1.Предмет социологии; Место социологии в системе наук

Социология образовывается от слова «societas» в переводе общество.

Социология-наука о строении, развитии, функционировании общества в целом и отдельных его системах.

Объектом социологии выступает социальная реальность.

Социология изучает общество, как целостный организм, т.е., как систему.

Предмет социология – это стороны, связи и отношения составляющие объект изучения, а именно, во-первых, общество в контексте его современного функционирования и развития; во-вторых, соотношение человека и общества; в-третьих, динамическая структура общества в целом и отдельных её частей; в-четвёртых, социальный материал общественных структур через поведение людей.

2.Структура и функции социологии.

Современное социологическое знание – это единство теории и практики.

1) Теоритическая социология – это совокупность многообразных композиций, которые разрабатывают аспекты развития общества и дают им интерпретацию. В теории социологии можно выделить 3 уровня:

1-ый: макросоциология. Теория общего социологического уровня(государство, политику, экономику; индивид не учитывается)

2-ой: отраслевая социология. Социология семьи, спорта и т.д.

3-ий: микросоциология. Теория личности, теория социальной динамики.

2) Эмпирическая социология связана с конкретной информацией о тех или иных процессах и явлениях. Она в отличии от теоритических исследований проводимых под средством обще-научных методов, опирается на статический анализ и метод конкретных исследований.

На основе теоритической и эмпирической учений общества, социология способна давать практические рекомендации и обоснованные прогнозы.Социология выполняет ряд функций:

1-познавательная социология изучает социальную реальность и закон в её развитии.

2-оценочная социология даёт оценку общества с точки зрения соответствия

3-прогностическая – построение научно-обоснованных прогнозов социальных изменений.

4-управленческая-социология разрабатывает технологическое управление социальными процессами.

5-идеалогическая-социология пропагандирует общественный идеалы.

3.Социологическая концепции о.Кoнта, к.Маркса,э.Дюркгейма,м.Вебера

Социология, как самостоятельная наука зародилась в 19в. на основе позитивизма.

Позитивизм – философское учение, которое признаёт единственный источник знания – конкретные знания.

Основоположения позитивизма и социологии является французский философ Кант (1788-1857).

2 стр., 542 слов

Психологическое направление в европейской социологии XIXв. Теория ...

... осадках “постоянства агрегатов” (типа львы)   Психологическое направление в европейской социологии XIXв. Теория Г. Тарда. Концепция общества по Г. Тарду. Три основных периода: 1. Период создания и ... становления психологической социологии (с середины XIX до начала XXв.). 2. Период утверждения, ...

Он построил классификацию: 1) математика; 2) астрономия; 3) физика; 4) биология; 5) социология.

Каждая предшествующая наука выступает предпосылкой для следующей, т.е. более сложной, таким образом социология-вершина пирамиды естественных наук.

Кант ввёл 2 понятия:

1) социальная статика – учение о связи между элементами социальных систем и социальным порядком.

2) социальная динамика – это учение о социальном изменении и развитии.

4. Социологическая концепции

К.МарксаК.Маркс (1818-1883).

Он считал, что в любом обществе существует пост: борьба за контроль над собственностью и богатством между классами.

Всё это является источником социального развития.

Весь исторический процесс выглядит, как смена общеэкономической формации.

Все социальные перемены происходят под влиянием экономики.

Вершина исторического процесса является коммунистическое общество, в котором отсутствует частная собственность на средства производства.

5.Социологическая концепции э.Дюркгейма

Эмиль Дюркгейм(1858-1917).

В основе общественной жизни находятся социологические факты, они объективны и не зависят от конкретного человека.

Все причины социального явления следует искать в самом обществе и в условиях её существования.

Социальные факты Дюркгейм раздели на 2 группы:

1-марфологические. Они описывают строение и формы разных частей общества, его экономические и демографические структуры.

2-духовные – это коллективное представление (т.е. мораль, права, религия)

С точки зрения социологии общества складывается социальная солидарность, которая основана на совокупности общих представлений и верований.

Именно коллективное сознание отражает менталитет, идеалы и традиции народа.

Сплочению общества способствуют разделение труда, оно обуславливает экономическую взаимозависимость индивидов.

Аномия – отрицание норм и правил общепринятого поведения.

В процессе развития современного общества традиционные ценности себя исчерпали.

6.Социологическая концепция м. Вебера.

М.Вебер (1864-1902).

Он разработал концепции (понимающие социологию и теорию социального действия)

Если Дюркгейм изучал обествееные процессы, то Вебер изучал мотивы и причины социальных действий.

Он выделил четыре типа социального развития:

Цели рациональны. Каждый индивид осознает цель и последствия своего поведения

Ценностно-рациональная. Человек руководствуется определенными идеалами или верой независимо от того, к чему это приведет

Эффективное, т.е. действие под влиянием эмоций

Традиционное (люди следуют стереотипам, ведут себя, как следует)Вебер разрабатывал концепцию прогрессирующей рациональности западного общества. Рационализация представляет собой организацию социально-экономической жизни в соответствии с принципами эффективности и техническими знаниями.Если у Маркса на капитализм влияет классовый конфликт, то у Вебера развитие науки и бюрократии.

С точки зрения Вебера движущим фактором общественного развития, также является религия.

7. Социология в 20 веке.

В современной социологи можно выделить несколько парадигм (парадигма – это принятый научным обществом способ решения определённого круга научных задач).

