Сравните методы опроса и наблюдения

Сравните понятия человек и личность

Сравните методы опроса и наблюдения

Сравните методы анализа док-тов и соц эксперимента

Сравните методы наблюдения и соц эксперимента

Сравните методы социометрического опроса и соц эксперимента

Сравните методы анализа док-тов и опроса

Сравните методы анализа док-тов и наблюдения

Сравните методы анкетирования и интервьюирования

Сравните содержательные и функциональные вопросы

10. Сравните кол-ные кач-ные исследования

Сравните понятия общество и общность

Сравните понятия соц связь и соц отношения

Сравните понятия соц роль и соц статус

Сравните теории функционализма и конфликтов

Сравните теории обменя и соц драмматургии

теория обмена:

Сравните теории сим. интеракционизм и обмена

Сравните теории справедливости и соц драмматургии

Сравните теории символический интеракционизм и соц драмматурги

19. Сравните понятия Целерациональное и Ценностно—рациональноедействие

Сравните понятия аффектное и традиционное действие

Сравните понятия коллектив и группа

Сравните понятия открытая и закрытая система стратификации

Сравните понятия открытые и закрытые вопросы

Сравните понятия функционально-психологические и контактные вопросы.

Сравните понятия контрольные вопросы и вопросы-фильтры

Сравните понятия мобильность и маргинальность общества

Сравните понятия высший, средний и низший класс общества

Сравните понятия аграрная волна и индустриальная волна развития цивилизации

Сравните понятия ролевые ожидания и соц нормы

Сравните понятия конвенциальные и меличностные роли

Сравните теологическую, метафизическую и научную стадии развития человечества

Сравните понятия соц статика и соц динамика

36. Сравните понятия «общество индустриального типа» и «общество военного типа»

Сравните понятия механическая и органическая солидарность

Сравните понятия морфологические и духовные факты.

Сравните понятия культура и цивилизация

Сравните понятия политика и власть

Сравните понятия рынок труда и мотивация труда

Сравните понятия руководство и лидерство

Сравните понятия культура и организационная культура

Сравните понятия религия и атеизм

Сравните понятие вера и суеверие

Сравните понятия моральность и религиозность

Сравните понятия коллективизм и конформизм

Сравните понятия внутриличностный и межличностный конфликт

Сравните понятия компромисс и конфронтация

Сравните понятия культура и национальная культура.

Сравните понятия культура и молодежная культура

Сравните понятия человек и личность

Человек — общественное существо, обладающее сознанием, разумом. (объект деят-ти)

15 стр., 7342 слов

Культура и творчество. по культурологии : Соотношение понятий ...

... Кафедра культурологии и социально-культурной деятельности. Доклад по теории ифилософиикультуры на тему: « Культура и человек » Выполнил: Веретенникова С.Н. Руководитель: Щербакова А.И Мир культуры человека - это традиции и ритуалы, это нормы и ценности, это творения и вещи ...

Личность – конкретный человек, носитель сознания и самосознания, обладатель соц статуса, исполнитель соц роли.

Устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или общности. Понятие личности следует отличать от понятий «индивид» (единичный представитель человеческого рода) и «индивидуальность» (совокупность черт, отличающих данного индивида от всех др.).

Личность определяется данной системой общественных отношений, культурой и обусловлена также биологическими особенностями.

 

 

Сравните методы опроса и наблюдения

Наблюдением — непосредственное целенаправленное воспри­ятие и регистрацию соц-ных процессов.

Преимуществом метода наблюдений яв­ляется его осуществление одновременно с развитием изучаемых явлений, процессов. Этот метод фиксирует явление непосред­ственно в момент его протекания и прояв­ления конкретных связей в реальном вре­мени.

Недостатками метода наблюдения явля­ются: — трудоёмкость его осуще­ствления, которая предполагает участие в сборе информации большого числа исследо­вателей высокой квалификации; — использование метода наблюдения ог­раничивается временем совершения собы­тия, поэтому фиксируются лишь те события, которые имели место в момент наблюдения; — исследования осложнены невозмож­ностью повторения ситуации.

