Психодиагностика 12

№1 Термин «психологичная диагностика» и его современное понимание

Психодиагностика – это область психологической науки, которая разрабатывает теорию, принципы, инструменты оценки и измерения индивидуально – психологических особенностей личности (Бурлачук)

Термин «психодиагностика» в научны обиход ввел Роршах, когда появилось его работа «Психодиагностика» . В переводе с греческого термин «психодиагностика» означает «различительно познание души»

В ранней отечественной монографии по психодиагностике Гуревич отмечает, что психодиагностика – это наука о методах, классификации и ранжирования людей по психологическим и психофизическим признакам.

Бодалев и Сталин термин «психодиагностика « интерпретирует как науку и практику постановки психологичного диагноза. Акимова определяет психодиагностику как область психологичной науки, которая разрабатывает методы изучения человека и как область практики по выявлению психических и психофизических качеств и особенностей человека.

Таким образом в компетенцию психодиагностики входит: конструирование методик; разработка требований, которым должны соответствовать методики; выработка правил проведения обследования и способов обработки данных; интерпретация результатов; обсуждения возможностей и ограничений использования тех или иных методов.

Современная психодиагностика имеет свои достоинства и недостатки.

№2 Структура, предмет и цель психодиагностики

Психодиагностика – это область психологической науки, которая разрабатывает теорию, принципы, инструменты оценки и измерения индивидуально — психологических особеннойте личности.

Структура психодиагностики включает:

  1. Общую теорию психологического измерения
  2. частные теории и методики измерения свойств и поведения личности
  3. тестовые методики оценивания

Предмет пиходиагностики составляет принципы диагностирования и психологического заключения, диагностические методы и мтеодики, нормативные требования к разработке,адаптации и использованию методик.

Цель психодиагностики – разработка эффективной системы диагностических методик по изучению индивидуальных свойств человека с последующим улучшением качеств его жизни.

24 стр., 11998 слов

VII. Характеристика стандартизированных методов психодиагностики

... психодиагностика как сфера науки включает в себя принципы, процедуры и способы проверки научности различных методов психодиагностики. Как область ... вопросов, выявлением множества факторов у единичного объекта измерения (для исследовательских наоборот - получение нового знания, ... Швеции, Америке, России). Ф. Гальтон впервые предложил термин "тест", проводя особые измерительные испытания остроты зрения, ...

№3 Основная задача психодиагностики

Основная задача психодиагностики – это постановка психологического диагноза.

Психологический диагноз – это установление категоризации и классификации тех или иных особенностей личности (Свентиций)

Психологический диагноз – заключение о состоянии и свойствах испытуемого на осоновании комплексного анализа отдельных характеристик и показателей (Обчарова)

Психологический диагноз – это описание актуального состояния личности, прогноз дальнейшего развития и разработка рекомендаций (Гуревич)

По Гуревичу можно выделить 2 типа диагноза:

1.Диагноз на основе констотации наличия или отсуствия какого либо признака.

2. Диагноз, позволяющий находить место испытумого внутри обследуемой выборки.

В зависимости от типа диагноза клиента может быть направлен к врачу, педагогу –специалисту или психологу.

В структуре психологического диагноза специалисты выделяют 3 блока:

1.Соотвествие объекта психодиагностики феноменологическому уровню.

2.Отражение причинных оснований.

3.Описание предлогаемых мероприятий, которые находятся в компетентности практическогопсихолога.

Также Бурлачук и Морозов отмечают, что диагноз может устанавливаться на разных уровнях:

1-ый уровень – симптоматический

2-ой уровень – этнологический

3-ий уровень – типологический

Психологический диагноз устанавливается на основании данных психологического заключения. Психологический диагноз не устанавливается на основании применения только одной методики.

№4 Психологическое заключение как результат работы психолога.

Психологическое заключение – это описание актульаного состояния личности, прогноз дальнейшего ее развития и выработка рекомендаций

Основные требования к психологическому заключению.

