Тема 1. Личность как предмет психологического исследования

Шкуратова И.П.

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

Методическое пособие

Для студентов дневного и заочного обучения

Ростов-на-Дону

Рекомендовано к печати кафедрой психологии личности.

Протокол № от

Автор — доцент кафедры психологии личности И.П.ШКУРАТОВА

Ответственный редактор – доктор психологических наук,

Зав. кафедрой психологии личности С.Т.Джанерьян

 

 

Введение

Данное пособие рассчитано на студентов психологических факультетов, слушающих курс “Психологии личности”. В нем в краткой форме дается представление о личности и ее компонентах, в качестве которых рассматриваются темперамент, характер, способности, мотивационная сфера и самосознание.

Пособие направлено на то, чтобы раскрыть социально-историческую природу личности, показать сложность ее строения, отличие от понятия индивидуальности.

Автор старался ознакомить студентов с разными подходами к исследованию личности, имеющимися в отечественной науке. В этом пособии рассматриваются преимущественно точки зрения отечественных психологов на природу личности и ее компонентов, зарубежные авторы упоминаются мало. Следующее пособие будет целиком посвящено обзору зарубежных теорий личности.

Тема 1. Личность как предмет психологического исследования

Понятие личности относится к числу самых неопределенных и спорных терминов в психологии. В 1937 году американский психолог Гордон Олпорт написал монографию «Личность: психологическая интерпретация», в которой привел более 50 различных определений личности, найденных им у англоязычных коллег. К настоящему времени их число неизмеримо возросло. Можно ли в них выделить что-то общее, с чем согласилось бы большинство психологов?

Рассмотрим несколько определений личности, данных отечественными психологами. С.Л. Рубинштейн писал: «Личность это воедино связанная совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия». Б.Г.Ананьев рассматривал личность как современницу определенной эпохи, которая наделяет ее множеством социально-психологических свойств. К их числу он относил принадлежность личности к определенному классу, национальности, профессии и пр. А.Г.Асмолов считал, что «личность есть системное и поэтому сверхчувственное качество, хотя носителем этого качества является вполне чувственный, телесный индивид со всеми его врожденными и приобретенными свойствами».

А.В.Петровский охарактеризовал личность в системе межличностных отношений, в связи с чем им были выделены три аспекта личности:

3 стр., 1079 слов

Тематика курсовых работ по экспериментальной психологии для студентов 2-го курса

... личности в зарубежной психологии. 15. Развитие ассоциативного эксперимента в психологии. 16. Методы исследования влияний установки субъекта на успешность деятельности. 17. Применение биографического метода в новейших психологических ... самоотношением 85. Взаимосвязь индивидуального стиля учебной деятельности и тревожности студентов 86. Стереотипность восприятия женщины в обществе 87. Мотивация учебной ...

· интраиндивидный, который отражает свойства, присущие самому субъекту;

· интериндивидный, рассматривающий особенности взаимодействия личности с другими людьми;

· метаиндивидный, описывающий воздействие данной личности на других людей.

Л.И. Анцыферова определяет личность как «способ бытия человека в обществе, в конкретно-исторических условиях, это индивидуальная форма существования и развития социальных связей и отношений».

Много других определений личности приводится в книге И.Б.Котовой “Психология личности в России”, которая проанализировала представления о личности у отечественных философов и психологов, начиная с конца прошлого века по нынешнее время.

Все психологи согласны с тем, что личностью не рождаются, а становятся и для этого человек должен предпринять немалые усилия. Он должен овладеть речью, а затем с ее помощью многими моторными, интеллектуальными и социо-культурными навыками. Личность рассматривается как результат социализации индивида, в процессе которой он усваивает традиции и систему ценностных ориентаций выработанных человечеством. Чем более человек смог воспринять и усвоить в процессе социализации, тем более развитую личность он собой представляет.

А может ли человек не быть личностью? Является ли личностью годовалый ребенок, психически неполноценный человек или изощренный преступник? Эти вопросы неоднократно становились предметом дискуссий у психологов, философов, медиков и юристов. На них трудно ответить однозначно, поскольку каждый случай требует конкретного рассмотрения, но большинство ученых склонно признавать за всеми перечисленными категориями людей право называться личностью с определенными оговорками. Так ребенка, подростка и юношу корректнее называть формирующейся личностью, потому что в них пока имеются только задатки зрелой личности, которые должны далее развиться и оформиться в целостную систему свойств.

Что касается психически неполноценных людей, то степень сохранности их личности может быть очень разной: от небольших отклонений от нормы при неврозах до значительных разрушений личности при тяжелых случаях шизофрении. Их мировосприятие, мотивация поведения, особенности мышления качественно отличаются от аналогичных характеристик здорового человека, поэтому правильнее в таких случаях пользоваться понятием патологической или аномальной личности. Преступники, признанные психически здоровыми, являются асоциальными личностями, поскольку все накопленные ими знания, умения и навыки они обратили против общества, которое их сформировало. Личность может быть утрачена человеком вследствие тяжелой болезни или глубокой старости, что проявляется в отсутствии способности осознавать себя как субъекта деятельности, ориентироваться в пространстве и времени и т.п. В этом случае можно говорить о деградировавшей личности.

Л.И.Анцыферова считает основным способом существования личности постоянное развитие, направленное на реализацию своих возможностей в деятельности и общении. Как только человек прекращает усилия по развитию своих психических функций, социальных и профессиональных навыков и умений, так сразу начинается регресс личности.

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, а только проводник его духа, футляр, в ... весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить ... неясности и туманности… Инструментом познавания становится сам человек, и от усовершенствования его аппарата, как физического, так ...

Каковы же критерии для определения уровня зрелости личности? При ответе на этот вопрос лучше опереться на представления И.М.Палея и В.С.Магуна о трех сторонах личности. Первая сторона описывает внутренние строение личности через такие характеристики как иерархичностьи целостность. Под иерархичностью понимается подчинение в процессе развития низших функций (процессов, свойств) более высшим. Например, удовлетворение витальных потребностей у зрелого человека подчиняется высшим потребностям. Целостность означает единообразие поведения человека в меняющихся условиях и обстоятельствах. Следовательно, зрелая личность действует не под влиянием сиюминутных факторов, а на основе своей системы ценностей, которая складывалась годами.

Вторая сторона личности раскрывает особенности ее взаимодействия с предметным миром через характеристики ее активностии самостоятельности. Зрелая личность всегда занимает активную жизненную позицию в любой деятельности, которой она занимается. Она сама определяет для себя смысл, цели и задачи деятельности и ищет оптимальные способы ее выполнения. Иногда она даже не ждет вознаграждения за свою работу, если эта работа доставила ей удовольствие. Это ее отличает от незрелой личности, которая ждет указаний, поощрений и не выходит в процессе выполнения работы за рамки, заданные извне. Зрелая личность способна осуществлять деятельность даже под угрозой наказания со стороны властей и возможности потери многих жизненных благ. Примеров самоотречения во имя дела своей жизни в истории России очень много, начиная с декабристов и кончая диссидентами 60-80-х годов.

Третья сторона личности характеризует особенности ее взаимоотношений с другими людьми. Среди многочисленных особенностей М.М.Палей и В.С.Магун выделяют в качестве критерия зрелости только одну, но очень существенную — возможность личности способствовать росту и развитию личностей других людей. Личность, по словам С.Л.Рубинштейна, определенностью своего отношения к жизни заставляет и других самоопределяться. Чтобы оказывать влияние на мировоззрение других людей, человек должен накопить в себе большой запас мудрости и приобрести власть над ними (духовную, религиозную, политическую и пр.).

Пространственно-временная широта этого влияния, в конечном счете, определяет масштаб личности. Чаще всего это влияние распространяется только на ближайшее окружение человека, что тоже не мало. В других случаях личность воздействует на умы людей в течение определенного промежутка времени в какой-то стране. Но есть личности планетарного масштаба, которые влияют на человечество примером своей незаурядной жизни и дел сквозь толщу веков и даль географических расстояний. Эти люди и могут служить для нас примером максимального развития того, что называется Личностью.

Тема 2. Понятие индивидуальности

Индивидуальность в большинстве словарей и учебников по психологии определяется как совокупность черт, отличающих данного человека от других людей и определяющих своеобразие его психики и личности. Это определение оставляет непроясненным ряд вопросов. Например, любая ли характеристика человека может быть отнесена к его индивидуальности? Могут ли быть свойствами индивидуальности особенности протекания психических процессов или способности? Как быть, если по одной и той же черте человек от кого-то отличается, а на других похож?

