Тема1 : Универсум профессиональной морали: некоторые вопросы теоретического анализа

1. История становления профессиональной морали

Проф деятельность привносит в системы общественных и моральных норм определенные требования.

Когда-то совместная деятельность людей порождала моральные нормы. В силу этих обстоятельств чел-во осознало потребность в морали. Некоторым документам до 1000 лет.

Врачебная этика. Проф мораль врача связана с Клятвой Гиппократа. Более древним кодексом нравственных норм врача специалисты считают клятву, кот давали врачи, оканчивающие школу Асклепиата в Др Греции. Гиппократ много заимствовал оттуда. В этой клятве проговаривались те качества специалиста, кот общество накладывало по отношению к пациенту. Нормы первых клятв врачей регулировали отношения вовне. Оговаривалась врачебная тайна и принцип «Не навреди».

Со временем общество пришло к выводу о том, что необходима нравственная регуляция внутри сообщества.

Первыми были уставы европейских ремесленников в 13-14 вв.

Первые правила:

1. мастер не имел права расхваливать свой товар и тем самым зазывать к себе покупателя

2. нельзя переманивать покупателя, когда он стоит около лавки соседа

3. нельзя было выставлять свои изделия в окнах или закрывать товар соседа

В традициях русских известных купцов было — не подписывая никаких документов сделки подкреплять рукопожатием, купеческим словом и молебном.

Журналистская этика. На рубеже19-20 века эта профессия стала массовой. Первые попытки выявить проф этику журналистов было в 18 веке. Ломоносов попал в ситуацию. Существовала коммуникация между учеными. Ломоносова связывали связи с немецкими учеными. В германии издавался научный журнал. Ломоносов туда отослал свою статью. Нем журналисты переломали статью. Когда журнал попал в руки к Ломоносову, он разозлился и написал в Германию ответное письмо, вылившееся в несколько десятков страниц «Рассуждения об обязанностях журналиста…..» Лейцебовский журнал опубликовал эту статью как опровержение его поломанной первой статьи.

Первая волна интереса к журналистской этики прокатилась на рубеже 19-20 века. Это был период, когда сложились в США и Европе мощные журн сообщества. Были большие масштабы манипулирования мнением общества. Чтобы оградить потенциальных читателей от монополии манипулирования сознания, журналисты в 20-30 годы заявили о необходимости создания Кодекса журн этики. Они были утверждены. Временно наступило затишье.

11 стр., 5112 слов

Нужна ли студенту и врачу биомедицинская этика? Биоэтика — это соединение биологических знаний и человеческих ценностей. В. Р. Поттер

19 Вопрос воспитания для современных обществ - вопрос жизни и смерти, вопрос, от которого зависит будущее. Э. Ренан Все работники здравоохранения должны быть подготовлены в вопросах морали и биоэтики. А.Я. Иванюшкин Термин «биоэтика» предложил американский биолог, онколог-исследователь В. Поттер. Он в книге «Биоэтика, мост в будущее» (1971) определил эту науку как науку выживания, как новую ...

Но в 60-70 годы, когда оформились противостояния коммун и капит систем, стал вопрос о правовой ликвидации манипулирования. Сессия ЮНЕСКО в 1978 году принимает «Декларация об основных принципах, касающихся вклада СМИ в укреплении мира и развития прав человека». Эта декларация была положена в основу новой декларации журналистов в 80-х годах.

С появлением прямого эфира, когда участники передачи зависят от ведущего больше, чем в статьях в журнале. Можно было опозориться в прямом эфире. Также стала проблема скрытой рекламы.

Педагогическая этика и мораль. Истоки пед культуры мы находим в виде пословиц, поговорок, былин, сказок, кот дают нам пример принципов, кот можно было исп в педагогичдеят.

Древнегреч философы, кот занимались воспитанием детей известных людей того времени, вынуждены были разрабат принципы взаимоотн между воспитателем и воспитуемым.

Древние римляне также разрабатывали принципы пед морали.

В СССР документ «Домострой», где прописаны осн правила поведения в семье. Сегодня, для современного человека некот положения неприемлемы, но нек пронизаны вековой мудростью.

Пед мораль представляется нам в уставах первых школ. Одна из таких первых школ была Львовская братская школа в 1576 году. Этот устав содержал целый ряд требований к учителю в этой школе. Им предписывалось одинаково любить и учить представителей всех социальных слоев. Была еще одна рекомендация наказания, наставнически, не с буйством.

Педагогика Макаренко.

Вторая половина 20 века ознаменовалась педагогика, влиянием кот стали не люди, а техника и природа. Первый документ был «Кодекс инженера» и так далее. Сегодня во всех цив странах есть кодекс депутатов, юристов, актеров и т.д.

2 стр., 831 слов

Проф консультирование по платонову

Подход к.К. Платонова к профессиональному консультированию. Константин Константинович Платонов был одним из первых отечественных ученых, вернувшихся к проблеме профориентации и профотбора после репрессий в отношении психотехники в 1936 году. Ему же принадлежит заслуга в том, что были четко разведены понятия профориентации и профессиональной консультации. С позиций личностного подхода Платонов ...

2. Понятия и критерии этичных профессий

Этичные профессии – это профессии, к которым применима профессиональная мораль.

Критерии этичных профессий:

1. Этичными профессиями предлагается называть те проф, в кот есть не только субъект-субъектные отношения (отношения внутри профгрупп), но и субъект-объектные отношения. То есть та или иная проф группа оказывает влияние на людей, кот явл объектом воздействия.

Фильм «Остановить апокалипсис. Поворот сибирских рек»

2. Творческий характер трудовой деятельности. Понимается это очень широко. Речь не идет только о деятельности писателя, актера и т.д. речь идет еще и о тех проф, в рамках кот невозможно только регламентом и административным правом. Такие проф связаны с появлением нестандартных ситуаций. То есть мораль начинает действовать мораль, кот регулирует деятельность. Под эту категорию подходят профессии, где есть явления природы, социальные профессии и т.д.

