Тема 1. Психология как наука. Предмет и методы психологии

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ им. Р.Е. Алексеева

ДЗЕРЖИНСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

Кафедра «Общественные науки»

Психология и педагогика

Методические указания

для подготовки к семинарским и практическим занятиям

для студентов технических специальностей очной

формы обучения

Нижний Новгород 2008

Составитель Н.И. Смаковская

УДК 159.9 + 37

Психология и педагогика: методические указания к семинарским и практическим занятиям для студентов технических специальностей очной формы обучения /НГТУ им. Р.Е. Алексеева; Сост. Н.И.Смаковская. –

Н. Новгород, 2008. -28 с.

Настоящие методические указания содержат описание тематики семинарских и практических занятий, вопросы и задания к ним, список необходимой литературы, а также вопросы к зачету по курсу и темы рефератов.

Научный редактор канд. филос.наук, доц. И.Н.Терентьева

Редактор В.И.Бондарь

Подписано в печать 08. Формат 60х84 1/16. Бумага газетная.

Печать офсетная. Усл. печ.л. 1,8. Уч.-изд.л. 1,3. Тираж 350 экз. Заказ .

Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е.Алексеева. Типография НГТУ им. Р.Е.Алексеева. 603950, Н.Новгород, ул. Минина, 24.

© Нижегородский государственный технический университет им.Р.И.Алексеева, 2008

Предисловие

Учебный курс «Психология и педагогика» для студентов технических специальностей интегрирован в комплекс дисциплин гуманитарного направления подготовки современного специалиста. Актуальность данного курса обусловлена гуманитаризацией образования и воспитания, соотношением естественно-научного и гуманитарного знания, а также многоаспектностью проблем и задач, стоящих перед современным специалистом.

17 стр., 8071 слов

Руководство к выполнению дипломной работы по специальности 030301.65 «Психология»

Министерство образования и науки Российской Федерации Владивостокский государственный университет экономики и сервиса _________________________________________________________ Владивосток Издательство ВГУЭС 2012 ББК 67.9 Руководство к выполнению дипломной работы по специальности составлена в соответствии с требованиями ГОС ВПО РФ. Содержит основные требования к порядку выполнения, содержанию и ...

Структура курса включает два раздела. Первый раздел дает представление о предмете и методах психологии, психике и категориях психологического знания, об индивидуальных особенностях личности и межличностных отношениях. Второй раздел посвящен содержанию воспитательного процесса, дидактике как теории образования и обучения, а также общим принципам обучения. Таким образом, рассмотрение основных разделов курса ориентировано на усвоение общих психологических и педагогических понятий и принципов, специфики предметов и на формирование у студентов представлений о многообразии психолого-педагогических проблем.

Курс предполагает знакомство с теоретическими и практическими исследованиями отечественных и зарубежных авторов. Поощряется активная самостоятельная работа студентов, которая находит выражение в творческом поиске ответов на возникающие вопросы, генерировании и проверке разнообразных предположений, написании рефератов или эссе, выступлении с докладом на семинаре (по выбору).

Цели и задачи курса

Цели учебного курса «Психология и педагогика» :

1. Раскрытие значения психологических и педагогических знаний как важной профессионально-личностной составляющей в деятельности современного специалиста.

2. Формирование и развитие у студентов навыков и умений решения конкретных психолого-педагогических задач в сфере профессиональной деятельности, коммуникативной компетентности в целом.

Задачи курса «Психология и педагогика»:

  1. Познакомить студентов с современными психологическими и педагогическими научными представлениями.

2. Изучить содержание основных понятий психологии и педагогики, сформировать у студентов практические умения по отбору и преобразованию информации с учетом ее психологических особенностей и закономерностей.

3. Познакомить студентов с психологическими эффектами и методами установления эффективной коммуникации.

4. Обозначить аспекты внедрения психолого-педагогических знаний в практические формы профессиональной деятельности.

Ожидаемые результаты уровня подготовленности студента по курсу

«Психология и педагогика»

Студенты должны иметь представление:

  • о месте и роли психологии и педагогики в системе профессиональной деятельности специалиста;
  • о содержании предмета психологии и педагогики как сложного и многоаспектного явления, характеризующегося специфическими параметрами;
  • о методологических, теоретических, профессиональных закономерностях деятельности современного специалиста, его мировоззрении, нравственно-этическом воспитании и профессиональной культуре.

Студенты должны уметь:

  • определить предмет и методы психологии и педагогики;
  • охарактеризовать психологические и педагогические теории отечественных и зарубежных ученых;
  • дать определения основных понятий и категорий психологии и педагогики; социально-психологических эффектов и методов межличностной коммуникации и логики их применения в процессе управления массовым сознанием;
  • оперировать понятиями и категориями, усвоенными в процессе изучения курса «Психология и педагогика».

Студенты должны иметь навыки:

  • установления причинно-следственных связей между основными психологическими и педагогическими понятиями, категориями в теории и на практике;
  • выявления особенностей применения тех или иных принципов, методов, приемов психолого-педагогического воздействия в межличностной коммуникации;
  • анализирования проблем коммуникации, находить оптимальные пути их решения;
  • конспектирования, аннотирования и реферирования изучаемой литературы, публичного выступления, аргументированного отстаивания своей точки зрения в условиях семинарских и практических занятий.

Распределение часов лекционных и практических занятий по темам

№ п/п

Тема

Лекции

Семи-

нары

Самост. работа

№ п/п предполагает решение комплекса задач:

Психология

1

Психология как наука. Предмет и методы психологии

2

2

2

2

Соотношение объективной и субъективной реальности: чувственные и рациональные формы освоения действительности

2

2

2

3

Психологическая теория деятельности

2

2

2

4

Психология личности. Общее и индивидуальное

в человеке

2

1

2

5

Современные психологические теории личности

2

2

6

6

Эмоционально-волевая регуляция личности

2

2

2

7

Психологическое содержание и методы установления межличностных отношений

2

2

2

8

Психологическая характеристика личности

1

2

Педагогика

9

Цели и идеалы образования. Сущность

и содержание воспитательного процесса

2

2

2

10

Принципы и содержание семейного воспитания

6

11

Дидактика как теория образования и обучения.

