РВУЗ «КРЫМСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» (г. Ялта)
ЕВПАТОРИЙСКИЙ ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫХ НАУК
КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ
ПИМЕНОВ АЛЕКСЕЙ ИГОРЕВИЧ
ВЫПУСКНАЯ РАБОТА
ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-КВАЛИФИКАЦИОННОГО УРОВНЯ «СПЕЦИАЛИСТ» НА ТЕМУ:
Выполнил студент
группы 51 – ЕСП (специальность
социальная педагогика)
Научный руководитель:
к. психол. н., доцент
Фадеев В.И.
Рассмотрена на заседании
Кафедры педагогики и психологии
(Протокол №____от «___»__________2012г.)
Рекомендована к защите____________
Евпатория, 2012
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………………..3 РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНФЛИКТНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ И МЕТОДЫ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ СРЕДИ УЧАЩИХСЯ В ПТУЗ 1.1. Основные подходы к изучению проблемы конфликтных взаимоотношений в трудах зарубежных и отечественных авторов………………8 1.2. Причины, виды и основные характеристики конфликтных взаимоотношений среди учащихся профессионально-технических учебных заведений………………………………………………………………………………………………….21 1.3. Социально-педагогические методы разрешения конфликтных взаимоотношений между учащимися профессионально-технических учебных заведений………………………………………………………………………………………………….33 Выводы по первому разделу………………………………………………………………………39 РАЗДЕЛ II.
Роль педагогического общения во взаимоотношениях учителя и учащихся
... исследовательской работы «Роль педагогического общения во взаимоотношениях учителя и учащихся» неслучаен. В школе ребенок проводит значительную часть ... ряда наук: философии, социальной и общей психологии, педагогики и педагогической психологии. Речевое общение широко исследуется ... ПОНЯТИЯ « ОБЩЕНИЕ ». Начиная с рождения, человек живет среди других людей. Сначала в младенческом возрасте, круг его ...
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ РАБОТЫ CОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ПО РАЗРЕШЕНИЮ КОНФЛИКТНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ УЧАЩИХСЯ ПЕРВЫХ КУРСОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ 2.1. Программа экспериментального исследования содержания работы соци- ального педагога по разрешению конфликтных взаимоотношений учащихся. 2.2. Результаты исследования и их интерпретация………………………………………. 2.3. Профилактическая деятельность социального педагога по предупрежде- нию конфликтных ситуаций в коллективе учащихся………………………………….. Выводы по второму разделу………………………………………………………………………….
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………………….. ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………………………………………
Введение
Актуальность проблемы исследования. Актуальность исследования форм и методов коррекции конфликтных взаимоотношений в среде учащихся первых курсов профессионально-технических учебных заведений обусловлена тем, что в период юношества происходит становление личности: укрепляются позиции, принципы, приходит осознание своего места в обществе, появляются новые социальные роли.
Учащиеся ПТУЗ приобретая профессиональные знания, умения и навыки, также активно развивают свои личностные качества, учатся взаимодействовать с людьми в учебном коллективе, разрешать учебные и жизненные задачи и проблемы. Кроме того приобретает ценность стремление к достижению поставленных целей. Однако, схожесть стремлений может приводить к возникновению разногласий между группами и личностями, таким образом порождая конфликт.
Актуальность изучения данной проблемы обусловлена, прежде всего, тем, что большинство юношей, их родителей и учителей считают, что надо получить высшее образование, однако поступить в вуз может только одна треть желающих. Таким образом, в профтехучилища приходит достаточное количество юношей и девушек заранее разочарованных, потерпевших неудачи в своих стремлениях и переживших немало неприятностей из-за этого от учителей и родителей. У большинства из них подорвано желание учиться, и принуждает к этому только необходимость куда-то устроиться и чему-то научиться.
Все эти и подобные им обстоятельства определяют отношение поступивших в профтехучилище новичков к обучению в нём и психическое состояние в первое время занятий. Неудовлетворённость тем, что приходится снова заниматься уже надоевшей в школе учёбой, доставлявшей больше огорчений, чем радостей, неуверенность в своих способностях и успехах. Проявляется неприязнь или безразличие к будущей профессии или же сомнения в правильности её выбора. На этой почве возникает определённая настороженность и критичность к преподавателям, замкнутость и натянутость отношений в коллективе.
Роль психологической службы в исследовании учебной мотивации студентов
... работы психологической службы с проблемами учебной мотивации студентов. Объект: учебная мотивация студентов в Вузе. Предмет: особенности организации исследования учебной мотивации студентов психологической службой ... потенциала абитуриентов их профессиональному выбору. На эти задачи работает ранняя профессионально ориентированная диагностика школьников, направленная на выявление общих и специальных ...
Интерес к проблеме конфликтов формировался в отечественной науке давно, но наибольшее развитие он получил в настоящее время. Научной разработкой проблемы конфликтов занимались отечественные психологи и педагоги: Л.С. Выготский, А.С. Залужский, Б.Т. Лихачев, Л.А. Петровская, О.Н. Лукашенок, Н.Е. Щуркова, Н.И. Шевандрин, В.М. Афонькова, Е.А.
Тимоховец, Р. Л. Кричевский, Е.М. Дубовская, Т.В. Драгунова, Е.В. Первышева, Л.С. Славина, В.И. Журавлёв, О.Н. Громова, Г.М. Андреева, А.И. Шипилов и др.
В настоящее время основное внимание в психологии и социальной педагогике уделяется изучению следующих направлений: конфликты в учебном коллективе (В.М. Афонькова, Е.А. Тимоховец); сущность конфликтов, их причины и особенности в подростковых и юношеских коллективах (Б.С. Алишев, Т.А. Чистякова); конфликты между учениками и учителем (О.Н. Лукашенок, Н.Е. Щуркова).
Актуальность выбранной темы, её значимость в современных условиях обусловили выбор темы нашего исследования «Формы и методы коррекции конфликтных взаимоотношений учащихся первых курсов в профессионально-технических учебных заведениях».
Объект исследования: конфликтные взаимоотношения.
Предмет исследования: конфликтные взаимоотношения учащихся в профессионально-технических учебных заведениях.
Цель исследования: апробировать программу профилактики конфликтных взаимоотношений учащихся в профессионально-технических учебных заведениях.
Задачи исследования:
- Проанализировать психолого-педагогическую литературу с целью определения основных подходов к изучению проблемы конфликтных взаимоотношений в трудах зарубежных и отечественных авторов;
- Выявить причины, виды и основные характеристики конфликтных взаимоотношений среди учащихся в профессионально-технических учебных заведениях;
- Определить методы разрешения конфликтных взаимоотношений между учащимися ПТУЗ;
- Подобрать методические средства и провести экспериментальное исследование с целью обнаружения конфликтных взаимоотношений в коллективе учащихся;
- Разработать программу коррекции конфликтных взаимоотношений в среде учащихся ПТУЗ;
- Апробировать результативность программы коррекции конфликтных взаимоотношений среди учащихся профессионально-технического учебного заведения.
Гипотезой данной работы является предположение о том, что межличностные конфликты в учебных группах ПТУ являются групповой нормой поведения, регулирующей особенности самоутверждения личности в среде сверстников. Таким образом, усвоение учащимися социально значимых целей и способов самоутверждения может служить одним из критериев успешности их социализации.
Взаимоотношения в организации. Конфликты методы их разрешения
... указывает три группы причин конфликтных отношений: обусловленные трудовым процессом, психологическими особенностями человеческих взаимоотношений, личностным своеобразием членов группы. Конфликты различают по их ... конфликта. Если у большинства сотрудников возникает ощущение, что стиль и методы управления не отвечают практическим потребностям, то это может послужить причиной возникновения конфликтной ...
Теоретико-методологическую основу исследования составили положения о прояснении природы конфликтов и основных механизмов их развёртывания (Н.В. Гришина, Е.С. Кузьмин, А.Л. Свенцицкий); положение о социальном неравенстве людей (Конфуций); концепция «позитивно-функционального конфликта» (Л. Козер); взгляды на конфликты в учебных коллективах (В.М. Афонькова, Е.А. Тимоховец); представления о сущности конфликтов, их причин в подростковых и юношеских коллективах (Б.С. Али-
шев, Т.А. Чистякова); положения о конфликтах между учениками и учителем (О.Н. Лукашенок, Н.Е. Щуркова); представления о конфликтах в молодёжных, студенческих группах (В.М. Басова, А.И. Шкиль и др.).