9 стр., 4315 слов

Социология как наука об обществе. Предпосылки возникновения социологии

... системы социальных отношений и взаимодействий, которыми связаны друг с другом отдельные индивиды, их общности (отношения кооперации – разделения труда, интеграции - сотрудничества, дивергенции - конфликта). В-пятых, социология изучает социальные изменения (развитие общества). ...

Основные парадигмы в 20 веке:

1) Структурно-функциональная. Общество-это относительно стабильная система взаимосвязанных частей, каждая из которых имеет функциональные следствия в отношении общества в целом.

2) Конфликтно-радикальная. Общество-это система, в основе которой находятся социальное неравенство, что является причиной социальных изменений.

3) Символический-интеракционизм. Общество-это процесс взаимодействия или коммуникации в виде знаков и символов.

8. Общество, как система, его признаки.

Общество — объединения людей взаимодействующих на определённой территории и имеющих общую культуру. Социология рассматривает общество, как сложно-организованный системный объект.Система – это целостный комплекс взаимосвязей элементов, которые находятся в функциональных отношениях и связях друг с другом.Каждый системный элемент, зависит от места внутри целого. Человеческое общество – это сложно-организационная система высшего типа (или социентальная система).

Она включает в себя все виды социальных систем и характеризуется следующими чертами : целостность, устойчивость, равновесие, открытость, динамизм, самоорганизация, самовоспроизводство, эволюция.

В каждом обществе выделяют несколько подсистем:

1-экономическая. (Она приспосабливает общество к природной среде. Включает в себя: производства, предприятия, банки, фирмы и т.д. Она способствует материальным потребностям общества).

2-политическая. (обеспечивает принятие рациональных решений.Включает в себя: политическое устройство общества, режим власти, правительство, армия, налоговая служба.)

3-социальная. (Она реализует функцию интеграции общества в целом, т.е. территория, демографические особенности, совокупность

организаций отвечающих за благосостояние населения: транспорт, магазины, связь.)

4-Подсистема социализации (культуры).

Осуществляет включение человека в социальную систему, через религию, искусство, образование.

Все подсистемы тесно взаимосвязаны и если экономическая подсистема не выполняет своих функций, то уровень жизни снижается.

Выделяют 2 основных вида общества: простые и сложные.

Простые общества не имеют стратификации или социальной иерархии. Это характерно, для первобытных времён.

Сложное общество может существовать при наличии государства. В таком обществе существуют классы и многоуровневая система управления.

Существует несколько типологий сложного общества:

1) по политическим признакам (демографическое, тоталитарное, авторитарное)

2) по принятой религии (христианская, мусульманская, языческая, атеисты)

3) по видам собственности и способам производства (первобытная, рабовладельческая, феодальная, буржуазная)

В современной социологии широко используется трёхступенчатая классификация общества:

1)доиндустриальная (традиционное общество)

Характерны следующие черты:

1-консервативная социальная структура

2-сенкретический стиль мышления

3-авторитарные формы культуры

4-экономика основанная на первичном производстве (охота, собирательство и земледелие)

2)индустриальное общество: возникло 200 лет тому назад. В таком обществе постепенно происходит демократизация общества. Создаётся национальная система экономики, развивается свободная торговля, а также фабричная организация труда. Большие значения имеют труд и капитал.

7 стр., 3090 слов

Пороки и аномалии в развитие органов и систем

... сформирования плаценты (75й день внутриутробной жизни), проявляющиеся пороками развития отдельных органов и систем, прерыванием беременности. Поскольку в эмбриональный период происходит формирование ... и начала маточноплацентарного кровообращения), вызывающие гибель зародыша, внематочную беременность, пороки развития с нарушением формирования оси зародыша (симметричные, асимметричные и неполностью ...

3)постиндустриальное общество. 70-е годы 20 века. В таких обществах основную роль играют не промышленность, а наука и технология, важное значение имеет информация. Широко развивается сфера услуг.

9. Формы и объективные закономерности социальной динамики

Социальная динамика — процесс, затрагивающий структуру общества, его компоненты, специфика взаимодействий индивидов и групп. Социальные изменения могут быть обусловлены рядом причин:

1) природные (наводнения, засухи, землетрясения..)

2) демографические (рост или уменьшения населения )

3) культурные.

Все эти факторы влияют на состав населения, уровень жизни, распределения власти, распространение образования и религий. Можно выделить несколько основных законов общественного развития:

1) закон ускорения истории(каждая последующая стадия развития короче предыдущей)

2) закон неравномерности развития

3)закон прогрессивного развития общества(т е наблюдается восхождение от более низкой культурного развития к более высокой) .

10. Понятие социальной модернизации. Модель устойчивого развития белорусского общества.

Важно понимать что прогресс в развитии может сосуществовать с регрессом т. е. регрессивные изменения могут происходить в пределах общего прогрессивного развития. Социальный прогресс может развиваться циклически, в зависимости от скорости социального изменения можно говорить о социальной революции т е постепенных изменения, во-вторых о социальной революции т радикальных переменах в области науки, техники, политики, экономики и т д. На понятие социального прогресса опирается понятие модернизация (это совокупность экономических, социальных, политических и культурных перемен в обществе в ходе индустриализации. Благодаря модернизации запоздавшие в своем развитии страны могут достичь современной стадии развития и войти в мировую экономическую систему капитализма.

11. Понятие культуры, её структура и функции. Типы культур.

Культура – это способ человеческой деятельности, который направлен на создание духовных и материальных ценностей. В самом широком смысле, культура – это явление, отличающее человека от природы.

