D) нейтрализация мифопоэтической функции

В020500 – Филология

Основы литературоведческой теории

Дневная 2 курс 4 года

Шевлякова Л.Р.

Назовите автора работы «О русской поэзии»:

B) М.Л. Гаспаров.

*****

Назовите автора работы «Русские стихи 1890-х – 1925-го годов в комментариях»:

B) М.Л. Гаспаров.

*****

Назовите автора работы «Поэтика русской поэзии»:

C) В.М. Жирмунский.

*****

Назовите исследователя, который еще в 1924 году четко определил, что литературоведческий анализ художественного текста требует соблюдения следующих условий: «Полнота пересмотра всех слагающих произведение единиц», «непозволительность всяких отходов за пределы текстуальной данности», «сосредоточенность анализа на точке функционального схождения значимости всех элементов»:

D) А.П. Скафтымов.

*****

В основе выделения этой категории поэтики лежит представление о стандартизированной структуре речевых произведений, выделение и описание наиболее устойчивых, регулярно повторяющихся содержательных и формальных признаков, объединяющих группу текстов:

B) Жанр.

*****

Эта категория поэтики как «устойчивый тип высказывания», по утверждению М.М. Бахтина, характеризуется тремя неразрывно связанными моментами: «тематическим содержанием», «стилем (т.е. отбором словарных, фразеологических и грамматических средств языка)» и «композиционным построением»:

B) Жанр.

*****

Признаками этого жанра, по определению М.В. Ломоносова, являются: связь с «высокой материей», достигнутые успехи, торжественные события в истории государства, «громкое великолепие и быстрота, элементы поэтического слова, использованные под углом ораторского действия»:

A) Ода.

*****

Эта жанровая форма предполагает обязательное использование таких речевых сигналов, как фиксация времени записи, «дробность» подачи информации, сокращения, неполные предложения:

A) Мемуары.

B) Автобиографический текст.

C) Хроника.

D) Дневниковые записи.

E) Житие.

*****

Назовите жанровую форму, для которой в значительной степени свойствен рассказ об основных событиях жизни автора с ретроспективной установкой:

A) Дневниковые записи.

*****

Это качество автобиографического повествования в большей степени являет установку на достоверность и особую субъективность данного жанра:

12 стр., 5931 слов

ФОЛЬКЛОРНЫЕ МОТИВЫ И ОБРАЗЫ В ЛИТЕРАТУРНЫХ СКАЗКАХ Ж * Кафедра ...

... как в фольклорной сказке эти явления выступают обобщенно. Авторская сказка, в отличие от народной, располагает самыми различными художественными средствами, внесенными автором, в то время как фольклорная традиция выдерживает ... мотив сбивания лишних солнц с неба. Есть и другие определения. Б. В. Томашевский в своей работе «Теория литературы. Поэтика» определяет мотив так: «Тема неразл

A) Повествование от первого лица.

*****

К этой категории литературоведения относится следующее определение: «Взаимная соотнесенность и расположение единиц изображаемого и художественно-речевых средств в произведении»:

B) Композиция произведения.

*****

К этой категории литературоведения относится следующее определение: «Ряд произведений, похожих по типу своей речевой организации и познавательной направленности на субъект и объект»:

E) Литературный род.

*****

Из приведенных ниже форм произведений назовите ту, что не относится к «межродовым» явлениям:

D) Роман-эпопея.

*****

Литературной формой, основанной на достоверном изображении исторически важных событий в их временной последовательности, называется:

A) Хроника.

*****

Назовите элементы, относящиеся к сфере внешней композиции:

D) Вставные эпизоды, новеллы.

*****

Позиция, с которой в художественном произведении рассказывается история или с которой воспринимается событие истории героем повествования, называется:

E) Точкой зрения.

*****

По словам Л.Я. Гинзбург, это «самый субъективный род литературы», а Ф. Шлегель писал: «здесь необходимо единство чувства». О каком литературном роде идет речь?:

B) Лирика.

*****

Доминантой изображения в лирике является:

C) Мир чувств и переживаний.

*****

Для этого литературного рода проблема соотношения автора и субъекта речи является особенно актуальной:

C) Лирики.

*****

При описании этого уровня лирического текста Б.О. Корман выделяет следующие категории: автор-повествователь, собственно автор, лирический герой, герой ролевой лирики:

C) Субъектный строй.