Методы и методики исследования. Для определения наличия конфликтных взаимоотношений среди учащихся ПТУЗ использовались теоретические методы – сравнительный анализ источников: психологической, научно-методической литературы и практического опыта по проблеме исследования, обобщение результатов анализа; эмпирические методы – для диагностики межличностных отношений использовалась методика Т. Лири; для прогнозирования характера разворачивающейся конфликтной деятельности методика определения поля «Prima acta»; для диагностики межличностных конфликтов – модульная методика диагностики межличностных конфликтов (А. Анцупов); для определения внутригруп- повой конфликтности – методика Т. Полозовой; для определения преобладающего типа отношения личности к окружающим – методика изучения взаимоотношений в малой группе (МЛО), разработанная Т. Лири, Т. Лефоржем и Р. Сазеком.; методика «Q-сортировки» (Х. Зален и Д. Шток) направленная на выявление у членов группы таких тенденций в межличностном общении, как зависимость – независимость, общительность – необщительность, стремление к борьбе – избегание борьбы; констатирующий и формирующий эксперимент, статистический анализ его результатов; методы презентации данных: таблицы.
Опытно-экспериментальная база исследования: Евпаторийское профессионально-техническое строительное училище №19.
Теоретическая и практическая значимость исследования.
Обобщены теоретические представления психологов и педагогов об определении основных подходов к изучению проблемы конфликта. Выявлены причины, виды и основные характеристики конфликтных взаимоотношений среди учащихся профессионально-технических учебных заведений. Определены методы разрешения конфликтных взаимоотношений между учащимися ПТУЗ. Проведено экспериментальное исследование с целью обнаружения конфликтных взаимоотношений в коллективе учащихся. Разработана программа коррекции конфликтных взаимоотношений в среде учащихся ПТУЗ.
Структура работы – обусловлена целями и задачами исследования и состоит из введения, двух разделов, выводов к каждому из разделов и общих выводов, списка использованных источников – _ наименований, и _ приложений. Работа содержит _ таблиц и _ рисунков. Общий объем работы _.
Методы избежания конфликтов
... Немаловажное значение среди причин возникновения школьных конфликтов имеет характер взаимоотношений между педагогом и конкретным учеником. ... внутреннего образа одно из хорошо изученных социальной психологией заблуждений. Так же вызывают симпатию ... содержанию является конфликт: конфликтом деятельности, отношений, либо поведения? 6. Какой стиль поведения в конфликтной ситуации был ...
Раздел I теоретические аспекты конфликтных взаимоотношений и методы их разрешения среди учащихся в птуз
- Основные подходы к изучению проблемы конфликтных взаимоотношений в трудах зарубежных и отечественных авторов
«Мы привыкли думать, что, возражая кому-то, мы неминуемо вступаем с этим человеком в конфликт, который обязательно должен выявить победителя и побеждённого или ущемить чьё-то самолюбие. Но давайте не будем воспринимать все в таком свете. Давайте всегда искать между нами что-то общее. Секрет успеха заключается в том, чтобы с самого начала проявить заинтересованность в точке зрения собеседника. Я совершенно уверен, что это под силу каждому из нас»
Далай Лама
Изучению проблемы конфликтов были посвящены исследования ряда выдающихся философов, общественных деятелей, психологов, педагогов, социологов таких, как: 3. Фрейд, У. Мак-Дуглас, К. Лоренс, К. Левин,
Г. Спенсер, К. Маркс, Г. Зиммель, Л. Козер, К. Боулдинг, И.Ф. Смолянинов, П.О. Гриффин, М.И. Могилевский, О.В. Левин, Д.П. Зеркин, В.А. Кременюк, Л.С. Выготский, Б.Т. Лихачёв, Л.А. Петровская, Е.М. Дубовская, А.Я. Анцу- пов, А.И. Шипилов и другие.
В настоящее время существует множество определений термина «конфликт». В самом доступном варианте толкования под термином «конфликт» понимают столкновение противоположных интересов, взглядов, в основе которого лежит объективное расхождение целей и интересов (противоречие) [5, с. 285]. В более обширной трактовке конфликт (от латинского – confliktus) означает столкновение сторон, мнений, сил. «Причинами столкновений могут быть самые разные проблемы жизни – утверждает Козырев Г.И. – ими могут быть материальные ресурсы, важнейшие жизненные установки, властные полномочия, статусно-ролевые различия в социальной структуре, личностные (эмоционально-психологические) различия и т.д.» [11, с. 7].
Углубляясь в тему нашего исследования следует сказать, что «конфликтными взаимоотношениями можно считать такие отношение между субъектами социального взаимодействия, которые характеризуется их противоборством на основе противоположно направленных мотивов (потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений) и / или суждений (мнений, взглядов, оценок и т.п.) [6, с. 13].
Также конфликтными взаимоотношениями называют «отношения вялотекущего, подспудно назревающего конфликта, для которых характерны постоянные и нередко безрезультатные попытки достичь взаимопонимания, нарастающее внутреннее напряжение» [24].
Исторически видно, что первые попытки рационального осмысления конфликтов были предприняты ещё древнегреческими философами. Так, античный философ – диалектик Гераклит стремился связать свои рассуждения о войнах и социальных конфликтах с общей системой взглядов на природу мироздания
В средние века Фома Аквинский развивал мысль о том, что войны допустимы в жизни общества, и определил ещё одно условие справедливой войны – санкция, данная государством.
В период эпохи Возрождения известные гуманисты Т. Мор, Э. Роттердамский, Ф. Рабле, Ф. Бекон выступили с резким осуждением социальных столкновений и социальных конфликтов.
Теория личности Зигмунда Фрейда 2
... в антагонистических отношениях между собой создавая основу для фундаментального, биологического внутреннего конфликта. Неосознанность этого конфликта связана не только с тем, что борьба между инстинктами как ... При этом регрессия представляет собой более примитивный способ реализации стремлений, выхода из конфликтной ситуации. Человек может начать кусать ногти, портить вещи, жевать резинку или ...
Э. Роттердамский указывал на наличие собственной логики начавшегося конфликта, который, разрастаясь подобно цепной реакции, вовлекает в орбиту своего влияния все новые и новые силы, слои населения и страны. Он обращал внимание на сложность примирения противостоящих в конфликте сторон даже в тех случаях, когда обе они стоят на единых идеологических позициях.
Разработка проблем конфликтов в западной социологии осуществлялась в различных направлениях. На первом этапе – в русле социал-дарвинизма и марксисткой теории, далее – функциональная теория конфликта Г. Зиммеля и структурный функционализм Т. Парсонса. Так ведущий представитель функционализма Толкотт Парсонс – американский социолог-теоретик, уделял анализу конфликтных явлений большое внимание, но осуществлял их исследование с позиций интеграционного процесса с целью достижения общественного согласия. С этих позиций конфликт трактуется им как — «социальная аномалия, своего рода болезнь, которую необходимо преодолевать» [5, с. 21]. Т. Парсонс формулирует ряд «функцио- нальных предпосылок» стабильности общества, обеспечение которых позволяет сохранить социальную систему в рамках сложившихся норм и ценностных ориентации, избежать социальных конфликтов и вместе с ним потрясений [5, с. 21]: 1) удовлетворение основных биологических и психо- логических потребностей значительной части членов данного общества; 2) эффективная деятельность органов «социального контроля», воспитывающих индивидов в соответствии с господствующими в данном обществе нормами; 3) совпадение индивидуальных мотиваций с общественными установками, в связи с чем индивиды выполняют предписанные им обществом функции и задачи. Однако, не все учёные признавали конфликт исходной категорией социологических концепций, но все были едины в том, что конфликты занимают значительное место в жизни общества и проведение теоретических исследований в этой области необходимо для разрешения конфликтных ситуаций.
Первым ввёл в научную терминологию понятие «социология конфликта» немецкий социолог Георг Зиммель [5, с. 12]. Учёный считал, что среди устойчивых форм социального взаимодействия особое место занимает конфликт. Конфликт способствует социальной интеграции, определяет характер конкретных социальных образований, укрепляет принципы и нормы их организации.
Кроме того, Г. Зиммель выдвинул концепцию конфликта как «защитного клапана» Таким образом, он считал, что «клапаном в конфликтных взаимоотношениях является высвобождение чувства враждебности, которое, если не было бы отдушины, взорвало бы отношения между антагонистами» [10, с. 63].
Основные положения, предложенные Г. Зиммелем, являли собой достаточно стройную теорию, которая была способна объяснить явления социальной жизни, показать то положительное, что может дать конфликт в социальной сфере, в сфере межличностных отношений, включая и конфликты, возникающие в подростковой и юношеской среде. Для нас в теории Г. Зиммеля важным является мнение о том, что острота конфликтного взаимодействия между группами ведёт к сплочению внутри группы. Частые, но небольшие конфликты ведут к усилению внутригруппового единства, к созданию норм, регулирующих взаимоотношения внутри группы.