  1. Психологическое заключение должно соотвествовать цели заказа,а такжке уровню подготовки заказчика к получению информации.
  2. В заключении важно указывать, характер контакта клиента с психодиагнозом, условия обследования и т.д.
  3. Заключения должно включать краткое описания процесса обследования, используемые методы и методики, результаты, интерпритацию результатов, выводов (выводы)
  4. В содержание заключения должны входить конкретные рекомендации, в зависимости от характера полученных данных ( если таковые требовались заказчикам) и прогноз развития.

Схема психологического заключения:

5 стр., 2278 слов

Профессионализм практического психолога и тенденции развития психодиагностики

... психолога глубоких теоретических знаний и при условии владения методами комплексного психологического обследования. Можно привести еще достаточно много примеров ситуаций, в которых непонимание ... соответственно, один из наиболее вероятных жизненных сценариев. В диагностической технологии особо выделяются типичные проблемы развития конкретного периода, предлагаются методы их ранней диагностики, ...

  1. название документа
  2. Ф.И.О обследуемого
  3. пол обследуемого
  4. возраст обследуемого
  5. краткое содержание запроса или причина обследования
  6. основные данные из медициненной и другой документации (состояния здоровья, условия воспитания, какой по счету ребенок)
  7. дата обследования
  8. время начала и окончания обслеования
  9. место обследования
  10. предмет диагностики
  11. применяемые диагностические методики
  12. диагностическая ситуация
  13. результаты обследования
  14. психологический диагноз
  15. прогноз развития (может быть со знаком «+» или «-«
  16. рекомендации по оптимизации развития
  17. Ф.И.О специалиста, дата составления документа и подпись

№ 5 Основные понятия психодиагностики

Психодиагностика, как область психологической науки имеет свой терминологический и категориальный аппарат.

К основным понятиям психодиагностики относят:

Термины «диагностические принаки» и «диагностические категории».

Термины «исследование» и «обследования», психологическое измерения, стандартизации, статистическая норма и др.

Рассмотрим основные из этих понятий

Диагностические признаки можно наблюдать и регистрировать «например: ребенок вырвал лист из тетради (на листе была подпись, отметка, ошибки или т.д.)

Диагностические категории скрытыот наблюдения (причина по которой он вырвал шит: страх наказания; баловство; склонность к обману и т.д. (причины могут быть разные).

Для однозначного вывода одного поступка недостаточно. Нужно проанализировать серию поступков в разных ситуациях.

Диагностическое обследование – это применение готового, уже разработанного теста опросника и т.д. или получение предполагаемых данных.

Диагностические исследование направленно на получение чего-то нового, неизвестного, создания и испытание: новых методик, на описание измеряемого психического свойства по новому.

Психологическое измерение – это процесс присписывания психологическим явлениям чисел.

Качественный подход – это возможноть представить диагностические данные в виде словестного описания.

8 стр., 3513 слов

Методы психолого-педагогических исследований

... процесс познания и обеспечивающих решение исследовательской задачи. Требования к научному методу: Научный метод должен быть относительно строгим. Когда общие закономерности реконструируются в виде ... понять взаимовлияние определяющих развитие факторов. Перейдём непосредственно к теоретическим методам. К методам теоретического исследования относят анализ и синтез, индукция и дедукция, восхождение ...

Качественный подход — представить данные в виде числовых показателей.

Валидность – соотвествие используемого метода измеряемому качеству.

Надежность – это свойство метода приводить к одним и тем же результатам разными людьми и тем же человеком при повторном обследовании.

Стандартизация – это единообразие процедуры проведения и обработки результатов теста.

Статистическая норма – это средний диапазон значений измеряемого свойства.

Социокультурный норматив – это уровень свойства, который явно или не явно считается в обществе необходимым.

№ 6 Сферы применения психодиагностики

Применение психодиагностики обусловлено требованиями современного общества.

Психодиагностика нужна обществу и как теоритическая, науная дисциплина , и как область практики.

