Моя психология по алфавиту

Адаптация – приспособление организма, личности, их систем к характеру отдельных воздействий или к изменившимся условиям жизни в целом.

Акме – соматическое, физиологическое, психологическое и социальное состояние личности, которое характеризуется зрелостью ее развития, достижением наиболее высоких показателей в деятельности, творчестве.

Акмеология – наука о развитии и реализации творческого потенциала человека как субъекта профессионального труда и целостной жизнедеятельности.

Акцентуации характера – чрезмерная выраженность его отдельных черт. При неблагоприятных обстоятельствах они могут привести к патологическим нарушениям и изменениям поведения личности.

Альтруизм – мотив оказания помощи, не связанный сознательно с собственными эгоистическими интересами.

Анкета – опросный лист, самостоятельно заполняемый респондентом по указанным правилам. Анкета представляет собой набор вопросов, ответы на которые могут способствовать решению исследовательской задачи.

Апатия – психическое состояние безразличия, отсутствия интереса к окружающему.

Аутогенная тренировка – активный метод психотерапии, психопрофилактики и психогигиены. Аутогенная тренировка сочетает самовнушение и саморегуляцию, ее приемы помогают управлять эмоциями, восстанавливать силы и работоспособность, снимать напряженность.

Аффект – кратковременное сильное эмоциональное состояние (гнев, страх, ужас, радость и др.), при котором сужается сознание, снижается самоконтроль.

Аффилиация – стремление человека быть в обществе других людей.

Авторитетом следует понимать глубокое уважение детьми родителей, добровольное и сознательное выполнение их требований, стремление подражать им и прислушиваться к их советам.

Адаптация (приспособление) — это изменение чувствительности органов чувств под влиянием самого раздражителя и изменившихся условий восприятия.

Акмеология (от гр. «акме» – вершина, пик, высшая ступень чего-либо) – это наука, о закономерностях (путях) достижения максимального совершенства во всех видах индивидуальной деятельности человека.

Анализаторы — это каналы, по которым человек получает все сведения о мире.

4 стр., 1712 слов

Стрессовые состояния у людей, потерявших работу

... и способность к приспособлению. В этой связи рассматривается вопрос о круге стрессовых событий, возможных в жизни человека. Холмс и Рей разработали Шкалу оценки социальной адаптации, выстроив последовательно ... на то, чтобы справиться с задачей. Третья фаза — это либо выход из состояния стресса, либо потеря сил и отказ от борьбы. Можно видеть, что эта ...

Ассоциация — группа, в которой взаимоотношения опосредуются только личностно значимыми целями (группа друзей, приятелей).

Аттракция — это и процесс формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего, и продукт этого процесса, т. е. некоторое качество отношения. (формирование эмоционального отношения к человеку).

Беседа – опросный метод изучения личности, ее мотивов, чувств, мышления, намерений, понимания стоящих задач.

Бессознательное – структурный компонент психики. Это актуально неосознаваемые действия и психические явления.

Биографический метод – метод исследования личности, базирующийся на анализе жизненного пути, фактов биографии.

Болонский процесс – процесс сближения и гармонизации систем высшего образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства высшего образования.

Вариативность содержания образования заключается в возможности своевременного и оперативного введения в изучаемый материал новых актуальных сведений, в адаптации содержания к определенному контингенту студентов.

Верхний абсолютный порог чувствительности — максимально допустимая величина раздражителя, при которой еще сохраняется ощущение.

Влечение — наиболее простая, биологическая форма направленности. Это психическое состояние, выражающее неосознанную или недостаточно осознанную потребность. Зачастую влечение является временным явлением, поскольку представленная в нем потребность или осознается, превращаясь в желание, или угасает.

Внимание — это направленность сознания на определенные объекты, имеющие для личности устойчивую или ситуативную значимость, сосредоточение психики (сознания), предполагающие повышенный уровень сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности.Основная функция внимания — регулирующая.

Влечение – начальное неосознанное или недостаточно осознанное проявление биологических или социальных потребностей человека.

Внимание – форма психической активности, которая проявляется в ее направленности и сосредоточенности на объекте (объектах).

Возрастная психология – отрасль психологической науки, которая изучает специфические закономерности психического развития человека на разных возрастных стадиях.

Воля – сознательное управление своим поведением, способность мобилизовать силы на преодоление трудностей при достижении поставленной цели.

Воображение – психический процесс, заключающийся в создании новых образов, на основании имеющихся представлений, знаний, опыта.

Воспитание – 1) деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта; 2) планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентаций, обеспечивающих необходимые условия для его развития, подготовки к жизни и труду.