Опрос (интервью) позволяет получить малодоступ­ную для других методов исследования ин­формацию. Преимущество его в том, что бла­годаря непосредственному контакту с рес­пондентом имеется возможность видоизме­нять вопросы в соответствии с получаемыми ответами, ставить дополнительные вопросы, уточнять ответы, и тем самым обеспечивать получение более глубокой информации. Кро­ме того, непосредственный контакт с респон­дентом позволяет фиксировать не только со­держание ответов, но и их подтекст, эмоци­ональную окраску, особенности интонации, внешнюю реакцию.

5 стр., 2292 слов

42 Понятие и методы исследования

... системой возникают отношения понятий к понятиям, опосредствованное отношение понятий к объектам через их отношение к другим понятиям, возникает вообще иное отношение понятий к объекту: в понятиях становятся возможными ... стадии эксперимента проверяется, приобрели ли искусственные слова значение для испытуемого: ему задаются вопросы вроде «Чем отличается “гацун” от “рас”?», просят придумать фразу с ...

Анкетный опрос — один из основных видов опроса, существенной особенностью которого является использование анкеты. Анкета — упорядоченный по со­держанию и форме набор вопросов, воплощен­ный в виде опросного листа, вопросника.

 

Сравните методы анализа док-тов и опроса

Анализ док-тов. Любое конкретное социологическое иссле­дование, как правило, начинается с анализа документов, имеющихся по изучаемой про­блеме. К документам в социологии относятся материалы, созданные для хранения и пере­дачи социологической информации.

Различают документы: официальные и неофициальные; вербальные, статистические, письмен­ные икографические, фоног­рафические; Специальные и косвенные; Первичные и вторичные; Личными и безличные.

Различают два способа анализа докумен­тальных материалов. Первый — это традиционный, классический, качественный ана­лиз, под которым понимаются умственные операции по интерпретации информации, содержащейся в документальных материа­лах, по выявлению их сути. Качественный анализ предполагает выявление авторства документа и времени его создания, целей, об­становки, вызвавшей появление документа. Второй — количественный формализован­ный метод. Приёмом количественного ана­лиза выступает контент-анализ — перевод текстовой информации в количественные показатели.

Опрос (интервью) позволяет получить малодоступ­ную для других методов исследования ин­формацию. Преимущество его в том, что бла­годаря непосредственному контакту с рес­пондентом имеется возможность видоизме­нять вопросы в соответствии с получаемыми ответами, ставить дополнительные вопросы, уточнять ответы, и тем самым обеспечивать получение более глубокой информации. Кро­ме того, непосредственный контакт с респон­дентом позволяет фиксировать не только со­держание ответов, но и их подтекст, эмоци­ональную окраску, особенности интонации, внешнюю реакцию.

Анкетный опрос — один из основных видов опроса, существенной особенностью которого является использование анкеты. Анкета — упорядоченный по со­держанию и форме набор вопросов, воплощен­ный в виде опросного листа, вопросника.

 

Сравните методы анализа док-тов и наблюдения

Наблюдением — непосредственное целенаправленное воспри­ятие и регистрацию соц-ных процессов.

Преимуществом метода наблюдений яв­ляется его осуществление одновременно с развитием изучаемых явлений, процессов. Этот метод фиксирует явление непосред­ственно в момент его протекания и прояв­ления конкретных связей в реальном вре­мени.

Недостатками метода наблюдения явля­ются: — трудоёмкость его осуще­ствления, которая предполагает участие в сборе информации большого числа исследо­вателей высокой квалификации; — использование метода наблюдения ог­раничивается временем совершения собы­тия, поэтому фиксируются лишь те события, которые имели место в момент наблюдения; — исследования осложнены невозмож­ностью повторения ситуации.

