Рекомендации по выполнению заданий. Контрольно-проверочные материалы

ЛОГИКА

Контрольно-проверочные материалы

для слушателей факультета заочного обучения

по специальностям 30 501 «Юриспруденция» и 30 301"Психология"

Вологда — 2010

Логика: Контрольно-проверочные материалы для слушателей факультета заочного обучения по специальностям 30 501 «Юриспруденция» и 30 301 «Психология». — Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2010. — 23 с.

Разработали:

Н.В. Дрянных — кандидат философских наук, доцент кафедры философии и истории,

К.Н. Губанов — преподаватель кафедры философии и истории

Рассмотрены и одобрены на заседании кафедры философии и истории 21 октября 2010 г., протокол № 2

© Н.В. Дрянных, К.Н. Губанов, 2010

© Вологодский институт права и экономики ФСИН РФ, 2010

Цели проведения контрольно-проверочной работы

1. Активизация и организация самостоятельной работы слушателей по изучению предмета в межсессионный период.

2. Проверка слушателями уровня своих знаний и умений по предмету и степени своей готовности к сдаче экзамена (зачета).

3. Проверка преподавателем качества самостоятельной работы слушателей.

Принципы построения заданий для контрольной работы

Слушателю предлагается контрольно-проверочная работа, состоящая из десяти заданий. Каждое задание связано с определенной темой, а вместе взятые они охватывают большую часть учебного материала курса. Приступать к выполнению практического задания необходимо после изучения соответствующего теоретического материала:

Задание 1: логические отношения между понятиями, их виды и графическое изображение.

Задание 2: логическая операция «Определение понятия», ее структурные элементы и правила.

Задание 3: логическая операция «Деление понятия», ее структурные элементы и правила.

Задание 4: простое суждение, его виды и структура, способы его выражения в естественном (грамматический эквивалент) и искусственном языках (формулы или схемы).

Задание 5: суждение свойства (атрибутивное), его виды (по количеству и качеству) и структура, процедура формализации, способы выражения в искусственном языке.

10 стр., 4775 слов

Контрольная работа по дисциплине «Философия». Тема: «Возникновение социальной философии»

... -Кредитный КАФЕДРА Исполнитель: Специальность Курс Группа № зачетной книжки Руководитель: г. Серпухов 2008 Содержание Введение...................................................................................................... 2 Исторические и теоретические предпосылки возникновения социальной философии ...

Задание 6: сложное суждение, его виды и структура, способы его выражения в естественном (грамматический эквивалент) и искусственном языках (формулы).

Задание 7: Простой категорический силлогизм: структура, фигуры, модусы, правила.

Задание 8: Условно-категорический силлогизм: структура, фигуры, модусы, правила.

Задание 9: Разделительно-категорический силлогизм: структура, фигуры, модусы, правила.

Задание 10: Индуктивное умозаключение: структура, виды, схемы.


Рекомендации по выполнению заданий

Выполнение контрольно-проверочной работы по предмету «Логика» предусмотрено учебным планом и является необходимым условием допуска слушателей к сдаче зачета (экзамена).

Контрольно-проверочная работа оформляется в тетради (в случае рукописного исполнения) или в подшивке стандартных листов (в случае машинописного или компьютерного исполнения).

Почерк должен быть разборчивым. Работы, написанные не разборчивым почерком, не зачитываются. Лучше в таком случае выполнить работу в машинописном (компьютерном) варианте.

На обложке работы обязательно указывается: фамилия, имя, отечество; программа (высшая) и форма (заочная) обучения; курс; учебная группа; номер зачетной книжки; номер варианта; место работы; должность; специальное звание; домашний адрес. Страницы нумеруются.

Каждое задание выполняется с новой страницы. Вверху страницы указывается номер задания: «Задание № … «. Текст задания переписывать не нужно. Слушатель должен ответить на все вопросы задания в той последовательности, в какой они даны.

Контрольная работа представляется в отделение заочного обучения не позднее, чем за месяц до начала сессии. Работа получает оценку «зачтено» или «не зачтено». Для получения оценки «зачтено» слушатель должен удовлетворительно выполнить большую часть заданий контрольной работы. Если есть замечания преподавателя по выполнению заданий, то необходимо сделать по ним работу над ошибками. Работа должна выполняться слушателем самостоятельно. Если самостоятельность выполнения вызовет сомнения у преподавателя, то слушателю будут предложено пройти собеседование по контрольной работе. В ходе зачета слушателю может быть задан дополнительный вопрос, связанный с тематикой его работы. Слушатель, получивший оценку «не зачтено», должен переписать контрольную работу с учетом замечаний. При переписывании вариант сохраняется.

11 стр., 5021 слов

Организация социальной работы

... процесс в пространстве и времени, имеющий свою логику и последовательность стадий, который диктует логика работы (диагностика ситуации, планирование действий и их осуществление ... , итоговая оценка совместной работы). Содержание взаимодействия определяется исходной проблемой ...