Теория драм1
... сюжетосложения. Конфликт(conflictus /лат./ – столкновение) – противоречие как принцип взаимоотношений между образами художественного произведения. Конфликт стал отличительной чертой драмы и театра. Как писал Гегель: ... развязка. Развязка– это эпизод драматического произведения, который окончательно устраняет конфликты. В развязке конфликт может быть разрешен за счет устранения одной из сторон спора ...
В 20-ом веке анализ проблематики конфликтных взаимоотношений стал осуществляться преимущественно в аспекте разработки методик разрешения конфликтных ситуаций [5, с. 20]. В это же время американские психологи К. Хорни, Э. Фромм, Г. Салливен попытались расширить понятие природы конфликта, вложив в него социальный контекст. Так, К. Хорни основной причиной конфликтов между индивидом и его окружением считала недостаток доброжелательности со стороны близких людей, в первую очередь родителей. И, напротив – Э. Фромм считал, что конфликты возникают из-за невозможности реализовать в обществе личностные стремления и потребности, что в свою очередь приводит человека к конфликтным отношениям с окружающими. Таким образом, в 20–30-е годы 20-го века проблема конфликтных взаимоотношений и конфликта в целом начинает привлекать внимание социальных психологов. Происходит зарождение конфликтологии как науки.
Исторически сложилось так, что конфликтология выделилась как относительно самостоятельное направление лишь в конце 50-х годов 20-го века и изначально получила название «социология конфликта». Это событие связывают с работами Р. Дарендорфа (Германия) «Социальные классы и классовые конфликты в индустриальном обществе», а также Л. Козера (США) – «Функции социальных конфликтов». Последний в своей книге утверждал, что «не существует социальных групп без конфликтных отношений и что конфликты имеют позитивное значение для функционирования общественных систем и их смены» [5, с. 23].
Таким образом этими учёными была предложена «конфликтная модель» общества, используемая в качестве концептуальной основы современных представлений о конфликте и конфликтных взаимоотношений. В качестве основной причины социальных конфликтов они выделяли не отношения собственности, а перераспределение власти. Ими были сформулированы более десяти позитивных функций конфликтных отношений, включены в сферу рассмотрения динамики конфликта организационные взаимодействия между людьми. Так впервые была осуществлена попытка «вписать» конфликтные отношения в идею общественного порядка.
Таким образом, среди основных направлений зарубежных психологических исследований конфликтных взаимоотношений в первой половине 20-го в. можно выделить [2, с. 17]:
- Психоаналитическое (З. Фрейд, А. Адлер, К. Хорни, Э. Фромм);
- Социотропное (У. Мак-Дугалл, С. Сигеле и др.);
- Этологическое (К. Лоренц, Н. Тинберген);
- Теория групповой динамики (К. Левин, Д. Креч, Л. Линдсей);
- Фрустрационно-агрессивное (Д. Доллард, Л. Берковитц, Н. Миллер);
- Поведенческое (А. Басс, А. Бандура, Р. Сирс);
- Социометрическое (Д. Морено, Э. Дженигс, С. Додд, Г. Гурвич);
- Интеракционистское (Д. Мид, Т. Шибутани, Д. Шпигель).
Современные подходы:
- Теоретико-игровой (М. Дойч);
- Теория организационных систем (Р. Блейк, Дж. Мутон);
- Теория и практика переговорного процесса (Д. Прюитт, Д. Рубин, Р. Фишер, У. Юри).
Также в истории изучения конфликта в целом, в западной социологии выделяются три этапа [2, с. 17]:
Глава 1. ПРОФИЛАКТИКА СЕМЕЙНЫХ КОНФЛИКТОВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА ...
... и соотношение понятий конфликт, семейный конфликт, супружеский конфликт, конфликтная семья Семейные конфликты существуют столько, сколько существует моногамная семья. В патриархальной семье конфликты случаются редко. В ... них поступаем). Например, если на фоне полного взаимопонимания и прекрасных взаимоотношений супруги сталкиваются с чисто внешними трудностями, связанными, например, с ...
- Вторая половина XIX в. – социал-дарвинизм (Г. Спенсер и др.), описавший проявления социальной борьбы при столкновении интересов, унаследованных норм и новых идей, привлекшие внимание к проблеме конфликта, и теория Маркса, в которой он считал, что «…объективно индивиды могут обладать одинаковым положением в обществе, но осознать общность своих интересов они могут только в конфликте и через конфликт» [Козер, с. 55];
- Первая половина XX в. – функциональная теория конфликта (Г. Зиммель) и структурный функционализм (Т. Парсонс), ставивший задачу найти эффективные методики разрешения конфликтных взаимоотношений в организациях, на производстве. При этом конфликты оценивались ими как негативные процессы, сдерживающие развитие общества;
- Вторая половина XX в. – теория позитивно-функционального конфликта (Л. Козер), конфликтная модель общества (Р. Дарендорф), общая теория конфликта (К. Боулдинг), рассматривавшая конфликт в виде всеобщей категории, присущей всему живому и неживому миру, служащей базой для анализа любых процессов.
Так, в соответствии с теорией Л. Козера конфликтные взаимоотношения могли быть разделены на два вида: реалистические (предметные) или нереалистические (беспредметные).
Таким образом, реалистические конфликты, по мнению Л. Козера должны быть вызваны неудовлетворением определённых требований участников или несправедливым, по мнению одной или обеих сторон, распределением между ними каких-либо преимуществ и направлены на достижение конкретного результата. Нереалистические конфликты – напротив – имеют своей целью открытое выражение накопившихся отрицательных эмоций, обид, враждебности, т.е. острое конфликтное взаимодействие становится здесь не средством достижения конкретного результата, а даже самоцелью.
Рассмотрим же подробнее основные подходы и направления зарубежных психологических исследований конфликтных отношений в первой половине 20-го в.
Психоаналитический подход связан, прежде всего, с именем австрийского психолога 3. Фрейда, создавшего одну из первых концепций человеческой конфликтности. Несмотря на то, что 3. Фрейд занимался преимущественно внутриличностными конфликтами, его заслугой является указание на необходимость поиска причин межличностных конфликтов в сфере бессознательного. Последователь 3. Фрейда Альфред Адлер содержание конфликтов личности с микросредой видел в попытках индивида освободиться от чувства неполноценности и доминирования одних над другими.
По мнению англо-американского психолога У. Мак-Дугалла, конфликты в обществе неизбежны, так как людям присущи социальные инстинкты типа страха, стадности, самоутверждения и т.д. Они передаются по наследству, поэтому люди постоянно конфликтуют, вступают в противоборство. Опираясь на утверждение Ч. Дарвина о том, что инстинкт борьбы за выживание обеспечивает существование, развитие вида, У. Мак-Дугалл распространил его и на человеческое общество. Созданная им теория социальных инстинктов имела сторонников, определивших социотропное направление в изучении конфликтов (С. Сигеле и др.).
Конфликты в межличностном общении
... реальностью, взрыв эмоций и нежелание их обуздывать приводят к частым конфликтам в межличностном общении. Разрабатываются коммуникативные стратегии для урегулирования околоконфликтных ситуаций, уже возникших ... когда, например, человек не представляет себе, что есть много выходов из конфликтной ситуации), недостаточная психологическая устойчивость, плохо развитая способность к эмпатии, завышенный или ...
Начало этологического подхода к конфликтным отношениям было положено в 30-х годах работами австрийского естествоиспытателя, лауреата Нобелевской премии Конрада Лоренца. Впервые в мировой науке им была высказана гипотеза о том, что главной причиной социальных конфликтов является агрессивность индивида и толпы. По мнению К. Лоренца, механизмы возникновения агрессивности у животных и человека однотипны, а агрессия – постоянное состояние живого организма. Этологические идеи К. Лоренца получили развитие в исследованиях нидерландского этолога Н. Тинбергена.
Исследуя проблемы групповой динамики, германо-американский психолог Курт Левин разработал концепцию динамической системы поведения, которая находится под напряжением, когда нарушается равновесие между индивидом и средой. Это напряжение проявляется в виде конфликтов. Источником конфликта может быть неблагоприятный стиль деятельности лидера группы. К. Левин видел пути разрешения конфликтов в реорганизации мотивационных полей личности и структуры взаимодействия индивидов.
Группа психологов Йельского университета (США) во главе с Д. Доллардом, опираясь на труды 3. Фрейда и К. Левина, предложила новую гипотезу конфликтных отношений – фрустрационно-агрессивную. В этой концепции интегрирована биосоциальная причина конфликтов – агрессивность индивида и социальная причина – фрустрация. Агрессия всегда следует за фрустрацией, а случаи агрессивного поведения обычно предполагают существование фрустрации.
