Вопрос 17.Основные теоретические подходы к анализу идентичности.
Процесс становления идентичности является неотъемлемой частью социализации. Основной функцией данной личностной структуры является адаптация в самом широком смысле этого слова.
Идентичность обычно разделяют на личную и социальную. Личная идентичность – это тождественность самому себе, то чем ты отличаешься от других. Социальная идентичность – ощущение себя частью группы, признание норм и ценностей этой группы, признание своего сходства с членами группы.
У человека может быть нарушена как личная идентичность (например, диссоциативное расстройство идентичности, когда у человека имеет место «множественная личность»).
Нарушения социальной идентичности иногда имеет место при нарушениях развития, например, в интеллектуальной и в эмоционально-волевой сферах.
Впервые детально понятие идентичности было представлено в работе Э. Эриксона «Детство и общество» (Erikson E., 1950).
Эриксон понимал идентичность в целом как процесс «организации жизненного опыта в индивидуальное Я», при этом его динамика происходит на протяжении всей жизни человека. Идентичность имеет определенную «организующую» функцию в развитии.
Эриксон выделил 8 возрастов человека, каждый из которых характеризуется некоторой альтернативой, встающей перед человеком в этот период, а также определенным символом возраста.
На подростковой стадии наблюдаются два механизма формирования идентичности: а) проецирование вовне смутных представлений о своей идеальности («сотворить себе кумира»); б) негативизм по отношению к «чужому», подчеркивание «своего» (боязнь обезличенности, усиление своей «непохожести»).
Когда молодой человек не готов осуществить выбор идентичности, у него наступает «психосоциальный мораторий» — продление переходного периода. Здесь и возможен кризис идентичности — утрата чувства дома, психологического благополучия и тогда — «уход» в различные молодежные субкультуры (рокеры, битники и пр.).
Радикальный перелом наступает при переходе к стадии «молодость»: возникает готовность и желание «смешивать свои идентичности с другими», правда, при возможном сохранении дистанции. Этот период совпадает с важными событиями в жизни молодого человека: с поиском друга, возможно, будущего спутника жизни, не исключено, что и просто старшего, авторитетного товарища. Важно, что при всех вариантах повышается значимость другого человека, причем настолько, что «смешать» свою идентичность с ним не представляется ни жертвой, ни изменой себе [см. 80, с. 91].
1. Назовите психологические причины объединения людей в группы
... действию. 5. Мотив самоутверждения (уважения и признания) связан с чувством собственного достоинства, самолюбием. Человек стремится получить определенный статус в группе, хочет, чтобы его уважали и ... одну или несколько социальных групп. При этом человек – член группы и сама группа оказывают огромное взаимное влияние на жизнь и поведение друг друга. Социальная группа – это тип ...
Второй «пик» наступает на восьмой стадии — «зрелость»: только здесь происходит окончательная конфигурация идентичности в связи с переосмыслением человеком его жизненного пути.
Эриксон задает идентичность как сложное личностное образование, имеющее многоуровневую структуру.
- На индивидномуровне анализа это представление о себе как о некоторой относительно неизменной данности, человеке того или иного физического облика, темперамента, задатков, имеющем принадлежащее ему прошлое и устремленном в будущее.
- С личностнойточки зрения идентичность определяется как ощущение человеком собственной неповторимости, уникальности своего жизненного опыта, задающее некоторую тождественность самому себе.
- Социальная идентичностьопределяется Эриксоном как тот личностный конструкт, который отражает внутреннюю солидарность человека с социальными, групповыми идеалами и стандартами и тем самым помогает процессу категоризации: это те наши характеристики, благодаря которым мы делим мир на похожих и непохожих на себя.
Подобное представление о двух основных составляющих идентичности – персональной и социальной – присутствует в большинстве работ, посвященных данной проблеме.
Наряду с этим, в конкретных эмпирических исследованиях можно встретить более дробную детализацию, в основном касающуюся социальной ее ипостаси и имеющую в качестве основания для своего выделения те или иные виды социализации. Так, речь может идти о формировании полоролевой, профессиональной, этнической, религиозной идентичности личности. Иногда в качестве основания для выделения различных видов идентичности берется общий уровень ее сформированности. Так, например, в работах американского исследователя Ж. Марсиа (1980), посвященных анализу психологических новообразований юношеского возраста и ставящих своей задачей некоторую операционализацию теоретических конструкций Эриксона, дано описание четырех видов идентичности.
Марсиа выделяет в подростковом возрасте:
- «диффузию», характеризующуюся практическим отсутствием у подростка предпочтения каких-либо половых, идеологических и профессиональных моделей поведения. Проблемы выбора его еще не волнуют, он еще не осознал себя в качестве автора собственной судьбы.