Структурными компонентами культуры являются:

1)ценности-это представление о желаемом значении явлений. Именно ценности позволяют различать желательное и нежелательное, означают то, к чему следует стремиться.; 2)нормы-это формы регуляции поведения в обществе. Это образец (мода, мораль, право).

Нормы возникли, как необходимость регуляции общественных отношений.; 3) знания – это достоверные сведения о мире.; 4)Обычаи и традиции – это написанные правила поведения, которые обеспечивают преемственность развития и культуры.; 5)Знаки и символы. Они представлены главным образом в языке, а язык – это форма создания, хранения и передачи человеческого опыта.

Функции культуры:

1. Интегративная – это значит, что культура создаёт систему ценностей и норм, которые обеспечивают стабильность общества.2. Регулятивная. Культура организует действия человека и создаёт систему контроля за этими действиями3. Коммуникативная. Культура накапливает социальный опыт и передаёт его в ходе совместной деятельности, а так же из поколения в поколение.

3 стр., 1385 слов

Демографический фактор в развитии общества

... анализа выясняется, что темпы рождаемости чрезвычайно велики при низком экономическом и культурном развитии общества, резко снижаются в странах и регионах со средним уровнем благосостояния, а затем ... и его половозрастной структурой, а также темпами и направлением миграции. Для нормального развития общества и его экономики одинаково вредны и стремящиеся к минимуму и стремящиеся к ...

Существует несколько разновидностей культуры:

1- национальная культура, возникает в ходе развития капитализма, урбанизации и формирования общего национального языка.

2- массовая культура возникает в 20-ом веке. По своему содержанию и форме она не совпадает с национальной. Массовая культура рассчитывает на усреднённый и даже низкий уровень развития её потребителей. Произведения массовой культуры стандартны или упрощённый и развлекательный характер.

3 – Элитарная культура рассчитывает на узкий круг людей, которые обладают эстетически развитым вкусом.

4 – субкультура – это культура, присущая определённым социальным группам, которые занимают структурно-подчинённую позицию в обществе.

5- контркультура – это такая субкультура, которая полностью отрицает содержание и форму господствующей культуры. Это один из способов жить в обществе за счёт общества и стремлении избежать ответственности.

12. Понятие культурной парадигмы, культурного развития и культурной деградации. Теория культурного отставания

Жизнь конкретного человека определяется социокультурной реальностью, состоящей из ряда символов, поэтому в социологии существует понятие «культурная парадигма» — это модель образа жизни и мировосприятия определённой культурной эпохи. Это значит, что эмоциональное состояние, система ценностей и мышления , способов постановки и решения различных проблем, носит конкретный исторический характер.

Культурное развитие – это смена культурных типов, из которых каждый последующий превосходит предыдущий и является основой для дальнейшего более совершенного развития культуры, т.е. это развитие по восходящей линии.

Культурная деградация – это развитие по нисходящей линии; это утрата достигнутого прежде, невозврату к старому; процесс качественного обновления системы, в котором уровень развития новых форм менее высок, чем в предыдущем; это упрощение культурной жизни и ослабление ранее устойчивых форм.

Культурный застой – это состояние длительной неизменности и повторимости норм и ценностей, и запрет нововведений.

В 1922 году Огборн создаёт теорию культурного отставания: Культурные ценности и нормы меняются гораздо медленнее, чем происходит технический прогресс, когда наступает такой момент, образ время нестабильности. Всё это создаёт серьёзные проблемы для общества. Люди не имеют чётких ориентиров своей деятельности.

13. Мультикультуризм и этноцентризм.

Мультикульт-зм — теория, а также политика, кот.направлена на сохранение и развитие в пределах одной страны культурных развитий. В отличии от политич. Либерализма мультикульт. предполагает наличие возможностей эпических обществ открывать объекты культового значения школы. Идея мульти­куль­т. исключает слияние культур в единое целое. Идея мульти­куль­ту­ра­лиз­ма выдвигается главным образом в экономически развитых странах Запада, где наблюдается значительный приток иммигрантов. В соврем. Европе мульти­куль­т. предполагает прежде всего включение в её культурное поле элементов культур иммигрантов из стран «третьего мира».Третий мир — географ-ий термин второй половины XX века, обозначавший страны, не участвующие прямо в холодной войне и сопутствующей ей гонке вооружений.Этноцентризм — такой взгляд на общество, при котором определенная группа считается центральной, и все другие группы соизмеряются и соотносятся с ней. Этноцентристские суждения не позволяют справедливо оценивать другие культуры. Этноцентристнеспособен или не желает рассматривать другие культуры в их собственных рамках.

10 стр., 4902 слов

Бергер П. Общество в человеке

... вещей. Роли, составляющие наиболее фундаментальную часть того, что психологи назвали бы личностью индивида, приобретаются в процессе социального взаимодействия, как и роли, связанные лишь с ... себя. Самоидентификация в рамках общества нуждается в постоянной социальной поддержке. Человек не может быть человеком без других людей, как нельзя обладать идентичностью без общества. Офицер может быть ...

14. Личность как система. Концепции личности.

Для социологии важным явл.2 проблемы:

1)формирование личности в связи с развитием соц.общностей

2)проблема регуляция соц. поведения личности.наиболее универсальным для характеристики признаком явл – человек.

Понятие индивид означает человека с индивидуальнойхар-кой. Понятие личность означает соц. модификацию человека. Человек становится личностью только вступая в обществ.отношения.

Индивидуальность — отдельно взятый чел. с его природными, психол-кими, общественными качествами. Концепции личности:

1)марксиская Рез-тат историч-го развития, а также рез-тат включения индивида в соц.систему посредством предметной деятельности и общения. Личность-совокупность соц.качеств, кот.обуславл.принадлежн.копредел.этносу.