5 стр., 2308 слов

Человек, индивид, личность, индивидуальность

... свойств (особенностей памяти, воображения, темперамента, характера), и особенностей его мышления (взглядов, суждений, мнений), потребностей и запросов. В этом смысле мы говорим об индивидуальности человека. ... своих общественных связях и поведении проявляет себя как личность. Исторически человек начинает формироваться как личность на основе выделения индивидуального труда, возникновения частной ...

Очевидно, понятие индивидуальности требует более содержательного анализа. В.С.Мерлин разработал теорию интегральной индивидуальности, согласно которой индивидуальность человека складывается из индивидуальных особенностей, относящихся к разным уровням его организации — от биохимического до социального. В частности, он выделил три иерархических уровня:

а) система индивидуальных свойств организма: биохимические, общесоматические и нейродинамические свойства (свойства нервной системы);

б) система индивидуальных психических свойств: психодинамические (свойства темперамента) и психические свойства личности (черты характера);

в) система социально-психологических индивидуальных свойств: социальные роли в социальных группах и в социально-исторических общностях.

Такое понимание индивидуальности снимает вопрос о том, с какого возраста человек становится индивидуальностью. Когда ребенок рождается, его индивидуальность ограничивается только свойствами его организма, но по мере того, как у него формируются свойства темперамента, черты личности, его индивидуальность расширяется и распространяется на все более высокие уровни организации. Когда зрелый человек занимает определенное общественное положение, вся иерархия уровней его индивидуальности уже представлена в его поведении, но это не означает, что она больше не будет изменяться. Человек будет приобретать новый опыт, выполнять новые роли и его индивидуальность тоже будет отчасти меняться.

В.С.Мерлин отмечал, что индивидуальность характеризуется не только совокупностью индивидуальных свойств, но и своеобразием взаимосвязей между ними. Таким образом, если два человека будут иметь два одинаковых набора свойств (что очень маловероятно), то они будут все равно непохожи по поведению, т.к. связи между этими свойствами будут разные.

Надо сказать, что не все психологи согласны с таким расширительным пониманием индивидуальности. А.Г.Асмолов локализует индивидуальность на уровне свойств личности и связывает ее со смысловыми отношениями и установками человека. Известен его афоризм: “Индивидом рождаются, личностью становятся, а индивидуальность отстаивают”. Этим А.Г.Асмолов хотел подчеркнуть, что индивидуальность отвечает за решение бытийных вопросов, связанных со смыслом жизни, ценностными ориентациями, жизненной позицией человека. При решении этих вопросов обычно возникают конфликты как внутриличностные, так и между личностью и окружающими. В процессе этой борьбы создается индивидуальность и определяется ее стойкость и масштаб.

Полное определение индивидуальности, сформулированное А.Г.Асмоловым, таково: «В целом индивидуальность личности понимается как совокупность смысловых отношений и установок человека в мире, которые обеспечивают ориентировку в иерархии ценностей и овладение поведением в ситуации борьбы мотивов, воплощаются через деятельность и общение в продуктах культуры, других людях, себе самом ради продолжения существования образа жизни, являющегося ценностью для данного человека»

4 стр., 1805 слов

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ ЛИЧНОСТИ И ЕЕ ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ.ИНДИВИДНЫЕ СВОЙСТВА ...

... продуктам своей деятельности. 2. Индивидные свойства человека, как предпосылки развития личности Личность – человек, взятый в системе таких его ... индивидуальности личности, надо проследить направление от личности к деятельности и увидеть личность еще в одной проекции – личность ... ЛИЧНОСТИ 20 19. ВОЛЕВЫЕ ЧЕРТЫ ЛИЧНОСТИ 21 20. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ ПО З. ФРЕЙДУ 22 21. МОТИВАЦИЯ ЧЕЛОВЕКА ...

В последнее десятилетие понятие индивидуальности стало расширяться за пределы личности. В.С.Мерлин ввел понятие метаиндивидуальности, под которым он понимал “психологическую характеристику отношений окружающих людей к данной конкретной ситуации”. Иными словами, метаиндивидуальность представляет собой индивидуальность человека глазами окружающих его людей. Л.Я.Дорфман, развивая идеи В.С.Мерлина в своей книге “Метаиндивидуальный мир”, вводит еще понятия трансиндивидуальности и экоиндивидуальности. Трансиндивидуальность охватывает все явления, связанные с воплощением индивидуальности в мире, в котором она живет: в творчестве, во влиянии на других людей, в конкретных делах и т.п. Экоиндивидуальность описывает процессы, которые зарождаются вне индивидуальности, но которые приводят к ее изменению, что отражается во взаимодействии со средой.

Как же соотносятся понятия личности и индивидуальности, какое из них является более широким? Их можно графически изобразить как два накладывающихся друг на друга круга, имеющих общую площадь, но не совпадающих полностью. Общая площадь — это те свойства личности, которые составляют основу ее индивидуальности. Оставшаяся площадь круга, изображающего личность, соответствует тем ее свойствам, которые являются социально-типичными и характеризуют ее как представителя многих больших и малых групп. “Остаток” индивидуальности представляют биохимические, общесоматические и нейродинамические свойства, не входящие в структуру личности. Таким образом, можно сказать, что оба понятия являются равновеликими и несовпадающими по содержанию.

 

Тема 3. Представления о структуре личности в отечественной

Психологии

 

Структурный подход представляет собой такой способ анализа, при котором объект рассматривается как некая целостность, обладающая определенной структурой, т.е. совокупностью элементов, находящихся в определенных отношениях друг с другом. Он применяется в разных науках для анализа сложных объектов, в психологии таким объектом является личность.

Рассмотрение личности в плане ее строения и составляющих компонентов является традиционным и в то же время актуальным подходом к ее исследованию. Если обратиться к истории изучения личности, то можно убедиться в том, что почти каждый исследователь, который пытался проникнуть в суть этого сложного психического образования и понять механизм его функционирования, приходил к мысли о необходимости выделения отдельных элементов и анализа взаимосвязей между ними. Критерии деления личности на отдельные блоки, а также концептуальные позиции авторов были чрезвычайно различны и вызывали ожесточенные дискуссии, однако сама идея рассмотрения личности через призму ее структуры оставалась неизменной.

Ее живучесть объясняется, прежде всего, особенностями самого объекта исследования – личности, самыми очевидными и заметными характеристиками которой являются интегральность, сложность, вторичность по отношению к более простым психическим функциям. Не случайно о структуре личности психологи стали говорить задолго до того, как структурный подход оформился в качестве исследовательского метода в философии. Структурные представления в психологии возникали как реакция на атомизм и чрезмерную расчлененность при анализе психики человека. По мнению М.С.Роговина, одной из первых попыток структурного подхода к анализу личности можно считать концепцию З.Фрейда, который рассматривал человека как структурное единство трех частей: Оно, Я и Сверх-Я. Развитию структурного подхода в психологии немало способствовали работы гештальтпсихологов, в частности К.Левина, посвященные соотношению части и целого.

3 стр., 1272 слов

Типы темперамента. Эмоциональное поведение человека

... психологических качеств личности. Однако при любом темпераменте можно сформировать у человека качества, которые несвойственны данному темпераменту. Психологические исследования и педагогическая практика показывают, что темперамент несколько изменяется ... держат в себе, то у них печаль можно спутать с таким свойством как интровертность. Что касается флегматиков, они спокойны и рассудительны во всех ...

С развитием философских концепций, связанных с понятиями структуры и системы, представления о структуре в психологии получили надежную опору. Наибольший расцвет структурного подхода к анализу личности в отечественной психологии пришелся на 70-е годы. Но это не было данью моде, просто отечественная психологическая наука вышла к этому времени на новый научный этап своего развития.

Возникновение структурных представлений в психологии свидетельствует о достижении ею определенного этапа развития научного знания. Философ В.Ф.Сержантов считает, что каждая наука проходит три уровня развития:

1. феноменологический, на котором представление об объекте носит нерасчлененный целостный характер;

2. субстратно-феноменологический, характеризующийся аналитическим подходом к объекту;

3. системно-структурный, на котором благодаря синтезу теоретически воспроизводится конкретная природа объекта.

В философском энциклопедическом словаре структура (от лат. structura – строение, расположение, порядок) определяется как совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность и тождественность, т.е. сохранение основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях. Чтобы провести структурный анализ какого-либо сложного объекта надо выполнить три основных условия:

1. выделить элементы, из которых он состоит;

2. изучить характер связи между ними;

3. выявить механизм целостности структуры, позволяющий ей не изменяться при изменении окружающей среды.

