ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ УСТНОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Учреждение образования

«Гродненский государственный университет

имени Янки Купалы»

Педагогический факультет

Кафедра социальной и коррекционной педагогики

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ УСТНОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ

Курсовая работа

Специальность 1-030308-02–Олигофренопедагогика.

Логопедия

Студентки 3 курса

Дневной формы обучения

Гродно 2009

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение………………………………………………………………………..3

Глава 1. Понятие речи как основной формы общения людей………………………………………………………………………………..….5

1.1 Понятие речи и языка как социокультурного явления……………..5

1.2 Особенности формирования устной речи у детей в норме………..9

1.3 Возможные нарушения устной речи учащихся с интеллектуальной недостаточностью…………………………………………………………………….….12

1.4 Особенности формирования устной речи учащихся с интеллектуальной недостаточностью…………………………………………………………..17

Глава 2. Возможности развития устной речи у детей с интеллектуальной недостаточностью…………………………………………………………….22

2.1 Влияние устной речи на становление других высших психических функций……………………………………………………………………………. 25

2.2 Связь устной речи с другими высшими психическими функциями…………………………………………………………………………………….22

Заключение……………………………………………………………………30

Библиографический список…………………………………………………..32

Введение

В настоящее время число детей с интеллектуальной недостаточностью достаточно большое и при этом наблюдается тенденция роста. По некоторым данным, такие дети составляют около 2,5 % от общей детской популяции. Помимо основного дефекта (умственной отсталости, трудностями в обучении, обусловленными ЗПР) у детей наблюдаются нарушения речи, а в особенности устной. Речь формируется позже, чем у детей в норме, и имеет отклонения. Дети испытывают трудности в общении с ровесниками, часто бывают не поняты ими и в итоге в «стороне». Дети стыдятся и не хотят говорить. Реже вступают в коммуникативные отношения, и причиной этого является уже не только их нарушенная познавательная деятельность.

4 стр., 1889 слов

Психологическая характеристика нарушений эмоционально-волевой сферы у детей с интеллектуальной недостаточностью и пути их коррекции

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ НЕДОСТАТОЧНОСТЬ Личность - это конкретный человек, занимающийся определенными видами деятельности, осознающий свое отношение к окружающей среде и имеющий свои индивидуальные особенности. Развитие личности происходит двумя путями: - линия социализации (присвоение общественного опыта) - линия индивидуализации (приобретение самостоятельности, относительной автономности) В процессе ...

Основным при воспитании и обучении у детей является развитие коммуникативной стороны. Детей готовят к взрослой жизни: они должны стать самостоятельными и равноправными членами общества. Здесь необходима раннее выявление и коррекция. Данной проблемой, изучением развития и формирования устной речи у детей с интеллектуальной недостаточностью, занимались многие учёные: Лалаева Р.И., Сазонова С.Н., Шипицина Л.М. и др.

Проблема устной речи у детей с интеллектуальной недостаточностью является важной, хотя, на наш взгляд, не достаточно изученной, так как конкретно вопрос не раскрывается в литературе, а лишь косвенно указывается.

Цель: изучить особенности развития и формирования устной речи учащихся с интеллектуальной недостаточностью.

Задачи:

— определение понятий «речь» и «язык», их дифференциация;

— выявление особенностей развития устной речи в норме и у детей с интеллектуальной недостаточностью;

— определение нарушений устной речи у детей с интеллектуальной недостаточностью;

— выявление связи устной речи с высшими психическими функциями и её влияние на их становление.

Объект: развитие и формирование устной речи в целом.

Предмет: устная речь учащихся с интеллектуальной недостаточностью.

Методы: теоретический анализ общепедагогической, психологической, специальной литературы.