7 стр., 3211 слов

Воспитание как составная часть процесса образования

... процесс воспитания - это последовательная смена состояний воспитания, входе которой происходит изменение личности воспитанника. .2 История ВОЗНИКНОВЕНИЯ воспитания Смысл существования предков человека предопределялся их миросозерцанием. На первый взгляд, воспитание первобытных людей ... 2. Воспитание как составная часть процесса образования .1 Образование: понятие и сущность Образование - это процесс ...

Восприятие – психический познавательный процесс отражения целостного образа предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии раздражителей на органы чувств.

Воображение — психический познавательный процесс создания новых образов на основе ранее воспринятых.

Воспитание – это процесс целенаправленного формирования личности, специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, ориентированное на достижение цели воспитания.

Воспитание в узком смысле слова – это решение конкретных воспитательных задач в ходе воспитательного процесса под руководством воспитателя.

Воспитание в широком смысле слова – это специально организуемый, целенаправленный процесс формирования интеллекта, физических и духовных сил личности, подготовки ее к жизни, к активному участию в трудовой деятельности. Оно осуществляется в семьях, учреждениях образования и культуры, средствами массовой информации, правоохранительными органами, церковью, армией и т.д. Воспитание в широком смысле слова включает в себя обучение.

Восприятие (от лат. perseptio — восприятие) — познавательный психический процесс, в результате которого у человека возникает целостный образ предмета или явления окружающего мира. Восприятие — это отражение предметов в полной совокупности их свойств и частей при непосредственном воздействии на органы чувств.

Высшее образование имеет целью подготовку специалистов для производственной и социальной сферы, которые должны владеть глубокими общенаучными и специальными знаниями в сочетании с гуманитарной, социально-политической и экономической подготовкой, необходимыми практическими навыками в избранной области деятельности. Подготовка специалистов с высшим образованием осуществляется на базе общего среднего, среднего профессионального или среднего специального образования в университетах, академиях, институтах и иных учебных заведениях.

Главная цель образования – усвоение подрастающим поколением социального опыта.

Групповое давление — это процесс влияния установок, норм, ценностей и поведения членов группы на мнения и поведение индивида.

Гуманизация образования – ориентация на развитие отношений взаимного уважения учащихся и педагогов, на сохранение и укрепление их здоровья, чувства собственно­го достоинства и развития личностного потенциала.

Гуманитаризация образования – ориентация на содер­жание образования, позволяющее выпускникам решать профессиональные проблемы без нанесения ущерба человеку; позволяющее хорошо знать языки, историю и куль­туру, чтобы свободно общаться с людьми разных нацио­нальностей.

Гипноз – временное состояние сознания, при котором происходит сужение сознания, ослабление активности одних его функций при сохранении полного функционирования других. В состоянии гипноза повышается внушаемость, возникают реакции, несвойственные при обычном состоянии сознания.

3 стр., 1398 слов

Проанализировать значения игровой деятельности в развитии личности ...

... игровой Цель исследования: Проанализировать значения игровой деятельности в развитии личности дошкольника, разработать рекомендации по организации игровой деятельности в дошкольном учреждении. Объект - исследования личности дошкольника. Предмет- игра - как средство ...

Группа – человеческая общность, выделяемая в социальном целом на основе определенного признака.

Гуманизация – принцип реформирования системы образования, который означает «очеловечивание» взаимоотношений всех участников образовательного процесса; признание личности педагога и обучаемого высшей жизненной ценностью.

Гуманитаризация – принцип реформирования системы образования, который предполагает включение гуманитарных знаний в учебные планы и программы, что способствует развитию мышления, формированию целостной картины мира.

Деградация личности – утрата психической уравновешенности, устойчивости, ослабление активности и работоспособности.

Депрессия – психическое состояние подавленности, пессимизма, угнетенности физических и духовных сил.

Дидактика – отрасль педагогики, изучающая теорию и практику обучения.

Диверсификация образования – расширение многооб­разия учебных заведений, образовательных программ и типов управления.

Диктат в семье проявляется в систематическом подавлении одними членами семейства (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов.

Дифференциальный (разностный) порог чувствительности — минимальное различие между двумя раздражителями (или между двумя состояниями одного и того же раздражителя), вызывающее едва заметное различение ощущений.

Дифференциация – это ориентация образовательных учреждений на достижения учащихся или студентов, при учете, удовлетворении и развитии интересов, склонностей и способностей всех участников образовательного процесса.

Естественный эксперимент – вид эксперимента, проводимый в условиях, близких к обычной деятельности испытуемого.

Желание — осознанная потребность и влечение к чему-либо определенному. Оно имеет побуждающую силу. Желание характеризуется осознанием не только своей потребности, но и возможных путей ее удовлетворения.