Известным представителем поведенческого направления является американский психолог Арнольд Басс. Причины конфликтных взаимоотношений он ищет не только в биологии человека, его врождённых качествах, но и в социальном окружении, которое изменяет эти качества в результате взаимодействия личности с окружающей социальной средой.
В соответствии с теорией социометрии, разработанной социальным психологом Я. Морено, межличностные конфликтные взаимоотношения определяются состоянием эмоциональных отношений между людьми, их симпатиями и антипатиями по отношению друг к другу. Я. Морено пришёл к выводу, что все конфликты, от межличностных до международных, могут быть разрешены путём перестановки людей в соответствии с их эмоциональными предпочтениями, так чтобы «социометрическая революция» позволила гармонизировать общественные отношения.
Вслед за работами основателя символического интеракционизма – американского психолога и социолога Д. Мида – широкий резонанс получили исследования представителя чикагской школы Т. Щибутани. По его мнению, причины конфликтов кроются в процессе социального взаимодействия. При возникновении возмущений в отношениях «индивид – среда» субъект начинает ощущать внутреннюю дисгармонию и дискомфорт. Стремясь устранить их, индивид совершает активные действия для того, чтобы приспособиться к среде. В ходе приспособления и возникают конфликты.
Таким образом, анализ подходов к исследованию конфликтных отношений в рассматриваемый период показывает, что они формировались в русле традиционных направлений психологии, отражая теоретические конструкции, свойственные данному течению. Эти подходы стали основой, на которую опираются западные психологи при изучении конфликтов в последние 40–45 лет.
В настоящее же время исследования конфликтов, а вместе с этим и конфликтных взаимоотношений в современной зарубежной психологии ведутся по следующим направлениям:
- Теоретико-игровое (М. Дойч);
- Теория организационных систем (Р. Блейк, Дж. Мутон);
- Теория и практика переговорного процесса (Д. Прюитт, Д. Рубин, Р. Фишер, У. Юри).
Представители теоретико-игрового подхода основной задачей считают построение универсальной схемы взаимодействия в конфликтной ситуации и её разрешение. В основе лежат игры типа «дилемма узника». Решение задачи облегчают чётко контролируемые экспериментальные условия. Многообразие стилей поведения в конфликтной ситуации обобщается в два основных типа поведения: кооперативное и конкурентное.
В системном виде данный подход выражен в работах американского социального психолога М. Дойча. Его концепция представляет собой целостную разработку социально-психологического подхода к проблеме конфликта. Начиная с 1948 года им были проведены сотни экспериментов, результатом чего была его теория кооперации и конкуренции. В теории Дойча конфликтная феноменология описывается как следствие объективного столкновения интересов, что позволяет считать его одним из основоположников изучения социально-психологической природы возникновения конфликтных отношений. Дойч верил, что результаты лабораторных экспериментов открывают путь к пониманию реальных конфликтов между живыми людьми. По мнению М. Дойча, «в основе конфликта лежит несовместимость целей участников межличностного взаимодействия» [26]. Благодаря концентрации внимания на мотивах противоборствующих сторон работы этого направления часто относят к мотивационной концепции.
Сторонники теоретико-игрового подхода, наоборот, считают, что все конфликты могут разрешаться как конструктивным путём, так и деструктивным. Продуктивным считается конфликт, участники которого убеждены, что добились поставленных целей.
Развивая идеи М. Дойча, современные западные исследователи создали в реальных группах экспериментальные ситуации. Среди типов ситуаций выделяют конкурентную, кооперативную и смешанную. Конкурентная ситуация в процессе обучения может иметь мотивирующий эффект, но не вопреки отношениям сотрудничества и взаимопомощи, а наряду с ними. Ситуация кооперативного обучения дает больший эффект, чем традиционное индивидуальное обучение.
Вторым подходом к изучению конфликта в современной психологии является теория организационных систем. Эта концепция появилась как альтернатива теории игр и результат критики предложенных ею решений. Разработанный Р. Блейком, Дж. Мутон и К. Томасом подход к проблеме межличностного конфликта на основе организационных систем представляет собой оригинальную программу исследования стилей конфликтного поведения людей в реальных условиях. Из сочетания установок на отношение к сопернику и на достижение собственных целей авторы определили пять стратегий поведения, возможных в конфликтной ситуации: конкуренция, приспособление, избегание, компромисс, сотрудничество.
На рубеже 60–70-х годов начинает формироваться самостоятельное направление по изучению переговорного процесса как части конфликтного взаимодействия. В настоящее время теория и практика переговорного процесса рассматриваются как одно из перспективных направлений прикладной психологии. Исследования сосредоточены на решении двух проблем: выявлении совокупности условий, способствующих принятию конфликтующими сторонами решения приступить к переговорам, и изучении процесса переговоров, когда конфликтующие стороны уже приняли решение идти на поиск взаимных соглашений. Наиболее разработана технология переговорного процесса.
Теперь рассмотрим проблему изучения конфликтных отношений в отечественной науке.
Значительный вклад в исследование конфликтной проблематики внесли такие отечественные исследователи как: А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, В.С. Мерлин, П.О. Гриффин, И.М. Могилевский, Ю.Г. Запрудский, А.Г. Здравомыслов и др.
Затрагивая тему конфликтных взаимоотношений в учебных коллективах более подробно, следует отметить, что интерес к противоречиям в процессе воспитания и обучения детей, отклоняющемуся поведению в коллективе начал формироваться в отечественной педагогике ещё в 1920–30-е гг. прошлого столетия. Он нашёл проявление в исследованиях Л.С. Выготского, А.С. Залужного и др.
Так, основополагающим принципом отечественной психологии, является разработанная ещё в трудах Л.С. Выготского идея единства индивида и социальной среды. В соответствии с этим конфликтные взаимоотношения рассматривались им, исходя из учения о социальной сущности человека, и в то же время – из неизбежности субъективной оценки человеком сложившейся ситуации, его субъективного переживания.
Согласно теории деятельности А.Н. Леонтьева, содержание и сущность внутреннего конфликта должны быть обусловлены характером структуры самой личности. Однако эта структура в свою очередь сама детерминирована противоречивыми отношениями, в которые вступает человек, осуществляя разнообразные виды своей деятельности. Так многообразные отношения, в которые человек вступает в действительности, являются объективно противоречивыми. Их противоречия и порождают конфликты, которые при определённых условиях фиксируются и входят в структуру личности.
В.С. Мерлин, обязательным условием возникновения конфликтных взаимоотношений считал субъективную неразрешимость ситуации, которая является результатом соответствующей оценки, интерпретации её человеком. Учёный считал, что исход конфликта не выводится однозначно ни из объективной ситуации, ни из направленности личности, а также подчёркивал, что в каждом психологическом конфликте, переживаемом человеком на протяжении всей его жизни, он вновь и вновь создает свою личность своими поступками. Таким образом, В.С. Мерлин, так же, как А.Н. Леонтьев, отмечает важную роль конфликтов в развитии личности.
Сегодня в отечественной педагогике исследуются: конфликты в коллективах школьников, учащихся ПТУЗ и ВУЗов; сущность их конфликтов, причины; анализ педагогических условий профилактики и преодоления конфликтных ситуаций в звене «учитель – родитель», «учитель – ученик» [2, с. 25].
Кроме того, в отечественной психологической литературе по проблеме конфликтных отношений выделяются несколько направлений. Первая попытка их систематизации была изложена в работе Р.Л. Кричевского и Е.М. Дубовской. Исходя из их схемы анализа межличностного конфликта «организационный контекст – совместная реализуемая деятельность – целеполагание – когнитивные процессы», выделяются четыре направления: организационное, деятельностное, мотивационное, когнитивное. Так, мотивационное направление представлено работами только западных психологов. Удачным является лишь выделение таких направлений, как организационное и деятельностное. Что касается мотивационного и когнитивного, то в отечественной психологии они, несмотря на различия, являются подходами одного направления, которое можно назвать личностным. И личность в нём рассматривается как центральное звено конфликтного взаимодействия, зачастую порождающая конфликтные отношения на основании текущего внутриличностного конфликта.
- Причины, виды и основные характеристики конфликтных взаимоотношений среди учащихся профессионально-технических учебных заведений
Подход к конфликту как к фактору, детерминирующему процесс личностного формирования, основан на теоретическом положении об интериоризации как основном механизме приобретения субъектом внутреннего опыта. Будучи формой внешнего противоборства – столкновение мнений, оценок, способов поведения, интересов и т.п., – конфликт вследствие рефлексии может порождать внутренние противоречия, сомнения, борьбу мотивов, рассматриваемых как атрибуты сложного внутреннего мира личности.