3. Сформированностьпроф сознания и сообщества. Ни один кодекс для той или иной проф никогда не писался людьми со стороны. Только теми, у кого сформировано проф самосознания (мы, мы есть и мы отличаемся от представителейдругих профессий)

4. Массовость профессии. Это связано с тем, что нет смысла разрабатывать этич кодекс, если представителей той или иной профессии мало (космонавт).

Назначение кодекса: свод правил нравственных, соблюдение которых обязательно. Несоблюдение таких правил приведет к дисквалификации специалиста.

Материализация проф моралиосущ благодаря созданию проф кодексов. При создании кодексов сохраняется логика.

Содержательные блоки кодекса определяются объективной логикой проф пространства. Какая реальность имеется, так она и отражается в кодексе

Содержательные блоки кодекса (виды отношений):

1. Отношение проф сообщества (общества) к сообществу (обществу) в целом.

2. Отношение к объекту или предмету проф деятельности.

1 стр., 373 слов

Мотивация профессиональной деятельности

Методика может применяться для диагностики мотивации профессиональной деятельности (в том числе – педагогической). В основу методики положена концепция о внутренней и внешней мотивации. О внутреннем типе мотивации можно говорить, если деятельность значима для личности сама по себе. Если же в основе мотивации профессиональной деятельности лежит стремление к удовлетворению иных потребностей, ...

3. Отношение к участникам труд процесса внутри проф группы.

4. Отношение к профессии, ее ценностям и нормам.

5. Профессиональная гордость, честь, достоинство.

5. Отношение к представителям других проф групп, с кем приходится соприкасаться в процессе трудовой деятельности.

3. Моральные проблемы научной деятельности

Отношение науки и морали когда-то отсутствовали. Об этом писал Сократ: «Знание и добродетель неразрывны». Долгое время эта проблема не обсуждалась. Впервые к началу Нового времени, Френсис Бэкон сказал о предназначении естествознания: «В помощь человеку».

Впервые в начале 20 века ученые столкнулись на размышления о моральной проблеме. В нач 20 столетия ученый Андре Буантаре писал: «Научная истина, хотя и существует в плоскости, не соприкасается с моралью, в определенных условиях может влиять на нее и подвергаться влиянию».

В 1867 году, Альфред Нобель изобрел динамит «Безопасный взрывчатый порошок Нобеля». Но в 1870 году началась прусская война. Тогда динамит был использован как грозное оружие. Нобель направился на фронт и был потрясен последствиями использования его изобретения. Написал завещание о создании Фонда Нобеля, кот выплачивал бы компенсацию за открытие Нобеля.

В 1881 году террористами был убит русский царь Николай. Самые ученые поняли, что не только благо несет научно-техн прогресс.

В.И. Вернадский в 1921 году в ряде своих работ размышлял о том, что чел-во стоит на пороге серьезных открытий, но выказывал сомнение о готовности чел-ва к этим открытиям.

Документ «Манифест Эйнштейна-Рассела-Тюри» был создан по инициативе Тюри. Написан Б.Расселом под наблюдением А.Эйнштейна.огласили документ перед главами влиятельных государств перед началом Второй мировой войны. Говорится о неразумном использовании чел-вом открытий. Этот манифест положил начало движения ученых за мир «Поволжское движение ученых за мир».

С тех пор, когда речь заходит о этике ученого, заявляется об ответственности ученого. Это стержень деятельности ученого.

Ответственность ученого имеет два независимых аспекта:

5 стр., 2454 слов

Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте(с рождения до 7 лет)

Бытовую деятельность человека составляют бытовые процессы. Характе­ристикой последних выступает их повторяемость через определенные проме­жутки времени, чередование и систематичность. Бытовая деятельность возни­кает первоначально на основе удовлетворения биологических потребностей малыша в пище и отдыхе. В дальнейшем биологические потребности человека преобразуются в социальные. (Происходит это в ...

1. Ответственность за качество производимой ими продукции

2. Ответственность за социальные последствия применения открытий и изобретений.

4. Основные аспекты этики ученого

Есть кодексы ученых, отличающиеся в разных странах, но их объединяют комплекс общих идей.

Аспекты этики:

1. Этика научного исследования:

— выбор темы и методов исследования

— вопрос рационального экономного использования средств

— выполнение процедуры проверки полученных результатов.

2. Этика научной публикации:

— публиковать только то, что представляет интерес, тщательно проверено, без сенсаций

— благодарность тем, кто помогал, но не вошел в число соавторов

3. Этикоцитирование:

— плагиат,

— перечисление большого числа авторов в списке использованной литературы,

— взаимные ссылки,

— чужая библиография,

— проблемы соавторства (только фамилии по алфавиту)

4. Этика научной дискуссии и полемики:

— соблюдение норм, в ссотв с кот мы спорим по жизни

— недопустим переход на личности

— нельзя в качестве аргумента использовать цитаты известных авторов и др

Семинар:Социология и ситуация в ней.

Как появился кодекс.

Профессия социолога и соц работника явл профессиями этичными.

У независимого проф сообщества социологов возникла идея создания кодекса социологов Украины.

В ассоциации есть комитет по проф этике, кот возглавляет Е.Головаха, до него возглавляла его покойная жена Н.В.Панина.

Несколько лет собирались в Киев рекомендации по кодексу.

Весной 2004 года стали собирать кодекс воедино. Кодекс был принят 20 мая 2004 года.

9 стр., 4093 слов

1 Основные этапы развития социальной психологии как науки

1 этап середина IX века – 1908 год: определяется предмет изучения и основные проблемы (сотрудничество психологов, социологов, философов, литературоведов, этнографов – большинство работ по социальной психологии было издано в этот период.) 2 этап до середины 40х годов XX века – появление научных социально-психологических школ ориентированных на связь теории с практикой. 3 этап с середины 40х годов ...