Глава 1. Понятие речи как основной формы общения людей

1.1 Понятие речи и языка как социокультурного явления

Одним из основных отличий человека от животного мира, отличием, отражающим закономерности его физиологического, психического и социального развития, является наличие особого психического процесса, называемого речью. Речь-это процесс общения людей посредством языка. Язык – это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющих для людей определённое значение и смысл [12]. Внутренний мир детского языка образуют не только экспрессивные проявления. Существует другая его сторона, связанная с возможностью и умением различать речевые звуки, а на их основе понимать слова. Речь человека включает две крупные специальные функции — экспрессии, продуцирования вербальных сигналов и импрессий, восприятия и понимания вербальных единиц и их элементов. Эти функции тесно взаимосвязаны в своём действии, однако кардинально различны по своей природе, их организация включает различные операции и активность разных органов человеческого тела. В случае продуцирования устной речи — это деятельность артикуляторных органов, в случае её восприятия — деятельность перцептивного органа слуха [21].

17 стр., 8312 слов

Изучение особенностей общения матери и ребенка с церебральным параличом раннего возраста

Содержание Введение Глава 1. Современное состояние проблемы изучения особенной общения матери и ребенка с церебральным параличом раннего 1.1. Характеристика нарушений развития у детей раннего возраста, страдающих церебральным параличом 1.2. Речевые нарушения у дошкольников с детским церебральным параличом 1.3. Особенности межличностных отношений матери и ребенка с ДЦП раннего возраста Глава 2. ...

Речь – сложившаяся в процессе исторической эволюции человека форма общения, опосредованная языком. Выделяют три основные функции речи:

1) Речь — это наиболее совершенное ёмкое, точное и быстродействующее средство общения между людьми. В этом состоит её межиндивидуальная функция;

2) Речь служит орудием осуществления многих психических функций, поднимая их до уровня ясного осознания и открывая возможности произвольно регулировать и контролировать психические процессы. В этом состоит внутрииндивидуальная функция речи;

3) Речь представляет отдельному человеку канал связи для получения информации из общечеловеческого социально-исторического опыта. В этом состоит общечеловеческая функция речи.

Каждая из трёх функций речи в свою очередь разделяются ещё на ряд функций. Так, в рамках коммуникативной межиндивидуальной функции различаются функции сообщения и побуждения, указания и суждения, а также эмоционально – выразительная. В общечеловеческой функции выделяются речь письменная и устная.

Коммуникативная функция речи является исходной и основополагающей. Речь как средство общения возникает на определённом этапе общения, для целей общения и в условиях общения. Её возникновение и развитие обусловлены нуждами общения и общей жизнедеятельности ребёнка. Речь возникает как необходимое и достаточное средство для решения тех задач общения, которые встают перед ребёнком на определённом этапе его развития [23].

16 стр., 7589 слов

Попова м.В. Психология как учебный предмет в школе: Учеб.-методич. Пособие. – м., 2000 г

... Ш. Мак-Коннона «Самоосознание (курс личностных умении)». Это учеб­ное пособие сделано в удобной для ксерокопирования форме, дающей ... преодоления труд­ностей межличностного общения в семье, со сверстниками и взрослыми, знакомит ребенка с богатством внутренних состоя ... ученику осмысленно пользоваться ходячими выражениями обыденной речи. В нашей речи постоянно встречаются такие слова, как представление, ...

Одним из ранних этапов развития речи ребёнка, переходный к овладению речью взрослых — речь автономная детская. По своей форме «слова» её являются результатом искажения детьми слов взрослых или их частями, повторёнными дважды (например, «Коко» вместо «молоко», «кика» вместо «киска» и пр.).

Характерными особенностями являются:

1) ситуативность, влекущая за собой неустойчивость значений слов, их неопределённость и многозначность;

2) своеобразный способ «обобщения», основанный на субъективных чувственных впечатлениях, а не на объективных признаках или функциях предмета;

3) отсутствие флексий и синтаксических отношений между словами….