В данной работе особенно углублённо будет затрагиваться тема конфликтных взаимоотношений среди учащихся первых курсов ПТУЗ. В зависимости от набора групп по специальностям возрастные рамки учащихся могут несколько колебаться, так как одни поступают в училище по завершению девяти классов, другие — по завершению одиннадцати. Тем не менее возраст учащихся лимитируется границами от 14 до 17 лет, что в свою очередь соответствует в возрастной психологии старшему подростковому и / или юношескому возрасту. Рассмотрим вкратце особенности этого возрастного периода.
В психологии до сих пор нет чётких границ, которые определяют юность как возрастной период жизни, многие отечественные и зарубежные психологи признают, что она является этапом перехода от подросткового возраста к самостоятельной взрослой жизни. Кроме того, выделяют ещё переходный возраст между подростковым и юношеским, рамки которого находятся в пределах 14–16 лет [12, с. 162].
Другие называют те же границы возраста соответствующие подростковому возрасту (с 13 до 17 лет) [1, с. 505]. Однако, в настоящее время никто не назовет 11-13 летнего мальчика юношей, а 18–19 летнего – подростком, но возраст между 14–15 и 16–17 годами не обладает такой определённостью и в одних случаях относится к юности, а в других – к концу отрочества.
В данной работе мы будем придерживаться мнения Е.Е. Сапоговой, которая считает, что юность охватывает период от 14–15 лет до 18–19 лет соответственно [21, с. 185]. Таким образом, старший школьный возраст, как и возраст студентов 1-ых – 2-ых курсов и учащихся ПТУЗ должен быть причислен к юности как период начала взросления, построения планов будущей жизни, выбора профессии, определения себя, получения профессиональных знаний.
Известно, что в юности завершаются процессы физического созревания. Этот возрастной этап также характеризуется формированием познавательных и профессиональных интересов, устойчивого мировоззрения, нравственного сознания, ценностных ориентаций; способностью строить жизненные планы; потребностью в общественной активности. Значительно уменьшается по сравнению с предыдущими возрастными периодами зависимость от взрослых и утверждается самостоятельность личности.
В это период складывается система представлений о самом себе, которое независимо от того, истинно оно или нет, представляет собой психологическую реальность, которая влияет на поведение, порождает те или иные переживания. В самосознание входит фактор времени (юноша начинает жить будущим).
Всё это связано с усилением личностного контроля, самоуправления, с новой стадией развития интеллекта, с открытием своего внутреннего мира.
Главное приобретение юности – открытие своего внутреннего мира, его эмансипация от взрослых. Внешний мир начинает восприниматься через себя. Появляются склонность к самоанализу и потребность систематизировать, обобщать свои знания о себе. Возрастает волевая регуляция. Проявляется стремление к самоутверждению, заинтересованность в получении профессии.
Перед тем как поступить в учебное заведение, юноши советуются прежде всего с друзьями, выслушивают пожелания, а иногда и настоятельные требования родителей, вспоминают и рекомендации школьных учителей, но решиться в большинстве случаев долго не могут.
Известно, что на первое место они ставят профессии творческие, на второе – общественно значимые, и лишь на третье – наиболее высокооплачиваемые. Юноши начинают размышлять – понравится ли профессия по какому-либо из признаков или по виду деятельности, смогут ли они ею овладеть, удобно ли будет для семьи, сможет ли она обеспечить получение необходимого образования и пр. В конечном счёте приходится выбирать род занятий не только по призванию, но и по возможностям, что ставит под угрозу развала идеи о получении высшего образования. Ведь лишь у одной трети желающих эта идея становиться реальной.
Таким образом, достаточное большинство современных юношей и девушек поступают в профтехучилища заранее разочарованными, потерпевшими неудачи в своих стремлениях. Как правило, у них уже подорвано желание учиться, и их принуждает к этому только необходимость куда-то устроиться и чему-то научиться. Все эти и подобные им обстоятельства определяют наличие внутриличностного конфликта, отношение поступивших в профтехучилище новичков к обучению в нём и их психическое состояние в первое время занятий.
Неудовлетворённость тем, что приходится снова заниматься уже надоевшей в школе учёбой, доставляет больше огорчений, чем радостей, нарастает неуверенность в своих способностях и успехах. Находит место безразличие к будущей профессии или же сомнения в правильности выбора. В добавок ко всему ситуацию отягощает пресловутый юношеский максимализм. Отсюда – настороженность и критичность к преподавателям, замкнутость и / или натянутость отношений с коллективом и преподавате- лями, боязнь плохих оценок и неприятностей от родителей.
Сама смена вида учебной деятельности и учебного заведения изначально подразумевает адаптационный срок, на протяжении которого, учащиеся должны подстроиться под новые условия. Это время, безусловно, не может пройти без вовлечения учащегося в конфликтную ситуацию.
Таким образом, дополнительной целью нашей работы является предупреждение конфликтных взаимоотношений среди учащихся первых курсов ПТУЗ. На наш взгляд, это оправданная цель, так как наша программа коррекции должна помочь им справиться с теми трудностями, с которыми столкнулись нынешние учащиеся старших курсов. Таким образом, наша последующая работа будет строиться, по большей части, с учащимися первых курсов, которым мы постараемся облегчить процесс адаптации и урегулировать уже имеющиеся конфликтные отношения путём внедрения программы.
Известно, что по количеству участников конфликтных взаимоотношений выделяют: внутриличностные, межличностные, внутригрупповые и межгрупповые конфликты.
Так как все они имеют место, за исключением разве межгрупповых конфликтов, которые в условиях ПТУЗ могут быть представлены чаще в виде соревновательного учебного конфликта, мы рассмотрим каждый из них более подробно и начнём с внутриличностного конфликта, так как именно он, как мы отмечали ранее, чаще наблюдается, у значительной части учащихся первых курсов в следствии крушения их планов по поводу образования и выбора будущей профессии.
А.Д. Атоян так определяет понятие внутриличностного конфликта – «Внутриличностный конфликт – это конфликт происходящий во внутреннем мире человека вызванный столкновением противоположно направленных мотивов, интересов, потребностей» [3, с. 26]. Его внутренними причинами могут выступать: переживания, обиды, разочарования, комплексы неполноценности, завышенная или заниженная самооценка, неудовлетворённость, пониженная и повышенная самокритичность, критичность к окружающим.
В современной конфликтологии выделяют 7 типов внутриличностных конфликтов [3, с. 29]:
- Мотивационный – столкновение между двумя противоположными мотивами личности;
- Конфликт нереализованного желания – столкновение влечения, желания с невозможностью его воплощения;
- Адаптационный конфликт – связанный с проблемами приспособления к новым условиям среды;
- Конфликт неадекватной самооценки – конфликт между притязаниями и реальной оценкой своих возможностей;
- Нравственный конфликт – столкновение между желаниями и нравственными поступками, долгом;
- Невротический конфликт – психическое расстройство выражающееся в виде фобий, раздвоении личности, ощущении неполноценности;
- Ролевой конфликт – связанный с невозможностью выполнения одной личностью нескольких ролей, либо с несовместимостью требований;
Следующий конфликт – межличностный. Он является наиболее распространённым и именно на нём мы в большей степени сакцентируем внимание. И так, «…межличностный конфликт – это столкновение противоположных желаний, интересов, потребностей людей в процессе их общения и совместной деятельности» [3, с. 30]. Психологическая сторона подобного типа конфликта связана с личностными особенностями его участников, с их личными взаимодействиями, с их эмоциональными реакциями на причины конфликта, на его ход и друг на друга.
К наиболее очевидным проявлениям межличностных конфликтов относят: взаимные обвинения, споры, нападки, реакции защиты.
Как показал анализ специальной литературы – в психологии выделяют два направления в изучении межличностных конфликтов с точки зрения их социализирующей функции в возрастном развитии. При этом к первому из них относятся работы, посвящённые исследованию межличностного конфликта как момента возрастного кризиса. Смена одного стабильного периода другим традиционно трактуется как период трудновоспитуемости, который проявляется во внешней конфликтности и указывает на абсолютизацию деструктивной составляющей кризиса.
Своеобразие социальной ситуации развития применительно к старшим подросткам и юношам, учащимся в ПТУЗ, состоит в том, что внутренне они уже созрели для того, чтобы включиться в новые формы жизни, но этому препятствуют внешние обстоятельства, удерживающие их в системе прежних отношений.