Осенью 2004 года два Киевских уважаемых центра работали на двух разных кандидатур. Началась гражданская война внутри проф сообщества социологов. Посыплись обвинения в предвзятости результатов и непрофессиональности социологов противоборствующих сторон.

Аргументируя свою позицию, каждая из сторон ссылалась на определенные моменты кодекса. Трагизм ситуации была в том, что совестью одной стороны была Панина, другой стороны Ерёменко. (В конце концов они оба скончались от сердечного приступа).

Панина пыталась примирить эти стороны. Никто не уступал. Накалялась атмосфера.

Харьков не участвовал в этих спорах. Было созвано внеочередной съезд. Ассоциация переехала из Киева в Харьков в 2004 году. Возглавляет ее В.С.Бакиров. Его заместитель Л.Г.Сокурянська.

На сегодня ситуация успокоилась.

Ассоциация служит защитой для представителей профессии.

В преддверии выборов 2010 года Н.Королевская подала иск в суд на запрет деятельности ассоциации социологов и обвинила в фальсификации опроса. Суд признал ее претензии несостоятельными и снял все обвинения.

Ситуация в современной социологии.

Украинская социология и ее статус.

Есть 5 видов отношений социологов, которые описывались выше:

1. Социолог профессионал и общество. Отношение к социологам со стороны общества скорее негативная. Связано это со следующим. Начиная с перестройки можно сказать, что в советское время социологи работали без оплаты труда, на энтузиазме, поскольку был запрет на исследование интересных и актуальных тем. Энтузиазм потихоньку угас и социологи после перестройки стали работать на тех, кто платил деньги. Возник союз с политиками. Общество пришло к выводу о том, что все исследования «проплачены» и не являются достоверными.

Возникла идея об аккредитации центров социологических исследований.

Появился в 90-е года такой тип оплаты труда социологов как «грант». Проблема в том, что вас жестко ограничивают в теме.

7 стр., 3389 слов

Концепция социологии. Социальные факты.

... Охватывает ряд частных социальных наук – социология религии, морали, эстетическая, юридическая и т. д. 3. Общая социология. Она осуществляет ... чин, управляющих его поведением. Для анализа самоубийства социолог использовал данные офици­альной статистики, изучая которые ... Основными принципами «социологизма» являются объективный научный подход к социальным явлениям и процессам и стремление объяснить соци ...

2. Социолог и профессия. Социолог должен поддерживать имидж своей профессии повсюду. Отношение к профессии формируется еще в студенческие годы.

3. Социологи и другие профессиональные сообщества, с кот приходится сталкиваться в процессе проф деятельности. Что касается журналистов. Вы предоставляете материал в издание. Они, желая сделать материал читабельным, изменяют текст вашей статьи. В этом случае обязательно требовать от них показать последнюю версию материала, который пойдет в печать.

Иногда в журналах разрешают печатать статьи социологов без проверки подлинности автора. В начале 90-х В.А.Ядов в газете «Правда» опубликовал статью «Три несложных правила социологии». Он сформулировал три правила представления результатов соц исследования:

1) Ссылка на исследовательский центр, чьи результаты представлены.

2) Характеристика выборочной совокупности и ее отклонение от генеральной. Это необходимо, чтобы избежать ситуации, когда опрос проведен на какой-то определенной социальной группе, а какой-нибудь нерадивый социолог распространяет его на всё общество.

3)Предлагает всегда публиковать полную формулировку вопроса анкеты и полные ответы, не складывая ответы вместе (полностью согласен, согласен, частично согласен – порядковая шкала).

4. Социолог внутри проф сообщества. Уважительное отношение к коллегам и их вкладу в науку. Недопустимость плагиата и т.д.

Также заимствование методик (использование без разрешения анкет и опросников) недопустимо.

5. Социолог и респондент. Отечественный респондент заслужил «памятник» за свою открытость и разрешение его опросить, за бесплатно.

Основные принципы социологов при опросе:

— анонимность

— конфиденциальность

Ни поведением, ни процедурой, ни методикой не должны оскорбить респондента.

Стоит проблема выбора языка анкеты, если в Украине респонденты анкету на укр языке, а анкеты только на русском.

Проблема сензативных тем, то есть «запретных» (алкогольная зависимость, наркотическая, электоральные предпочтения и др проблемные темы).

Тема 2: Мораль как объект научного анализа

Мораль как объект научного анализа

Пожалуй, ни одно явление социальной жизни — то наука, политика, или право, или религия, не имели в истории науки такого количества толкований, как мораль. В значительной степени это обусловлено как спецификой самой морали, так и тем, что, несмотря на устойчивый интерес ученых к моральным феноменам, вопрос о природе и сущности морали до сих пор является дискуссионным. И все же, все разнообразие точек зрения по этому вопросу, которые сформировались в разных науках, можно объединить в три большие группы или подходы:

1.Первую группу составляют различные модификации натуралистического объяснения природы морали,

2.Второе направление условно можно назвать «гуманистическим», или же философский подход,

3.В третью группу объединяются собственно социологической трактовки морали.

1) Натуралистический подход к объяснению природы морали, возник примерно в середине XIX века, почти одновременно с социологическим, а затем другой стороной проявления господства позитивизма в обществоведении, сущность этого подхода, как известно, состоит в объяснении морали с позиции эволюционизма. Основателем, данного подхода, принято считать Г. Спенсера. Согласно идеям классического эволюционизма, считалось, что мораль возникла в обществе в результате естественного отбора, человек с задатками более развитых, чем у животных, психическим и интеллектуальным функциям человека, поэтому ее (мораль) можно рассматривать как механизм адаптации человечества к условиям общественного существования, как необходимое условие совместного способа его жизнедеятельности.