Задания выполняются с учетом варианта работы. Номер варианта слушателя определяется последней цифрой номера зачетной книжки. (Например, вариант № 10 — для слушателей с номером зачетной книжки, оканчивающейся на «0».) Формулировки заданий обязательно воспроизводятся полностью по образцу оформления контрольной работы. Задание считается невыполненным, если не на все его пункты (обозначены арабскими цифрами: 1, 2…) или подпункты (обозначены строчными буквами: а, б…) даны ответы. При выполнении своего варианта формулировки заданий смотрите в образце оформления КПР, так как в варианте дано только содержание задания.

При выполнении КПР рекомендуется использовать следующую литературу.

Литература по всему курсу

Учебники

1. Бочаров В. А, Маркин В. И. Основы логики: Учебник. — М.: ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2009. — 336 с.

2. Гетманова А. Д. Логика для юристов: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» /- 6-е изд. — М.: Издательство «Омега — Л», 2009. — 415 с.

3. Кириллов В. И., Старченко А. А. Логика: учебник для юридических вузов/ под ред. проф., В. И. Кириллова. — Изд. 6-е, перераб. и доп. — М.: Проспект, 2009. — 240с.

4. Курбатов В. И. Логика для юристов: учебн. пособие / В.И. Курбатов. — М.: Издательско — торговая корпорация «Дашков и К»; Ростов н/Д: Наука — Пресс, 2009. — 480с.

5.

Задачники

1. Кириллов В. И., Орлов Г. А., Фокина Н. И. Упражнения по логике: учеб. пособие / под ред. В. И. Кириллова. — 6-е изд., перераб. и доп. — М.: Проспект, Велби, Изд-во Проспект, 2008. — 184 с.

2. Стрелкова Н. В. Логика в задачах и упражнениях. — М.: Щит-М, 2005. — 180 с.

6 стр., 2994 слов

Психолого-педагогические понятия, используемые данной наукой.

... . В широком, общепринятом смысле понятие «технология» связывается с совокупностью операций, осуществляемых определенным образом и в ... определенной последовательности для достижения поставленных целей, т.е. в содержание этого понятия ... математических представлений и связанных с ними логических операций. Некоторые авторы связывают математическое развитие с ...

3. Третьяков О. Е. Логика в таблицах. Краткий экспресс-курс. Практикум с образцами задач. Рабочая тетрадь. — М.: Проспект, 2009. — 36 с.

Издания, выпущенные преподавателями ВИПЭ ФСИН России

1. Веселовская Е.В. Основные дидактические единицы учебного предмета «Логика». Методические рекомендации для учащихся — Вологда: изд-во ВИПЭ Минюста РФ, 2000. — 19с.

2. Дрянных Н. В. Логика: тестовые задания с комментариями для специальности 30 301 — «Психология». — Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2006. — 51 с.

3. Дрянных Н. В. Учебно-методическое пособие по курсу «Логика» для курсантов и слушателей заочной формы обучения. — Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2009. — 106 с.

4. Таблицы по логике. Учебно-наглядное пособие для учащихся /Автор — составитель Веселовская Е.В. — Вологда: изд-во ВИПЭ Минюста РФ, 2000. — 20с.

Образец оформления контрольной работы

Задание 1.

Формулировка:

1. Укажите вид отношения между понятиями.

2. Изобразите графически эти отношения.

3. Аргументируйте ответ на основе:

а) объемов понятий;

б) содержания понятий.

Содержание:

Понятия: «Музыкант» (А) — «Русский музыкант» (В).

Решение: между понятиями, А и В существуют отношения подчинения, так как:

а) объем понятия, А больше объема понятия В — «Все В есть А» и «Некоторые, А есть В»;

б) все признаки понятия В принадлежат понятию А; понятие В является одной из разновидностей понятия А, что характерно только для отношений подчинения.

Задание 2

Формулировка:

1. Выделите структурные элементы логической операции «определение понятия».

7 стр., 3401 слов

Основные понятия логики

... называются предметы входящие в объем понятия.Элементом называется отдельный предмет,принадлежащий к ... деления.2-деление по видоизменению признака,положенно го в основание этой операции.3-смешанное деление,когда используются оба вида деления одновременно. 30)Назовите правила деления 1-деление ... сознания. 152)Раскройте суть реляционных суждений Реляционные суждения или суждения об отношении чго-либо к ...

2. Проверьте правильность проведения данной операции.

3. Аргументируйте ответ на основе:

а) определения структурных элементов этой операции;

б) перечисления примененных правил;

в) объяснения, как осуществлялась проверка правильности данной логической операции по каждому из правил.

Содержание:

Определение понятия"Закон мышления — это необходимая существенная связь мыслей в процессе рассуждения".

Решение:

1. В определении понятия «Закон мышления» можно выделить следующие структурные элементы:

а) определяемое понятие — «Закон мышления», так как его содержание раскрывается;

б) определяющее понятие — «необходимая существенная связь мыслей в процессе рассуждения», так как с помощью его раскрывается содержание определяемого понятия;

в) связка — «тире», так как этот грамматический знак соединяет определяемое понятие с определяющим понятием.

2. Проверка правильности проведения данной логической операции осуществлялась по следующим правилам:

а) соразмерность определяемого и определяющего понятий;

б) отсутствие тавтологии в определяющем понятии;

в) четкость и ясность понятий, входящих в определяющее понятие.

