Тема 8. Технологии социального предвидения

1. Социальные инновации: особенности, структуры, типы

2. Технологии социального прогнозирования

3. Моделирование социальных отношений и структур

1. Социальные инновации: особенности, структуры, типы

Сегодня, когда диалектика общественного развития обусло­вила создание и утверждение новых социальных установок и но­вой социальной политики, а также формирование нового соци­ального мышления, социальная работа приобретает все более чет­кие структурные очертания как особый вид профессиональной, научной и образовательной деятельности. Современные организа­ции и учреждения, осуществляющие свою деятельность в соци­альной сфере, должны адаптироваться к изменяющимся реалиям окружающего мира, предвидеть тенденции грядущих изменений. В ходе решения этой задачи разрабатываются и внедряются раз­личные нововведения в социальной сфере нашего общества. Именно они все чаще определяются учеными как социальные инновации (от лат. innovatio — введение в практику нового).

Понятие «социальная инновация» можно определить как соз­нательно организуемое нововведение или новое явление в практике социальной работы, формирующееся на определенном этапе разви­тия общества в соответствии с изменяющимися социальными ус­ловиями и имеющее целью эффективные позитивные преобразова­ния в социальной сфере.

Социальные инновации имеют ряд особенностей по сравне­нию с материально-техническими. Если первые являются, как правило, результатом коллективного творчества, то при разра­ботке материально-технических инноваций преобладает индиви­дуальное авторство. Кроме того, отдача от социальных инноваций несколько отдалена во времени, их эффект не проявляется быст­ро и не носит конкретного характера, что зачастую характерно для материально-технических новшеств. Спецификой социальных инноваций являются также их более четкая обусловленность внеш­ней средой, более широкая сфера применения в зависимости от групповых и личностных качеств людей, задействованных в осу­ществлении данной инновации.

Социальные инновации весьма разнообразны, что в первую очередь обусловлено многообразием явлений социальной жизни. При классификации социальных инноваций используются раз­личные основания:

4 стр., 1987 слов

Социальный проект «Береги себя»

Министерство образования и науки Российской Федерации ФБГОУ ВПО «Вологодский государственный педагогический университет» Факультет социальной работы педагогики и психологии Кафедра социальной работы и социальной педагогики Выполнили: Студентки 4 курса отделения дневного обучения «Педагогика и психология» Семененко Яна, Рыжкова Ирина, Якушина Мария, Сироткина Марина, Стрюк Виктория, Пигалицына ...

Исходя из понятия уровня и объема социальных нововведений можно выделить инновации глобального характера, направлен­ные на решение общечеловеческих проблем, а также региональ­ные и локальные инновации, представляющие более узкие инте­ресы регионального и местного значения.

По сферам общественной жизни выделяют инновации соци­альные, политические, экономические, инновации в культурно-духовной сфере, в социальных структурах и институтах.

По масштабу использования различают единичные социаль­ные инновации, осуществляемые на одном объекте, и диффуз­ные, распространяемые на многие объекты.

В соответствии со структурой социальной сферы в целом, компонентами которой являются образование, управление, за­нятость населения, пенсионное обеспечение, культура, спорт, здоровье людей и т.д., можно выделить педагогические, образо­вательные, правовые, управленческие социальные инновации и т.д.

Источниками социальных инноваций являются изменения внешней среды, возникающие социальные проблемы, которые невозможно решить традиционными методами, изменения потреб­ностей общества и его членов. Неразрешенность тех или иных со­циальных проблем дает импульс к разработке новых средств, норм в социальной сфере.

Так были созданы и получили распространение «телефоны доверия», с помощью которых оказывается анонимная пси­хологическая помощь людям, находящимся в стрессовых ситуациях; так возникли социальные приюты, гостиницы и т.д.

В философском плане социальные инновации развиваются как нововведения в социальной практике, способствующие разреше­нию противоречий, возникающих в условиях неоднородности и нестабильности общества, сосуществования различных аксиоло­гических систем, усиления процессов социальной мобильности, когда многие традиционные формы и методы обеспечения соци­альных гарантий оказываются несостоятельными.

Процесс развития общества идет посредством обновления и обусловливает создание предпосылок для формирования новых нетрадиционных компонентов в социальной сфере, инноваци­онных способов социальной деятельности, а нововведения яв­ляются формой этого общественного развития. В связи с этим необходимо конкретизировать содержание инновации как про­цесса.

5 стр., 2317 слов

Профессиональная деформация специалиста социальной сферы

Введение Все мы знаем, что работа в жизни современного человека занимает большое место. С ее помощью человек не только достигает высот власти и материальных благ, но и компенсирует отсутствие личной жизни, использует как укрытие от семейных проблем. Мы живем во времена трудоголиков по призванию и поневоле. И далеко не все из нас, выходя из офисных дверей, способны сбросить привычный рабочий образ, ...

