребенок на первых шагах своего обучения? Какими функциями, закрепленными за этими орудиями, он овладевает?

Это прежде всего предметы быта, овладение которыми у нормального зрячеслышащего ребенка происходит как бы само собой, незаметно. Ребенок обучается есть ложкой и вилкой, из тарелки и миски, сидеть на стуле, он приучается в определенное время готовить постель ко сну, в определенное время просыпаться, вставать с постели, убирать свою постель, делать утреннюю зарядку, ходить в умывальную комнату, открывать и закрывать кран, пользоваться зубной щеткой, намыливать руки и лицо, вытираться полотенцем, причесывать волосы, одеваться и раздеваться, правильно ходить в помещении и во дворе.

Приведенный перечень предметов и умений не случаен. Он взят непосредственно из практики обучения слепоглухонемого ребенка. В действительности же количество навыков поведения, которым приходится обучать ребенка, в десятки и сотни раз превышает приведенный список.

2 стр., 815 слов

1. Теоретические знания: теория поведения личности в организации. ...

... часть рабочих трудилась добросовестно, ответственно, другая часть - бездельники. На поведение первых хорошо влияло материальное стимулирование, а к бездельникам применялись методы ... взаимозависимость системы и среды; автономность; адаптивность; иерархичность; уникальность; динамичность; инертность. Поведение систем слабо прогнозируется, любой прогноз имеет вероятностный характер. Методы влияния ...

Как же происходит обучение слепоглухонемого ребенка перечисленным выше навыкам самообслуживания и человеческого поведения?

При формировании новых навыков, связанных с едой, у слепоглухонемого ребенка обычно приходится преодолевать укоренившиеся привычки. Ребенок привык к тому, чтобы его кормили взрослые, сам он никогда не держал ложки в руке и сопротивляется, когда его пытаются заставить держать ложку, зачерпывать из тарелки пищу и подносить ее ко рту. Разумеется, было бы легко накормить ребенка по-прежнему, поднося ложку к его рту, но в таком случае он никогда и не обучится новому для него умению. Точно так же обстоит дело с обучением слепоглухонемого ребенка умению одеваться, раздеваться, обуваться и т. д.

Формирование навыков самообслуживания в первый период является очень трудоемким. Проходят недели, а иногда и месяцы, прежде чем удается добиться сдвигов в формировании новых, даже простейших действий. Исследование вскрывает определенную динамику в процессе формирования нового умения. На первом этапе приучения ребенка к какому-либо самостоятельному действию лишь ослабевает степень его сопротивления. И тут очень важно не прекращать усилий, изо дня в день кормя или одевая ребенка его же руками. Это бывает трудно. Трудно даже физически. Но прервать формирование нового навыка, перейти к прежним привычкам нельзя, так как при повторных попытках обучить нужному навыку после того, как взрослый однажды уже отступил, сопротивление ребенка возрастает. При формировании навыка необходимо следить даже за усилием руки, которое нужно, например, для того, чтобы поднести ложку с пищей ко рту ребенка. Так, первое время было трудно согнуть руку слепоглухонемой девочки, чтобы коснуться ложкой ее губ. Потом делать это стало все легче и легче, а вскоре девочка стала делать самостоятельные попытки подносить ложку ко рту. Однако сначала ее движения были порывисты и неточны — на этом этапе рука воспитателя направляет и уточняет движение ребенка.

На следующем этапе появляются отдельные элементы нового навыка, которые выполняются ребенком самостоятельно. Возникают первые попытки сделать движение самостоятельно, но они еще не приводят к цели. Ребенок делает попытку поднести ложку ко рту — в рот ложкой он еще не попадает, но соответствующее движение уже делается. Или он пытается надеть чулок, он его еще не надевает, но уже движения в нужном направлении есть. Очень важно не пропустить и не угасить этих первых проявлений самостоятельности, активности.

Трудность здесь заключается в том, что вновь возникшее активное движение ребенка очень несовершенно и не может достичь нужной цели, оно само по себе безрезультатно. А для того чтобы упрочиться, оно должно быть подкреплено достигнутым результатом.

Возникшая активность ребенка легко гасится, если взрослый начинает сам выполнять за него нужное действие. Активность легко угасает также и в том случае, когда она не подкрепляется достижением цели, что на первом этапе обычно и бывает при отсутствии достаточно оперативной помощи взрослого. Тут и то плохо, и другое плохо — и слишком много помогать, и слишком мало помогать.