Общие принципы обучения

2

2

2

12

Педагогические технологии. Формы организации учебной деятельности

6

ИТОГО

18

18

36

П С И Х О Л О Г И Я

Тема 1. Психология как наука. Предмет и методы психологии

1. Психология как наука. Этапы развития психологического знания.

2. Развитие психики и сознания.

3. Место психологии в системе наук.

Ключевые понятия

Психология, методы психологического исследования (наблюдение, опрос, тестирование, эксперимент, моделирование), отрасли психологии, психика, мозг, сознание.

Контрольные вопросы

  • Определите предмет и задачи психологии.
  • Представьте основные значения термина «психология».
  • Место психологии в системе наук. Предложите графическую модель системы и обоснуйте ее.
  • Каковы отрасли психологического знания?
  • Представьте характеристику этапов развития психологического знания.
  • Определите методы психологии, их позитивные возможности и недостатки.
  • Предложите схематичную модель развития психики и сознания.
  • Определите понятия «психика» и «сознание».

Проблемные вопросы

Философ Э.В.Ильенков в своей работе «С чего начинается личность?» приводит следующие рассуждения: «Знание особенностей мозга человека не раскроет нам тайны его личности. Наличие медицински нормального мозга – это одна из материальных предпосылок личности, но никак не сама личность… Личность без мозга быть не может, а мозг без намёка на личность…бывает. Личность – чисто социальное, а вовсе не естественно-природное образование; чтобы понять, как она образуется, нужно

исследовать события, совершающиеся не внутри органики индивида, а в «пространстве» общественных отношений, в социально детерминированных его деяниях».

Со всеми ли высказываниями философа Вы согласны? Ответ аргументируйте.

Тема 2. Соотношение объективной и субъективной реальности: чувственные и рациональные формы освоения действительности

1.Единство и особенности чувственной и логической ступеней познания.

2.Познавательные психические процессы как формы познания объективной субъективной реальности.

Ключевые понятия

Ощущение, восприятие, представления, внимание, память, воображение, мышление, творческое мышление, речь.

Контрольные вопросы

  • Что представляет собой объективная реальность?
  • Субъективная реальность и ее отличие от объективной реальности.
  • Дайте характеристику чувственной и логической ступеней познания.
  • Какие познавательные психические процессы лежат в основе:
  • а) чувственной ступени познания; б) логической ступени познания?
  • В чем проявляется функциональная асимметрия головного мозга?
  • Дайте характеристику учения о блоках мозга.
  • Представьте основные характеристики познавательных процессов.

Проблемные вопросы

  1. Определите, какой вид воображения проявляется в приведенном отрывке.
  2. Выделите признаки, на основании которых вы это делаете.

А. Неожиданно вспомнились Ромашову недавняя сцена на плацу, грубые крики полкового командира, чувство пережитой обиды… И в нем тотчас же, точно в мальчике… закипели мстительные, фантастические, опьяняющие мечты. И Ромашов поразительно живо увидел себя ученым офицером Генерального штаба, подающим громадные надежды…

Вот начались маневры. Большой двусторонний бой. Полковник Шульгович не понимает диспозиции, путается, суетит людей и сам суетится — ему уже делал два раза замечание через ординарца командир корпуса. «Ну, капитан, выручайте, — обращается он к Ромашову. — Знаете, по старой дружбе. Помните, хе-хе-хе, как мы с вами ссорились? Уж, пожалуйста». Лицо сконфуженное и заискивающее. Но Ромашов, безукоризненно отдавая честь и подавшись на седле, отвечает спокойно — с высокомерным видом: «Виноват, господин полковник… Это ваша обязанность распоряжаться передвижениями полка. Мое дело — принимать приказания и исполнять их…». А уж от командира корпуса летит третий ординарец с новым выговором.

Блестящий офицер Генерального штаба Ромашов идет все выше и выше по пути служебной карьеры…

( А. Куприн)

Б. Еще в детстве у меня появилось пристрастие к географическим картам. Я мог сидеть на ними по нескольку часов, как над увлекательной книгой.

Я изучал течения неведомых рек, прихотливые морские побережья, проникал в глубину тайги, где маленькими кружочками были отмечены безыменные фактории, повторял, как стихи, звучные названия — Югорский Шар и Гебриды, Гвадаррама и Инвернесс, Онега и Кордильеры.

Постепенно все эти места оживали в моем воображении с такой ясностью, что, кажется, я мог бы написать вымышленные путевые дневники по разным материкам и странам.

( К. Паустовский)

Тема 3. Психологическая теория деятельности

  1. Понятие и строение человеческой деятельности.
  2. Виды человеческой деятельности и их психологическая характеристика.
  3. Познавательные процессы и деятельность

Ключевые понятия

Деятельность, активность, поведение, потребность, мотивы, цель, средства, структура и предмет человеческой деятельности.

Контрольные вопросы

  • Дайте определение человеческой деятельности. Какова структура деятельности?
  • В чем отличие деятельности человека от активности человека?
  • Умения, навыки и привычки как инструментальные составляющие деятельности.
  • Мотивация деятельности.
  • Особенности видов человеческой деятельности: общения, игры, учения, труда.
  • Познавательные процессы как внутренние моменты деятельности.
  • Потребности в структуре деятельности.
  • Формирование навыков и умений.
  • Мотивация профессиональной деятельности специалиста.

Проблемные вопросы

1. Определите, какое влияние (регулирующее, стимулирующее или дезорганизующее) оказали чувства на деятельность?

А. Досадное чувство собственного безволия возникает в тех случаях, когда отступаешь перед трудностями. В этих случаях стоит только безжалостно и искренне назвать себя тряпкой, никчемным человеком, как просыпается чувство оскорбленной гордости. С такой «злостью» и досадой берешься за работу, что себя не узнаешь.

( П. М. Якобсон)

Б. Группа ребятишек забралась на лодочный пирс. Взрослый незаметно подошел к ним и громко крикнул: «Вы что тут озорники делаете?» Ребята бросились врассыпную прежде, чем успели подумать, что ничего плохого они не сделали, но удрали не все ребята, один из них сел на землю и заплакал. Другой из ребят нахмурился, сжал кулаки, подошел к взрослому выяснить обстановку, хотя ему тоже было страшно.

