Профессиональная этика 9

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ

БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Социально-гуманитарный факультет

КАФЕДРА «ПСИХОЛОГИЯ»

Контрольная работа

Профессиональная этика

Студент: Казакова Наталия Юрьевна

ГруппаГЗП-31 Шифр1404646

Ростов-на-Дону 2016

Введение

Профессиональная этика представляет собой систему моральных принципов, норм и правил поведения специалиста с учетом особенностей его профессиональной деятельности и конкретной ситуации.

В своей работе практический психолог сталкивается с так называемыми этическими проблемами («соблазнами»).

Вот наиболее типичные из них:

1. Соблазн власти. Тот случай, когда психолог входит в доверие к клиенту и делает его зависимым.

2. Проблема самокрасования (и перед коллегами и пред клиентом)- это когда консультант использует свою профессию скорее для демонстрации своих достоинств, чем для помощи обратившегося к нему пациенту.

3. Проблема ответственности. В отличие от ответственности обычных людей (неспециалистов), психолог не должен всю ответственность брать на себя. Его задача более сложная — постепенно сформировать чувство и готовность к ответственности у консультируемых клиентов.

4. Соблазн следования «методическим модам», когда в погоне за самыми последними новинками в практической психологии консультант тратит массу времени на ознакомительное знакомство с новыми методиками и по-настоящему не успевает освоить ни одну из них. Но, с другой стороны, консультанты, действительно, не должны отставать от последних новинок. Здесь требуется определенная мера.

5. Проблема «денег-подарков» за оказываемые консультационные услуги. При анализе данной проблемы часто вспоминают об экспериментах (большей частью из области психиатрии и психотерапии), «доказывающих» большую эффективность платных услуг, когда клиент, заплатив немалые деньги, более ответственно относится проводимой с ним работе.

6. Но вот как пишет об этом в свое известной книге «АнтКарнеги, или Человек-манипулятор» Э. Шостром: «…в бизнесе личность — это уже не столько личность, сколько машина для делания денег.

16 стр., 7987 слов

Методологические основы проблемы профессионального самоопределения личности

... Ф. Зеером понимается как профессиональное становление личности. Н. С. Пряжников рассматривает профессиональное самоопределение в контексте проблем профориентации и соотносит его с ... Таким образом: Профессиональное самоопределение — неотъемлемая часть профессионального развития личности, сопровождающаяся кризисом внутриличностного характера, результатом которого выступает становление субъекта ...

7. Когда психотерапевт становится бизнесменом, ему невозможно удержаться от овеществления своего клиента. Но, как признается сам Э. Шостром, ему тоже «нужно кормить семью», поэтому он «вынужден брать со своих клиентов гонорары». Чтобы как-то успокоить себя, он пишет далее: «Вы платите не за любовь внимание, которое я вам оказываю, вы платите компенсацию за потраченное на вас время», которого «у меня существенно меньше, чем душевной теплоты и любви к человечеству». Но тут же он добавляет, что «бизнесмен в отношении своих потребителей исповедует похожую философию.

8. Проблема чрезмерного экспериментирования, когда консультанту в какой-то момент захочется обобщить свой опыт и написать научную статью (или сделать диссертацию).

Можно не заметить, как клиенты из живых людей со своими проблемами могут превратиться для психолога-экспериментатора в «статистический материал», и помощь в решении их проблем уйдет на второй план.

9. Соблазн работать «вразнос», забывая о своем здоровье и об интересах своих родных и близких. Нередко отсутствие элементарной психогигиены труда психолога-практика приводит его самого в психиатрическую больницу. Примечательно, что с синдромом «эмоционального сгорания» педагога одни авторы (Х. Дж Фрейденберг, К. Кондо) связывают его самозабвенность в работе, чрезмерное сочувствие, мягкость, а другие авторы (Е. Махер), наоборот, с авторитаризмом и низким уровнем эмпатии (Форманюк).

Как говорила на своих лекциях известный психотерапевт А.С. Спиваковская, консультант не должен глубоко погружаться в проблемы клиента, если он не обеспечил свои «тылы», которые позволили бы ему выйти из проблем консультируемого человека и вернуться в свое нормальное состояние.

10. Соблазн спекуляции на отсутствии общепринятых критериев оценки эффективности консультационной работы. Как известно, консультация по сути своей чаще всего прогностична, то есть, ориентирована в будущее, и полноценно оценить качество работы консультанта часто можно лишь спустя много времени (оперативные показатели эффективности, то есть данные наблюдения, самоотчеты клиентов, мнения экспертов и т.п. носят частичный характер).