9 стр., 4464 слов

Теория решения изобретательских задач (триз)

... также разрабатывал, открывал новые области, которые могли дать очень важный для теории творчества результат, к примеру, Г.С. Альтшуллер составлял реестры необычных, творческих идей научной ... эвристическими разработками и т.д.) и АРИЗ. В 1980-х годах Г.С. Альтшуллер начинает разрабатывать теорию развития творческой личности (ТРТЛ). Эта работа была обусловлена складывающимся убеждением, что ...

Анализ док-тов. Любое конкретное социологическое иссле­дование, как правило, начинается с анализа документов, имеющихся по изучаемой про­блеме. К документам в социологии относятся материалы, созданные для хранения и пере­дачи социологической информации.

Различают документы: официальные и неофициальные; вербальные, статистические, письмен­ные икографические, фоног­рафические; Специальные и косвенные; Первичные и вторичные; Личными и безличные.

Различают два способа анализа докумен­тальных материалов. Первый — это традиционный, классический, качественный ана­лиз, под которым понимаются умственные операции по интерпретации информации, содержащейся в документальных материа­лах, по выявлению их сути. Качественный анализ предполагает выявление авторства документа и времени его создания, целей, об­становки, вызвавшей появление документа. Второй — количественный формализован­ный метод. Приёмом количественного ана­лиза выступает контент-анализ — перевод текстовой информации в количественные показатели.

 

 

Сравните понятия соц роль и соц статус

СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ – модель поведения, объективно заданная соц.статусом личности, ее положением в системе общественных отношений

Социальная роль- это выработанная обществом программа действий человека в определенных обстоятельствах. Каждый человек одновременно исполня­ет несколько социальных ролей: члена семьи, участника трудового или учебного процесса, пассажира, покупателя, зрителя, слушателя, члена партии.

СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС— это положение человека в обществе, устанавливаемое через систему прав, обязанностей, привилегий и свобод.

 

Сравните теории функционализма и конфликтов

Осн. Положения теории функционализма:

1) общество – система частей, объединенных в одно целое.

2) Обществ. система сохраняет устойчивость, поскольку существуют такие ее элементы как суд и правоохранит. органы.

3) Дисфункции существуют, однако с течением времени они или преодолеваются сами по себе, или укореняются в обществе.

4) Развитие общества происходит эволюционным, а не революционным путем.

5) Связывающим элементом, гарантом стабильности общества явл. единая система ценностей, признанная большинством.

Осн. Положения теории конфликтов:

1) осн. отличительными чертами любого общества явл. господство, конфликт, подавление.

2) Общественная система построена на власти одних групп людей над другими.

3) У каждой из таких групп есть общие интересы, не зависимо от того, осознают их входящие в группу или нет.

4) Как только входящие в группу окончательно осознают общий интерес, они образуют класс.

6 стр., 2943 слов

Вопрос 1 Человек как биосоциальная система. Соотношение природного ...

... действуют конкретные люди. Существование отдельных представителей человечества выражается понятием «индивид». Понятие «индивид» зачастую употребляется в значении «конкретный человек». При такой постановке вопроса не ... прежде всего, философии, психологии, социологии. Социология содержит множество теорий личности, которые отличаются друг от друга кардинальными методологическими установками. ...

Классовый конфликт обостряется, если:

— почти вся власть в обществе принадлежит одной группе людей

— лишенные власти не имеют возможности ее получить.

— в стане разрешена деятельность политических партий.

Сравните теории обменя и соц драмматургии

теория обмена:

1) в поведении чел преобладает рациональное начало, побуждающее его стремиться к получению выгод.

2) Процесс соц-ного взаимодействия – постоянный обмен между людьми различными выгодами

Закономерности поведения:

1) чем больше вознаграждается определенный тип поведения, тем чаще он будет повторяться.

2) Если вознаграждение зависит от каких-то условий, чел-к готов воссоздать их для получения желаемого.

3) Если вознаграждение велико, чел-к готов приложить больше усилий для его получения.

4) Если потребности чел-ка близки к насыщению, чел-к прилагает меньше усилий ради их удовлетворения.