При выделении элементов необходимо руководствоваться некоторыми правилами. Элементы должны содержать в себе основные характеристики целого, а не быть просто его частями. Их количество должно быть достаточным для полного описания личности, но не быть чрезмерным.

Существуют два основных способа построения структуры личности: эмпирический и теоретический.Эмпирический способ основан на выделении элементов структуры с помощью применения методов математической статистики (чаще всего факторного анализа) к большому массиву эмпирических данных. Выделенные в процессе обработки кластеры или факторы служат элементами структуры личности (как, например, 16 факторов в структуре личности, предложенной Р.Кеттеллом).

Теоретический способ построения структуры личности основан на выдвижении теоретического принципа, который связывает между собой отдельные уровни и элементы.

 

В отечественной психологии представлены оба способа построения структуры личности. Эмпирический способ реализован в работах В.С.Мерлина, который на основе эмпирических исследований пришел к трехуровневой структуре личности. Теоретический подход к построению структуры личности реализован К.К.Платоновым, который за основу для выделения уровней структуры выбрал принцип соотношения социального и биологического в их детерминации.

К.К.Платонов не только предложил свою концепцию динамической функциональной структуры личности, но и уделил большое внимание истории этого вопроса в отечественной психологии, которая подробно им изложена в работе «Структура и развитие личности». Основным критерием для выделения элементов структуры личности им было взято соотношение биологического и социального в их происхождении. На этом основании было выделено четыре подструктуры личности:

1. направленность личности (убеждения, мировоззрение, идеалы, стремления, интересы, желания);

2. опыт (знания, навыки, умения и привычки);

3. черты личности, зависящие от индивидуальных особенностей протекания психических процессов (воля, чувства, восприятие и т.п.);

4. биопсихические свойства (темперамент, половые, возрастные свойства).

Подструктура направленности является результатом исключительно социальной детерминации, подструктура опыта обусловлена преимущественно социальными факторами, но имеет и врожденную основу, подструктура психических процессов формируется под преимущественным влиянием врожденных факторов при участии социальных, подструктура биопсихических свойств детерминирована только биологическими факторами.

Наряду с основным критерием для выделения подструктур К.К.Платонов приводит еще дополнительные: внутренняя близость черт личности, входящих в каждую из подструктур; вид формирования подструктур; иерархическая зависимость подструктур, при которой каждая вышележащая подструктура обусловлена нижележащими.

По мнению К.К.Платонова, все известные свойства личности могут быть уложены в эти четыре подструктуры. Исключение составляют только характер и способности, которым он отводит особую роль. Характер является не самостоятельной подструктурой, а накладывающимся на них общим качеством личности. Аналогично он рассматривал и способности, утверждая, что любое свойство личности, входящее в любую из четырех подструктур личности, может и должно рассматриваться как элементарная способность, если это свойство личности профессионально положительно или отрицательно значимо.

Принципиально иной подход к анализу структуры личности содержится в концепции В.С.Мерлина. По его мнению, под структурой личности следует понимать взаимную связь и организацию свойств личности. Свойства личности являются неразложимыми далее ее компонентами. В то же время каждое свойство личности является выражением ее направленности, характера и способностей. Оно формируется в деятельности и вместе с тем в той или иной степени зависит от наследственных факторов. В основе каждого свойства личности лежит отношение к какой-либо стороне действительности. Принято выделять такие группы отношений как отношения к другим людям, к труду, к материальным объектам, к самому себе, к идеологическим и духовным явлениям, к природе и т.д. Свойства личности образуют нижний уровень структуры личности.

На основе общности отношений может возникать вероятностная связь между свойствами личности, благодаря чему свойства образуют группы, именуемые им симптомокомплексами, которые составляют второй уровень структуры личности. Симптомокомплексы характеризуются объемом, активностью и устойчивостью. Объем определяется по количеству свойств в него входящих, активность – по силе влияния этих свойств на поведение человека, а устойчивость – по неизменности свойств на протяжении жизни человека. Между этими характеристиками существует взаимосвязь: объемные симптомокомплексы, как правило, обладают большей активностью и устойчивостью.

Третий уровень составляют три вторичных фактора, которые вбирают в себя все симптомокомплексы:

· идейная направленность;

· стремление к самовыражению;

· стремление к удовлетворению материальных потребностей и органических влечений.

По мнению В.С.Мерлина, они могут образовывать между собой разные иерархические соотношения (то есть один из этих факторов может доминировать), что определяет направленность личности.

Тема 4.Темперамент

Темпераментом обозначается та часть свойств человека, которая характеризует динамику его поведения: скорость, активность, темп, эмоциональную насыщенность.

В.Д.Небылицыным выделяется три основных компонента темперамента: 1) общая психическая активность, состоящая в стремлении личности к самовыражению и преобразованию окружающей среды, 2) моторный компонент, проявляющийся в силе, резкости, быстроте и темпе мышечной и речевой деятельности, 3)эмоциональный компонент, характеризующий легкость возникновения и силу эмоциональных процессов. Все они взаимосвязаны между собой и характеризуют определенный тип темперамента.

История изучения темперамента восходит к Гиппократу, который первым выделил четыре типа в зависимости от преобладания одной из жидкостей в организме человека: сангвиник (кровь), холерик (желчь), меланхолик (черная желчь) и флегматик (слизь).

Конечно, объяснения, лежащие в основе этой классификации темперамента, к настоящему времени устарели, однако описанные типы поведения можно наблюдать и у наших современников, чем и объясняется живучесть данной типологии.

Современные исследователи пришли к выводу о том, что физиологической основой темперамента служат свойства нервной системы. Свойства темперамента являются врожденными, то есть они предопределены отчасти генетически, отчасти теми воздействиями, которые испытывает плод в процессе внутриутробного развития. После рождения темперамент продолжает формироваться до юношеского возраста.

По мнению В.С. Мерлина, развитие темперамента включает три аспекта:

1) созревание темперамента по принципу развертывания, согласно которому разные свойства темперамента возникают и проявляются в разном возрасте, независимо от внешних воздействий (например, тревожность — в первые месяцы жизни, импульсивность – в начале второго года, агрессивность – в 2,5 года);

2) изменение отдельных свойств темперамента по величине под влиянием внешних воздействий (например, противоречивость требований к ребенку со стороны родителей может привести к повышению уровня его тревожности);

3) возникновение связей между отдельными свойствами темперамента, приводящие к их согласованности и взаимодополнению.

У зрелого человека темперамент мало поддается изменению на протяжении всей жизни и проявляется в любых его формах деятельности и поведения. Только очень тяжелые болезни или потрясения могут привести к необратимым изменениям темперамента. Старение также приводит к изменению свойств темперамента, поскольку сопровождается в преклонном возрасте изменением свойств нервной системы.

Однако существуют факторы, которые маскируют проявления темперамента. Одним из них является характер. Он является продуктом социализации человека, и одна из его функций состоит в окультуривании поведения человека, в приведении его в соответствие с нормами, принятыми в обществе. Таким образом, характер искажает проявление природных данных человека. Например, известная английская сдержанность объясняется запретом на бурное выражение эмоций, а не отсутствием таковых. Однако, в ситуации, которая не требует сдержанности, человек может дать волю чувствам и проявить свой темперамент. Известно, что английские футбольные фанаты считаются самыми большими хулиганами.

Вторым маскирующим фактором являются мотивы поведения человека. В ситуации, когда человек сильно мотивирован на достижение какой-то важной для него цели, он будет проявлять большую активность и расторопность, даже если по свойствам темперамента он является медлительным и вялым. И, наоборот, если мероприятие не интересно человеку, он будет проявлять низкий уровень активности и участия в нем. Эти факты свидетельствуют о том, что по поведению взрослого человека трудно определить его темперамент. Наиболее непосредственно он проявляется в дошкольном возрасте, когда ребенок еще не научился скрывать свои эмоции и намерения.

Маскировать проявления темперамента в конкретных ситуациях могут профессиональные навыки и способности. Так, например, диктор или лектор должен говорить с определенной скоростью во время работы, независимо от его природного темпа речи. Однако, вне рабочей ситуации человек, как правило, возвращается к своему нейродинамически обусловленному темпу речи и движений. Люди с высокими интеллектуальными способностями решают интеллектуальные задачи быстрее лиц с низкими способностями, независимо от их свойств темперамента.