Под инновационным процессом понимается процесс генери­рования новой идеи, разработки, экспериментальной апроба­ции, ее распространения и использования. Инновационный про­цесс включает в себя инновационную деятельность, которая по­нимается как деятельность, направленная на использование на­учных знаний и практического опыта с целью получения нового или улучшения производимого продукта, способа его произ­водства (технология) и совершенствования социального обслу­живания. Он состоит из таких составляющих, как процесс по­иска и разработки новой идеи, ее экспериментальной апроба­ции, распространения и использования.

Период от возникновения до практического применения но­вого представляет собой инновационный цикл, продолжительность которого может варьировать в зависимости от многих факторов, вызывающих торможение процесса. Среди основных факторов тор­можения можно выделить социально-экономические и психоло­гические.

К первой группе относятся прежде всего острый дефицит финансирования нововведения, явный недостаток профессионально подготовленных кадров, перспектива сокращения рабочих мест и распространение безработицы по мере развития конкретного ин­новационного процесса.

Психологические факторы торможения обусловлены наличи­ем различных психологических барьеров информационного или мировоззренческого плана (недостаточная информированность о сути и цели инновации или отношение к новшествам как к крат­ковременной кампании).

К причинам, сдерживающим инноваци­онный процесс, можно отнести консерватизм мышления, отсут­ствие инициативного и творческого подхода в решении проблем в социальной сфере.

Ученые разрабатывают специальные программы, цель кото­рых — социально-психологическое обеспечение нововведений. Их основными элементами являются: критическое отношение к пред­стоящим нововведениям; аргументация в их пользу; обоснование конечных результатов, ожидаемых в итоге реализации нововведе­ния; изучение мнения работников организации с целью выявле­ния сторонников и противников новшества и нахождения пра­вильного подхода к каждому заинтересованному человеку; утвер­ждение плана внедрения нововведения с учетом результатов об­суждений и опроса общественного мнения.

4 стр., 1636 слов

Инновационная деятельность преподавателя высшего учебного заведения

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ САМАРСКИЙ ФИЛИАЛ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ "МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ" юридический факультет Реферат по дисциплине "Педагогика и психология высшей школы" на тему "Инновационная деятельность преподавателя высшего учебного заведения" Выполнил: студент 1 курса магистратуры ...

На основе этих программ можно разработать механизм, спо­собствующий ослаблению действия факторов торможения за счет стимулирования творчества работников:

• создание условий для поддержания творческой атмосферы в организации;

• стимулирование инновационной деятельности молодых работ­ников;

• регулярное проведение конкурсов инноваций;

• материальная и моральная поддержка творческих работников (учреждение государственных званий, премий, направление на стажировку в зарубежные центры и т.д.).

Социальной базой, субъектом социальных нововведений яв­ляются инноваторы. А.И. Пригожий предлагает квалифицировать их по ряду оснований: по типу инновационной деятельности — создатели (авторы идеи и ее популяризаторы) и реализаторы (ав­торы технологического процесса освоения и внедрения новшест­ва); по отношению к основной специальности — профессионалы и самодеятельные инноваторы; по количеству участвующих — кол­лективные и индивидуальные инноваторы; по предмету иннова­ционной деятельности — инноваторы — разработчики новых ма­териальных продуктов, новых технологий, методов деятельно­сти, новых социальных норм и отношений.

В последние годы инноваторами разработаны, например, в социальной медицине — современные методы лечения от ал­коголизма, на производстве — новые методы стимулирова­ния трудовой деятельности, в педагогике — новые методы обучения, когда наряду с традиционными, классическими формами не последняя роль отводится инновационному обу­чению. Оно не только передает социальный опыт одного по­коления другому, но и формирует личность индивида как активно действующего социального субъекта, способного адап­тироваться к новым условиям. Все эти нововведения, их тех­нологии и методы и составляют предмет социальных иннова­ций.

В связи с тем, что многие организации и предприятия соци­альной направленности вынуждены постоянно приспосабливать­ся к изменяющимся обстоятельствам, развивать традиционные или искать кардинально новые способы решения социальных проблем, особое развитие получила новая отрасль знаний — социальная инноватика, исследующая вопросы теории и практики социаль­ных нововведений.

5 стр., 2472 слов

Раздел 2. Особенности применения психолого-педагогических диагностик исследования уровней развития художественно-творческой деятельности детей и подростков

Раздел 1. История и современное состояние психолого-педагогических исследований по изучению художественно-творческой деятельности детей и подростков   Значение исследовательской деятельности в педагогической практике учителя изобразительного искусства Совокупность психического отражения человеком действительности. Психология творчества исследует психологические закономерности различных видов ...

Инновационные социальные технологии представляют собой такие методы, приемы инновационной деятельности, которые на­правлены на создание и материализацию нововведений в обще­стве, реализацию таких инициатив, которые вызывают качественные изменения в разных сферах социальной жизни, приво­дят к рациональному использованию материальных и других ре­сурсов в обществе. Инновационные технологии существуют в двух формах: в виде программ и документов и как реально разви­вающиеся в соответствии с этими программами социальные про­цессы.