Известно, что истоком кризиса в период юности является расчленение юношей двух миров — старого и нового, различение реальной и идеальной форм. Ему открывается новая, идеальная форма взрослости, и он действует в старой реальной ситуации по логике нового и идеального. Это противоречие и провоцирует сложное немотивированное поведение, а конфликт рассматривается как необходимое условие развития в период кризиса, в данном случае – смене коллектива и учебного заведения.
Кроме того, «межличностные конфликты имеют свои отличительные особенности – отмечает С.М. Емельянов – которые сводятся к следующему» [6, с. 135]:
- В межличностных конфликтах противоборство людей происходит непосредственно, здесь и сейчас, на основе столкновения их личных мотивов. Соперники сталкиваются лицом к лицу.
- В межличностных конфликтах проявляется весь спектр известных причин: общих и частных, объективных и субъективных.
- Межличностные конфликты для субъектов конфликтного взаимодействия являются своеобразным «полигоном» проверки характеров, темпераментов, проявления способностей, интеллекта, воли и других индивидуально-психологических особенностей.
- Межличностные конфликты отличаются высокой эмоциональностью и охватом практически всех сторон отношений между конфликтующими субъектами.
- Межличностные конфликты затрагивают интересы не только конфликтующих, но и тех, с кем они непосредственно связаны либо служебными, либо межличностными отношениями.
Говоря о типичных и наиболее значимых по содержанию причинах межличностных конфликтов, в юношеском возрасте выделяют:
- Ограничительный воспитательный стиль взрослого по отношению к подрастающей личности;
- Столкновения по вопросам эротики и секса;
- Учебная неуспеваемость;
- Помощь в хозяйственных делах, аккуратность;
- Ситуации, касающиеся области автономии и авторитета, в частности, связанные со стеснением свободы молодых людей учебными правилами и регламентами.
Также причиной конфликтных взаимоотношений в целом, в среде учащихся ПТУЗ, может выступать неадекватность восприятие человеком другого индивида / группы, а также степень конформности личности. Так, «Сформировавшийся, возможно ложный, образ другого – утверждает Козырев Г.И. – может серьёзно деформировать процесс межличностного взаимодействия и способствовать возникновению конфликта» [11, с. 33].
Таким образом, взаимодействуя с учащимися, юноша защищает, прежде всего, свои личные интересы и это вполне нормально. Возникающие при этом конфликты представляют собой реакцию на препятствия достижению целей. «От того насколько значимым для конкретного индивида представляется предмет конфликта, во многом будет зависеть и его конфликтная установка – предрасположенность и готовность действовать в предполагаемом конфликте определённым образом» [11, с. 33]. Она также включает цели, ожидания и эмоциональную ориентацию сторон.
Таким образом, в подобных конфликтах с предельной ясностью обнажаются и эмоционально переживаются преграды к реализации идеальной формы. Однако, любой конфликт имеет место лишь в том случае, если наблюдается непосредственно конфликтная ситуация, т.е – «…накопившиеся противоречия, связанные с деятельностью субъектов социального взаимодействия создающие почву для реального противоборства между ними» [6, с. 15]
В целом, соотношение причины конфликта, конфликтной ситуации и самого конфликта можно выразить в виде следующей схемы (рис.1.2).
Рисунок 1.2
При этом важно отметить, что особое место среди факторов, обеспечивающих данное соотношение, занимает инцидент, или повод.
«Инцидент – это стечение обстоятельств, являющихся поводом для возникновения конфликта» [6, с. 16].
Таким образом, объективной основой межличностных конфликтов, среди учащихся ПТУЗ, особенно среди первокурсников, являются противоречия процесса социализации, связанные как с психологическими особенностями возраста, так и со спецификой жизнедеятельности.
Будучи отражением противоречий процесса социализации в межличностных отношениях, конфликты являются одним из средств самоутверждения личности, формирования её активной позиции во взаимодействии с окружающим миром и могут быть определены как конфликты становления и самоутверждения.
В целом, межличностные конфликты в учебной среде имеют ряд специфических особенностей:
- Своеобразие содержания подобных конфликтов характеризуется зачастую отсутствием предмета, под которым подразумевается общее содержание активности конфликтующих сторон.
- Разногласия и столкновения учащихся могут быть не связаны с нарушением межличностных отношений.
«Наличие – отсутствие» предмета разногласий в межличностных конфликтах и «сохранность – деструкция» межличностных отношений положены в основу типологии старших подростковых и юношеских межличностных конфликтов, отражающей их специфику:
- Конфликт мнений;
- Конфликт интересов;
- Конфликт ценностей;
- Конфликт внешнего поведения.
Типы межличностных конфликтов в этот возрастной период по характеру противоречий имеют различные функциональные последствия для участников и их межличностных отношений. Конфликт мнений, как правило, разрешается конструктивным путём и может рассматриваться как адекватное средство формирования активной позиции личности. Регулирование конфликтов в случае столкновения интересов сторон зависит от предпочитаемых способов их отстаивания. Сходство индивидуальных стратегий поведения в конфликте создает условия для разрешения проблем конструктивным путём.
Разрушительные психологические последствия для развития личности в учебном коллективе несут конфликты ценностей, для которых характерна несовместимость стратегий конфликтного поведения. Таким образом, практика невмешательства, если речь идёт о конфликтах ценностей учащихся, может способствовать закреплению в индивидуальном опыте социально неприемлемых способов самоутверждения, основанных на культе силы; пренебрежительного отношения к окружающим, развитию и стабилизации стереотипов конфликтного поведения в конфликтных ситуациях, стабилизации психологических защит типа проекций, замещений и др.
Конфликт внешнего поведения, напротив, является характеристикой стиля взаимодействия, принятого в группе учащихся, и он не может быть связан с нарушением их межличностных отношений.
Более того, как показал анализ литературы, межличностные конфликты в учебных группах ПТУЗ могут являться групповой нормой поведения, регулирующей особенности самоутверждения личности в среде сверстников. Таким образом, это может служить одним из критериев успешной социализации учащихся.
Некоторые исследователи, такие как А.В. Дмитриев полагают, что конструктивные функции межличностных конфликтов в учебной среде могут заключаться в четырёх проявлениях [5, с. 60-61]:
- Межличностный конфликт может способствовать мобилизации усилий группы и индивида по преодолению возникающих в ходе совместной деятельности критических ситуаций;
- «Развивающая» функция конфликта может выражаться в расширении сферы познания личности или группы, в активном усвоении социального опыта, в динамичном обмене ценностями, эталонами и т.д.;
- Конфликт может способствовать формированию антиконформист- ского поведения и мышления личности;
- Разрешение такого рода конфликтов ведёт к укреплению групповой сплочённости.
Заканчивая этот пункт описанием внутригрупповых конфликтов, стоит отметить, что причин подобного вида конфликта не так уж много. К ним можно отнести [3, с. 32]: различие интересов; ослабление сплочённости, что чаще проявляется уже на последнем году обучения; несоблюдение норм группового поведения.
Как правило, в любом внутригрупповом конфликте имеется зачинщик – лидер. Как ни странно, в отечественной психологии считалось, что конфликты в группе являются негативным явлением и их следует избегать. Однако, западные учёные рассматривают такие конфликты как позитивные, так как они могут способствовать сплочению группы и её развитию.
«В реальной же жизни – утверждает А.Д. Антоян – подобные конфликты могут сыграть двоякую роль» [3, с. 32]:
Укрепить группу.
- Дать возможность членам коллектива высказаться;
- Избавиться от неугодного члена коллектива;
- Более справедливо распределить ресурсы;
- Скоректировать внутригрупповые нормы;
- Выдвинуть новых лидеров.
Разрушить коллектив.
- Нарушить внутрисистемные связи;
- Привести к уходу талантливых учащихся;
- Ослабить внешний имидж группы.
Говоря о конфликтных взаимоотношениях учащихся старших курсов, стоит отметить, что у них реже наблюдаются межличностные конфликтные взаимоотношения, чем у первокурсников. Всё дело в том, что за время проведённое учащимися в совместном учении и на практике, они невольно пользовались возможностью изучить друг-друга, переосмыслить своё отношение, познать одногруппника во время совместной практической деятельности. И, как правило, межличностные конфликты сходят на коллективное игнорирование того, кто «разжигает» конфликт. Напротив, в последний год обучения, большинство групп профессионально-технических учебных заведений имеют чёткие внутригрупповые нормы, за каждым учащимся в группе закреплены определённые ожидания и функции. Отличие этих групп от групп первых курсов заключается в том, что конфликты, если они имеются, вновь приобретают внутриличностный характер. И связано это с приходом очередного кризисного периода, когда молодые люди начинают строить планы о своём трудоустройстве, наличии личной жизни, размером заработанной платы – словом с приходом осознания того, что они стали полностью самостоятельны.