В 60-70-е годы XX века к идее биологического объяснения морали вернулись представители междисциплинарного направления (получивший название «социобиологов»), наиболее известные представители которого работали и в США (Е Уилсон, Д Берега, М Ламсден, Р Триверса и др.) Свою задачу социобиологов видели в изучении биологических основ социального поведения животных или человека, привлекая для этого данные таких наук как экология, социальная психология, этнография и т.д.

Социобиологи внесли свои коррективы теории Ч Дарвина: индивидуальная приспособляемость живых существ измеряется не только (и не столько) успешным выживанием конкретного, отдельного особей, но и увеличением шансов на выживание его ближайших родственников. А историю человечества, они рассматривают как эволюционный процесс, в ходе которого происходит взаимодействие специфических человеческих генов с культурными формами, они постепенно возникают. Все человеческое поведение в широком смысле этого слова, в том числе и мораль, представители этого направления связывают с действием определенных генетических механизмов, а сама социальность, по их мнению, задана длительным процессом эволюции человека и общества.

С другой стороны, в пределах социобиологов появилось и такое понимание морали, согласно которому она может рассматриваться как особый социокультурный феномен, призванный компенсировать ослабление биологических механизмов, обеспечивающих самосохранения и является паракультурным, эпигенетические по своей природе фактором, механизмом, компенсирует специфическую человеческую агрессивность, которой нет аналогов в животном мире.

2) Второй подход: философский, объединяет, в первую очередь, специалистов по этике и философии в целом. Сущность концепции, которая развивается в рамках этого подхода, заключается в том, что при рассмотрении природы морали акцент делается на анализе ее духовных компонентов. М Бердяев говорил когда-то о необходимости выделения этих компонентов наряду с элементами социальными как особую задачу этики. Такое различение составляющих морали, по мнению М Бердяева, необходимое для понимания феномена морали как такового, освобожденного от «террора социальности».

Современный российский философ Р. Апресян, автор «гуманистической» теории (1990 г.), считает, что мораль возникает на этапе распада первобытной общины и постепенного перехода к иерархическим формирований государственного типа, как своего рода протест (время неосведомлённого) против разъединения человечества, как интенция к преодолению обособленности и разрозненности привычных человеческих связей. Наряду с идеалом единения мораль провозглашает и идеал равенства, идеал человечности.

Она возникает как результат социокультурного «снятия» опыта взаимоотношений «мать-ребенок», которые следует рассматривать как идеальные, устоявшиеся межличностные отношения, органично включены в пространство морали и могут считаться ее источником. Опыт переживания такого типа отношений является у абсолютного большинства людей, причем этот опыт имеет характер личного переживания, поэтому понятно почти для всех. Это

той первый тип взаимоотношений, которые являются образцом солидарности, единства связь матери и ребенка признается и многими современными учеными как основа социальной жизни и когда мы воспринимаем материнство не просто как вид межличностных отношений, а как социокультурный феномен, то в этом плане оно действительно является эталонным. И если основным содержанием морали можно считать объединение людей, то сама она является попыткой установить отношения типа «мать-ребенок» между совсем чужими людьми вопреки их социально обусловленной отчужденности и обособленности.

Такое понимание генезиса и сущности морали указывает лишь на нечто идеальное, абсолютное в ее содержании. Но в развитом виде мораль неоднородна: идеал нравственного совершенства по-разному толкуется в контексте различных социальных ценностных систем. Поэтому для раскрытия морали во всей ее полноте — представление идеального в ней — надо соотнести с реалиями общественной жизни, представить не только те компоненты морали, которые составляют первые идеальные ее слои в истории человечества в каждой общественной системе, было столько интерпретаций нравственных идеалов и ценностей, сколько существовало социальных субъектов. Причем эти интерпретации могут не просто существенно отличаться друг от друга, но и быть прямо противоположными, антагонистическими.

3) Социологический подход к морали адекватный как раз этому уровню, слоя морали, то есть социальной, но определенной, партикулярных моралей.

Свои истоки социологическая трактовка морали берет в идеях О. Конта и Э. Дюркгейма и кратко может быть сформулировано так: мораль является социальной.

Э. Дюркгейм, как известно, считал, что мораль является функцией социальных связей, состоящие на данный момент, механизмом социальной адаптации, который обслуживает социальную систему, способствует ее стабильности, динамике.

В рамках социологического подхода, мораль рассматривается как особый механизм функционирования общества, специфическая функциональная структура, как особая форма регуляции (организации) взаимоотношений между отдельными личностями, между личностью и обществом, между отдельными элементами общества (социальными институтами, сообществами и т.п.), которая наряду с правом и другими видами социального регулирования обеспечивает стабильность в обществе.

В известном социологическом словаре под редакцией академика Г. Осипова (в статье, посвященной социологии морали) отмечается, что, в отличие от других отраслей социологии, ситуация в сфере социологии морали является, пожалуй, неопределенной. Дискуссионными и вследствие этого нерешенными, важны методологические вопросы ее предмета, междисциплинарных связей, отсутствует четкое представление о методах и т.д. Одно из основных причин такой ситуации автор видит в специфике самой морали, в ее «расчлененности» почти во всех сферах человеческой жизни.

Попробуем более подробно объяснить, что подразумевается.

Действительно, мораль не локализуется в какой-то одной, четко очерченной сфере человеческой деятельности. Так, для науки «ареалом обитания» является сфера познания, для политики — область межгосударственных, межклассовых, междупартийных отношений и т.д. Мораль же обладает своего рода всепроникающей способностью, регулируя почти все человеческие отношения, поощряя и наказывая нас за все наши поступки и проступки.

Как регулятор социальной жизни мораль имеет полифункциональный и амбивалентный характер Она может укреплять, охранять определенный социальный строй, а может и разрушать, подтачивать его. Мораль может вызывать у человека удовлетворенность собой, своими поступками и наказывать ее беспощадным самосудом угрызений совести, чувством вины, остракизмом общественной общественного мнения как средство освоения окружающего мира, как способ познания мораль имеет оценочной-императивный характер, регулируя поведение человека с позиций добра и зла. При этом, давая оценку тому или иному поступку в соответствии с общепринятой системы ценностей, мораль одновременно велит действовать согласно этой системе.