Использование новых методов и технологий при решении конкретных проблем требует их модификации и приспособления к особенностям управления, традициям, масштабам и уровням социальных систем и т.д., что, в свою очередь, обусловило созда­ние и развитие инновационного метода, основанного на принци­пиально новых для традиционной науки идеях и принципах и открывающего новые возможности решения сложных комплекс­ных задач на всех уровнях общественной системы.

Инновационный метод развивался в виде различных форм:

• инновационная игра как метод исследования и развития ор­ганизаций;

• игровые программы, предписывающие способы и средства мыслительной работы группы по решению проблем;

• социотехническая игра, основанная на принципах работы со­циальных технологов;

• «императивная» форма, возникшая при разделении иннова­ционной игры на метод и форму его осуществления;

• матричная форма, сочетающая в себе правила инновационно­го метода и базовой технологии действий по исследованию, обучению и практическим действиям.

Человек стремится внести в окружающий его мир определен­ный порядок, используя имеющиеся в его распоряжении образ­цы и программы. Этот процесс назван «онтологическим синте­зом», или «онтосинтезом», который становится основой и меха­низмом осуществления эффективных действий.

5 стр., 2376 слов

Методика проведения социального мониторинга: прогнозирование и оценка качества социальных услуг (эффективность социально – реабилитационных мероприятий в с

Методика проведения социального мониторинга: прогнозирование и оценка качества социальных услуг (эффективность социально – реабилитационных мероприятий в свете 442 – фз) Петров Иван Алексеевич руководитель Государственного Автономного Учреждения Новосибирской Области «Областной центр социальной реабилитации для инвалидов». Признаком любого здорового общества, демократического по своему характеру, ...

Разрешение кризисных ситуаций в жизнедеятельности соци­альных систем реализуется способами, разработанными в рамках инновационной методологии, ориентированной на выработку средств поиска и реализации принципиально новых технологий. Одним из таких способов является программное инновирование социальных систем, которое строится на основе ряда базовых прин­ципов:

1) ориентация на обновление и трансформацию всей организа­ции и ее связей с непосредственной средой, так как измене­ние лишь отдельных частей и компонентов системы не может быть достаточно эффективным для всей системы;

2) принцип «предельной цели»: стратегические цели, разрабаты­ваемые для данной организации ее представителями, должны быть на пределе возможного;

3) принцип «пульсирующего инновирования»: программная се­рия инновационных семинаров, проводящихся с небольши­ми перерывами, в ходе которых происходит интенсивное взаи­модействие консультантов и членов организации;

4) принцип «кумулятивной мотивации»: анализ и оценка ре­зультатов предшествующей инновационной работы, в резуль­тате чего у представителей социальной системы возрастает мо­тивация к дальнейшим позитивным изменениям, так как фик­сация успехов дает, с одной стороны, уверенность в собст­венных силах, а с другой стороны, неудовлетворенность при отсутствии успехов;

5) принцип «интегративного программирования»: формирование реальной стратегии интегративно, с учетом реальных резуль­татов каждого этапа работы и соотнесения их с концепцией обновления;

6) принцип «выращивания инновационного ядра»: изменение организации за счет изменения ее сотрудников посредством инициирования их потребности в таком изменении; в ходе программной работы «выращивается» инновационная коман­да организации, которая готовится выполнять функции но­сителя инновационной методологии, способного самостоятель­но реализовать ее на практике.

18 стр., 8676 слов

История возникновения и развития гендерных исследований в зарубежной и отечественной психологии 2

Понятие гендера Современная социальная наука различает понятия пол и гендер (gender). Традиционно первое из них использовалось для обозначения тех анатомо-физиологических особенностей людей, на основе которых человеческие существа определяются как мужчины или женщины. Пол (т. е. биологические особенности) человека считался фундаментом и первопричиной психологических и социальных различий между ...

Указанные принципы позволяют работать не с кризисными ситуациями как таковыми, а формировать альтернативные систе­мы и отношения, содержащие механизмы, препятствующие воз­никновению кризисов и конфликтов.

Возможность влиять на социальные процессы обусловлена рядом факторов: наличие многосторонней информации об этих процессах, обеспечение социальными средствами регулирования, конструирование действенного организационного механизма для каждого конкретного случая. Исходя из этого заниматься инновационными разработками в социальной и организационной сферах могут те специалисты, которые владеют информацией о данном объекте и в то же время обладают практическими знаниями о происходящем. Соответствующие специальности получили распро­странение особенно в последние годы — «социальный технолог», «социальный инженер», «социальный конструктор» и др. Эти специалисты разрабатывают и обучают практиков инновационным социальным технологиям.

Нововведения в социальных службах, как в нашей стране, так и за рубежом являются предметом научных исследований, кото­рые осуществляются по различным направлениям: исследования программ, экспериментальные социальные нововведения, иссле­дования в области создания методик и моделей и т. д. Новой яв­ляется модель эволюционного исследования, которая может быть применена к самым разным способам изучения развития техноло­гий социальной работы. Модель предполагает фазы эволюционно­го исследования (фазы анализа, разработки, развития и оценки) и фазу утилизации (фаза распространения и внедрения).