Теория соц драматургии: каждая жизненная ситуация – драматический спектакль в миниатюре. Осн стремление чел-ка – регулировать поведение др людей, особенно их ответную реакцию. Это осуществляется путем влияния на понимание ситуации др людьми. Классическим примером такой теории, явл рекомендации Д.Карнеги.

 

Сравните теории сим. интеракционизм и обмена

сим. интеракционизм: сущность символическиго интеракционизма заключается в том, что взаимодействие между людьми рассматривается как непрерывный диалог, в процессе которого люди наблюдают, осмысливают намерения друг друга и реагируют на них. Наша ответная реакция определяется символом, который выступает в качестве стимула. Символом явл все, чему мы придаем смысл, что для нас значимо.

теория обмена:

— в поведении чел преобладает рациональное начало, побуждающее его стремиться к получению выгод.

— Процесс соц-ного взаимодействия – постоянный обмен между людьми различными выгодами

— Закономерности поведения:

— чем больше вознаграждается определенный тип поведения, тем чаще он будет повторяться.

— Если вознаграждение зависит от каких-то условий, чел-к готов воссоздать их для получения желаемого.

— Если вознаграждение велико, чел-к готов приложить больше усилий для его получения.

— Если потребности чел-ка близки к насыщению, чел-к прилагает меньше усилий ради их удовлетворения.

 

Сравните теории справедливости и соц драмматургии

Теория справедливости явл продолжением теории обмена.

1) из множества факторов, влияющих на процесс обмена, наиб значение имеет фактор справедливости.

3 аксиомы справедливости:

14 стр., 6759 слов

ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ В ТЕОРИИ МУЗЫКИ

... еще раз подчеркнем факт специфичности и сравни­тельно большой автономности теории музыки. Разумеется, тща­тельное, глубокое ... "методология", ведутся обсуждения достоинств и недостатков музыкально-теоретических понятий, самокритика музыкознания поддерживается критикой со стороны. В последнее ... писателями, так и учеными, а также повествование о человеке — главном объекте не только литературы, но ...

— люди оценивают свои взаимоотношения путем сравнения что они вкладывают и что получают взамен.

— неэквивалентность вклада и вознаграждения вызывает беспокойство, усиление психического напряжения. Недооценка – чувство обиды, переоценка – чувство вины.

— люди, не удовлетворенные своими взаимоотношениями, стремятся восстановить справедливость.

3 пути восстановления справедливости:

— уменьшая свой вклад

— требуя увеличить вознаграждения

— разрыв отношений

Теория соц драматургии: каждая жизненная ситуация – драматический спектакль в миниатюре. Осн стремление чел-ка – регулировать поведение др людей, особенно их ответную реакцию. Это осуществляется путем влияния на понимание ситуации др людьми. Классическим примером такой теории, явл рекомендации Д.Карнеги.

Сравните теории символический интеракционизм и соц драмматурги

Символический интеракционизм: сущность символическиго интеракционизма заключается в том, что взаимодействие между людьми рассматривается как непрерывный диалог, в процессе которого люди наблюдают, осмысливают намерения друг друга и реагируют на них. Наша ответная реакция определяется символом, который выступает в качестве стимула. Символом явл все, чему мы придаем смысл, что для нас значимо.

Теория соц драматургии: каждая жизненная ситуация – драматический спектакль в миниатюре. Осн стремление чел-ка – регулировать поведение др людей, особенно их ответную реакцию. Это осуществляется путем влияния на понимание ситуации др людьми. Классическим примером такой теории, явл рекомендации Д.Карнеги.

 

 

19. Сравните понятия Целерациональное и Ценностно—рациональноедействие

Целерациональное действие предполагает осознание цели, средств ее достижения, воз­можной реакции других людей.

Ценностно—рациональное действие основы­вается на сознательной вере в этическую, эстетическую или религиозную ценность определенного поведения.

Сравните понятия аффектное и традиционное действие

Аффективное действие совершается под влиянием аффекта, т. е. бессознательного пси­хологического импульса или чувства.