*****

Отметьте ряд ученых-литературоведов, занимавшихся изучением типов композиции лирического стихотворения?:

A) В.Е.Холшевников, В.М. Жирмунский, Б.М.Эйхенбаум.

*****

Повествование — это:

A) Рассказ о происшедших событиях.

*****

Описание — это:

D) Изображение предметного мира в его статике.

*****

Назовите компонент, который является организующим в драматических произведениях:

C) Высказывания персонажей.

*****

Именно этому литературоведческому термину соответствует следующее определение: образ человека, очерченный с известной полнотой и индивидуальной определенностью, через который раскрываются тип поведения (поступков, мыслей, переживаний, речевой деятельности):

C) Литературный характер.

*****

Именно это сближает рассказ и новеллу:

A) Малая повествовательная форма.

*****

Жанры, в которых воспроизводитсявнешняя по отношению к автору действительность в ее объективной сущности, в объективном ходе событий, сюжетном их развитии, обычно без вмешательства автора, личность которого по большей части скрыта от слушателей или читателей:

D) Роман, повесть, рассказ.

*****

Определите отношения между формой и содержанием в художественном произведении:

11 стр., 5425 слов

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РАССКАЗА ГИ ДЕ МОПАССАНА «МАДМУАЗЕЛЬ КОКОТКА» ...

... носило формальный характер. §2. Сходства произведений В рассказе Тургенева сцена, которую можно назвать «Дворник Герасим находит Муму», начинается фразой – ... является результатом их анализа и сравнения. Такой задачи автор критико-биографического очерка о Мопассане перед собой и не ... этого влияния пока неясны. Для определения их необходимо подробнее рассмотреть оба рассказа. §3. Отличия произведений

C) Форма и содержание взаимосвязаны.

*****

Термин, которому соответствует следующее определение: «…построение художественного произведения, определенная система средств раскрытия, организации образов, их связей и отношений, характеризующих жизненный процесс, показанный в произведении»:

B) Композиция.

*****

Характерное свойство искусства, подчеркивающее отличие художественного произведения от воспроизведенной в нем реальности, называют:

E) Художественной условностью.

*****

«Единство всех сторон содержания произведения <…> образная, эмоциональная, обобщающая мысль писателя». Так Г. Поспелов определяет:

B) Идею произведения.

*****

Термин, которому соответствует следующее определение: «Конкретная и в то же время обобщенная картина окружающего мира, созданная при помощи вымысла в свете эстетического идеала художника»?:

A) Художественный образ.

*****

Предметом литературоведения является:

C) Устная и письменная словесность.

*****

Назовите понятие, которое синонимично термину «конфликт»:

B) Коллизия.

*****

Назовите содержательные стороны художественного произведения:

B) Тематика, проблематика, идея.

*****

Назовите компоненты форм художественного произведения:

D) Предметная изобразительность, речевой строй, композиция.

*****

Задача этого сюжетного элемента заключается в изображении бывших до возникновения конфликтов условий формирования действующих лиц и в мотивировке их последующего поведения:

C) Экспозиция.

*****

Из нижеперечисленного не входит в компоненты сюжета:

E) Детали.

*****

Признак искусства, который носит бесспорный характер, является аксиомой:

A) Искусство имеет творческий, созидательный характер.

*****

Элементы, которые относятся к внесюжетным:

A) Лирические отступления.

*****

Автор современной «Теории литературы», признанной одним из лучших учебников:

D) В.Е. Хализев.

*****

Назовите элемент, традиционно не относимый исследователями к «сильным позициям» художественного текста:

C) Фабула.

*****

Локальная связность, — связность линейного типа, выражаемая формально, преимущественно языковыми средствами, базирующаяся на местоименной субституции, лексических повторах, наличии союзов, соотнесенности грамматических форм и др. называется:

A) Когезией.

*****

Глобальная связность, — связность нелинейного типа, объединяющая элементы разных уровней текста (например, заглавие, эпиграф, «текст в тексте» и основной текст и др.).

Важнейшие средства ее создания являются повторы (прежде всего слов с общими семантическими компонентами) и параллелизм:

B) Когерентность.

*****

Интерпретация литературного произведения это:

D) Истолкование литературного произведения, постижение его смысла, идеи, концепции.