Поэтому кто-то из консультантов, сославшись на отсутствие четких критериев эффективности, может работать недобросовестно и заявлять, что только «время покажет», насколько качественна их помощь клиенту. Отсюда, одной из важнейших становится проблема профессиональной совести психолога-консультанта.

11. Проблема «позднего прозрения» клиента может возникнуть при работе с клиентами, которые захотят осмыслить какой-то важный этап своей жизни или всю жизнь в целом. Если консультант покажет такому клиенту, что многое из содеянного человеком на самом деле никчемно и даже преступно, то этим он может нанести клиенту большую душевную травму, после которой человек окажется в глубоком кризисе. Вероятно, вести с клиентами откровенный разговор на такие темы можно лишь тогда, когда консультант будет уверен в способности человека, пережить подобную правду.

12. Проблема «сапожника без сапог». Имеет ли право консультант, сам до конца не самоопределившийся в жизни, помогать самоопределяться другим людям? С другой стороны, имеет ли право консультант помогать другим, сам никогда не испытывая сложностей профессионального и личностного самоопределения? — Вероятно, ответ и здесь находится где-то посередине. Но в любом случае, консультант, при работе с конкретным клиентом, должен на время отодвинуть в сторону свои проблемы и сосредоточиться на проблемах клиента.

12 стр., 5797 слов

Типичные ошибки психолога-консультанта и работа с ними

... с важнейшими аспектами жизни человека. Консультант всегда совместно с клиентом обсуждает незначительные и существенные проблемы своего подопечного и стремится помочь клиенту: разобраться в мотивировке ... деятельности психолога. Одной из наиболее типичных трудностей в работе консультанта можно назвать желание клиента изменить других и нежелание менять себя. Профессиональными качествами ...

13. Проблема отсутствия на данный момент в стране общепризнанных идеалов личностного и профессионального самоопределения. Известно, что одной из существенных характеристик подросткового возраста (и не только подросткового) является подражание другим, стремление влить на кого-то, перенимать его лучшие, с точки зрения клиента, качества. Если раньше в России были свои герои и общепризнанные таланты, на которых равнялось много молодых людей, то сейчас большинство из них дискредитировано, а новые «герои», типа «новых русских» уже превращаются в героев анекдотов и часто ассоциируются в сознании большинства людей с преступной деятельностью. Простая констатация и даже осознание существующих этических проблем не может удовлетворить психологов-практиков, которые сами часто требуют способов разрешения этих проблем.

14. Проблема близких отношений психолога с клиентом. В некоторых этических кодексах и стандартах работы психиатров и психотерапевтов налагается категорический запрет на какие-либо отношения с пациентом. Право на развитие такого рода отношений может быть, но лучше сначала решить все психологические проблемы клиента и лишь затем переводить отношения на личностный уровень.

Проблем и «соблазнов» в работе практикующих специалистов множество и внутренняя активность и профессионализм самих консультантов должны проявляться в том, чтобы уметь самостоятельно находить ответы на сложные нравственные вопросы и достойно поступать в уникальных ситуациях, для которых нет и не может быть каких-то единых рецептов.

1. Формы практической психологической работы

Рано или поздно перед каждым психологом встает вопрос о том, как продуктивней оказать психологическую помощь человеку: через индивидуальную работу или путем включения его в тренинговую группу. Наиболее полно преимущества психокоррекционной и психотерапевтической работы в группах отражены в книге К. Рудестама (1993).

Вот эти преимущества:

1) групповой опыт противодействует отчуждению, помогает решению межличностных проблем; человек избегает непродуктивного замыкания в самом себе со своими трудностями, обнаруживает, что его проблемы не уникальны, что и другие переживают сходные чувства, — для многих людей подобное открытие само по себе оказывается мощным психотерапевтическим фактором;

11 стр., 5132 слов

Этические проблемы управления в современной организации

... человека или группы людей. Основными компонентами любой этической системы являются нравственные ценности человека, группы или общества. И, конечно, нравственные ценности одного человека, группы или общества могут не совпадать с нравственными ценностями другого человека, группы ... рационального использования имеющихся ресурсов.   Этические проблемы управления в современной организации Утверждение, ...

