изучение методов диагностики и коррекции развития графомоторных навыков у детей с дизартрией

Оглавление

Введение…3

Глава I: теоретические основы изучения особенностей развития графомоторных навыков у детей с дизартрией

1.1. Общее понятие о дизартрии…6

1.2. Развитие графомоторных навыков у детей в норме…10

1.3. Особенности развития графомоторных навыков у детей с дизартрией…17

Глава II: изучение методов диагностики и коррекции развития графомоторных навыков у детей с дизартрией

2.1.Обследование состояния графомоторных навыков у детей с дизартрией…21

2.2. Методы коррекции нарушения развития графомоторных навыков у

Детей с дизартрией…31

Заключение…36

Список литературы…38

Введение

Развитие речи является одной из важных сторон развития общего развития детей. Речь в целом, а также письменная речь представляет собой многогранное явление. Процесс письма можно определить, как способность с помощью графических символов выражать содержание речи, мысли человека. Письменная речь является существенной составляющей в речи в целом. Овладение письменной речью, и как следствие графическими навыками является одной из важнейших сторон общего развития ребёнка.

Овладение техникой письма другими словfми можно назвать овладением графическим необходимо для успешного обучения в школе детей с нормой развития и детей с ОВЗ.

Навык овладения письмом в исследованиях различных авторов обозначается различными терминами: «базовые графические умения и навыки», «базисные графические движения», «графические умения»,"графомоторный навык", «элементарный графический навык», «двигательный навык письма» (Н.А. Агаркова, М.М. Безруких, О.Б. Иншакова, Р.Д. Тригер, Н.С. Пантина, О.С. Филипповаи др.).

Общепринятым и самым оптимальным на данный момент считается понятие"графический навык", которое вбирает все содержание графики, как раздела лингвистики, включающего в себя начертание письменных букв или печатных знаков букв [8].

Практические исследования доказывают, что овладение письмом остается одним из самых сложных и трудных этапов для детей, особенно для детей с нарушениями речи. Дизартрия — сложное нарушение звукопроизношения, при котором очень часто наблюдаются нарушения в двигательной, моторной сфере. Поэтому у детей с дизартрией возникают особые трудности при овладении графомоторным навыком и в последующем процессом письма. Развитие навыков изобразительной деятельности в дошкольном возрасте и навыков письма в младшем школьном возрасте требуют длительно, комплексного коррекционного воздействия. [4]

5 стр., 2352 слов

ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИЗАРТРИЕЙ И ПУТИ ЕЕ КОРРЕКЦИИ

... особенности психоречевого развития детей с дизартрией, методы диагностики речи детей данной категории. 3. Провести констатирующее обследование психоречевого развития детей дошкольного возраста с дизартрией и наметить ... характеристика детей с дизартрией………..19 1.3 Особенности нарушения речи детей с дизартрией……………………...21 2 Экспериментальное исследование особенностей речевого развития детей старшего ...

Недостаточная теоретическая разработанность проблемы обучения письму детей, с дизартрией, несовершенство решения этой проблемы на практике заставляют вновь обращаться к поискам ее дальнейшего теоретического и практического решения.

Таким образом, актуальность выбранной нами темы обосновывается:

• недостаточностью исследовательских разработок по данной теме;

• необходимостью изучения наиболее эффективных методов и приемов формирования и коррекции графомоторных навыков у детей с дизартрией.

Практическая значимость исследования развития графомоторных навыков у детей с дизартрией заключается в практическом применении результатов исследования логопедами и педагогами для своевременного обнаружения и устранения отклонений в развитии навыка.

Цель исследования — выявление особенностей развития графомоторных навыков у детей с дизартрией.

Методологическую основу исследования составляют научные труды отечественных и зарубежных ученых (Н.В. Серебрякова, Л.В. Лопатина, Р.И. Лалаева, И.Б. Карелина Л. И, Белякова, Н.Н. Волоскова, А.Р. Лурия, Н.А. Агаркова, Р.Д. Тригер, Е.А. Новикова и др), работающих в областях дефектологии, логопедии, психологии, педагогики и медицины.