Теоритическая психодиагностика разрабатывает новые методы изучения психологических особенностей человека, исследует и поновому описывает особенности личности с помощью уже разработанных методов. Как сфера науки она проверяет научность различных методов психодиагностики.

Как область практики психодиагностика решает задачи в конкретных областях жизни людей.

В сфере здравоохранения психодиагностика необходима для изучения психологии больного. Также решает вопросы психиатрической экспертизы.

В сфере выбора профессии профессиональная диагностика помогает в решении вопросов профотбора.

В сфере спорта психодиагностика представляет данные, которые так же как и физические важны в спорте.

Психодиагностика повышает качество психологического консультирования, психокоррекции, психотерапии.

Психодиагностика позволяет вывить причины психических проблем у клиента.Т.о. достоверные данные обследования помогают выбрать наиболее оптимальные способы разрешения перспективного человеком неблагополучия.

В педагогической практике психодиагностика помогает оптимизации процессом, обучения и воспитания через изучение индивидуальных различий, особенностей межличностного взаимодействия, через решения вопросов профориентации.

Психодиагностика способствует улучшению качества судебной практики.

Т.о. психодиагностика помогает выявить и разрешать трудности существования человека, а не служит орудием навешивания ярлыков.

№ 7 Из истории и современное состояние психодиагностики.

6 стр., 2624 слов

Психодиагностика личности с помощью восьмицветового теста Люшера

... Юнг. Объект исследования – проективные методики исследования личности. Предмет исследования – восьмицветовой тест М. Люшера и сфера его использования. Цель исследования – рассмотреть психодиагностику личности с помощью восьмицветового теста Люшера. Для достижения оставленной ...

Современная психодиагностика берет свое начало в первой половине 19 века, когда психологические знания о человеке получали врачи. Этот период называется клиническим. В этот период появились такие методы психодиагностики как наблюдение, анализ документов, опрос. Эти методы имели качественный характер. Медико-психологический этап в развитии психодиагностики связан с созданием количественных методов, которые появились с возможностью применения в психологии математической статистики.

В этот период произошли такие события:

1. в 1878 года Вундт открыл первую в мире психологическую экспериментальную лабораторию.

2. в 1884 году в Англии Гальтон основал антропометрическую лабораторию,где получаои статистические данные о способностях человека.

Начало становления медико-психолого-педагогического этапа в развитии диагностики связано с научными работами французских врачей и психолов А.Бинс и ,Симона. Или была шкала интеллекта Бине-Симона. В 1916 годушпалы переименовались в шкалу Стэнфорд-Бине.

В 1921 году опубликовал книгу Роршах «Психодиагностика». Много тестов было разработано в 30-40 ые годы 20 века. А в 1935 году в книге «Исследования личности» Мюррей обосновывает принципы психологической проекции, а позже появляется «Тест тематической аперценции» (новый диагностический инструмент в виде проективной техники).

Активно развивается рисуночные тесты. В 1949 году Кетелл и др. основывают институ тестирования личности и способностей.

Развитие психодиагностики в 50-е годы 20 века связано с разработкой таких методик как: «Культурно-свободный тест для измерения интеллекта», «батарея GATB», «Q– классификация» и др. В середине 50-ых годов складывается направление, которое связано с измерением креативности. В 1953 году принимается первый свод «Этических стандартов психологов» в 70-ые развитие психодиагностики связано с разработкой новых личностных опросников и тестов; в 80-ые связано с факторными исследованиями личности и соответственно с появлением новых, модифицированных форм личностных тестов, опросников.

В развитии отечественной психодиагностики внесли вклад такие исследователи, как Ф.Е.Рыбаков; Г.И.Челпанов ; Б.Г.Ананьев; В.Н.Мясищев: Л.Ф.Буплачук; К.М.Гуревич и т.д.