3. Все правила соблюдены, так как:

а) объем понятия «Закон мышления» равен объему понятия «необходимая существенная связь мыслей в процессе рассуждения»;

б) в определяющем понятии употреблены термины, не совпадающие по смыслу с определяемым понятием;

в) все термины, входящие в определяющее понятие, четкие и ясные по содержанию и объему.

Задание 3

Формулировка:

1. Выделите структурные элементы логической операции «деление понятия».

27 стр., 13298 слов

Деятельность, структурные элементы деятельности.

... происходит понимание сущности профессии   Деятельность, структурные элементы деятельности. Деятельность — это специфически человеческая активность ... (ощущения, восприятия) и рациональные процессы (понятия, суждения и др.). Среди специфических процессов обычно рассматриваются ... памяти, внимания, чувств, представления информации, логического мышления, воображения, способности к принятию решений[ ...

2. Определите вид деления (по видоизменению признака, дихотомическое).

3. Проверьте правильность проведения данной операции.

4. Аргументируйте ответ на основе:

а) определения структурных элементов этой операции;

б) перечисления примененных правил;

в) объяснения, как осуществлялась проверка правильности данной логической операции по каждому из правил.

Содержание:

Деление понятия"Политическая деятельность может быть конструктивной и деструктивной".

Решение:

1. В делении понятия «Политическая деятельность» можно выделить следующие структурные элементы:

а) делимое понятие — «Политическая деятельность», так как его объем раскрывается;

б) основание деления — «по степени созидания», так как на основе данного признака проводится деление;

в) члены деления — «конструктивной» и «деструктивной», так как они являются результатом деления.

2. Данное деление является дихотомическим делением.

3. Проверка правильности проведения данной логической операции осуществлялась по следующим правилам:

а) соразмерность делимого понятия и членов деления;

б) одно основание деления;

в) исключение членов деления друг от друга.

4. Все правила соблюдены, так как:

а) объем делимого понятия совпадает с объемом членов деления по данному основанию;

б) основание деления проведено по одному простому признаку;

в) объемы членов деления не совпадают, так как они находятся в отношении противоречия.

Задание 4

Формулировка:

1. Дайте логическую характеристику простому суждению:

а) выделите структурные элементы суждения, обозначив их соответствующими символами;

б) определите вид суждения;

26 стр., 12976 слов

Глава 2. Сущность конфликта и его структурные элементы

... дисциплинами?   Глава 2. Сущность конфликта и его структурные элементы Определение конфликта и его элементов, Функции конфликтов   Что же такое конфликт? Самое ... "Все мужчины - подлецы", "Все женщины - обманщицы", "Все воруют". Категоричные, стереотипные суждения родителей о вкусах и нравах молодежи могут спровоцировать конфликты и ...

в) запишите формулу (схему) суждения.

2. Аргументируйте ответ на основе:

а) определения структурных элементов данного вида суждения;

б) определения вида простого суждения.

Содержание:

Суждение «Царь-колокол установлен восточнее колокольни Ивана Великого».

Решение:

1. В данном суждении можно выделить следующие структурные элементы:

а) один член отношения (a) — «Царь-колокол», так как в нем отражена информация об одном из предметов;

другой член отношения (b) — «колокольня Ивана Великого», так как в нем также отражена информация о другом из предметов;

само отношение ® — «восточнее», так как в нем отражена информация об отношении между предметами «a» и «b».

б) это суждение с отношением, так как в нем содержится информация об отношении между предметами;

в) aRb.

Задание 5

Формулировка:

1. Дайте логическую характеристику суждения свойства (атрибутивного):

а) формализуйте суждение посредством перевода его грамматической формы в логическую форму, в которой структурные элементы суждения должны быть:

— прописаны в логических терминах;

— выстроены по правилам записи суждения свойства в следующей последовательности: кванторное слово, субъект, связка, предикат;

б) выделите структурные элементы суждения на основе сопоставления грамматической и логической форм и обозначьте субъект и предикат логическими символами;

в) определите качество суждения;

г) определите количество суждения;

д) обозначьте соответствующим символом качественно-количественную характеристику суждения;

е) запишите схему суждения.

2. Аргументируйте ответ на основе определений:

а) структурных элементов суждения;

б) качества и количества суждения.

Содержание:

Суждение"Ряд важнейших преобразований в России были осуществлены Петром I".

Решение:

1а. Логическая форма суждения: «Некоторые важнейшие преобразования в России были осуществлены Петром I».

1б. На основе сопоставления грамматической и логической форм данного суждения можно выделить в нем следующие структурные элементы:

— кванторное слово — «Ряд» (грамматическая форма), «некоторые» (логическая форма), так как оно указывает объем субъекта;

— субъект (S) — «важнейшие преобразования в России» (грамматическая и логическая формы совпадают), так как в этом понятии отражена информация о предмете суждения;

— связка — «были» (грамматическая форма), «есть» (логическая форма), так как в суждении говорится о наличии предиката у субъекта;

— предикат (P) — «осуществлены Петром I» (грамматическая форма), «осуществлены Петром I» (логическая форма, которая пишется существительным в винительном падеже), так как в этом понятии отражена информация о признаке предмета суждения.