Заключение

Еще не владея не только активной, но и пассивной речью, нормально развивающийся ребенок вступает в эмоциональный контакт с окружающими его, заботящимися о нем людьми, обычно — с матерью. Он отвечает улыбкой и характерными движениями на обращенные к нему слова, произносимые с ласковой интонацией. Позднее к этим реакциям присоединяются эмоционально окрашенные звуковые комплексы. Постепенно ребенок начинает реагировать на отдельные слова, выполнять ситуативные команды. По предложению взрослого он с явным удовольствием показывает, «где у него глазки, носик» и т.п., и радуется своим успехам вместе с матерью. Прислушиваясь к речи говорящих, он сам стремится им подражать. Обычно до года ребенок уже имеет в своем словарном запасе ряд не всегда точно произносимых слов и активно пользуется ими. Его словарь быстро увеличивается, произношение совершенствуется. К концу дошкольного периода жизни он много, довольно правильно и связно говорит на различные темы, адекватно употребляет и сложносочиненные, и сложноподчиненные конструкции. Может достаточно правильно пересказать прослушанный текст или ответить на соответствующие вопросы, рассказать, что он видит на сюжетной картинке, что с ним недавно происходило.

Становление речи умственно отсталого ребенка (с интеллектуальной недостаточностью) осуществляется своеобразно и с большим запозданием. Он позднее и менее активно вступает в эмоциональный контакт с матерью. Исследователи отмечают, что в возрасте около года звуковые комплексы, произносимые детьми, бедны и характеризуются сниженной эмоциональной окрашенностью. У них слабо выражено стремление подражать речи взрослого. Они не реагируют на простейшие ситуативные команды, улавливают лишь интонацию, но не содержание обращенной к ним речи.

18 стр., 8577 слов

Столяренко А. М. Психология и педагогика [Электронный ресурс] : учеб. пособие для студентов вузов / А. М. Столяренко. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : ЮН

ПЕДАГОГИКА Рабочая программа дисциплины   по направлению подготовки   072500.62 Дизайн тип ООП академический бакалавриат   Владивосток Издательство ВГУЭС ББК 74.я7   Рабочая программа учебной дисциплины «Педагогика» составлена на базе ФГОС ВПО в соответствии с требованиями ООП 072500.62 «Дизайн».     Составитель: Олешкевич Н.А., доцент кафедры философии и юридической ...

Нарушения речи у детей с интеллектуальной недостаточностью похожи на нарушения речи у детей с нормой. Однако на степень нарушения влияет в полной мере стойкое недоразвитие познавательной сферы..

Дети с интеллектуальной недостаточностью в большей мере, чем их сверстники с нормальным интеллектом, испытывают трудности в общении. Это объясняется рядом причин. Прежде всего, низким уровнем развития речи этой категории детей. Речь у ребенка с умственной отсталостью появляется не только значительно позже, но и характеризуется специфическим недоразвитием всех компонентов речи от фонематического до семантического ее уровней. Характерными являются нарушения, затрагивающие этапы и составляющие речевого высказывания. В этой связи речь умственно отсталого ребенка не может качественно обеспечивать коммуникативную функцию, способствовать полноценному формированию навыков общения, что обедняет все виды его деятельности. Отсутствие речевой инициативы и выраженная дефицитарность речемыслительных средств способствуют возникновению у умственно отсталых детей речевого негативизма, замкнутости, стереотипии и штампов в использовании одних и тех же речевых конструкций.

Устная речь тесным образом связана с высшими психическими функциями и оказывает на них значительное влияние. Это лежит в основе процесса обучения во вспомогательной школе, а также процесса коррекции.

Библиографический список

Список использованной литературы

1. Аксёнова, А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: учебник / А.К.Аксёнова. -М.:ВЛАДОС,2004.-316с.

2. Варёнова, Т.В. Теория и практика коррекционной педагогики: учеб.пособие для студ.дефектологических спец.вузов / Т.В.Варёнова.-М.:Асар,2007.-317с.

3. Волкова, Л.С. Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак.пед.высш.учеб.заведений / под ред. Л.С.Волковой.: ВЛАДОС, 2007.-703с.

22 стр., 10553 слов

Психологический анализ описательной речи детей и ее развития показывает тесную связь с процессами восприятия, мышления, воображения, памяти, внимания, эмоц

Особенности развития речи детей дошкольного возраста   «...Прежде всего, и главнейшим образом надо заботиться о том, чтобы всеми мерами при поддержке слова содействовать формированию в сознании детей богатого и прочного внутреннего содержания, способствовать точному мышлению, возникновению и упрочению значительных по ценности мыслей, представлений и творческой способности комбинировать их. ...