В.С.Мерлин выделил ряд признаков, отличающих свойства темперамента от других психических свойств личности:

а) они регулируют динамику психической деятельности в целом;

б) характеризуют особенности динамики психических процессов;

в) имеют устойчивый и постоянный характер;

г) характеризуют тип темперамента;

д) однозначно обусловлены общим типом нервной системы.

 

В настоящее время исследователи направляют свои усилия на изучение не типов темперамента, а отдельных свойств, которые обусловливают индивидуальные особенности поведения.

У разных авторов существуют свои представления о составе и числе свойств темперамента.

В.С.Мерлин выделяет девять основных свойств темперамента.

1.Эмоциональная возбудимость – отвечает за легкость и быстроту возникновения эмоций.

2.Возбудимость внимания – связана со скоростью возникновения ориентировочной реакции на новый раздражитель. Это свойство коррелирует с первым, поскольку оба основаны на высокой чувствительности человека к изменениям в окружающей среде.

3.Сила эмоций – характеризует интенсивность эмоциональных реакций человека. Это свойство находится в обратной зависимости с первым. Люди с высокой эмоциональной возбудимостью, как правило, переживают эмоциональные состояния менее интенсивно, иначе это привело бы их к эмоциональному истощению.

4.Тревожность – эмоциональная возбудимость в угрожающей ситуации, которая сопровождается тревожным ожиданием. Принято различать тревожность как состояние, обусловленное ситуацией (экзамен, непривычная угрожающая обстановка), и тревожность как устойчивая предрасположенность к переживанию тревоги по поводу разных событий.

5. Реактивность(импульсивность) – характеризуется к быстрым недостаточно обдуманным реакциям на внешние раздражители.

6. Активность волевой целенаправленной деятельности – проявляется в упорности и настойчивости в достижении поставленных целей деятельности.

7. Пластичность (в противоположность ригидности) – способность к быстрому приспособлению к изменяющимся требованиям деятельности. Ригидностью называют следование старым стереотипам поведения даже в тех случаях, когда они оказываются неэффективными.

8. Резистентность(работоспособность)– способность к сопротивлению всем внешним и внутренним помехам в процессе выполнения деятельности. Противоположностью является утомляемость.

9.Интроверсия(субъективация) – преимущественная опосредованность деятельности особенностями внутреннего мира личности, направленность процессов на себя. Противоположностью является экстраверсия (объективация), при которой главным для личности выступают объекты внешнего мира (объекты и другие люди).

В.М.Русалов создал свою концепцию темперамента, основанную на теории П.К.Анохина. Он связывает свойства темперамента с блоками функциональной системы Анохина. Кроме того, он рассматривает каждое свойство темперамента в двух вариантах: в предметной деятельности и в социальном взаимодействии. В результате у него получается список, содержащий восемь свойств.

1.Эргичность предметная— высокая энергетическая насыщенность предметной деятельности (работоспособность, гиперактивность), связана с блоком афферентного синтеза.

2. Эргичность социальная – высокая общительность, жажда социальных контактов, связана с блоком афферентного синтеза.

3. Пластичность предметная – гибкость мышления, связана с блоком программирования.

4. Пластичность социальная – легкость вступления в социальные контакты, гибкость смены стилей общения, связана с блоком программирования.

5. Темп предметный – высокая скорость предметной деятельности, связана с блоком исполнения.

6. Темп предметный – высокая скорость коммуникативной деятельности (темп речи, реакций на поведение других людей), связана с блоком исполнения.

7. Эмоциональная чувствительность предметная – высокая чувствительность к неудачам в предметной деятельности, связана с блоком обратной связи.

8. Эмоциональная чувствительность предметная – высокая чувствительность к неудачам в общении, связана с блоком обратной связи.

Классификации В.С.Мерлина и В.М.Русалова взаимно дополняют друг друга.

Тема 5. Характер

В отечественной психологии существует традиция противопоставлять темперамент и характер. Действительно, они во многом отличаются друг от друга, но в тоже время они не являются антагонистами и тесно связаны между собой. Рассмотрим отличия между ними.

Таблица 1.

Отличия темперамента от характера

Темперамент Характер
Обусловлен генотипически, является врожденным Обусловлен фенотипически, формируется прижизненно
Основой свойств темперамента являются свойства нервной системы Основой черт характера являются отношения личности
Стабилен на протяжении всей жизни человека Может изменяться, на чем основано воспитание личности
Свойств темперамента немного, но каждое проявляется в любом поведенческом акте, обуславливая динамические характеристики поведения Черт характера много, и они специфичны, каждая черта проявляется только в ситуациях, связанных с данным отношением
Связан преимущественно с эмоциональной сферой Связан преимущественно с волевой сферой
Не может быть оценен с точки зрения социальной желательности Может быть оценен с точки зрения социальной желательности
Проявляется автоматически   Проявляется под контролем волевой сферы человека

Начало изучению характера в отечественной психологии было положено работами А.Ф.Лазурского. Он выделял в личности человека два компонента: эндопсихику и экзопсихику. Под эндопсихикой он понимал «внутреннюю взаимозависимость психических элементов и функций, как бы внутренний механизм человеческой личности». В нее входит вся совокупность таких основных психических (психофизиологических) функций или способностей, как восприимчивость, память, внимание, мышление, воображение, аффективная возбудимость, способность к волевому усилию, импульсивность или обдуманность волевых актов, быстрота, сила и обилие движений. Эндопсихика составляет ядро человеческой личности, главную ее основу.
Содержание экзопсихики определяется отношением личности к внешним объектам, к среде, причем понятие «среды» берется в самом широком смысле, в котором оно объемлет всю сферу того, что противостоит личности, и к чему личность может так или иначе относиться. Сюда входят и природа, и материальные вещи, и иные люди, и социальные группы, и духовные блага — наука, искусство, религия,— и даже душевная жизнь самого человека, поскольку последняя также может быть объектом известного отношения со стороны личности.

Вопрос о делении личности на эндо- и экзопсихику не следует смешивать с вопросом о различном происхождении отдельных элементов личности. Было бы, например, совершенно неправильно думать, что все эндочерты являются прирожденными (унаследованными), тогда как экзопроявления всецело сводятся к отпечатку, накладываемому на человека воспитанием и внешней средой. Хотя, в общем, такое соотношение можно считать безусловно преобладающим.

По мнению А.Ф.Лазурского, всякий человек в своем физическом и духовном развитии проходит последовательно ряд определенных ступеней, причем каждая последующая ступень характеризуется большим богатством и интенсивностью душевной жизни по сравнению с предыдущей. Этот процесс «психического роста» или «психического развития» отличается наибольшей стремительностью в первые годы жизни ребенка, а также в отроческом и отчасти в юношеском возрасте, по мере же приближения к 25—30 годам он постепенно замедляется и, наконец, совершенно останавливается. К этому моменту основное ядро личности окончательно определилось, психический уровень человека более или менее выяснился. В дальнейшем ему предстоит, быть может, еще развить крайне интенсивную и разнообразную деятельность, но это будут лишь обнаружения уже сформировавшейся личности, сводящиеся преимущественно к ее экзопроявлениям.
При нормальных внешних условиях и соответствующем воспитании и образовании уровень этот определяется, как уже сказано, прирожденной одаренностью человека, сводящейся, в конце концов, к общему потенциальному запасу его нервно-психической энергии или, употребляя другой термин, к присущему ему большему или меньшему количеству психической активности.

Он описал признаки, определяющие принадлежность человека к высшему уровню его развития:

а) большое богатство внутреннего мира личности (объем интересов, уровень развития или дифференцированности интересов и т.д.);

б) интенсивность отдельных психических проявлений;

в) большая сознательность и идейность его психических проявлений (чем выше духовная организация человека, чем более богатой и интенсивной душевной жизнью живет он, тем сознательнее определяет свое отношение как к отдельным явлениям, так и ко всей вообще окружающей жизни);
г) возрастающая координация психических элементов.

Отношение между личностью и окружающей ее средой, а вследствие этого и отношение между эндо- и экзопсихическими элементами личности бывает на разных уровнях далеко не одинаковым. На низшем уровне влияние внешней среды и внешних обстоятельств является безусловно преобладающим. В противоположность этому люди, принадлежащие к среднему психическому уровню, обладают гораздо большей способностью приноровиться к окружающей среде, найти в ней свое место и использовать ее для своих целей. Их можно назвать приспособившимися.
На высшем психическом уровне люди талантливые, высокоодаренные обладают данными, необходимыми для того, чтобы приспособиться к окружающей среде. Но интенсивность их душевной жизни заставляет не ограничиваться одним только приспособлением к среде, но стремиться и саму эту среду переделать. Таким образом, низший психический уровень дает нам по преимуществу индивидуумов, недостаточно приспособленных, средний уровень — приспособившихся, представителей высшего уровня можно назвать приспособляющимися.

