ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ УСТНОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Учреждение образования

«Гродненский государственный университет

имени Янки Купалы»

Педагогический факультет

Кафедра социальной и коррекционной педагогики

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ УСТНОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ

Курсовая работа

Специальность 1-030308-02–Олигофренопедагогика.

Логопедия

Студентки 3 курса

Дневной формы обучения

Гродно 2009

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение………………………………………………………………………..3

Глава 1. Понятие речи как основной формы общения людей………………………………………………………………………………..….5

1.1 Понятие речи и языка как социокультурного явления……………..5

1.2 Особенности формирования устной речи у детей в норме………..9

1.3 Возможные нарушения устной речи учащихся с интеллектуальной недостаточностью…………………………………………………………………….….12

1.4 Особенности формирования устной речи учащихся с интеллектуальной недостаточностью…………………………………………………………..17

Глава 2. Возможности развития устной речи у детей с интеллектуальной недостаточностью…………………………………………………………….22

2.1 Влияние устной речи на становление других высших психических функций……………………………………………………………………………. 25

2.2 Связь устной речи с другими высшими психическими функциями…………………………………………………………………………………….22

Заключение……………………………………………………………………30

Библиографический список…………………………………………………..32

Введение

В настоящее время число детей с интеллектуальной недостаточностью достаточно большое и при этом наблюдается тенденция роста. По некоторым данным, такие дети составляют около 2,5 % от общей детской популяции. Помимо основного дефекта (умственной отсталости, трудностями в обучении, обусловленными ЗПР) у детей наблюдаются нарушения речи, а в особенности устной. Речь формируется позже, чем у детей в норме, и имеет отклонения. Дети испытывают трудности в общении с ровесниками, часто бывают не поняты ими и в итоге в «стороне». Дети стыдятся и не хотят говорить. Реже вступают в коммуникативные отношения, и причиной этого является уже не только их нарушенная познавательная деятельность.

Основным при воспитании и обучении у детей является развитие коммуникативной стороны. Детей готовят к взрослой жизни: они должны стать самостоятельными и равноправными членами общества. Здесь необходима раннее выявление и коррекция. Данной проблемой, изучением развития и формирования устной речи у детей с интеллектуальной недостаточностью, занимались многие учёные: Лалаева Р.И., Сазонова С.Н., Шипицина Л.М. и др.

4 стр., 1889 слов

Психологическая характеристика нарушений эмоционально-волевой ...

... психокоррекции При межличностном - групповая психокоррекция, психорегулирующие тренировки. ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИКИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ ПСИХОДИАГНОСТИКА - выявление проблем, трудностей в обучении и ... образное, к 6-7 г. Отмечается логическое (большую роль играет развитие речи) Методические материалы (Забрамной, Цветковой, Усановой и др) - произвольность - ...

Проблема устной речи у детей с интеллектуальной недостаточностью является важной, хотя, на наш взгляд, не достаточно изученной, так как конкретно вопрос не раскрывается в литературе, а лишь косвенно указывается.

Цель: изучить особенности развития и формирования устной речи учащихся с интеллектуальной недостаточностью.

Задачи:

— определение понятий «речь» и «язык», их дифференциация;

— выявление особенностей развития устной речи в норме и у детей с интеллектуальной недостаточностью;

— определение нарушений устной речи у детей с интеллектуальной недостаточностью;

— выявление связи устной речи с высшими психическими функциями и её влияние на их становление.

Объект: развитие и формирование устной речи в целом.

Предмет: устная речь учащихся с интеллектуальной недостаточностью.

Методы: теоретический анализ общепедагогической, психологической, специальной литературы.

Глава 1. Понятие речи как основной формы общения людей

1.1 Понятие речи и языка как социокультурного явления

Одним из основных отличий человека от животного мира, отличием, отражающим закономерности его физиологического, психического и социального развития, является наличие особого психического процесса, называемого речью. Речь-это процесс общения людей посредством языка. Язык – это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющих для людей определённое значение и смысл [12]. Внутренний мир детского языка образуют не только экспрессивные проявления. Существует другая его сторона, связанная с возможностью и умением различать речевые звуки, а на их основе понимать слова. Речь человека включает две крупные специальные функции — экспрессии, продуцирования вербальных сигналов и импрессий, восприятия и понимания вербальных единиц и их элементов. Эти функции тесно взаимосвязаны в своём действии, однако кардинально различны по своей природе, их организация включает различные операции и активность разных органов человеческого тела. В случае продуцирования устной речи — это деятельность артикуляторных органов, в случае её восприятия — деятельность перцептивного органа слуха [21].