- «мораторий» как наиболее критический период в формировании подростковой идентичности — активная конфронтация взрослеющего человека с предлагаемым ему обществом спектром возможностей. Требования к жизни у такого подростка смутны и противоречивы, его, как говорится, бросает из крайности в крайность, и это характерно не только для его социального поведения, но и для его Я-представлений.
- «предрешение». В этом случае подросток хотя и ориентирован на выбор в указанных трех сферах (половая, идеологическая, профессиональная) социального самоопределения, однако руководствуется в нем исключительно родительскими установками, становясь тем, кем хотят видеть его окружающие.
- «реализованную идентичность», характеризующуюся тем, что подросток перешел критический период, отошел от родительских установок и оценивает свои будущие выборы и решения, исходя из собственных представлений. Он эмоционально включен в процессы профессионального, идеологического и сексуального самоопределения, которые Марсиа считает основными «линиями» формирования идентичности.
Иногда за те или иные структурные единицы идентичности принимаются различные Я-представления, выделяемые по самым разным основаниям. Характерной иллюстрацией могут служить работы известного исследователя особенностей Я-концепции подростка Г. Родригеса-Томэ (1980).
С точки зрения социологии, личностью является каждый человек, ...
... средств их достижения и приобретающих функцию регуляторов социального поведения человека. 9. Идентичность – социальное качество, которое является результатом сознательного и эмоционального отождествления ... встречающийся в обществе на определенном этапе развития социальный портрет индивида, их личностные характеристики, формируемые господствующими типами культуры); модальный (реально господствующий ...
Так, он выделяет в структуре подростковой идентичности три основных дихотомически организованных измерения.
- определение себя через «состояние» или же через «активность» – «я такой-то или принадлежу к такой-то группе» противопоставляется при этом позиции «я люблю делать то-то».
- оппозиция «официальный социальный статус – личностные черты».
- в Я-концепции того или иного полюса дихотомии «социально одобряемые» и «социально неодобряемые» Я-характеристики.
Ряд исследователей (Ж. Пиаже и др.) отмечают, что социальная идентичность формируется по мере роста социальной осведомленности, знаний о своей социальной группе. Таким образом, многие психологи в структуре идентичности в качестве ведущего выделяют когнитивный компонент. Другие авторы (Бергер, Лукман, Финней и др.) связывают социализацию с большой эмоциональной нагрузкой, отмечают роль предубеждений, чувств, т. е. первичное место в формировании идентичности отводят эмоциональному компоненту.
На формирование социальной идентичности влияют особенности языка, культуры, менталитета, исторического развития.
По мнению Тэджфела (1979), межличностные и межгрупповые формы взаимодействия представляют собой два полюса единого биполярного континуума, на котором можно расположить все возможные варианты социального поведения. Один полюс – взаимодействие, определяемое полностью межличностными отношениями и индивидуальными характеристиками участников. На другом полюсе – взаимодействие между людьми, полностью детерминированное их групповым членством и на которое не влияют их индивидуальные отношения и характеристики.
Теория социальной идентичности
- Социальная идентичность складывается из тех аспектов образа «Я», которые вытекают из восприятия индивидом себя как члена определенных социальных групп (или категорий, как предпочитают обозначать их Тэджфел и Тэрнер).
Так, например, в «Я-образ» может входить осознание себя как мужчины, европейца, англичанина, студента, представителя средних слоев общества, члена спортивной команды, молодежной организации и т.д.
- Индивиды стремятся к сохранению или повышению своей самооценки, т.е. стремятся к положительному образу себя.
- Социальные группы (или категории) и членство в них связаны с сопутствующей им положительной или отрицательной оценкой, существующей в обществе, следовательно, социальная идентичность может быть положительной или отрицательной. Например, на протяжении столетий принадлежность к мужскому полу ценилась выше, чем к женскому.
- Оценка собственной группы индивидом определяется взаимоотношениями с некоторыми другими группами через социальное сравнение ценностно значимых качеств и характеристик.
- Индивиды стремятся к достижению или сохранению позитивной социальной идентичности.
- Позитивная социальная идентичность в большой степени основана на благоприятных сравнениях ингруппы и несколькими релевантными аутгруппами: ингруппа должна восприниматься как позитивно отличная от релевантных групп.
При этом сравнение производится не по вертикали (свой пятый класс с первым или десятым), а по горизонтали (свой пятый с другими пятыми), так как именно эти возрастные группы релевантны его ингруппе.
Методологические проблемы исследования психологии больших социальных ...
... этих явлений? Виды больших групп Стихийные группы – случайно возникшие достаточно кратковременно существующие общности (толпа, публика, аудитория). Собственно социальные группы, сложившиеся в ходе исторического ... реле. В экспериментальной и контрольной группах варьировались условия труда (например, освещенность). Наблюдался рост производительности в обеих группах, даже после устранения варьируемых ...
В том же случае, когда индивид оказывается включенным в низкостатусную группу, это приводит к запуску различных стратегий, направленных на сохранение или достижение позитивной идентичности, например:
- индивидуальная мобильность, которая включает все виды попыток члена низкостатусной группы покинуть ее и присоединиться к высокостатусной;
- стратегия социальной креативности:
- выбор новых параметров сравнения
- выбор для сравнения новой аутгруппы
- обращение своих негативных сторон в позитивные
- социальная конкуренция – это прямое приписывание желательных характеристик своей группе и противопоставление их группе сравнения (Агеев, 1990).
Для Тернера личностная и социальная идентичность — не столько различные формы идентичности, сколько различные формы самокатегоризации: личность категоризирует себя в пределах определенного континуума «ближе» то к одному, то к другому полюсу. В соответствии с теорией самокатегоризации (Тернер) процесс становления социальной идентичности содержит в себе три последовательных когнитивных процесса.
- индивид самоопределяется как член некоторой социальной категории (так, в Я-концепцию каждого из нас входит представление о себе как о мужчине или женщине определенного социального статуса, национальности, вероисповедания, имеющего или не имеющего отношения к различным социальным организациям, и прочее).
- человек не только включает в свой Я-образ общие характеристики собственных групп членства, но и усваивает нормы и стереотипы поведения, им свойственные (процесс социального взросления и состоит, по сути, в апробации различных вариантов поведения и выяснения, какие из них являются специфическими для собственной социальной категории)
- процесс становления социальной идентичности завершается тем, что человек приписывает себе усвоенные нормы и стереотипы своих социальных групп, они становятся внутренними регуляторами его социального поведения (так, мы не только определяем себя в рамках тех или иных социальных категорий, не только знаем и умеем вести себя соответственно им, но и внутренне, эмоционально идентифицируемся со своими группами принадлежности).
Связь между личной и социальной идентичностью
21.Ψ больших организованных социальных групп
... Эмлциональная сфера включает в себя этническую идентичность и самосознание. Осознание чел-ком своей принадлежности к определенной этнической группе и эмоциональное переживание этього факта, т.е. ... возникшие, достаточно кратковременно существующие общности (толпа, публика, аудитория) и социальны группы, т.е. группы, сложившиеся в ходе исторического развития общества, занимающее определенное место в ...
Тэшфел и Тернер полагали, что ситуация, которая делает более выраженной социальную идентичность, должна сдвигать поведение участников к межгрупповому полюсу континуума, к той точке, где практически исчезает разница между собой и другими членами ингруппы. Доказательством правильности такого предположения служат, например, эксперименты Тэрнера (1978), в которых испытуемые, разделенные по условиям эксперимента на две группы, сами могли распределять денежное вознаграждение по окончании эксперимента между собой и другими испытуемыми. Оказалось, что когда условия взаимодействия, предшествовавшего распределению денег, сглаживали, затушевывали принадлежность участников к различным группам, то испытуемые старались извлечь из распределения вознаграждения максимальную выгоду для себя вне зависимости от того, кто выступал в качестве партнера по распределению награды – представитель ингруппы или аутгруппы, то есть наблюдался высокий уровень самопредпочтения. Если же групповое членство во взаимодействии было явно выраженным, акцентированным, самопредпочтение снижалось, когда потом надо было разделить вознаграждение между собой и членом ингруппы, и повышалось, когда партнером по дележу оказывался член другой группы. В условиях максимальной выраженности группового членства награда между собой и членами ингруппы делилась практически поровну.
Столкновение между межличностными и межгрупповыми установками может оканчиваться победой как тех, так и других. Например, в исследовании Брауна и Тэрнера (1979) от испытуемых требовалось оценить результат выполнения задания членами аутгруппы. Когда испытуемые не общались с другой группой, наблюдалось стремление обесценить, «забраковать» продукт члена аутгруппы. Однако введение в экспериментальную ситуацию непосредственного межгруппового контакта резко снижало уровень межгрупповой дискриминации.
Индивид принадлежит не к какой-либо одной группе, но, как правило, к большому числу микро- и макрогрупп. В силу этого возникает интерференция, взаимовлияние тех систем ценностей норм и стандартов поведения, которые приняты в этих группах. Более того, часто эти системы норм и ценностей, в силу внешних обстоятельств, приходят в противоречие друг с другом, и индивид оказывается перед внутренним выбором.
Стефансон был не согласен с Тэшфелом и Тернером. Он пришел к выводу о возможной независимости межгрупповых и межличностных отношений. Выраженное межгрупповое поведение может в одной и той же ситуации соседствовать с выраженными межличностными отношениями. Например, как было продемонстрировано в исследовании Морли, Стефенсона (1977), в переговорах между предпринимателями и руководителями профсоюзов крайне выражено межгрупповое поведение, но в зависимости от ситуации оно может сопровождаться высоким уровнем межличностных отношений (при непосредственном контакте) или низким (при обсуждении вопросов по телефону).
Студенты как социальная группа
... • размеров группы (большие группы – социальные организации – малые группы); • социально значимых критериев (мужчины – женщины, рабочие – крестьяне – служащие); • постоянства образования (собственно социальные группы – квазигруппы); • типа идентификации с группой (“моя” группа (ингруппа) – “чужая” группа (аутгруппа)). Большая группа – социальная группа большого ...
Однако это предположение находится в противоречии с наиболее поздней версией концепции Дж. Тэрнера (1985), существенным моментом которой является признание обратной связи между личностными и социальными уровнями самокатегоризации: актуализация групповой идентичности должна неизбежно «тормозить» установки и поведение, порождаемые личностной идентичностью, и, наоборот, актуализация личностной идентичности подавляет «работу» и «эффекты» идентичности социальной.
В средней точке континуума, где самовосприятие и локализуется в большинстве случаев, индивид воспринимает себя как умеренно отличающегося от членов ингруппы, которая в свою очередь умеренно отличается от всех других групп.
Особую остроту в ситуации социальной нестабильности приобретает проблема социальной идентичности, в рамках которой строится образ-Я. По отношению к проблеме социальной идентичности так же часто, как и по отношению к экономической и политической ситуации в нашей стране, употребляется термин «кризис» [57]. Кризис идентичности можно определить как особую ситуацию сознания, когда большинство социальных категорий, посредством которых человек определяет себя и свое место в обществе, кажутся утратившими свои границы и свою ценность. Как уже отмечалось, в проблеме идентичности интересен не тот факт, к какой социальной группе принадлежит человек объективно, но с какой группой он отождествляет себя. Немаловажное обстоятельство при этом — позитивная оценка группы принадлежности: человеку не просто свойственно отнести себя к какой-то группе, но и наделить эту группу позитивными чертами. Кризис идентичности может быть поэтому определен не только как трудность в обозначении своей ниши в обществе, но и как утрата позитивных представлений о своей группе.
Не случайно на бытовом уровне сегодня возникают затруднения с определением национальной и гражданской принадлежности. В условиях многонационального государства с традициями фиксации национальной принадлежности трудно однозначно ответить на вопрос так, чтобы в ответе совпали этническая и гражданская позиции. Раньше это достигалось употреблением слова «советский». А теперь? «Русский», поскольку принадлежишь к России, или «якут», «татарин», «чуваш», поскольку именно это твоя национальная группа? Не случайно в средствах массовой информации, в официальных документах все чаще мелькает термин «россияне» для обозначения всех, населяющих Россию. Введение этого понятия приходит в противоречие с традицией, отличающей русских от всех других национальных групп на территории России. В других многонациональных государствах такой проблемы нет, поскольку, например, в США все — «американцы» без дальнейшего деления по этнической принадлежности [см. 90].
Хотя утрата идентичности или просто затруднения с ее определением (как на сознательном, так и на бессознательном уровне) затрагивает все население, особенно драматично этот кризис переживают определенные социальные слои. К ним относятся прежде всего пожилые люди, а также некоторые группы молодежи. Для пожилых людей характерна именно утрата идентичности, что связано с болезненным переживанием бессмысленности прожитой жизни, с крахом идеалов, с утратой привычных жизненных ориентиров.
57. эриксон. идентичность, юность и кризис
... штат Массачусетс) в 1994 г. Книга «Идентичность: юность и кризис» посвящена проблемам юношеского возраста, связанным с социальным становлением личности. Автор прослеживает индивидуальные жизненные циклы, ... к сосредоточению. Поскольку идентичность не без основания считается одним из основных элементов развития Эго и его силы, неудовлетворительное разрешение кризиса идентичности делает индивидуума ...
Другая группа со специфическими психологическими проблемами идентичности — это молодежь. Здесь фокус проблемы — выбор социальной группы, с которой выражается готовность идентифицировать себя.