2)ролевая(Парсонс) Личность -производное от соц. статусов индивида и тех соц. ролей, которые он исполняет в обществе. 3)психоаналитическая (З.Фрейд)

Теория акцентирует внимание на психолог.аспекты взаимодействия личности и общества. Три структ-ных компонента: 1)бессознательное(природн.инстинкты) 2)сознание 3)суперэго (законы и запреты,кот.усвоил индивид в процессе воспитания) Наличие этих комп-тов делает личность противоречивой, т.к. в кажд. чел. идет борьба между его желаниями и требованиями в обществе. Соц. кач-вами личности явл.:сознание, самосознание, самооценка, убеждения, интересы, ценностные ориентации.

15. Структура личности. Социальные типы личности С т.зрения Сорокина личность формир.в системе конкретных соц.координат. Каждый чел.одновремен.принадл.целому ряду соц.групп, т.е.профессион.,политич.и др.

Т.о., личность имеет многоплановую и мозаичную стр-ру.

Личность с одной стороны целостна,а с др.множественна.

Всякая соц.группа дает нормы поведения, кот.не всегда совпад.с нормами др.соц.групп.

Изменение соц.положения человека в обществе ведет за собой изменение и в его поведении. Лучше всего это заметно в экстремальной ситуации, а при значит.измен.соц.ситуации в центре личн.стр-ры может оказаться один изее мозаичной стр-ры. Америк.социолог Дьюбой с разраб. след. типологию.

Типы личностей:

1)модальный-наиболее встреч.тип личности на определ.этапе развития общества 2)базисны-нравственный идеал или эталон

3)маргентальный-чел., кот.нах-ся на границе между 2-мя и более группами,ноне принимается ни одной из них в кач-ве полноправного участника.

4)мафиозный-склад.вусл.нарастающей криминализации, он готов на любые нарушения норм и законов для высоких доходов.

16. Социализация личности, механизмы социализации. Ресоциализация, десоциализация. Социализация-вид соц.взаимод-я, в ходе кот. происх. формирование личности, как полноценного и полноправного члена общества. Социализация осущ-ся через определ. людей, кот.передаюткульт.опыт, а также через институты социализации. Т.о.,в ходе социал-ции происходит: 1)взаимод. людей на основе соц.ролей 2)сохранение общества, благод. усвоению его членами сложившихся ценностей. Социализ. личности начинается с рождения и продолж. всю жизнь. Можно выделить неск. этапов социализ.: 1)первичная (в этот период приобрет. Общие культ. знания, осваиваются нач. представл. о мире и хар-рывзаимоотнош.) людей. 2)вторияная (включ.в себя:

16 стр., 7554 слов

Пиктограмма как метод изучения личности в норме и при некоторых ...

... и оригинальную схему интерпретации данных «пиктограммы», позволяющую получить значимую информацию об особенностях личности испытуемых.   МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ   Исследование лучше начинать после какой-либо другой ...

-профес.социализацию,связ-ую с овлад.спец.знаний и навыков

-включ.индивида в сист.общ-готруда,т.е.процесс адаптации в профес.среде) В современ. обществе возрастает скорость соц. изменений, что приводит к необх-стиресоциализации, т.е. усвоение принципиально новых знаний, ценностей, норм. Десоциализация— утрата индивидом по каким-либо причинам соц-го опыта, отражающаяся на его жизнедеятельности и возм-сти самореализации в соц.среде.Различ.2 формы социализ.:

1)не направленная(стихийн.формир-е соц.качеств в процессе пребывания индивида) 2)направленная(спец.разраб.обществом система средства действия на личность с целью формир-я качеств и ценностн.ориентаций) Механизмы: 1.Традиционный предст.собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, кот.хар-ны для его семьи и ближайшего окружения  2.Институциональный действует в процессе взаимод-вия чел.с институтами общества, различными организациями 3.Стилизованный действует в рамках субкультуры 4. Межличностный функционирует в процессе взаимод-вия чел.с субъективно значимыми для него лицами и предст.собойпсихолог-ий механизм межличностного переноса благодаря эмпатии и идентификации.5.Рефлексивный связан с внутренним диалогом, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, сверстникам, значимым лицам и т.д

17. Пониятие социального взаимодействия, теории социального взаимодействия

Соц.взаимод.-процесс воздействия субъекта друг на друга.

Взаимод.возм.,если индивиды говорят на 1-м языке, если они впринцип.один.поним.правила и нормы, кот.руководств.в своей деят-сти. В прот.случаевзаимод. может оказаться нереализованным.Сущ.целый ряд теорий соц.взаим.: 1)концепция соц.обмена (теоретик Хоманс) Соц. повед. чел. обуславл. нац-ым началом и это побуждает человека вести себя расчетливо, чтобы получить как можно больше денег,услуг,любви,успеха и т.д. Хомансутв.,чтосущ-ет обмен действиями между сторонами. В таком вхаимод. каждая из сторон стремится извлечь max выгоды и минимизировать затраты. Возникшие в ходе обмена действиями взаимное вознагр. стан. регулярным и перерастает в отнош-я, основыв-щиеся на взаимн.ожидании. В таком случае нарушение ожиданий со стороны 1-го индивида влечет за собой агрес.р-цию которая становится в определенном смысле способом получения удовлетворения. 2)концепция управления впечатлением (теоретик Горфман) Кажд. чел.- это художник, творец образов.