А.Ф.Лазурский первым высказал мысль о том, что в основе черт характера лежат отношения личности. Под отношениями личности он понимал интерес, склонность личности к той или иной стороне жизни, к другим людям, к самой себе. Они связаны с экзопсихикой. Он описал семь параметров для характеристики разных отношений:

1. модальность или знак отношения (отношения могут быть положительными, отрицательными и нейтральными);

2. степень интенсивности отношений (например, отношение к другому человеку может варьировать от легкой симпатии до страстной любви);

3. качество отношений (отношения дружбы, любви, сотрудничества);

4. уровень дифференцированности отношений одного типа (например, насколько различны дружеские отношения личности с разными людьми);

5. степень сознательности отношения (от неосознанных до полностью осознанных);

6. степень культурности выражения отношения (В.Н.Мясищев это потом назвал форма обращения с объектом отношения);

7. широта или объем отношения (определяется на основе того, на какое количество объектов этот вид отношения распространяется).

Развитие представлений об отношениях как основе характера были продолжены учеником А.Ф.Лазурского В.Н.Мясищевым, который создал концепцию отношений. Он определяет отношения как «целостную систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности». В этой системе можно выделить три основных группы отношений: к людям, к предметам внешнего мира и к самому себе. Как и А.Ф.Лазурский, В.Н.Мясищев считал, что отношения повторяясь, приобретают устойчивость и превращаются в черты характера. Он говорил о единстве системы и способов выражения отношения у каждой личности.

В.Н.Мясищев рассмотрел связь отношений с характером отражения окружающей действительности. Она состоит в том, что отражение объекта, порождает определенное отношение к нему, которое побуждает человека к определенному выражению своего отношения в адрес этого объекта.

Отражение – отношение – обращение.

Б.Г.Ананьев также рассматривал отношения как основу черт характера.

По его мнению, каждая черта характера представляет собой определенное отношение личности к окружающей действительности, к жизненным условиям ее развития. Но далеко не всякое отношение является или становится чертой характера. Чертой характера является или становится лишь существенное отношение к обстоятельствам жизни и к собственным действиям. Принципиальность, жизнерадостность, честность, требовательность, строгость, чуткость, решительность, общительность, сдержанность, настойчивость и многие другие черты характера представляют собой определенные укоренившиеся в личности отношения к окружающей действительности, обществу, труду, к другим людям и к самому себе. Но для понимания этих отношений личности нужно знание самой действительности, общества и жизненного положения в ней личности. Отнесенность черт характера к их жизненному содержанию, т.е. к действительной жизни человека, целям и задачам его деятельности,— таково первое условие научного изучения характера.

Он подчеркивал, что особенно важно выделить из всей совокупности отношений личности к окружающему те формы отношений, которые являются характерообразующими, с которыми непосредственно связано само формирование характера. Общий признак таких отношений, образующих характер, заключен в решающем, первостепенном и общем жизненном значении тех объектов, к которым относится человек. В числе их: 1) природа, общество и общественные идеи (идеология), 2) труд как способ существования человека, 3) другие люди, общественная связь с которыми характерна для данного индивида, и 4) собственная деятельность и личность человека.

В.С.Мерлин также рассматривал отношения, как основу черт характера. Он считал, что отношения определяют содержательную сторону черты характера, а темперамент влияет на выражение этой черты. Например, общительность экстраверта проявляется в большом количестве поверхностных социальных контактов, а у интроверта в стремлении к углублению тех немногих дружеских связей, которыми он располагает.

Таким образом, можно сказать, что темперамент и характер находятся в неразрывном единстве и взаимодополняют друг друга в поведении человека.

 

Тема 6. Акцентуации личности

Понятие акцентуации личности было наиболее детально проработано К.Леонгардом. Под акцентуацией он понимал усиление степени определенной черты характера.Далеко не все черты характера могут быть акцентуированными. Акцентуированные личности относятся к норме, но при усилении акцентуации могут перейти в патологию

Акцентуаций характера также порождают для их носителей некоторые проблемы и трудности. Вот почему как сам термин, так и первые исследования акцентуированных характеров появились в работах психиатров. Однако не в меньшей мере проблема акцентуированных характеров относится к психологии личности. Достаточно сказать, что больше половины подростков имеют акцентуированные характеры.

Акцентуации отличаются от психопатий (т.е. психопатологии) по трем главным признакам. Во-первых, акцентуации обычно обостряются в подростковом возрасте, а с повзрослением сглаживаются. Во-вторых, черты акцентуированных характеров проявляются не в любой обстановке, а только в особых условиях. В-третьих, при акцентуациях социальная дезадаптация либо не наступает вовсе, либо бывает непродолжительной. Поводом для временных разладов с собой и с окружением являются не любые трудные условия (как при психопатиях), а условия, создающие нагрузку на место наименьшего сопротивления характера.

К.Леонгард выделил две группы акцентуаций: связанных с характером и с темпераментом. Во вторую группу К.Леонгард отнес те варианты акцентуации, которые в большей степени связаны с динамическими характеристиками поведения. Например, гипертимическая акцентуация связана с повышенным фоном активности, а циклотимическая – с частой и непредсказуемой сменой эйфории и депрессии.

К акцентуациям характера он отнес следующие варианты:

а) демонстративный тип — тщеславие, лживость, необдуманность поступков;

б) педантический тип — нерешительность, ипохондрия, сверхаккуратность;

в) застревающий тип — стойкость эмоциональных состояний, подозрительность, упрямство;

г) возбудимый тип — неконтролируемые побуждения, импульсивность, конфликтность.

К акцентуациям связанным с темпераментом он причислил следующие типы:

д) гипертимический тип — словоохотливость, инициативность, оптимизм;

е) дистимический тип — серьезность, подавленность, замкнутость;

ж) циклотимический— аффективно-лабильный тип – частая смена настроений, переходы от веселости к подавленности;

з) тревожный тип – пугливость, покорность, застенчивость;

и) экзальтированный тип — сострадательность, сильные эмоции, избыточная восторженность;

к) эмотивный тип — впечатлительность, чувствительность, мягкосердечие.

Таблица 2.

Связь типа акцентуации с психопатологией

Тип акцентуации Психопатология Персонаж с данным типом акцентуации
1. демонстративный истерия Хлестаков «Ревизор»
2. педантический ипохондрия, невроз навязчивых состояний Акакий Акакиевич «Шинель» Гоголя
З. застревающий паранойя, идея-фикс Рогожин «Идиот»
4. возбудимый эпилептоидная психопатия, склонность к криминалу Дмитрий Карамазов «Братья Карамазовы»  
5. гипертимический гипоманиакальные состояния, устойчивое перевозбуждение. Буратино «Золотой ключик»
6. дистимический реактивная депрессия, склонность к суициду Смердяков «Братья Карамазовы»
7. циклотимический маниакально-депрессивный психоз Ноздрев «Мертвые души» Гоголя
8. тревожный фобии Подколесин «Женитьба» Гоголя
9. экзальтированный психоз тревоги и счастья Настасья Филипповна «Идиот»
10. эмотивный депрессия Сонечка Мармеладова «Преступление и наказание»

Если конфликт между личностью и социумом не преодолевается, акцентуация может перейти в психопатологию.

В отечественной психологии данной проблемой занимался А. Е. Личко, который изучая подростков, выделил сходные типы акцентуаций: гипертимный, циклоидный, лабильный, астено-невротический, сензитивный, психастенический, шизоидный, эпилептоидный, истероидный, неустойчивый и конформный.

Тема 7. Мотивационная сфера личности

 

Потребность большинством психологов определяется как переживаемая или осознаваемая человеком необходимость в каком-нибудь жизненном благе. В.С.Мерлин считает, что потребности – это переживаемая и осознаваемая человеком нужда в чем-либо.

А.В.Петровский рассматривает потребность как состояние личности, выражающее ее зависимость от конкретных условий существования, которая выступает источником активности личности.

Потребности принято разделять на две большие группы. Первая группа связана с благами, обеспечивающими жизнь и существование человека, они называются биологическими или витальными. К ним относятся потребности в пище, отдыхе, безопасности, сексуальные потребности.