9 стр., 4078 слов

ЛИТЕРАТУРНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ: ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

... На него не влияют ни Церковь, ни дворянство. 2. Стремление к разделению литературных произведений на жанры. 2. Сентиментализм Изображение личной жизни человека, его задушевных чувств ... его чувства и настроения. 2. Творчество Державина является предвестником реализма в русской литературе Н.М.Карамзин Повесть «Бедная Лиза» - образец русского сентиментализма. ü Раскрытие особенностей личной ...

*****

Анализ композиции произведения предполагает:

E) Исследование особенностей построения художественного произведения, расположения и взаимосвязи его частей, средств и способов построения образов.

*****

Назовите аспект, который не является определяющим при анализе композиции художественного текста:

E) Рассмотрение речевых средств, закрепленных за жанровой формой произведения.

*****

Именно это, по мнению Б. А. Успенского, составляет «центральную проблему композиции»:

A) Проблема точки зрения.

*****

Отметьте вид повтора, который характеризуется следующим определением: «Повтор слов, содержащих одинаковые семы, в том числе ассоциативные, которые актуализируются в контексте»:

D) Семантический.

*****

Определите тип лексического повтора, используемый в следующем фрагменте:

Гори, гори, прежняя жизнь!

Гори, страдание! – кричала Маргарита:

E) Точный.

*****

Определите тип лексического повтора, используемый в следующем фрагменте:

«Во всей этой кутерьме запомнилось одно совершенно пьяное женское лицо с бессмысленными, но и в бессмысленности умоляющими глазами»:

C) Корневой.

*****

Определите тип лексического повтора, используемый в следующем фрагменте:

«В октябре, когда листья уже пожолкли, пожухли, сникли – бывают синеглазые дни…»:

D) Синонимический.

*****

Именно этой категории поэтики соответствует данное определение: «Воссозданная в произведении посредством речи и при участии вымысла предметность. Он включает в себя не только материальные данности, но и психику, сознание человека, главное же — его самого как душевно-телесное единство»:

A) Мир литературного произведения.

*****

Назовите термин, характеризующий тенденцию художественной образности, при которой происходит акцентирование автором нетождественности, а то и противоположности между изображаемым и формами реальности:

C) Условность.

*****

Назовите термин, характеризующий тенденцию художественной образности, при которой происходит нивелирование нетождественности или противоположности между изображаемым и формами реальности, создание иллюзии тождества искусства и жизни:

B) Жизнеподобие.

*****

Что не включает в себя антропологический аспект художественной тематики?:

E) Изображение таких вселенских и природных начал (универсалий), как хаос и космос, движение и неподвижность, жизнь и смерть, свет и тьма, огонь и вода и т. п.

*****

«Потенциальный, воображаемый читатель, косвенно, а иногда прямо присутствующий в произведении» в литературоведении называется:

C) Адресатом.

*****

«Литература «второго» ряда, необразцовая, неклассическая, но в то же время имеющая неоспоримые достоинства и принципиально отличающаяся от литературного «низа» («чтива»), т.е. срединное пространство литературы» это:

C) Беллетристика.

*****

«Нетворческое следование традиционным образцам и назойливое повторение и эклектическое варьирование хорошо известных литературных тем, сюжетов) мотивов, в частности — подражание писателям первого ряда» — это:

10 стр., 4861 слов

Методы социальной психологии в современных социально-психологических ...

... возможен анализ продуктов человеческой деятельности (документов, научной, публицистической и художественной литературы). Основная проблема этого метода заключается в высокой субъективности, т.к. интерпретацию документов производит исследователь, человек со ...

B) Эпигонство.

*****

Раздел литературоведения, предмет которого — состав, строение и функции произведений, а также роды и жанры литературы называется:

A) Поэтика.

*****

Тип повествования, предполагающий «стилизацию различных форм устного бытовогоповествования» и «возведение языковых элементов до символов языка», в качестве рассказчика в нем выступает человек «нелитературный» — это:

A) Сказ.

*****

Повествование, в котором доминирует авторская речь и господствующей является точка зрения повествователя, называется:

C) Объективным.

*****

Повествование, включающее «голоса» персонажей, содержащее более или менее развернутый субъектно-речевой план других героев, называется:

D) Субъективизированным

*****

Образ, за которым закреплен устойчивый иносказательный смысл:

B) Символика.

*****

Изображаемый в художественном тексте мир,отображающий, преломляющий, преобразующий ее в соответствии с интенциями автора, соотносится с действительностью:

C) Лишь опосредованно.