Жизнь-это не что иное, как созд.впечатлений. Чтобы уметь управл. др. людьми нужно науч. управлять своими впечатлениями и контрол-ть их. С т.зренияГорфмана, в процессе взаимод-я люди разыгрыв.друг перед другом спектакль. Т.о.,соц.роли тождественны театральн. Люди заранее проектируют собств. имиджит. о., чтобынаил.образ.реализоватьсобств.цели. Люди нередко сами созд.ситуации, в кот.они могут произвести наиболее благоприятные впечатления на других. 3)символический интерациолизм (теоретик Мид) Данная концепция анализ. соц. взаимод. в их символич. содержании. Любые действ. людей-это проявл.соц.повед-я,кот.основано на коммуникации. Сама же коммун-циясущ-етпотому,что люди восприним.один.значение символа. В дан.случае язык рассматр.в качестве главн.символ.посредника взаимод-я.4)теория зеркального “я”(теоретик Кули) Личность — совокупность отражений или р-ций других людей. Речь идет о том,что в рез.соц.взаимод.индивид научился смотреть на себя со стороны, т.е как на обьект.

9 стр., 4100 слов

Методы избежания конфликтов

... учебной мотивации в подростковом возрасте добавились социальные причины: падение общего интереса к знаниям в обществе, которое озабочено материально-прагматическими проблемами.  Конфликты поведения возникают по поводу нарушения учениками ...

18. Социальная стратификация, ее основные теории.

Социальная стратификация – иерархически организованное деление общества на слой (страты) на основе общественного распределения социальных благ. Критерии стратификации: 1) уровень дохода; 2) уровень образования; 3) престиж; 4)доступ к власти. Т.о.,страта-это соц.слойлюдей,котимеют сходные показатели по этим критериям.

Страта включает индивидов, которые имеют приблизительные доходы, власть и т.д. В своей теории стратификации К. Маркс и М. Вебер разработали классовую теорию. Вебер ввел критерий престижа. Маркс выделял классы на основе права собственности на средства производства. В социологии сущ.2 основных подхода в определ.стратиф-ции.:1 подход) Маркс вместо страты использ.понятие“класс”.Класс-общность людей,кот.нах-ся в прямом отношении к средствам производств. 2 вида классов: -эксплуатирующие; -эксплуатируемые;Стратиф-ция общества связано только с классами, поскольку ее главным основанием выступает экономич.положение,а все остальное,т.е.права и власть,совмещ.с ним.

С т.зрения Маркса сущ.1 способ стереть соц.неравенство-это революция.

2 подход)Сорокин рассматривал нераветство как естественное .сост-е общества. Стратиф-ция-это структурирование неравенства между различн.группами людей. Любое общ-во состоит из: страт,располож.иерархично. Наиболее привилегир. Слои наход. на вершине лестницы,а наименее — у ее основания. Сорокин выделил 2 способа расслоения общества: -одномерную; -многомерную стратиф-цию

В основе одномерн.наход.распред.по одному признаку. Многомерная предполаг.несколько признаков.

19. Исторические типы социальной стратификации. Структура современного общества

Исторические типы стратификации: а) касты (кастовая система, группы людей соблюдающих ритуальную частоту, для каждого каста имеется перечень опред. правил и занятий); б) рабство (патриархальное и классическое(римская империя));

в) сословная система(соц.правовые группы, которые также замкнутыинаследственны, но в отличии от каст, членство м б даровано, куплено);

г) классовая система, она характеризует открытое общество (есть возможность перехода их класса в класс).

Д) соц-территориальные общности( различаются по условию жизни, по месту разделения труда) Современная стратификационная система включает:1) высший слои(владельцы банков, крупных фирм, министры)

-высший средний слой (средние предприниматели, популярные артисты, ученые, директорский корпус);

-средний-средний слои (врачи, юристы, руководители отделов)

-низший-средний слой (инженеры, учителя, клаф. рабочие, младш. офицеры)

-низший слой (малоквалиф.Рабочие, крестьяне, сержанты, состав вооруж сил и правоохран органов)

-Паразитический (мафиозные группы, вымогатели, гадалки)

13 стр., 6496 слов

Общество как социальная система 2

... понятие общества как социальной системы; исследовать тенденции развития социальных систем; выявить особенности стратификации российского общества. 1. Общество как социальная система 1.1 Понятие социальной системы ... консенсуса, тогда как преодоление антагонистических противоречий - в форме конфликта. При этом конфликт выступает как столкновение противоположных интересов, взглядов, позиций, действий; ...

-маргинальные (опустившиеся на соц дно. Нищие, бомжи)

20. Социальная мобильность, ее виды.

Социальная мобильность – это перемещение индивидов и социальных групп по общественной лестнице, связанное с изменением социального статуса.

Классификация мобильности:

1) —горизонтальная (переход индивида из одной социальной группы в другую, находящуюся на том же уровне социальной иерархии).

-Вертикальная (переход индивида из одной социальной группы в другую, в результате которого происходит повышение или понижение социального статуса).

Бывает восходящая (повышение) и нисходящая (понижение).

2) -групповая (имеет место тогда, когда свой статус в рамках общества изменяет целая группа, обусловлена рядом факторов: революциями, войнами, сменами политич режимов))

— индивидуальная (форма мобильности при которой социальные перемещения отдельного индивида происходят независимо от группы, которой он изначально принадлежит)

3) – организационная

— стихийная

4) межпоколенная (изменение социального статуса членов семьи на протяжении 2-х и более поколений)

— внутрипоколенная (форма мобильности при которой изменение статуса происходит на протяжении жизни отдельного индивида).