Вторая группа потребностей порождена участием человека в социальной жизни и ее благами. Они называются социальные или социогенные и включают в себя все потребности, связанные с общением и разными видами человеческой деятельности (игрой, познанием, трудом).

Ш.Н.Чхартишвили определяет социогенную потребность как потребность в социальных взаимодействиях конкретного содержания.

Существуют более развернутые классификации потребностей. П.Н.Симонов выделяет в качестве самостоятельных по происхождению и базисных по своим характеристикам три вида потребностей: витальные, социальные и идеальные. Социальные в свою очередь подразделяются им на потребности “для себя”, которые воспринимаются субъектом как права, потребности “ для других” (обязанность делать что-либо для других людей) и потребности в норме и идеологии. Идеальные потребности направлены на духовные объекты и включают в себя познавательные, эстетические, этические, религиозные и т.п. потребности. Наряду с ними существуют две вспомогательные потребности: потребность в вооруженности или компетентности и потребность в преодолении препятствий на пути к цели. Первую из них П.Н.Симонов рассматривает как стремление к мастерству, к развитию способностей, к накоплению знаний, позволяющих контролировать внешнюю среду. Вторую потребность он связывает с волей и считает ее, как и первую, инструментальной, т.е. проявляющейся во всякой деятельности человека и связанной со способом ее выполнения.

Витальные и социогенные потребности нельзя противопоставлять друг другу, т.к. первые также несут на себе большой отпечаток культурных традиций. Это видно на примере даже такой простой витальной потребности как пищевая, удовлетворение которой обросло разными традициями, смыслами и иногда превращается в целый ритуал. В то же время социогенные потребности качественно отличаются от витальных. В частности, социогенные потребности, как правило, являются ненасыщаемыми, т.е. в их динамике трудно зафиксировать фазу, после которой потребность исчезает. Но главное отличие состоит в том, что социогенным потребностям человек научается в процессе социализации, и они не могут возникнуть у человека сами по себе без влияния окружающих людей. По мнениюХ.Хекхаузена, «мотив является гипотетическим конструктом, которым люди пользуются для объяснения своего или чужогоповедения». Из этого следует, что личность не может использовать те объяснения, которым она не была обучена. Так, например, до описания А.Адлером комплекса неполноценности никто не мог сказать, что он испытывает потребность избавиться от комплекса неполноценности. В связи с этим является не совсем корректной интерпретация поведения людей прошедших эпох в терминах современности, как это сделал З.Фрейд относительно Леонардо да Винчи.

В детстве ребенку окружающие его люди внушают, к чему он должен стремиться и чего он должен избегать, тем самым, закладывая у него систему ценностных ориентаций и, соответственно, иерархию его потребностей. Передача представлений о том, что есть благо, может быть прямой, когда с ребенком ведут беседу на тему “Что такое хорошо и что такое плохо”, и косвенной: через личный пример, через создание условий, благоприятствующих развитию данной потребности. Например, для развития познавательной потребности у ребенка необходимо создание богатой в информационном отношении среды (географическая карта вместо ковра, конструкторы вместо дорогих, но малофункциональных игрушек).

Помимо родителей и воспитателей большую роль в формировании системы ценностей человека играют каналы массовой коммуникации (кино, телевидение, книги, газеты и пр.).

По мнению П.Н.Симонова, воздействие на сферу потребностей развивающейся личности имеет следующую закономерность. Сначала необходимо обеспечить человека информацией о социально-ценных способах удовлетворения социогенных потребностей, которая приведет его к соответствующим видам деятельности. Вторым этапом является возвышение, одухотворенность потребностей, сформировавшихся ранее. Так, например, на основе любознательности необходимо формировать устойчивую потребность в познании, на основе стремления ребенка к участию в делах других людей — альтруистическую потребность.

Социогенные потребности имеют общественно-историческую природу и они могут меняться на протяжении длительных отрезков времени. Во-первых, могут меняться способы удовлетворения потребности. Это хорошо можно проследить на примере познавательной потребности, которая вначале могла быть удовлетворена преимущественно через передачу информации непосредственно от одного человека к другому. Но затем с развитием письменности, изобретением радио и телевидения, созданием компьютерных сетей способы ее удовлетворения так видоизменились, что можно уже говорить не об одной потребности, а о целой группе.

Во-вторых, потребность может менять свое место в иерархии потребностей, характерных для данного общества. В каждом обществе существует своя иерархия ценностей, которая определяется государственным устройством и его идеологией, поэтому одна и та же потребность может иметь разный вес в разных странах. Например, в нашей стране долгие годы ведущими были коллективистические потребности, состоящие в стремлении принадлежать к какой-то группе, не выделяться из нее, отстаивать ее интересы иногда вопреки собственным. В связи с изменением идеологии в нашей стране в настоящее время большее значение начинают приобретать мотивы личностного самоопределения и самоактуализации.

В мотивационной сфере каждого человека можно выделить социально-типичные особенности, характерные для людей его круга, пола, возраста, страны, национальности, и индивидуально-своеобразные, обусловленные тем микроклиматом, в котором он рос и формировался: стилем семейного воспитания, книгами, которые он читал, влиянием авторитетных фигур. Соотношение этих двух составляющих может быть очень отличающимся у разных людей: от типичной структуры мотивов до уникального их сочетания.

Социогенные потребности изучаются не только психологами, но и социологами, культурологами, психоисториками, т.к. через их изучение можно лучше узнать, чем живет и к чему стремится тот или иной народ.

Большой вклад в понимание сущности потребностей и мотивов внес А.Н.Леонтьев. Потребности, с его точки зрения, двояко обусловлены психическим отражением, но до своего первого удовлетворения потребность «не знает» своего предмета. Когда это происходит, потребность трансформируется в мотив. Таким образом, мотив – это опредмеченная потребность.

Под мотивом он понимал все, что динамизирует, активизирует процессы деятельности и что, по определению, может натолкнуться на препятствия. Мотив он соотносил с понятием цели. Цель — это представленный заранее результат, к которому стремится мое действие, а мотив то, ради чего совершается действие, или как предмет, ради которого осуществляется деятельность. Мотив — то объективное, что отвечает потребности, побуждает и направляет деятельность.

Цели и мотивы, как правило, не совпадают. Цель бывает одна, а мотивов ее достижения много. Например, цель – поступить на факультет психологии. Мотивы при этом могут быть разные: стать профессиональным психологом, разобраться со своими внутриличностными конфликтами, познакомиться с интересными сверстниками и пр. Из перечисленных мотивов только первый совпадает с целью, остальные мотивы могут быть реализованы с помощью других действий. Для того, чтобы решить свои проблемы, лучше обратиться к психотерапевту. Познакомиться со сверстниками можно через Интернет.

А.Н.Леонтьев выделял разные группы мотивов: знаемые, которые человек осознает и вербализует, и действенные, которые на самом деле лежат в основе поведения человека. Смыслообразующие мотивы – те, которые задают смысл самой деятельности, мотивы-стимулы – мотивы, которые способствуют этой деятельности, но со смыслом не связаны (например, мотив получения вознаграждения за творческую работу у истинного художника).

А.В.Петровский предлагает делить мотивы на осознанные и неосознанные. К осознанным мотивам он относит интересы и убеждения, а к неосознанным — влечения и установки.

Интересы он определяет как «эмоциональные проявления познавательных потребностей человека». Они рассматриваются как мотивы, поскольку побуждают человека к деятельности, соответствующей данным интересам.

Убеждения – это «система осознанных потребностей личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением».

Влечение – недостаточно осознанное и дифференцированное стремление человека, основанное на неосознаваемой потребности. В психоанализе наиболее изучены эротические влечения и стремление к смерти.

Установка – это мало осознаваемая готовность личности к определенной деятельности по удовлетворению потребности.

А.Г.Асмолов выделил четыре вида установок:

а) первичная;

б) ситуативная;

в) целевая;

г) социальная.

Первичная установка представляет собой готовность личности действовать определенным образом на определенный тип объектов. Она связана преимущественно с восприятием объектов. В отечественной психологии динамику возникновения и угасания первичных установок изучал. Д.Н.Узнадзе.

Операциональная или ситуативная установка связана с готовностью личности реагировать на определенный класс задач или ситуаций, в которых человек оказывался ранее. Эта готовность помогает человеку входить в подобные ситуации с меньшей тревогой.