По вопросу о структуре морали, то в отечественной этической науке существовало два подхода к его рассмотрению — функциональный и деятельностный. В рамках первого, мораль рассматривалась преимущественно как форма общественного сознания, как совокупность норм и принципов, которыми люди руководствуются в своем поведении. Учитывая, что мораль является практически ориентированной форме духовных отношений с миром, рассмотрение морали с позиций деятельностного подхода предусматривает выделение в морали нескольких взаимосвязанных подструктур: морального сознания, нравственной деятельности и поведения, нравственных отношений. В структуре индивидуальной морали к указных элементов добавляются нравственные качества личности как своеобразный итог ее развития, результат сложных преобразований внешних нормативных моральных требований во внутренней, личностный планов.

Проблема человеческих добродетелей и пороков (в современном звучании — нравственных качеств) принадлежит к числу старейших и традиционных в этике. Она является одним из главных пунктов применения этического знания в практике воспитания и социализации в целом. Такое понимание структуры морали позволяет выйти на уровень ее конкретно-социологического анализа, в том числе осуществить процедуру операционализации понятий и эмпирическую интерпретацию моральных феноменов, подлежащих изучению методами социологической науки.

Тема 3: История и современное состояние западной социологии морали

Как уже отмечалось, социологический подход к изучению морали возник еще в XIX веке Его появление было тесно связано с формированием влиятельных социологических школ — французской (О Конт, Л Леви-Брюль, Е Д Дюркгейм), немецкой (М Вебер, Г Зиммель), английского (Дж Милль, Г Спенсер) и американской (Дж Дьюи, Е Росс) их представители, почти все без исключения в той или иной степени касались проблем морали в социальном контексте, очерчивали круг социологических проблем изучения морали, некоторые пытались разработать и усовершенствовать социологические методы исследования морали.

Разделяя позиции позитивистов, они совсем не случайно начали с критики традиционной теоретической этики, настаивая на невозможности научно обосновать этику, опираясь на теоретические построения и соображения. Поэтому искать решения проблем морали надо было, во-первых, на основе строго фактического знания, и, во-вторых, с использованием новых, эмпирических методов.

В рамках позитивистской социологии вырисовывается новое понимание этики как описательной, эмпирической науки, задача которой должна заключаться в том, чтобы устанавливать, как моральные взгляды доминировали и домино рых в определенной среде, каковы причины того, что они были и есть именно таким.

Так, по мнению Г Зиммеля, наука о морали должна давать ее социологическое, историческое и психологическое объяснение, и если этика хочет быть наукой позитивной, она должна опираться на факты. При этом этика может быть либо частью социологии и давать описание форм общественной жизни, которые являются основой моральных феноменов, или частью истории и, в этом случае, возводить каждое нравственное представление в его примитивной, зародышевой форме. Наука о морали может быть и частью психологии, тогда предмет ее анализа составят индивидуальные волевые акты, чувства и суждения, содержание которых будет оцениваться как моральный или аморальные.

С точки зрения Л Леви-Брюля, настоящая наука о морали может заключаться лишь в анализе моральной действительности, прошлой и современной, поскольку этим уже занимаются социология и история, необходимости в какой-то другой науке о морали просто не существует. Один из основателей американской социальной психологии и социологии – Е. Росс предлагал заменить теоретическую этику вариантом эмпирического знания, получивший в его работах название «этологии». Под последней Е. Росс понимал собрание моральных материалов, т.е. установление и описание всех нравственных проявлений данного времени, описание реальных моральных импульсов и отношений «.

Наиболее четко тенденция социологизации этики нашла отражение в работах Е. Дюркгейма, который, собственно, и предложил сам термин «социология морали», провозгласил необходимость социологического обоснования морали, использование методов социологического исследования и пытался создать новый образ этики — эмпирической науки, будет изучать нравственную жизнь общества в его фактологичности (передача в тексте точных фактов).

При этом социология морали понималась не как один из разделов социологии или этики, изначально замысел «реформаторов» состоял в том, чтобы заменить традиционную этику как философскую науку новым, эмпирейметрических, социологическим ее разновидностью — социологией морали, но спланированная «революция» не состоялась. Во-первых, потому, что возведение науки к эмпирическим исследованиям никогда не позволяло подняться выше факто логического уровня и стать действительно наукой. Во-вторых, лишь в середине 30-х годов была осознана неправомерность попыток заменить этику социологией морали и свести всю этическую проблематику в социологической. И остальных, с самого начала развития социологии морали ее сопровождали трудности, связанные с указанной спецификой морали, в то время как отраслевые социологические теории, которые были ориентированы на изучение институционализированных форм общественной жизни (права, религии, экономики и т.д.), развивались быстрыми темпами.

В дальнейшем западная социология морали существовала преимущественно, как эмпирическая наука Исключением можно считать некоторых известных ученых проанализировать особенности функционирования морали в отдельных сферах обще ильного жизни, например, науке (Р. Мертон, Д. Барбер), политике (С. Липсет), в сфере производственной деятельности (Е Мейо) и некоторых других. Среди теоретических работ, выводы которых представляют определенный интерес для социологии морали, часто упоминается теория когнитивно-эволюционного нравственного воспитания Л. Кольберга и так называемая «концепция женской нравственности» его ученицы К. Гиллиган, которая описала особенности формирования нравственного мира женщин и мужчин.

Л. Кольберг — известный американский ученый, всю свою жизнь посвятил изучению процессов нравственного формирования личности. Опираясь на фундаментальный эмпирический материал (результаты двадцатилетнего изучения уровней нравственного развития подростков во многих странах мира).