4. Зайцева, Л.А. Нарушения произносительной стороны речи и их коррекция: учеб.-метод.пособие/Л.А.Зайцева [и др.]; под общ.ред.Л.А.Зайцевой.-Мн.:БГПУ им. М.Танка,2001.-74с.

5. Захаров, А.Ю. Развитие языковых средств общения и трудового обучения детей с речевой патологией (4-5 классов) // Дефектология.-1991.-№5.-с.41-45.

6. Зикеев, А.Г. Работа над лексикой в начальных классах специальных (коррекционных) школ: учеб.пособие для студ. Вузов / А.Г.Зикеев.-М.: АКАДЕМИЯ , 2002.-172с.

7. Зикеев, А.Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений: учеб.пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений / А.Г.Зикеев.-М.:Академия,2000.-200с.

8. . Козырёва, О.А. Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи: пособие для логопеда / О.А.Козырёва, Н.Б. дубешко.-М.:ВЛАДОС,2005.-119с.

9. Ладыжеская, Т.А.. Живое слово: Устная речь как средство и предмет обучения: учеб. Пособие по спецкурсу для студентов пед. Ин-тов / Т.А.Ладыжеская. — М.: Просвещение ,1986.-255с.

10. Лалаева, Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: кн. для логопеда / Р.И. Лалаева. – М.: Владос, 1999. – 224 с.

11. Лалаева, Р.И. Особенности речевого развития у умственно отсталых школьников // Дефектология. — 2003.-№3.- с.29-33.

12. Маклаков, А..Г. Общая психология: учебники для вузов.- СПб.: Питер, 2006.-583с.

13. Немов, Р.С. Общие основы психологии:учеб.для студ.пед.вузов.-М.:ВЛАДОС,2000.-687с.

14. . Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (олигофренопедагогика) / под ред. Б.П.Пузанова.-М.:Академия,2000.-272с.

15. . Программы вспомогательной школы с русским языком обучения: учебн.издание .-М.: «Белорусский Дом печати»,2002.-245с.

16. Петрова, В.Г. Речь умственно отсталых школьников / В.Г.Петрова // Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы:кн ./ Ж.И.Шиф.-М.,1965.-Гл.5.-с.215-248.

17 стр., 8197 слов

Развитие речи детей дошкольного возраста

... ] : учеб. пособ. / Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько. - Мн. : Университетское, 1988. - 399 с. 9 Тихеева, Е. И. Развитие речи детей [Текст] : пособие для ... ним умственная работа. Достаточная осмысленность речи появляется у дошкольников только в процессе специального обучения. Автономная детская речь - один из ранних этапов развития речи ребенка, переходный ...

Гродно: ГрГУ,2009.-139с.

17. Рубинштейн, С.Я. Психология умственно отсталого школьника: учеб. пособие для студентов пед.ин-тов — М.: Просвещение, 1986.-240с.

18. Сазонова, С.Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / С.Н.Сазонова.- М.: Академия, 2005.-305с.

19. . Стребелёва, Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: книги для педагога-дефектолога / Е.А.Стребелёва.-М.: ВЛВДОС,2005.-180с.

20. . Сорокина, Н. К. Особенности слога — аналитического этапа чтения умственно отсталых учащихся / /Дефектология.-1974.-№4.-с 12-19.

21. Ушакова, Т.Н. Речь: истоки и принципы развития / Т.Н.Ушакова. — М.:ПЕР СЭ, 2004.-350с.

22. Усанова, О.Н .Специальная психология:учебное пособие для студентов вузов / О.Н.Усанова.-СПб.:Питер,2008.-400с.

23. >24. Шипицина, Л.М. Развитие навыков общение у детей с умеренной и тяжёлой отсталостью: пособие для учителя.- СПб.: Союз, 2004.-336с.

25. Эльконин, Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте/Д.Б.Эльконин.-М.,1969.