Предмет и задачи медицинской психологии

Предмет и задачи медицинской психологии. Предпосылки развития медицинской психологии. Формирование медицинской психологии как самостоятельной дисциплины. Вклад И.М. Балинского, И.М.Сеченова, С.П.Боткина, Н.И.Павлова, В.М.Бехтерева, С.С.Корсакова в развитие медицинской психологии. Развитие медицинской психологии в странах Европы и Америки. Вклад З.Фрейда, А.Адлера, К.Г.Юнга, Э.Кречмера в развитие медицинской психологии. Современное состояние медицинской психологии. Основные разделы медицинской психологии. Документы, регламентирующие деятельность медицинского психолога. Направления дальнейшего развития медицинской психологии.

Медицинская психология – обширная область знаний, расположенная на стыке медицины и психологии. В.Д.Менделевич дает следующее определение медицинской психологии: медицинская психология – это «наука, изучающая психологические особенности людей, страдающих различными заболеваниями, методы и способы диагностики психических отклонений, дифференциации психологических феноменов и психопатологических симптомов и синдромов, психологию взаимоотношений пациента и медицинского работника, психопрофилактические, психокоррекционные и психотерапевтические способы помощи пациентам, а также теоретические аспекты психосоматических и соматопсихических влияний» [5. C. 3].

Задачи «медицинской психологии» вытекают из ее определения:

— изучение психологических особенностей людей, страдающих различными заболеваниями;

— диагностика психологических особенностей людей, страдающих различными заболеваниями;

— дифференциальная диагностика психологических синдромов;

— психопрофилактика возникновения различных заболеваний;

— психокоррекция и психотерапия при различных заболеваниях

— изучение психологии взаимоотношений пациента и медицинского работника;

— изучение теоретических аспектов психосоматических и соматопсихических влияний;

— создание на базе такого изучения научно обоснованных рекомендаций по их улучшению, и другие.

В своем развитии медицинская психология прошла длительный путь. Два направления – изучение психических явлений и изучение организма как развивались самостоятельно, так и складывались в единую науку. Факты взаимосвязи психики и сомы накапливались в течение веков. Предпосылки развития медицинской психологии складывались из фактов взаимосвязи психики и сомы. Видные философы, врачи и ученые древности задумывались о таком взаимоотношении. Г.К Ушаков приводит данные о том, что в египетском папирусе, который ученые относят к 20 веку до нашей эры, описывается клиника истерии. [10]. Врач древности Гиппократ, живший еще до нашей эры, связывал темперамент человека с циркулированием у него в организме различных жидкостей – желчи, слизи и крови. Л.О. Бадалян пишет, что «в средние века Д.М.Морганьи и Т.Валлизий смогли связать определенные неврологические нарушения с соответствующими структурами мозга». [Бадалян, Л.О. Невропатология. /Л.О. Бадалян. — М.: Просвещение. 1987. – 317 с. – стр. 6.].

9 стр., 4122 слов

Методика №2. Изучение психологического климата класса

ПРОГРАММА-ПЛАН ОФОРМЛЕНИЯ ХАРАКТЕРИСТИКИ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА   Программа изучения классного коллектива включает следующие разделы: — общие данные обследуемой группы; — исследование социометрического статуса каждого члена группы; — характер межличностных отношений в классе; — изучение профессиональных интересов учащихся; — профессиональная рефлексия педагогического общения; — воспитательная ...

Материалистические основы медицинской психологии заложил И.М.Сеченов. [Сеченов И.М. Избранные произведения. М.: Издательство Академии наук СССР, 1952.]. Он доказал, что в основе поведения человека лежат рефлексы. И.П.Павлов выделил понятие – условные рефлексы. Но условный рефлекс И.П.Павлов считал не только физиологическим, так и психическим явлением. [Павлов И.П. Психопатология и психиатрия. М.: Издательство академии медицинских наук. 1949. – 236 с.]. М.Г.Ярошевский отмечает, что «варьируя на протяжении 35 лет бессчетное число раз вместе с многочисленными учениками условия образования, преобразования, сочетания рефлексов, И.П.Павлов открыл законы высшей нервной деятельности». [Ярошевский М.Г.. Краткий курс истории психологии. М.: Международная педагогическая академия. 1995. – 144 с. – стр. 110.].

Современником И.П.Павлова был великий русский ученый В.М. Бехтерев. Еще более ста лет назад В.М.Бехтерев писал: « …тесная зависимость жизненных проявлений всех органов нашего тела от органа психики не подлежит сомнению». [Бехтерев В.М. Избранные труды по психологии личности. Т.1. Психика и жизнь. СПб.: АЛЕТЕЙЯ. 1999. – 256 с. – стр.108.]. В своих трудах В.М.Бехтерев опирался на две установки – установку на комплексность исследования человека, для чего он объединил в созданном им институте мозга специалистов разных научных направлений, занимающихся изучением человека, и установку на изучение целостного человека в его развитии. [Ярошевский М.Г.. Краткий курс истории психологии. М.: Международная педагогическая академия. 1995. – 144 с.]. Свою основную научную концепцию В.М.Бехтерев назвал сначала объективной психологией, а затем рефлексологией. Установку на целостность организма поддерживал и С.П.Боткин.