Жизненный план возникает в результате обобщения и укрупнения целей, которые ставит перед собой личность, интеграции и соподчинения ее мотивов, становления устойчивого ядра ценностных ориентаций, которые подчиняют себе частные, преходящие стремления.

Забывание — процесс постепенного уменьшения способности припоминания и воспроизведения образа, хранящегося в долговременной памяти.

Игра – это вид деятельности, результатом которого не становится производство какого-либо продукта (за исключением деловых и конструкторских игр взрослых и детей).

Идеал — это то, к чему стремится личность, на что она ориентируется. Идеалы человека могут выступать в качестве одной из наиболее значимых характеристик мировоззрения человека.

Идентификация, эмпатия (обеспечивают познание и понимание людьми друг друга);

3 стр., 1113 слов

Индивидные свойства человека, как предпосылки развития личности

... жизни, являющегося ценностью для данного человека. Жизненный путь личности – путь становления ее индивидуальности (Рубинштейн, Ананьев). Чтобы понять закономерности развития индивидуальности личности, надо проследить направление от личности к деятельности и увидеть личность ...

Изоляция — отделение угрожающей части ситуации от остальной психической сферы, что может приводить к разделенное, раздвоенности личности

Инверсия — подмена мысли, чувств, отвечающих подлинному желанию, диаметрально противоположным поведением, мыслями, чувствами (например, ребенок первоначально хочет получить любовь и внимание матери, но, не получая этой любви, начинает испытывать прямо противоположное желание досадить, разозлить мать, вызвать ссору и ненависть матери к себе).

Индивид — это телесное бытие человека, когда он выступает в своих природных, биологических особенностях, как человеческий организм.

Индивидуальность — человек как уникальная, самобытная личность, реализующая себя в творческой деятельности. Индивидуальность — это выделенность личности из сообщества, оформленность ее уникальности и неповторимости.

Индивидуализация – это учет и развитие индивидуальных особенностей учащихся, студентов во всех формах взаимодействия с ними в процессе обучения и воспитания.

Инновационная модель (она же универсальная, деятельностная) ориентирует педагогический процесс на развитие способностей личности, на учет индивидуальных особенностей, учащихся путем их согласованной или совместной учебно-поисковой деятельности в соответствии с целями образования.

Коллектив — группа людей, объединенных целями совместной общественно полезной деятельности и динамикой формальных и неформальных взаимоотношений.

Информатизация образования – прогрессирующее ис­пользование в образовательном процессе информацион­ных технологий, вычислительной техники, компьютеров.

Карьера – это успешное продвижение человека в сфере профессиональной деятельности, достижение им известности, достойного положения в обществе.

Конфликт — явление социальное, порождаемое самой природой общественной жизни. Конфликт — это столкновение противоположно направленных интересов, взглядов, позиций в психике отдельного человека, во взаимоотношениях людей или их групп.

Конформизм (от лат. conform is — подобный) — это изменение мнений, установок и поведения индивидов под влиянием окружающих.

Кооперация — группа, отличающаяся реально действующей организационно структурой, межличностные отношения носят деловой характер, подчиненный достижению требуемого результата в выполнении конкретной задачи в определенном виде деятельности.

Корпорация — группа, объединенная только внутренними целями, не выходящими за ее рамки, стремящаяся осуществить свои групповые цели любой ценой, в том числе и за счет других групп.

Креативность – это совокупность способностей человека, позволяющих генерировать принципиально новые, оригинальные, нешаблонные идеи и использовать ранее не применяемые средства для решения проблем и достижения целей.

Лидерство — отношения доминирования и зависимости в системе межличностных отношений в малой группе.

5 стр., 2266 слов

ОБРАЗОВАНИЕ И ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

... ОБРАЗОВАНИЕ И ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 23. Образование не учился вспомогательная школа начальное образование неполное среднее образование среднее образование среднее специальное образование незаконченное высшее образование высшее образование 24. Удовлетворенность полученным образованием ... количественной оценки показателей в процессе терапии) ничем не ... БЛАГОПОЛУЧИЕ 17. Удовлетворенность жизнью в целом не ...

Личность — это индивид, субъект и объект социальных отношений. Т.е. личность трактуется как социально-психологическое образование, которое формируется благодаря жизни человека в обществе.

Маскировка (замене переживаемого эмоционального состояния выражением другой эмоции, отсутствующей в данный момент);

Малая группа — немногочисленна по своему составу (от 2 до 15 человек), которые объединены общей социальной деятельностью, находятся в непосредственном общении, способствуют возникновению эмоциональных отношений, выработке групповых норм и развитию групповых процессов.