В 1987 году публикация 1-ого учебного пособия для студентов «Общая психодиагностика», под редакцией А.А.Бодалева, В.В.Столонна. «Словарь – справочник по психологической диагностике» (Бурлачук, Морозов)

В современной отечественной психодиагностике активно применяются достижения математики, физики, медицины, педагогики и др. Осуществляется компьютеризации, психодиагностического обследовании и исследования.

№ 8 группы диагностических методов и методик

Метод – это нормативный способ осуществления научного исследования. Воплощениями метода на практике определенный диагностический материал.

21 стр., 10228 слов

Проективные методики при изучении личности

... Цель исследования: изучение методологической основы проективных методик при исследовании личности и проведение с их помощью сравнительного анализа двух различных групп студентов Задачи: Описание ... будут интерпретироваться его ответы; неслучайно А. Анастази весьма точно называет проективные тесты методиками "замаскированного тестирования" [3]. Принимая во внимание эту особенность, правомерно, на ...

Современный методы психодиагностики Бодалев и Столин условно подразделяет на 2 группы:

  1. стандартизированные, измерительные методы. В основе этой группы методов лежит строгое соблюдение правил. Данную группу методов можно условно представить методиками высокого уровня форматизации (Акимова, Гуревич).

    Это тесты, опросники, отдельные проективные техники, психофизиологические методики. Эти методики позволяют собрать количественную и качественную информациюв короткие сроки; они надежны, валидны и стандартизировать.

  2. 2. экспертные или методы понимания.

Основаны на интуиции психодиагноста, его профессиональном опыте. По Акимовой и Гуревичу – это малофармализованные методики. Большинство проективных техник, наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности. Эти методики трудоемки, менее надежны и валидны. Их не стоит противопоставлять формализованным. В полноценном обследовании необходимо сочетание и тех, и других.

№ 9 формализованные методики

К методикам высокого уровня формализации относятся:тест, опрсник, отдельные проективные техники, психофизиологические методики.

Тест – это система специальных заданий, которые измеряют уровень развития или состояния определенного психологического качества, свойства у индивида. В переводе с английского «тест» означает проба, проверка,испытание. Создателем теста является Гальтон (первые тесты интеллекта).

В тестах необходимо сделать выбор из готовых вариантов ответа. Выбор может быть правильным или неправильным.

Классификация тестов:

  1. по формам

-индивидуальные и групповые;

-устные и письменные;

2. по использованному материалу:

-бланковые

-предметные

-аппаратурные

-компьютерные

-вербальные

-невербальные

3. По содержанию тестирования:

-тесты интеллекта

-тесты достижений

-тесты личности

-тесты способностей

Основные требования к оформлению тестов.

  1. Концепция, объясняющая механизм создания и действия теста, его цель, область применения.
  2. Описание контенгента на котором проводилась разработка теста
  3. Инструкция для психолога, инструкция испытуемого (как руководство по выполнению заданий теста)
  4. Стимульный материал
  5. «ключ» с правильными ответами
  6. Нормативно-оценочные таблицы
  7. Образцы регистрационных бланков
  8. Схемы интерпритации данных и формулировки , выводов
  9. Показателя надежности и валидности
  10. Средвства контроля за достоверностью результатов

Опросники — это группа диагностических методик, в которой задания представлены в виде вопросов и утверждений.

8 стр., 3958 слов

Ж.С. Сафронова Психодиагностика. Проективные методики (рисуночные тесты)

... Старайтесь изображать людей полностью – не рисуйте карикатуры или плоский контур. МЕТОДИКА «ДОМ – ДЕРЕВО – ЧЕЛОВЕК» (ТЕСТ ДДЧ) Инструкция. Нарисуйте как можно лучше дом, дерево и человека. Помните, ... нарисовать не менее чем за20-30минут. ЧАСТЬ II. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ Для проективных методик, представляющих собой рисуночные тесты, особое значение имеют следующие данные. Ориентация в задании. Способность к ...

Отличие от тестов – в опросникх не может быть правильных и неправильных ответов.

Виды опросников:

-опросники – анкеты

— опросники состояний и настроения

-опросники личностей

Личностные опросники изучают отдельные свойства или их сочетания в структуре личности. Их использования связано с некоторыми трудностями – возможны искажения и фальсификация.

Психофтзические методики диагностируют прродные особенности человека, обусловлены основными свойствами его нервоной системы.

Проективные техники – это группа методик, предназначенных для диагностики личности в целом.

Группы проективных методик:

  1. Конститутивные – использ. Мтаериал, которому испыт. Должен придать смысл (м-ка Роршах).
  2. Конструктивные – предлагаются оформленные детали, из которых нужно создать осмысленное целое и объяснить .
  3. Интерпритативные – необходимо испльзовать какое-либо событие, ситуацию-тест тематической интерпритации.
  4. Катарческие – предлагает осуществения игровой деятельности в особо организованных условиях.
  5. Рефлективные – личностные особенности исследователь стремиться диагностировать по тем непроизвольным изменениям, которые вносятся в общепринятые средства, коммуникация ,нрав. Речь, подчерк.
  6. Экспрессивные – осуществ. Изобразит. Деятельности – м-ка «Дом. Дерево. Человек».
  7. Импрессивные – изучение результатов выбора из ряда предложенных — тест Люшера.
  8. Адаптивные – завершение имеющего начало предложения, истории.

№ 10 малоформализованные методики

К малоформализованным методикам относятся наблюдение, большинство проективных техник.

Наблюдение – это целенаправленное, осознанное познание изучаемого свойства, объекта. Басов разграничел обычное и научное наблюдение.

Научное наблюдение включает следующие компоненты:

  1. Цели и задачи
  2. Объекты и предметы
  3. План (этапы наблюдения)
  4. Способ наблюдения (виды)
  5. Способ регистрации наблюдаемого
  6. Анализ полученных данных

Правила повышающие эффективность наблюдения::

  1. Наблюдения поведения и свойства личности надо проводить многократно и систематически в разнообразных ситуациях.
  2. Не делать поспешных выводов, важно проверять альтернативные предположения
  3. Не отрывать частные улсовия возникновения наблюдаемого факта от общей ситуации, рассматривать их в контексте общей ситуации.
  4. Стараться быть беспристрастным
  5. Оценивать одного обследуемого должны несколько наблюдателей, и суждения из них должны быть независимыми.

Беседа – это метод сбора первичных данных на основе вербальной коммуникации. Искусство использования этого метода состоит в знании как спрашивать, какие задавать вопросы, как убедиться в том, что можно верить полученным ответам.

16 стр., 7794 слов

Значение психолого-педагогического анализа урока в педагогической ...

... творческого, исследовательского подхода к педагогической деятельности, приобретение навыков анализа результатов своего труда, формирование ... анализ урока формирует у учителя аналитические способности, проективные умения, развивает познавательный интерес, определяет необходимость самостоятельного изучения психологических проблем обучения и воспитания. Умение проводить психологическое наблюдение ...

Успешность беседы зависит от степени подготовленности специалиста; от искренности даваемых ответов.

Структура беседы:

  1. Цели и задачи
  2. План (вопросы)
  3. Обстановка (место и время)
  4. Способ регистрации
  5. Обеспечение контекста
  6. Наблюдение за реакцией собеседования
  7. Владение собой
  8. Обработка данных

Требования к проведению беседы:

  1. Правильная формулировка вопроса
  2. Слушать внимательно и доверительно
  3. Давать собеседнику возможность высказаться
  4. Не прерывать высказываний собеседника

Разновидность беседы – интервью

Анализ продуктов деятельности – это количественно –качественный анализ документов и материальных источником, которые позволяют изучить продукты человеческой деятельности.

Чтобы при изучении документов модно было преодолеть субъективизм исследователя, был разработа метод «контент 0 анализ» — перевод качественной информации на язык счета. Этот метод основан на принципе повторяемости, частоты использования различных смысловых единиц. Применяют ее, когда етсь достаточных кол-во материала для анализа.