Вопросы к разделу «Введение»

  1. Кто автор книги “Наследуемость таланта”? а. Дарвин б. Добжанский в. Гальтон г. Фишер.
  2. Кто автор науки евгеники? а. Морган б. Гальтон в. Фишер. г. Мендель
  3. Кто сформулировал первым законы генетики? а. Корренс б. Добжанский в. Мендель г. де Фриз.
  4. В каком году произошло переоткрытие законов генетики? а. начало 20 в. б. 1900 в. 1868 г. 1924.
  5. Какие две школы в генетике конкурируют между собой? а. дискретность-континуальность б. непрерывность-квантование в. слияние-разделение г. изменчивость-стабильность
  6. Кто «примирил» конкурирующие школы в генетике? а. Дарвин б. Добжанский в. Гальтон г. Фишер.
  7. В каком году признан современный этап развития психогенетики? а. начало 20 в. б. 1960 в. середина 20 в. 1924.
  8. Когда в основном закончен проект «Геном человека»? а. начало 20 в. б. 2000 г. в. 1995 г. 1960.
  9. Какой из разделов психологии наиболее перспективен для развития психогенетики? а. Психофизиология б. Нейропсихология в. Патопсихология
  10. Через какие факторы генотип влияет на функции мозга? а.

    Физиологические б. Психофизиологические в.Нейропсихологические

Вопросы к главе 1.

  1. Любое неразрывное в тексте и дискретное сообщение наследственной памяти называется а. Ген б. Фен. в. Генотип г. Геном
  2. Относительно самостоятельно эволюционирующую совокупность людей определяют как а. генетическая совокупность б. генофонд в. популяционный фонд г. эвольвента
  3. Как называются варианты гена? а. локус б. сайт в. аллель г. морф.
  4. Совокупность всех аллелей, циркулирующих в популяции называют а. популяция б. генофонд в. аллелофонд
  5. Результат взаимодействия генотипа и внешней среды в индивидуальном развитии определяют как а. генотип б. геном в. фенотип г. фенон.
  6. Классификация признаков и способов их описания получила в генетике получила название теории моделей а. генетических б. генетико-средовых в. фенотипических
  7. Аллели, которые имеют неблагоприятные эффекты в отношении слабой жизнеспособности организма называются а. сублетальные б. элиминируемые в. субфертильные г.

    субвитальные.

  8. Явление, в котором определенный ген дает преимущество несвязанному с его функцией признаку назывется а. эффект гена б. синтропия в. плейотропия
  9. Какие основные методы используются в психогенетике а. Качественные б. Количественные в. Менделевские в. Молекулярные.
  10. Мерой индивидуальных различий в психогенетике является дисперсия а. фенотипическая б. генотипическая в. популяционная.
  11. Закон Харди-Вайнберга определяет равновесие частот а. генов б. аллелей в. признаков
  12. Эпистазом называют явление взаимодействия генов, которые находятся в хромосомах: а. одинаковых в одном локусе, б. разных, в. одинаковых в разных локусах
  13. Свободно скрещивающиеся особи составляют популяции а. панмикстные б. панспермийные в. панлокусные
  14. Внутрисемейная, индивидуальная, несистематическая средовая дисперсия обозначается а. EW б.EB
  15. Общесемейная, систематическая средовая дисперсия EB, обусловленная межсемейными средовыми различиями обозначается, как а. EW б.EB
  16. Эффекты генов.

    8 стр., 3686 слов

    Генетика и человек 2

    ... Гомозиготные близнецы – единственные на Земле люди, имеющие одинаковыйнабор генов. Гетерозиготные близнецы с точки зрения генетики – сиблинги, родныебратья и сестры, они развиваются из двух ... — русский ботаник И.Ф. Шмальгаузен — оценил всю важность этой работы.Однако в начале XXстолетия законы, открытые им, были переоткрыты практическиодновременно и независимо друг отдругаучеными К. ...

    которые суммируются обозначают, как а. доминантные б. аддитивные в. кумулятивные

  17. Генетико-средовая корреляция (ковариация) фенотипическую дисперсию а. увеличивает б. уменьшает в. либо а., либо б.
  18. Генетико-средовое взаимодействие (дисперсия) фенотипическую дисперсию а. увеличивает б. уменьшает в. либо а., либо б.
  19. От родителя к ребенку передается ….. аддитивной генотипической компоненты а. четверть б. вся в. половина г. не предается.
  20. Наиболее мощным методом определения наследуемости признака является метод а. приемных детей б. близнецов в. разделенных близнецов.

Варианты вопросов итогового тест — контроля по психогенетике Вопросы к главам 2-3

№ 1

  1. Наибольший показатель наследуемости свойств личности по тесту MMPI обнаружен для шкал: а).

    шизоидности, b).

    социальной интроверсии,c).

    психопатии, d).

    ни для одной из шкал.

№ 2

  1. Наибольшее влияние генотипа на свойства личности, определяемых с помощью критериальных опросников обнаружено для: а).

    профилей, b).

    пиков профилей, c).

    возрастных пиков, d) отдельных свойств шкал.

№ 3

  1. Генетическая детерминация “биологических” свойств личности по Айзенку выражена сильнее для:

а).

экстраверсии,

b).

нейротицизма,

c).

психотизма.

№ 4

  1. Генотип в наибольшей степени обуславливает изменчивость следующих свойств “Большой пятерки”:

а).

невротизма,

b).

открытости новому опыту,

c).

сознательности (контроль импульсивности),

d).

экстраверсии.

№ 5

  1. Определяющую роль в индивидуальных различиях свойств “Большой пятерки” играют следующие средовые факторы:

а).

7 стр., 3499 слов

Связь темперамента и характера

... свойства взаимосвязаны, взаимозависимы и образуют целостное структурное образование.   характер – это форма поведения, которая необходима для сохранения имеющейся структуры мотивов.   Связь темперамента ... его к определенному типу.   характер - прижизненное проявление темперамента в определенной социальной среде.   ТИПОЛОГИЯ ХАРАКТЕРОВ ( Приложение 1)   Попытки построения ...

общей среды,

b).

систематической среды,

c).

несистематической, различающейся среды.

№ 6

  1. Генотип определяет изменчивость интеллекта, в показателях IQ — теста:

а).

до 30 %,

b).

от 30% до 50%,

c).

свыше 50%,

d).

в меньшей степени, чем среда.

№ 7

  1. Вклад cреды в вариабельность интеллекта (iq) cоставляет:

а).

свыше 50% — общей среды,

b).

в соотношении: 35% — общая среда, 15% — различающаяся,

c).

до 40% у монозиготных близнецов и до 15% — у сибсов.

№ 8

  1. Академическая успеваемость генетически обусловлена в силу связи:

а).

генетическими корреляциями с общим интеллектом (“g” — фактор Спирмена),

b).

генетическими корреляциями с креативностью,

c).

генетическими корреляциями с флюидным интеллектом.

№ 9

  1. Наибольший показатель наследуемости когнитивных способностей присущ: ).

    дивергентному мышлению, b).

    беглости речи, c).

    пространственным представлениям, d).

    логическим рассуждениям.

№ 10

  1. Соотношение генотип — средовых показателей в изменчивости когнитивных способностей

а).

мало меняется с возрастом,

b).

в значительной степени зависит от возраста,

c).

колеблется от высоких показателей в юном, до низкиx — в пожилом возрасте.

№ 11

  1. Генетическая обусловленность креативности достигает значений:

а).

до 30 %, b).

до 50 %, c).

выше 50 %, d).

менее 10 %.

№ 12

  1. Уровень генетической обусловленности креативности определяется;

а).

высокой связью с нейротицизмом,

b).

нелинейной связью с интеллектом,

c).

связью с псиxотизмом,

d).

связью с фактором “g” Спирмена.

№ 13

  1. Наибольшая связь генотипа со свойствами трехкомпонентной структуры темперамента по Бассу, Пломину отмечается для:

а).

эмоциональности,

b).

cоциабельности,

c).

активности.

№ 14

  1. В психобиологической модели структуры темперамента (Ротбарт, Дерриберри) наибольшие показатели наследуемости определяются для

а).

7 стр., 3156 слов

Показатели нервно-психического развития детей первого года жизни

... до 10 слов. Понимает слово "нельзя" Самостоятельно пьет из чашки Таблица 2 Показатели нервно-психического развития детей 2-го года жизни Возраст Понимание речи (Рп) ... шаг Частично одевает одежду (ботинки, шапку) с небольшой помощью взрослого Таблица 3 Показатели нервно-психического развития детей 3-го года жизни Возраст Речь активная (Ра) ...

параметров реактивности,

b).

cаморегуляции,

c).

негативных эмоциональных реакций,

d).

негативных и позитивных эмоциональных реакций.

№ 15

  1. В концепции темперамента, предложенного В. Д. Небылицыным, генотип в большей степени влияет на индивидуальные различия в:

а).

активности,

b).

эмоциональности,

c).

социальной активности,

d).

пластичности.

  1. № 16
  2. Результаты генетического анализа свойств темперамента свидетельствуют преимущественно о:
  3. а).

    аддитивной наследуемости,

  4. b).

    неаддитивной наследуемости (доминантность, эпистаз),

  5. c).

    одинаково выраженной аддитивной, неаддитивной наследуемости.

№ 17

  1. Из средовых факторов, влияющих на изменчивость свойств темперамента значимы:

а).

специфическая различающаяся среда,

b).

контрастный эффект (стремление к различию у близнецов),

c).

ассимиляционный эффект (стремлениe близнецов к сходству).

№ 18

Средовая изменчивость когнитивных стилей определяется

    а).

    в большей степени — общей средой,

    b).

    в большей степени — различающейся средой,

    c).

    в одинаковой степени — различающейся и обшей средой.

    № 19

    1. Генотип определяет изменчивость когнитивных стилей:

    а).

    до 50 %, но только импульсивности/рефлексивности,

    b).

    до 50 %, но только полезависмости/поленезависимости,

    c).

    не зависит от генотипа.

    № 20

    1. Что означают высокие показатели внутрипарных корреляций показателей наследуемости пиков профилей MMPI при переходе от подросткового ко взрослому возрасту:

    а).

    отсутствие связи с генотипом,

    b).

    средовой контроль возрастных изменений,

    c).

    онтогенетическую изменчивость,

    d).

    генетический контроль возрастного перехода.

    № 21

    1. Влияние генотипа на свойства личности в “Большой Пятерке”

    а).

    примерно одинаково,

    b).

    различается в зависимости от свойства,

    c).

    составляет примерно треть от общей изменчивости для каждого свойства,

    d).

    не отмечено ни для одного из свойств.

    № 22

    1. Средовые влияния на свойства “Большой Пятерки” составляют

    а).

    12 стр., 5880 слов

    Генотип и среда в изменчивости психологических признаков

    ... лишь постольку, поскольку включены в различные тестовые батареи. Наименьший коэффициент наследуемости– в изменчивости оценок дивергентного мышления– способности человека генерировать новые идеи, альтернативные ... исключительно генетическими причинами. Высокая наследуемость свидетельствует лишь о том, что разнообразие индивидов в популяции в значительной степени связано с генотипическими различиями ...

    до половины изменчивости для различающейся среды,

    b).

    до трети изменчивости для систематической среды,

    c).

    в одинаковой степени для систематической и несистематической сред,

    d).

    менее 10 % общей изменчивости.

    Вопросы к 4 главе

    № 23

    1. Каков тип наследования мономорфных  – волн ЭЭГ, которые обнаружил Ф. Фогель:

    а).

    аутосомно-доминантный тип,

    b).

    аутосомно-рецессивный тип,

    c).

    связанный с полом.

    № 24

    1. Какой ритм в ЭЭГ детерминируется генотипом в наибольшей степени:

    а).

    альфа – ритм, b).

    бета – ритм, c).

    тета – ритм, d).

    ни один из ритмов.

    № 25

    Какой из видов КГР ориентировочная (ОР) или ОбР — оборонительная реакция контролируются генотипом в наибольшей степени:

    а).

    ОР, наследуемость больше 70 %,

    b).

    ОбР, наследуемость менее 70 %,

    c).

    в одинаковой степени и ОР и ОбР.

    № 26

    1. В дооперациональном периоде развития детей по Пиаже наиболее высокий коэффициент наследуемости в ЭЭГ: а).

      бета – ритма, b).

      тета – ритма, c).

      альфа ритма.

    № 27

    1. При стимуляции максимальная наследуемость характерна для:

    а).

    показателей бета – ритма, b).

    показателей альфа – ритма, c).

    показателей тета – ритма.

    № 28

    1. Какие из параметров КГР имеют наибольшую наследуемость:l

    а).

    реакция максимальной проводимости кожи (РПрКмакс), b).

    реакция обычной проводимости кожи (РПрК),

    c).

    индекс РПрК/ РПрКмакс.

    1. № 29
    2. Фенотипическая дисперсия в популяции при генотип – средовом взаимодействии: а).

      увеличивается, b).

      уменьшается, c).

      не изменяется.

    № 30

    1. Генотип – средовая ковариация означает явление:

    а).

    случайного распределения генотипов в средах,

    b).

    специфического распределения генотипов в средах,

    c).

    независимого распределения генотипов в средах,

    d).

    опосредованного распределения генотипов в популяции.