изучение методов диагностики и коррекции развития графомоторных навыков у детей с дизартрией

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………3

Глава I: теоретические основы изучения особенностей развития графомоторных навыков у детей с дизартрией

1.1. Общее понятие о дизартрии……………………………………………………6

1.2. Развитие графомоторных навыков у детей в норме……………………..…..10

1.3. Особенности развития графомоторных навыков у детей с дизартрией…………………………………………………………………….……..17

Глава II: изучение методов диагностики и коррекции развития графомоторных навыков у детей с дизартрией

2.1.Обследование состояния графомоторных навыков у детей с дизартрией……………………………………………………………………….…..21

2.2. Методы коррекции нарушения развития графомоторных навыков у

Детей с дизартрией………………………………………………………………….31

Заключение………………………………………………………………………….36

Список литературы…………………………………………………………………38

Введение

Развитие речи является одной из важных сторон развития общего развития детей. Речь в целом, а также письменная речь представляет собой многогранное явление. Процесс письма можно определить, как способность с помощью графических символов выражать содержание речи, мысли человека. Письменная речь является существенной составляющей в речи в целом. Овладение письменной речью, и как следствие графическими навыками является одной из важнейших сторон общего развития ребёнка.

Овладение техникой письма другими словfми можно назвать овладением графическим необходимо для успешного обучения в школе детей с нормой развития и детей с ОВЗ.

Навык овладения письмом в исследованиях различных авторов обозначается различными терминами: «базовые графические умения и навыки», «базисные графические движения», «графические умения»,«графомоторный навык», «элементарный графический навык», «двигательный навык письма» (Н.А. Агаркова, М.М. Безруких, О.Б. Иншакова, Р.Д. Тригер, Н.С. Пантина, О.С. Филипповаи др.).

Общепринятым и самым оптимальным на данный момент считается понятие«графический навык», которое вбирает все содержание графики, как раздела лингвистики, включающего в себя начертание письменных букв или печатных знаков букв [8].

Практические исследования доказывают, что овладение письмом остается одним из самых сложных и трудных этапов для детей, особенно для детей с нарушениями речи. Дизартрия — сложное нарушение звукопроизношения, при котором очень часто наблюдаются нарушения в двигательной, моторной сфере. Поэтому у детей с дизартрией возникают особые трудности при овладении графомоторным навыком и в последующем процессом письма. Развитие навыков изобразительной деятельности в дошкольном возрасте и навыков письма в младшем школьном возрасте требуют длительно, комплексного коррекционного воздействия. [4]

5 стр., 2352 слов

ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИЗАРТРИЕЙ И ПУТИ ЕЕ КОРРЕКЦИИ

Введение…. ....…….................................................................................................3 1 Общие теоретические подходы к изучению детей дошкольного возраста с дизартрией………………..……………………………..……….....6 1.1 Этиопатогенез дизартрических расстройств…..………..…….…...……...6 1.2 Клинико-психологическая характеристика детей с дизартрией………..19 1.3 Особенности нарушения речи детей с ...

Недостаточная теоретическая разработанность проблемы обучения письму детей, с дизартрией, несовершенство решения этой проблемы на практике заставляют вновь обращаться к поискам ее дальнейшего теоретического и практического решения.

Таким образом, актуальность выбранной нами темы обосновывается:

• недостаточностью исследовательских разработок по данной теме;

• необходимостью изучения наиболее эффективных методов и приемов формирования и коррекции графомоторных навыков у детей с дизартрией.

Практическая значимость исследования развития графомоторных навыков у детей с дизартрией заключается в практическом применении результатов исследования логопедами и педагогами для своевременного обнаружения и устранения отклонений в развитии навыка.

Цель исследования — выявление особенностей развития графомоторных навыков у детей с дизартрией..

Методологическую основу исследования составляют научные труды отечественных и зарубежных ученых (Н.В. Серебрякова, Л.В. Лопатина, Р.И. Лалаева, И.Б. Карелина Л.И, Белякова, Н.Н. Волоскова, А.Р. Лурия, Н.А. Агаркова, Р.Д. Тригер, Е.А. Новикова и др), работающих в областях дефектологии, логопедии, психологии, педагогики и медицины.