1 В. По качеству данное суждение утвердительное, так как связь между субъектом и предикатом утвердительная (связка «были»).

1 г. По количеству данное суждение частное, так как в объеме субъекта содержится информация только о части класса, на что указывает кванторное слово «некоторые».

1д. Частноутвердительные суждения обозначаются символом «I».

1е. Схема частноутвердительного суждения: Некоторые S есть P.

Задание 6

Формулировка:

1. Дайте логическую характеристику сложного суждения:

а) выделите структурные элементы суждения (простые суждения);

б) обозначьте соответствующими символами структурные элементы суждения;

в) определите вид логической связи;

г) запишите формулу суждения.

2. Аргументируйте ответ на основе:

а) определения простого суждения;

б) определения вида логической связи;

в) способов выражения данной логической связи в естественном языке (ее возможные грамматические эквиваленты — союзы).

Содержание:

Суждение"Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит" (А. Пушкин).

Решение:

1а и б. В данном сложном суждении можно выделить следующие простые суждения:

(а) — «Прозрачный лес один чернеет», так как в нем есть один субъект «прозрачный лес» и один предикат «один чернеет»;

(b) — «ель сквозь иней зеленеет», так как в нем есть один субъект «ель» и один предикат «сквозь иней зеленеет»;

(c) — «речка подо льдом блестит», так как в нем есть один субъект «речка» и один предикат «подо льдом блестит».

1 В. Простые суждения соединены конъюнктивной (соединительной) логической связью, так как информации всех суждений присоединены одна к другой. Данная логическая связь прописана грамматическим союзом: «и».

1 г. Формула суждения: a Ù b Ù c

Задание 7

Формулировка:

1. Дайте логическую характеристику простого категорического силлогизма (ПКС):

а) формализуйте входящие в ПКС суждения;

б) выделите структурные элементы ПКС: меньший, больший и средний термины; большую, меньшую посылки и заключение;

в) расположите структурные элементы по правилу записи ПКС:

1) большая посылка,

2) меньшая посылка,

3) заключение;

г) определите фигуру ПКС;

д) установите модус ПКС;

е) проверьте правильность ПКС по модусу.

2. Аргументируйте ответ на основе:

а) определения структурных элементов ПКС;

б) объяснения построения фигуры и составления модуса ПКС;

в) пояснения проверки правильности ПКС по модусу.

Содержание:

Умозаключение:"Все юристы знают логику. Студент Семушкин не знает логики. Следовательно, студент Семушкин не юрист".

Решение:

1а. Формализация ПКС:

1) Все юристы есть те, кто знают логику.

2) Студент Семушкин не есть тот, кто знает логику.

3) Студент Семушкин не есть тот, кто юрист.

1б. Структурные элементы ПКС можно выделить по следующему алгоритму:

— находим заключение ПКС, на которое указывают слова: значит, поэтому, следовательно, и т. п. В данном ПКС заключение «студент Семушкин не юрист», так как это суждение стоит после слов «значит»;

— находим меньший и больший термины по заключению. В данном ПКС меньший термин понятие «студент Семушкин», так как оно занимает место субъекта, а больший термин понятие «юрист», так как оно занимает место предиката;

— находим меньшую и большую посылки по меньшему и большему терминам. В данном ПКС меньшая посылка суждение «Студент Семушкин не знает логики», так как в ней находится меньший термин «студент Семушкин», а большая посылка суждение «Все юристы знают логику», так как в ней находится больший термин «юрист»;

— находим средний термин в посылках ПКС. В данном ПКС средний термин понятие «знает логику», так как оно есть в посылках, но отсутствует в заключении.

1 В. Данный ПКС нужно записать следующим образом:

Б. п. Все юристы (P) есть те, кто знают логику (M).

М. п. Студент Семушкин (S) не есть тот, кто знает логику (M).

Закл-е Студент Семушкин (S) не есть тот, кто юрист (P).

1 г. Данный ПКС построен по второй фигуре, так как средний термин занимает место предиката в обеих посылках, что соответствует построению второй фигуры.

1д. Данный ПКС имеет модус: АЕЕ, так как большая посылка является общеутвердительным суждением, меньшая посылка и заключение — общеотрицательные суждения.

1е. Данный ПКС правильный, так как модус АЕЕ второй фигуры является правильным, что можно установить по перечню модусов у каждой фигуры, которые приведены в учебниках по логике.

Задание 8

Формулировка:

Используя условную посылку, постройте правильное условно-категорическое умозаключение (УКУ):

1. по утверждающему модусу;

а) выделите структурные элементы УКУ: условную посылку, указав в ней основание и следствие, категорическую посылку и заключение; обозначьте их соответствующими символами;

б) указания направленности вывода УКС;

в) проверьте правильность УКУ.

2. По отрицающему модусу.