Помощь взрослого должна быть строго дозирована: она не должна быть так велика, чтобы ребенок совсем отказался от самостоятельности, и достаточно велика, чтобы был достигнут полезный результат.

12 стр., 5536 слов

Влияние игры на психическое развитие и формирование личности ...

... время для многих психологов остается актуальной проблема особенностей психического развития и формирования личности ребенка дошкольного возраста. Этот интерес далеко не случаен, так как обнаруживается, ... данной работы является выявление особенностей влияния игры на психическое развитие и формирование личности ребенка младшего и старшего дошкольного возраста. Объектом исследования является игра, как ...

Дело осложняется и тем, что каждый навык состоит из движений разной трудности. При обучении самостоятельной еде, например, труднее зачерпывать ложкой суп в тарелке и значительно легче подносить ложку ко рту. При умывании ребенок легче делает движения по лицу своими ладонями сверху вниз и значительно труднее овладевает круговыми движениями. При обучении обуваться ему легче зашнуровывать ботинки, чем завязывать шнурки. Воспитатель анализирует каждый навык, расчленяет его на составляющие движения и строит процесс обучения таким образом, чтобы давать самостоятельность ребенку в тех движениях, которыми он уже овладел, помогать ему в тех движениях, делать которые он еще затрудняется, и выполнять за ребенка те движения, делать которые он не может совсем.

Как только ребенок овладевает навыком настолько, что может самостоятельно достигать результата (подносить ложку ко рту и есть, надевать чулки), он начинает делать это с удовольствием. Сформировавшийся навык быстро упрочивается и совершенствуется, и ребенок уже начинает активно протестовать против помощи взрослого.

 

Умственное развитие детей со сложными нарушениями в процессе воспитания и обучения

 

Основной причиной отставания в умственном развитии ребенка с недостатками слуха, является нарушение развития речи, так как ребенок не слышит своего голоса и речи окружающих и, следовательно, не может ей подражать. Характер речевых дефектов непосредственно зависит от выраженности снижения слуха и времени возникновения слуховой аномалии. Л.С. Выготский подчеркивал, что «…компенсация и вызревание совершаются на путях культурного развития глухого ребенка. Трагедия глухонемого ребенка, и, в частности, трагедия в развитии его внимания, заключается не в том, что он наделен от природы худшим вниманием, чем обычный ребенок, а в его культурном недоразвитии».

А вот что пишет сам слепоглухой человек – Суворов, А. В.:

«Аргументация И.А. Соколянского с А.И. Мещеряковым и аргументация Э.В. Ильенкова, как философского интерпретатора и пропагандиста их работы, предельно проста».

Во-первых, они стремились выяснить — и по возможности создать (а еще точнее, выяснить в процессе создания, в процессе «формирующего эксперимента»), — условия для формирования фундамента личности как соавтора общечеловеческой культуры, то есть для формирования собственной активности слепоглухонемого существа, для того как раз, чтобы это существо смогло стать СУБЪЕКТОМ собственной жизни, а не только ОБЪЕКТОМ пожизненного обслуживания. Поэтому основное психолого-педагогическое понятие И.А. Соколянского и А.И. Мещерякова для первоначального периода детского развития — это понятие самообслуживания, точнее – формирования навыков самообслуживания. Решающим условием для формирования навыков самообслуживания, как и для формирования всей активности становящейся личности в течение всей ее жизни, признается совместно-разделенная деятельность, то есть сотрудничество сначала взрослого и ребенка, а затем сотрудничество личности в течение всей ее жизни со всеми, с кем пересекается ее жизненная траектория, со всеми соучастниками в определении этой траектории, — со всеми соучастниками в судьбе личности.

11 стр., 5304 слов

Использование рисуночных методик как средство диагностики развития ...

... опосредованного запоминания отвлеченных предметов" для диагностики развития личности ребенка подросткового возраста. Объектом исследования является психологопедагогическая диагностика. ... опосредованного запоминания отвлеченных понятий", направленные на диагностику развития личности детей подросткового возраста. Задачи педагогического исследования: ·        Изучить ...

Например, у меня, на уровне взаимного соучастия в судьбе, совместно-разделенная деятельность длится всю жизнь, — начиная, естественно, с мамы, продолжая А.И. Мещеряковым, Э.В. Ильенковым и многими другими, кончая на сегодняшний день соучастием моим с лабораторией А.А. Бодалева, с Детским Орденом Милосердия, со Строительно-Педагогическим Объединением «Радуга» и многими другими организациями и отдельными людьми.

Во-вторых, упор у И.А. Соколянского, А.И. Мещерякова и Э.В. Ильенкова делается на ответственности педагога за результаты его первоначального соучастия в судьбе слепоглухонемого ребенка, — на том, насколько грамотно он соучаствует, насколько грамотно объединяет и разделяет свои и детские усилия, то есть насколько грамотно стимулирует детскую активность. Педагог должен отвечать за себя, а не оправдывать свое бессилие (и попросту, как без обидняков уточняет Э.В. Ильенков, свою лень и безграмотность) какими бы то ни было физическими недостатками воспитанника, или мифической якобы «врожденной» ленью, слабоумием, «плохой памятью» воспитанника, — то есть не оправдывать себя по принципу сваливания с больной головы на здоровую. Именно от безответственности родителей, педагогов и прочих горесоучастников в судьбе ребенка Э.В. Ильенков защищал детей, и не только слепоглухих, а на примере слепоглухих всех вообще детей, — защищал со всей свойственной ему неукротимой страстностью.

Речь шла о выяснении и создании условий для САМОРАЗВИТИЯ личности в совместно-разделенной деятельности с другими личностями, через них со всем человечеством, — о саморазвитии сначала стихийном, потом все более сознательном, — о саморазвитии, невозможном без собственной активности личности, направленной на воссоздание общечеловеческой культуры, — невозможном без всяческого стимулирования так направленной активности. Все трое категорически настаивали всегда на том, чтобы педагог ни в коем случае не «переруководил» ребенком, иначе получится — нет, никакой не «искусственный интеллект», а искусственный, «удоборуководимый» робот. От превращения личности в робота, в дистанционно управляемую марионетку, больше всего и предостерегали И.А. Соколянский, А.И. Мещеряков и Э.В. Ильенков. Иными словами, они больше всего были против именно моделирования «искусственного интеллекта».

 

Заключение

 

Не слово, нет, — сначала было тело.

И тело одухотворялось делом,

И становилось чуткою душой,

И мыслить Дух учился постепенно…

Короче, тело становилось мной.

Я очень рад, что моё тело бренно,

И трупом будет, и его сожгут.

Начало было, и конец настанет.

И в колумбарий пепел отнесут.

Меня бессмертие ничуть не манит.

(Суворов, А. В., 19 мая 2006, написано в больнице)

 

О.И.Скороходова пыталась ответить на вопрос, сформулированный в заголовке её книги: «Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир». И как же? — Э.В.Ильенков, А.И.Мещеряков и Ф.Т.Михайлов отвечают: только через воссоздаваемый каждым из нас вариант общечеловеческой культуры, благодаря которому, независимо от состояния зрения и слуха, каждый из нас — не кто иной, как более-менее полномочный представитель Рода Человеческого. Вне культуры никакое восприятие, представление и понимание попросту невозможно.

15 стр., 7285 слов

Конфликт между личностью и культурой как главная проблема психоанализа З.Фрейда

... так и не найдены. Объекты курсовой работы: личность, культура. Предмет курсовой работы: Конфликт между личность и культурой (Столкновение человеческого бессознательного с культурными запретами). ... 22 2.2. Проблема тотема и табу………………………………………………...24 Конфликт между личностью и культурой в понимании З. Фрейда Социальный контроль как причина конфликта......................................30 ...

Таков наиболее общий, принципиальный ответ.

 

 

Библиография

1. Выготский, Л.С. Мышление и речь. — В кн.: Л.С. Выготский. Собрание Сочинений в шести томах. Том второй. М., «Педагогика», 1982.

2. Ильенков, Э.В. Откуда берется ум? — В кн.: Э.В. Ильенков. «Философия и Культура». М., Политиздат, 1991.

3. Левитин, К.Е. Лучший путь к человеку (репортаж из детского дома).

— В кн.: Карл Левитин. Все, наверное, проще… М., «Знание», 1975.

4. Мещеряков, А.И. Слепоглухонемые дети. Развитие психики в процессе формирования их поведения. — М., «Педагогика», 1974.

5. Основы специальной психологии под ред. Л.В. Кузнецовой. – 3-е. изд., М.: Академия, 2006.

6. Специальная психология под ред. В.И. Лубовского – 2-е изд., испр. – М.: Академия 2005.

7. Суворов, А.В. Формирование сознания при слепоглухоте// http://suvorov.reability.ru/r_blind.html