Традиционное действие осуществляется на основе традиций, привычек.

 

Сравните понятия коллектив и группа

Коллектив – это формальная группа на производстве, или относительно компактная группа людей, занятых решением конкретной производственной задачи.

Группа – это совокупность людей, кот. определённым образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к группе и считаются её членами сточки зрения других людей.

 

 

Сравните понятия открытая и закрытая система стратификации

Каждое общество имеет свою систему со­циальной стратификации. Существует две ее разновидности: закрытая и откры­тая. Закрытая стратификация предполагает очень жесткие границы страт, запреты пе­рехода из одной страты в другую. Примером такой стратификации является кастовый строй в Индии, касты в странах Африки. Кастовый строй не типичен для современ­ного общества. Открытая кастовая стратифи­кация не знает формальных ограничений перехода из одной страты в другую, запрета смешанных браков, запрета на занятие той или иной профессией и т. д. С развитием современного общества рас­тет социальная мобильность, т. е, активизи­руется переход из одних страт в другие.

2 стр., 852 слов

Общее понятие о психике человека, ее структуре и функциях

... практикой; сам психический образ формируется в процессе ак­тивной деятельности человека; психическое отражение углубляется и совершенствуется; обеспечивает целесообразность поведения и ... устойчивыми регуляторами психической деятельности являются свойства личности. Под психическими свойствами человека следует по­нимать устойчивые образования, обеспечивающие опре­деленный качественно-количественный ...

 

Сравните понятия открытые и закрытые вопросы

В зависимости от структуры вопросы бы­вают открытыми и закрытыми. В открытых вопросах респондент сам формулирует от­вет. В закрытых содержится перечень вари­антов ответов, и опрашиваемый выбирает из этого «веера» тот ответ, который для него приемлем.

Веер возможных ответов должен исчерпы­вать объём вопроса, включая позитивные, предполагающие выбор одного ответа, а так­же ответы типа «не знаю», «затрудняюсь ответить», и другие.

Выделяют три разновидности закрытых вопросов:

— «да — нет»;

— альтернативные, предполагающие вы­бор одного ответа из перечня возможных;

— вопросы-меню, позволяющие респон­денту выбирать одновременно несколько ответов.

Выбор ответа из веера предложенных ва­риантов предполагает возможность одновре­менного сотрудничества в нескольких назва­ных формах.

Сравните понятия функционально-психологические и контактные вопросы.

Если основные вопросы предназна­чены для получения информации о социальных фактах, то назначение фильтрующих вопросов — отсеять некомпетентных респон­дентов. Функция контрольных вопросов — уточнить правдивость ответов на основные вопросы, это своеобразная модификация ос­новного вопроса, его иная словесная форму­лировка. Контактные вопросы позволяют установить доброжелательные отношения между исследователем и респондентом, «сло­мать лёд».

Функционально – психологические вопросы задаются для снятия напряжения и перехода от одной темы к другой.

Сравните понятия контрольные вопросы и вопросы-фильтры

Назначение фильтрующих вопросов — отсеять некомпетентных респон­дентов. Функция контрольных вопросов — уточнить правдивость ответов на основные вопросы, это своеобразная модификация ос­новного вопроса, его иная словесная форму­лировка.

Сравните понятия религия и атеизм

АТЕИЗМ — система научно обоснованных взгляд отвергающих веру в сверхъестественное. Быть атеистом значит не признавать никакой религии. Развитие определяется уровнем материального производства общественных отношений, его теоретической основой служат материализм и наука. Религия – это сложная соц. ма, в которую входят рел.сознание, рел.культ и организация. Соединение человека с богом осуществлявл. через веру, под которой имеется в виду не толь убеждения в существовании бога, но и особенный х-р подчинения жизни верующего соответствующим догмат и заповедям данной религии. Религия является тем, что дает человеку, при соблюдении правил духовной жизни возможность соединения с источником жизни; истины блага-Богом.

10 стр., 4744 слов

150 вопросов с ответами по Философии

... влияние объекта на субъект. - представление субъективного образа действительности. Вопрос 32. Понятие – это: - первая форма рационального мышления. - обобщенная ... представлений о мире. - мысли о бытии. Вопрос 8. Философия и религия являются близкими по основаниям: - близки по ... исключающее Бога из картины мира? - атеизм. - теизм. - деизм. - монизм. Вопрос 17. Какая основная черта русской философии: ...

Сравните понятия «религия» и «атеизма». Современный человек окружен большим количеством разнообраэтх вер и идеологий, но все они могут бытобъединены вокруг двух основных мнровоззренийрелигии и атеизма.

Религию и атеизм целесообразно рассматривать как теориибытия (или небытия) Бога, в которых применяют соответствующие научные и иные критерии: налнч!
подтверждающих факторов н возможное;

экспериментальной проверки основных положений тюри Система, не отвечающая этим критериям, может рас сматриваться только как гипотеза.

В таком научном контексте религия и атеизм предстаютв следующем виде. Религия предлагает огромно количество таких фактов, которые свидетельствуют уществовании мира сверхъестественного,

нематериального, существовании высшего Разума {Бога), души и др. Одновременно религия предлагает и конкрет­ный практический путь познания этих духовных реальностей, то есть предлагает путь проверки истинности своих утверждений.

Атеизм же не располагает фактами, подтверждающими небытиеБога и мира духовного. При бесконечности познания миря и вширь, и вглубь небытие Бога никогда нельзя будет доказать хотя бы в силу того, что все познания человеческие в любой момент времени являются лишь островком в океане непознанного. Поэтому даже если бы Бог не было, это оставалась бы вечной тайной для человечества

Второе и не менее важное для атеизма — ответить на вопрос: что конкретно должен сделать человек, чтобы убедится в небытии Бога? В атеистической теории этот вопрос остается без убедительного ответа. Для верующего ответ очевиден: необходимо лично встать на религиозный путь и тогда только можно будет получить соответствующее знание.

Понятие о религии. Религия как явление, присущее человеческому обществу на протяжении всей его истории и охватывающее до настоящего времени подавляющую часть населения земного шара, оказывается тем не менее областью недоступной и по меньшей мере Непонятной для очень многих людей.

Религия может быть рассмотрена с двух сторон: с внешней, то есть как она представляется постороннему наблюдателю, и с внутренней, которая открывается верующему и живущему в соответствии с духовными и нравственными принципами данной рештаки.

С внешней стороны религия есть мировоззрение, определяемое системой конкретных положений, без которых (или хота бы без одного из них) она теряет самое себя, вырождаясь в колдовство, оккультизм, сатанизм и т.д. Все эти псевдорелигиозные явления, хотя и содержат в себе отдельные элементы религии, в действительности представляют собой лишь продукт ее распада, деградации, извращения.

Другим важнейшим элементом, присущий религии, является убеждение в том, что человек способен к общению, единению с Богом, к вечной с Ним жизни. Эта аксиома религиозного учения составляет фактически самое его существа От нее и сама религия получила свое название, ибо латинское слово «репитере», от которого происходит слово «религия», означает «связывать», «соединять».

26 стр., 12541 слов

Понятие религиозного опыта в современной психологии

... тому, кто или что считается Богом [21]. Источник религии, по Джеймсу, эмоциональная сфера психики человека. Поэтому он и обращается к разработке понятия религиозного опыта, выражающего субъективные ... ОБЪЕКТ ФИЛОСОФСКО - ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА     Понятие религиозного опыта в современной психологии В процессе функционирования религии на одном из первых мест находятся переживания человека, ...

Немаловажно отметить, что религия -это не средство особой терапии человека отзаболеваний физических, нервных, психических и тд. Ее цель одна- исцелить его от нравственных и духовных недугов (страстей), которые являются причинами всех бед человеческих.

О внутренней стороне религии непричастный к ней человек может сказать весьма немногое в силу того, что это была бы попытка описать невыразимое в его духовном опыте.