*****

Подтекст произведения его полифонию (многоголосие), которая обусловлена обращением к «чужому» слову с присущими ему смыслами и экспрессивно-стилистическим ореолом, выявляют и определяют:

B) Межтекстовые (интертекстуальные) связи.

*****

Ведет повествование (сообщает читателю информацию о происходящих/происходивших событиях, описывает предметы, явления и т.п., изображает, оценивает и др.).

Такой субъект речи называется:

D) Нарратор.

*****

С точки зрения этого исследователя, Жанр как «устойчивый тип высказывания» характеризуется тремя неразрывно связанными друг с другом моментами: особым «тематическим содержанием», «стилем (т. е. отбором словарных, фразеологических и грамматических средств языка)» и «композиционным построением»:

E) М. М. Бахтин.

*****

В определении этого жанра прежде всего учитывается композиционное построение текста: преобладание динамических мотивов и неожиданная, часто парадоксальная развязка (pointe):

A) Новелла.

*****

«Жанр всегда и тот и не тот, всегда и стар и нов одновременно. Жанр возрождается и обновляется на каждом новом этапе развития литературы и в каждом индивидуальном произведении данного жанра» — утверждал:

E) М. М. Бахтин.

*****

«…Никакой логической и твердой классификации жанров произвести нельзя. – Их разграничение всегда исторично, то есть справедливо только для определенного исторического момента», заметил:

D) Б.В.Томашевский.

*****

Существующая традиционная классификация жанров сохраняет многопризнаковость, для нее характерна определенная иерархия, связанная с учетом:

D) Фактора рода литературного произведения.

*****

Автокоммуникация, предполагающая периодичность записей, является коммуникативной доминантой в текстах, написанных в жанровой форме:

A) Дневника.

*****

Разные жанровые формы взаимодействуют друг с другом, в результате чего возникают:

D) «Гибридные» жанровые образования.

*****

Аксиоматический метод – способ построения теории, при котором в основу кладутся

D) положения, принимаемые без доказательств

4 стр., 1744 слов

Виды и функции эмоций.Проблема эмоций в психологической литературе.Понятие ...

... выхода из стрессового состояния. 1. Проблема эмоций в психологической литературе. 1.1. Понятие и значение эмоций. Теории эмоций. «Эмоции (от латинского "emoveo" - чувство) - ... и являются врожденно сформированными сигнализаторами этих смыслов. Познавательные процессы формируют психический образ, эмоциональные процессы ориентируют избирательность поведения. Положительные эмоции, постоянно сочетаясь с ...

*****

Какой из перечисленных факторов не способствует художественности литературного произведения?

A) двойная референция

B) принадлежность к одному из возможных миров

C) узнаваемость ситуации и объектов

D) нейтрализация мифопоэтической функции

E) нейтрализация познавательной функции.

*****

Идеальность художественного пространства состоит в том, что оно:

A) самое лучшее

B) художественное воплощение идеалистической философии

C) очень сложный предикат

D) продукт воображения автора

E) очень простой предикат.

*****

Отражение объективной действительности в сознании человека в процессе его общественной, производственной и научной деятельности называют

A) мышлением

B) суждением

C) восприятием

D) ощущением

E) познанием

*****

Метод познания, применимый и на эмпирическом, и на теоретическом уровне исследования

A) измерение

B) системный анализ

C) моделирование

D) наблюдение

E) идеализация.

*****

Форма мышления, в которой отражается связь между предметом и его признаком, между предметами, или факт их существования

A) суждение

B) понятие

C) умозаключение

D) представление

E) ощущение.

*****

Оскар Уайльд объяснял упадок современной ему литературы тем, что писатели:

A) лгут много и неинтересно

B) ни во что не верят

C) слишком озабочены вопросам морали

D) стремятся описывать жизнь такой, какой она есть

E) озабочены вопросам выгоды.

*****

Типологическая характеристика это:

A) прием сравнительно-сопоставительного изучения

B) форма лингвистического чертежа

C) Замещение языковой единицы

D) перенос языковых единиц из одной позиции в другую

E) дедуктивно-гипотетические построения.

*****

Квантитативный анализ связан с:

A) качественными признаками

B) количественными признаками

C) разбором слова по его морфемному составу

D) частеречной принадлежностью слова

E) связью с этнографическими фактами.