Дистанция мобильности – количество страт преодолеваемых индивидом за определенное время. Нормальной считается дистанция в одну, две страты с течении жизни. Объем мобильности- количество индивидов, сменивших социальные позиции за определенный промежуток времени. Если в обществе высокая социальная мобильность, мало барьеров для мобильности то оно называется открытым.Если социальная мобильность низкая, существуют непреодалимые барьеры для мобильности, то такое общество называют закрытым.

21. Социальный институт, его виды и функции.

Социальные институты – это исторически сложившиеся, устойчивые формы организации общественных отношений, которые регулируют деятельность людей и удовлетворяют определенные социальные потребности. Все социальные институты выполняют определенные социальные функции, которые подчинены задаче обеспечения целостности общества. Их делят на следующие типы:

1) политические ( целью которых выступает завоевание и удержание власти(парламент, армия суд, обществ организации)),2)экономические (их цель это производство товаров и услуг, необходимых для жизнедеятельности членов общества), 3)социально-культурные (их цель — создание и распространение ценностей культуры), 4)образование ( обеспечивают передачу знаний, культурных ценностей в процессе социализации индивидов), 5)религия (ориентирована на распространение и укрепление религиозной веры), 6)здравоохранение и социальное обеспечение (сохранение и укрепление здоровья людей), 7)семья (обеспечивает воспроизводство населения и его социализацию), 8)наука (распространение научной информации).

По характеру функционирования институты делят на формальные (институты, деятельность которых основана на строго установленных предписаниях и санкциях) и неформальные (институты, деятельность которых основана на неофициальных нормах и санкциях).

Каждый институт включает элементы: цель, определенная сфера деятельности, набор статусов и ролей в рамках определенного социального института, система правил и норм поведения, система санкций, средства и учреждения.Виды социальных институтов: 1. реляционные – определяют ролевую структуру общества в системе отношений;2. регулятивные – определяют нормы поведения в обществе и санкции, карающие за нарушение этих норм (сюда относятся все механизмы социального контроля);3. культурные – связанные с идеологией, религией, искусством и т. д.;4. интегративные – обеспечивают интересы социальной общности как целого. Функции социальных институтов:1. регулируют действия членов общества в рамках социальных отношений;2. обеспечивают устойчивость общественной жизни;3. обеспечивают интеграцию стремлений, действий и интересов индивидов;4. осуществляют социальный контроль.

22. Семья как социальный институт, её функции

Семья – исходная ячейка общества, общество в миниатюре, здесь прослеживаются все социальные функции. Семья сочетает в себе все биологические и социальные признаки. Поскольку человек, появившейся на свет, как биологическое существо, в процессе социализации приобретает черты личности как социального существа.

Семья- это основанное на браке и родстве объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственности.

Брак – правовое отношение между мужчиной и женщиной, которое порождает их права и обязанности по отношению друг к другу и их детям.

Различают несколько типологий семьи: 1.по количеству поколений (простая- родители + дети и расширенная форма- простая семья + родственники); 2.по количеству родителей (полная, не полная); 3.по стилю управления (авторитарная, демографическая); 4.по главенству в семье ( патриархальная, матриархальная, эгалитарная- между супругами власть распределяется равномерно); Чаще всего встречается эгалитарная, что обуславливается экономической состоятельностью женщины.

Функции семьи:

1)репродуктивная- семья регулирует сексуальные потребности, обеспечивает рождение детей.

2)воспитательная- именно в происходит первичная социализация и происходит первичный контроль

3)хозяйственно-экономичная – в семье ведется домашнее хозяйство, обеспечивает материальная поддержка нетрудоспособных членов семьи

4)эмоционально-коммуникативная – реализуется работы с чувствами близких.

23. Государство, как социальный институт, его роль в обществе

Можно выделить основные признаки государства как социального института:

а) наличие публичной власти;

б) взимание налогов с населения;

в) наличие территории, где реализуются полномочия государства;

г) наличие определенных норм права, которые закрепляют существующую власть, права и обязанности граждан;

д) государственный суверенитет;

Функции государства: защитная, интеграционная, экономическая, социального контроля и др.

Государство обеспечивает стабильность в обществе и осуществляет управление обществом. Оно имеет различные формы правления:

— монархия

— республика: парламентская, президентская;

Разные формы государственного устройства:

1) федеративное; 2) унитарное; 3) конфедеративное.

Существует 2 типа политической власти: демократические (парламентские), недемократические (авторитаризм, тоталитаризм).

В гражданском обществе взаимодействие между гражданами, а также граждан с государством регулируются и обеспечиваются нормами права. Существует взаимная ответственность между государством и гражданами. Такое регулирование отношений на основе законов может обеспечить только правовое государство. Право выступает как мера свободы граждан, оно служит интересам личности и государства. Признаки правового государства: верховенство закона во всех сферах жизни общества, реальность прав человека, взаимная ответственность государства и личности. Государство – это главный политический социальный институт, и политическая социология изучает все, что касается властных отношений в государстве и между государствами. Государство может рассматривать как часть общества, которая обладая власть силой и авторитетом, распределяет ресурсы для поддержания функционирования общества.

24. Понятия социального управления и социальной политики

Управление – это непрерывный процесс целенаправленного, научно обоснованного взаимодействия субъекта и объекта управления. Все управленческие процессы базируются на обмене соответствующей информацией. Управленческая информация – это совокупность сведений о состоянии объекта управления, управляющей системы и внешней среды, необходимых для обоснования и реализации принимаемых решений. Различают 2 понятия: руководитель (разрабатывает стратегию, определяет цели развития и ориентирует ресурсы для достижения цели) и управленец (вырабатывает тактические достижения цели, определяет эффективные пути реализации задач).

