Сравните методы опроса и наблюдения

Сравните понятия человек и личность

Сравните методы опроса и наблюдения

Сравните методы анализа док-тов и соц эксперимента

Сравните методы наблюдения и соц эксперимента

Сравните методы социометрического опроса и соц эксперимента

Сравните методы анализа док-тов и опроса

Сравните методы анализа док-тов и наблюдения

Сравните методы анкетирования и интервьюирования

Сравните содержательные и функциональные вопросы

10. Сравните кол-ные кач-ные исследования

Сравните понятия общество и общность

Сравните понятия соц связь и соц отношения

Сравните понятия соц роль и соц статус

Сравните теории функционализма и конфликтов

Сравните теории обменя и соц драмматургии

теория обмена:

Сравните теории сим. интеракционизм и обмена

Сравните теории справедливости и соц драмматургии

Сравните теории символический интеракционизм и соц драмматурги

19. Сравните понятия Целерациональное и Ценностно—рациональноедействие

Сравните понятия аффектное и традиционное действие

Сравните понятия коллектив и группа

Сравните понятия открытая и закрытая система стратификации

Сравните понятия открытые и закрытые вопросы

Сравните понятия функционально-психологические и контактные вопросы.

Сравните понятия контрольные вопросы и вопросы-фильтры

Сравните понятия мобильность и маргинальность общества

Сравните понятия высший, средний и низший класс общества

Сравните понятия аграрная волна и индустриальная волна развития цивилизации

Сравните понятия ролевые ожидания и соц нормы

Сравните понятия конвенциальные и меличностные роли

Сравните теологическую, метафизическую и научную стадии развития человечества

Сравните понятия соц статика и соц динамика

36. Сравните понятия «общество индустриального типа» и «общество военного типа»

Сравните понятия механическая и органическая солидарность

Сравните понятия морфологические и духовные факты.

Сравните понятия культура и цивилизация

Сравните понятия политика и власть

Сравните понятия рынок труда и мотивация труда

Сравните понятия руководство и лидерство

Сравните понятия культура и организационная культура

Сравните понятия религия и атеизм

Сравните понятие вера и суеверие

Сравните понятия моральность и религиозность

Сравните понятия коллективизм и конформизм

Сравните понятия внутриличностный и межличностный конфликт

Сравните понятия компромисс и конфронтация

Сравните понятия культура и национальная культура.

Сравните понятия культура и молодежная культура

Сравните понятия человек и личность

Человек — общественное существо, обладающее сознанием, разумом. (объект деят-ти)

9 стр., 4320 слов

Глава 1. Объект, предмет и метод теории организации

... комплексов). Таким образом, теория организация есть теория организационных отношений. В предмет теории организации целесообразно включать основные методы, категории, понятия, раскрывающие суть данной ... организации, лидер организации, формальная, неформальная организации, законы организации, организационная культура и др.). Категории, раскрывающие технологию организаторской деятельности и управления ...

Личность – конкретный человек, носитель сознания и самосознания, обладатель соц статуса, исполнитель соц роли.

Устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или общности. Понятие личности следует отличать от понятий «индивид» (единичный представитель человеческого рода) и «индивидуальность» (совокупность черт, отличающих данного индивида от всех др.).

Личность определяется данной системой общественных отношений, культурой и обусловлена также биологическими особенностями.

 

 

Сравните методы опроса и наблюдения

Наблюдением — непосредственное целенаправленное воспри­ятие и регистрацию соц-ных процессов.

Преимуществом метода наблюдений яв­ляется его осуществление одновременно с развитием изучаемых явлений, процессов. Этот метод фиксирует явление непосред­ственно в момент его протекания и прояв­ления конкретных связей в реальном вре­мени.

Недостатками метода наблюдения явля­ются: — трудоёмкость его осуще­ствления, которая предполагает участие в сборе информации большого числа исследо­вателей высокой квалификации; — использование метода наблюдения ог­раничивается временем совершения собы­тия, поэтому фиксируются лишь те события, которые имели место в момент наблюдения; — исследования осложнены невозмож­ностью повторения ситуации.

Опрос (интервью) позволяет получить малодоступ­ную для других методов исследования ин­формацию. Преимущество его в том, что бла­годаря непосредственному контакту с рес­пондентом имеется возможность видоизме­нять вопросы в соответствии с получаемыми ответами, ставить дополнительные вопросы, уточнять ответы, и тем самым обеспечивать получение более глубокой информации. Кро­ме того, непосредственный контакт с респон­дентом позволяет фиксировать не только со­держание ответов, но и их подтекст, эмоци­ональную окраску, особенности интонации, внешнюю реакцию.

13 стр., 6073 слов

Методы анализа причин травматизма

... электрическими, электромеханическими, фотоэлектрическими, радиационными и др. Сигнализирующие устройства. Эти устройства дают информацию о работе технологического оборудования и об изменениях в течение процесса, ... условиях взаимодействия его с потенциально опасными объектами можно рассматривать два основных метода: 1. Обеспечение недоступности к опасно действующим частям машин и оборудования; ...

Анкетный опрос — один из основных видов опроса, существенной особенностью которого является использование анкеты. Анкета — упорядоченный по со­держанию и форме набор вопросов, воплощен­ный в виде опросного листа, вопросника.

 

Сравните методы анализа док-тов и опроса

Анализ док-тов. Любое конкретное социологическое иссле­дование, как правило, начинается с анализа документов, имеющихся по изучаемой про­блеме. К документам в социологии относятся материалы, созданные для хранения и пере­дачи социологической информации.

Различают документы: официальные и неофициальные; вербальные, статистические, письмен­ные икографические, фоног­рафические; Специальные и косвенные; Первичные и вторичные; Личными и безличные.

Различают два способа анализа докумен­тальных материалов. Первый — это традиционный, классический, качественный ана­лиз, под которым понимаются умственные операции по интерпретации информации, содержащейся в документальных материа­лах, по выявлению их сути. Качественный анализ предполагает выявление авторства документа и времени его создания, целей, об­становки, вызвавшей появление документа. Второй — количественный формализован­ный метод. Приёмом количественного ана­лиза выступает контент-анализ — перевод текстовой информации в количественные показатели.

Опрос (интервью) позволяет получить малодоступ­ную для других методов исследования ин­формацию. Преимущество его в том, что бла­годаря непосредственному контакту с рес­пондентом имеется возможность видоизме­нять вопросы в соответствии с получаемыми ответами, ставить дополнительные вопросы, уточнять ответы, и тем самым обеспечивать получение более глубокой информации. Кро­ме того, непосредственный контакт с респон­дентом позволяет фиксировать не только со­держание ответов, но и их подтекст, эмоци­ональную окраску, особенности интонации, внешнюю реакцию.

Анкетный опрос — один из основных видов опроса, существенной особенностью которого является использование анкеты. Анкета — упорядоченный по со­держанию и форме набор вопросов, воплощен­ный в виде опросного листа, вопросника.

 

Сравните методы анализа док-тов и наблюдения

Наблюдением — непосредственное целенаправленное воспри­ятие и регистрацию соц-ных процессов.

Преимуществом метода наблюдений яв­ляется его осуществление одновременно с развитием изучаемых явлений, процессов. Этот метод фиксирует явление непосред­ственно в момент его протекания и прояв­ления конкретных связей в реальном вре­мени.

Недостатками метода наблюдения явля­ются: — трудоёмкость его осуще­ствления, которая предполагает участие в сборе информации большого числа исследо­вателей высокой квалификации; — использование метода наблюдения ог­раничивается временем совершения собы­тия, поэтому фиксируются лишь те события, которые имели место в момент наблюдения; — исследования осложнены невозмож­ностью повторения ситуации.

13 стр., 6384 слов

Психологические аспекты восприятия, запоминания и воспроизведения ...

... метод применялся при классификации полученной информации о внешних признаках человека, способах получения данной информации, метод системно структурного анализа был использован при определении структуры ... составляет диалектическая теория познания и общенаучные методы, а именно такие как: логико - юридический, формально - логический, метод системно-структурного анализа, статистический метод, ...

Анализ док-тов. Любое конкретное социологическое иссле­дование, как правило, начинается с анализа документов, имеющихся по изучаемой про­блеме. К документам в социологии относятся материалы, созданные для хранения и пере­дачи социологической информации.

Различают документы: официальные и неофициальные; вербальные, статистические, письмен­ные икографические, фоног­рафические; Специальные и косвенные; Первичные и вторичные; Личными и безличные.

Различают два способа анализа докумен­тальных материалов. Первый — это традиционный, классический, качественный ана­лиз, под которым понимаются умственные операции по интерпретации информации, содержащейся в документальных материа­лах, по выявлению их сути. Качественный анализ предполагает выявление авторства документа и времени его создания, целей, об­становки, вызвавшей появление документа. Второй — количественный формализован­ный метод. Приёмом количественного ана­лиза выступает контент-анализ — перевод текстовой информации в количественные показатели.

 

 

Сравните понятия соц роль и соц статус

СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ – модель поведения, объективно заданная соц.статусом личности, ее положением в системе общественных отношений

Социальная роль- это выработанная обществом программа действий человека в определенных обстоятельствах. Каждый человек одновременно исполня­ет несколько социальных ролей: члена семьи, участника трудового или учебного процесса, пассажира, покупателя, зрителя, слушателя, члена партии.

СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС— это положение человека в обществе, устанавливаемое через систему прав, обязанностей, привилегий и свобод.

 

Сравните теории функционализма и конфликтов

Осн. Положения теории функционализма:

1) общество – система частей, объединенных в одно целое.

2) Обществ. система сохраняет устойчивость, поскольку существуют такие ее элементы как суд и правоохранит. органы.

3) Дисфункции существуют, однако с течением времени они или преодолеваются сами по себе, или укореняются в обществе.

4) Развитие общества происходит эволюционным, а не революционным путем.

5) Связывающим элементом, гарантом стабильности общества явл. единая система ценностей, признанная большинством.

Осн. Положения теории конфликтов:

1) осн. отличительными чертами любого общества явл. господство, конфликт, подавление.

2) Общественная система построена на власти одних групп людей над другими.

3) У каждой из таких групп есть общие интересы, не зависимо от того, осознают их входящие в группу или нет.

13 стр., 6010 слов

Теории происхождения человека. Биологическое и социальное в человеке.

... история переживает такой период, когда остро встаёт вопрос о смысле жизни и цели существования не только отдельного человека, но и всего общества. Обыденному мышлению представляется, ... и «землю», т.е. высокое и низкое; Западная философия конца XIX – XXв. - иррационалистические теории обратили внимание на то, что воля к жизни и воля к власти, ...

4) Как только входящие в группу окончательно осознают общий интерес, они образуют класс.

Классовый конфликт обостряется, если:

— почти вся власть в обществе принадлежит одной группе людей

— лишенные власти не имеют возможности ее получить.

— в стане разрешена деятельность политических партий.

Сравните теории обменя и соц драмматургии

теория обмена:

1) в поведении чел преобладает рациональное начало, побуждающее его стремиться к получению выгод.

2) Процесс соц-ного взаимодействия – постоянный обмен между людьми различными выгодами

Закономерности поведения:

1) чем больше вознаграждается определенный тип поведения, тем чаще он будет повторяться.

2) Если вознаграждение зависит от каких-то условий, чел-к готов воссоздать их для получения желаемого.

3) Если вознаграждение велико, чел-к готов приложить больше усилий для его получения.

4) Если потребности чел-ка близки к насыщению, чел-к прилагает меньше усилий ради их удовлетворения.

Теория соц драматургии: каждая жизненная ситуация – драматический спектакль в миниатюре. Осн стремление чел-ка – регулировать поведение др людей, особенно их ответную реакцию. Это осуществляется путем влияния на понимание ситуации др людьми. Классическим примером такой теории, явл рекомендации Д.Карнеги.

 

Сравните теории сим. интеракционизм и обмена

сим. интеракционизм: сущность символическиго интеракционизма заключается в том, что взаимодействие между людьми рассматривается как непрерывный диалог, в процессе которого люди наблюдают, осмысливают намерения друг друга и реагируют на них. Наша ответная реакция определяется символом, который выступает в качестве стимула. Символом явл все, чему мы придаем смысл, что для нас значимо.

теория обмена:

— в поведении чел преобладает рациональное начало, побуждающее его стремиться к получению выгод.

— Процесс соц-ного взаимодействия – постоянный обмен между людьми различными выгодами

— Закономерности поведения:

— чем больше вознаграждается определенный тип поведения, тем чаще он будет повторяться.

— Если вознаграждение зависит от каких-то условий, чел-к готов воссоздать их для получения желаемого.

— Если вознаграждение велико, чел-к готов приложить больше усилий для его получения.

— Если потребности чел-ка близки к насыщению, чел-к прилагает меньше усилий ради их удовлетворения.

 

Сравните теории справедливости и соц драмматургии

Теория справедливости явл продолжением теории обмена.

1) из множества факторов, влияющих на процесс обмена, наиб значение имеет фактор справедливости.

14 стр., 6759 слов

ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ В ТЕОРИИ МУЗЫКИ

... еще раз подчеркнем факт специфичности и сравни­тельно большой автономности теории музыки. Разумеется, тща­тельное, глубокое исследование ... методология", ведутся обсуждения достоинств и недостатков музыкально-теоретических понятий, самокритика музыкознания поддерживается критикой со стороны. В ... писателями, так и учеными, а также повествование о человеке — главном объекте не только литературы, но ...

3 аксиомы справедливости:

— люди оценивают свои взаимоотношения путем сравнения что они вкладывают и что получают взамен.

— неэквивалентность вклада и вознаграждения вызывает беспокойство, усиление психического напряжения. Недооценка – чувство обиды, переоценка – чувство вины.

— люди, не удовлетворенные своими взаимоотношениями, стремятся восстановить справедливость.

3 пути восстановления справедливости:

— уменьшая свой вклад

— требуя увеличить вознаграждения

— разрыв отношений

Теория соц драматургии: каждая жизненная ситуация – драматический спектакль в миниатюре. Осн стремление чел-ка – регулировать поведение др людей, особенно их ответную реакцию. Это осуществляется путем влияния на понимание ситуации др людьми. Классическим примером такой теории, явл рекомендации Д.Карнеги.

Сравните теории символический интеракционизм и соц драмматурги

Символический интеракционизм: сущность символическиго интеракционизма заключается в том, что взаимодействие между людьми рассматривается как непрерывный диалог, в процессе которого люди наблюдают, осмысливают намерения друг друга и реагируют на них. Наша ответная реакция определяется символом, который выступает в качестве стимула. Символом явл все, чему мы придаем смысл, что для нас значимо.

Теория соц драматургии: каждая жизненная ситуация – драматический спектакль в миниатюре. Осн стремление чел-ка – регулировать поведение др людей, особенно их ответную реакцию. Это осуществляется путем влияния на понимание ситуации др людьми. Классическим примером такой теории, явл рекомендации Д.Карнеги.

 

 

19. Сравните понятия Целерациональное и Ценностно—рациональноедействие

Целерациональное действие предполагает осознание цели, средств ее достижения, воз­можной реакции других людей.

Ценностно—рациональное действие основы­вается на сознательной вере в этическую, эстетическую или религиозную ценность определенного поведения.

Сравните понятия аффектное и традиционное действие

Аффективное действие совершается под влиянием аффекта, т. е. бессознательного пси­хологического импульса или чувства.

Традиционное действие осуществляется на основе традиций, привычек.

 

Сравните понятия коллектив и группа

Коллектив – это формальная группа на производстве, или относительно компактная группа людей, занятых решением конкретной производственной задачи.

Группа – это совокупность людей, кот. определённым образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к группе и считаются её членами сточки зрения других людей.

 

 

2 стр., 852 слов

Общее понятие о психике человека, ее структуре и функциях

... практикой; сам психический образ формируется в процессе ак­тивной деятельности человека; психическое отражение углубляется и совершенствуется; обеспечивает целесообразность поведения и деятельности; ... устойчивыми регуляторами психической деятельности являются свойства личности. Под психическими свойствами человека следует по­нимать устойчивые образования, обеспечивающие опре­деленный качественно- ...

Сравните понятия открытая и закрытая система стратификации

Каждое общество имеет свою систему со­циальной стратификации. Существует две ее разновидности: закрытая и откры­тая. Закрытая стратификация предполагает очень жесткие границы страт, запреты пе­рехода из одной страты в другую. Примером такой стратификации является кастовый строй в Индии, касты в странах Африки. Кастовый строй не типичен для современ­ного общества. Открытая кастовая стратифи­кация не знает формальных ограничений перехода из одной страты в другую, запрета смешанных браков, запрета на занятие той или иной профессией и т. д. С развитием современного общества рас­тет социальная мобильность, т. е, активизи­руется переход из одних страт в другие.

 

Сравните понятия открытые и закрытые вопросы

В зависимости от структуры вопросы бы­вают открытыми и закрытыми. В открытых вопросах респондент сам формулирует от­вет. В закрытых содержится перечень вари­антов ответов, и опрашиваемый выбирает из этого «веера» тот ответ, который для него приемлем.

Веер возможных ответов должен исчерпы­вать объём вопроса, включая позитивные, предполагающие выбор одного ответа, а так­же ответы типа «не знаю», «затрудняюсь ответить», и другие.

Выделяют три разновидности закрытых вопросов:

— «да — нет»;

— альтернативные, предполагающие вы­бор одного ответа из перечня возможных;

— вопросы-меню, позволяющие респон­денту выбирать одновременно несколько ответов.

Выбор ответа из веера предложенных ва­риантов предполагает возможность одновре­менного сотрудничества в нескольких назва­ных формах.

Сравните понятия функционально-психологические и контактные вопросы.

Если основные вопросы предназна­чены для получения информации о социальных фактах, то назначение фильтрующих вопросов — отсеять некомпетентных респон­дентов. Функция контрольных вопросов — уточнить правдивость ответов на основные вопросы, это своеобразная модификация ос­новного вопроса, его иная словесная форму­лировка. Контактные вопросы позволяют установить доброжелательные отношения между исследователем и респондентом, «сло­мать лёд».

Функционально – психологические вопросы задаются для снятия напряжения и перехода от одной темы к другой.

Сравните понятия контрольные вопросы и вопросы-фильтры

Назначение фильтрующих вопросов — отсеять некомпетентных респон­дентов. Функция контрольных вопросов — уточнить правдивость ответов на основные вопросы, это своеобразная модификация ос­новного вопроса, его иная словесная форму­лировка.

Сравните понятия религия и атеизм

АТЕИЗМ — система научно обоснованных взгляд отвергающих веру в сверхъестественное. Быть атеистом значит не признавать никакой религии. Развитие определяется уровнем материального производства общественных отношений, его теоретической основой служат материализм и наука. Религия – это сложная соц. ма, в которую входят рел.сознание, рел.культ и организация. Соединение человека с богом осуществлявл. через веру, под которой имеется в виду не толь убеждения в существовании бога, но и особенный х-р подчинения жизни верующего соответствующим догмат и заповедям данной религии. Религия является тем, что дает человеку, при соблюдении правил духовной жизни возможность соединения с источником жизни; истины блага-Богом.

10 стр., 4744 слов

150 вопросов с ответами по Философии

... влияние объекта на субъект. - представление субъективного образа действительности. Вопрос 32. Понятие – это: - первая форма рационального мышления. - ... представлений о мире. - мысли о бытии. Вопрос 8. Философия и религия являются близкими по основаниям: - близки ... учение, исключающее Бога из картины мира? - атеизм. - теизм. - деизм. - монизм. Вопрос 17. Какая основная черта русской философии: - ...

Сравните понятия «религия» и «атеизма». Современный человек окружен большим количеством разнообраэтх вер и идеологий, но все они могут бытобъединены вокруг двух основных мнровоззренийрелигии и атеизма.

Религию и атеизм целесообразно рассматривать как теориибытия (или небытия) Бога, в которых применяют соответствующие научные и иные критерии: налнч!
подтверждающих факторов н возможное;

экспериментальной проверки основных положений тюри Система, не отвечающая этим критериям, может рас сматриваться только как гипотеза.

В таком научном контексте религия и атеизм предстаютв следующем виде. Религия предлагает огромно количество таких фактов, которые свидетельствуют уществовании мира сверхъестественного,

нематериального, существовании высшего Разума {Бога), души и др. Одновременно религия предлагает и конкрет­ный практический путь познания этих духовных реальностей, то есть предлагает путь проверки истинности своих утверждений.

Атеизм же не располагает фактами, подтверждающими небытиеБога и мира духовного. При бесконечности познания миря и вширь, и вглубь небытие Бога никогда нельзя будет доказать хотя бы в силу того, что все познания человеческие в любой момент времени являются лишь островком в океане непознанного. Поэтому даже если бы Бог не было, это оставалась бы вечной тайной для человечества

Второе и не менее важное для атеизма — ответить на вопрос: что конкретно должен сделать человек, чтобы убедится в небытии Бога? В атеистической теории этот вопрос остается без убедительного ответа. Для верующего ответ очевиден: необходимо лично встать на религиозный путь и тогда только можно будет получить соответствующее знание.

Понятие о религии. Религия как явление, присущее человеческому обществу на протяжении всей его истории и охватывающее до настоящего времени подавляющую часть населения земного шара, оказывается тем не менее областью недоступной и по меньшей мере Непонятной для очень многих людей.

Религия может быть рассмотрена с двух сторон: с внешней, то есть как она представляется постороннему наблюдателю, и с внутренней, которая открывается верующему и живущему в соответствии с духовными и нравственными принципами данной рештаки.

С внешней стороны религия есть мировоззрение, определяемое системой конкретных положений, без которых (или хота бы без одного из них) она теряет самое себя, вырождаясь в колдовство, оккультизм, сатанизм и т.д. Все эти псевдорелигиозные явления, хотя и содержат в себе отдельные элементы религии, в действительности представляют собой лишь продукт ее распада, деградации, извращения.

Другим важнейшим элементом, присущий религии, является убеждение в том, что человек способен к общению, единению с Богом, к вечной с Ним жизни. Эта аксиома религиозного учения составляет фактически самое его существа От нее и сама религия получила свое название, ибо латинское слово «репитере», от которого происходит слово «религия», означает «связывать», «соединять».

26 стр., 12541 слов

Понятие религиозного опыта в современной психологии

... кто или что считается Богом [21]. Источник религии, по Джеймсу, эмоциональная сфера психики человека. Поэтому он и обращается к разработке понятия религиозного опыта, выражающего субъективные ... КАК ОБЪЕКТ ФИЛОСОФСКО - ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА     Понятие религиозного опыта в современной психологии В процессе функционирования религии на одном из первых мест находятся переживания человека, ...

Немаловажно отметить, что религия -это не средство особой терапии человека отзаболеваний физических, нервных, психических и тд. Ее цель одна- исцелить его от нравственных и духовных недугов (страстей), которые являются причинами всех бед человеческих.

О внутренней стороне религии непричастный к ней человек может сказать весьма немногое в силу того, что это была бы попытка описать невыразимое в его духовном опыте.

РЕЛИГИЯ (набожность, святыня, предмет культа), мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), основана на вере в существование бога или богов, сверхъестественного. Исторические формы развития религии: племенные, национально-государственные (этнические), мировые (буддизм, христианство, ислам).

АТЕИЗМ (безбожный), исторически разнообразные формы отрицания религиозных представлений и культа и утверждение самоценности бытия мира и человека. Находил выражение в вольнодумстве, свободомыслии и др. Современный атеизм рассматривает религию как иллюзорное сознание.

Сравните понятие вера и суеверие

Вера – позиция разума, кот принимает то, что логически недоказуемо, но необходимо человеку для обоснования моральной установки и деятельности. Это мировоззренческая и психологическая установка

Суеверие — индивидуальный предрассудок, представляющий собой веру в возможность предвещения будущего и влияния на него посредством использования каких-либо потусторонних сил. Содержит допущение, часто неосознанное, что от этих сил можно найти защиту или достигнуть с ними приемлемого для человека компромисса. Как правило, проявляет себя на поведенческом уровне в редуцированных обрядовых формах: использовании талисманов, татуировке, магических жестах и пр. Особое место занимают приметы: определенным событиям приписывается прогностическое значение.

Понятие «суеверие», также как понятия Истина, Ложь, Заблуждение, Предрассудок, чётко в принципе не определимо, и отнесение того или иного представления к суевериям во многом субъективно. Как правило, к суевериям относят представления, связывающие между собой предметы и явления, между которыми невозможно установить объективной связи (так, например, сложно установить связь между удачей и числом 13, учитывая условный характер любого порядкового счёта

Сравните понятия моральность и религиозность

«моральность» означает нечто вроде «уровня морали» — при этом признается, что есть некая норма морали как целостного явления, то есть что мораль целиком имеет некие закреплённые рамки.

 

Сравните понятия коллективизм и конформизм

Трудовой коллектив – компактная соц группа, объединяющая людей, занятой решением конкретной общественной задачи.

Признаки: единство цели; демократизм; наличие руководящих органов; дисциплина; сотрудничество.

Принципы формирования: 1) принцип технологической взаимозависимости, 2) общей экон-кой заинтересованности в конечном рез-те, 3) ценностно-мировозренческой и психологической совместимости.

Конформизм – полное подчинение личности соц.системе, деформирующее ее хар-р и поведение.

Причины: иллюзия правоты большинства; возрастающая специализация всех сфер жизни.

Виды конформистов: 1) конформист, сориентированный на других, 2) ситуативный конформист, 3) конформист-нигилист.

Нонконформисты быв 2 видов: 1) творец-созидатель, 2) разрушитель.

 

Сравните понятия внутриличностный и межличностный конфликт

Внутриличностный конфликт происходит на уровне индивидуального сознания; межлично­стный — между двумя и более людьми одной или нескольких групп.

Сравните понятия компромисс и конфронтация

КОМПРОМИСС — соглашение на основе взаимных уступок.

Конфронтация — это пассив­ное противостояние групп с противоборству­ющими политическими, экономическими и социальными интересами.

КОНФРОНТАЦИЯ — противоборство, противопоставление, столкновение социальных систем, классовых интересов, убеждений (напр., политика конфронтации, военная конфронтация, конфронтация взглядов).

Сравните понятия культура и национальная культура.

КУЛЬТУРА — уровень развития общества, творческих сил и способностей человека; совокупность норм, ценностей, идеалов, способов поведения, выполняющих функцию соц-ной ориентации в обществе.

Национальная культура имеет двунаправ­ленное содержание, предполагающее осозна­ние личностью своей принадлежности к на­ции и признание нацией причастности лич­ности к ней. Нация выступает как историчес­ки индивидуализированное выражение обще­человеческих начал культуры. Национальная культура возникает одновременно с другими национальными культурами.

Потребность в осознании своей личной принадлежности к культуре решается в современных условиях на уровне не только народа в целом, но и па уровне каждого граж­данина.