*****

Эстетические основы постреализма. Исключите лишнее.

A) Сконцентрирован на социально значимом.

B) Отказ от рациональной постижимости человеческого бытия.

C) Героический пафос.

D) Осмысление бытийных проблем человеческого существования.

E) Мифоцентрическая стратегия?

*****

На чем основана типологическая общность произведений, относящихся к поэтическому концептуализму?

A) Героический пафос.

B) Синкретическое сочетание временного и вечного.

C) Социально-историческая конкретность образа.

D) Изображение одной социальной среды.

12 стр., 5724 слов

Философия 87

... ее богатое содержание, унаследовалось будущей культурой. Художественное творчество, поэзия, ранняя философия многое включают в себя из мифов, а символическо-мифологическое содержание ... или опыт формирования познавательных представлений о мири с использованием наглядны образов; в) миропонимание, или позновательно-интелектуальный уровень. Итак, мировоззрение-это своеобразная интегративная ...

E) Демифологизация социальных мифов.

*****

Обозначьте черту, не свойственную эстетике постреализма.

A) Экзистенциальные мотивы.

B) Отсутствие социального пафоса.

C) Социально-исторический детерминизм.

D) Духовный релятивизм.

E) Социальная проблематика.

*****

Укажите автора монографии «Русская постмодернистская литература».

A) И.Скоропанова.

B) И.Ильин.

C) Вик.Ерофеев.

D) М.Липовецкий.

E) К.Гордович.

*****

Доминирующая черта шизоанализа В.Сорокина —

A) Христианская ориентация писателя.

B) Смешение реального и фантастического.

C) Полифоническая структура повествования.

D) Физиологический натурализм.

E) Экспансия метафоры.

*****

Персонаж-симулякр являет собой:

A) Оппозицию оригинала и копии.

B) Эмансипацию от референта.

C) Образ, лишенный подобия.

D) Социально-психологический детерминизм.

E) Неподчинение однозначной логике.

*****

Исключите признак, не свойственный концептуализму.

A) Игра как доминанта творчества.

B) Выявление симуляционного характера официальной культуры.

C) Разрушение мифологизированных представлений о жизни.

D) Социально-психологический детерминизм.

E) Моральный релятивизм.

Исключите лишнее.

*****

Какое произведение представляет ранний образец формирующегося в русской литературе постмодернизма?

A) Москва-Петушки.

B) Чапаев и Пустота.

C) Девушка и смерть.

D) Псалом.

E) Русская красавица.

*****

Главным объектом деконструкции и пародирования в концептуализме становится:

A) Русская классическая литература.

B) Литература стран Востока.

C) Русский язык.

D) Американская мечта.

E) Советская действительность.

*****

Это качество не является специфической особенностью термина:

A) системность и наличие дефиниции (определения);

B) абсолютная и относительная точность

C) непонятность

D) краткость, простота и понятность

E) латинское происхождение

*****

Укажите науку, которая не входит в содружество филологических наук:

A) лингвистика

B) литературоведение

C) текстология

8 стр., 3793 слов

Философия 85

... Книга И.Канта «Критика практического разума» посвящена… Варианты ответов: Философии техники Экономической теории Этике Эстетике Концепция социализации личности предполагает Варианты ответов: стремление ... Единство и борьба противоположностей Перехода количественных изменений в качественные Исключенного третьего К материальной сфере общества относятся Варианты ответов: производственные отношения ...

D) фольклористика

E) археология.

*****

Назовите метод, который не входит в систему сравнительно-исторического языкознания:

A) метод внешней реконструкции

B) метод внутренней реконструкции

C) сравнительно-исторический метод

D) сравнительный метод

E) метод структурной типологии.

*****

Автор современной «Теории литературы», признанной одним из лучших учебников:

A) Л.В. Чернец

B) Г.Н. Поспелов

C) Г.Л. Абрамович

D) В.Е. Хализев

E) В.М. Жирмунский.

*****

Назовите три главных отрасли литературоведения:

A) теория литературы, история литературы, литературная критика

B) эвристика, палеография, текстология

C) общая поэтика, историческая поэтика, структурная поэтика

D) стиховедение, стилистика, фольклористика

E) библиография, источниковедение, текстология

*****

Исключите лишнее в перечне основных культурологических школ

A)акмеистическая

B) символическая школа

C) натуралистическая

D) психологическая

E) социологическая

*****

Самое распостраненное культурологическое направление:

A) аксиологическое

B) символическое

C) натуралистическое

D) психологическое

E) социологическое

*****

В чем состоит основной конфликт между литературоведением и философией?