2) группа отражает общество в миниатюре, делает очевидными такие скрытые факторы, как давление партнеров, социальное влияние и конформизм; по сути дела в группе моделируется — ярко, выпукло -система взаимоотношений и взаимосвязей, характерная для реальной жизни участников, это дает им возможность увидеть и проанализировать в условиях психологической безопасности психологические закономерности общения и поведения других людей и самих себя, не очевидные в житейских ситуациях;

3) возможность получения обратной связи и поддержки от людей со сходными проблемами; в реальной жизни далеко не все люди имеют шанс получить искреннюю, безоценочную обратную связь, позволяющую увидеть свое отражение в глазах других людей, отлично понимающих сущность твоих переживаний, поскольку сами они переживают почти то же самое; возможность «смотреться» в целую галерею «живых зеркал» является, по-видимому, самым важным преимуществом групповой психологической работы, не достижимым никаким другим способом;

4) в группе человек может обучаться новым умениям, экспериментировать с различными стилями отношений среди равных партнеров; если в реальной жизни подобное экспериментирование всегда связано с риском непонимания, неприятия и даже наказания, то тренинговые группы выступают в качестве своеобразного «психологического полигона», где можно попробовать вести себя иначе, чем обычно, «примерить» новые модели поведения, научиться по-новому относиться к себе и к людям — и все это в атмосфере благожелательности, принятия и поддержки;

5) в группе участники могут идентифицировать себя с другими, «сыграть» роль другого человека для лучшего понимания его и себя и для знакомства с новыми эффективными способами поведения, применяемыми кем-то; возникающие в результате этого эмоциональная связь, сопереживание, эмпатия способствуют личностному росту и развитию самосознания;

6) взаимодействие в группе создает напряжение, которое помогает прояснить психологические проблемы каждого; этот эффект не возникает при индивидуальной психокоррекционной и психотерапевтической работе; создавая дополнительные сложности для ведущего, психологическое напряжение в группе может (и должно) играть конструктивную роль, подпитывать энергетику групповых процессов; задача ведущего — не дать напряжению выйти из-под контроля и разрушить продуктивные отношения в группе;

7) группа облегчает процессы самораскрытия, самоисследования и самопознания; иначе, чем в группе, иначе, чем через других людей, эти процессы в полной мере невозможны; открытие себя другим и открытие себя самому себе позволяют понять себя, изменить себя и повысить уверенность в себе;

8) групповая форма предпочтительней и в экономическом плане: участникам дешевле работа в тренинге, чем индивидуальная терапия (и для многих тренинговая работа гораздо более эффективна); психолог также получает и экономическую, и временную выгоду .

2. Роль нравственности в решении этических проблем психолога- практика

Как известно, тема нравственности — очень «неудобная» и для любого автора весьма «рискованная» и «невыигрышная». Это слишком необъятная и запутанная тема. Все еще больше осложняется тем, что у любого человека есть право на свое понимание нравственности. И, конечно же, каждый считает себя большим специалистом по данной проблеме. Поэтому рассуждать о нравственности можно, лишь не претендуя на «последнюю истину». Именно в проблеме нравственности идея разновариантности (своеобразного релятивизма) становится важнейшим условием разговора как с профессионалами, так и с клиентами.

2 стр., 933 слов

Принципы и правила работы психолога

... наличии специализации по медицинской психологии. - Правило обоснованности результатов исследования психолога. Психолог формулирует результаты исследования в терминах и понятиях, принятых в ... валидными, адаптированными к контингенту испытуемых. - Правило научности результатов исследования психолога. Психолог должен применять методы обработки и интерпретации данных, получившие научное признание ...

Было бы логично при обсуждении столь сложной проблемы сразу обозначить предметное (и проблемное) поле. Мы различаем (вслед за многими философами) такие понятия, как «право», «мораль» и «нравственность». Право — это фиксированные нормы поведения, за нарушение которых человек несет строго установленную ответственность (при этом хорошее право всегда должно отражать существующие общественные нормы и соответствовать общему уровню развития данного общества).

Мораль — это неформальные (неписаные) нормы поведения, отражающие сложившиеся традиции, обычаи и даже… предрассудки (одним из центральных понятий морали является чувство долга перед окружающими людьми).

Нравственность — это скорее совесть конкретного человека, основанная на принятии (или непринятии) существующих норм жизни, позволяющая человеку сохранять свое достоинство в нестандартных ситуациях, когда для принятия решения не помогают ни нормы права, ни нормы морали.

Таким образом, нравственность — это этическая импровизация, основанная на индивидуальной совести и чувстве собственного достоинства.

Соответственно, при рассмотрении основных этических регуляторов деятельности практического психолога можно выделить следующие уровни:

1. Правовой уровень, основанный на таких документах, как «Всеобщая декларация прав человека», «Конвенция о правах ребенка» «Конституция (Основной Закон) РФ», «Закон РФ об образовании», «Должностная инструкция педагога-психолога», и других нормативных документах, вплоть до «Уголовного кодекса РФ». К сожалению, многие из этих документов декларативны и построены по принципу «избегания нежелательного», т. е. остается открытым вопрос о том, что же есть должное, справедливое и прекрасное.