Информационную базу данной курсовой работы составляют следующие научные источники: данные и сведения из книг, журнальных статей, научных докла­дов и отчетов, материалов научных конференций, семинаров и т. д.

Объект исследования — процесс развития графомоторных навыков у детей с дизартрией.

21 стр., 10443 слов

Проблемы формирования графомоторных навыков у младших школьников

... сформированности графомоторных навыков у учащихся 1 класс с дизартрией Целью исследования является: определение состояния связной речи у детей с псевдобульбарной дизартрией и детей в норме. Задача исследования: ... реализуются эти возможности, тем больше вероятности добиться успеха в развитии речевой деятельности ребенка. Дети-дизартрики испытывают затруднения и в изобразительной деятельности. Они ...

Субъект исследования — дети с дизартрией.

Предмет исследования — средства и методы изучения и коррекции графомоторных навыков у детей с дизартрией.

Задачи исследования:

1) Изучить научную психолого-педагогическую литературу по проблеме развития графомоторных навыков у детей с дизартрией .

2) Изучить особенности графомоторных навыков у детей с дизартрией.

3) Подобрать методики диагностики особенностей графомоторных навыков у детей с дизартрией.

4) Определить существующие коррекционные методики для развития графомоторных навыков у детей с дизартрией.

5) Разобрать рекомендации для педагогов и родителей по формированию графомоторных навыков у детей с дизартрией.

Методы исследования — изучение и анализ научной литературы.

Структура курсовой работы: курсовая работа состоит из: введения, 2 теоретических глав, заключения, списка литературы, приложения.

.

Глава I: теоретические основы изучения особенностей развития графомоторных навыков у детей с дизартрией

1.1. Общее понятие о дизартрии

Дизартрия — нарушение звукопроизношения, возникающее из-за недостаточной иннервации речевого аппарата, которое возникает в результате очаговых поражений подкорковых и заднелобных отделов головного мозга.[3]

Термин «дизартрия"относится к неврологическим терминам, потому что возникает дизартрия при нарушении функционирования черепно-мозговых нервов нижнего отдела мозгового ствола, которые отвечают за артикуляцию.

Проблемой изучения этиологии, патогенеза, коррекции дизартрии у детей занимались многие отечественные ученые: Н.В. Серебрякова, О. В. Правдина, Е.Ф. Архипова Е. М. Мастюкова, Л.В. Лопатина, К.А. Семенова и др. .[10]

Основные проявления, характерные для всех форм дизартрии:

9 стр., 4092 слов

Нарушения речи

... сложные расстройства письменной речи. Нарушение чтения и письма у детей с церебральным параличом и дизартрией может быть связано с ... анализатора возникают затруднения в приобретении и закреплении навыков чтения и письма. Нарушения речи - Стр 2 Чтение и его ... своеобразным видом двигательной апраксии, при которой больной утрачивает навыки привычных движений (в данном случае письма). Письмо таких ...

· нарушение артикуляции звуков;

· расстройство голосообразования;

· нарушение темпа и ритма речи;

· неправильность интонации.[6]

В зависимости от локализации поражения в центральном или периферическом отделе нервной системы, от сложности нарушения, от времени возникновения дефекта, названные нарушения проявляются в различной степени и в разных комбинациях. Клиническое, психолого-педагогическое и логопедическое изучение детей с дизартрией показывает, что данная категория детей очень неоднородна с точки зрения моторных, психических и речевых нарушений.

К причинам возникновения дизартрии относится:

· асфиксия;

· родовая травма;

· гемолитическая болезнь;

· поражения нервной системы из-за перенесенных инфекционных заболеваний;

· черепно-мозговые травмы

· острые нарушения мозгового кровообращения

· опухоли головного мозга

· врожденная аплазия

· наследственные болезни нервно-мышечной системы. [3].

Рассмотрим классификацию дизартрии, формы которой дифференцируются по локализации очага поражения головного мозга (согласно О. В. Правдиной):

· Дизартрия бульбарная — нарушение звукопроизношения, обусловленное периферическими парезами или параличами мышц, которые принимающих участие в актеартикуляции, вследствие поражения черепно-мозговых нервов и их ядер.