Меланхолик характеризуется глубиной и устойчивостью чувств, хотя внешне они выражаются слабо. Ему трудно долго на чем-то сосредоточиться. Сильные воздействия часто вызывают у меланхолика продолжительную тормозную реакцию («опускаются руки»).

Ему свойственны сдержанность моторики и речи, застенчивость, робость, нерешительность.

Методы воспитания – способы профессионального взаимодействия педагога с учащимся с целью решения образовательно-воспитательных задач. 

Многовариантность означает создание в образовательной системе условий выбора и предоставление каждому субъекту шанса к успеху, стимулирование учащихся или студентов к самостоятельному выбору и принятию ответственного решения, обеспечение развития альтернативного и самостоятельного решения.

Многоуровневость образования – это организация многоэтапного образовательного процесса, где каждый уровень (этап) имеет свои цели, сроки и качественную завер­шенность в форме выдачи соответствующих дипломов.

Модель образования как государственно-ведомственной организации строится по ведомственному принципу с жестким централизованным определением целей, содержания образования, номенклатуры учебных заведений и учебных дисциплин в рамках того или иного типа образовательной системы.

Мотив (от лат. movere — приводить в движение, толкать) — это внутренний побудитель деятельности. Мотив принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым свойством, побуждающим к совершению определенных действий. Это причина, побуждающая человека ставить перед собой цель и организовать деятельность по ее достижению.

Мышление — процесс сознательного отражения действительности в таких объективных ее свойствах, связях и отношениях, в которые включаются и недоступные непосредственному чувственному восприятию объекты (А. Н. Леонтьев).

Направленность — система потребностей, интересов, убеждений, идеалов, ценностных ориентаций человека, придающие его жизни осмысленность и избирательность.

Настроение — это общее психическое состояние человека, придающее ему в течение заметного времени определенную эмоциональную окраску.

Неинституциональная модель ориентирована на организацию образования вне социальных институтов, в частности школ и вузов. Это образование на «природе», с помощью Интернета, дистанционное обучение и др.

9 стр., 4339 слов

Методы и приемы обучения детей старшего дошкольного возраста ...

... время игр и иных видов деятельности.   3.Перечень методов и приемов обучения детей старшего дошкольного возраста в процессе образовательной деятельности   Обучение детей старшего дошкольного возраста ... в методическом и психолого-педагогическом образовании. Принцип гуманизации обязан иметь проявление во включении в центр подготовки личности воспитателей его потребностей, перспектив и ...

Непрерывность образования – заключается в постоянном образовании или самообразовании в течение всей жизни.

Нижний абсолютный порог чувствительности — минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение.

Образ Я — это относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими.

Обучение – это целенаправленный, организованный процесс взаимодействия учителя и учащегося, в ходе которого происходит усвоение знаний, умений и навыков. Общее среднее образование является основным звеном в системе непрерывного образования и имеет целью развитие разнообразных творческих способностей личности через овладение системой знаний из главных сфер жизни, освоение основных навыков умственного и физического труда, формирование эстетического вкуса, нравственных убеждений в сочетании с надлежащим уровнем физического развития.

Общение — это процесс взаимодействия людей, направленный на взаимное познание, установление и развитие взаимоотношений и предполагающий взаимовлияние на состояния, взгляды, поведение и регуляцию совместной деятельности участников этого процесса.

Объект педагогики – это развивающийся человек, его формирующаяся личность в течение всей жизни. Педагогика познает свой объект – растущего, развивающегося человека – в нерасторжимом слиянии природного, общественного и индивидуального в нем; в его сущности, становлении, свойствах и деятельности.

Отрицание — попытка не принимать в качестве реальности события, которые беспокоят «Я».

Опека в семье – это система отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя.

Ощущение — познавательный процесс отражения отдельных свойств предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. Другими словами, это тот процесс, который позволяет отразить не целые предметы, а только отдельные свойства этих предметов, их характеристики.

Память — познавательный процесс запоминания, сохранения и воспроизведения информации.

Педагогика – это в широком смысле наука о воспитании человека. Она изучает закономерности успешной передачи социального опыта старшего поколения младшему. Она существует для того, чтобы на практике указывать наиболее легкие пути достижения педагогических целей и задач, путей реализации законов воспитания и методик обучения.

3 стр., 1229 слов

МЫШЛЕНИЕ КАК ФОРМА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ В ОНТОГЕНЕЗЕ

... Мышление как форма познавательной деятельности. Развитие мышления в онтогенезе Мышление – одно из высших проявлений психического, процесс деятельности познавательной индивида, процесс моделирования неслучайных отношений внеш ... всего с логикой, часто претендующей на исчерпывающее исследование мышления человека; 2) вопрос о закономерностях возникновения новообразований, составляющих новые знания ...