A) Различны предметные области этих наук.

B) Методологическая несовместимость.

C) Между философской волей к абстракции и конкретностью литературоведческого анализа.

D) Между этими науками нет конфликта.

E) Различие в метаязыке.

*****

В каких отношениях находятся философия и литература?

A) Философия и литература две разные области деятельности и не стоит их сопоставлять.

B) Философия развивается автономно от литературы.

C) Философия полностью определяет содержание литературы.

D) Философия как мировоззрение оказывала и будет оказывает влияние на литературу, сама испытывая воздействие литературы.

E) Философия это и есть литература.

*****

«Личностный смысл произведения», «путь к подлинному человеку» — какая философская школа оперирует этими понятиями при рассмотрении произведения?

A) Позитивизм.

B) Аналитическая философия.

C) Марксистская философия.

D) Феноменология.

E) Экзистенциализм.

*****

Кому принадлежит концепция текста как взаимодействия множества точек зрения?

A) М.Бахтину.

B) Ю.Лотману.

C) Б.Успенскому.

D) Д.Лихачеву.

E) С.Аверинцеву.

*****

Имя автора учебника «Теория литературы. Поэтика»:

A) Г.Н. Поспелов.

B) Л.И. Тимофеев.

C) Б.В. Томашевский.

D) А.Н. Гуляев.

E) В.И. Жирмунский.

*****

Авторы «Теории литературы», наиболее популярной на Западе и переведенной на русский язык:

25 стр., 12227 слов

12. Охарактеризуйте место языкознания в кругу смежных наук: связь ...

... времен Бодуэна де Куртенэ и Ф. де Соссюра покоятся все сколько-нибудь значимые теории языка в современной лингвистической науке.Что в языке принято считать знаковым? Под знаковым ...

A) Р.Уэллек, О.Уоррен.

B) Э.Кассирер, Д.Драйден.

C) Г.Морли, Г.Мюллер.

D) Б.Брехт, Э.Гринлоу.

E) Р.Барт, Б.Брехт.

*****

Назовите основные литературоведческие дисциплины:

A) Текстология, библиография, стиховедение.

B) Источниковедение, теория литературы, критика.

C) Историография, текстология, библиография.

D) Теория литературы, история литературы, литературная критика.

E) Стиховедение, текстология, критика.

*****

Конкретная и в то же время обобщенная картина окружающего мира, созданная при помощи вымысла в свете эстетического идеала художника:

A) Художественный образ.

B) Идея.

C) Проблема.

D) Тема.

E) Сюжет.

*****

Ученый, который ввел в научный оборот понятие хронотоп:

A) В. Виноградов.

B) А. Веселовский.

C) М. Бахтин.

D) Аристотель.

E) А. Потебня.

*****

Образ, стремящийся к отрицанию негативных явлений жизни, доводящий их до предела комизма, называется:

A) Сатирическим.

B) Юмористическим.

C) Трагическим.

D) Драматическим.

E) Ироническим.

*****

Обобщенный образ человеческой индивидуальности, наиболее ярко проявляющий себя в данном обществе в данный момент:

A) Литературный тип.

B) Характер.

C) Литературный герой.

D) Персонаж.

E) Художественный образ.

*****

Образ человека, очерченный с известной полнотой и индивидуальной определенностью, через который раскрываются тип поведения (поступков, мыслей, переживаний, речевой деятельности):

A) Типизация.

B) Обобщение.

C) Литературный характер.

D) Деталь.

E) Действующее лицо.

*****

Дайте определение «предметной изобразительности»:

A) Обозначения жестов и поступков.

B) Диалоги и монологи.

C) Лексико-фразеологические ресурсы языка.

D) Расстановка персонажей, обстановка изображаемого действия.

A) Повествователь и нарратор

B) Автор и рассказчик.

C) Лирический герой и ролевой герой.

D) Лирический герой и нарратор.

E) Ролевой герой и автор.

*****

Термин в переводе с латыни означающий — виновник, основатель, сочинитель:

A) Автор.

B) Персонаж.

C) Рассказчик.

D) Лирический герой.

E) Ролевой герой.