· Дизартрия корковая — нарушение звукопроизношения, обусловленное очаговыми поражениями отделов коры головного мозга, которые связаны с функционированием артикуляционных мышц. Эта форма дизартрии проявляется в расстройствах произнесения слогов при сохранной правильной структуры слова.

· Дизартрия мозжечковая — нарушение звукопроизношения, которое обусловлено поражением мозжечка или его проводящих путей. Эта форма дизартрии характеризуется скандированной, растянутой речью с нарушением модуляции голоса и меняющейся громкостью.

· Дизартрия экстрапирамидная (подкорковая дизартрия) — нарушение звукопроизношения, которое обусловлено поражением подкорковых узлов и их нервных связей. Речь при этой форме дизартрии смазанная, невнятная с назальным оттенком; просодика, интонационно-мелодическая структура речи, её темп резко нарушены. [11].

7 стр., 3096 слов

Выявление и систематизация нарушений произносительной стороны речи у старших дошкольников

... строй речи и связная речь соответствуют возрастной норме; нарушения звукопроизношения быстро поддаются коррекции, автоматизации и спонтанному введению в речь; При минимальных проявлениях дизартрии отмечаются нарушения ... слова, словарный запас, грамматический строй речи и связная речь находятся ниже возрастной нормы развития; нарушения звукопроизношения требуют длительной коррекции, включающей в себя ...

· Дизартрия паркинсоническая — это форма дизартрии, наблюдаемая при болезни Паркинсона, Она характеризуется невыразительной, замедленной речью и нарушениями модуляции голоса.[ 27]

· Дизартрия псевдобульбарная — нарушение звукопроизношения, которое обусловлено центральным параличом мышц, которые иннервируются блуждающим, подъязычным и языкоглоточным нервами, вследствие двустороннего поражения двигательных корково-ядерных путей. Эта форма дизартрии проявляется монотонностью речи.

· Дизартрия экстрапирамидная — нарушение звукопроизношения, которое обусловлено поражением стриапаллидарной системы (части экстрапирамидной системы, включающей ядра полосатого тела с их афферентными и эфферентными путями участвующих в регуляции координации движений и мышечного тонуса).

· Стертая форма дизартрии- нарушение произношения шипящих и свистящих звуков по типу бокового сигматизма.

· Дизартрия холодовая — нарушение звукопроизношения, которое выступает как симптом при миастеническом синдроме и миастении. Проявляется в невозможности или частичными затруднениями артикуляции при говорении на холоде и понижении температуры в помещении. [3]

Таким образом, дизартрия — это нарушение произношения звуков, вызванное поражением участков головного мозга и, соответственно, расстройством иннервации мышц, задействованных во время речи. Рассмотренные нами фо…

Список литературы

1. Агаркова Н.Г. Основы формирования графического навыка у младших школьников. // Начальная школа. — 2013. — № 4. — с. 15−17.

2. Безруких М.М. Этапы формирования навыка письма / М.М. Безруких. — М., 2011. — 126 с.

3. Белякова Л.И., Волоскова Н.Н. Логопедия. Дизартрия. Учебное пособие для вузов. Москва, Владос, 2010

4. Буцикина Т.П. Развитие общей и мелкой моторики как основа формирования графомоторных навыков у младших школьников // Логопед. — 200. — № 3.- С. 84−94.

6 стр., 2721 слов

Особенностиформирования графомоторных навыков у младших школьников с дизартрией в добукварный период обучения грамоте

... нарушениями речи». 24. , - «Нарушение моторики при дизартрии». 25. , - «Проблемы формирования графомоторных навыков у младших школьников». 26. , - «Развивающие игры-упражнения для младших школьников с дизартрией». 27. , - «Нарушение ... графомоторных навыков у младших школьников с дизартрией. Проблемы усвоения навыков письма во многом объясняются особенностями учебной деятельности школьников: учащимся ...

5. Винарская Е.Н. и Пулатов А.М. Дизартрия и ее топико-диагностическое значение в клинике очаговых поражений мозга, Ташкент, 2012

6. Гаврина С.Ю. Развиваем руки — чтобы учиться и писать, и красиво рисовать / С.Ю. Гаврина, Н.Л. Кутявина. — Ярославль: Академия развития, 2014. — 180 с.