( К.К. Платонов)

В. Технолог 41 года переживает тяжелое состояние по поводу смерти единственной 18-летней дочери. Раньше он очень любил свою профессию, отличался сознательным и ответственным отношением к труду. Во время аварии он работал с высокой производительностью, по две-три смены не выходя из цеха. Теперь работа ему тягостна, он жалуется на крайнюю усталость, хочет перейти на инвалидность.

( В.С. Мерлин)

Тема 4. Психология личности. Общее и индивидуальное в человеке

  1. Понятие личности в психологической науке. Человек – индивид – личность – индивидуальность. Соотношение социального и биологического в человеке.
  2. Психологическая структура личности.
  3. Общее и индивидуальное в человеке.

Ключевые понятия

Личность, индивид, индивидуальность, интраиндивидная, интериндивидная и метаиндивидная подструктуры личности, темперамент, характер, способности и задатки, направленность личности.

Контрольные вопросы

  • Понятие о личности и ее определение.
  • Структура личности в психологии.
  • Соотношение объема и содержания понятий «индивид-индивидуальность-личность».
  • Назовите основные теории личности.
  • Что представляет собой направленность личности?
  • Каковы особенности личности, определяемые темпераментом человека?
  • Что такое характер человека?
  • Дайте определение способностей человека.
  • Раскройте соотношение и связь задатков человека и его способностей.
  • Общее и индивидуальное в человеке.
  • «Я — концепция» в психологии личности.

Проблемные вопросы

1. Приглашаем вас принять участие в споре двух мыслителей эпохи Просвещения и определить своё отношение к спору.

К. Гельвеций: «Все люди с обыкновенной нормальной ориентацией обладают одинаковыми умственными способностями». Д. Дидро: «Господин Гельвеций, ответьте на маленький вопрос. Вот пятьсот только что родившихся детей. Их готовы отдать вам на воспитание по вашей системе. Скажите мне, сколько из них вы сделаете гениальными людьми? Почему не все пятьсот?».

2. Может ли быть выдающаяся личность с плохим характером? Ответ обоснуйте и проиллюстрируйте примерами из истории, науки, литературы, политики.

3. По мысли выдающегося философа И.Канта,«сказать о человеке, просто что у него есть характер, – значит не только сказать о нём очень много, но и сказать это многое в похвалу ему, ибо это редкость, которая вызывает у других уважение и удивление». Прокомментируйте данное высказывание.

4. Может ли быть выдающаяся личность с плохим характером? Ответ обоснуйте и проиллюстрируйте примерами из истории, литературы, политики.

5. А.Н. Леонтьев охарактеризовал проблему самосознания как проблему «высокого жизненного значения, венчающую психологию личности», и расценивал её в целом как «нерешённую, ускользающую от научно-психологического анализа». Прокомментируйте высказывание отечественного психолога.

6. Какова роль «Я-концепции» в жизни и профессиональной деятельности современного специалиста? Ответ аргументируйте.

Тема 5 . Современные психологические теории личности

  1. Зарубежные психологические теории: общая характеристика, представители, основные идеи.

  1. Отечественные психологические теории: общая характеристика, представители, основные идеи.

Ключевые понятия

Психоанализ, защитные механизмы, индивидуальная психология, аналитическая психология, гуманистический психоанализ, бихевиоризм, когнитивная психология, гуманистическая психология, теории культурно-исторического развития, деятельностный подход.

Контрольные вопросы

  • Представьте основные зарубежные психологические направления.
  • Классификация современных теорий личности в отечественной психологии.
  • Общая характеристика и основные тезисы классического психоанализа З.Фрейда.
  • Каковы основные тезисы индивидуальной психологии А.Адлера, аналитической психологии К.-Г.Юнга, гуманистического психоанализа Э.Фромма?
  • Бихевиоризм и необихевиоризм: основные научные тезисы и общая характеристика.
  • Гуманистическая психология А.Маслоу.
  • Общая характеристика и основные тезисы теории культурно-исторического развития Л.С.Выготского.
  • Основные тезисы теории А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна.

Проблемные вопросы

Составьте обзор позиций ведущих теоретиков по основным положениям:

  • наследственность – социум;
  • рациональность – иррациональность;
  • изменяемость – неизменность
  • субъективность – объективность;
  • целостность – делимость;
  • познаваемость – непознаваемость;
  • внутренняя – внешняя обусловленность.

В анализе используйте тезисы З.Фрейда, Дж.Уотсона, А.Маслоу, Л.С.Выготского.

Тема 6. Эмоционально-волевая регуляция личности

1. Понятие о чувствах и эмоциях. Основные функции, формы чувств.

2. Понятие воли в психологии. Основные характеристики воли.

3. Стресс: определение и характеристика.

Ключевые понятия

Эмоции, чувства, аффект, эстетические чувства, интеллектуальные чувства, воля, сила воли, решительность, выдержка, локус контроля, стресс, стрессоустойчивость личности.

Контрольные вопросы

  • Определение и характеристика эмоций и чувств.
  • Характеристика аффекта.
  • Стресс, характеристика стресса, его причины, стадии.
  • Как коррелируют стресс и пол?
  • Определите уровень стрессоустойчивости личности. Каковы методы психологической саморегуляции и разгрузки?
  • Воля: определение, характеристика.
  • Каковы признаки волевого акта?
  • Возможно ли развитие воли? Какими методами и приемами возможно наиболее эффективное развитие воли?

Проблемные вопросы

1. Одним из проявлений воли человека является его выдержка. Понаблюдайте за собой и установите, умеете ли вы владеть собой во время работы на семинарских и практических занятиях, на зачёте, экзамене, при выполнении трудных и нестандартных заданий и является ли выдержка привычной для вас или требует больших усилий?

2. Прочтите приведенный ниже отрывок из пьесы А.П.Чехова «Вишнёвый сад» и определите, какие чувства проявились в описанном примере. С какими свойствами личности они связаны?

Раневская и Гаев, герои пьесы А.П.Чехова «Вишнёвый сад», разорены. Имение продано с торгов. После торгов возвращается Лопахин. Гаев в слезах. Любовь Андреевна угнетена, а Лопахин ликует: «Я купил! Погодите, господа, сделайте милость, у меня в голове помутилось, говорить не могу… Вишнёвый сад теперь мой! Мой! Боже мой, господи, вишнёвый сад теперь мой!.. Музыка, играй отчетливо! Пусть будет всё, как я желаю! Идёт новый помещик, владелец вишнёвого сада! За всё могу заплатить!».