*****

Термин в переводе с греческого означающий — отпечаток, признак, отличительная черта:

A) Характер.

B) Персонаж.

C) Герой.

D) Образ автора.

E) Главный герой.

*****

Причудливое сочетание и контраст фантастического и реального реализуется в :

A) Бурлеске.

B) Диссонансе.

C) Гротеске.

D) Зауми.

E) Компаративизме.

*****

Образы-двойники, подделки, поглощающие, вытесняющие реальность.

A) Символ;

B) Знак;

C) Симулякры

D) Эмблемы;

E) Метаболы.

*****

Кем было разработано понятие семиосферы?

A) М.М. Бахтин.

B) Ю.М. Лотман.

C) Ю.Н. Тынянов.

D) Н.Д. Тамарченко.

E) В.Е.Хализев.

*****

Какое понятие лежит в основе семиотики?

A) Текст.

B) Высказывание.

C) Знак.

D) Вымысел.

E) Язык.

*****

Кто из названных исследователей применил понятие карнавала ко всем явлениям культуры Нового времени?

A) Ю.М. Лотман.

B) М.М. Бахтин.

C) В.В. Иванов.

D) Ю.И. Левин.

E) В.П. Руднев

*****

Рецептивная эстетика – наука, занимающаяся изучением:

A) Психологии творчества.

B) Поэтикой произведения.

C) Читателя и его реакцией на произведение.

D) Архетипов.

E) Законов искусства.

*****

Л.С. Выготский – автор:

A) Теории эстетической реакции.

B) Теории речевых актов.

C) Теории эстетического вкуса.

D) Теории эстетического отношения искусства к действительности.

E) Теории игрового поведения.

*****

Кто является автором работы «Слово и миф»:

A) А.А. Потебня

B) А.А. Шахматов

C) Н.И. Толстой

D) А. Вежбицкая

E) Ч. Фергусон

*****

Какая дисциплина изучает вопрос взаимодействия языка и культуры:

A) Лингвокультурология

B) Современный русский язык

C) Польский язык

D) История русской литературы

E) История русского языка

*****

Кому из классиков русской литературоведческой мысли принадлежит следующее высказывание: «Жанр всегда и тот и не тот, всегда стар и нов одновременно. Жанр живет настоящим, но всегда помнит свое прошлое»:

A) Б.М. Эйхенбауму.

B) М.М. Бахтину.

C) З.Г. Минц.

D) В.В. Виноградову.

E) В.Б. Шкловскому.

*****

Одно из проявлений воздействия кинематографа на синтаксический строй повествования в прозе ХХ века:

A) Отказ от вводных слов.

B) Увеличение числа сложных синтаксических конструкций.

C) Дробление текста на небольшие абзацы.

D) Широкое использование многосоюзия.

E) Сокращение числа эллиптических конструкций.

*****

Исключите лишнее: в постмодернизме появление гибридных жанровых форм связано с:

A) Актуализацией так называемых «второстепенных жанров»: мемуаров, комментариев, эссе.

B) Ризоматикой.

C) Цитатно-пародийным многоязычием.

D) Травестийным снижением классических образцов.

E) Однозначной авторской позицией.

*****

Автор книги «Национальные образы мира»

A) Г.Гачев

B) В.Ерофеев

C) Ю.Лотман

D) В.Сорокин

E) К.Бальмонт

*****

Как символистская антропософская концепция повлияла на преображение жанра романа в русской литературе рубежа ХIХ – начала ХХ века:

A) не оказала определяющего влияни.

B) способствовала кризису большой повествовательной формы

C) актуализировала интерес писателей к античной и древнерусской литературе

D) способствовала совершенствованию приемов психологического анализа

E) двоемирие стало доминантным принципом сюжетно-фабульной организации повествования.

*****

Произведение, представляющее собой ранний образец формирующегося в русской литературе постмодернизма:

A) Москва-Петушки

B) Чапаев и Пустот.

C) Девушка и смерть

D) Псалом

E) Русская красавица

*****

Исключите лишнее: в постмодернизме появление гибридных жанровых форм связано с:

A) актуализацией так называемых «второстепенных жанров»: мемуаров, комментариев, эссе.

B) ризоматикой

C) цитатно-пародийным многоязычие.

D) травестийным снижением классических образцов.

E) однозначной авторской позицией.