Таким образом, рассмотренные исследования отражают важные проблемы юношеского возраста, являющиеся источниками конфликтных взаимоотношений. Однако, они малочисленны и не охватывают другие значимые сферы конфликтных отношений молодёжи, в которых определённую роль может играть фактор социализации личности.
В целом, причины конфликтов в учебной среде обнаруживают себя в конкретных конфликтных ситуациях, устранение которых является необходимым условием для разрешения конфликтов.
1.3. Социально-педагогические методы разрешения конфликтных взаимоотношений между учащимися профессионально-технических учебных заведений
Педагогический процесс невозможен без различного рода конфликтов, особенно в профессионально-технических учебных заведениях. Более того, в определённом случае конфликт является необходимым условием для решения назревших проблем. Он может быть использован и как инструмент для вскрытия латентных противоречий, которые мешают нормальному развитию организации или взаимоотношениям людей. Поэтому необходимо изменить отношение к конфликту как отрицательному явлению. Конфликт может иметь как негативные, так и позитивные последствия. Проблема состоит в том, чтобы определить реальные причины конфликта и найти наиболее оптимальные пути его разрешения. Таким образом «…разрешение конфликта – утверждает А.Д. Атоян – должно явиться процессом окончания конфликта в результате нахождения взаимоприемлемого решения проблемы, имеющей личную значимость для его участников» [3, с. 53].
Так, неразрешённый своевременно конфликт, так же как и вовремя не излеченная болезнь, через определённый период времени может дать серьёзные осложнения, поэтому надо своевременно вскрывать назревшие противоречия. Инициатива в урегулировании конфликта должна принадлежать педагогу / мастеру производственного обучения, либо социальному педагогу учреждения как более профессионально подготовленным специалистам.
В социально-педагогической практике выделяют 3 категории методов разрешения конфликтов [3, с. 54]: внутриличностные, межличностные и структурные. В рамках нашей темы мы рассмотрим первые два.
К внутриличностным методам воздействия на личность учащегося относят: проведение воспитательных бесед, дисциплинарные наказания, обсуждение проблемы с коллективом учащихся и педагогов, в крайних случаях – изгнание из учебного заведения, если другие методы не оказали должного воздействия.
«Путь к межличностным разрешениям конфликтов – утверждает Атоян А.Д. – лежит через выбор стиля конфликтного поведения» [3, с. 54]. В конфликтологии их выделяют пять: уклонение, приспособление, соперничество, компромисс и сотрудничество. Так, например, в принципах сотрудничества и компромисса желательно не менять радикальным образом содержание развития событий. «Нужно сделать так – пишет Анцупов А.Я – чтобы форма разрешения назревшего противоречия была конструктивной, а способы – неконфликтными» [2, с. 201].
Кроме того, следует научить учащихся прогнозировать конфликт и обучить их приёмам и способам изменения своего поведения в предконфликтной ситуации. Так А.Я. Анцупов выделяет следующие общие приёмы изменения своего поведения [2, с. 207]:
- Умение сгладить обостряющийся спор различным приёмами: сведя его к шутке, переводом темы разговора и пр.;
- Умение учитывать, что сообщаемая партнёром информация может искажаться и теряться;
- Децентрация – способность видеть проблемы с разных точек зрения;
- Умение сообщать партнёру, что он не прав не при свидетелях;
- Способность осознавать, что тревожность и агрессивность сказываются на восприятии ситуации и на характере отношений учащегося с коллективом;
- Контроль за собственным психическим состоянием;
- Умение сотрудничать;
- Умение испытывать искреннюю заинтересованность, выражающаяся в стремлении понимания окружающих, в желании помогать и привносить в жизнь что-либо полезное.
Последнее приобретает особое значение в профессионально-технических учебных заведениях.
Известно, что занятия в мастерских – это не «надоевшая учёба», а практическая работа, изготовление предметов, которые можно руками пощупать и видя которые полюбоваться результатами своего труда, а подростки и юноши склонны к таким занятиям ещё с детства. Таким образом, как отмечалось ранее, мастер в состоянии урегулировать конфликт путём вовлечения учащихся в практическую деятельность воздействуя на них через заинтересованность. Кроме того, мастер является образцом того, кем должны стать учащиеся после окончания училища, у него надо многое перенять, чтобы получить профессию, а специальность всегда пригодится. К тому же мастер чаще общается с учащимися, заботится о них, поэтому он и становится их идеалом.
Как уже отмечалось, все подростки и юноши любознательны, хотя за время обучения в школе их любознательность несколько снизилась. Значит, преподавателю училища надо развить это важное психическое свойство первокурсников. Для этого в училищах весьма благоприятные условия. Новизна профессии, учебных предметов и материалов, обстановка которая также способствует развитию любознательности. Учащиеся испытывают вполне естественную потребность в активной деятельности. В училищах есть все возможности для проявлений их активности. Разнообразие учебной деятельности, необходимость доводить все знания до практического овладения ими, до навыков и умений, большое количество наглядных пособий и натуральных производственных предметов, с которыми учащимся надо практически работать, создают все необходимые условия для проявления активности; нужна только самостоятельность в учебной деятельности, потому что без самостоятельности никакая активность невозможна, но ведь меру самостоятельности учащихся на занятиях определяет преподаватель, и он же обеспечивает её успешность. К тому же подростки и юноши стремятся к самостоятельности во всем, в частности к самостоятельному изучению учебного материала. Надо максимально использовать эту особенность психики юношеского возраста.
Таким образом, все эти нюансы отношений первокурсников к обучению в училище ставят преподавателей общеобразовательных, общетехнических и специальных учебных предметов в весьма затруднительное положение. Им надо заинтересовать учащихся предметом, вселить уверенность в успехах, вызвать радость познания, создать настроение удовлетворённости избранной профессией и занятиями в данном училище.
Также, необходимо устранить замкнутость, отчуждённость новичков от преподавателя и соучеников, возродить свойственные их возрасту общительность, откровенность, товарищество и дружбу. Как бы там ни было «…При любом варианте развития конфликта задача педагога состоит в том, чтобы превратить противодействие сторон во взаимодействие, деструктивный конфликт в конструктивный» – пишет Г.И. Козырев[11, с. 63].
Однако, без знания возрастных и индивидуальных особенностей психики учащихся, их направленности и отношения к обучению в профтехучилище, сильных и слабых психических свойств и психических состояний успешно решать конфликтные взаимоотношения в среде учащихся неподготовленному человеку просто невозможно, так как устранять отрицательное в психике можно только развитием положительного и это должна быть совместная работа как мастеров производственного обучения так и социального педагога. В целом, социальному педагогу, для урегулирования конфликта, необходимо убедить учащихся проделать ряд последовательных операций направленных на предупреждение конфликта. Г.И. Козырев Предлагает следующие [11, с. 63-64]:
1. Учащимся следует выработать адекватное восприятие по отношению к ровесникам, однокурсникам. Конфликтующие люди (особенно дети), как правило, недружелюбно настроены по отношению к оппоненту. Эмоциональное возбуждение мешает им адекватно оценивать ситуацию и действия оппонента. Таким образом, социальный педагог должен научить учащихся снижать эмоциональное напряжение в отношениях в коллективе. Для этого можно использовать следующие приёмы:
- не отвечать на агрессию агрессией;
- не оскорблять и не унижать оппонента ни словом, ни жестом, ни взглядом;
- нужно давать возможность оппоненту высказаться, внимательно выслушав его претензии;
- стараться выразить своё понимание и соучастие в связи с возникшими у оппонента трудностями;
- не делать скоропалительных выводов, не давать поспешных советов – ситуация всегда бывает гораздо сложней, чем кажется на первый взгляд;
- предлагать оппоненту обсудить возникшие проблемы в спокойной обстановке. Если обстоятельства позволяют, то следует попросить дать время, чтобы лучше обдумать полученную информацию. Пауза также будет способствовать снятию эмоционального напряжения.
Если в результате перечисленных действий удастся убедить оппонента, что вы ему не враг и готовы к равноправному сотрудничеству, то можно переходить к следующему этапу урегулирования конфликта.
2. Диалог можно рассматривать и как цель и как средство. На первой стадии диалог – способ налаживания коммуникации между оппонентами. На второй – средство для обсуждения спорных вопросов и поиска взаимоприемлемых способов урегулирования конфликта.