Целевая установка связана с готовностью субъекта действовать до достижения поставленной перед ним цели. Человек стремится к завершению начатых действий и дел. На этом основан эффект незавершенного действия Зейгарник, состоящий в том, что испытуемые возвращались к выполнению незавершенных тестов, выполнение которых было искусственно прервано экспериментатором. На этом основан интерес зрителя к окончанию сериала.

Социальная установка или аттитьюдпредставляет собой тенденцию личности действовать за или против некоторого социального фактора, в качестве которого могут выступать социальные группы или социальные явления. Этот вид установок детально изучается в социальной психологии и социологии. Все исследования общественного мнения основаны на выявлении установок по отношению к тем или иным политическим лидерам, партиям, реформам и пр.

 

 

Тема 8. Способности и одаренность личности

В кратком психологическом словаре способности определяются как индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной деятельности. Это определение содержит указание на их роль, но ничего не говорит об их природе и формах проявления в деятельности, поэтому оно нуждается в уточнении.

Признаки способностей по Б.М.Теплову:

а) они отличают одного человека от другого

б) влияют на успешность выполнения деятельности

в) не сводятся к знаниям, навыкам и умениям.

Основой для формирования способностей являются задатки, под которыми понимаются врожденные анатомо-физиологические особенности строения индивида, особенно его центральной нервной системы. Они обусловлены генотипом, а также факторами, влияющими на внутриутробное развитие плода. Так, например, для развития музыкальных способностей, имеет огромное значение строение и функциональные характеристики слухового анализатора. При этом для пианиста еще также важно строение кистей рук, а для певицы строение голосовых связок и гортани. Задатки представляют собой лишь потенциальные возможности для развития способностей, но сами способности могут сформироваться только в процессе обучения соответствующей деятельности.

Всякое обучение деятельности начинается с овладения простыми операциями, и в зависимости от того, насколько правильно было построено обучение, будет зависеть развитие способностей. Г.Вишневская в книге своих воспоминаний рассказывает, что первый педагог неправильно поставил ей дыхание, в результате чего она перестала брать самые верхние ноты, и только спустя годы другому педагогу удалось вернуть ей утраченные голосовые возможности, данные ей от природы. Второй фактор, от которого зависит формирование способностей, это большое стремление человека к овладению деятельностью. Увлеченный человек может часами заниматься любимым делом, не чувствуя усталости. Иногда склонность к определенному виду деятельности проявляется в раннем детстве и служит самым первым признаком способностей. Между мотивацией, способностью и успехом существуют отношения взаимовлияния. Высокая мотивация побуждает человека много трудиться над развитием способности, что приводит к успеху, который в свою очередь усиливает дальнейшую мотивацию.

Способности нельзя рассматривать в отрыве от других характеристик личности. Более того, у людей, достигших высокого развития способности к какой-либо деятельности (художественной, научной, спортивной, политической и др.), вся жизнь оказывается посвященной этой деятельности

Признаками наличия способностей к какому-нибудь виду деятельности являются следующие.

1. Высокий темп обучения соответствующей деятельности.

2. Широта переноса навыка, которая состоит в том, что, обучившись применению операции в одной ситуации, человек способен легко применить ее в других аналогичных ситуациях.

3. Энергетическая экономность выполнения данной деятельности. В Ленинградском университете в 70-х годах проводились эксперименты на студентах-психологах с применением аппаратуры, которые показали, что студенты с высоким уровнем интеллекта при выполнении интеллектуальной работы (сдача экзамена) затрачивают меньше энергии, чем студенты со средним уровнем интеллекта. Психологи даже придумали специальный термин “цена интеллектуального напряжения”.

4. Индивидуальное своеобразие выполнения деятельности. Каждый мастер своего дела всегда имеет свой неповторимый стиль, манеру исполнения. Можно его имитировать, подражать, но перенять стиль невозможно и бесполезно для подражателя, т.к. стиль связан со всей индивидуальностью мастера.

5. Высокая мотивация, стремление к этой деятельности, иногда вопреки обстоятельствам жизни.

В психологии принято выделять общие и специальные способности. Под общими способностями понимают такие свойства индивида и личности, которые влияют на успешность выполнения многих видов деятельности. Примером такой способности служит интеллект человека, который позволяет ему адаптироваться к широкому кругу ситуаций. Специальные способности связаны со свойствами индивида и личности, имеющими отношение к конкретному виду деятельности (музыкальные, математические, спортивные и т.д.).

Развитие тех и других способностей идет у конкретного человека в неразрывном единстве, обеспечивая успешность во многих видах деятельности. Этим объясняется тот факт, что часто люди проявляют способности в далеких друг от друга сферах деятельности. Композитор А.П.Бородин был одновременно и химиком, Леонардо да Винчи был художником, архитектором и механиком, М.В.Ломоносов писал труды по химии, физике, математике, грамматике, риторике, истории и сочинял стихи.

Виды способностей по К.К.Платонову:

а) способности к отдельным свойствам форм отражения

б) свойства личности, связанные с психическими процессами

в) способности к труду, речи, общению

г) профессиональные способности.

Одной из первых работ, посвященных проблеме одаренности, была статья Б.М.Теплова “Способности и одаренность”, опубликованная им в 1941 году. В ней он высказал основные идеи, необходимые для понимания этого сложного образования. Б.М.Теплов решительно выступал против количественного подхода к оценке одаренности, при котором речь идет о большей или меньшей одаренности того или другого человека. Он считал, что разные люди имеют различную одаренность. Качественные различия одаренности выражаются не только в том, что один человек одарен в одной области, а другой — в другой, а в том, что у них разная структура способностей, разная техника исполнения и т.д. С.Л.Рубинштейн, разделяя эту точку зрения, отмечал, что одаренность одного человека так же отлична от одаренности другого, как различна и их жизнь. По его мнению, общая одаренность и специальные способности как бы взаимопроникают друг в друга, составляя две части единого целого. Способности формируются в процессе развития, и наряду с этим происходит специализация одаренности. У одних людей одаренность проявляется только в их профессиональной сфере, у других охватывает несколько, третьи демонстрируют еще большую широту своих способностей. Но всегда одаренность ограничена и не может охватывать все виды деятельности.

Особенно высокие уровни одаренности принято называть талантом и гениальностью. Талант характеризуется способностью к достижениям высокого уровня, но остающимся в принципе в рамках того, что уже было достигнуто другими людьми, гениальность предполагает способность создавать что-то принципиально новое в данной деятельности.

В работе М.А.Холодной на основе современных исследований предпринят анализ типов интеллектуальной одаренности. Ею выделено шесть типов людей, которые оцениваются как интеллектуально одаренные:

1) “сообразительные” — те, кто имеют высокие значения при тестировании общего интеллекта (IQ больше 135-140 баллов);

2) “блестящие ученики” — лица с высокими показателями академической успешности;

3) “креативы” — лица с высоким уровнем развития творческих интеллектуальных способностей;

4) “компетентные” — лица с высокой успешностью в выполнении тех или иных реальных видов деятельности; имеющие большой опыт работы;

5) “талантливые” — лица с экстраординарными интеллектуальными достижениями;

6) “мудрые” — лица с экстраординарными способностями к оценке и предсказаниям событий обыденной жизни людей. Оценивая все шесть категорий людей на основе эмпирических данных об их жизненных успехах, М.А.Холодная приходит к выводу о том, что только последние три категории демонстрируют истинную интеллектуальную одаренность, поскольку они приводят к успеху в реальной жизни.

Таким образом, каждый человек чем-то одарен и его задача состоит в том, чтобы выявить ту сферу деятельности, в которой его способности и одаренность максимально разовьются.

И социальной идентичности человека

Самосознание представляет собой особую форму сознания человека, при которой он одновременно является его субъектом и объектом. Предметное сознание в отличие от самосознания направлено на окружающие человека предметы и явления.

В.С.Мерлин описал следующие стадии развития самосознания:

а) осознание себя как активного действующего начала;

б) сознание тождества своей личности;

в) осознание своих психических свойств, развитие самооценки;

г) развитие социально-нравственной самооценки.

Развитие самосознания идет от простого к сложному, и первое, что способен осознать в себе ребенок до одного года, это границы своего тела. До определенного момента ребенок может играть со своей ножкой, причинять себе боль и не понимать, что он сам является источником неприятных ощущений. Это очень большое завоевание, поскольку тело для нас является системой координат, относительно которой мы воспринимаем верх, низ, правую или левую стороны и т.д. При утрате способности к выделению границ своего тела (например, при помещении в специальную камеру, в которой человек лишается обычных ощущений) у него начинаются галлюцинации и чувство нереальности происходящего.

