Исследование отношения к бедности и богатству в российском менталитете

Введение

Кризис 2008-2009 годов был ознаменован для России понижением эффективности национальной экономики, резким спадом объемов производства, снижением уровня и качества жизни населения, ухудшением состояния окружающей среды, то есть резкой деградацией политической и социально-экономической ситуации в стране.

Но больше всего пострадала не хозяйственная сфера, не система власти, а, третья основная сфера страны — «менталитетная», то есть то общее, что рождается из природных данных и социально обусловленных компонентов и раскрывает представление человека о мире.

Другими словами, — идеологическое, психологическое и моральное состояние российского населения, которому был нанесен колоссальный ущерб.

В процессе формирования национального менталитета каждого народа важную роль играют специфические условия его социально-экономического, общественного и государственно-политического развития, в ходе которого складываются социальная психология, традиции, обычаи, культура, присущие только ему и отличающие его от других народов, закрепляющиеся на генном уровне народа.

Мироощущение и мировосприятие людей данного общества, их верования, навыки мышления, социальные и этнические ценности, сложившиеся в течение длительного времени нормы морали и традиции в каждую эпоху и в каждом обществе взаимосвязаны и образуют некую модель мира, которая является основой менталитета нации.

Именно менталитет определяет экономические, политические, социальные отношения, социально-культурное и социально-экономическое мышление и, как следствие, мотивированное поведение отдельного человека и нации в целом, то есть хозяйственный строй.

Цель работы — исследование отношения к бедности и богатству в российском менталитете.

1.Исторические аспекты отношения

к богатству и бедности в традиции русского народа

Традиционно понятие богатства на Руси было неоднозначным. Богатство в смысле зажиточности, довольства, сытости было тесно связано с личным трудом и обеспеченностью семьи продовольствием и имело положительный оттенок.

Труд почитался крестьянами в качестве первоосновы материального благосостояния и нравственного поведения: «Без труда нет добра»; «Труд кормит и одевает». Так, в Смоленской губернии богатым считался крестьянин, полностью обеспечивающий потребности семьи собственным хлебом. «Затем степень зажиточности уже определялась тем временем, когда крестьянин начинает покупать хлеб: ”до Рождества, до Масляной, после Святой, только перед «новью»”». При этом понятия «богатство» и «довольство» могли противопоставляться: «Богатым быть трудно, а сытым (а довольным) не мудрено». Богатство как явление положительное связывалось с наличием ума и со способностью самостоятельно мыслить: «Богатство ум рождает», «Смотря на людей, сыт не будешь». Идеальное представление крестьянина о богатстве ассоциировалось «не с количеством материальных благ, а с полнотой бытия», не было противопоставления материального богатства духовному, экономического благосостояния нравственному совершенствованию, а «спутником материального достатка» должно было быть «нравственное и душевное здоровье».

18 стр., 8562 слов

Социально-педагогические особенности отношения к браку и предбрачным ...

... подготовка молодежи к семейной жизни. Предметом курсовой работы являются социально-педагогические особенности отношения к браку и предбрачным отношениям современной молодежи. Целью данной курсовой работы является теоретико-практический ...

С другой стороны, богатство, понимаемое как обладание имуществом и деньгами, позволявшими иметь сверх необходимого, используемое как источник извлечения новой прибыли, приближалось к понятию «капитала» и имело явно осуждающий оттенок.

Наличие психологической ориентации на использование собственности в качестве капитала было для крестьян самым точным индикатором, помогавшим определять «кулака».

Кулак — это характеристика не столько имущественного состояния крестьянина, социальная характеристика, сколько состояние его души. Такое богатство, его происхождение и рост связывались не с трудовой деятельностью, а с неправедными, не соответствовавшими христианской морали делами и прямым обманом: «В аду не быть, богатство не нажить», «От т……..

Список использованной литературы

1.Абрамов Н. А. Экономическая психология. — М.:ОРИГО, 2009.

2.Вишневским Ю. Р., Шапко В. Т. Студент 90-х — социокультурная динамика // Соц. ис. 2000. № 12.

3.Гришин П. В. Основы экономической психологии.- М.:Герда, 2008.

4.Гордон А. В. Хозяйствование на земле — основа кресть янского мировосприятия / Менталитет и аграрное развитие России. (XIX-XXв.) Материалы междунар. конф. М., 14-15 июня 1994. М. 1996.

5.Даль В. И. Пословицы русского народа. М., 1957 . Т. 1-IV.

6.Журавлев А. Л. Экономическая психология в контексте современной психологической науки // Проблемы экономической психологии. Т.1/ Отв. ред. А. Л. Журавлев, А. Б. Купрейченко. — М.: ИП РАН, 2004.

7.Журнал Московской Патриархии. 2007. № 3.

8.Зиновьев А. А. Гибель русского коммунизма. М., 2001.

9.Карпухин О. И. Культура и молодежь // Вестник аналитики. 2006. № 3.

10.Лосский Н. О. Характер русского народа. Диалог времен и народов. Философия и жизнь. 1991. № 2.

11.Новиков А. В. О богатстве и бедности в российской традиции. -М.:ЮНИТИ,2008.

12.Панфилов О. М. Парадокс традиции // Традиции и обновление. Диалог мировоззрений. Ч. 1. Материалы междунар. симп. 6-8 июля 1995. Н. Новгород, 1995.

13.Платонов О. Русская цивилизация. М., 1995.

24 стр., 11851 слов

1.История накопления и развития психологических знаний. Становление ...

... «метафизических» и этических проблем существования человека. Второй значительный этап развития психологии связан с именем французского философа Рене Декарта (1569-1650). Декарт считается родоначальником ... отсюда – понятие профессии "вклинивается" также в возрастную и педагогическую психологию. Важность вопроса об истории профессии, в частности профессии психолога, обосновывается ...

14.Фернам А., Аргайл М. Деньги. Психология денег и финансового поведения /Под общей редакцией А. Алексеева. — СПб.: Прайм-Еврознак, 2005.

15.Фальцман В. Российское предпринимательство с позиций христианской морали / Вопросы экономики. 2000. № 8.

16.Энгельгардт А. Н. Из деревни: 12 писем. 1872-1887. М.,1987.

Содержание

Введение……………………………………………………………………… 3

1.Исторические аспекты отношения

к богатству и бедности в традиции русского народа…………………….. 5

2.Отношение к богатству и бедности в современном

российском обществе………………………………………………….……. 9

Заключение…………………………………………………………………. 14

Список использованной литературы……………………………………… 16