23 стр., 11231 слов

1. Взаимоотношение психологии и психиатрии. Роль и значение экспериментально-психологического исследования

1) Объект психологии и психиатрии – поведение и внутренний мир человека – общий, но взятый в разном охвате. Психология ограничивается психическим слоем, психикой, психическим миром. Психиатрия охватывает не только психический, но также биологический и духовный слой и, таким образом, всего человека, его деятельность, его мир, его жизнь. Объект психиатрии является ...

Основатель московской школы психиатрии С.С.Корсаков выделяет психическое лечение в самостоятельный раздел. С.С.Корсаков, создавший школу московской психиатрии, впервые в России применил метод ненасильственного лечения психических больных, изменил методы ухода за психически больными людьми. Изменение методов ухода предполагало дружелюбное отношение к больным, заботу обо всех мелочах их быта. [Морозов Г.В. Деонтология в психиатрии. В сб. Деонтология в медицине. Т.2.Под ред. Б.В.Петровского. М.: Медицина, 1988. – 416 с. – стр. 145 – 162.]. «С.С.Корсаков возвел сумасшедшего в ранг больного». [И.Я.Завилянский, Л.И.Завилянская. Деонтология в психиатрии. Киев.: Здоров, я. 1979. – 128 с. – стр. 5]. С.С.Корсаков также внес большой вклад в изучение нервно – психических расстройств у детей. (Бадалян Л.О. Невропатология. М.: Просвещение. 1987. – 317 с. – стр. 10.).

Один из основателей петербургской школы психиатрии И.М.Балинский является автором одного из «наиболее ранних изложений допускаемых некоторыми ошибок в процессе воспитания и как ошибки, допущенные в процессе воспитания, влияют на формирование патологических качеств личности». [Бадалян Л.О. Невропатология. М.: Просвещение. 1987. – 317 с. – стр. 12.].

Были и другие выдающиеся ученые, развивавшие медицинскую психологию во все времена. В Европе важный вклад в развитие медицинской психологии внесли не только отдельные личности, но и школы, создавшие и продолжающие создавать целые направления медицинской психологии.

9 стр., 4452 слов

Практические навыки по психологии и психиатрии

1. Умение правильно оценить клиническую ясность сознания у психически больного. По Ясперсу признаками нарушенного сознания являются: Отрешенность от окружающего мира (утрата способности восприятия, анализа и синтеза происходящих событий, неточность, фрагментарность, беспорядочность и бессвязность отражения происходящих событий) Дезориентировка (нарушение ориентировки в окружающем, во времени и ...

Так А.Р.Лурия стоял у истоков нейропсихологии. З.Фрейд является основоположником психоаналитического направления психосоматики, а также такого направления психотерапии, которое получило название классический психоанализ. В дальнейшем психоанализ развивался в школах его учеников. У К.Г.Юнга – это направление развилось в аналитическую психологию, у А.Адлера – в индивидуальную психологию.

Э.Кречмер, является автором одного из первых учебников по медицинской психологии. Он работал в направлении, которое называется конституционализм, и которое в настоящее время не получает дальнейшего развития.

Канадский физиолог Г.Селье, автор учения о стрессе, является основоположником одного из направлений, которое рассматривает появление психосоматических заболеваний с точки зрения последствий воздействия стресса на организм.

Основными разделами медицинской психологии К.К.Платонов считал следующие:

патопсихология,

нейропсихология,

психогигиена,

психотерапия,

психофармакология,

профессиология медицинской психологии,

экстремальная психология,

трудотерапия,

психология медицинского труда. [К.К.Платонов. Личность как объект медицинской психологии. В сб. Этико – психологические проблемы медицины. Под ред. Г.И.Царегородцева. М.: Медицина. 1978. – 376 с. – стр. 7 – 42.].

В настоящее время к этому списку добавляется еще и соматопсихология. Некоторые отрасли медицинской психологии в настоящее время достигли такого уровня развития, что выделяются в отдельные дисциплины.

Профессия медицинского психолога не только диктует определенные требования к личности, а также высокий уровень квалификации, но и считает само собой разумеющимися постоянный личностный и профессиональный рост. Как в психологии, так и в медицине, работа обязывает к соблюдению правил этики и деонтологии, одним из которых является соблюдение профессиональной тайны. Деятельность медицинского психолога регламентирована нормативными документами, в которых указано, кто имеет право работать медицинским психологом, его права и обязанности. Нормативными документами регламентированы требования к нагрузке, продолжительности рабочего дня и недели, требования к рабочему месту медицинского психолога, к той документации, которую он ведет, а также регламентированы другие особенности профессиональной деятельности в медицинской психологии.

14 стр., 6784 слов

Основной задачей медицинского психолога в психоневрологических и психиатрических учрежде

... здравоохранения и согласуются с проблемной комиссий «Медицинская психология» при Прези­диуме АМН СССР. Медицинский психолог работает под руководством замести­теля главного ... и профессиональные знания и возможности психологов используются недостаточно. Настоящие методические рекомендации освещают содержание работы медицинских психологов в практических психиатрических и психоневрологических ...