2. Определите чувства в следующих высказываниях (свой ответ аргументируйте):

А. «Староста группы был совершенно подавлен тем, что однокурсники назвали его» предателем; так как он сообщил куратору группы о проступке одного из студентов группы».

Б. «После долгих и кропотливых усилий студенту удалось справиться с трудным заданием, что привело его в состояние восторга».

В. «Я таял и трепетал от невыразимого наслаждения, когда писал музыку к «Онегину» (из письма П.И.Чайковского).

3. Довольно часто мы сталкиваемся со случаями, когда, приняв решение, человек иногда вновь начинает сомневаться в его правильности и не выполняет принятого решения. Бывает и так, что он откладывает исполнение намеченного, не может побудить себя начать действовать в избранном направлении, пытается убедить себя, что с исполнением решения можно подождать. Чем объяснить возникновение этих противоречий? О каких особенностях личности это говорит?

Тема 7. Психологическое содержание и методы установления межличностных отношений

1. Общение: общая характеристика, особенности и методы установления эффективных отношений.

2. Психологические барьеры и конфликты в общении.

Ключевые понятия

Общение, коммуникативная, перцептивная и интерактивная стороны общения, психологические барьеры, методы установления эффективного общения, конфликт.

Контрольные вопросы

  • Определите роль общения в системе межличностных отношений и взаимодействия людей.
  • Каковы основные функции общения?
  • В чем отличия межличностного общения и массовой коммуникации?
  • Какова структура общения?
  • Обозначьте формы общения. Приведите примеры.
  • Выберите из предложенных определений то, которое, на ваш взгляд, с наибольшей полнотой и точностью отражает сущность социально-психологического явления, составляющего научное содержание понятия «общение»:

А. «Общение – обмен информацией между людьми, их взаимодействие».(Р.С.Немов)

Б. «Общение – взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера». (Психологический словарь)

В. «Общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, действиями, восприятие и понимание партнера». (Краткий психологический словарь)

Г. «Общение – взаимодействие людей, в котором происходит обмен эмоционально-чувственной и рациональной информацией и деятельностью». (В.М.Шепель)

  • Какова роль коммуникации в конфликтном взаимодействии?
  • Определите функции общения в конфликте.
  • Охарактеризуйте коммуникационные «барьеры».

Проблемные вопросы

1. Являются ли общением следующие примеры:

А. Дюжина бурлаков молча тянут баржу.

Б. Мать укачивает младенца.

В. Лектор произносит монолог, а аудитория не задает вопросов, не подает реплики, не записывает, но слушает, а слышит ли, понимает ли – трудно сказать.

2. Место и роль общения в профессиональной деятельности специалиста по связям с общественностью.

3.Сформулируйте правила бесконфликтного поведения. Обоснуйте роль эффективной коммуникации в профессиональной деятельности современного специалиста.

В современном мире, насыщенном различными техническими средствами коммуникации от мобильных телефонов, видеоконференций и World Wide Web, казалось бы, должна быть решена коммуникационная проблема. На самом деле новейшая техника лишь обеспечивает нас новыми оперативными и портативными каналами связи, но качество осуществляемой с их помощью коммуникации продолжает определяться людьми, находящимися на обоих концах канала. А как известно, коммуникационные неудачи затратны, и затраты эти определяются не просто временем и ресурсами, а и неприятными последствиями для того, кто получил искаженную информацию. Данная тема поможет приобрести практические навыки беспрепятственного прохождения неискажённых сообщений и преодоления коммуникационных барьеров.

Целевая установка: закрепить знания по проблеме межличностных отношений и методам их установления в процессе общения и совместной деятельности; формировать навыки и умения установления желательных межличностных отношений и преодоления основных психологических барьеров в этих отношениях.

1. Подготовка к занятию:

  • изучить рекомендуемую литературу по проблеме психологического содержания межличностных отношений и общения;
  • знать основные методы установления межличностных отношений и психологические барьеры, возникающие в ходе их установления, а также пути их преодоления.

2. Ход занятия:

  • дискуссия по теоретическим проблемам психологии межличностных отношений и общения;
  • практическое проведение фрагмента тренинга по методике «взаимного интервью».

Комментарий к взаимному интервью

Быть искренним и откровенным перед самим собой, а тем более перед другими – трудная задача. Однако вы уже достаточно долго знакомы друг с другом и можете откровенно и искренно отвечать на вопросы.

Каждый из вас приготовил по несколько вопросов друг другу, каждый готов ответить другому на вопросы, дать интервью.

Основное правило этого интервью – отвечать как можно полнее и откровеннее. Тем самым вы попытаетесь еще лучше понять себя, так как вопросы будут касаться и особенностей вашего характера, привычек, интересов, привязанностей и взглядов на те или иные сложные жизненные проблемы. Важно помнить , что в значительной степени наша способность понять партнера зависит от точности задаваемых нами вопросов. Полезно прочувствовать возможности и ограничения двух типов вопросов – открытых и закрытых.

Закрытые вопросы – это вопросы, на которые можно дать однозначный ответ.

Пример: Ты владеешь китайским языком?

— Нет.

— Твой адрес?

— Улица Панкратова, дом 7.

Открытые вопросы – это вопросы, требующие развернутого ответа. Как правило, они начинаются со слов: почему, каким образом, зачем и т. п.

Пример: — Что ты подумал, когда впервые увидел нашу группу?

— Каким ты видишь свое будущее через пять лет?

Итак, каждый из вас – очень интересный человек. Кто готов первым давать интервью?

3. Подведение итогов занятия.

Тема 8. Психологическая характеристика личности

(семинар-практикум)

Целевая установка: закрепить теоретические положения по психологии личности и психодиагностике; сформировать умение составлять психологическую характеристику личности человека (сотрудника).

1. Подготовка к занятию:

  • изучить рекомендуемую литературу по проблеме;
  • составить психологическую характеристику личности на материалах своей личности или сокурсника (фамилии могут быть изменены); записать ее в рабочую тетрадь.

2. Ход занятия:

  • дискуссия по теоретическим проблемам психодиагностики личности и ее психологической характеристики;
  • обсуждение составленных студентами психологических характеристик личности.
  1. Подведение итогов занятия.

Методические рекомендации для подготовки к практикуму

За одну-две недели студентам дается установка на проведение занятия в данной форме, сообщается цель. Им даются указания по самостоятельному изучению литературы, обобщению результатов самодиагностики к предыдущим темам, овладению основными понятиями, характеризующими структуру личности.

В ходе занятия студентам предлагают выполнить самодиагностику уровня развития личности.

Инструкция. Перед вами список из 16 личностных качеств. Отметьте выраженность у вас каждого из этих качеств, обведя кружочком соответствующую цифру. Цифра 1 означает максимальную степень проявления качества, указанного в левом столбце, цифра 10 – максимальную степень проявления качеств в правом столбце. Затем соедините линией все отмеченные цифры и вы получите индивидуальный профиль личности. Выполните задания, предложенные в таблице.

Норма выраженности качеств (1-16) для профиля личности специалиста:

1 – от 8 до 10 баллов; 2 – 8-10 баллов; 3 – 7-10 баллов; 4 – 5-8 баллов; 5 – 1-5 баллов; 6 – 8-10 баллов; 7 – 5-8 баллов; 8 – 6-8 баллов; 9 – 1-5баллов; 10 – 1-5 баллов; 11 – 4-8 баллов; 12 – 7-9 баллов; 13 – 5-10 баллов; 14 – 3-7 баллов;

15 – 8-10 баллов; 16 – 5-8 баллов.

Личностные качества

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Личностные качества

1. Замкнутость, скрытость

Общительность, открытость

2. Низкий интеллект

Высокий интеллект

3. Эмоциональная неустойчивость

Эмоциональная устойчивость

4. Склонность к подчинению, покорность, мягкость

Склонность к доминированию, твердость, упрямство

5. Сдержанность, рассудительность, внимательность, серьезность

Восторженность, импульсивность, невнимательность, беспечность

6. Недобросовестность, игнорирование общественных норм

Совестливость, высокая нормативность поведения

7. Робость, застенчивость, осторожность

Смелость, склонность к риску, предприимчивость

8. Жесткость, суровость

Мягкость, чувствительность

9. Доверчивость

Подозрительность

10. Практичность, объективная оценка реальности

Непрактичность, богатое воображение, погруженность в себя

11. Прямолинейность, непосредственность поведения

Дипломатичность, расчетливость

12. Тревожность, неуверенность, чувство вины

Спокойствие, уверенность в себе, беспечность

13. Консерватизм

Склонность к новому

14. Зависимость от группы, ориентировка на социальное одобрение (конформизм)

Независимость к мнению окружающих, стремление действовать, исходя из собственных убеждений

15. Низкий самоконтроль, недисциплинированность

Высокий самоконтроль, самодисциплина

16. Расслабленность, низкая мотивация

Напряженность, вызванная большим стремлением к успеху

Студентам предлагается разделиться на группы по 2-3 человека и проделать аналогичную процедуру, оценив друг друга, вычертить данный профиль другим цветом.

В заключение требуется сделать вывод — по каким позициям результаты самодиагностики и мнение окружающих совпадают.

П Е Д А Г О Г И К А

Тема 8. Педагогика как наука. Методы, цели и идеалы образования и воспитания

1. Педагогический идеал человеческой личности в истории развития общества и его отражение в педагогике.

2. Цели и содержание процесса воспитания личности.

3. Основные принципы воспитания.

Ключевые понятия

Педагогический идеал, цели и содержание воспитания, воспитанная личность, педагогические идеи Я.А.Коменского, И.Г.Песталоцци, К.Д.Ушинского, А.С.Сухомлинского, А.С.Макаренко.

Контрольные вопросы

  • Назовите известные вам педагогические идеалы человеческой личности в истории развития общества.
  • Что такое педагогический идеал личности?
  • Как вы понимаете цель воспитания, что она включает в себя?
  • Раскройте содержание процесса воспитания личности.
  • Чем отличается процесс воспитания от воспитательной работы?
  • Дайте характеристику закономерностей воспитательного процесса.
  • Что такое принципы воспитания?
  • Назовите основные принципы воспитания и раскройте их требования к воспитательному процессу.
  • По каким критериям вы оцениваете воспитанность человека?

Проблемные вопросы

1. Великий русский педагог К. Д. Ушинский в юности составил для себя следующие правила самовоспитания:

  • Спокойствие, по крайней мере внешнее, в любых обстоятельствах.
  • Прямота в словах и поступках.
  • Обдуманность действий.
  • Решительность с правом ответственности за поступок.
  • Не говорить о себе без нужды ни одного слова.
  • Делать то, что хочется, а не то, что случится.
  • Издерживать свои силы только на необходимое или приятное, а не на страсти издерживать.
  • Каждый вечер добросовестно давать отчет в своих поступках.
  • Ни разу не хвастать ни тем, что было, ни тем, что есть, ни тем, что будет.

Все ли правила вы принимаете для себя? Если нет, то почему?

Хотели бы вы дополнить предложенный список? Если да, то чем?

Какими правилами вы всегда руководствуетесь в жизни, какому типу воспитания они в большей мере соответствуют?

2.Вам, как руководителю, предложили помочь в подготовке к корпоративному празднику. При этом вы выделяете четыре основных блока заданий: 1) вымыть аудитории; 2) аккуратно расставить мебель; 3) стереть пыль с мебели и полить цветы; 4) подготовить и привести в порядок материалы для выставки, приуроченной к празднику, разложив все отобранные экспонаты. Расставить мебель нетрудно, но это можно сделать только в последнюю очередь — после окончания уборки. Значит, тем, кто готовит выставку, придется задержаться дольше остальных. Вытереть пыль и полить цветы — самая непродолжительная и легкая работа, а отбор и систематизация материалов для выставки потребуют времени, кропотливости, внимания и вкуса. Разъяснив все моменты работы, вы предлагаете сотрудникам самостоятельно и добровольно разделиться на группы и выбрать вид работы самим.

В чем ценность данного приема организации деятельности?

Какие аспекты воспитания вы решаете в данной ситуации?

Каково место руководителя в ситуации? Проанализируйте данную позицию.

Как вы думаете, с какого возраста подобная форма организации деятельности в коллективе будет более эффективна?

Тема 9. Принципы и содержание семейного воспитания (тема для самостоятельного осмысления)

1. Семья как субъект педагогического взаимодействия.

2. Принципы семейного воспитания.

3. Проблемы воспитания в семье. Типы и причины неправильного воспитания.

Ключевые понятия

Семья, семейное воспитание, проблемы семейного воспитания, неправильное воспитание в семье, критерии родительского поведения.

Контрольные вопросы

  • Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности.
  • Определение семьи и семейного воспитания, задачи семьи в контексте развития личности.
  • Каковы принципы семейного воспитания?
  • Как проявляются нравственно-психологические и идейные взаимоотношения поколений?
  • Обозначьте проблемы воспитания в семье. Каковы типы и причины неправильного воспитания?
  • Критерии родительского поведения.

Проблемные вопросы

1. Проанализируйте представленный далее диалог и ответьте на последующие вопросы.

Дочь (Д.): Папа, что тебе нравилось в девочках, когда ты был мальчиком?

Отец (О.): Похоже, ты хочешь знать, что тебе нужно сделать, чтобы нравиться мальчикам?

Д.: Да. Мне кажется, я почему-то им не нравлюсь, и не понимаю, почему?..

О.: Ты не можешь понять, почему ты им не нравишься.

Д.: Ну, допустим, я мало разговариваю. Я боюсь разговаривать в присутствии мальчиков.

О.: То есть в присутствии мальчиков ты чувствуешь себя скованно и тебе трудно расслабиться?

Д.: Да. Боюсь ляпнуть что-нибудь такое, из-за чего они посчитают меня дурочкой.

О.: Ты не хочешь, чтобы они считали тебя глупой?

Д.: Конечно. А когда я молчу, я нисколько не рискую.

О.: Молчать, конечно, безопаснее.

Д.: Да, но это ничего мне не дает, поскольку из-за этого они все считают меня скучной.

О.: Молчание не дает тебе того, к чему ты стремишься?

Д.: Не дает. Наверное, все-таки надо рискнуть?!

  • Какой можно сделать вывод из содержания диалога?
  • Какой стиль преобладает в отношениях отца и дочери?
  • Оцените форму педагогического руководства со стороны отца в ходе анализа поведения дочери и в ее поиске стиля взаимоотношений с мальчиками.
  • Какова роль родителей в подготовке детей к взрослой жизни?

2. Как связаны черты характера человека со стилем общения в семье?

3. Выявите у себя отрицательные и положительные черты характера, сформированные в детcтве при семейном взаимодействии.

Тема 10. Дидактика как теория образования и обучения. Общие принципы обучения

1. Предмет и задачи дидактики.

2. Цели и содержание образования и обучения.

3. Общие принципы обучения.

Ключевые понятия

Дидактика, задачи дидактики, процесс обучения, обучение, таксономия целей обучения, непрерывность образования и самообразования.

Контрольные вопросы

  • Что является предметом дидактики?
  • Дайте определение сущности обучения.
  • Раскройте структуру процесса обучения.
  • Что включает в себя содержание образования?
  • Как вы понимаете таксономию целей обучения?
  • Охарактеризуйте преподавание и учение как деятельность учителя и ученика в процессе обучения.
  • Назовите основные условия успешности учения.
  • Дайте определение понятий «знание», «умение», «навык».
  • Назовите принципы обучения и раскройте основные требования к процессу обучения.

Проблемные вопросы

1. Проанализируйте предложенную далее ситуацию и ответьте на вопросы.

В гости к Игорю приехал из другого города старший брат. Игорь рослый, уверенный, если не сказать — самоуверенный подросток, толково объяснял старшему брату, почему он хочет стать летчиком-испытателем сверхзвукового самолета…

  • Прости, пожалуйста, Игорь, — остановил его брат, — а что практически ты сделал, чтобы приблизиться к своей мечте?
  • А что я могу, — удивился Игорь. — В аэроклубе даже в парашютное отделение не принимают. Вот вырасту…
  • Спортом занимаешься? Физзарядку делаешь по утрам?
  • В хоккей иногда играю, а зарядку — нет, не успеваю…
  • А по математике у тебя какие успехи?
  • Ничего, балла четыре, наверное, будет…
  • В авиамодельном кружке занимаешься?
  • Кружка у нас в школе нет, а во Дворец творчества ездить далеко.
  • В радиотехнике разбираешься?

Игорь молчал. А брат с огорчением ему сказал:

— Ты не можешь не знать, что авиация требует от человека высочайшей физической подготовки и тренированности, а кроме того, надо многое знать и уметь, в том числе и математику, физику, черчение… Кто же тебе уже сегодня мешает готовиться к своему звездному часу?

  • Какие просчеты в образовании и воспитании Игоря выявились в ходе беседы с братом?
  • В чем вы видите педагогическую целесообразность каждого вопроса в суждения старшего брата?
  • Какие выводы из общения с братом может сделать Игорь?

2. Проведите анализ системы высшего образования в России, Англии, Франции, Германии (по выбору).

Выявите преимущества и недостатки каждой из систем.

Тема 11. Педагогические технологии

(тема для самостоятельного осмысления)

1. Понятие педагогических технологий.

2.Характеристика общих форм организации учебной деятельности.

3. Инновационные педагогические технологии: определение понятия и составляющие.

Ключевые понятия

Педагогические технологии, традиционные технологии, инновационные технологии, личностный подход, акмеологический подход, деловая игра.

Контрольные вопросы

  • Понятие педагогических технологий.
  • Охарактеризуйте традиционные педагогические технологии: определение и особенности.
  • Обозначьте особенности общих формы организации учебной деятельности: урок, лекция, семинарские и практические занятия, зачет и экзамен, факультативные занятия.
  • Как вы представляете понятие «инновационные педагогические технологии»?
  • Определите составляющие инновационных педагогических технологий (личностный подход, фундаментальность, личностное начало, сущностный и акмеологический подход, синтез технической и гуманитарной культур, использование деловых игр и информационных технологий).

Проблемные вопросы

1. Обучающая игра, как известно, является одной из составляющих инновационных педагогических технологий. Центральным моментом обучающей игры является моделирование или имитация. Модель – это условный образ в виде описания, плана, графика, процесса или явления. А примерами могут служить описания деятельности руководителей.

Предлагаемые ниже варианты анализа конкретных ситуаций (АКС) способствуют закреплению знаний о сущности конфликта, развитию навыка и умения принимать управленческие решения в сложных ситуациях социального взаимодействия.