Следующий этап развития самосознания связан с формированием у ребенка способности к самостоятельным действиям с предметами. Благодаря этому ребенок начинает воспринимать себя как активного субъекта. К трем годам ребенок начинает пользоваться местоимением Я, что окончательно закрепляет осознание им тождества своей личности. После этого начинается длительный период развития самооценки.

В дошкольном возрасте самооценки детей основаны на чужих мнениях, преимущественно родителей и воспитателей, которые постоянно дают им оценки. Поэтому так важно взрослым не только ругать, но и хвалить детей, чтобы не нарушать баланс между положительными и отрицательными чертами в их самооценках. Представления о себе у дошкольников очень ситуативны, неустойчивы и эмоционально окрашены. Стоит ребенку в чем-нибудь превзойти других, и он уже считает, что он самый лучший. Первая же неудача приводит к снижению самооценки.

В школьные годы у ребенка складывается логическое мышление, в это время начинает возрастать роль друзей и их мнений, расширяется круг общения. Все эти факторы приводят к тому, что подросток начинает сопоставлять разные мнения о себе и на их основе вырабатывать свое собственное, опираясь на свой развившийся интеллект. Оценки становятся все более обобщенными, стабильными, наряду с аффективными компонентами появляются и рациональные.

Следующий этап формирования самосознания связан с развитием моральной самооценки, которая строится на основе способности подростка к вынесению моральных суждений о чужих и собственных поступках.

В результате развития самосознания у человека складывается Я-концепция, являющая собой совокупность всех его представлений о различных сторонах своей личности и организма. Я-концепция состоит из многочисленных образов-Я, которые служат более частными характеристиками. Существуют разные критерии для их классификации .

· По временной отнесенности можно выделить образы: Я-настоящее, Я-прошлое, Я-будущее, или еще более дробно, Я в 15 лет, Я в 30 лет и т.д.

· По содержанию можно выделить образы: Я-физическое, Я-умственное, Я-эмоциональное, Я-социальное.

· По источнику информации можно выделить разные зеркальные Я: Я глазами мамы, Я глазами друга и т.д.

Все эти образы служат регуляторами нашего поведения и взаимодействия с другими людьми. Поэтому самосознание, наряду с отражением информации о самом себе, выполняет еще и функцию саморегуляции. Чем более адекватной является Я-концепция человека, тем легче ему управлять своим поведением. Если же человек заблуждается относительно своих качеств, то он уподобляется путнику, который имеет неверную карту пути.

Процесс самопознания не имеет границ, т.к. постоянно меняется и сам объект. Человек меняет роли, переходит из одной возрастной категории в другую, и ему надо постоянно корректировать представление о себе, чтобы его самосознание было адекватным.

Одним из первых психологов, кто заинтересовался проблемой личностного самоопределения, был Эрик Эриксон . И как это часто бывает в психологии, эта проблема была связана с обстоятельствами его собственной жизни. Ему на протяжении всей жизни трудно было определять себя в терминах социально-демографических характеристик. Его родной отец был датчанин, но он воспитывался в семье отчима, который был немецким евреем. Далее он стал психоаналитиком, но, не имея медицинского образования (он получил художественное образование), всегда чувствовал себя неловко среди профессиональных психоаналитиков. Наконец, приход к власти фашистов заставил его переехать в США, где он с трудом привыкал к американским традициям и культуре.

По мнению Э.Эриксона, понятие идентичности занимает центральное место в осмыслении процесса собственного развития и включает три основных аспекта. Во-первых, идентичность опирается на осознание временной протяженности собственного существования: человек видит преемственность между тем, что он делал в прошлом, делает сейчас и собирается совершать в будущем. Во-вторых, идентичность предполагает восприятие собственной целостности, единства, тождественности самому себе. В-третьих, идентичность позволяет человеку определять степень своего сходства с разными людьми при одновременном видении своей уникальности и неповторимости.

Каждый человек на протяжении своей жизни проходит через идентификацию себя с разными социальными группами (социальная идентичность) и идентификацию с людьми, которым присущи определенные личностные особенности ( личностная идентификация ), в результате чего рождается знание о себе. Сначала ребенок узнает, к какому полу он относится, затем, к какой национальности. Немного позднее он начинает идентифицировать себя с тем социальным слоем, к которому принадлежат его родители, с городом и страной, в которых он живет. Зрелый человек идентифицирует себя с представителями своей профессии, партии, религии, социального слоя и т.д. Чувство идентичности переживается как благополучие и уверенность в признании со стороны окружающих людей.

Особое значение в становлении личностной и социальной идентичности играет подростковый возраст. Он является мостиком между ребенком, который был, и взрослым, которым он станет. Легкость обретения идентичности в очень большой степени зависит от общества, в котором живет подросток. Как ни парадоксально, но чем больше свободы предоставляет общество подростку, тем сложнее ему обрести себя. В культуре с жесткими социальными нормами (например, в странах ислама) проблемы идентичности минимизированы, так как выбор будущего образа жизни у подростка включает мало вариантов. Наоборот, американское общество предоставляет подросткам широкое разнообразие потенциальных профессиональных, идеологических и социальных возможностей и требует от них обретения идентичности по принципу “сделай себя сам”, а не по принципу “делай, как я“.

Дж. Марсиа на основании эмпирических исследований было описано четыре варианта обретения идентичности у подростков: 1) диффузная идентичность, которая характеризуется отсутствием у подростка каких-либо профессиональных и идеологических моделей своего будущего и малой озабоченностью проблемой выбора; 2) предрешенная идентичность, при которой подросток делает выбор не в результате внутреннего конфликта, а под влиянием окружающих; 3) мораторий, при котором подросток переживает кризис, но не может сделать важный для него выбор, откладывая его на будущее; 4)реализованная идентичность — самый оптимальный вариант, при котором подросток делает свой выбор осознанно и вполне самостоятельно на основе прохождения через стадию переживания кризиса идентичности.

Р. Томэ исследовал парижских подростков с помощью знаменитой методики “ Кто Я?“, в которой испытуемому надо 20 раз ответить на этот вопрос. На основе полученных данных было выделено три измерения подростковой идентичности. Первое включает два полюса “состояние Я” и “активное Я”. Состояние Я описывается через принадлежность к определенной категории людей, активное Я — через предпочитаемые виды деятельности и вкусы. Второе измерение идентичности строится на основе описания официального социального статуса, с одной стороны, и личностных черт, с другой стороны. Третье измерение является наиболее оценочным и состоит из характеристик личности, социально одобряемых и неодобряемых.

Таким образом, обретение личностной и социальной идентичности является магистральной линией развития самосознания каждого человека.

 

Список рекомендуемой литературы

1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977.

2. Анцыферова Л.И. К психологии личности как развивающейся системы // Психология формирования и развития личности. М.: Наука, 1981. — С.3-19.

3. Асмолов А.Г. Деятельность и установка. М., 1979.

4. Асмолов А.Г. Психология личности. М.: МГУ, 1990.

5. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986.

6. Дорфман Л.Я. Метаиндивидуальный мир. М.: Смысл, 1993.

7. Дружинин В.Н. Психодиагностика общих способностей. М.: Академия, 1996.

8. Кон И.С. В поисках себя. М.: Политиздат, 1984.

9. Котова И.Б. Психология личности в России. Столетие развития. Ростов-на-Дону: Изд-во РГПУ, 1994.

10. Лазурский А.Ф. Очерк науки о характерах. М.: Наука, 1995.

11. Леонгард К. Акцентуированные личности. Киев, 1989.

12. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977.

13. Либин А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. М.: Смысл, 1999.

14. Мерлин В.С. Очерки интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986.

15. Мясищев В.Н. Психология отношений. М., 1995.

16. Очерк теории темперамента / Под ред. В.С.Мерлина. Пермь, 1973.

17. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982.

18. Платонов К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1985.

19. Психология индивидуальных различий. Тексты. М.: МГУ, 1982.

20. Русалов В.М. Предметный и коммуникативный аспекты темперамента человека // Психологический журнал. — 1989. — Т.10. — № 1. — С.10-21.

21. Столин В,В, Самосознание как объект психодиагностики // Общая психодиагностика. М.: МГУ, 1987.

22. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. М.: Прогресс, 1982.

23. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. Томск: Изд-во Томского ун-та, М.: Барс, 1997.

24. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. М.: Педагогика, 1986. — Т.1.

25. Хьелл Л. , Зиглер Д. Теории личности. С-Пб., 1997.