Информационную базу данной курсовой работы составляют следующие научные источники: данные и сведения из книг, журнальных статей, научных докла­дов и отчетов, материалов научных конференций, семинаров и т.д.

Объект исследования — процесс развития графомоторных навыков у детей с дизартрией.

Субъект исследования — дети с дизартрией.

Предмет исследования — средства и методы изучения и коррекции графомоторных навыков у детей с дизартрией.

Задачи исследования:

1) Изучить научную психолого-педагогическую литературу по проблеме развития графомоторных навыков у детей с дизартрией .

12 стр., 5929 слов

Анализ феномена самооценки детей в психолого-педагогических исследованиях

Содержание Введение ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ САМООЦЕНКИ У ДЕТЕЙ 6-7 лет С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА 1.1 Анализ феномена самооценки детей в психолого-педагогических исследованиях 1.2 Психолого - педагогическая характеристика детей с нарушением слуха 1.3 Особенности становления самооценки у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха ВЫВОДЫ   Анализ феномена ...

2) Изучить особенности графомоторных навыков у детей с дизартрией.

3) Подобрать методики диагностики особенностей графомоторных навыков у детей с дизартрией.

4) Определить существующие коррекционные методики для развития графомоторных навыков у детей с дизартрией..

5) Разобрать рекомендации для педагогов и родителей по формированию графомоторных навыков у детей с дизартрией.

Методы исследования — изучение и анализ научной литературы.

Структура курсовой работы: курсовая работа состоит из: введения, 2 теоретических глав, заключения, списка литературы, приложения.

.

Глава I: теоретические основы изучения особенностей развития графомоторных навыков у детей с дизартрией

1.1. Общее понятие о дизартрии

Дизартрия — нарушение звукопроизношения, возникающее из-за недостаточной иннервации речевого аппарата, которое возникает в результате очаговых поражений подкорковых и заднелобных отделов головного мозга.[3]

Термин «дизартрия»относится к неврологическим терминам, потому что возникает дизартрия при нарушении функционирования черепно-мозговых нервов нижнего отдела мозгового ствола, которые отвечают за артикуляцию.

Проблемой изучения этиологии, патогенеза, коррекции дизартрии у детей занимались многие отечественные ученые: Н.В. Серебрякова, О. В. Правдина,Е.Ф. Архипова Е. М. Мастюкова, Л.В. Лопатина, К.А. Семенова и др. .[10]

Основные проявления, характерные для всех форм дизартрии:

· нарушение артикуляции звуков;

· расстройство голосообразования;

· нарушение темпа и ритма речи;

· неправильность интонации.[6]

В зависимости от локализации поражения в центральном или периферическом отделе нервной системы, от сложности нарушения, от времени возникновения дефекта, названные нарушения проявляются в различной степени и в разных комбинациях. Клиническое, психолого-педагогическое и логопедическое изучение детей с дизартрией показывает, что данная категория детей очень неоднородна с точки зрения моторных, психических и речевых нарушений.

7 стр., 3148 слов

Копия 2 распр.нарушения у детей

НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ НАРУШЕНИЯ РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ АУТИЗМ Термин «аутизм» предложен швейцарским психиатром и психологом Э. Блейлером (1857–1939). Аутизм выражается в снижении контактов ребенка со взрослыми и сверстниками и проявляется в его «погружении» в свой собственный мир. Проявления раннего детского аутизма наблюдаются с самых первых дней жизни ребенка и выражаются в отсутствии контактов ...

К причинам возникновения дизартрии относится:

· асфиксия;

· родовая травма;

· гемолитическая болезнь;

· поражения нервной системы из-за перенесенных инфекционных заболеваний;

· черепно-мозговые травмы

· острые нарушения мозгового кровообращения

· опухоли головного мозга

· врожденная аплазия

· наследственные болезни нервно-мышечной системы. [3].

Рассмотрим классификацию дизартрии, формы которой дифференцируются по локализации очага поражения головного мозга (согласно О. В. Правдиной):

· Дизартрия бульбарная — нарушение звукопроизношения, обусловленное периферическими парезами или параличами мышц, которые принимающих участие в актеартикуляции, вследствие поражения черепно-мозговых нервов и их ядер.

· Дизартрия корковая — нарушение звукопроизношения, обусловленное очаговыми поражениями отделов коры головного мозга, которые связаны с функционированием артикуляционных мышц. Эта форма дизартрии проявляется в расстройствах произнесения слогов при сохранной правильной структуры слова.

· Дизартрия мозжечковая — нарушение звукопроизношения, которое обусловлено поражением мозжечка или его проводящих путей. Эта форма дизартрии характеризуется скандированной, растянутой речью с нарушением модуляции голоса и меняющейся громкостью.

· Дизартрия экстрапирамидная (подкорковая дизартрия) — нарушение звукопроизношения, которое обусловлено поражением подкорковых узлов и их нервных связей. Речь при этой форме дизартрии смазанная, невнятная с назальным оттенком; просодика, интонационно-мелодическая структура речи, её темп резко нарушены. [11].

· Дизартрия паркинсоническая — это форма дизартрии, наблюдаемая при болезни Паркинсона, Она характеризуется невыразительной, замедленной речью и нарушениями модуляции голоса..[ 27]

· Дизартрия псевдобульбарная — нарушение звукопроизношения, которое обусловлено центральным параличом мышц, которые иннервируются блуждающим, подъязычным и языкоглоточным нервами, вследствие двустороннего поражения двигательных корково-ядерных путей. Эта форма дизартрии проявляется монотонностью речи.

· Дизартрия экстрапирамидная — нарушение звукопроизношения, которое обусловлено поражением стриапаллидарной системы (части экстрапирамидной системы, включающей ядра полосатого тела с их афферентными и эфферентными путями участвующих в регуляции координации движений и мышечного тонуса).

23 стр., 11092 слов

Речевые нарушения у детей младшего школьного возраста и пути их коррекции в процессе обучения

... . 10 К. А. Дизартрия - нарушение членораздельной речи, то есть нарушение звукопроизношения. Установлено, что у 2 младших школьников, что составляет 20% - дизартрия, у 2 младших школьников, что составляет ... расстройство формирования языковой способности у детей / Р.И. Лалаева // Изучение нарушений письма и чтения. Итоги и перспективы. Материалы 1-й Международной конференции ...

· Стертая форма дизартрии- нарушение произношения шипящих и свистящих звуков по типу бокового сигматизма.

· Дизартрия холодовая — нарушение звукопроизношения, которое выступает как симптом при миастеническом синдроме и миастении. Проявляется в невозможности или частичными затруднениями артикуляции при говорении на холоде и понижении температуры в помещении. [3]

Таким образом, дизартрия — это нарушение произношения звуков, вызванное поражением участков головного мозга и, соответственно, расстройством иннервации мышц, задействованных во время речи. Рассмотренные нами фо……..

Список литературы

1. Агаркова Н.Г. Основы формирования графического навыка у младших школьников. // Начальная школа. — 2013. — №4. — с. 15-17.

2. Безруких М.М. Этапы формирования навыка письма / М.М. Безруких. — М., 2011. — 126 с.

3. Белякова Л.И., Волоскова Н.Н. Логопедия. Дизартрия. Учебное пособие для вузов. Москва, Владос, 2010

4. Буцикина Т.П. Развитие общей и мелкой моторики как основа формирования графомоторных навыков у младших школьников // Логопед. — 200. — №3.- С. 84-94.

5. Винарская Е.Н. и Пулатов А.М. Дизартрия и ее топико-диагностическое значение в клинике очаговых поражений мозга, Ташкент, 2012

6. Гаврина С.Ю. Развиваем руки — чтобы учиться и писать, и красиво рисовать / С.Ю. Гаврина, Н.Л. Кутявина. — Ярославль: Академия развития, 2014. — 180 с.

7. Галанов А.С. «Психическое и физическое развитие ребенка от одного года до трех лет: Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений и родителей», Аркти, 2003г

8. Гурьянов Е.В. Психология обучения письму: Формирование графических навыков письма / Е.В. Гурьянов. — М.: Издательство АПН, 2011. — 264 с.

9. Гуткина Н. И. Г97 Психологическая готовность к школе. 4-е изд., перераб. и дополн. — СПб.: Питер, 2004. — 208 с

4 стр., 1629 слов

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ САНИТАРНО-ГИГИЕНТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ САНИТАРНО-ГИГИЕНТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ………………………7 1.1 Понятие гигиены письма и чтения………………………………………….. 1.2 Особенности обучения письму младших школьников с умственной отсталостью………………………………………………………………...........13 1.3 Формирование санитарно-гигиенических навыков у детей с умственной отсталостью ...

10. Ефименкова Л.Н, Садовникова И.Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей / Л.Н. Ефименкова, И.Н. Садовникова. — М.: ПКО, 2012. — 312 с.

11. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников: Учебно-методическое пособие / Р.И. Лалаева, Л.В. Венедиктова. — СПб.: Союз, 2010. — 198 с.

12. Логопедия. Методическое наследие. Книга 1,Часть 2. Дизартрия. Под ред. Волковой Л.С. Москва, 2003, 2013.

13. Лурия А.Р. Очерки психофизиологии письма. — М., 2008. — 98 с

14. Мальцева Е.В. Организация коррекционного развивающей работы по подготовки к письму воспитанников коррекционных групп в старшем дошкольном возрасте. // Дефектология. — 2012. — №2. — С. 60-64.

15. Насонова В.А. Особенности межанализаторных связей и их роль в усвоении навыков чтения и письма детьми с задержкой психического развития. // Дефектология. — 2014. — №2. — С. 41-46.

16. Новикова Е.В. Как подготовить руку ребенка к письму: Комплекс упражнений для тренинга мышц рук у детей / Е.В. Новикова. — М.: ПКО, 2012. — 182 с.

17. Обследование чтения и письма у младших школьников: Учебно-методическое пособие для учителей-дефектологов / Баль Н.Н., Захарченя И.А. — Минск: Ураджай, 2015. — 289 с.

18. Понятийно-терминологический словарь логопеда/Под ред. В.И. Селиверстова. — М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС,2009. — 400с.

19. Психологический словарь/Под ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова и др. — М.: Педагогика, 2012. — 448с.

20. Российская Е.Н. Методика формирования самостоятельной письменной речи у детей. — М.: Айрис — пресс, 2014. — 230 с.

21. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учебное пособие / И.Н. Садовникова. — М.: ВЛАДОС, 2011. — 282 с.

22. Скиотис Е.И. Особенности развития связной письменной речи младших школьников с задержкой психического развития. // Дефектология. — 2009. — №6. — С. 24-27.

5 стр., 2319 слов

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ РАЗВИТИЯ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО

Содержание Введение Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста 1.2. Проблема формирования коммуникативных навыков в психолого-педагогической литературе Выводы по главе 1 Глава 2. ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ ...

23. Технология коррекции письма: развитие графомоторных навыков 2014 №2, Мастер-класс Мисаренко Г.Г., канд. пед. наук, доцент ИПК и ПРНО МО]

24. Утехина К.Л. Развитие графических навыков письма у дошкольников 6-7 лет: Опыт работы практического педагога / К.Л. Утехина. — М.: ВИНИТИ, 2014. — 290 с.

25. Утехина, К.Л. Развитие графических навыков письма у дошкольников 6-7 лет: Опыт работы практического педагога / К.Л. Утехина. — М.: ВИНИТИ, 2007. — 290 с.

26. Уфимцева Л.П. Некоторые подходы к преодолению сенсомоторных затруднений при обучении письму и чтению учащихся вспомогательной школы // Дефектология. — 2004. — №3; 2015. — №6.

27. Хрестоматия по логопедии. Под ред. Волковой Л.С. Москва, 2007 т. I

28. Энциклопедический словарь медицинских терминов: В 3-х томах/Гл. ред. Б.В. Петровский. — М.: Сов. энциклопедия. — Т. 1, 2012. — С. 350

29. >30. < sportal.ru>