Ситуация 1

Между двумя вашими коллегами возник конфликт, который мешает им успешно работать. Каждый из них в отдельности обращался к вам с просьбой, чтобы вы разобрались и поддержали его позицию. Выберите и обоснуйте свой вариант поведения в этой ситуации:

А. Вы должны пресечь конфликт на работе, а разрешать конфликтные взаимоотношения – это их личное дело, улаживаемое в неслужебное время.

Б.Лучше всего попросить разобраться в конфликте сотрудников отдела кадров и социального развития.

В. Прежде всего лично попытаетесь разобраться в мотивах конфликта и найти приемлемый для обоих способ примирения.

Г.Выяснить, кто из членов коллектива служит авторитетом для конфликтующих сторон, и попытаться через него воздействовать на них.

Ситуация 2

Вы недавно начали работать начальником отдела на крупном промышленном предприятии. Еще не все сотрудники знают вас в лицо. До обеденного перерыва еще два часа. Идя по коридору, вы увидели трех сотрудников вашего отдела, которые о чем-то беседуют, не обращая на вас внимания. Возвращаясь через 20 минут, вы видите ту же картину. Выберите и обоснуйте свой вариант поведения в этой ситуации:

А.Остановитесь и дадите понять сотрудникам, что вы новый начальник одела. Вскользь заметите, что их беседа затянулась и пора браться за работу.

Б. Поинтересуетесь, о чем идет разговор. Затем представитесь и спросите, нет ли у них каких-либо претензий к администрации. После этого предложите пройти на рабочее место.

В.Представитесь, поинтересуетесь их загруженностью работой. Возьмете на заметку этих сотрудников.

Ситуация 3

Ваш подчиненный игнорирует ваши советы и указания, не обращая внимания на замечания. Как вы поступите с подчиненным? Свой ответ обоснуйте.

А. Выясните мотивы упорства и их несостоятельность, осуществите административные меры.

Б. Постараетесь вызвать его на откровенный разговор и настроить на деловые отношения.

В.Обратитесь к коллективу с целью принятия мер общественного воздействия.

Г.Попытаетесь разобраться в том, не делаете ли вы сами ошибок во взаимоотношениях с ним, а потом решите, как поступить.

Вопросы к зачету по курсу «Психология и педагогика»

1. Психология как наука. Задачи психологии и ее место в системе наук.

2. Структура современного психологического знания. Связь психологии с другими науками.

3.Методы психологического исследования.

  1. Общее понятие о психике. Возникновение сознания человека.
  2. Психика и сознание. Структура сознания и его основные характеристики.
  3. Сознательное и бессознательное в психике и поведении человека.
  4. Проблема личности в психологии. Соотношение понятий «личность», «индивид», «индивидуальность».
  5. Соотношение биологического и социального в человеке. Психологическая структура личности.
  6. Общая характеристика зарубежных психологических теорий (психоанализ, бихевиоризм, гуманистическая и когнитивная психологии).
  7. Потребности как источник активности личности. Классификация и характеристика их видов.
  8. Направленность личности. Характеристика понятий «интерес», «убеждения», «цели», «идеалы» личности.
  9. Мотивы личности. Виды мотивов.
  10. Понятие деятельности. Соотношение понятий «деятельность», «активность», «поведение».
  11. Характеристика деятельности, ее структурные компоненты. Профессиональная деятельность специалиста.
  12. Когнитивные (познавательные) процессы: характеристика и особенности.
  13. Понятия эмоций и чувств.
  14. Воля. Признаки волевого акта.
  15. Эмоционально-волевая регуляция в профессиональной деятельности специалиста. Аффект. Стресс.
  16. Темперамент: основные типы и их характеристика.
  17. Характер: определение, типология.
  18. Способности: определение, характеристика основных способностей. Талант. Гениальность.
  19. Межличностное общение. Вербальное и невербальное общение. Приемы установления эффективных межличностных отношений.
  20. Предмет педагогики. Основные категории педагогики: развитие, воспитание, обучение.
  21. Общие принципы дидактики. Отрасли педагогического знания.
  22. Цели и идеалы образования и воспитания.
  23. Средства и методы педагогики. Педагогические методы в профессиональной деятельности специалиста.
  24. Педагогические идеи Я.А.Коменского.
  25. Педагогические идеи К.Д.Ушинского.
  26. Принципы семейного воспитания.
  27. Основные типы родительского поведения.
  28. Основные формы обучения.
  29. Характеристика инновационных технологий.

Методические рекомендации для подготовки реферата по курсу «Психология и педагогика»

В ходе изучения курса студенты должны написать не менее одного реферата по предложенной тематике. Реферат представляет собой самостоятельную письменную работу на избранную тему на основе изученных психологических и педагогических источников (монографий, статей, брошюр) объемом 12 машинописных страниц (14 пт Times New Roman, 1,5 интервала).

Обязательным требованием к оформлению реферата являются постраничные сноски и грамотно оформленные цитаты.

Реферат должен состоять из введения, основной (один-два вопроса) и заключительной частей. Работа над рефератом включает в себя выбор темы, предварительное изучение литературы, составление плана, формулирование выводов, написание и оформление реферата. В конце реферата приводится список литературы по изученной студентом проблеме и, при необходимости, приложения (схемы, графики, таблицы, фотографии и т.п.).

Все формы учебной работы студента — семинары, практические занятия, написание рефератов — требуют достаточно напряженной самостоятельной работы. Без нее усвоение курса не будет эффективным.

Темы рефератов по курсу «Психология и педагогика»

  1. Роль и виды чувствительности у человека.
  2. Восприятие и его свойства.
  3. Внимание и его значение для деятельности специалиста.
  4. Память и ее основные процессы.
  5. Воображение и творчество: их роль в научной деятельности.
  6. Специфика человеческой деятельности.
  7. Мотивация в профессиональной деятельности специалиста.
  8. Жизненные сценарии в судьбе человека.
  9. Социально-психологический портрет молодого человека в современной России.

10. Направленность как ведущее свойство личности деятельного индивида.