Педагогика как наука – это совокупность знаний о законах и закономерностях воспитания, образования и обучения человека, обеспечивающих развитие его личности.

Пластичность — способность психики легко приспосабливаться к изменяющимся, новым условиям (в поведении, в познавательных процессах).

Противоположность — ригидность;

Подавление (репрессия) — удаляет потенциально опасные желания, факты, мысли из сознания, таким образом, их возможному разрешению.(сокрытие переживаемого эмоционального состояния);

Понятие — это мысль, обобщающая наиболее характерные и существенные признаки предметов и явлений действительности.

Потребность — испытываемая человеком нужда в чем-то, лежащем вне его, в ней проявляется связь человека с окружающим миром и его зависимость от него.

Принципы обучения – это основополагающие требования к организации этого процесса. Обычно выделяют принципы научности, систематичности, последовательности, доступности и др

Природные особенности человека — это важные предпосылки, необходимые условия психического развития, но сами по себе они не определяют ни характера, ни способностей человека, ни его интересов, идеалов, убеждений.

Проекция — приписывание другому человеку своих собственных качеств, мыслей, чувств.

Профессионально-техническое образование имеет целью подготовку рабочих кадров, приобретение гражданами трудовых и профессиональных умений в сочетании с общим образованием, духовным и физическим развитием. Профессионально-техническое образование осуществляется на основе общего среднего образования, на основе базового девятилетнего образования с одновременным получением общего среднего образования либо с получением только рабочей профессии.

Психика – это свойство высокоорганизованной материи, которое заключается в способности отражать окружающую

Психические свойства – это устойчивые и постоянно проявляющиеся характеристики личности, обуславливающие особенности её поведения и деятельности.

Психические процессы – это динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений. Психические процессы вызываются как внешними воздействиями, так и раздражениями нервной системы, идущими от внутренней среды организма.

Психические состояния характеризуют функционирование психики в текущий момент времени (счастье, апатия, депрессия, агрессия, творческий подъем, профессиональная заинтересованность, печаль, гнев, раздражение и т.д.).

Психология — это область знаний о внутреннем (психическом) мире человека. Предметом психологии являются факты психической жизни, механизмы и закономерности психики человека и формирование психологических особенностей его личности.

17 стр., 8458 слов

Влияние личности учителя на формирование личностных качеств

... сколько в плане развития у детей общечеловеческих ценностей, умения общаться и контактировать с людьми. Отсюда следует, что профессиональная деятельность педагога - процесс непрерывного общения ... школы. Предмет: степень влияния личности учителя на формирование личности ребенка младшего школьного возраста. Объект исследования – процесс формирования личностных качеств младших школьников. На основании ...

Развитие — это процесс количественных и качественных изменений унаследованных и приобретенных свойств и качеств личности.

Развитие человека – это процесс становления его личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых, социальных и природных факторов

Рационализация — построение приемлемых причин, оснований для объяснения и оправдания неприемлемых форм поведения и мыслей.

Рационалистическая модель предполагает ориентацию на практическое приспособление молодого поколения к существующему обществу.

Регрессия — возвращение к более раннему, примитивному способу реагирования.

Рефлексия понимается осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению.(познание самого себя);

Руководство — оказание влияния на поведение членов группы индивидом, имеющим соответствующие официальные полномочия.

Самовоспитание – это формирование личностью в себе определенных моральных и нравственных качеств, которые не гарантируются той социальной средой, в которой происходит воспитание человека.

Самообразование – это процесс усвоения знаний, умений и навыков, которые не предусмотрены официальной системой образования, но необходимы личности для осуществления ее целей.

Самооценка — это аффективная оценка представлений индивида о самом себе, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты «Образа Я» могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением.

Саморазвитие – это не просто применение в практике внутренней и внешней жизни своих определенных качеств и способностей, но и стремление преодолеть отрицательные, опираясь на положительные. Саморазвитие – проявление внутренней свободы выбора человека, его инициатива относительно самого себя.

Самосовершенствование – это сложный процесс самоизменения длиною во всю жизнь, начинающийся в ранней юности.Самосовершенствование – это не движение к некоему абстрактному стандарту, признаваемому личностью за идеал.

Самосознание — не изначальная данность, присущая человеку, а продукт развития; при этом самосознание не имеет своей отдельной от личности линии развития, но включается как сторона в процесс ее реального развития.

Сангвиник быстро приспосабливается к новым условиям, общителен. Чувства легко возникают и сменяются, эмоциональные переживания, как правило, неглубоки. Мимика богатая, подвижная, выразительная. Нуждается в новых впечатлениях, недостаточно регулирует свои импульсы, не умеет строго придерживаться выработанного распорядка, системы в работе.

Семья – это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого ее члена.

Моя психология по алфавиту — Стр 2

Симуляция (выражении не переживаемой эмоции).

Системная теория лидерства — лидерство обусловлено совокупностью факторов. Лидерство — функция совместной групповой деятельности. Лидер должен обладать структурой личности, позволяющей влиять на других.

Система общего среднего образования включает три ступени: начальную (четырехлетнюю), базовую (девятилетнюю), среднюю (одиннадцатилетнюю), которые могут существовать отдельно или в составе базовой или средней школы. Обучение в базовых и средних школах завершается выпускными экзаменами.

Ситуативная теория лидерства — лидерство обусловлено требованиями текущей ситуации. Если в конкретной ситуации для решения задачи необходимы люди с определенными качествами — они становятся лидерами.

Склонность — это стремление заниматься определенной деятельностью. Возникшая склонность может свидетельствовать о способностях личности.

Скорость — темп реакций и поведения, в котором протекают психические процессы.

Смысл жизни – это поиск, конституирование (установление) и реализация человеком своего призвания.

Содержание обучения – это способы совместной работы обучающего и обучаемых, позволяющие усваивать конкретное содержание обучения (словесные, наглядные, практические, исследовательские, методы проблемного изложения материала и др.).

Содержание учебной деятельности заключается в овладении обобщенными способами действий в сфере научных понятий.

СОЗНАНИЕ — это высшая форма отражения действительности, свойственная только человеку, это общественно-исторический продукт развития психики, позволяющий не только отражать мир, но и преобразовывать его.

Созревание происходит с учетом возрастных периодов и связано с анатомо-биологическим развитием структур мозга и нервной системы.

Сотрудничество как модель взаимоотношений в семье предполагает опосредованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями.

Сохранение — более или менее длительное удержание в памяти некоторых сведений.

Способности — система свойств личности, определяющая успешность выполнения определенных видов деятельности.

Средства обучения – это учебные программы, учебники, конспекты, плакаты, технические средства обучения, раздаточный материал и др.

Становление личности — это приобретение человеком новых признаков и форм в процессе развития, приближение к определенному состоянию; результат развития

Стандартизация образования – ориентация на реализацию, прежде всего, государственного образовательно­го стандарта — набора обязательных учебных дисциплин.

Стили лидерства — типичная для конкретного лидера система приемов оказания влияния на других членов группы.

Стресс — это неспецифический ответ организма на предъявленные к нему ситуативные требования.

Сублимация — процесс трансформации сексуальной энергии в социально приемлемые формы активности (творчество, социальные контакты).

Сущность учебной деятельности состоит в том, что ее результатом является изменение самого учащегося.

Сущность человека — главная причина конфликта. Она состоит в противоречивом единстве его потребностей и способностей. Преодоление этого противоречия представляет собой источник саморазвития.

Творчество –деятельность, результатом которой является создание новых, оригинальных или более совершенных материальных и духовных ценностей.

Темперамент — система природных свойств личности, характеризующая динамику протекания психических процессов и изменение психических состояний.

Творческий потенциал – это та энергия, которая может способствовать развитию природных способностей, личностных качеств человека.

Теория черт — лидерство обусловлено врожденными качествами человека. Лидер — тот, кто обладает определенным набором врожденных личностных качеств или психологических черт.

Типологии «Образа Я»: 1) по времени: Я-настоящее, Я-ретроспективное, Я-перспективное; 2) по реальности: Я-реальное, Я-идеальное, Я-фантастическое, Я-идеализированное, Я-демонстративное, Я-зеркальное.

Традиционная модель (она же теоретическая, знаниевая и предметно-ориентированная) предполагает направленность педагогического процесса, прежде всего, на формирование у обучающихся знаний, умений и навыков (ЗУНов).

Убеждение — это система мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением.

Феноменологическая модель предполагает персональный характер обучения с учетом индивидуально-психологических особенностей обучающихся, бережное и уважительное отношение к их интересам и потребностям

Флегматик характеризуется сравнительно низким уровнем активности поведения, его новые формы вырабатываются медленно, но являются стойкими. Обладает медлительностью и спокойствием в действиях, мимике и речи, постоянством, глубиной чувств и настроений. Настойчивый и упорный, он редко выходит из себя, не склонен к аффектам.

Формированием личности понимается процесс развития и становления личности под влиянием внешних воздействий (социальной среды, социально организованного воспитания и обучения); процесс становления человека как субъекта и объекта общественных отношений и различных видов деятельности.

Формы организации обучения – это лекции, семинары, лабораторно-практические занятия, уроки, экзамены, самостоятельная работа и др.

Фундаментализация образования – углубление науч­но-теоретических знаний по изучаемым дисциплинам.

Характер — «каркас» личности, система отношений и способов поведения, общения и деятельности.

Холерик отличается повышенной возбудимостью. Ему свойственна резкость и стремительность движений, сила, импульсивность, яркая выраженность эмоциональных переживаний. Вследствие неуравновешенности, увлекаясь делом, склонен истощаться.

Цель воспитания – определяющая характеристика воспитательного процесса, она выражает общую устремленность воспитания, это будущее, на достижение которого направлены главные усилия (по сути это формат конечного результата).

Целью дошкольного воспитания и обучения является развитие естественного желания детей познавать окружающий мир, способствование физическому и духовному развитию ребенка. Ведущая роль в дошкольном воспитании детей принадлежит семье.

Человек — это, с одной стороны, биологическое существо, высокоорганизованное животное (принадлежащее к классу млекопитающих).

С другой стороны, человек — существо общественное, т.к. общественные отношения изменили его телесную организацию и сам характер существования.

Эмоции — элементарная форма переживания человеком своего отношения к предметам действительности, отличающаяся непосредственным и пристальным характером и обусловленная актуальными потребностями субъекта.

Эмоциональность — впечатлительность, чуткость к эмоциональным воздействиям и возможному несовпадению осуществляемого действия с запланированным образцом.

Эргичность — выносливость человека в умственном и физическом плане;

Язык — система слов, выражений и правил их соединения в осмысленные высказывания, используемые для общения.

Игра – вид деятельности в условных ситуациях, воссоздающих те или иные области действительности. В основе игры – субъективная удовлетворенность от самого процесса.

Индивид – человек как единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens, продукт единства врожденного и приобретенного, носитель индивидуально своеобразных, прежде всего, биологически обусловленных черт.

Индивидуальность – конкретный человек во всем своеобразии своих физических и физиологических, психологических и социальных качеств.

Инстинкт – совокупность врожденных сложных, целесообразных реакций животных и человека. Инстинкт обусловлен наследственностью, принадлежностью к определенному виду живых существ, биологической потребностью в адаптации к среде.

Интерес – проявление положительного, эмоционально окрашенного отношения к объекту или явлению, вызывающее стремление познать его.

Интуиция – познание без видимого, осознанного участия рассуждения, логических доказательств. Интуиция – своеобразное мышление, когда отдельные его звенья протекают бессознательно, ясно же осознается лишь полученный итог, результат.

Конфликт – столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов людей.

Конформизм – податливость человека реальному или воображаемому давлению группы, проявляющаяся в изменении его поведения и установок в соответствии с первоначально не разделявшейся им позицией большинства.

Креативность – способность к умственным преобразованиям и творчеству.

Лидер – член группы, за которым она признает преимущества в статусе и право принимать решения в значимых для нее ситуациях. В группе могут быть как официальные, так и неофициальные лидеры.

Личность – это человек в совокупности его устойчивых качеств, формирующихся в различных видах общественной деятельности и отношений.

Метод опроса – социально-психологический метод изучения мнений, общения, лидерства, отношений людей к различным общественным событиям.

Мнемоника – система приемов, облегчающих запоминание и последующее сохранение материала.

Мозговой штурм – условное название методов активизации группового поиска идей, решения проблемы.

Мотив – внутренний побудитель деятельности, придающий ей личностный смысл.

Мотивация – совокупность мотивов, побуждающих к достижению цели. Мотивацию следует отличать от мотивировки – объяснения человеком целесообразности и необходимости своих действий.

Мышление – сложный психический процесс, характеризующийся обобщенностью и опосредованностью. Позволяет познавать как наглядные связи, отношения объектов, явлений, так и их сущность.

Наблюдение – метод психологии, объектом изучения которого являются действия и поступки. С помощью наблюдения можно изучать чувства, волевые, моральные и другие качества людей.

Навык – автоматизированное действие, совершаемое без заметного участия сознания, достаточно быстро и правильно, без лишних затрат физической и психической энергии.

Направленность личности – одно из важнейших ее свойств, которое выражается в целях и мотивах поведения, потребностях, интересах, идеалах, убеждениях.

Настроение – относительно слабо выраженное, но длительное эмоциональное состояние человека, которое оказывает влияние на все его психические процессы, на всю деятельность. Настроение зависит от направленности, характера, темперамента, способностей, опыта личности.

Научение – процесс и результат приобретения индивидуального опыта. Научение у человека основывается, прежде всего, на высших психических функциях, сознании, самосознании, духовных потребностях.

Образование – процесс и результат усвоения общественного опыта в виде научных знаний, практических умений и навыков, способов творческой деятельности, социальных и духовных отношений.

Обучение – процесс целенаправленной передачи общественного опыта во взаимодействии педагога и учащегося.

Общение – специфическая форма взаимодействия и взаимовлияния субъектов, порождаемая потребностями совместной деятельности. В процессе общения происходит взаимовосприятие и взаимный обмен информацией.

Одаренность – уровень развития способностей, определяющий диапазон различных видов деятельности, в которых человек может достичь высоких результатов.

Ощущение – психический познавательный процесс отражения отдельных признаков и свойств предметов, явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств.

Память – психический познавательный процесс запоминания, сохранения и последующего воспроизведения индивидом его опыта.

Понятие – форма абстрактного мышления, результат обобщения свойств единичных конкретных предметов, явлений и выделения в них существенных признаков.

Потребность – состояние нужды человека или животного в определенных условиях, которые им необходимы для нормального существования и развития.

Представление – психический познавательный процесс воссоздания образов предметов и явлений, которые ранее воздействовали на органы чувств, но в данный момент непосредственно не воспринимаются.

Психика – свойство животных и человека, выполняющее ориентирующие, контролирующие, приспособительные, побуждающие и смыслообразующие функции в поведении и деятельности.

Психодиагностика – область психологической науки, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности.

Психокоррекция – деятельность психолога по исправлению тех особенностей психического развития, которые по определенным критериям не соответствуют принятой норме.

Психотерапия – оказание психологической помощи в решении субъектом своих жизненных проблем, самостоятельном преодолении трудностей и отрицательных переживаний.

Рефлексия – самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, условий и течения собственной деятельности, внутренней жизни.

Роль социальная – поведение, заданное обществом и ожиданиями окружающих, независимо от индивидуальных особенностей личности.

Самовоспитание – сознательная и целенаправленная работа личности по формированию у себя положительных и устранению отрицательных качеств.

Самооценка – суждение человека о наличии или отсутствии тех или иных качеств, свойств в сравнении их с определенным образцом, эталоном.

Самопознание – изучение своей внутренней сущности, познание самого себя. Способность к самопознанию присуща только человеку.

Самосознанание – свойство личности, осознание человеком самого себя, своих взаимоотношений с другими людьми, мотивов поведения своих действий и поступков, своих личностных качеств.

Социальная психология – отрасль психологии, которая изучает психологические особенности и закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные их включением социальные группы и существованием в них, а также психологические характеристики самих этих групп.

Способности – индивидуально-психологические особенности человека, которые позволяют ему успешно овладевать тем или иным видом деятельности.

Стресс – психическое и физиологическое состояние, которое возникает в ответ на разнообразные экстремальные воздействия.

Талант – высокий уровень развития способностей личности, проявляющийся в оригинальности и новизне подхода к деятельности.

Темперамент – индивидуально-своеобразная совокупность динамических проявлений психики.

Тест – система заданий, позволяющих измерить уровень развития определенного психологического процесса или свойств личности.

Убеждение – личностное образование, представляющее оценочное отношение человека к действительности.

Умение – освоенный человеком способ выполнения действий на базе приобретенных знаний и навыков.

Установка – готовность к реализации актуальной в данной ситуации потребности. Установка может быть устойчиво личностной или ситуативной предрасположенностью к определенному восприятию, осмыслению и поведению.

Учебная деятельность – мотивированная активность обучаемых при достижении целей учения. Своеобразие учебной деятельности состоит в том, что в процессе ее осуществления человек усваивает знания и формируется как личность.

Фобия – сильная и не имеющая под собой реальной основы боязнь чего-либо (например, высоты) или какого-либо объекта (обычно живого), который у других людей чрезмерного страха не вызывает.

Фрустрация – психическое состояние нарастающего внутреннего напряжения, психологическая реакция, связанная с разочарованием, неудачей в попытке достичь какой-либо цели.

Характер – совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, которые складываются и проявляются в деятельности и общении. Характер представляет собой единство индивидуального и типического в личности.

Ценностные ориентации – это разделяемые и внутренне принятые личностью материальные и духовные ценности. Ценностные ориентации служат опорными установками для принятия решений и регуляции поведения.

Чувства – одна из форм переживания человеком своего отношения к действительности.

Чувство неполноценности – устойчивая форма переживания человеком своей реальной или воображаемой ущербности.

Эйфория – состояние приподнятого настроения, беспечности, довольства, не соответствующее объективным условиям.

Эмоции – форма непосредственного психического отражения объектов, явлений, ситуаций в их смысловой значимости для организма, личности.

Эмпатия – понимание и чувствование в переживания, эмоции, психические состояния другого человека.

Я-концепция личности – устойчивая в большей или меньшей степени, осознаваемая и переживаемая система представлений личности о самом себе, на основании которой она строит свое поведение.