Фаза анализа подразумевает обозначение проблемы, ее иден­тификацию и актуализацию. Далее производится обзор методов решения, после чего дается практическая оценка предполагаемых методов развития. Успешным завершением фазы анализа является принятие решения о возможности или невозможности (целесооб­разности) нововведения.

Фаза разработки состоит из следующих этапов: определение целей и направленности нововведения, установление потребности в нововведении; определение проблем, возникающих в ходе раз­работки; сбор и обработка информации; поиск и отбор альтерна­тивных решений; соединение воедино компонентов разработки; доводка нововведения в реальных условиях; решение процедур­ных вопросов его применения или описание способа использова­ния нововведения. Успешное выполнение каждого этапа увеличи­вает вероятность того, что нововведение будет соответствовать задачам социальной службы, для решения которых оно было раз­работано.

Фаза развития — это процесс исследования нововведения и его пробного применения, проверки его адекватности и (в случае необходимости) его доводки и переработки. Основное внимание в этой фазе уделяется составлению плана развития, в котором необходимо определить объем работ, состав и последовательность операций, а также подготовке условий для пробного использова­ния и тестирования. На этом завершается этап эволюционного исследования.

Фаза оценки является исходным пунктом для дальнейшего развития нововведения и дает основу для его распространения и внедрения. При этом оцениваются затраты, эффективность и про­дуктивность при нормальных рабочих условиях. Если фаза оцен­ки приводит в целом к положительным результатам, это означа­ет, что исследование дало готовое к использованию нововведе­ние.

Фазы распространения и внедрения заключаются в подготовке необходимых материалов, распространении нововведения среди потенциальных пользователей и его применении.

В целом эволюционные исследования создают условия для формирования полезной методологии в дополнение к общепри­нятым методам исследования и требуют особой подготовки и обу­чения профессиональных социальных работников.

Примером практического осуществления инноваций являют­ся негосударственная пенсионная система, основанная на стра­ховой схеме, при которой размер пожизненной пенсии опре­деляется исходя из прогноза средней продолжительности жизни; модель центра социального обслуживания населения «Рамен­ки» в г. Москве и т.д.

Клуб «Контакты-1», объединяющий людей, имеющих ин­валидность, предложил комплексную инновационную модель системы социальных служб «Центр независимой жизни для детей с ограниченными возможностями», создающий режим равных возможностей для детей, имеющих особые пробле­мы. Основной задачей Центра является обучение детей и их родителей навыкам независимой жизни. В структуру Центра входят следующие службы:

• «От родителя к родителю», которая играет ключевую роль в системе Центра и имеет целью предоставление знаний о со­циальных проблемах, затрагивающих интересы детей, и пу­тях их решения, а также участие самих родителей в социаль­ных процессах;

• «Персональный ассистент», предполагающая помощь чело­веку, имеющему инвалидность, в преодолении препятст­вий, мешающих ему на равных принимать участие в жиз­ни общества. С помощью персонального ассистента человек с ограниченными возможностями может учиться в откры­том учебном заведении и работать на обычном предприя­тии;

• «Выездной лицей» — экспериментальная модель — попытка решить проблему интегрированного обучения детей, имеющих инвалидность, посредством службы «Персональный ассистент» и специальной транспортной службы «Зеленая служба», которые предоставляют им равные возможности: преподаватели выезжают на дом к ребенку, а указанные службы помогают ребенку выехать из дома и заниматься в интегрированных группах, организуемых в Центре.

В силу нестабильности современного российского общественного развития и неразвитости системы социального обслуживания со­циальные работники должны в полной мере обладать знаниями и на­выками в сфере применения социальных инноваций и мотивацией к позитивному изменению действительности. Сегодня практически нет ни одной сферы в обществе, которая в той или иной степени не была бы охвачена инновационными процессами. Поэтому знание сравнительно-исторических, теоретических и практических вопросов, связанных с социальными инновациями, имеет большое значение для повышения эффективности социальной работы.

2. Технологии социального прогнозирования

Технологии социального прогнозирования (от греч. prognosis предвидение, предсказание) — незаменимый инструментарии со­циального предвидения, исследования и разрешения социальных проблем современного мира.

Любое социальное явление изменчиво и обладает способно­стью стихийного саморазвития. Практическая ценность техноло­гий прогнозирования состоит не в последнюю очередь в том, что составленные прогнозы могут служить примером «отрицательно­го» варианта развития. Следует также заметить, что развитие со­циального явления происходит вне зависимости от того, начертан ли его теоретический путь или нет, и если развитие явления сов­падает с его прогностическим описанием, то это совпадение ни­когда не бывает идеальным.

Содержание и основные аспекты технологий социального про­гнозирования и моделирования определяются ключевыми харак­теристиками рассматриваемых понятий. Разработка прогноза — специальное научное исследование конкретных перспектив раз­вития какого-либо явления (в нашем случае социального).

Цель прогнозирования — не просто предвидеть те или иные явления будущего, а способствовать более эффективному воздействию на них в нужном направлении.