Л. Кольберг выдвинул гипотезу: если детей систематически вводить в круг суждений морального характера, размещенных на уровень выше, чем к своему, то они постепенно проникаются привлекательностью этих суждений, становится стимулом для их дальнейшего нравственного совершенствования. Л. Кольберг разработал оригинальную методику дискуссии на моральные темы, применивши ее во многих средних школах Америки, в учреждениях пенитенциарной системы своей страны, в частности в женской тюрьме в Коннектикуте!

По мнению К. Гилиган, нравственное развитие мужчин и женщин происходит на принципиально отличной основе. Вынося суждение о чьих-то поступках (в том числе и собственные), женщина скорее руководствуется не принципами (справедливости, равенства), а представлениями о личности того, кто его совершил. Критерием оценки человека для женщины выступает отношение к тем, кто этого человека окружает. Причина указанных гендерных отличий, как считает К. Гиллиган, заключается в том, что в существующем мире детей по-разному воспитывают: мальчиков ориентируют на достижение справедливости, девочек — на заботу о других.

Интересные работы, отличались значительной конкретно-социологической направленности, были изданы в 60-70-е годы американскими и британскими исследователями, которые рассматривали широкий круг общих нравственных пр делают тогдашнего западного общества. Среди них следует упомянуть исследования американского социолога и публициста М. Рейч по типам ценностных ориентаций, которые доминировали в американском обществе, два масштабных исследования, связанных с именем английского социолога Д Райта, посвященные изменениям в моральном сознании британской молодежи.

«Сексуальная революция» 70-х годов на Западе вызвала потребность в исследованиях по анализу сексуального поведения молодежи и состояния семейно-брачных отношений. Среди наиболее известных в этом направлении можно с вспомнить работы американского социолога Д. Янкелович и английского – В. Паккарда. Результаты исследования последнего были описаны в книге с красноречивым названием «Сексуальное бездорожья». Среди причин, по мнению автора этого исследования, вызвали кризисное состояние половой морали, он называет:

  • эмансипацию, которая привела к падению авторитета женщины-матери и домохозяйки,
  • процессы урбанизации, существенно ослабляли контроль за поведением подрастающего поколения;
  • удлинение периода молодости и роста возрастного барьера для вступления в брак;
  • достижения медицины в области противозачаточных средств и некоторых другие обстоятельств.

Исследования В. Паккарда было интересным и с методической стороны: его эмпирическую базу составили 400 интервью с американскими экспертами, переписки со специалистами из 14 стран мира; статистический материал о состоянии с семейно-брачных отношений в 10 странах, анализ дискуссий и бесед, проведенных в 130 университетских городках, исследования коммун хиппи; анкетный опрос молодежи.

Несколько позже появилась объективная потребность в изучении проблем детского и женского алкоголизма и наркомании.

В 80-е годы в круг наиболее интересных исследований вошли работы из так называемой «Помогая поведения «(helping behavior). Речь шла о проблемах и особенностях работы волонтеров, которые ухаживали инвалидов, смертельно больных, одиноких, принимали участие в работе телефонных служб, помогали несовершеннолетним матерям и тд.

Как междисциплинарная проблема начало исследоваться психологическое, физическое и сексуальное насилие над детьми. Хотя и эта проблема не была достоянием конца XX века, ее распространенность в этот период значительно выросла. Так, по данным исследованиям, проводимых в настоящее время учеными Америки и Великобритании, 20-30% взрослых женщин и 10% мужчин в детстве испытали на себе различные сексуальные образы, в том числе и инцестуальное насилие (сексуальная связь между членами семьи, не являющимися друг другу мужем и женой), конце 80-х годов в развитых странах Запада существовало более 300 программ помощи жертвам насилия, среди участников этих проектов были и исследователи-социологи.

Уже на рубеже XX и XXI веков на Западе появился и начал интенсивно развиваться еще один междисциплинарное направление, получившее название «биоэтика». Среди наиболее дискуссионных вопросов, входящих в круг биоэтических проблем — нравственные проблемы современной медицины: медицинская этика и деонтология, суррогатная беременность и аборты, нравственные проблемы трансплантации, отношение к смертельно больным и функционирования хосписов, эвтаназия, моральная оценка разработок в области генной инженерии и микробиологии, и, наконец, клонирование.

Сегодня этот богатый эмпирический материал требует осмысления и обобщения, в первую очередь, в рамках социологии морали. Кстати, большинство западных ученых, которые проводят исследования проблем общественного морали методами социологии и получают очень интересные результаты, сами избегают использования понятия «социология морали», зато употребляя такие словосочетания, как «стиль жизни», «моральные ценности и установки», «этос» и др.

Насущные проблемы современного мира уже два десятилетия исследуются специалистами по политической этики: насилие и ненасилие, нравственные проблемы политической деятельности и парламентская этика, формы морального протеста в условиях различных политических режимов, моральные проблемы так называемых экстремальных ситуаций (войн, террористических актов).

Нельзя не упомянуть также целый ряд исследований как теоретической, так и практической направленности, посвященных изучению аномии и ее проявлений в современном обществе.

Следуя традициям Е. Дюркгейма, современные исследователи пытаются всесторонне проанализировать это явление как на макро социологическом, так и на микро социологических уровнях, используя при этом наравне с Дюргеймовским «anomie» термин «anomia», предложенный американским социологом Л Сроулом для определения так называемой «психологической аномии» как проявления аномии социальной. Этот ученый разработал также оригинальную методику измерения индивидуальных субъективных переживаний аномии, проявляют себя в таких сферах жизнедеятельности индивида как политическая, культурная, экономическая, а также в интернализованных социальных нормах и ценностях и первичных отношениях с окружающими.