7. Галанов А.С. «Психическое и физическое развитие ребенка от одного года до трех лет: Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений и родителей», Аркти, 2003г

8. Гурьянов Е.В. Психология обучения письму: Формирование графических навыков письма / Е.В. Гурьянов. — М.: Издательство АПН, 2011. — 264 с.

9. Гуткина Н. И. Г97 Психологическая готовность к школе. 4-е изд., перераб. и дополн. — СПб.: Питер, 2004. — 208 с

10. Ефименкова Л. Н, Садовникова И.Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей / Л.Н. Ефименкова, И.Н. Садовникова. — М.: ПКО, 2012. — 312 с.

11. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников: Учебно-методическое пособие / Р.И. Лалаева, Л.В. Венедиктова. — СПб.: Союз, 2010. — 198 с.

12. Логопедия. Методическое наследие. Книга 1, Часть 2. Дизартрия. Под ред. Волковой Л.С. Москва, 2003, 2013.

13. Лурия А.Р. Очерки психофизиологии письма. — М., 2008. — 98 с

14. Мальцева Е.В. Организация коррекционного развивающей работы по подготовки к письму воспитанников коррекционных групп в старшем дошкольном возрасте. // Дефектология. — 2012. — № 2. — С. 60−64.

15. Насонова В.А. Особенности межанализаторных связей и их роль в усвоении навыков чтения и письма детьми с задержкой психического развития. // Дефектология. — 2014. — № 2. — С. 41−46.

11 стр., 5201 слов

Обучение мнемотехнике и навыкам развития памяти

... принцип. Практическая значимость исследования обучения мнемотехнике и навыкам развития памяти заключается в практическом применении результатов исследования ... память служит основой для формирования разных практических навыков. Например, навык ходьбы, письма. Без такой памяти нам нужно было ... остается. Например, такая изменчивость характерна для движения письма или для того, как подаем руку для ...

16. Новикова Е.В. Как подготовить руку ребенка к письму: Комплекс упражнений для тренинга мышц рук у детей / Е.В. Новикова. — М.: ПКО, 2012. — 182 с.

17. Обследование чтения и письма у младших школьников: Учебно-методическое пособие для учителей-дефектологов / Баль Н.Н., Захарченя И.А. — Минск: Ураджай, 2015. — 289 с.

18. Понятийно-терминологический словарь логопеда/Под ред. В.И. Селиверстова. — М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2009. — 400с.

19. Психологический словарь/Под ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова и др. — М.: Педагогика, 2012. — 448с.

20. Российская Е.Н. Методика формирования самостоятельной письменной речи у детей. — М.: Айрис — пресс, 2014. — 230 с.

21. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учебное пособие / И.Н. Садовникова. — М.: ВЛАДОС, 2011. — 282 с.

22. Скиотис Е.И. Особенности развития связной письменной речи младших школьников с задержкой психического развития. // Дефектология. — 2009. — № 6. — С. 24−27.

23. Технология коррекции письма: развитие графомоторных навыков 2014 № 2, Мастер-класс Мисаренко Г. Г., канд. пед. наук, доцент ИПК и ПРНО МО]

24. Утехина К.Л. Развитие графических навыков письма у дошкольников 6−7 лет: Опыт работы практического педагога / К.Л. Утехина. — М.: ВИНИТИ, 2014. — 290 с.

25. Утехина, К.Л. Развитие графических навыков письма у дошкольников 6−7 лет: Опыт работы практического педагога / К.Л. Утехина. — М.: ВИНИТИ, 2007. — 290 с.

26. Уфимцева Л.П. Некоторые подходы к преодолению сенсомоторных затруднений при обучении письму и чтению учащихся вспомогательной школы // Дефектология. — 2004. — № 3; 2015. — № 6.

27. Хрестоматия по логопедии. Под ред. Волковой Л.С. Москва, 2007 т. I

28. Энциклопедический словарь медицинских терминов: В 3-х томах/Гл. ред. Б.В. Петровский. — М.: Сов. энциклопедия. — Т. 1, 2012. — С. 350

29. >30. < sportal.ru>

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector