Лингвистический подход к нарушениям звукопроизношения

Содержание

Введение 3

Глава 1. Понятие лингвистического подхода к нарушениям звукопроизношения 5

1.1. Лингвистическая характеристика устной речи 5

1.2. Закономерности формирования звукопроизношения 10

Глава 2. Лингвистическая характеристика нарушений звукопроизношения 17

2.1. Формы проявления нарушений звукопроизношения 17

2.2. Группы нарушенных звуков 20

Заключение 33

Список литературы 35

Введение

В настоящее время наблюдается тенденция к значительному росту числа детей с речевыми нарушениями. Среди них весьма распространенным нарушением является нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

Патологические нарушения следует отделять от временных (физиологических) нарушений произношения звуков, обусловленных недостаточной сформированностью фонематического слуха или артикуляционного аппарата.

При нормальных условиях воспитания, когда ребенок получает от взрослых правильные образцы речи, когда проводится систематическая работа по формированию правильного произношения, способствующая усвоению ребенком фонетической системы языка, развитию речедвигательного и речеслухового анализаторов, физиологически обусловленное нарушение звукопроизношения устраняется предположительно к концу пятого года жизни.

Резкое несоответствие особенностей произношения его возрастным нормам и стойкость неправильных форм произношения характерны для различных случаев патологии. Они могут быть обусловлены как нарушениями фонематического слуха, артикуляционного аппарата, так и расстройствами нейродинамики (недостаточной дифференцировкой процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга), несформированностью межанализаторных связей.

Нарушения звукопроизношения требуют специальной логопедической помощи ребенку, и от ее своевременности будет зависеть успешная подготовка его к обучению в школе (Г.А. Каше, Г.В. Чиркина, М.Ф. Фомичева).

Система представлений о механизмах звукопроизношения на современном этапе строится на данных лингвистики и психолингвистики.

7 стр., 3148 слов

Копия 2 распр.нарушения у детей

... авторов предлагают проводить коррекцион‑ную работу с аутичными детьми в следующих основных направлениях. 1. Развитие ощущений и восприятия, ... осязательного, зрительно‑осязательного восприятия. Если целостное восприятие у ребенка достаточно развито, можно проводить занятия по развитию других психических ... Детям с данным нарушением в развитии свойственны механические стереотипные движения ...

Исследования артикуляционного процесса показывают, что звуки речи реализуются не строго последовательно. Особое значение в этом процессе имеют упреждающие артикуляции, благодаря которым некоторые позиции, характерные для данного звука, осуществляются на протяжении предшествующего звука или ряда звуков. Другим существенным фактом является зависимость артикуляционных характеристик любого звука от его позиции в слове и в структуре фразы, а также наличие редукций, обусловленных влиянием различных факторов.

Таким образом, выделенные особенности нарушений звукопроизношения позволяют осуществить выбор адекватных средств коррекционно-логопедического воздействия дифференцированных приемов преодоления нарушений звукопроизношения у детей, обосновать подбор и последовательность предъявления лингвистическиго материала в процессе закрепления звуков, что повысит эффективность этого воздействия.

Цель исследования – рассмотреть лингвистическую характеристику нарушения звукопроизношения.

Объект исследования – нарушения звукопроизношения у детей дошкольного возраста.

Предмет исследования – лингвистическая характеристика нарушения звукопроизношения у детей дошкольного возраста.

Задачи исследования:

1. дать характеристику устной речи с точки зрения лингвистики;

2. рассмотреть закономерности формирования звукопроизношения;

3. выделить формы нарушений звукопроизношения;

4. изучить группы нарушенных звуков.

Методы исследования: анализ, синтез и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.

Глава 1. Понятие лингвистического подхода к нарушениям звукопроизношения

1.1. Лингвистическая характеристика устной речи

Логопедия тесно связана с лингвистическими науками и психолингвистикой. Классическая лингвистика изучает формальные законы функционирования языковых единиц. Психолингвистика изучает процессы речепорождения и речевосприятия у носителя языка в онтогенезе.

С психологической точки зрения устная речь является специфической для человека формой общения людей с помощью языка. Лингвистика определяет язык как систему знаков, единиц разного уровня [12]. Подобное знание языка позволяет сурдопедагогу строить процесс обучения произношению с учетом проявления в речи всех его единиц.