а) выделите структурные элементы УКУ: условную посылку, указав в ней основание и следствие, категорическую посылку и заключение; обозначьте их соответствующими символами;

б) указания направленности вывода УКС;

в) проверьте правильность УКУ.

Содержание:

Суждение: «Если хочешь быть здоров — закаляйся».

Решение:

Построим правильное условно-категорическое умозаключение:

1. по утверждающему модусу

а) Условная посылка: Если хочешь быть здоров — закаляйся (pàq)

Категорическая посылка: Хочу быть здоров (p)

Заключение: Закаляйся (q)

Основание: Хочу быть здоров (p)

Следствие: Закаляйся (q)

б) категорическая посылка утверждает истинность основания, заключение утверждает истинность следствия.

в) Схема: pàq, p

q

2. по отрицающему модусу:

а) Условная посылка: Если хочешь быть здоров — закаляйся. (pàq)

Категорическая посылка: Не закаляйся (| q)

Заключение: Не хочешь быть здоров (| p)

Основание: Хочу быть здоров (p)

Следствие: Закаляйся (q)

б) категорическая посылка отрицает истинность следствия, заключение отрицает истинность основания.

в) Схема: pàq, | q

| p

Задание 9

Формулировка:

1. Сделайте вывод из посылок разделительно-категорического умозаключения и определите логическую характеристику получившегося разделительно-категорического умозаключения (РКУ):

а) выделите структурные элементы РКУ: разделительную посылку, категорическую посылку и заключение; обозначьте их соответствующими символами;

б) определите вид модуса РКУ;

в) запишите формулу модуса РКУ;

г) проверьте правильность РКУ.

Содержание:

Умозаключение:"По количеству категорические суждения делятся на общие или частные. Данное категорическое суждение общее, следовательно…".

Решение:

1. а) В данном РКУ можно выделить следующие структурные элементы:

Разделительная посылка: По количеству категорические суждения

делятся на общие (p) или частные (q).

Категорическая посылка: Данное категорическое суждение общее.

Заключение: Данное категорическое суждение

не является частным.

В разделительной посылке содержатся два простых суждения: одна альтернатива «Данное категорическое суждение общее» (p) и другая альтернатива «Данное категорическое суждение частное» (q), связанных логическим союзом «или». В категорической посылке «Данное категорическое суждение общее» (p) утверждается одна из альтернатив разделительной посылки. В заключении «Данное категорическое суждение не является частным «(| q) отрицается другая альтернатива разделительной посылки.

1б. Модус данного РКС — утверждающе-отрицающий;

1 В. Схема: p\/q, p

| q где дизъюнкция строгая

1 г. Данный РКС правильный, так как разделительная посылка сильная дизъюнкция, а в утверждающе-отрицающем модусе именно это правило должно соблюдаться.

Задание 10

Формулировка:

Определите логическую характеристику индуктивного умозаключения:

1. Выделите структурные элементы индукции: исходные посылки, указав в них субъекты и предикат; посылку, в которой отражено знание о количестве субъектов данного класса, и заключение.

2. Определите вид индуктивного умозаключения по полноте и законченности исследования: полная или неполная.

3. Запишите схему индуктивного умозаключения.

Содержание:

Умозаключение: «На первом курсе университета восемь студенческих групп. Анализ итогов сессии показал, что студенты 1-й, 2-й, 3-й, 8-й групп успешно сдали все экзамены. На этом основании был сделан вывод о том, что все студенты первого курса успешно сдали все экзамены».

Решение:

1. В данном индуктивном умозаключении можно выделить следующие структурные элементы:

Исходные посылки.

(S1) студенты 1-й гр. успешно сдали все экзамены (P).

(S2) студенты 2-й гр. успешно сдали все экзамены (P).

(S3) студенты 3-й гр. успешно сдали все экзамены (P).

(S8) студенты 8-й гр. успешно сдали все экзамены (P).

Класс (К) все студенческие группы.

Субъектыисходных посылок понятия: (S1) студенты 1-й гр., (S2) студенты 2-й гр., (S3) студенты 3-й гр., (S8) студенты 8-й гр., так как они являются предметами рассуждения.

Предикат — понятие"успешно сдали все экзамены", так как в нем высказана информация о признаке субъектов. Посылкой, в которой отражено знание о количестве субъектов данного класса, является суждение: «На первом курсе университета восемь студенческих групп».Заключением является суждение «Равновероятно, что все студенты первого курса успешно сдали все экзамены».

1б. Данное индуктивное умозаключение является неполной индукцией, так как субъекты (4) не исчерпывают класс предметов (8).