2. Моральный уровень, отраженный в многочисленных (но, к сожалению, еще менее однозначных и обязательных) этических «кодексах», «уставах» и даже «стандартах», в которых утверждаются такие принципы как «Не навреди!», «Не навешивай ярлыков», «Принимай клиента таким, каков он есть», «Сохраняй профессиональную тайну (принцип конфиденциальности)», постоянно подчеркивается «неоспоримый приоритет интересов клиента» и т. п. Опыт показывает, что многие из этих принципов все-таки нуждаются в уточнении и комментариях, иначе часть психологов воспринимает их буквально, а это нередко приводит к недоразумениям и даже негативным последствиям.

К сожалению, вполне возможны ситуации, когда психолог прекрасно знает основные этические требования, но не выполняет их. Кроме того, возможны неординарные ситуации, к которым сложно подобрать тот или иной «принцип», и приходится принимать решение самостоятельно. Как раз для такой этической импровизации и необходим нравственный стержень личности психолога, позволяющий ему брать ответственность на себя и сохранять свою профессиональную честь и совесть.

1 стр., 206 слов

Отличия квалифицированного психолога от неквалифицированного

... Человеческое достоинство Уважает достоинство своего клиента. Склонен смотреть на других людей сверху вниз. Обобщенная теория Развивает собственную концепцию психологической помощи на основе существующих. Привязан к одному ...

3. Нравственный уровень, предполагающий определенную ценностно-смысловую зрелость психолога, сформированное (а лучше сказать — выстраданное) ценностно-нравственное ядро личности. Сам нравственный уровень возможен лишь тогда, когда у психолога нет стремления навязывать именно свою точку зрения клиенту (как и в случае с культурой, можно было бы сказать, что нравственность начинается с признания иной мировоззренческой позиции), но нравственность предполагает наличие своей собственной точки отсчета (нравственный критерий) у психолога в отношении к тем или иным событиям окружающего мира и самому себе.

При рассмотрении проблемы нравственности можно также выделить два аспекта:

1) отношение психолога к клиенту, что как раз и отражается в различных этических «кодексах» и «уставах»

2) отношение психолога к самому себе, к собственному представлению о должном, достойном и справедливом.

В качестве главного (исходного) понятия мы берем «чувство собственного достоинства», о котором еще Дж. Ролз говорил как о «первичной ценности» человека. Чувство собственного достоинства (самоуважение), по Дж. Ролзу, включает в себя, во-первых, «ощущение человеком своей собственной значимости, его твердое убеждение в том, что его концепция собственного блага, жизненного плана заслуживает реализации», и, во-вторых, «уверенность в собственных способностях, поскольку во власти человека выполнить собственные намерения». И только в «справедливом обществе» (по Дж. Ролзу) большинство людей могут уравновесить свои представления о собственном достоинстве. Но поскольку каждый стремится реализовать именно свое представление о достоинстве, то неизбежны определенные уступки, разумные компромиссы людей по отношению друг к другу, т. е. признание иных точек зрения на «должное», «справедливое», «нравственное»…

Применительно к задачам практической психологии чувство собственного достоинства предполагает не только нравственную позицию самого психолога, но и степень его возможного влияния на мировоззрение клиента. Важнейшим условием такого влияния оказывается недопустимость ущемления чувства собственного достоинства (клиента).

Но и здесь возникает сложная этическая проблема: часть клиентов совершенно не стремится занять активную позицию в решении своих проблем, буквально вынуждая психолога совершать над ними определенную манипуляцию, чтобы оказать клиенту хоть какую-то помощь…

Еще больше проблем возникает при рассмотрении вопроса о том, кто и каким образом должен формировать нравственную позицию самого психолога-практика (данный вопрос включает в себя и другую проблему: каким образом сам психолог должен воздействовать на нравственное развитие уже своих клиентов?).

Проблема осложняется тем, что очень непросто формализовать нравственно-воспитательную подготовку, как самих психологов, так и их клиентов, поскольку речь идет о воспитании личностного ядра.

Проблема нравственности напрямую связана с основными методологическими вопросами психологии. Если в других науках методология, как правило, «исключает» мораль и нравственность, то в гуманитарных науках, к которым принадлежит и психология, нравственность становится важнейшим принципом развития теории и практики.

Грань, где вопросы профессиональной этики и вопросы практической этики смыкаются в осуществление профессионального долга.