Так, по утверждению академика П.К. Анохина, социальное предвидение является опережающим отражением действитель­ности. Организмы выживают не потому, что «умеют» мгно­венно реагировать на сиюминутное воздействие, а потому, что их реакции опираются на своеобразное воспоминание «о будущем», на закодированный в организме прогноз предстоя­щего состояния внешней среды. В мозгу человека перед со­вершением какого-либо действия создается модель «потребного будущего», и с этой моделью сверяются результаты, пока они не будут удовлетворены.

Разумеется, опережающее отражение на социальном уровне отличается от отражения на биологическом у ровне. Структура социального прогнозирования может быть представлена как сочетание его философских аспектов и технологических подходов: 1) гно­сеология и логика научного предвидения; 2) методология соци­ального прогнозирования; 3) методика социальных прогнозов (ан­кетирование, экстраполирование, моделирование, прогнозы на базе анализа патентов и т.д.).

Социальное прогнозирование в зависимости от глубины про­гнозного исследования может быть раскрыто и уточнено за счет ввода дополнительных информационных данных по различным блокам — научно-техническому, информационному, медико-био­логическому, социально-экономическому, демографическому, этническому, этическому, экономическому, социологическому, образовательно-культурному, градостроительному, военно-поли­тическому, геокосмическому.

В настоящее время насчитывается около 150 различных мето­дов и процедур прогнозирования. Их разделяют на три основные группы: общенаучные, интернаучные, частнонаучные, — основу которых составляют как практические, так и теоретические дан­ные.

К общенаучным методам относятся анализ, синтез, экстра­поляция, интерполяция, индукция, дедукция, аналогия, гипо­теза, экспериментирование и др. Интернаучными являются ин­дуктивный метод, мозговая атака, метод Дельфи, а также уто­пия и фантастика. Часть методов основана на переработке науч­но-технической информации (прогнозирование развития науки и техники) и на различных теориях (морфологического анализа, огибающих кривых, на основе разрешающих матриц, метода проб и ошибок и т.п.).

Частнонаучные методы — это прогнозы по изо­барическим картам, скорости добегания волны, срыву лавин, тес­там и т.д.

Возросший интерес к познанию социального побуждает к раз­работке все новых и новых технологий социального развития. В ми­ре накоплен достаточно большой и емкий научный материал, рас­крывающий как содержание социальных позиций, так и прогно­стический характер проблем. Поэтапное создание прогноза технологично по самой своей сущности. Сложность заключается не в представлении характеристики таких технологий, а в их практи­ческом применении.

Социальное прогнозирование тесно связано с инновационной деятельностью, так как представляет собой приемы, направленные на технологическое обеспечение реализации инициатив, которые вызывают качественные изменения в разных сферах со­циальной жизни, приводят к рациональному использованию прогностических знаний, материальных и других ресурсов общества.

Так, масштабные технологии социального прогнозирования глобальных процессов были разработаны и представлены чле­нами Международной футурологической организации «Рим­ский клуб». Это работы Всемирной федерации исследователей будущего, Международного центра «Человечество в 2000 году», Международного института жизни.

На рубеже 60—70-х гг. специалисты предлагали решение про­блемы построения социального прогноза или модели путем сис­темного анализа. Трудности, которые приходилось преодолевать подобным научным и научно-политическим объединениям, обу­словили сокращение количества прогностических организаций за последние 30 лет с нескольких тысяч до 200.

Основоположником глобального прогнозирования на основе системного анализа является американский ученый Дж.Форрестер.

Он использовал математические методы и ЭВМ для создания варианта модели экономического развития общества с учетом двух важнейших факторов: численности населения и загряз­нения окружающей среды. Его последователи — члены Рим­ского клуба — пытались найти прогностическое решение со­циальных задач: рассмотреть взаимосвязь развития общества с глобальными проблемами, ухудшением «качества жизни» в современном мире с целью разработки возможных моделей мирового развития. В 1992 г. появился первый глобальный про­гноз Римского клуба под названием «Пределы роста»; его ав­торы под руководством Д. Медоуза построили динамичную модель мира, в которой в качестве исходных данных были использованы основные, по мнению авторов, компоненты динамики изменения мировой системы: население, капита­ловложения, земное пространство, загрязнение, использова­ние природных ресурсов.

Результаты социального прогноза позволили авторам сделать следующий вывод: если бы сохранились существовавшие на конец 60-х гг. тенденции и темпы развития экономики и рос­та населения, то глобальная экологическая катастрофа была бы неминуемой.

Картина представлялась следующей: значительная часть насе­ления Земли умрет от голода и истощения, природных ресур­сов не хватит на производство необходимых материальных благ, окружающая среда будет настолько загрязнена, что не­поправимо деградирует и станет непригодной для обитания в ней человека. «Конец света» предрекался ориентировочно в 2100 г.

На основании созданного социального прогноза специалисты предложили немедленно свести к нулю рост народонаселения и производства.