3. Схема неполной индукции:

S1 есть P

S2 есть P

S3 есть P

S8 есть P

S1, S2, S3, S8 не исчерпывают все множество К

Равновероятно, все S есть P

Содержание заданий по вариантам

Вариант 1

Задание Содержание
Понятия: «Кодекс» (А) — «Уголовный кодекс» (В):
Определение понятия: «Логика — наука о законах и формах правильного мышления»
Деление понятия: «Высшие учебные заведения делятся на институты, университеты, академии»
Суждение: «Немногие человеческие существа способны устоять перед лестью восхищенного внимания» (Дж. Вулфорд)
Суждение: «Некоторые проблемы, поставленные античными философами до сих пор актуальны»
Суждение: «Никольск находится восточнее Вологды»
Умозаключение: «В позапрошлом году май был дождливым и был хороший урожай ржи. В прошлом году май тоже был дождливым, и рожь тоже уродилась на славу. Значит, когда в мае идут дожди, жди хорошего урожая ржи»
Суждение: «Если объективность свидетельских показаний вызывает сомнение, то приговор не может быть оставлен в силе».
Умозаключение: «Из посылок разделительно-категорического умозаключения следует достоверный или вероятностный вывод. Из посылок данного умозаключения следует достоверный вывод. Следовательно …»
Умозаключение: «В одном из городов производились измерения радиационного фона. В первом, третьем, пятом и шестом районах уровень радиации соответствовал норме. Всего в городе 12 районов. Было сделано предположение, что уровень радиации соответствует норме на всей территории города»

Вариант 2

Задание Содержание
Понятия: «Оружие» (А) — «финский нож» (В) — «пистолет» (С)
Определение понятия: «Понятие логическая форма мышления, посредством которой отражаются общие и существенные признаки предметов»
Деление понятия: «В зависимости от степени общественной опасности правонарушения разделяются на преступления и проступки»

Суждение: «Нет преступлений без указания на то в законе»
Суждение: «Часть европейских стран не являются членами НАТО»
Суждение: «Лицо не подлежит уголовной ответственности за преступление, если оно добровольно и окончательно отказалось от доведения этого преступления до конца» (Уголовный кодекс РФ)
Умозаключение: «Все дети любят мультфильмы. Значит, некоторые школьники любят мультфильмы, так как некоторые дети — школьники»
Суждение: «Преступление признается совершенным организованной группой, если оно совершено устойчивой группой лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений» (Уголовный кодекс РФ)
Умозаключение: «Виновным в преступлении признается лицо, совершившее деяние умышленно или по неосторожности. Данное деяние совершено умышленно. Следовательно …»
Умозаключение: «В день, когда было обнаружено повреждение средств сигнализации на железной дороге, Р. находился вблизи предупредительного диска. Р. был неприязненных отношениях с бригадиром К. Следовательно, на основании этих фактов Р. было предъявлено обвинение в умышленном повреждении средств сигнализации»

Вариант 3

Задание Содержание
Понятия: «Естественный спутник Земли» (А) — «Луна» (В)
Определение понятия: «„Оборонительная война — это вид войны. Ведущейся в целях защиты государства или конкретных территорий“»
Деление понятия: «Структура любого умозаключение включает в себя исходное, обосновывающее и выводное знание»
Суждение: «Первое заседание Государственной Думы открывает старейший по возрасту депутат» (Конституция РФ)
Суждение: «Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом» (Конституция РФ)
Суждение: «Уголовная ответственность наступает за приготовление только к тяжкому и особо тяжкому преступлениям»
Умозаключение: «Все лица, лишенные свободы, имеют право на гуманное обращение. Гражданин Н. — лишен свободы, следовательно, он имеет право на гуманное обращение»

Суждение: «Преступление признается совершенным группой лиц по предварительному сговору, если в нем участвовали лица, заранее договорившиеся о совместном совершении преступления» (Уголовный кодекс РФ)
Умозаключение: «Умышленные преступления совершаются с прямым или косвенным умыслом. В данном преступлении не было прямого умысла. Следовательно …»
Умозаключение: «При освобождении бойцами ОМОН заложников, захваченных преступниками, в завязавшейся схватке один бандит был убит, двое ранено, остальные сдались. Ни один из заложников не пострадал. Таким образом, все заложники были освобождены, бандиты обезврежены»

Вариант 4

Задание Содержание
Понятия: «Правоохранительные органы"(А)-„Прокуратура“ (В).
Определение понятия: „Сложным называют вопрос, включающий в качестве составных частей другие вопросы, объединяемые логическими связками“
Деление понятия: „Полный ответ включает информацию по всем элементам или составным частям вопроса“
Суждение: „Благополучие государства зависит от законов“ (Аристотель)
Суждение: „Принудительный труд запрещен“ (Конституция РФ)
Суждение: „Чем меньше должность, тем заметнее твое отсутствие на рабочем месте“. (Закон Мерфи)
Умозаключение:"Общественно опасно деяния наказуемы. Преступление — общественно опасное деяние, поэтому преступление наказуемо»
Суждение: «Преступление признается совершенным группой лиц по предварительному сговору, если в нем участвовали лица, заранее договорившиеся о совместном совершении преступления» (Уголовный кодекс РФ)
Умозаключение: «Он силён от природы или же постоянно занимается спортом. Он не является сильным от природы. Следовательно…»
Умозаключение: «В Аргентине говорят на испанском языке. В Венесуэле и Эквадоре говорят на этом же языке. Аргентина, Венесуэла и Эквадор — латиноамериканские страны. Следовательно, в каждой латиноамериканской стране говорят на испанском языке»

Вариант 5

Задание Содержание
Понятия: «Грабеж» (А) — «Кража» (В).