1 стр., 462 слов

Вопрос профессионализма психолога-консультанта

... минут). Здесь потенциальному клиенту нужно быть внимательным, исходить из собственных финансовых возможностей. Лучше всего, если психолога вам посоветуют знакомые или коллеги, которые убедились в ... Как вид профессиональной практики оно сложилось во второй половине двадцатого века в экономически развитых странах, где индивидуальная жизнь отдельного человека входила в систему ценностей общества. ...

Профессиональный долг требует от психолога действия, практическая этика определяет глубину воздействия на другого человека, а профессия диктует принятие ограничений на собственные действия. Выразить эту же мысль в возможной рефлексивной формуле психолога: «Я как психолог должен принять решение об оказании помощи, но я вижу (понимаю, знаю), что этому человеку я не смогу помочь, так как он не примет моей помощи, я должен отказаться от работы с ним, так как я не обладаю для этого необходимыми профессиональными средствами». Противоречие в переживании — «я — психолог, я же не психолог» — это не только мощное воздействие на собственный внутренний мир, но и необходимость транслировать это для другого человека в адекватной для этого форме.

Готов ли к этому психолог? Как подготовиться к возможному появлению такого противоречия? Это вопросы из области владения психологом практической этикой как нормой собственной личной жизни, которая, как составная часть его Я — концепции, структурирует психическую реальность его собственной жизни.

Говоря по — другому, если люди для психолога — средство для самоутверждения и наслаждения властью, которую дает ореол профессии, то для него, по сути дела, нет переживания профессионального дела и его возможного несоответствия с уровнем собственного профессионального развития («Я прав, потому что я прав»).

Выраженная ориентация на ценность другого человека в профессиональной деятельности психолога предполагает адекватное восприятие им своих возможностей как меры воздействия на другого человека, основанной на переживании чувства профессионального долга и ответственности за свои профессиональные действия.

Это делает профессию психолога одним из немногих видов социальной активности, где обобщенные идеи о ценности человека предельно конкретизируются и персонифицируются в его словах и действиях, направленных на другого человека. В известном смысле психолог создает своими профессиональными действиями образ другого для тех людей, с которыми он работает.

Психолог, как профессионал, выполняет важнейшую социальную задачу — задачу создания обобщенного, персонифицированного (в своем лице и в лице конкретного участника или участников его профессиональной деятельности) образа другого человека.

Вполне вероятно, что эта профессиональная деятельность психолога — один из способов, создаваемых в современной культуре, для сохранения психической реальности как особой характеристики жизни.

Заключение

Таким образом, практическая психология — это весьма сложная и ответственная область профессиональной деятельности психолога. Она требует соответствующего образования, профессионального мастерства и может затрагивать судьбы людей, например, когда на ее основе ставится медицинский или судебно — психологический диагноз, осуществляется конкурсный отбор или прием на работу. В этой связи практический психолог в первую очередь обязан руководствоваться социально — этическими требованиями в своей работе. Часть из них включена в этический кодекс практического психолога, изложенный выше, другие требуют дополнительного обсуждения. Среди них — соблюдение тайны, научная обоснованность, ненанесение ущерба, открытость результатов обследования для обследуемых, объективность выводов и эффективность предлагаемых практических рекомендаций. Поэтому прежде чем приступать к работе практического психолога необходимо изучить все профессиональные нормы и профессиональную этику, ведь именно от соблюдения этих норм и принципов зависит психологическое здоровье людей.

12 стр., 5729 слов

Готовность студентов-психологов к профессиональной деятельности

... студентов – психологов к профессиональной деятельности» . Цель исследования – определение структуры личностной готовности к профессиональной деятельности студентов – психологов и факторов, определяющих выраженность ее развития. Объект исследования – личностная готовность к профессиональной деятельности студентов – психологов. Предмет исследования ...

нравственность этический психолог консультант

Литература

1. Абрамова, Г. С. Практическая психология. «Академический Проект», 2000.

2. Пряжников Н.С. “Профессиональное и личностное самоопределение”.

3. Бурменская Т.В., Захарова Е.Г., Кабанова О.А. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков. Москва. ACADEMA, 2002

4. Вайнцвайг П. «Десять заповедей творческой личности» — М.: Прогресс,1990

5. Кондратов В.А. Этика. Учебное пособие для вузов. Ростов н/Д. — 2002

6.Лещинский Л.А. Деонтология в практике терапевта. — М., Медицина, 1989.

7.Основы этических знаний — под ред. М.Н. Росенко — М., Лань, 1998.

8. Литвак Б. Я психолог. Ростов н/Д, 2000 г.

9. Литвак М.Е. Психологическая диета. Ростов н/Д, 1993 г.

Размещено на Allbest.ur