Технологически наиболее обоснованной представляется рабо­та «Человечество у поворотного пункта» М. Месаровича и Э. Пестела, представителей Римского клуба, в которой ком­плексная взаимосвязь экономических, социальных и полити­ческих процессов, состояние окружающей среды и природ­ных ресурсов представлены как сложная многоуровневая ие­рархическая система.

Прогнозное видение авторов отвергает неизбежность «единой» глобальной экологической катастрофы. Будущее человечества они представляют как цепь длительных, разнообразных кри­зисов — экологических, энергетических, продовольственных, сырьевых, демографических, — могущих постепенно охва­тить всю планету, если общество не воспримет их рекоменда­ции перехода к «органическому росту», сводимого в их трак­товке к сбалансированному и дифференцированному разви­тию всех частей планетарной системы по примеру живого ор­ганизма, каждая клетка, каждый орган которого функцио­нируют в интересах целого.

Разумеется, разработка прогнозных сценариев развития тако­го сложного социального объекта, как человечество в целом, пред­ставляет значительные трудности и многие конкретные прогнозы за истекшие 30—35 лет не оправдались. Однако внимание ученых, политиков и практиков социального преобразования к технологиям прогнозирования не ослабевает. Опыт показывает, что их исполь­зование тем эффективнее, чем более узкий сегмент социального поля затрагивается.

Информационный аспект в технологиях социального прогно­зирования занимает особое место — это совокупность знаний, све­дений, данных и сообщений, которые формируются и воспроизво­дятся в обществе и используются индивидами, группами, организа­циями, классами, различными социальными институтами для регу­лирования социального взаимодействия, общественных отношений между человеком, обществом и природой. Адекватное, достаточное полное знание, отражающее объективные социальные процессы и их связи, должно быть комплексным, основанным на интеграции данных всех областей обществоведения, на прочном взаимодейст­вии общественных и естественных наук, поскольку на стыке раз­личных областей и форм знания может быть получен больший объем информации. Функционирование информации осуществля­ется с помощью различных каналов и средств ее распространения и хранения, как институционализированных, так и неинститу­ционализированных.

Современный процесс глобальной информатизации, разви­тие информационных технологий резко увеличивают количество информации, циркулирующей в обществе, и во многом изменяет ее качество (формы ее хранения и представления, степень много­образия и т.д.).

Следует учитывать, что реально функциониру­ющая в обществе информация всегда включает в себя субъектив­ные элементы (оценки, мнения, восприятие и т.д.), а также не­адекватную, искаженную информацию о действительности, ос­нованную на стереотипах, слухах и других подобных источниках. Поэтому используемая в технологиях социального прогнозирова­ния информация, входящая в прогнозный блок, должна быть полной, достоверной, актуальной и обладать следующими свойст­вами: 1) атрибутивными (единство материального и социального, дискретность и непрерывность); 2) прагматическими (новиз­на, ценность, кумулятивность); 3) динамическими (повторяе­мость, многократность использования, старение).

Следует отме­тить, что информационную потребность можно рассматривать как проявление индивидуальных черт и запросов личности, общест­венных интересов отдельных социальных групп и человечества в целом.

По своему содержанию и качеству социальная информация может быть истинной и ложной, научной и ненаучной. Характер­ной отличительной чертой научной информации является ее ис­тинность. Содержательная ее сторона определяется следующими факторами: уровень познания объекта предвидения, компетент­ность субъекта предвидения, качество информации. Выделяют так­же такое понятие, как оптимальность социальной информации. Для социального предвидения особый интерес представляют та­кие основные виды социальной информации, как экономиче­ская, политическая и правовая, а также источники информации: общественная деятельность, различные сферы общественной жизни, разнообразные документы, книги, журналы, патенты и т.д.

Социально-экономические прогнозы составляют одну из наибо­лее развитых отраслей. Экономическое прогнозирование — это процесс формирования вероятностных суждений о состоянии эко­номических процессов и явлений в определенный момент в будущем и об альтернативных путях их достижения. Для получения достоверного социально-экономического прогноза необходимо изучить законы развития народного хозяйства, определить при­чины и движущие силы этого развития, основными факторами которого являются социальные потребности, технические возмож­ности и экономическая целесообразность. В соответствии с этими факторами можно указать три конечные цели такого прогнозиро­вания: установление целей развития народного хозяйства, изы­скание оптимальных путей и средств их достижения, определение потребных ресурсов для достижения поставленных целей. Соци­ально-экономический прогноз носит комплексный характер и разрабатывается с учетом данных демографического прогноза, прогноза ресурсов, прогноза спроса и предложения и т.д.

Социологическое прогнозирование имеет три уровня исследова­ний: общетеоретический, частнотеоретический и эмпирический. В социологических прогнозах общим объектом исследования яв­ляется общество как социальный организм. Конкретные, частные объекты социологии — это социальные группы, институты, че­ловек. Совокупность социальных механизмов обусловливает раз­витие и функционирование общества как социального организма; здесь проявляется конкретная социальная проблема, порожден­ная особенностью развития социальной системы.

Проблема прогнозирования социально-психологических процес­сов имеет две стороны: психология поставляет определенные све­дения об объектах прогнозирования в обществе, производстве, науке, культуре, поскольку эти объекты обладают специфиче­скими психологическими характеристиками. С другой стороны, психология изучает субъекты прогнозирования: человека или кол­лектив людей, которые сами способны разрабатывать и претво­рять в жизнь прогнозные решения.

Например, психологи дают рекомендации по организации де­ятельности экспертов-прогнозистов, помогают учитывать ошибки экспертов — это так называемый «учет субъективно­го фактора деятельности».

Юридическое прогнозирование — это систематическое исследо­вание перспектив развития государственно-правовых процессов, их темпов и особенностей, что в современных условиях становит­ся важной функцией юридической науки, выделяется в само­стоятельную область научно-практической деятельности с целью укрепления законности, совершенствования процесса правотвор­чества и законодательства. Объектом юридического прогнозиро­вания являются государство и право. Данный вид прогнозирова­ния затрагивает все элементы и подсистемы правовой надстройки общества, исследует все относящиеся к ней социальные объекты, характеризующиеся богатым набором различных признаков, ка­чественными и количественными показателями.

При организации и проведении прогностических исследова­ний в сфере законодательства объектом прогнозных оценок явля­ются следующие его уровни и структурные элементы: 1) разви­тие законодательства в целом (наиболее существенные черты); 2) объективные тенденции развития и совершенствования отдельной отрасли законодательства; 3) тенденции развития и совер­шенствования отдельного правового института, его важнейших элементов и правовых форм; 4) тенденции и перспективы разви­тия отдельной правовой нормы. Каждый из объектов юридиче­ского прогнозирования может иметь целый ряд более узких тех­нологических направлений. Методики разработки технологии юри­дического прогнозирования основываются на анализе специфи­ческих закономерностей, присущих государству и праву, и отно­сятся к сложным взаимосвязям между состоянием экономическо­го, социально-политического, идеологического, культурного раз­вития общества, с одной стороны, и состоянием государства и права как важнейших подсистем правовой надстройки — с дру­гой стороны. Конкретные технологии юридического прогноза вклю­чают в себя методы опроса экспертов, методы разработки кибер­нетических и математических моделей функционирования и раз­вития правовой системы, методы выявления общественного мне­ния в сфере права.

Работа над технологиями социального прогнозирования — это комплексный процесс, состоящий из ряда самостоятельных тех­нологических этапов. В современных условиях любой сотрудник социальной службы прогнозирует свою работу. Это может быть как узкая перспектива (обслуживание одного клиента), так и про­гноз развития деятельности социальной службы и всей социаль­ной сферы. Прикладное значение социального прогнозирования состоит в том, что разработанные технологии способны влиять на управленческие решения по социальным вопросам, т.е. оптимизи­ровать и корректировать их.

Определить процент достоверности прогнозов в социальной работе можно, используя сопоставимые измерения уровня жизни и ее социальной стабильности: чем меньше прогнозируемый объ­ект, тем проще создать для него сценарий прогнозного развития. Более достоверными являются технологии социального прогно­зирования, рассчитанные на краткосрочные временные рамки. Более сложными по своему технологическому построению являются сред­не- и долгосрочные прогнозы.

Поэтапно процесс социального прогнозирования может быть представлен следующим образом:

1) выбор объекта социального прогнозирования; это может быть любой социальный объект — от индивида до человечества как составной части ноосферы;

2) выбор направления исследования: экономическое, социоло­гическое, юридическое, собственно социальное и т.д.; в ис­следованиях социальной сферы очень трудно придерживаться определенного направления, поэтому значительная часть ис­следований носит комплексный характер;

3) подготовка и обработка информации по прогнозной пробле­ме; соответствующая требованиям информация — одна из га­рантий достоверности прогноза, а значит, ключевой момент технологии социального прогнозирования;

4) выбор способа прогноза, одного из методов или совокупнос­ти методов в определенной последовательности, отвечающей требованию научности исследования;

5) собственно прогнозное исследование;

6) обработка результатов, анализ полученной информации при­менительно к проблеме исследования;

7) определение достоверности прогноза.

Возможность дать оценку проведенному прогнозному иссле­дованию предоставляется лишь по прошествии того отрезка вре­мени, на которое был рассчитан данный прогноз.

Таким образом, социальное прогнозирование с его техникой и технологией, математическим аппаратом является важным ин­струментом социальной сферы жизни, усиления ее научного по­тенциала и результативности.

3. Моделирование социальных отношений и структур

В социальном прогнозировании все большее распространение получает метод прогнозного моделирования социальных процес­сов. Все количественные технологии, использующиеся в прогно­зировании, по существу являются методами моделирования (от лат. modulus — мера, норма; от франц. models образец, прооб­раз) — одной из основных категорий теории познания, много­планового метода, предполагающего исследование реально суще­ствующих предметов, явлений, социальных процессов, органиче­ских и неорганических систем.

Моделирование как технология социального прогнозирова­ния — это исследование объектов различной природы на их ана­логах (моделях) на уровне структур, функций и результатов.

Цель моделирования — воспроизвести данные, оцениваю­щие натуральные нагрузки, ход работы объекта, а также исследо­вать его внутренние процессы. Потребность в моделировании воз­никает в том случае, когда исследование непосредственно самого объекта невозможно, затруднительно, слишком дорого или тре­бует слишком длительного времени— это как раз и относится к социальным объектам, представленным отдельными людьми, со­циальными группами, обществом в целом.

Моделирование — многофункциональное исследование, при­меняющееся для определения или уточнения характеристик суще­ствующих или вновь конструируемых объектов. Его основной на­учной задачей является воспроизводство модели на основании ее сходства с существующим объектом. Модель должна иметь сходст­во с оригиналом, но не быть его полным аналогом (это основное условие), так как в этом случае моделирование теряет смысл. Ос­новное отличие модели от оригинала — способность к гибкому про­гнозному изменению, не влияющему на исходные данные модели. Социальная модель может представлять собой математическое урав­нение, графическое отображение различных факторов, таблицы взаимозависимых признаков (событий, явлений) и т.д. В отличие от физической социальная модель не копирует изучаемый объект или явление, а преобразует значения одних признаков социального явления или процесса, выбранных в качестве независимых, в зна­чения других признаков, выбранных в качестве зависимых. Инфор­мационное значение социальной модели можно оценивать по сте­пени точности отображения (прогнозирования) изменений изучае­мых социальных процессов и явлений (зависимые признаки) при новых значениях независимых признаков (объективных условий).

Необходимо учитывать, что моделирование всегда применя­ется вместе с другими общенаучными и специальными методами, на основе междисциплинарного подхода, особенно когда оно ис­пользуется для исследования глобальных проблем, отличающихся многоплановостью, т.е. охватывающих, по существу, всю жизне­деятельность человека. Моделирование в таких случаях является многомодельным построением. Оно сохраняет свои сущностные характеристики при моделировании и более «узких» проблем со­циальной сферы: демографической ситуации в условиях рыноч­ных отношений (в отдельных конкретных регионах); динамики занятости; состояния образования, здравоохранения, сферы ус­луг, рынка жилья и т.д. — так как эти проблемы в сущности представляют собой сложные социальные компоненты.

Особая сложность моделирования социальных процессов в России в том, что значительная их часть не укладывается в рамки ранее разработанных схем и требует теоретического осмысления в соответствии с существующей социальной действительностью.

Моделирование социальных отношений и структур позволяет создать множество вариантов моделей, учитывающих влияние тех или иных социальных факторов (в их различных сочетаниях) на исследуемые процессы в социальной сфере. Основой и предметом такого моделирования является проблемная ситуация. Поэтому на начальном этапе необходимо определить наиболее значимую про­блему и цели ее исследования.

Любая проблемная ситуация обусловлена объективными и субъективными факторами. При этом к объективным факторам проблемной ситуации относятся противоречия между процессом развития и стремлением к стабилизации, между возникающими потребностями и способами их удовлетворения и т.д. Субъектив­ные факторы — это понимание значимости данной проблемной ситуации, целесообразность ее решения, мотивы и интересы лю­дей, заинтересованных в ее разрешении.

В качестве проблемных моделей могут быть рассмотрены уро­вень жизни пенсионеров (в ближайшие 5—10 лет); оценка состояния высшего образования и его тенденции; женщина и семья в условиях социальных реформ; моделирование духов­но-нравственного поведения личности в условиях рыночных отношений; компьютерная система в прогнозировании и мо­делировании здоровья населения в условиях экологической опасности; моделирование системы переквалификации работ­ников в условиях рыночных отношений; прогнозирование и моделирование экономики здравоохранения; профессиональ­ная модель социального работника; нравственная модель со­циального работника; моделирование экологии человека; уро­вень преступности и др.

Наиболее распространенными методами моделирования в со­циальной сфере являются разработка, анализ и исследование мо­дели проблемной ситуации, моделей нововведений (инновацион­ных моделей), эвристических моделей и специальных математи­ческих моделей.

В последнее время довольно широкое распространение полу­чили модели, создаваемые на ЭВМ. Основные их достоинства — универсальность, удобство построения, быстрота внесения новых информационных данных.

Вопросы

1. В чем заключаются сущность и содержание социальных инноваций?

2. Каковы принципы социально-инновационной деятельности?

3. Каково содержание социального прогнозирования?

4. Какие уровни социально-прогнозных технологий принято выде­лять?

5. Что такое социальное моделирование?

6. Какие уровни и технологии социального моделирования вы знаете?

Литература

1. Дудченко B.C. Инновационные технологии. — М., 1997.

2. Словарь-справочник по социальной работе. — М.: Юристь, 1997.

3. Социальное прогнозирование и моделирование. — М., 1995.

4. Энциклопедия по социальной работе: Пер. с англ. В 3 т. — М., 1994.

11