— «Преступление» (С)

Определение понятия: «Закон — нормативный акт, принятый в особом порядке высшим представительным органом законодательной власти либо непосредственным волеизъявлением населения путем референдума и регулирующий наиболее важные и устойчивые общественные отношения»
Деление понятия: «Соучастники преступления делятся на исполнителей, организаторов, подстрекателей, пособников и укрывателей»
Суждение: «Долгие века на территории Восточной Европы классовое общество географически ограничивалось узкой прибрежной полосой в Причерноморье»
Суждение: «Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе» (Конституция РФ)
Суждение: «Преступление признается оконченным, если в совершенном лицом деянии содержатся все признаки состава преступления, предусмотренного настоящим Кодексом» (Уголовный кодекс РФ)
Умозаключение: «Дезертирство совершается с целью уклонения от воинской службы. Уклонение от воинской службы является фактором причинения ущерба боевой готовности подразделении, следовательно одним из факторов причинения ущерба боевой готовности подразделении является дезертирство»
Суждение: «Лицо не подлежит уголовной ответственности за преступление, если оно добровольно и окончательно отказалось от доведения этого преступления до конца» (Уголовный кодекс РФ)
Умозаключение: «Страны мира бывают северными, или южными, или западными, или восточными. Канада — это северная страна. Следовательно…»
Умозаключение: «Умышленное убийство, доведение до самоубийства, умышленное телесное повреждение, истязание, изнасилование наказываются лишением свободы. Значит, все преступления против личности наказываются лишением свободы»

Вариант 6

Задание Содержание
Понятия: «Открытое хищение» (А) — «Скрытое хищение» (В)
Определение понятия: «Судебный прецедент — это решение суда по конкретному делу, которое является эталоном для других судов при рассмотрении аналогичных дел»
Деление понятия: «Вопросом является выраженная в вопросительном предложении мысль, направленная на уточнение или дополнение знаний».
Суждение: «Верста больше километра»
Суждение: «Каждый имеет право на жизнь» (Конституция РФ)
Суждение: «Преступление совершается умышленно или по неосторожности»
Умозаключение: «Все доказательства по делу в суде исследованы. Факты, сообщенные гражданином Киреевым, в суде не исследованы. Следовательно, факты, сообщенные гражданином Киреевым, не являются доказательством по делу»
Суждение: «Лицо, добровольно отказавшееся от доведения преступления до конца, подлежит уголовной ответственности в том случае, если фактически совершенное им деяние содержит иной состав преступления» (Уголовный кодекс РФ)
Умозаключение: «Люди бывают европеоидами, или монголоидами, или негроидами. Этот человек не монголоид и не негроид. Следовательно…»
Умозаключение: «Марс — движется, Юпитер — движется, Венера — движется. Марс, Юпитер, Венера это крупные планеты Солнечной системы. Следовательно, все крупные планеты Солнечной системы — движутся»

Вариант 7

Задание Содержание
Понятия: «Сестра» (А) — «Мать» (В)
Определение понятия: «Право — система общеобязательных, формально определенных, установленных и гарантированных государством правил поведения, которые являются регулятором общественных отношений»
Деление понятия: «Газовое оружие предназначено для временного поражения живой цели путем применения слезоточивых или раздражающих веществ»
Суждение: «И дольше века длиться день»
Суждение: «Имеются приборы, преобразующие звук в ультразвук, который может услышать человек»
Суждение: «Чем меньше должность, тем заметнее твое отсутствие на рабочем месте» (Закон Мерфи)
Умозаключение: «Осмотр места происшествия имеет одной из своих задач обнаружение следов преступления, так как он есть следственное действие. Поэтому, некоторые следственное действие есть обнаружение следов преступления»
Суждение: «Преступление признается оконченным, если в совершенном лицом деянии содержатся все признаки состава преступления, предусмотренного настоящим Кодексом» (Уголовный кодекс РФ)
Умозаключение: «Леса бывают хвойными, или лиственными, или смешанными. Этот лес не лиственный и не смешанный. Следовательно…»
Умозаключение: «Суворов должен быть стойким и мужественным. Наполеон должен быть стойким и мужественным. Эйзенхауэр должен быть стойким и мужественным. Суворов, Наполеон, Эйзенхауэр были полководцами. Каждый полководец должен быть стойким и мужественным»

Вариант 8

Задание Содержание
Понятия: «Преступление» (А) — «Уголовно-наказуемое деяние» (В)
Определение понятия: «„Багаж — вещи, принадлежащие пассажиру, сдаваемые им для перевозки под ответственность транспортной организации“
Деление понятия: „Вексель, краткосрочный подлежит оплате по требованию или в течение очень короткого периода времени“
Суждение: „Классовые противоречия действуют сильнее национальных“
Суждение:"Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной» (Конституция РФ)
Суждение: «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах» (Всеобщая декларация прав человека)
Умозаключение: «Все федеральные государства имеют административно- территориальные единицы. Административно- территориальные единицы имеет Россия, следовательно, Россия является федеративным государством»
Суждение: «Если преступление предусмотрено общей и специальной нормами, совокупность преступлений отсутствует и уголовная ответственность наступает по специальной норме» (Уголовный кодекс РФ)
Умозаключение: «Учебное заведение может быть начальным, или средним, или высшим. МГУ является высшим учебным заведением. Следовательно…»
Умозаключение: «Уголовная ответственность за убийство, изнасилование, умышленное нанесение телесных повреждений, причинивших расстройство здоровья, наступает с 14 лет. Все эти преступления и только они относятся к тяжким преступлениям против личности»