*****

Исключите лишнее: персонаж-симулякр являет собой:

A) оппозицию оригинала и копии

B) эмансипацию от референта

C) образ, лишенный подобия

D) жизнеподобный образ

E) жеконструированный знак.

*****

Типологическая общность произведений, относящихся к концептуализму, основана на:

A) героическом пафосе

B) синкретическом сочетании временного и вечного

C) социально-исторической конкретности образа

D) изображении одной социальной среды

E) демифологизации социальных мифов.

*****

Исключите лишнее: трансформация жанрового канона романа в конце ХХ века

сказалась в:

A) отказе от четко детерминированного сюжета

B) усилении внимания писателей к подсознательной сфер.

C) отказе от антропоцентризма в пользу онтологоцентризма

D) в кризисе идеи социально-психологического детерминизма

E) тяготении писателя к открытому пафосу..

*****

Признак, не свойственный концептуализму:

A) игра как доминанта творчества

B) выявление симуляционного характера официальной культуры

C) разрушение мифологизированных представлений о жизни

D) герои-симулякры

E) культ впечатления и ощущения.

*****

Лишняя характеристика из перечня жанрообразующих признаков романа-антиутопии:

A) Мотив несвободы.

B) Конфликт личности и государства.

C) Изображение жизни в революционной перспективе.

D) Коллективный образ народной массы.

E) Образ властителя государства.

*****

Этому произведению исследователи дают следующие жанровые квалификации: «руины романа» (А. Генис), «лирико-постфилософский» роман (И. Скоропанова), «роман-дневник читателя, писателя и мыслителя» (Т. Иванова), «не автобиография, и не заметки на полях, и не постмодернистский пастиш – и в то же время и то, и другое, и третье» (В. Руднев):

A) Бесконечный тупик.

B) Псалом.

C) Москва-Петушки.

D) Кавказский пленный.

E) Попугайчик.

*****

Признаки жанра рассказа в творчестве Л. Петрушевской:

A) Острое обнажение сущностных начал жизни, смешение реального с ирреальным.

B) Духовно-нравственная эволюция героев, обретение ими истинной веры.

C) Напряженное ожидание грядущих социальных перемен, мотив счастливого будущего.

D) На личность возлагается ответственность за исторические судьбы народа, героям свойственно сознание великой роли искусства в деле борьбы за идеалы.

E) Композиционная раздробленность повествования, эксплицитная выраженность авторской позиции.

*****

Что выводит на первое место антропоцентрическая парадигма:

A) Человека

B) Природу

C) Действительность

D) Животный мир

E) Растительный мир

*****

Категория личного бессознательного была впервые разработана:

A) К.-Г. Юнгом.

B) Э. Нойманом.

C) З.Фрейдом.

D) А. Потебней.

E) И.Кантом.

*****

Категория коллективного бессознательного была впервые введена:

A) З. Фрейдом.

B) Платоном.

C) Э. Нойманом.

D) Аристотелем.

E) К.-Г.Юнгом.

*****

Что предопределяет по К.-Г.Юнгу природу творческой фантазии художника?

A) Личное бессознательное.

B) Принцип удовольствия.

C) Принцип реальности.

D) Архетипы.

E) Невроз.

*****

Ю.М. Лотман интерпретирует конфликт между Татьяной, Ленским и Онегиным в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

A) Как любовный конфликт.

B) Как конфликт между представителями разных социальных групп.

C) Конфликт основан на том, что персонажи использовали разные культурные знаковые системы.

D) Конфликт между «старым» и «новым».

E) Отрицает наличие конфликта.

*****

Автор статьи «Поминки по советской литературе»

A) Вик. Ерофеев

B) Д.Пригов

C) Т.Толстая

D) В.Астафьев

E) В.Маканин

*****

Укажите имя литературоведа – нашего современника

A) М.Липовецкий

B) Н.Лежнев

*****

Исключите произведение, выпадающее из ряда типологически, близких по своей жанровой природе.

A) «Мы» Замятина.

B) «О дивный новый мир» О.Хаксли.

C) «1984» Д.Оруэлла.

D) «Новый сладостный стиль» В.Аксенова.

E) «Кысь» Т.Толстой.

*****

!Главным стилевым принципом орнаментальной прозы является:

A) прием контраст

B) выраженность авторской позиции

C) сложная композици.

D) полифони.

E) ориентация на стихотворство.

*****