Лингвистика определяет язык как систему знаков, единиц разного уровня. Лингвистическими единицами речи являются фонемы (смыслоразличительные звуки речи, специфические для каждого языка), лексемы (слова и словосочетания, образующие понятия), совокупность слов, фраз, текст…

********************************************************************************

Заключение

Неправильное звукопроизношение является одним из самых частых проявлений речевой патологии; дефекты звукопроизношения встречаются почти при любом нарушении речи, к тому же они оказываются наиболее элементарными проявлениями всего речевого нарушения и потому наиболее легко уловимыми.

Неправильное произношение может наблюдаться в отношении любого звука, практически же оно чаще всего встречается в группах: свистящих, шипящих, р, л, звонких, задненёбных. Указанная закономерность в распределении дефектов произношения связана с большей или меньшей сложностью артикуляционной работы, необходимой для произношения этих звуков, и сложностью их звучания. Дефекты озвончения, смягчения, йотации и задненёбных звуков наблюдаются значительно реже. Дефекты искажения таких простых звуков, как м, н, п, т и особенно гласных, наблюдаются очень редко (при снижении слуха и при гнусавости).

3 стр., 1095 слов

Понятие «произносительная сторона речи» в теоретических исследованиях.Состояние ...

... включающих раздел «Обследование состояния звукопроизношения». Г.В. Чиркина отмечает, что обследование звуков речи у детей начинается с тщательной проверки изолированного произношения. Затем исследуют звуки в словах и предложениях. Проверяются следующие ...

Таким образом, мы можем говорить о семи основных видах неправильного звукопроизношения (названия некоторых из них образованы от названий греческих букв, соответствующих основному звуку каждой группы): сигматизм — при нарушении в группах свистящих и шипящих, ротацизм — при нарушении произношения звука р, ламбдацизм — при нарушении произношения звука л, каппацизм — при нарушении произношения задненёбных, йотацизм — при нарушении произношения звука й. Для нарушения озвончения и смягчения особых терминов нет.

В логопедии учитываются следующие уровни неправильного звукопроизношения: полное неумение произносить (хотя бы повторить по образцу) тот или иной звук или всю группу звуков; неправильное произношение их в речевом потоке при наличии умения правильно произносить их вне слова, изолированно, или в легких словах; недостаточное дифференцирование — смешение двух близких по звучанию или по артикуляции при умении правильно произносить оба звука.

Постоянная замена одних звуков другими в произношении ведет обычно к недостаточной дифференциации, смешению их при восприятии (на слух).

При обучении школьник переносит смешения в письменную речь. Это явление относится к одному из видов дисграфии (нарушение письма).

Список литературы

1. Бельтюков В.И. О сроках усвоения в произношении звуков речи слышащими детьми // Дефектология. – 1983. — №2. – С.28-34.

2. Белявский В.М., Светозарова Н.Д. Слоговая фонетика и три фонетики Л.В. Щербы // Теория языка. Методы его исследования и преподавания. — Л., 1981.

3. Биева Е.О. О некоторых биологических предпосылках развития фонологического оформления высказывания у детей // Фонетика и психология речи. — Иваново, 1989. – С.35-40.

4. Богомазов Г.М. Современный русский литературный язык: Фонетика. М.: Владос, 2002. — 352 с.

5. Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии. — М.: Просвещение, 1987.

6. Гвоздев А.Н. Усвоение ребенком звуковой стороны русского языка // Возрастная психолингвистика: Хрестоматия. Учебное пособие./Составитель Седов К.Ф. — М.: Лабиринт, 2004.

7. Голубева Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников. — СПб.: РГПУ им. Герцена А.И., СОЮЗ, 2003. — 62 с.

8. Гегелия Н.А. Исправление недостатков произношения у школьников и взрослых: Пособие для логопеда. — М.: Владос, 1999. — 240 с.

9. Жукова Н.С, Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. для логопедов. -Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 1998. — 320 с.

10. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. — М.: Просвещение, 1985. — 206 с.

11. Лурия А.Р. Основные проблемы нейролингвистики. — М.: МГУ, 1975. — 253с.