РЕЛИГИЯ (набожность, святыня, предмет культа), мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), основана на вере в существование бога или богов, сверхъестественного. Исторические формы развития религии: племенные, национально-государственные (этнические), мировые (буддизм, христианство, ислам).

АТЕИЗМ (безбожный), исторически разнообразные формы отрицания религиозных представлений и культа и утверждение самоценности бытия мира и человека. Находил выражение в вольнодумстве, свободомыслии и др. Современный атеизм рассматривает религию как иллюзорное сознание.

Сравните понятие вера и суеверие

Вера – позиция разума, кот принимает то, что логически недоказуемо, но необходимо человеку для обоснования моральной установки и деятельности. Это мировоззренческая и психологическая установка

Суеверие — индивидуальный предрассудок, представляющий собой веру в возможность предвещения будущего и влияния на него посредством использования каких-либо потусторонних сил. Содержит допущение, часто неосознанное, что от этих сил можно найти защиту или достигнуть с ними приемлемого для человека компромисса. Как правило, проявляет себя на поведенческом уровне в редуцированных обрядовых формах: использовании талисманов, татуировке, магических жестах и пр. Особое место занимают приметы: определенным событиям приписывается прогностическое значение.

Понятие «суеверие», также как понятия Истина, Ложь, Заблуждение, Предрассудок, чётко в принципе не определимо, и отнесение того или иного представления к суевериям во многом субъективно. Как правило, к суевериям относят представления, связывающие между собой предметы и явления, между которыми невозможно установить объективной связи (так, например, сложно установить связь между удачей и числом 13, учитывая условный характер любого порядкового счёта

Сравните понятия моральность и религиозность

«моральность» означает нечто вроде «уровня морали» — при этом признается, что есть некая норма морали как целостного явления, то есть что мораль целиком имеет некие закреплённые рамки.

 

Сравните понятия коллективизм и конформизм

Трудовой коллектив – компактная соц группа, объединяющая людей, занятой решением конкретной общественной задачи.

Признаки: единство цели; демократизм; наличие руководящих органов; дисциплина; сотрудничество.

Принципы формирования: 1) принцип технологической взаимозависимости, 2) общей экон-кой заинтересованности в конечном рез-те, 3) ценностно-мировозренческой и психологической совместимости.

Конформизм – полное подчинение личности соц.системе, деформирующее ее хар-р и поведение.

Причины: иллюзия правоты большинства; возрастающая специализация всех сфер жизни.

Виды конформистов: 1) конформист, сориентированный на других, 2) ситуативный конформист, 3) конформист-нигилист.

Нонконформисты быв 2 видов: 1) творец-созидатель, 2) разрушитель.

 

Сравните понятия внутриличностный и межличностный конфликт

Внутриличностный конфликт происходит на уровне индивидуального сознания; межлично­стный — между двумя и более людьми одной или нескольких групп.

Сравните понятия компромисс и конфронтация

КОМПРОМИСС — соглашение на основе взаимных уступок.

Конфронтация — это пассив­ное противостояние групп с противоборству­ющими политическими, экономическими и социальными интересами.

КОНФРОНТАЦИЯ — противоборство, противопоставление, столкновение социальных систем, классовых интересов, убеждений (напр., политика конфронтации, военная конфронтация, конфронтация взглядов).

Сравните понятия культура и национальная культура.

КУЛЬТУРА — уровень развития общества, творческих сил и способностей человека; совокупность норм, ценностей, идеалов, способов поведения, выполняющих функцию соц-ной ориентации в обществе.

Национальная культура имеет двунаправ­ленное содержание, предполагающее осозна­ние личностью своей принадлежности к на­ции и признание нацией причастности лич­ности к ней. Нация выступает как историчес­ки индивидуализированное выражение обще­человеческих начал культуры. Национальная культура возникает одновременно с другими национальными культурами.

Потребность в осознании своей личной принадлежности к культуре решается в современных условиях на уровне не только народа в целом, но и па уровне каждого граж­данина.