Категории управленцев в зависимости от функций:1) на техническом уровне (низовое звено управленца).

Он непосредственно взаимодействует с работниками, для него характерна частая смена действий, короткий период реализации решений и др.2) на управленческом уровне. Управленец координирует деятельность низового звена и отдельных подразделений.3) на институциональном уровне (верхнее звено).

Руководитель разрабатывает планы, адаптирует организацию к внешней среде.

Сущность социологического подхода к управлению заключается в выделении и всестороннем изучении 6 взаимосвязанных его компонентов:

а) деятельность органов управления;

б) целенаправленное управленческое воздействие;

в) социальная самоорганизация;

г) система управленческих решений;

д) анализ и контроль функционирования управляемой подсистемы;

е) обеспечение такой направленности деятельности

Политические институты (армия, милиция, партии, государство, суд) – связаны с властью. Они выражают существующие в обществе политические отношения

25. Понятие социальной нормы, классификация норм

Социальные нормы – правила, которые выражают требования общества и социальной группы к поведению личности. Нарушение норм всегда влечет за собой негативную реакцию, которая направленна на преодоление отклоняющегося от норм поведения.

Существует множество классификаций норм:

1)по субъектам – нормы общества, нормы группы, нормы коллектива

2)по сфере деятельности: -Политические

-Эстетические

-Религиозные

-Моральные

-Правовые

3)по функциям:-Нормы оценки

-Ориентирующие

-Контролирующие

-Регламентирующие

-Карающие

-Поощряющие

Нормы охраняют ценности и общество в первую очередь ценит то, что способствует его стабильности и процветанию. Во все времена общество всячески стремилось подавлять нежелательные формы поведения.

Всякие отклонения в положительные или отрицательные стороны представляют угрозу для стабильного общества: абсолютное принятие норм – конформизм. Отклонение от норм – девиация. Контроль девиационного поведения несимметричен т.е. отклонения в хорошую сторону одобряются, а в плохую – осуждаются.

26. Сущность, типы и причины девиации

Девиация – это социальное поведение, отклоняющееся от считающегося нормальным или социально приемлемым в обществе либо в конкретном социальном контексте.

Девиация бывает следующих типов:

1) девиантное поведение (также можно его назвать антидисциплинарным, характерен для микросоциальных отношений, например агрессия, уклонение от учебы, демонстрация, алкоголизм и др.);

2) делинквентное поведение (повторяющиеся асоциальные поступки детей и подростков, которые складываются в устойчивый стереотип действий, нарушающий правовые нормы).

Они бывают:

— агрессивно-насильственные (оскорбления побои, поджоги, садистские действии и др.)

— корыстное поведение (кражи, вымогательства, угоны и др.)

-распространение и продажа наркотиков.

3) криминальное поведение (противоправный поступок.который ведет к возбуждению уголовного дела).

 причиной отклоняющегося поведения считает несогласованность между целями, выдвигаемыми обществом, и средствами, которое оно предлагает для их достижения. Другое направление сложилось в рамках теории конфликта. Согласно этой точке зрения, культурные образцы поведения являются отклоняющимися, если они основаны на нормах другой культуры. Например, преступник рассматривается как носитель определенной субкультуры, конфликтной по отношению к господствующему в данном обществе типу культуры.

27. Социальный конфликт, его признаки и типы

Конфликт – это столкновение противоположных целей, мнений, интересов, позиций оппонентов или субъектов взаимодействия. Социальный конфликт – это противоборство индивидов или групп, преследующих социально значимые цели. Он возникает когда одна сторона стремится к реализации своих интересов или целей в ущерб другой стороне. Основными субъектами являются социальные группы, поскольку их потребности, притязания, цели могут реализовываться только через использование власти. Именно поэтому в конфликтах принимают участие такие политические силы, как государственный аппарат, политические партии, парламентские группы и др. Существует множество классификаций конфликтов. С точки зрения субъектов, вступающих в конфликт, можно выделить 4 типа:

1) внутриличностный (например, возникает, когда человеку предъявляют противоречивые требования по поводу того, каким должен быть результат его работы).

2) межличностный

3) между личностью и группой

4) межгрупповой

Также конфликты классифицируют по сферам жизнедеятельности:

1) Политические (конфликты по поводу распределения власти, доминирования, влияния, авторитета)

2) Социально-экономические (конфликты по поводу средства жизнеобеспечения, уровня зарплаты, использования профессионального и интеллектуального потенциала, уровня цен на товары и услуги, доступа к распределению материальных и духовных благ.

3) Национально-этнические (конфликты возникающие в ходе борьбы за права и интересы этнических и национальных групп).