Аномические восприятие каждой из перечисленных сфер, по мнению Л Сроула, находит отражение, соответственно:

  • в чувствах индивидов, общественные деятели удалены от них и равнодушны к их потребностям;
  • в пессимистском политическом восприятии отдельными индивидами социального порядка как преимущественно непостоянного и непредсказуемого;
  • в распространенности среди многих рядовых граждан точки зрения, что они и им подобные «откатываются» назад от уже достигнутого;
  • в ощущении индивидами отсутствия смысла жизни;
  • в уверенности в том, что сеть непосредственных межличностных отношений индивида является более предсказуемой и такой, что поддерживает его.

Среди уже во второй половине XX века изучал это явление, прежде всего надо вспомнить Р. Макайвер, Д. Рисмен, К. Бея, Г. Беккера, Т. Хирши и других. Взгляды на аномии некоторых из этих ученых отличались большим оптимизмом по сравнению с их предшественниками в частности, Кристиан Бэй утверждал, что определенная степень аномии необходима для обеспечения максимальной свободы в обществе, для снятия необоснованных их ограничений индивидуального поведения. Отдельные проявления безнормности является закономерным следствием несовершенства процессов социализации, внутренних конфликтов личности.

Тема 4: Развитие отечественной социологии морали

Изучение моральных явлений в отечественном обществоведении имело свои особенности и проблемы. На волне многочисленных попыток реформировать этику на принципах позитивизма возникали и собственные варианты такого проектного пункта. Один из них принадлежал П. Сорокину, который в статье «Принципы и методы современной науки о нравственности» (1912-1913 гг.) изложил основные идеи реорганизации исследований моральных явлений. Размышляя над станом этической науки, характеризуя основные его школы, П. Сорокин явно акцентирует внимание читателя на преимуществах французской социологической школы, направление исследований которой он характеризует как каузально-эмпирический что требует применения для изучения моральных фактов метода «осмотра», «метода больших чисел».

В целом же история отечественной социологии морали тесно связана с развитием этической науки. После революции 1917 года доля этики и развитие социологических исследований нравственной жизни общества имели очень сложный, иногда драматический характер.

В первые годы советской власти усилия отечественных ученых были направлены на изучение многих негативных социальных явлений, количество которых стремительно росла в условиях послереволюционной страны: дети-беженцы, проституция, преступность, наркомания и т.д.

Но первые же годы сталинского правления названы наступлением на этику, этот процесс начался с унижения общечеловеческой морали и абсолютизации в ней классового элемента. Сторонники радикальной точки зрения вообще настаивали на ненужности морали для дела пролетариата, а этику оценивали как такую, что ничего не добавляет к марксистскому учению. Некоторые «мыслители» доходили в своих рассуждениях к абсурду. В одной работе этого времени, автор который размышлял над поступком Р. Раскольникова, содержался вывод: героя Ф. Достоевского можно было бы оправдать, если бы он совершил преступление для того, чтобы пополнить партийного кассу.

Как известно, статус самостоятельной науки этика получила лишь в конце 50-х годов, когда на одной из философских конференций, проходившей в Ленинграде, ее снова признали как имеющую свой предмет, а значит, и право на жизнь. Что же касается эмпирических исследований реальных нравов советского общества, то почти все они к середине 80-х годов «живописали» картины жизни высоконравственного. Советского человека. Отрицательные же проявления, скрыть было невозможно, объяснялись недостатками семейного воспитания или «влиянием Запада». Хотя в то же время объективная потребность в теоретическом осмыслении проявлений морали вызвала появление ряда интересных работ таких авторов как: Л. Архангельский, С. Анисимов, О. Титаренко, А. Гусейнов, К. Шварцман, О. Шишкин и других, в которых рассматривались вопросы общей теории морали, поглощения представление о структуре морали, ее социальную сущность т.д.. Несмотря на определенную идеологическую ограниченность, эти работы способствовали изучению реальных проявлений морали (например, профессиональной), в том числе и социологическими методами, возможность и необходимость использования которых не вызывала сомнений у значительного числа обществоведов.

Теоретическая модель объекта социологического исследования была предложена А. Харчевым. Указав основные аспекты морали, которые могут стать предметом социологического исследования, он акцентировал внимание на необходимости в рамках социологического анализа сконцентрироваться на изучении именно соотношение между ними. Имелись в виду, во-первых, социальные требования к личности, нормы социальной жизни, соблюдение которых контролируется общественным мнением, во-вторых, понимания и усвоения этих требований индивидом, его отношение к ним, в-третьих, реальное поведение людей и взаимоотношения между ними, в которых воплощаются моральные нормы и идеалы.

Со временем исследователи, которые интересовались проблемами социологического анализа моральных явлений, начали обращаться к теоретико-методологическим вопросам социологии морали, в частности к проблеме определения и соотношения ношения ее объекта и предмета. Несмотря на дискуссионность вопроса, большинство специалистов в этой области согласны с тем, что социология морали должна изучать реальные, фактические состояния общественной морали. Как варианты определения предмета науки предлагались «совокупность прямых и обратных связей в системе» «общество-мораль», «реальная нравственность во взаимодействии всех ее проявлений: того, что должно быть, и того, что реально существует, сознания и реальной практики».

Почти до конца 80-х годов в среде специалистов по этике время от времени возникали дискуссии о необходимости переориентации самой этики и осмысление не столько идеального в морали, а, в первую очередь, ее реальных проявлений, опираясь на знания, полученные нефилософских науками, в том числе и социологией. Ставился вопрос о создании таких принципиально новых систем знания о морали как моралезнавство, прикладная этика. Так, задачами прикладной этики, например, считалась трансформация положений, выводов фундаментальной этики в прикладное (практическое) знания с целью управления процессами морального жизни общества. Моралезнавство, в свою очередь, должно было способствовать накоплению фактического материала о состоянии морали в обществе, осуществлять этико-аксиологический анализ реальных нравов на базе сосредоточение всей системы знаний о морали.