Речь – сложившаяся в процессе исторической эволюции человека форма общения, опосредованная языком. Выделяют три основные функции речи:

1) Речь — это наиболее совершенное ёмкое, точное и быстродействующее средство общения между людьми. В этом состоит её межиндивидуальная функция;

2) Речь служит орудием осуществления многих психических функций, поднимая их до уровня ясного осознания и открывая возможности произвольно регулировать и контролировать психические процессы. В этом состоит внутрииндивидуальная функция речи;

3) Речь представляет отдельному человеку канал связи для получения информации из общечеловеческого социально-исторического опыта. В этом состоит общечеловеческая функция речи.

17 стр., 8095 слов

Тема 1: Предмет, задачи и значение курса «Психология школьника ...

... позволяет рассматривать особенности развития психики учащихся с интеллектуальной недостаточностью как внутренние условия организации их поведения, общения, учебной и трудовой деятельности, социальной адаптации. ... как речь и практическая деятельность, речь и чувственное познание, речь и мышление и т.д. В проблеме «психологической структуры развития» при интеллектуальной недостаточности в качестве ...

Каждая из трёх функций речи в свою очередь разделяются ещё на ряд функций. Так, в рамках коммуникативной межиндивидуальной функции различаются функции сообщения и побуждения, указания и суждения, а также эмоционально – выразительная. В общечеловеческой функции выделяются речь письменная и устная.

Коммуникативная функция речи является исходной и основополагающей. Речь как средство общения возникает на определённом этапе общения, для целей общения и в условиях общения. Её возникновение и развитие обусловлены нуждами общения и общей жизнедеятельности ребёнка. Речь возникает как необходимое и достаточное средство для решения тех задач общения, которые встают перед ребёнком на определённом этапе его развития [23].

Одним из ранних этапов развития речи ребёнка, переходный к овладению речью взрослых — речь автономная детская. По своей форме «слова» её являются результатом искажения детьми слов взрослых или их частями, повторёнными дважды (например, «Коко» вместо «молоко», «кика» вместо «киска» и пр.).

Характерными особенностями являются:

1) ситуативность, влекущая за собой неустойчивость значений слов, их неопределённость и многозначность;

2) своеобразный способ «обобщения», основанный на субъективных чувственных впечатлениях, а не на объективных признаках или функциях предмета;

3) отсутствие флексий и синтаксических отношений между словами….

Заключение

Еще не владея не только активной, но и пассивной речью, нормально развивающийся ребенок вступает в эмоциональный контакт с окружающими его, заботящимися о нем людьми, обычно — с матерью. Он отвечает улыбкой и характерными движениями на обращенные к нему слова, произносимые с ласковой интонацией. Позднее к этим реакциям присоединяются эмоционально окрашенные звуковые комплексы. Постепенно ребенок начинает реагировать на отдельные слова, выполнять ситуативные команды. По предложению взрослого он с явным удовольствием показывает, «где у него глазки, носик» и т.п., и радуется своим успехам вместе с матерью. Прислушиваясь к речи говорящих, он сам стремится им подражать. Обычно до года ребенок уже имеет в своем словарном запасе ряд не всегда точно произносимых слов и активно пользуется ими. Его словарь быстро увеличивается, произношение совершенствуется. К концу дошкольного периода жизни он много, довольно правильно и связно говорит на различные темы, адекватно употребляет и сложносочиненные, и сложноподчиненные конструкции. Может достаточно правильно пересказать прослушанный текст или ответить на соответствующие вопросы, рассказать, что он видит на сюжетной картинке, что с ним недавно происходило.

Становление речи умственно отсталого ребенка (с интеллектуальной недостаточностью) осуществляется своеобразно и с большим запозданием. Он позднее и менее активно вступает в эмоциональный контакт с матерью. Исследователи отмечают, что в возрасте около года звуковые комплексы, произносимые детьми, бедны и характеризуются сниженной эмоциональной окрашенностью. У них слабо выражено стремление подражать речи взрослого. Они не реагируют на простейшие ситуативные команды, улавливают лишь интонацию, но не содержание обращенной к ним речи.

18 стр., 8577 слов

Столяренко А. М. Психология и педагогика [Электронный ресурс] ...

... описывающим познавательную, мотивационную и регуляторную сферы психического, проблемы личности, мышления, общения и деятельности, образования, воспитания и саморазвития; 3. приобретение опыта: - ... анализа профессиональных и учебных проблемных ситуаций, организации профессионального педагогического общения и взаимодействия, принятия индивидуальных и совместных решений, рефлексии и развития ...

Нарушения речи у детей с интеллектуальной недостаточностью похожи на нарушения речи у детей с нормой. Однако на степень нарушения влияет в полной мере стойкое недоразвитие познавательной сферы..

Дети с интеллектуальной недостаточностью в большей мере, чем их сверстники с нормальным интеллектом, испытывают трудности в общении. Это объясняется рядом причин. Прежде всего, низким уровнем развития речи этой категории детей. Речь у ребенка с умственной отсталостью появляется не только значительно позже, но и характеризуется специфическим недоразвитием всех компонентов речи от фонематического до семантического ее уровней. Характерными являются нарушения, затрагивающие этапы и составляющие речевого высказывания. В этой связи речь умственно отсталого ребенка не может качественно обеспечивать коммуникативную функцию, способствовать полноценному формированию навыков общения, что обедняет все виды его деятельности. Отсутствие речевой инициативы и выраженная дефицитарность речемыслительных средств способствуют возникновению у умственно отсталых детей речевого негативизма, замкнутости, стереотипии и штампов в использовании одних и тех же речевых конструкций.

Устная речь тесным образом связана с высшими психическими функциями и оказывает на них значительное влияние. Это лежит в основе процесса обучения во вспомогательной школе, а также процесса коррекции.

Библиографический список

Список использованной литературы

1. Аксёнова, А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: учебник / А.К.Аксёнова. -М.:ВЛАДОС,2004.-316с.

2. Варёнова, Т.В. Теория и практика коррекционной педагогики: учеб.пособие для студ.дефектологических спец.вузов / Т.В.Варёнова.-М.:Асар,2007.-317с.

3. Волкова, Л.С. Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак.пед.высш.учеб.заведений / под ред. Л.С.Волковой.: ВЛАДОС, 2007.-703с.

4. Зайцева, Л.А. Нарушения произносительной стороны речи и их коррекция: учеб.-метод.пособие/Л.А.Зайцева [и др.]; под общ.ред.Л.А.Зайцевой.-Мн.:БГПУ им. М.Танка,2001.-74с.

5. Захаров, А.Ю. Развитие языковых средств общения и трудового обучения детей с речевой патологией (4-5 классов) // Дефектология.-1991.-№5.-с.41-45.

6. Зикеев, А.Г. Работа над лексикой в начальных классах специальных (коррекционных) школ: учеб.пособие для студ. Вузов / А.Г.Зикеев.-М.: АКАДЕМИЯ , 2002.-172с.

7. Зикеев, А.Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений: учеб.пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений / А.Г.Зикеев.-М.:Академия,2000.-200с.

8. . Козырёва, О.А. Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи: пособие для логопеда / О.А.Козырёва, Н.Б. дубешко.-М.:ВЛАДОС,2005.-119с.

9. Ладыжеская, Т.А.. Живое слово: Устная речь как средство и предмет обучения: учеб. Пособие по спецкурсу для студентов пед. Ин-тов / Т.А.Ладыжеская. — М.: Просвещение ,1986.-255с.

22 стр., 10553 слов

Психологический анализ описательной речи детей и ее развития ...

... процессами восприятия, мышления, воображения, памяти, внимания, эмоциональной сферы. При рассмотрении вопроса развития связной монологической речи детей дошкольного возраста необходимо также проанализировать исследования С.Л.Рубинштейна, которые раскрывают механизм становления ...

10. Лалаева, Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: кн. для логопеда / Р.И. Лалаева. – М.: Владос, 1999. – 224 с.

11. Лалаева, Р.И. Особенности речевого развития у умственно отсталых школьников // Дефектология. — 2003.-№3.- с.29-33.

12. Маклаков, А..Г. Общая психология: учебники для вузов.- СПб.: Питер, 2006.-583с.

13. Немов, Р.С. Общие основы психологии:учеб.для студ.пед.вузов.-М.:ВЛАДОС,2000.-687с.

14. . Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (олигофренопедагогика) / под ред. Б.П.Пузанова.-М.:Академия,2000.-272с.

15. . Программы вспомогательной школы с русским языком обучения: учебн.издание .-М.: «Белорусский Дом печати»,2002.-245с.

16. Петрова, В.Г. Речь умственно отсталых школьников / В.Г.Петрова // Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы:кн ./ Ж.И.Шиф.-М.,1965.-Гл.5.-с.215-248.

Гродно: ГрГУ,2009.-139с.

17. Рубинштейн, С.Я. Психология умственно отсталого школьника: учеб. пособие для студентов пед.ин-тов — М.: Просвещение, 1986.-240с.

18. Сазонова, С.Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / С.Н.Сазонова.- М.: Академия, 2005.-305с.

19. . Стребелёва, Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: книги для педагога-дефектолога / Е.А.Стребелёва.-М.: ВЛВДОС,2005.-180с.

20. . Сорокина, Н. К. Особенности слога — аналитического этапа чтения умственно отсталых учащихся / /Дефектология.-1974.-№4.-с 12-19.

21. Ушакова, Т.Н. Речь: истоки и принципы развития / Т.Н.Ушакова. — М.:ПЕР СЭ, 2004.-350с.

22. Усанова, О.Н .Специальная психология:учебное пособие для студентов вузов / О.Н.Усанова.-СПб.:Питер,2008.-400с.

23. >24. Шипицина, Л.М. Развитие навыков общение у детей с умеренной и тяжёлой отсталостью: пособие для учителя.- СПб.: Союз, 2004.-336с.

25. Эльконин, Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте/Д.Б.Эльконин.-М.,1969.