Межличностные отношения в школьном коллективе

Содержание

Введение 3

Глава I. Общение как категория психологии 5

Глава II. Общение как ведущая деятельность в подростковом возрасте 11

2.1. Особенности общения подростков 11

2.2. Социометрический статус подростка 16

Глава III. Исследование межличностных взаимоотношений в школьном коллективе 20

3.1. Организация исследования 20

3.2. Обработка и анализ результатов исследования 23

Заключение 26

Список литературы 27

Приложение 1 29

Введение

Отличительная особенность детей подросткового возраста это их тяга к общению со сверстниками и, как следствие этого, некоторая социально-психологическая изолированность от взрослых, сопровождающаяся образованием небольших, замкнутых групп друзей, живущих автономной, обособленной жизнью. Замкнутые возрастные группировки, психологически изолированные от взрослых, подростки образуют потому, что их волнуют вопросы, которые ни с кем, кроме сверстников, они не могут обсудить открыто. У детей этого возраста имеется много специфических интересов, удовлетворить которые они не в состоянии только в непосредственном общении друг с другом, так как для взрослых их дела могут оказаться не интересными и не заслуживающими внимания. Среди этих вопросов и интересов не мало таких, которые имеют большое значение для личностного развития детей данного возраста. Через общение, организуемое со сверстниками, подростки усваивают жизненные цели и ценности, нравственные идеалы, нормы и формы поведения. Пробуя себя в контактах друг с другом, в совместных делах, в различных ролях, они усваивают ролевые формы поведения, формируют и развивают у себя деловые качества, обучаются руководить и подчиняться, быть организаторами дела и исполнителями. Общение в этом возрасте является важнейшей школой самовоспитания, которому подростки уделяют большое внимание.

Учитывая всё выше сказанное, можно считать тему работы «Межличностные отношения в школьном коллективе» актуальной и своевременной.

Цель работы: Проанализировать межличностные отношения в школьном коллективе.

Объект исследования – феномен общения.

Предмет исследования — межличностные отношения в школьном коллективе.

10 стр., 4669 слов

Особенности общения детей раннего возраста со сверстниками в условиях ДОУ

Особенности общения детей раннего возраста со сверстниками в условиях ДОУ Содержание Введение 3 Глава 1. Теоретические основы изучения особенностей общения детей раннего возраста. 10 1.1. Психолого-педагогическая характеристика раннего детства 10 1.2. Особенности общения детей раннего возраста со сверстниками 19 1.3. Анализ образовательных программ ДОУ, направленных на социализацию дошкольников 24 ...

Задачи работы:

1. Рассмотреть общение как категорию психологии.

2. Проанализировать общение как ведущую деятельность в подростковом возрасте.

3. Организовать и провести исследование межличностных взаимоотношений в школьном коллективе.

Методы исследования: теоретический анализ литературы, эмпирический метод (социометрия).

Гипотеза: Мы предполагаем, что занятия с элементами тренинга общения способствует развитию положительных межличностных взаимоотношений в школьном коллективе.

Глава I. Общение как категория психологии

Общение является важнейшей категорией психологической науки. Проблематика общения занимает значительное место в общей психологии и в психологии личности. Педагогическая психология, при определенном желании, вообще вся может быть рассмотрена через призму общения, ибо практически все стороны процессов воспитания и обучения опосредованы общением. Общение является по существу центральным понятием в социальной психологии, потому что именно общение порождает такие феномены, как восприятие и понимание людьми друг друга; лидерство и руководство; сплоченность и конфликтность и др.

Идеи о том, что общение играет важную роль в формировании личности, получили свое развитие в трудах отечественных психологов: Ананьева В.Г., Бодалева А.А.[2], Выготского Л.С.[5], Леонтьева А.Н.[9], Ломова Б.Ф., Лурии А.Р., Мясищева В.Н., Петровского А.В. и др.

Зимняя И.А. считает, что общение – совсем молодая проблема 20 столетия, ибо, если в Древней Греции и в Древнем Риме ораторское искусство изучалось в рамках риторики, эвристики и диалектики, то на современном этапе проблема общения изучается уже с точки зрения целого ряда наук: философии, социологии, социолингвистики, психолингвистики, социальной психологии, общей психологии, педагогики, педагогической психологии[6].

Речевое общение широко исследуется во всем мире. Созданы специальные центры изучения общения (например, Центр Карнеги).

3 стр., 1377 слов

Формы и методы организации социально-культурной деятельности людей пожилого возраста

Содержание Глава 1. Теоретические аспекты организации социально-культурной деятельности с людьми пожилого возраста 3 1.1 Понятие технологии социально-культурной деятельности 3 1.2 Социально-психологическая характеристика людей пожилого возраста 17 1.3 Формы и методы организации социально-культурной деятельности людей пожилого возраста 25 Выводы по первой главе 37 Список литературы 40 Глава 1. ...

При этом до сих пор не достигнуто единства в толковании самого понятия «общения», его форм, механизмов. Исследователи по разному, с разных точек зрения интерпретируют этот процесс, создавая его различные модели, прелагая разные подходы к ею изучению: коммуникативно-информационные, интерактивные, деятельностные и д.р………………

Заключение

Общение – намеренное влияние и воздействие на поведение, состояние, установки партнера. При общении происходит обмен информацией, взаимовлияние, взаимооценка, сопереживание, формирование убеждений, взглядов, характера, интеллекта.

Общение – специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества, в общении реализуются социальные отношения людей. В общении выделяют три взаимосвязанных стороны: коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми; интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между людьми; перцептивная сторона включает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и уста-новление на этой основе взаимопонимания.

Общение, будучи сложным социально-психологическим процессом взаимопонимания между людьми, осуществляется по следующим основным каналам: речевой (вербальный – от латинского слова устный, словесный) и неречевой (невербальный) каналы общения.

Каждый день человек включается в контакт с другими людьми. В зависимости от целей и результатов деятельности, а так же возраста человека, значимость данных контактов то возрастает, то уменьшается.

В подростковом возрасте у всех детей очень ярко проявляется стремление к общению. По словам Т.В. Драгуновой: «Общение с близким товарищем выделяется в совершенно особую деятельность подростка. Она существует как самостоятельная деятельность, которая может быть названа деятельностью общения».

В данной работе были рассмотрены особенности общения в подростковом возрасте. В результате исследования, была продемонстрирована особая роль специальных занятий для развития положительных взаимоотношений в школьном коллективе.

Список литературы

1. Андреева Г. М. Социальная психология. — М.: Академия, 2000. – 488с.

11 стр., 5145 слов

Психология подростка 2

Подростковый возраст обычно характеризуют как переломный, переходный, критический, но чаще как возраст полового созревания. Л. С. Выготский различал три точки созревания: органического, полового и социального. У шимпанзе точки органического и полового созревания совпадают, оно наступает примерно в 5 лет, когда у этих человекообразных обезьян заканчивается детство. У человека в истории развития ...

2. Бодалёв А.А. Личность и общение: Избранные труды. – М.: Просвещение, 1983. – 388 с.

3. Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. — М.: Просвещение, 1968. – 376 с.

4. Возрастные и индивидуальные особенности младших подрост-ков / Под ред. Эльконина Д. Б., Драгуновой Т.В. — М.: Просвещение, 1967. – 266 с.

5. Выготский Л. С. Вопросы возрастной психологии. Собр. Соч. в 6-т. Т.4. — М.: Наука, 1984. – 442 с.

6. Зимняя И.А. Педагогическая психология. — Ростов на Дону: Феникс, 1997. – 456 с.

7. Кон И. С. В поисках себя. — М.: Просвещение, 1984. – 326 с.

8. Кон И.С. Психология ранней юности. — М.: Просвещение, 1980. – 376 с.

9. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Просвещение, 1975. – 316 с.

10. Макушина О.П. Причины психологической зависимости от родителей в подростковом возрасте // Вопросы психологии. — №5. – 2002. – С. 135.

11. Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. — М.: Педагогика, 1984. – 390 с.

12. Поливанова К.II. Психология возрастных кризисов. — М.: ACADEMIA, 2000. – 356 с.

13. Психология современного подростка / Под ред. Д.И. Фельдштейна — М.: Педагогика, 1987. – 277 с.

14. Психология подростка. Хрестоматия / Сост. Фролов Ю.И. — М.: Российское педагогическое агентство, 1997. — 526 с.

15. Романов И. В. Особенности половой идентичности подростка // Вопросы психологии. — 1997. — №4. — С. 39-48

16. Фридман Л.М., Калугина И.Ю. Психологический справочник учителя. — М.: Просвещение, 1991. – 310 с.

17. Фельдштейн Д.И. Психологические аспекты изучения современ-ного подростка // Вопросы психологии. — 1985. — №1.

18. Харламенкова Н.Е., Стоделова Т.С. Дифференциация и интеграция маскулинности и фемининности в образе Я подростка // Психоаналитический вестник. — Вып. 10. — М.: Гуманитарий, 2002. С. 100-115.

19. Хухлаева О. В. Психология подростка. — М.: Академия, 2004. — 160с.

20. Эриксон Э. Детство и общество. — СПб.: СФЕРА, 1996. – 418 с.