Мы все привыкли к монологам, особенно в учебном процессе. Каждый стремится высказать своё, наболевшее, но при этом, как правило, не слышит другого. В диалоге главное не только говорить и слушать, но и услышать собеседника и быть услышанным.
Во время диалога желательно придерживаться следующих правил:
- соблюдать такт, корректность по отношению к оппоненту. Это должен быть разговор равного с равным;
- не перебивать без надобности;
- не навязывать свою точку зрения, искать истину вместе;
- отстаивая свои позиции, не следует быть категоричным, нужно уметь усомниться в самом себе;
- в своих доводах следует опираться на факты, а не на слухи и чужие мнения;
- правильно задавать вопросы, которые являются основным ключом в поисках истины;
- не давать готовых «рецептов» решения проблем, стараться так построить логику рассуждений, чтобы оппонент сам находил нужные решения.
В ходе диалога оппоненты уточняют отношения, позиции, намерения, цели друг друга. Они становятся более информированными и лучше представляют сложившуюся конфликтную ситуацию. И если удалось выявить и обозначить конкретные источники и причины спора, то можно переходить к завершающему этапу урегулирования конфликта.
- Взаимодействие – завершающий этап в урегулировании конфликта. По сути, взаимодействие включает и восприятие, и диалог, и прочие виды совместной (согласованной и несогласованной) деятельности и общения. Но здесь под взаимодействием понимается совместная деятельность всех оппонентов, направленная на разрешение конфликта.
В ходе взаимодействия оппоненты уточняют круг проблем и варианты их решения; распределяют виды работ; назначают сроки их выполнения и определяют систему контроля. Взаимодействие предполагает также дополнительные встречи, консультации, обмен мнениями и т. д.
Таким образом, в результате умелого внедрения данных приёмов социальный педагог убеждает учащихся в их правильности, благодаря чему возможно зарождение новых положительных внутриличностных установок у учащихся первых курсов. Благодаря включённым в деятельность мастерам и педагогам учебного заведения возникает заинтересованность учащихся в получении знаний, а в результате – радость первых успехов в учебной деятельности, отношение первокурсников к обучению в училище, а вместе с этим – и к профессии. Так, исчезают замкнутость и настороженность, возрождаются общительность и откровенность, укрепляются товарищество и дружба, развивается коллективизм. А все это положительно влияет на успешность профессионально-технического обучения, на развитие профессионально важных психических качеств и на формирование личности в целом.
Выводы по первому разделу
Проведённый нами анализ литературных источников показал, что конфликтные взаимоотношения – это отношения вялотекущего, подспудно назревающего конфликта, для таких отношений характерны постоянные и нередко безрезультатные попытки достичь взаимопонимания, нарастающее внутреннее напряжение. Учёные выделяют психоаналитический, этологический, динамический, теоретико-игровой, организационно-систематический, практическо-переговорный подходы в изучении конфликтных отношений. Определено, что межличностные конфликты в учебных группах ПТУ могут обладать конструктивными функциями регулирующими особенности самоутверждения личности в среде сверстников и могут служить одним из критериев успешности их социализации.
Показано, что основными причинами конфликтных взаимоотношений среди учащихся ПТУЗ являются: переживания, обиды, разочарования, комплексы неполноценности, завышенная или заниженная самооценка, неудовлетворённость, пониженная и повышенная самокритичность, различия в мнениях, интересах и ценностях. Также были выявлены конструктивные функции межличностных конфликтов: способность мобилизировать усилия группы для разрешения критической ситуации, формирование антиконформистского поведения и групповой сплочённости. Кроме того, были изучены различия конфликтных взаимоотношений в группах учащихся на первых и последних курсах.
Выяснено, что инициатива в урегулировании конфликта должна принадлежать социальному педагогу или мастеру производственного обучения данного учреждения. Таким образом социальный педагог должен обучить учащихся приёмам изменения своего поведения в предконфликтной ситуации, а именно: научить сглаживать споры, научить видеть проблемы с разных углов, убедить, что поведение и эмоции нужно контролировать и сдерживать, научить испытывать искреннюю заинтересованность в разговоре с собеседником. Мастеру производственного обучения следует сделать всё возможное, чтобы заинтересовать учащихся практической деятельностью, её значимостью, профессионализмом, дать возможность испытывать радость и гордость за сделанное ими своими руками.
Таким образом, присутствие конфликтных взаимоотношений в группах учащихся ПТУЗ являются проблемой, которую следует регулировать с помощью психологических упражнений и включением учащихся в активную практическую деятельность для конструктивного исхода назревающего конфликта.
Список использованных источников
- Абрамова Г. С. Возрастная психология: [Учеб. пособие для студ. вузов. – 4-е изд.] / Абрамова Г. С. – М.: Академия, 1999. – 672 с.
- Анцупов А.Я., Баклановский С.В. Конфликтология в схемах и комментариях: Учебное пособие. [2-е изд., перераб.] / Анцупов А.Я., Баклановский С.В. – СПб.: Питер, 2009. – 304 с.
- Атоян А.Д. Конфликтология: Конспект лекций / Атоян А.Д. – М.: Приор-издат, 2005. – 64 с.
- Бурлачук Л. Ф. Психодиагностика / Бурлачук Л. Ф. – М.: Питер, 2002. – 247 с.
- Дмитриев А.В. Конфликтология: Учебное пособие / Дмитриев А.В. – М.: Гардарики, 2000. – 320 с.
- Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии / Емельянов С.М.– Спб.: Питер, 2009. – 384 с.
- Зинченко В. П. Психологический словарь ( 2-е изд., перераб. и доп.) / Зинченко В. П., Мещерякова Б. П. – М.: Педагогика-Пресс, 1999. – 440 с.
- Кайл Р. Развитие ребёнка от рождения до 17 лет / Кайл Р. – С-Пб.: Прайм-Еврознак, 2006. – 640с.
- Карелин А. Большая энциклопедия психологических тестов / Карелин А. – М.: Эксмо, 2007. – 416 с.
- Козер Л. Функции социального конфликта [под ред. Л.Г. Ионина] / Козер Л. – М.: Идея-Пресс (Перевод с английского языка О. Назаровой) , 2000.
- Козырев Г.И. Введение в конфликтологию: Учеб. пособие для студ. высш. Учеб. Заведений. / Козырев Г.И. – М.: Владос, 2001. – 176с.
- Кулагина И. Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет ) / Кулагина И. Ю. – М.: УРАО, 1997.
- Локшина С. М. Краткий словарь иностранных слов: [7-ое издание] / Локшина С. М. – М.: Русский язык, 1984. – 311с.
- Лоуренс А., Первин Оливер П. Джон. Психология личности (Теория и исследования) / Лоуренс А., Первин Оливер П. Джон. – М.: Аспект- пресс, 2000. – 399 с.
- Майерс Д. Социальная психология: [7-ое издание] / Майерс Д. – С-Пб.: Питер Пресс, 2007, – 793с.
- Немов Р. С. Психология (книга вторая) / Немов Р. С. – М.: Владос, 1997. – 608 с.
- Павленок П. Д. Основа социальной работы: [учебник] / Павленок П. Д. – М.: 1998
- Пірен М. І. Конфліктологія: Підручник / Пірен М. І. – К.: МАУП, 2003. –360 с.
- Реан А. А. Психология и педагогика / Реан А. А., Бордовская Н. В., Розум С. И. – С-Пб. : Питер, 2002. – 432 с.
- Реан А. А. Практическая психодиагностика личности: [учеб. пособие] / Реан А. А. – С-Пб.: Изд. С-Петерб. Ун-та, 2001. – 224 с.
- Сапогова Е. Е. Психология развития человека [под редакцией Л. Н. Шипова] / Сапогова Е. Е. – М.: Аспект Пресс», 2001. – 455 с.
- Семенюк Л. М. Хрестоматия по возрастной психологии [под ред. Д. И. Фельдштейна. – Издание 2-е, дополненное] / Семенюк Л. М. – М.: Институт практической психологии, 1996. – 304 с.
- А.Я. Психология: описания психологических тестов, тестирование он-лайн, тренинги, упражнения, статьи, советы психологов (понятие тер- мина «интеллект») [электронный ресурс] / Словарь. – режим доступа к странице: http://azps.ru/handbook/i/inte949.html
- Конфликтные отношения [электронный ресурс]/Ru.wikipedia.org режим доступа к странице: http://ru.wikipedia.org/wiki/Интертипные_отно-
шения
- Ранняя юность (возрастная психология) [электронный ресурс] / Psylist.net. – режим доступа к странице: http://psylist.net/age/00014.htm
- Хрестоматия по конфликтологии [электронный ресурс] / – режим доступа к странице: http://www.scribd.com/doc/46522406