Эти дискуссии, несомненно, способствовали развитию социологического подхода к изучению морали, мало логическое завершение в целом ряде работ, авторы которых ставили вопрос о возрождении отечественной социологии и морали, пытались осмыслить предмет этой науки, ее место в системе социологических знаний и т.п. В связи с этим надо, в первую очередь, упомянуть работы В. Соколова, Л. Архангельского, Г. Квасова, О. Дробницького и других, а также болгарских и польских коллег – В. Вичевая, Г. Ошавкова, М. Оссовский. – «Рыцарь и буржуа», «Социология морали. Очерк проблем».

Конкретно-социологические исследования нравственных проблем конца 80-х — начале 90-х годов отличались разнообразием тематики, обращением к острейших социальных проблем: наркомания и проституция, коррупция, негативные изменения в ценностных ориентациях и поведении людей, особенности половой морали, негативные явления в армии и т.д. К сожалению, уже в середине 90-х годов количество работ, связанных с изучением общих моральных проблем резко уменьшилась, а к вопросам теоретико-методологического характера отечественные исследователи морали, кажется, вообще потеряли интерес. Частично, по нашему мнению, это можно объяснить, в том числе и отсутствием финансирования подобных исследований, на смену которым пришли работы, например, по проблемам социологии политики, электорального поведения, влияния рекламы и т.п., в проведении которых понятна заинтересованность.

Как отрасль социологической системы знаний, социология морали не могла не разделить судьбу «материнской» науки, что касается, в первую очередь, определение ее как науки и определение границ предмета. Сегодня, например, исследователю-новичку трудно выбрать из нескольких десятков существующих определений социологии какое-то конкретное, чтобы начать анализ определенной проблемы. Ситуация в рамках социологии морали в этом плане еще больше неопределенна, поскольку усиливается и теми проблемами, которые не решены в этической науке. Ведь если все исследователи согласны с тем, что этика является наукой о морали, то на вопрос о том, что такое мораль, в неоднозначно ответа тоже пока нет. Речь идет не о теоретическое определение, хотя дефиниций морали тоже существует несколько десятков. Дело в установлении эмпирических границ, фиксации качественного своеобразия этого явления, иначе говоря, как мораль из повседневного факта сделать факт научным? Строгой локализации морали в определенной сфере социальной жизни. Ведь понятия «добра» и «зла», «справедливого» и «несправедливого», «человеческого» и «бесчеловечного» главным образом связаны не только с экономическими, политическими, религиозными, бытовыми и другими отношениями в самом обществе, но и могут быть принятыми в отношении природных процессов (экологическая мораль, феномен вегетарианства как нравственного отношения ко всему живому).

Видимо поэтому существующие определения социологии морали даются в основном через описание того, чем она занимается, что изучает: реальные нравы, нравственные представления разных групп общества, тенденции развития моральной сознания.

Наиболее полно перечень элементов проблемного поля социологии морали представил своего времени В. Соколов. По его мнению, структуру предмета данной науки можно охарактеризовать с помощью следующих составляющих:

1 Влияние конкретных социальных условий на «производство» и функционирования компонентов той или иной исторической формы морали;

2 Обратное влияние этих форм на существующие общественные отношения;

3 закономерности взаимодействия морали с другими видами социальной регуляции поведения людей;

4 моральные аспекты механизмов социализации индивида, ее конечных результатов;

5 Специфика нравственности отдельных социальных групп;

6 Особенности функционирования морали в конкретных сферах жизнедеятельности;

7 различных виды социально-групповых аномалий в нравственной жизни общества.

Второе принципиальное вопрос связан с социологическим измерением моральных явлений. Что может стать предметом конкретно-социологического анализа морали, объективные проявления морального, которые могут быть эмпирично зафиксированы?

Какие методы сбора социологической информации можно применить с максимальной эффективностью? мысли, представленной в средствах массовой информации; контент-анализ письменных и устных обращений читателей и телеаудитории в редакции, описание данных «моральной статистики». Как известно, все общественные отношения и содержат нравственный аспект. Как только речь заходит о представлении нормы, чувства, отражающие человеческие взаимоотношения в любой сфере жизнедеятельности, мы вступаем в «царство» морали. Так могут вине палачи исследования: наука и мораль, политика и мораль, искусство и мораль, благодаря которым складывается представление о состоянии нравственных отношений в обществе. Что может быть предметом эмпирического анализа, когда речь идет о моральном развитии личности? Представлены таким образом:

Реальные поступки, социальное поведение.

Результат прохождения личностью всего «цикла», а также каждого из указанных этапов, может стать самостоятельным предметом исследования в рамках социологии морали.

Уровень сформированности личностных качеств, к изучению которых с помощью оценок и самооценок достаточно часто обращаются социологи, тоже расширяет проблемное поле эмпирических исследований социологии морали.

Нравственное поведение личности может изучаться в двух направлениях: во-первых, это анализ мотиваций самых разнообразных видов деятельности, в которые включается личность в течение всей жизни, во-вторых, собственно ее поступки, особенно в соотношении с их мотивами. Хотя надо отметить, что это направление исследований затрудняется дискуссионностью вопросов о том, что является основным критерием оценки нравственного поступка: субъективная направленность мотива или характер его объективного результата, который воплощается на практике? в результате, или ситуации, негативных последствий деятельности личности, которая руководствовалась аморальными мотивами, особых трудностей с научной интерпретацией не возникает. Сложнее оценить те варианты, к положительным мотивам приводит к негативным последствиям, или когда поступок, направляемой аморальным мотивом, своим завершением имеет положительный аспект.

Что касается методов изучения моральных явлений, следует отметить, что в большинстве случаев оправдывает себя применение традиционных методов социологии. В то же время, именно анализ нравственных процессов и явлений (в прежде очередь на личностном уровне) требует применения различных модификаций проективных методик, адаптированных для целей и задач каждого конкретного исследования нравственной жизни общества.

15