  1. Психология личности специалиста и закономерности её формирования.
  2. Факторы развития личности. Ведущие факторы в условиях современной России.
  3. Типы темпераментов: их психологическая характеристика.
  4. Индивидуальный стиль деятельности.
  5. Характер и личность: общее и различное в этих понятиях.
  6. Анализ различных типологий характеров.
  7. Способности, одарённость и талант: взаимосвязь и различия.
  8. Профессиональная направленность личности современного специалиста.
  9. Позитивная «Я – концепция» в жизни профессиональной деятельности современного специалиста.
  10. Мотивы как проявление потребностей личности.
  11. Развитие сознания и самосознания личности.
  12. Совесть как высшее эмоционально-моральное чувство.
  13. Любовь как нравственное чувство.
  14. Эмоции и современное художественное творчество.
  15. Развитие эмоциональной регуляции современного специалиста.

  1. Проблема идеала личности в современном обществе.
  2. Система принципов воспитания и проблемы ее определения.
  3. Актуальность гражданского воспитания молодого поколения в современной России.

29. Мировоззрение и убеждения молодых людей России: состояние и пути формирования.

30. Содержание образования: сущность и проблемы отбора для высшего образования в России.

31. Активизация учебной деятельности обучаемых. Проблема активных методов в дидактике.

32. Образование и профессионализм: их значение для человека в условиях рыночной экономики.

33. Профессиональная этика. Проблемы нравственного воспитания специалиста.

34. Стиль управленческой деятельности: сущность, виды, содержание.

35. Конфликты в организации. Проблема управления конфликтами.

36. Межличностные отношения в организации.

37. Активизация учебной деятельности обучаемых. Проблема активных методов в дидактике.

38. Мотивация учебной деятельности в процессе обучения. Мотивы учения в современных условиях.

39. Психологические аспекты роли фактора времени в экономике.

40. Психология контроля в организации.

41. Психология группы. Социально-психологические явления в группе и руководство.

42. Психология руководства и лидерства.

43. Психология авторитета: власть и личное влияние руководителя.

44. Стиль управленческой деятельности: сущность, виды и социально-психологическое содержание.

45. Социально-психологический климат: сущность, содержание и влияние на успешность работы организации.

46. Мотивация деятельности сотрудника в организации.

47. Личность современного специалиста: социально-

психологический портрет.

  1. Психология взаимоотношений в коллективе организации.
  2. Образование и профессионализм: их значение для человека в условиях рыночной экономики.

50. Семейное воспитание: цель и задачи, проблемы осуществления в современной России.

  1. Педагогический идеал человеческой личности в прошлом и настоящем.
  2. Факторы развития личности. Ведущий фактор в условиях современной России.
  3. Активные методы обучения и их роль в подготовке специалиста.

Список рекомендуемой литературы

  1. Андреева, Г.М. Социальная психология: учебник для вузов/ Г.М.Андреева. – М.: Аспект Пресс, 2000. -376 с.
  2. Андриенко, Е.В. Социальная психология: учебник для вузов/ Е.В.Андриенко. –М.:Академия, 2001. -262 с.
  3. Аронсон, Э. Общественное животное: Введение в социальную психологию: учеб. пособие для вузов/ Э. Аронсон. – М.: Аспект Пресс, 1999. -517 с.
  4. Бороздина, Г.В. Психология делового общения: учеб. пособие для вузов/ Г.В.Бороздина . –М.: ИНФРА-М, 1999. -224 с.
  5. Годфруа, Ж. Что такое психология? В 2 т./ Ж.Годфруа.–2-е изд., стер. — М.: Мир, 1996. -376 с.
  6. Грачев, Н.Н. Психолоия инженерного труда: учеб. пособие для вузов. –М.: Высш. шк., 1998. -333 с.
  7. Еникеев, М.И. Социальная психология: учебник для вузов/ М.И.Еникеев. – М.: ПРИОР, 2000. -160 с.
  8. Коузер, Л. Основы конфликтологии: учеб. пособие для вузов/ Л.Коузер.­СПб.: Светлячок, 1999.-192 с.
  9. Майерс, Д. Социальная психология. Интенсивный курс/ Д.Майерс. –Спб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2000. -512 с.
  10. Немов, Р.С. Психология: учебник для вузов. В 3 кн./ Р.С.Немов — 3-е изд. – М.: ВЛАДОС, 1998.-317 с.
  11. Панфилова, А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности: учеб. пособие для вузов/ А.П.Панфилова. –СПб.: Знание, 1996. -496 с.
  12. Парыгин, Б.Д. Анатомия общения: учеб. пособие для вузов/ Б.Д.Парыгин. – СПб.: Изд-во В.А. Михайлова, 1999. -310 с.
  13. Реан, А.А. Психология изучения личности: учеб. пособие для вузов/ А.А. Реан. –СПб.: Изд-во В.А.Михайлова, 1999. -288 с.
  14. Смаковская, Н.И. Практикум по общей и социальной психологии: учеб. пособие для вузов/ Н.И.Смаковская. –Н.Новгород, 2005. -118 с.
  15. Столяренко, Л.Д. Основы психологии: учеб. пособие для вузов/ Л.Д.Столяренко. – Ростов н/Д.: Феникс, 2000. -672 с.
  16. Бэрон, Р. Агрессия: учеб. пособие для вузов/ Р. Бэрон, Д. Ричрдсон. –СПб.: Питер, 1999. -352 с.
  17. Лабораторный практикум по основам инженерной психологии: учеб. пособие для вузов / Под ред. Б.А.Душкова и др. –М.: Высш. шк., 1983. -240 с.
  18. Реан, А.А. Психология и педагогика: учебник для вузов/ А.А.Реан, Н.В.Бордовская, С.И.Розум. – СПб.: Питер, 2002. -432 с.
  19. Столяренко, Л.Д. Социальная психология личности в вопросах и ответах: учеб. пособие для вузов / Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин. –М.: Гардарики, 1999. -397 с.
  20. Столяренко, Л.Д. Основы психологии: учеб. пособие для вузов / Л.Д. Столяренко, С.И.Самыгин. –Ростов н/Д.: Феникс, 2000. -576 с.
  1. Инженерно-психологические основы конструкторской деятельности при проектировании систем «человек-машина»: учеб. пособие для вузов/ Б.А. Душков и др. –М.: Высш. шк., 1990. -271 с.
  2. Основы инженерной психологии: учебник для технических вузов / Под ред. Б.Ф.Ломова. –2-е изд., перераб. и доп. –М.: Высш. шк., 1986. -448 с.

1