28. Социологические теории конфликтов

Конфликт – это столкновение противоположных целей, мнений, интересов, позиций оппонентов или субъектов взаимодействия. Говоря о социологических теориях социального конфликта, следует остановиться на 3 основных, фундаментальных концепциях:  1. концепция позитивно-функционального конфликта Льюиса Козера;  2. конфликтная модель общества Ральфа Дарендорфа;  3. общая теория конфликта Кеннета Боулдинга  Согласно концепции Л. Козера:  а) обществу присуще неизбежное социальное неравенство = постоянная психологическая неудовлетворенность его членов = напряженность в отношениях между индивидами и группами (эмоциональное, психическое расстройство) = социальный конфликт;  б) социальный конфликт как напряженность между тем, что есть, и что должно быть в соответствии с представлениями тех или иных социальных групп или индивидов;  в) социальный конфликт как борьба за ценности и претензии на определенный статус, власть и ресурсы, борьбу, в которой целями противников являются нейтрализация, нанесение ущерба или уничтожение соперника.  Конфликтная модель общества Р. Дарендорфа:  а) постоянные социальные изменения в обществе, переживание социального конфликта;  б) любое общество опирается на принуждение одних его членов другими = неравенство социальных позиций по отношению к распределению власти;  в) разница в социальном положении различных социальных групп и индивидов вызывает взаимные трения, противоречия = как результат — изменение социальной структуры самого общества.  Общая теория конфликта Кеннета Боулдинга  а) все конфликты имеют общие образцы развития. Их подробное изучение и анализ предоставляет возможность создать обобщающую теорию — «общую теорию конфликта», которая позволит обществу контролировать конфликты, управлять ими, прогнозировать их последствия;  б) конфликт неотделим от общественной жизни (в природе человека — стремление к борьбе с себе подобным);  в) конфликт — ситуация, в которой каждая из сторон стремится занять позицию, несовместимую и противоположную по отношению к интересам другой стороны.

29. Функции конфликта и способы его разрешения

Функции конфликта :

— диалектическая служит для выявления причин конфликтного взаимодействия;

— конструктивная вызываемое конфликтом напряжение может быть направлено на достижение цели;

— деструктивная появляется личностная, эмоциональная окраска взаимоотношений, которая мешает решению проблем. Управление конфликтом можно рассматривать в двух аспектах: внутреннем и внешнем.

Первый из них заключается в управлении собственным поведением в конфликтном взаимодействии. Внешний аспект управления конфликтами предполагает, что субъектом управления может выступать руководитель (менеджер, лидер и т. п.)

Основные способы разрешения конфликтов:

Избегание, уклонение (слабая напористость сочетается с низкой кооперативностью).

При этой стратегии поведения действия направлены на то, чтобы выйти из ситуации не уступая, но и не настаивая на своем, воздерживаясь от вступления в споры и дискуссии, от высказываний своей позиции. В ответ на предъявленные ему требования или обвинения переводит разговор на другую тему. Он не берет на себя ответственность за решение проблем, не хочет видеть спорных вопросов, не придает значения разногласиям, отрицает наличие конфликта или же вообще считает его бесполезным, старается не попадать в ситуации, которые провоцируют конфликт.

Принуждение (противоборство) — в этом случае высокая напористость сочетается с низкой кооперативностью. Действия человека направлены на то, чтобы настоять на своем путем открытой борьбы за свои интересы, применения власти, принуждения. Противоборство предполагает восприятие ситуации как победу или поражение, занятие жесткой позиции и проявление непримиримого антагонизма в случае сопротивления партнера. Такой человек заставит принять свою точку зрения любой ценой.

Сглаживание (уступчивость) — слабая напористость сочетается с высокойкооперативностью. Действия человека в ситуации конфликта направлены на сохранение или восстановление хороших отношений, на обеспечение удовлетворенности другого лица путем сглаживания разногласий. Ради этого он готов уступить, пренебречь своими интересами, стремиться поддерживать другого, не задевать его чувств, учитывать его аргументы.

Компромисс, сотрудничество — высокая напористость сочетается с высокойкооперативностью. В этом случае действия человека направлены на поиск решения, полностью удовлетворяющего как его интересам, так и пожеланиям другого лица в ходе открытого и откровенного обмена мнениями о проблеме. Он пытается урегулировать разногласия, уступая в чем-то в обмен на уступки другой стороны, в процессе переговоров ищет промежуточные «средние» решения, устраивающие обе стороны, при которых никто ничего особенно не теряет, но и не приобретает.

30. Особенности социологического исследования. Методы социологического исследования.

Социологическое исследование – это процесс, состоящий из логически последовательных методологических, методических, и организационно-технических процедур, связанных целью – получением достоверных данных об изучаемом явлении для последующего практического применения. Классификация социологических исследовании:1) по характеру добываемого социологического знания:теоретические; и эмпирические.2) от периодичности:разовые и повторные3) по широте и глубине анализа выделяют:

— разведывательные (глубокое изучение той или иной проблемы);

— описательное (получение эмпирической информации, дающей целостное представление об изучаемом социальном объекте, явлении или процессе);

— аналитическое (социологический анализ, позволяющий не только описывать элементы изучаемого объекта, явления или процесса, но и выявлять их причины).

В социологическом исследовании можно выделить 3 этапа: 1) разработка программы и приемов исследования; 2) проведение эмпирического исследования; 3) обработка и анализ данных, формирование выводов, составление отчетных документов.

К социологическим методам исследований можно отнести такие как:

1) наблюдение (целенаправленное восприятие явлений объективной действительности, в процессе которого исследователь получает знания относительно внешних сторон, состояний и отношений объектов, которые изучаются).2) эксперимент (метод, цель которого состоит в проверке тех или иных гипотез, результаты которых имеют прямой выход на практику)3) анализ документов (один из широко применяемых и эффективных методов сбор первичной информации)4) опрос предусматривает:- устное или письменное обращение исследователя к определенной совокупности людей с вопросами, содержание которых представляет изучаемую проблему на уровне эмпирических индикаторов- регистрацию и статистическую обработку полученных ответов, их теоретическую интерпретацию

5) интервью (целенаправленная беседа, цель которой – получить ответы на вопросы, предусмотренные программой исследования)

6) анкетные опросы