11 стр., 5260 слов

Особенности организации взаимодействия учителя-логопеда и родителей ...

... речи детей с ТНР. Актуальность исследования. Любое нарушение в ходе развития речи ребенка отражается на его деятельности и поведении. Поэтому формирование коррекция речи у детей с недоразвитием речи ... родителей при коррекции речи детей с ТНР. Задачи: )выявить особенности формирования готовности родителей к коррекционно-логопедической работе с детьми с речевыми нарушениями; )рассмотреть формы ...

12. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению./Под ред. Волосовец Т.В. — М.: Академия, 2000. — 200 с.

13. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ./Под ред. Чиркиной Г. В. — М.: Аркти, 2002.- 240 с.

14. Парамонова Л.Г. Логопедия для всех. — СПб.: Дельта, 1997. — 464 с.

15. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Учебно- методическое пособие./Под ред. Волосовец Т.В. — М., 2002. — 256 с.

16. Pay Ф.Ф. Приемы исправления недостатков произношения фонем.// Основы теории и практики логопедии / Под ред. Левиной Р.Е. — М., 1968. — С. 271-337.

17. Репина З.А., Буйко В.И. Уроки логопедии. — Екатеринбург: Литур, 2000. — 208 с.

18. Сизова Э.Я, Макарова Э.К. О механизме бокового сигматизма/Психические и речевые нарушения у детей. Вопросы реабилитации. — Л., 1979. – С.89 — 97.

19. Слобин Д, Грин Дж. Психолингвистика. — М.: Прогресс, 1976. — 350 с.

20. Смирнова И.А. Логопедическая работа с дошкольниками, страдающими ДЦП. — СПб.: Детство-Пресс, 2003. — 160 с.

21. Сорочинская Т.В. Оптимизация логопедической работы по формированию фонетической и просодической стороны речи у детей дошкольного возраста со стертой формой дизартрии: Дисс.к. п. н. — М., 1999. — 187 с.

22. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста): Пособие для воспитателя детского сада./Под ред. Сохина Ф.А. — М.: Просвещение, 1981.- 159 с.

23. Трубникова Н.М. Нарушения звукопроизношения и пути их коррекции у школьников I — II классов с детским церебральным параличом и олигофренией.//Дефектология. — М.: Педагогика, 1988. — № 6 – С.37-41.

24. Туманова Т.В. Исправление звукопроизношения у детей. Дидактический материал./Под ред. Филичевой Т.Б. — М.: Гном-пресс, 1999. — 96 с.

25. Успенская Л.П., Успенский М.Б. Учитесь правильно говорить. Кн. для учащихся. — М.: Просвещение, 1993. — 224 с.

26. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения: Пособие для логопеда и воспитателя детского сада. — М.: Изд. «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «Модэк», 1997. — 320 с.

27. Фомичева М.Ф., Оганесян Е.В. Введение в логопедию. Часть 1. Материалы для практического усвоения системы фонем русского языка. — Москва-Воронеж: Институт практической психологии, 1996. — 74 с.

28. Филатова И.А. Коррекция нарушений речи у дошкольников с дизартрией и недоразвитием пространственного гнозиса: Дисс.к. п. н. — Екатеринбург, 1998.-182 с.

29. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. — М.: Изд. Гном и Д, 2000. — 80 с.

30. Хватцев М.Е. Недостатки речи у школьников. — М.: Учпедгиз, 1958. -126 с.

31. Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушением речи.//Специальная дошкольная педагогика/Под ред. Стребелевой Е.А. — М.: Академия, 2001. – С.159-183.

8 стр., 3943 слов

Анатомо-физиологические особенности детей преддошкольного и дошкольного ...

... лет, другие — от 3 до 7 лет.   Анатомо-физиологические особенности детей преддошкольного и дошкольного возраста. Физическое, нервно-психическое, социальное и познавательное развитие Центральная нервная система В ... мышцы плеча, предплечья, позднее, ближе к концу дошкольного возраста — мышцы рук, поэтому до 6 лет тонкие движения пальцами рук детям удаются плохо. Дыхательная система. Размеры носа и ...

32. Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. — Л.: Наука, 1974. — 428 с.