Вариант 9

Задание Содержание
Понятия: «Сын» (А) — «Внук» (В)
Определение понятия: «Автократия — система управления, при которой одному лицу принадлежит неограниченная верховная власть»
Деление понятия: «Эмиссионные банки могут центральные или иные государственные банки, наделенные монопольным правом эмиссии наличных денег»
Суждение: «Никто не может присваивать власть в Российской Федерации» (Конституция РФ)
Суждение: «Многие поэты писали о героизме солдата на войне»
Суждение: «Всякий кто спешит, тем самым демонстрирует, что дело, за которое он взялся, ему не по зубам» (Сократ)
Умозаключение: «Освященная священником вода долго не портится. Обычная же вода портится быстро. Следовательно, освящение воды предохраняет воду от порчи».
Суждение: «Если вина обвиняемого не доказана, то он считается невиновным»
Умозаключение: «Всякая политическая реформа разумна или бесполезна. Реформы Григорьева были бесполезны. Следовательно…»
Умозаключение: «Крестьянская война 874−901 гг в Китае потерпела поражение. Крестьянская война 1524−1526гг в Германии потерпела поражение. Потерпела поражение крестьянская война в России под предводительством Емельяна Пугачева в ХVIII в 1773—1775 гг. Следовательно, все крестьянские войны терпели поражение»

Вариант 10

Задание Содержание
Понятия: «Англичане» (А) — «Первые мореплаватели» (В)
Определение понятия: «Презумпция — слово латинского происхождения, в переводе означает «предположение»
Деление понятия: «Эмиссионные банки могут быть центральными или иными государственными банками, наделенные монопольным правом эмиссии наличных денег»
Суждение: «Либерализация цен в России началась раньше приватизации»
Суждение: «Не всякому офицеру мундир к лицу» (К Прутков)
Суждение: «Лицо подлежит уголовной ответственности только за те общественно опасные действия и наступившие общественно опасные последствия, в отношении которых установлена его вина» (Уголовный кодекс РФ)
Умозаключение: «Мошенничество наказуемо, поскольку мошенничество — преступление, а любое преступление наказуемо»
Суждение: «Если осужденный после отбытия наказания вел себя безупречно, то по его ходатайству суд может снять с него судимость до истечения срока погашения судимости» (Уголовный кодекс РФ)
Умозаключение: «Это действие или дозволено, или запрещено. Оно не дозволено. Следовательно…»
Умозаключение: «Демокрит выдвинул гипотезу об атомистическом строении вещества. Декарт создал аналитическую геометрию. Кант обосновал космогоническую гипотезу о происхождении планет. Лейбниц является основоположником дифференциального и интегрального исчисления. Демокрит, Декарт, Кант, Лейбниц — философы. Следовательно, все философы внесли значительный вклад в развитие естествознания»

ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАЧЕТА (ЭКЗАМЕНА)

1. Предмет логики.

2. Значение логики.

3. Основные законы формальной логики (закон тождества, закон непротиворечия, закон исключенного третьего, закон достаточного основания).

4. Язык логики.

5. Понятие как форма мышления.

6. Содержание и объем понятия.

7. Отношения между понятиями.

8. Логические операции с понятиями (обобщение, ограничение).

9. Деление как логическая операция с понятиями.

10. Определение как логическая операция с понятиями.

11. Общая характеристика суждения.

12. Структура простого атрибутивного суждения.

13. Виды суждений.

14. Классификация простых суждений по объему субъекта (по количеству).

15. Классификация простых суждений по качеству связки (по качеству).

16. Объединенная классификация простых суждений по количеству и качеству (общеутвердительные, общеотрицательные, частноутвердительные, частноотрицательные суждения).

17. Сложные суждения. Виды сложных суждений (конъюнктивные, дизъюнктивные, импликативные, эквивалентные).

18. Умозаключение как форма мышления. Виды умозаключений.

19. Превращение как вид непосредственного дедуктивного умозаключения.

20. Обращение как вид непосредственного дедуктивного умозаключения.

21. Противопоставление предикату как вид непосредственного дедуктивного умозаключения.

22. Простой категорический силлогизм.

23. Фигуры и модусы простого категорического силлогизма.

24. Правила простого категорического силлогизма.

25. Условные умозаключения.

26. Разделительные умозаключения.

27. Условно-разделительные умозаключения.

28. Индуктивные умозаключения.

29. Умозаключения по аналогии.

30. Структура аргументации. Формы обоснования тезиса.

31. Виды обоснования тезиса.

32. Виды критики.

33. Правила и ошибки аргументации.

34. Вопросно-ответная ситуация.

35. Формы развития знаний.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector