Тема 2. Методы возрастной и педагогической психологии. Биографический метод
Ориентировка в теме
Глоссарий
- Стратегии возрастных срезов. »Поперечные срезы» (сравнительно-возрастной метод).
»Продольные срезы» (лонгитюдный метод).
- Метод наблюдения. Дневниковые записи.
- Экспериментальный метод. Естественный эксперимент в возрастной психологии.
- Формирующий эксперимент в педагогической психологии.
- Кросс-культурный эксперимент в возрастной и педагогической психологии.
- Праксиметрические методы. Рисунок в возрастной психологии.
- Психодиагностические методы. Интервью. Опросники. Тесты.
- Биографический метод.
План изучения темы
- Методы возрастной и педагогической психологии в решении задач профессиональной деятельности социального работника.
- Кросс-культурный метод исследования в возрастной и педагогической психологии, его возможности и ограничения.
- Биографический метод, его диагностические возможности, варианты и процедура проведения.
Задания для самостоятельной работы
-
При изучении рекомендованной литературы выделите основные понятия темы (см. Глоссарий).
- В рамках практикума профессиональной подготовки изучите возрастные особенности человека (зрелый возраст), используя формализованную биографическую анкету (см. Приложение к теме).
Литература
- Аснин В.И. Об условиях надежности психологического эксперимента //Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис. М., 1980, с. 220 – 228.
- Лазурский А.Ф. О естественном эксперименте //Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис. М., 1980, с. 6 – 8.
- Лешли Д. Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы. М., 1991, с. 11 – 67.
- Логинова Н.А. Жизненный путь человека как проблема психологии //Вопросы психологии, 1985, №1, с.103 – 109.
- Методы исследования в психологии: квазиэксперимент: Учебное пособие для вузов. М., 1998. Гл. 5 (кросс-культурный эксперимент).
Гл. 8 (лонгитюдный метод).
Гл. 9 (формирующий эксперимент в детской и педагогической психологии).
- Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. М., 2008, с. 28 – 32.
- Смирнов А.А. Детские рисунки //Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис. М., 1980, с. 53 – 62.
- Эльконин Д. Б. Введение в детскую психологию //Избранные психологические труды. М., 1995, с. 29 – 31.
Работа с понятиями
Стратегия возрастных срезов
1.Психология как наука. Предмет, функции и задачи различных отраслей ...
... осн-х вида эксперимента – лабораторный(спец условия) и естественный. Формирующий эксперимент – применяемый в возрастной и пед-й психологии метод прослеживания изменений психики ... управления развитием. 2. Методы психологического исследования и специфика их применения в общей психологии, психологии развития, педагогической и социальной психологии Методы иссл-ия в ...
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
»Поперечные срезы» (сравнительно-возрастной метод)
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
»Продольные срезы» (лонгитюдный метод)
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Метод наблюдения
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Дневниковые записи
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Экспериментальный метод
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Естественный эксперимент в возрастной психологии
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Формирующий эксперимент в педагогической психологии
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Кросс-культурный эксперимент
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Праксиметрический метод
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Рисунок в возрастной психологии
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Психодиагностический метод
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Биографический метод
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
СТРАНИЦА «ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ УМЕНИЯ»
АНАЛИЗ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ И ПОДХОДОВ
Проведите анализ работ В.А. Аснина, А.Ф. Лазурского, Д. Лешли, Л.Ф. Обуховой, А.А. Смирнова (см. список к теме), используя следующую схему:
- отличительные признаки метода;
- диагностические возможности и ограничения;
- прикладной аспект (в социальной работе).
Метод |
Отличительная характеристика |
Диагностические возможности |
Ограничения |
Прикладной аспект |
Моделирование
Постройте биографические ряды событий человека зрелого возраста (например, нашего современника 50 лет).
При этом отразите ступени его социализации, среду развития (место жительства, учебные учреждения и др.), интересы и профессиональную деятельность в разные периоды жизни.
1950 1967
1967 1985
- 1999
Примечание: В графическом изображении покажите план конкретно-исторических событий, происходящих на протяжении этого периода развития в стране, внешние и внутренние события жизни конкретного человека
Выделите основные биографические события, определяющие психическое развитие человека на разных этапах его жизни.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Качественный анализ результатов исследования на основе контент-анализа
При обработке данных формализованной анкеты проведите контент-анализ событийных рядов жизни Вашего испытуемого: этапы его социализации, освоение профессиональной деятельности, развитие интересов (при необходимости дополните единицы анализа содержания).
На основе анализа сделайте выводы о
- социальной ситуации развития личности;
- об основном фоне эмоциональных переживаний в разные периоды развития;
- ценностных ориентациях, направленности интересов, тенденций, среды общения, социальной активности личности;
- основных конфликтах и движущих силах личности.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Интерпретация результатов исследования
Выскажите предположение об особенностях реализации человеком своих личностных и профессиональных ресурсов на разных возрастных этапах.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Страница рефлексии «психологический комментарий к моему обучению»
Культурный контекст рефлексии (имена, события, факты, книги, пословицы, поговорки…) |
Направление и содержание рефлексии |
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
»Я чувствую» Мои доминирующие переживания… ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
»Я теперь знаю» Новое знание для меня …. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
»Я теперь могу» Успехи и трудности в освоении темы… ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
»Я хочу» Новые интересы в освоении темы… ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
»Я-концепция» Я как будущий специалист… ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
Страница самоконтроля «ай, да я!»
Задание 1
В ходе изучения группы эмпирических методов вы знакомились с рядом научных работ. Соотнесите автора работы (список слева, цифровое обозначение) и название метода, которому она посвящена (список справа, буквенное обозначение):
1. Аснин В.И. |
а) виды наблюдения и требования к его организации |
2. Логинова Н.А. |
б) условия надежности эксперимента |
3. Лазурский А.Ф. |
в) биографический метод |
4. Лешли Д. |
г) праксиметрический метод |
5. Смирнов А.А. |
д) естественный эксперимент |
СТРОКИ ОТВЕТОВ
1 |
а |
б |
в |
г |
д |
2 |
а |
б |
в |
г |
д |
3 |
а |
б |
в |
г |
д |
4 |
а |
б |
в |
г |
д |
5 |
а |
б |
в |
г |
д |
Задание 2
Сравнительно-возрастной метод исследования характеризуется рядом преимуществ. Выделите из перечисленных ниже утверждений преимущества этого метода:
а) дает возможность проводить систематические наблюдения;
б) имеет широкую распространенность, типичен;
в) дает возможность выявить соотношение возрастных и индивидуальных вариантов развития;
г) получение результатов в короткий срок;
д) дает возможность увидеть результаты развития;
е) простота в организации;
ж) дает возможность создать обобщенный возрастной портрет группы детей;
з) дает возможность увидеть процесс развития, моменты перехода между фазами развития.
СТРОКА ОТВЕТОВ
2 |
а |
б |
в |
г |
д |
е |
ж |
з |
Задание 3
Лонгитюдный метод исследования характеризуется рядом преимуществ. Выделите из перечисленных ниже утверждений преимущества этого метода:
а) дает возможность проводить систематические наблюдения;
б) имеет широкую распространенность, типичен;
в) дает возможность выявить соотношение возрастных и индивидуальных вариантов развития;
г) получение результатов в короткий срок;
д) дает возможность увидеть результаты развития;
е) простота в организации;
ж) дает возможность создать обобщенный возрастной портрет группы детей;
з) дает возможность увидеть процесс развития, моменты перехода между фазами развития.
СТРОКА ОТВЕТОВ
3 |
а |
б |
в |
г |
д |
е |
ж |
з |
Задание 4
С.Л. Рубинштейн связывает понятие »событие жизни» с собственной активностью человека, с принятием им решения и его реализацией. Он пишет: »События жизни –это узловые моменты и поворотные этапы жизненного пути индивида, когда с принятием того или иного решения на более или менее длительный период определяется дальнейший жизненный путь человека».
Приведите примеры биографических событий в жизни человека в понимании С.Л. Рубинштейна.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 5
Б.Г. Ананьев, Н.А. Логинова предлагают следующую типологию биографических событий: события среды; события поведения человека в среде; события внутренней жизни.
Назовите 2 – 3 события каждого типа.
События среды:_____________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________События поведения человека в среде: __________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
События внутренней жизни: __________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ПРИДУМАЙ СВОЮ ЗАДАЧУ ПО ЭТОЙ ТЕМЕ!
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение «методика исследования» биографический метод. Анкетирование
Источник:Практикум по экспериментальной и прикладной психологии /Под ред. А.А Крылова. Л.: Изд-во ЛГУ, 1990, с. 61 – 65.
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
Направленность вопросов анкеты выявляет понимание человеком места, роли, содержания определенного возрастного этапа в его жизни, особенности возрастной идентификации. Метод позволяет увидеть историю и перспективы развития человека, отношение к ним.
МАТЕРИАЛ И ПРОЦЕДУРА ПРОВЕДЕНИЯ
Предлагается письменно ответить на вопросы анкеты (см. в конце Приложения), дается следующая инструкция: “Прошу Вас как можно подробнее рассказать историю Вашей жизни: в какой семье Вы родились, как прошло Ваше детство, как жила Ваша семья, как ее члены относились друг к другу. Каковы Ваши самые ранние воспоминания? Желательно, чтобы рассказали о том времени, когда Вы учились в школе: что Вам там нравилось и что не нравилось. Как в это время складывались Ваши отношения с родителями? Кто были Ваши друзья? Чем Вы интересовались и что думали о будущей жизни? Мы хотели бы также, чтобы Вы рассказали о том, как Вы жили, став взрослым человеком, как выбирали профессию, каким образом Вы проводили свободное время. Расскажите о том, что представляется Вам наиболее интересным и важным. Каковы Ваши жизненные планы?”
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
По итогам анкетирования составляется хронологическая таблица жизненного пути испытуемого, куда в хронологическом порядке из всех вопросов задания вносятся даты, события, связанные с ним переживания.
Основные даты |
События |
Переживания |
|
|
|
Формализованная биографическая анкета
___________________________________________________________________________
Дата рождения……………………………..………………..…Место рождения…………………………
___________________________________________________________________________
Отец: Фамилия, имя, отчество……………………………………….. (возможно указать инициалы)
Год рождения…………………Образование …………………………….Профессия………………………
Мать: Фамилия, имя, отчество…………………………………….. (возможно указать инициалы)
Год рождения…………………Образование……………………………..Профессия……………………..
1. Переезжали ли Вы на новое место жительства?
№ |
Куда? |
Когда? |
С кем? |
2. Какие общественные, организационные поручения Вы выполняли?
№ |
Поручения |
Организация |
Когда? |
3. Приходилось ли Вам выступать
по радио___________________________________________________________________
по телевидению_____________________________________________________________
в прессе ___________________________________________________________________
на собраниях _______________________________________________________________
(Если да, то укажите, в какой период жизни, в каком году и сколько раз).
4. Участвовали ли Вы в выставках научного, технического, художественного творчества, смотрах, конкурсах, спортивных соревнованиях, КВН? (Если да, то перечислите, и укажите, в каком году.)_______________________________________________________
___________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Назовите Ваши любимые и нелюбимые школьные предметы в разных классах. (Если их несколько, перечислите в порядке привлекательности).
Класс |
Любимый предмет |
Нелюбимый предмет |
1-4 |
||
5-8 |
||
9 |
||
10 |
||
11 |
6. Участвовали Вы в каком-либо кружке, клубе, общественном, политическом движении, и в каком году?
___________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Перечислите Ваши любимые занятия и увлечения и укажите, в какие годы это было.
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
8 а. Назовите Ваши любимые литературные произведения.
№ |
Название произведения, автор |
Когда прочитали впервые? |
Сколько раз читали? |
1 2 3 |
Подчеркните названия тех произведений, над которыми Вы размышляете до сих пор и содержание которых заново переживаете.
8 б. Назовите Ваши любимые фильмы (документальные, художественные, научно-популярные) и театральные спектакли.
№ |
Название фильма, спектакля |
Когда смотрели впервые? |
Сколько раз смотрели? |
1 2 3 4 5 |
Подчеркните названия тех фильмов и спектаклей, которые произвели на Вас наибольшее впечатление, о которых Вы долго думали.
8 в. Какие художественные выставки Вы посещали, в каком году это было (Если Вы многократно посещали какой-либо художественный музей, то укажите, в какие годы?)
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Какие поездки Вы совершали (походы, экскурсии, командировки, путешествия)? (Укажите куда, с кем и в каком году.)
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10. Когда, чем и как долго Вы болели? Находились ли Вы дома или в больнице?
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
11. Назовите тех людей, с которыми Вы поддерживали дружеские отношения, проводили досуг, к которым обращались за советом, помощью, поддержкой и укажите позицию старшинства: старше (>); младше (<); ровесник (=).
№ |
Инициалы |
Пол |
Возраст |
Род занятий |
Когда? |
Позиция старшинства |
|
12. Укажите периоды или моменты собственной жизни, которые Вы считаете счастливыми и те, которые считаете несчастливыми. Датируйте их и кратко опишите, почему Вы так расцениваете эти периоды.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
13. Кратко опишите или хотя бы перечислите те факты собственной жизни, которые Вы считаете событиями. Укажите даты событий для Вашей судьбы — сразу же, спустя время или теперь? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
14. Каковы Ваши представления и прогнозы относительно собственного будущего?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
29