Тема 8. Технологии социального предвидения

1. Социальные инновации: особенности, структуры, типы

2. Технологии социального прогнозирования

3. Моделирование социальных отношений и структур

1. Социальные инновации: особенности, структуры, типы

Сегодня, когда диалектика общественного развития обусло­вила создание и утверждение новых социальных установок и но­вой социальной политики, а также формирование нового соци­ального мышления, социальная работа приобретает все более чет­кие структурные очертания как особый вид профессиональной, научной и образовательной деятельности. Современные организа­ции и учреждения, осуществляющие свою деятельность в соци­альной сфере, должны адаптироваться к изменяющимся реалиям окружающего мира, предвидеть тенденции грядущих изменений. В ходе решения этой задачи разрабатываются и внедряются раз­личные нововведения в социальной сфере нашего общества. Именно они все чаще определяются учеными как социальные инновации (от лат. innovatio — введение в практику нового).

Понятие «социальная инновация» можно определить как соз­нательно организуемое нововведение или новое явление в практике социальной работы, формирующееся на определенном этапе разви­тия общества в соответствии с изменяющимися социальными ус­ловиями и имеющее целью эффективные позитивные преобразова­ния в социальной сфере.

Социальные инновации имеют ряд особенностей по сравне­нию с материально-техническими. Если первые являются, как правило, результатом коллективного творчества, то при разра­ботке материально-технических инноваций преобладает индиви­дуальное авторство. Кроме того, отдача от социальных инноваций несколько отдалена во времени, их эффект не проявляется быст­ро и не носит конкретного характера, что зачастую характерно для материально-технических новшеств. Спецификой социальных инноваций являются также их более четкая обусловленность внеш­ней средой, более широкая сфера применения в зависимости от групповых и личностных качеств людей, задействованных в осу­ществлении данной инновации.

Социальные инновации весьма разнообразны, что в первую очередь обусловлено многообразием явлений социальной жизни. При классификации социальных инноваций используются раз­личные основания:

4 стр., 1987 слов

Социальный проект «Береги себя»

... заболевания как следствие аборта, беременности и родов в подростковом возрасте; трудноразрешимые социальные и морально-этические проблемы, связанные с ранним материнством; ранняя половая жизнь ... огромную профилактическую, информационно-просветительскую работу среди подростков. Описание проекта 1.Название проекта: Социальный проект «Береги себя» 2. Описание проекта (миссия, уникальность, цели и ...

Исходя из понятия уровня и объема социальных нововведений можно выделить инновации глобального характера, направлен­ные на решение общечеловеческих проблем, а также региональ­ные и локальные инновации, представляющие более узкие инте­ресы регионального и местного значения.

По сферам общественной жизни выделяют инновации соци­альные, политические, экономические, инновации в культурно-духовной сфере, в социальных структурах и институтах.

По масштабу использования различают единичные социаль­ные инновации, осуществляемые на одном объекте, и диффуз­ные, распространяемые на многие объекты.

В соответствии со структурой социальной сферы в целом, компонентами которой являются образование, управление, за­нятость населения, пенсионное обеспечение, культура, спорт, здоровье людей и т.д., можно выделить педагогические, образо­вательные, правовые, управленческие социальные инновации и т.д.

Источниками социальных инноваций являются изменения внешней среды, возникающие социальные проблемы, которые невозможно решить традиционными методами, изменения потреб­ностей общества и его членов. Неразрешенность тех или иных со­циальных проблем дает импульс к разработке новых средств, норм в социальной сфере.

Так были созданы и получили распространение «телефоны доверия», с помощью которых оказывается анонимная пси­хологическая помощь людям, находящимся в стрессовых ситуациях; так возникли социальные приюты, гостиницы и т.д.

В философском плане социальные инновации развиваются как нововведения в социальной практике, способствующие разреше­нию противоречий, возникающих в условиях неоднородности и нестабильности общества, сосуществования различных аксиоло­гических систем, усиления процессов социальной мобильности, когда многие традиционные формы и методы обеспечения соци­альных гарантий оказываются несостоятельными.

Процесс развития общества идет посредством обновления и обусловливает создание предпосылок для формирования новых нетрадиционных компонентов в социальной сфере, инноваци­онных способов социальной деятельности, а нововведения яв­ляются формой этого общественного развития. В связи с этим необходимо конкретизировать содержание инновации как про­цесса.

Под инновационным процессом понимается процесс генери­рования новой идеи, разработки, экспериментальной апроба­ции, ее распространения и использования. Инновационный про­цесс включает в себя инновационную деятельность, которая по­нимается как деятельность, направленная на использование на­учных знаний и практического опыта с целью получения нового или улучшения производимого продукта, способа его произ­водства (технология) и совершенствования социального обслу­живания. Он состоит из таких составляющих, как процесс по­иска и разработки новой идеи, ее экспериментальной апроба­ции, распространения и использования.

Период от возникновения до практического применения но­вого представляет собой инновационный цикл, продолжительность которого может варьировать в зависимости от многих факторов, вызывающих торможение процесса. Среди основных факторов тор­можения можно выделить социально-экономические и психоло­гические.

4 стр., 1546 слов

Духовно-нравственное воспитание и развитие обучающихся начальных ...

... социально-преобразующей деятельностью младших школьников и с принципами её организации. Задачи: 1)изучить современные документы об образовании; 2)познакомиться с литературой по вопросам духовно-нравственного и социального развития ...

К первой группе относятся прежде всего острый дефицит финансирования нововведения, явный недостаток профессионально подготовленных кадров, перспектива сокращения рабочих мест и распространение безработицы по мере развития конкретного ин­новационного процесса.

Психологические факторы торможения обусловлены наличи­ем различных психологических барьеров информационного или мировоззренческого плана (недостаточная информированность о сути и цели инновации или отношение к новшествам как к крат­ковременной кампании).

К причинам, сдерживающим инноваци­онный процесс, можно отнести консерватизм мышления, отсут­ствие инициативного и творческого подхода в решении проблем в социальной сфере.

Ученые разрабатывают специальные программы, цель кото­рых — социально-психологическое обеспечение нововведений. Их основными элементами являются: критическое отношение к пред­стоящим нововведениям; аргументация в их пользу; обоснование конечных результатов, ожидаемых в итоге реализации нововведе­ния; изучение мнения работников организации с целью выявле­ния сторонников и противников новшества и нахождения пра­вильного подхода к каждому заинтересованному человеку; утвер­ждение плана внедрения нововведения с учетом результатов об­суждений и опроса общественного мнения.

На основе этих программ можно разработать механизм, спо­собствующий ослаблению действия факторов торможения за счет стимулирования творчества работников:

• создание условий для поддержания творческой атмосферы в организации;

• стимулирование инновационной деятельности молодых работ­ников;

• регулярное проведение конкурсов инноваций;

• материальная и моральная поддержка творческих работников (учреждение государственных званий, премий, направление на стажировку в зарубежные центры и т.д.).

Социальной базой, субъектом социальных нововведений яв­ляются инноваторы. А.И. Пригожий предлагает квалифицировать их по ряду оснований: по типу инновационной деятельности — создатели (авторы идеи и ее популяризаторы) и реализаторы (ав­торы технологического процесса освоения и внедрения новшест­ва); по отношению к основной специальности — профессионалы и самодеятельные инноваторы; по количеству участвующих — кол­лективные и индивидуальные инноваторы; по предмету иннова­ционной деятельности — инноваторы — разработчики новых ма­териальных продуктов, новых технологий, методов деятельно­сти, новых социальных норм и отношений.

В последние годы инноваторами разработаны, например, в социальной медицине — современные методы лечения от ал­коголизма, на производстве — новые методы стимулирова­ния трудовой деятельности, в педагогике — новые методы обучения, когда наряду с традиционными, классическими формами не последняя роль отводится инновационному обу­чению. Оно не только передает социальный опыт одного по­коления другому, но и формирует личность индивида как активно действующего социального субъекта, способного адап­тироваться к новым условиям. Все эти нововведения, их тех­нологии и методы и составляют предмет социальных иннова­ций.

12 стр., 5679 слов

Лекция № 9 (11). Социальная работа с жертвами насилия и жестокости

... отделения различного профиля: психолога, специалистов по социальной работе, психотерапевта, юриста. Специалист по социальной работе оказывает экстренную и комплексную социальную помощь (срочная экономическая помощь, содействие в ... основой его всесторонней криминализации. Все жертвы насилия - это непосредственные объекты социальной работы. Самые страдающие из них - дети. При этом формы насилия ...

В связи с тем, что многие организации и предприятия соци­альной направленности вынуждены постоянно приспосабливать­ся к изменяющимся обстоятельствам, развивать традиционные или искать кардинально новые способы решения социальных проблем, особое развитие получила новая отрасль знаний — социальная инноватика, исследующая вопросы теории и практики социаль­ных нововведений.

Инновационные социальные технологии представляют собой такие методы, приемы инновационной деятельности, которые на­правлены на создание и материализацию нововведений в обще­стве, реализацию таких инициатив, которые вызывают качественные изменения в разных сферах социальной жизни, приво­дят к рациональному использованию материальных и других ре­сурсов в обществе. Инновационные технологии существуют в двух формах: в виде программ и документов и как реально разви­вающиеся в соответствии с этими программами социальные про­цессы.

Использование новых методов и технологий при решении конкретных проблем требует их модификации и приспособления к особенностям управления, традициям, масштабам и уровням социальных систем и т.д., что, в свою очередь, обусловило созда­ние и развитие инновационного метода, основанного на принци­пиально новых для традиционной науки идеях и принципах и открывающего новые возможности решения сложных комплекс­ных задач на всех уровнях общественной системы.

Инновационный метод развивался в виде различных форм:

• инновационная игра как метод исследования и развития ор­ганизаций;

• игровые программы, предписывающие способы и средства мыслительной работы группы по решению проблем;

• социотехническая игра, основанная на принципах работы со­циальных технологов;

• «императивная» форма, возникшая при разделении иннова­ционной игры на метод и форму его осуществления;

• матричная форма, сочетающая в себе правила инновационно­го метода и базовой технологии действий по исследованию, обучению и практическим действиям.

Человек стремится внести в окружающий его мир определен­ный порядок, используя имеющиеся в его распоряжении образ­цы и программы. Этот процесс назван «онтологическим синте­зом», или «онтосинтезом», который становится основой и меха­низмом осуществления эффективных действий.

Разрешение кризисных ситуаций в жизнедеятельности соци­альных систем реализуется способами, разработанными в рамках инновационной методологии, ориентированной на выработку средств поиска и реализации принципиально новых технологий. Одним из таких способов является программное инновирование социальных систем, которое строится на основе ряда базовых прин­ципов:

1) ориентация на обновление и трансформацию всей организа­ции и ее связей с непосредственной средой, так как измене­ние лишь отдельных частей и компонентов системы не может быть достаточно эффективным для всей системы;

2) принцип «предельной цели»: стратегические цели, разрабаты­ваемые для данной организации ее представителями, должны быть на пределе возможного;

23 стр., 11459 слов

Исследование развития психомоторных способностей старших школьников ...

... в тренировочном процессе спортивных секций. Объект исследования. Психомоторные способности старших школьников. Предмет исследования. Развитие психомоторных способностей у старших школьников ... человеческие способности, имеющие исторически-общественное происхождение и обеспечивающие жизнь и развитие в социальной среде. Специфические человеческие способности подразделяются на : - общие; - ...

3) принцип «пульсирующего инновирования»: программная се­рия инновационных семинаров, проводящихся с небольши­ми перерывами, в ходе которых происходит интенсивное взаи­модействие консультантов и членов организации;

4) принцип «кумулятивной мотивации»: анализ и оценка ре­зультатов предшествующей инновационной работы, в резуль­тате чего у представителей социальной системы возрастает мо­тивация к дальнейшим позитивным изменениям, так как фик­сация успехов дает, с одной стороны, уверенность в собст­венных силах, а с другой стороны, неудовлетворенность при отсутствии успехов;

5) принцип «интегративного программирования»: формирование реальной стратегии интегративно, с учетом реальных резуль­татов каждого этапа работы и соотнесения их с концепцией обновления;

6) принцип «выращивания инновационного ядра»: изменение организации за счет изменения ее сотрудников посредством инициирования их потребности в таком изменении; в ходе программной работы «выращивается» инновационная коман­да организации, которая готовится выполнять функции но­сителя инновационной методологии, способного самостоятель­но реализовать ее на практике.

Указанные принципы позволяют работать не с кризисными ситуациями как таковыми, а формировать альтернативные систе­мы и отношения, содержащие механизмы, препятствующие воз­никновению кризисов и конфликтов.

Возможность влиять на социальные процессы обусловлена рядом факторов: наличие многосторонней информации об этих процессах, обеспечение социальными средствами регулирования, конструирование действенного организационного механизма для каждого конкретного случая. Исходя из этого заниматься инновационными разработками в социальной и организационной сферах могут те специалисты, которые владеют информацией о данном объекте и в то же время обладают практическими знаниями о происходящем. Соответствующие специальности получили распро­странение особенно в последние годы — «социальный технолог», «социальный инженер», «социальный конструктор» и др. Эти специалисты разрабатывают и обучают практиков инновационным социальным технологиям.

Нововведения в социальных службах, как в нашей стране, так и за рубежом являются предметом научных исследований, кото­рые осуществляются по различным направлениям: исследования программ, экспериментальные социальные нововведения, иссле­дования в области создания методик и моделей и т. д. Новой яв­ляется модель эволюционного исследования, которая может быть применена к самым разным способам изучения развития техноло­гий социальной работы. Модель предполагает фазы эволюционно­го исследования (фазы анализа, разработки, развития и оценки) и фазу утилизации (фаза распространения и внедрения).

Фаза анализа подразумевает обозначение проблемы, ее иден­тификацию и актуализацию. Далее производится обзор методов решения, после чего дается практическая оценка предполагаемых методов развития. Успешным завершением фазы анализа является принятие решения о возможности или невозможности (целесооб­разности) нововведения.

Фаза разработки состоит из следующих этапов: определение целей и направленности нововведения, установление потребности в нововведении; определение проблем, возникающих в ходе раз­работки; сбор и обработка информации; поиск и отбор альтерна­тивных решений; соединение воедино компонентов разработки; доводка нововведения в реальных условиях; решение процедур­ных вопросов его применения или описание способа использова­ния нововведения. Успешное выполнение каждого этапа увеличи­вает вероятность того, что нововведение будет соответствовать задачам социальной службы, для решения которых оно было раз­работано.

11 стр., 5476 слов

Периоды развития теории управления

... размер Методологические основы менеджмента. Законы, принципы, функции. Законы и закономерности Законы развития производства объективны и не зависят от воли и сознания людей ... системы при изменении состояния внешней среды. пропорциональность производства и управления, соотносительность развития основного и вспомогательного производства. соотносительность и адекватность управляющей и управляемой ...

Фаза развития — это процесс исследования нововведения и его пробного применения, проверки его адекватности и (в случае необходимости) его доводки и переработки. Основное внимание в этой фазе уделяется составлению плана развития, в котором необходимо определить объем работ, состав и последовательность операций, а также подготовке условий для пробного использова­ния и тестирования. На этом завершается этап эволюционного исследования.

Фаза оценки является исходным пунктом для дальнейшего развития нововведения и дает основу для его распространения и внедрения. При этом оцениваются затраты, эффективность и про­дуктивность при нормальных рабочих условиях. Если фаза оцен­ки приводит в целом к положительным результатам, это означа­ет, что исследование дало готовое к использованию нововведе­ние.

Фазы распространения и внедрения заключаются в подготовке необходимых материалов, распространении нововведения среди потенциальных пользователей и его применении.

В целом эволюционные исследования создают условия для формирования полезной методологии в дополнение к общепри­нятым методам исследования и требуют особой подготовки и обу­чения профессиональных социальных работников.

Примером практического осуществления инноваций являют­ся негосударственная пенсионная система, основанная на стра­ховой схеме, при которой размер пожизненной пенсии опре­деляется исходя из прогноза средней продолжительности жизни; модель центра социального обслуживания населения «Рамен­ки» в г. Москве и т.д.

Клуб «Контакты-1», объединяющий людей, имеющих ин­валидность, предложил комплексную инновационную модель системы социальных служб «Центр независимой жизни для детей с ограниченными возможностями», создающий режим равных возможностей для детей, имеющих особые пробле­мы. Основной задачей Центра является обучение детей и их родителей навыкам независимой жизни. В структуру Центра входят следующие службы:

• «От родителя к родителю», которая играет ключевую роль в системе Центра и имеет целью предоставление знаний о со­циальных проблемах, затрагивающих интересы детей, и пу­тях их решения, а также участие самих родителей в социаль­ных процессах;

• «Персональный ассистент», предполагающая помощь чело­веку, имеющему инвалидность, в преодолении препятст­вий, мешающих ему на равных принимать участие в жиз­ни общества. С помощью персонального ассистента человек с ограниченными возможностями может учиться в откры­том учебном заведении и работать на обычном предприя­тии;

18 стр., 8551 слов

3. Развитие социальной психологии в России

... 1924 г., получили широкую известность за рубежом и считаются важной вехой развития социальной психологии. Большое внимание уделялось в 20-е гг. проблемам детских, ученических ... прекращением социально-психологических работ. Отечественным исследователям не удалось обосновать необходимость развития «марксистской социальной психологии». Логика ее противников была такова: поскольку, в соответствии с ...

• «Выездной лицей» — экспериментальная модель — попытка решить проблему интегрированного обучения детей, имеющих инвалидность, посредством службы «Персональный ассистент» и специальной транспортной службы «Зеленая служба», которые предоставляют им равные возможности: преподаватели выезжают на дом к ребенку, а указанные службы помогают ребенку выехать из дома и заниматься в интегрированных группах, организуемых в Центре.

В силу нестабильности современного российского общественного развития и неразвитости системы социального обслуживания со­циальные работники должны в полной мере обладать знаниями и на­выками в сфере применения социальных инноваций и мотивацией к позитивному изменению действительности. Сегодня практически нет ни одной сферы в обществе, которая в той или иной степени не была бы охвачена инновационными процессами. Поэтому знание сравнительно-исторических, теоретических и практических вопросов, связанных с социальными инновациями, имеет большое значение для повышения эффективности социальной работы.

2. Технологии социального прогнозирования

Технологии социального прогнозирования (от греч. prognosis предвидение, предсказание) — незаменимый инструментарии со­циального предвидения, исследования и разрешения социальных проблем современного мира.

Любое социальное явление изменчиво и обладает способно­стью стихийного саморазвития. Практическая ценность техноло­гий прогнозирования состоит не в последнюю очередь в том, что составленные прогнозы могут служить примером «отрицательно­го» варианта развития. Следует также заметить, что развитие со­циального явления происходит вне зависимости от того, начертан ли его теоретический путь или нет, и если развитие явления сов­падает с его прогностическим описанием, то это совпадение ни­когда не бывает идеальным.

Содержание и основные аспекты технологий социального про­гнозирования и моделирования определяются ключевыми харак­теристиками рассматриваемых понятий. Разработка прогноза — специальное научное исследование конкретных перспектив раз­вития какого-либо явления (в нашем случае социального).

Цель прогнозирования — не просто предвидеть те или иные явления будущего, а способствовать более эффективному воздействию на них в нужном направлении.

Так, по утверждению академика П.К. Анохина, социальное предвидение является опережающим отражением действитель­ности. Организмы выживают не потому, что «умеют» мгно­венно реагировать на сиюминутное воздействие, а потому, что их реакции опираются на своеобразное воспоминание «о будущем», на закодированный в организме прогноз предстоя­щего состояния внешней среды. В мозгу человека перед со­вершением какого-либо действия создается модель «потребного будущего», и с этой моделью сверяются результаты, пока они не будут удовлетворены.

Разумеется, опережающее отражение на социальном уровне отличается от отражения на биологическом у ровне. Структура социального прогнозирования может быть представлена как сочетание его философских аспектов и технологических подходов: 1) гно­сеология и логика научного предвидения; 2) методология соци­ального прогнозирования; 3) методика социальных прогнозов (ан­кетирование, экстраполирование, моделирование, прогнозы на базе анализа патентов и т.д.).

17 стр., 8342 слов

Концепции одарённости и её развития

... белорусских учёных относительно одарённости и её развития. Особенности развития одарённых детей Факторы развития и проявления одарённости. Одарённость как проблема генотипической ... тонкой реактивности в отношении скрытого смысла пластической выразительности всякого движения. Синтетическое развитие художественного таланта как наиболее соответствующее его природе. Художественно-изобразительная одарё ...

Социальное прогнозирование в зависимости от глубины про­гнозного исследования может быть раскрыто и уточнено за счет ввода дополнительных информационных данных по различным блокам — научно-техническому, информационному, медико-био­логическому, социально-экономическому, демографическому, этническому, этическому, экономическому, социологическому, образовательно-культурному, градостроительному, военно-поли­тическому, геокосмическому.

В настоящее время насчитывается около 150 различных мето­дов и процедур прогнозирования. Их разделяют на три основные группы: общенаучные, интернаучные, частнонаучные, — основу которых составляют как практические, так и теоретические дан­ные.

К общенаучным методам относятся анализ, синтез, экстра­поляция, интерполяция, индукция, дедукция, аналогия, гипо­теза, экспериментирование и др. Интернаучными являются ин­дуктивный метод, мозговая атака, метод Дельфи, а также уто­пия и фантастика. Часть методов основана на переработке науч­но-технической информации (прогнозирование развития науки и техники) и на различных теориях (морфологического анализа, огибающих кривых, на основе разрешающих матриц, метода проб и ошибок и т.п.).

Частнонаучные методы — это прогнозы по изо­барическим картам, скорости добегания волны, срыву лавин, тес­там и т.д.

Возросший интерес к познанию социального побуждает к раз­работке все новых и новых технологий социального развития. В ми­ре накоплен достаточно большой и емкий научный материал, рас­крывающий как содержание социальных позиций, так и прогно­стический характер проблем. Поэтапное создание прогноза технологично по самой своей сущности. Сложность заключается не в представлении характеристики таких технологий, а в их практи­ческом применении.

Социальное прогнозирование тесно связано с инновационной деятельностью, так как представляет собой приемы, направленные на технологическое обеспечение реализации инициатив, которые вызывают качественные изменения в разных сферах со­циальной жизни, приводят к рациональному использованию прогностических знаний, материальных и других ресурсов общества.

Так, масштабные технологии социального прогнозирования глобальных процессов были разработаны и представлены чле­нами Международной футурологической организации «Рим­ский клуб». Это работы Всемирной федерации исследователей будущего, Международного центра «Человечество в 2000 году», Международного института жизни.

На рубеже 60—70-х гг. специалисты предлагали решение про­блемы построения социального прогноза или модели путем сис­темного анализа. Трудности, которые приходилось преодолевать подобным научным и научно-политическим объединениям, обу­словили сокращение количества прогностических организаций за последние 30 лет с нескольких тысяч до 200.

Основоположником глобального прогнозирования на основе системного анализа является американский ученый Дж.Форрестер.

Он использовал математические методы и ЭВМ для создания варианта модели экономического развития общества с учетом двух важнейших факторов: численности населения и загряз­нения окружающей среды. Его последователи — члены Рим­ского клуба — пытались найти прогностическое решение со­циальных задач: рассмотреть взаимосвязь развития общества с глобальными проблемами, ухудшением «качества жизни» в современном мире с целью разработки возможных моделей мирового развития. В 1992 г. появился первый глобальный про­гноз Римского клуба под названием «Пределы роста»; его ав­торы под руководством Д. Медоуза построили динамичную модель мира, в которой в качестве исходных данных были использованы основные, по мнению авторов, компоненты динамики изменения мировой системы: население, капита­ловложения, земное пространство, загрязнение, использова­ние природных ресурсов.

3 стр., 1486 слов

Развитие сохраннных анализаторов

... и восприятие, память, творческое воображение. Только организованная коррекционно-воспитательная работа по развитию ранней сенсорной сферы детей с нарушением зрения обусловливает положительный результат в ... процессе познания окружающего мира.Игры для развития сохранных анализаторов у детей с нарушением зрения. («Обоняние и вкус») Восприятие ...

Результаты социального прогноза позволили авторам сделать следующий вывод: если бы сохранились существовавшие на конец 60-х гг. тенденции и темпы развития экономики и рос­та населения, то глобальная экологическая катастрофа была бы неминуемой.

Картина представлялась следующей: значительная часть насе­ления Земли умрет от голода и истощения, природных ресур­сов не хватит на производство необходимых материальных благ, окружающая среда будет настолько загрязнена, что не­поправимо деградирует и станет непригодной для обитания в ней человека. «Конец света» предрекался ориентировочно в 2100 г.

На основании созданного социального прогноза специалисты предложили немедленно свести к нулю рост народонаселения и производства.

Технологически наиболее обоснованной представляется рабо­та «Человечество у поворотного пункта» М. Месаровича и Э. Пестела, представителей Римского клуба, в которой ком­плексная взаимосвязь экономических, социальных и полити­ческих процессов, состояние окружающей среды и природ­ных ресурсов представлены как сложная многоуровневая ие­рархическая система.

Прогнозное видение авторов отвергает неизбежность «единой» глобальной экологической катастрофы. Будущее человечества они представляют как цепь длительных, разнообразных кри­зисов — экологических, энергетических, продовольственных, сырьевых, демографических, — могущих постепенно охва­тить всю планету, если общество не воспримет их рекоменда­ции перехода к «органическому росту», сводимого в их трак­товке к сбалансированному и дифференцированному разви­тию всех частей планетарной системы по примеру живого ор­ганизма, каждая клетка, каждый орган которого функцио­нируют в интересах целого.

Разумеется, разработка прогнозных сценариев развития тако­го сложного социального объекта, как человечество в целом, пред­ставляет значительные трудности и многие конкретные прогнозы за истекшие 30—35 лет не оправдались. Однако внимание ученых, политиков и практиков социального преобразования к технологиям прогнозирования не ослабевает. Опыт показывает, что их исполь­зование тем эффективнее, чем более узкий сегмент социального поля затрагивается.

Информационный аспект в технологиях социального прогно­зирования занимает особое место — это совокупность знаний, све­дений, данных и сообщений, которые формируются и воспроизво­дятся в обществе и используются индивидами, группами, организа­циями, классами, различными социальными институтами для регу­лирования социального взаимодействия, общественных отношений между человеком, обществом и природой. Адекватное, достаточное полное знание, отражающее объективные социальные процессы и их связи, должно быть комплексным, основанным на интеграции данных всех областей обществоведения, на прочном взаимодейст­вии общественных и естественных наук, поскольку на стыке раз­личных областей и форм знания может быть получен больший объем информации. Функционирование информации осуществля­ется с помощью различных каналов и средств ее распространения и хранения, как институционализированных, так и неинститу­ционализированных.

Современный процесс глобальной информатизации, разви­тие информационных технологий резко увеличивают количество информации, циркулирующей в обществе, и во многом изменяет ее качество (формы ее хранения и представления, степень много­образия и т.д.).

Следует учитывать, что реально функциониру­ющая в обществе информация всегда включает в себя субъектив­ные элементы (оценки, мнения, восприятие и т.д.), а также не­адекватную, искаженную информацию о действительности, ос­нованную на стереотипах, слухах и других подобных источниках. Поэтому используемая в технологиях социального прогнозирова­ния информация, входящая в прогнозный блок, должна быть полной, достоверной, актуальной и обладать следующими свойст­вами: 1) атрибутивными (единство материального и социального, дискретность и непрерывность); 2) прагматическими (новиз­на, ценность, кумулятивность); 3) динамическими (повторяе­мость, многократность использования, старение).

Следует отме­тить, что информационную потребность можно рассматривать как проявление индивидуальных черт и запросов личности, общест­венных интересов отдельных социальных групп и человечества в целом.

По своему содержанию и качеству социальная информация может быть истинной и ложной, научной и ненаучной. Характер­ной отличительной чертой научной информации является ее ис­тинность. Содержательная ее сторона определяется следующими факторами: уровень познания объекта предвидения, компетент­ность субъекта предвидения, качество информации. Выделяют так­же такое понятие, как оптимальность социальной информации. Для социального предвидения особый интерес представляют та­кие основные виды социальной информации, как экономиче­ская, политическая и правовая, а также источники информации: общественная деятельность, различные сферы общественной жизни, разнообразные документы, книги, журналы, патенты и т.д.

Социально-экономические прогнозы составляют одну из наибо­лее развитых отраслей. Экономическое прогнозирование — это процесс формирования вероятностных суждений о состоянии эко­номических процессов и явлений в определенный момент в будущем и об альтернативных путях их достижения. Для получения достоверного социально-экономического прогноза необходимо изучить законы развития народного хозяйства, определить при­чины и движущие силы этого развития, основными факторами которого являются социальные потребности, технические возмож­ности и экономическая целесообразность. В соответствии с этими факторами можно указать три конечные цели такого прогнозиро­вания: установление целей развития народного хозяйства, изы­скание оптимальных путей и средств их достижения, определение потребных ресурсов для достижения поставленных целей. Соци­ально-экономический прогноз носит комплексный характер и разрабатывается с учетом данных демографического прогноза, прогноза ресурсов, прогноза спроса и предложения и т.д.

Социологическое прогнозирование имеет три уровня исследова­ний: общетеоретический, частнотеоретический и эмпирический. В социологических прогнозах общим объектом исследования яв­ляется общество как социальный организм. Конкретные, частные объекты социологии — это социальные группы, институты, че­ловек. Совокупность социальных механизмов обусловливает раз­витие и функционирование общества как социального организма; здесь проявляется конкретная социальная проблема, порожден­ная особенностью развития социальной системы.

Проблема прогнозирования социально-психологических процес­сов имеет две стороны: психология поставляет определенные све­дения об объектах прогнозирования в обществе, производстве, науке, культуре, поскольку эти объекты обладают специфиче­скими психологическими характеристиками. С другой стороны, психология изучает субъекты прогнозирования: человека или кол­лектив людей, которые сами способны разрабатывать и претво­рять в жизнь прогнозные решения.

Например, психологи дают рекомендации по организации де­ятельности экспертов-прогнозистов, помогают учитывать ошибки экспертов — это так называемый «учет субъективно­го фактора деятельности».

Юридическое прогнозирование — это систематическое исследо­вание перспектив развития государственно-правовых процессов, их темпов и особенностей, что в современных условиях становит­ся важной функцией юридической науки, выделяется в само­стоятельную область научно-практической деятельности с целью укрепления законности, совершенствования процесса правотвор­чества и законодательства. Объектом юридического прогнозиро­вания являются государство и право. Данный вид прогнозирова­ния затрагивает все элементы и подсистемы правовой надстройки общества, исследует все относящиеся к ней социальные объекты, характеризующиеся богатым набором различных признаков, ка­чественными и количественными показателями.

При организации и проведении прогностических исследова­ний в сфере законодательства объектом прогнозных оценок явля­ются следующие его уровни и структурные элементы: 1) разви­тие законодательства в целом (наиболее существенные черты); 2) объективные тенденции развития и совершенствования отдельной отрасли законодательства; 3) тенденции развития и совер­шенствования отдельного правового института, его важнейших элементов и правовых форм; 4) тенденции и перспективы разви­тия отдельной правовой нормы. Каждый из объектов юридиче­ского прогнозирования может иметь целый ряд более узких тех­нологических направлений. Методики разработки технологии юри­дического прогнозирования основываются на анализе специфи­ческих закономерностей, присущих государству и праву, и отно­сятся к сложным взаимосвязям между состоянием экономическо­го, социально-политического, идеологического, культурного раз­вития общества, с одной стороны, и состоянием государства и права как важнейших подсистем правовой надстройки — с дру­гой стороны. Конкретные технологии юридического прогноза вклю­чают в себя методы опроса экспертов, методы разработки кибер­нетических и математических моделей функционирования и раз­вития правовой системы, методы выявления общественного мне­ния в сфере права.

Работа над технологиями социального прогнозирования — это комплексный процесс, состоящий из ряда самостоятельных тех­нологических этапов. В современных условиях любой сотрудник социальной службы прогнозирует свою работу. Это может быть как узкая перспектива (обслуживание одного клиента), так и про­гноз развития деятельности социальной службы и всей социаль­ной сферы. Прикладное значение социального прогнозирования состоит в том, что разработанные технологии способны влиять на управленческие решения по социальным вопросам, т.е. оптимизи­ровать и корректировать их.

Определить процент достоверности прогнозов в социальной работе можно, используя сопоставимые измерения уровня жизни и ее социальной стабильности: чем меньше прогнозируемый объ­ект, тем проще создать для него сценарий прогнозного развития. Более достоверными являются технологии социального прогно­зирования, рассчитанные на краткосрочные временные рамки. Более сложными по своему технологическому построению являются сред­не- и долгосрочные прогнозы.

Поэтапно процесс социального прогнозирования может быть представлен следующим образом:

1) выбор объекта социального прогнозирования; это может быть любой социальный объект — от индивида до человечества как составной части ноосферы;

2) выбор направления исследования: экономическое, социоло­гическое, юридическое, собственно социальное и т.д.; в ис­следованиях социальной сферы очень трудно придерживаться определенного направления, поэтому значительная часть ис­следований носит комплексный характер;

3) подготовка и обработка информации по прогнозной пробле­ме; соответствующая требованиям информация — одна из га­рантий достоверности прогноза, а значит, ключевой момент технологии социального прогнозирования;

4) выбор способа прогноза, одного из методов или совокупнос­ти методов в определенной последовательности, отвечающей требованию научности исследования;

5) собственно прогнозное исследование;

6) обработка результатов, анализ полученной информации при­менительно к проблеме исследования;

7) определение достоверности прогноза.

Возможность дать оценку проведенному прогнозному иссле­дованию предоставляется лишь по прошествии того отрезка вре­мени, на которое был рассчитан данный прогноз.

Таким образом, социальное прогнозирование с его техникой и технологией, математическим аппаратом является важным ин­струментом социальной сферы жизни, усиления ее научного по­тенциала и результативности.

3. Моделирование социальных отношений и структур

В социальном прогнозировании все большее распространение получает метод прогнозного моделирования социальных процес­сов. Все количественные технологии, использующиеся в прогно­зировании, по существу являются методами моделирования (от лат. modulus — мера, норма; от франц. models образец, прооб­раз) — одной из основных категорий теории познания, много­планового метода, предполагающего исследование реально суще­ствующих предметов, явлений, социальных процессов, органиче­ских и неорганических систем.

Моделирование как технология социального прогнозирова­ния — это исследование объектов различной природы на их ана­логах (моделях) на уровне структур, функций и результатов.

Цель моделирования — воспроизвести данные, оцениваю­щие натуральные нагрузки, ход работы объекта, а также исследо­вать его внутренние процессы. Потребность в моделировании воз­никает в том случае, когда исследование непосредственно самого объекта невозможно, затруднительно, слишком дорого или тре­бует слишком длительного времени— это как раз и относится к социальным объектам, представленным отдельными людьми, со­циальными группами, обществом в целом.

Моделирование — многофункциональное исследование, при­меняющееся для определения или уточнения характеристик суще­ствующих или вновь конструируемых объектов. Его основной на­учной задачей является воспроизводство модели на основании ее сходства с существующим объектом. Модель должна иметь сходст­во с оригиналом, но не быть его полным аналогом (это основное условие), так как в этом случае моделирование теряет смысл. Ос­новное отличие модели от оригинала — способность к гибкому про­гнозному изменению, не влияющему на исходные данные модели. Социальная модель может представлять собой математическое урав­нение, графическое отображение различных факторов, таблицы взаимозависимых признаков (событий, явлений) и т.д. В отличие от физической социальная модель не копирует изучаемый объект или явление, а преобразует значения одних признаков социального явления или процесса, выбранных в качестве независимых, в зна­чения других признаков, выбранных в качестве зависимых. Инфор­мационное значение социальной модели можно оценивать по сте­пени точности отображения (прогнозирования) изменений изучае­мых социальных процессов и явлений (зависимые признаки) при новых значениях независимых признаков (объективных условий).

Необходимо учитывать, что моделирование всегда применя­ется вместе с другими общенаучными и специальными методами, на основе междисциплинарного подхода, особенно когда оно ис­пользуется для исследования глобальных проблем, отличающихся многоплановостью, т.е. охватывающих, по существу, всю жизне­деятельность человека. Моделирование в таких случаях является многомодельным построением. Оно сохраняет свои сущностные характеристики при моделировании и более «узких» проблем со­циальной сферы: демографической ситуации в условиях рыноч­ных отношений (в отдельных конкретных регионах); динамики занятости; состояния образования, здравоохранения, сферы ус­луг, рынка жилья и т.д. — так как эти проблемы в сущности представляют собой сложные социальные компоненты.

Особая сложность моделирования социальных процессов в России в том, что значительная их часть не укладывается в рамки ранее разработанных схем и требует теоретического осмысления в соответствии с существующей социальной действительностью.

Моделирование социальных отношений и структур позволяет создать множество вариантов моделей, учитывающих влияние тех или иных социальных факторов (в их различных сочетаниях) на исследуемые процессы в социальной сфере. Основой и предметом такого моделирования является проблемная ситуация. Поэтому на начальном этапе необходимо определить наиболее значимую про­блему и цели ее исследования.

Любая проблемная ситуация обусловлена объективными и субъективными факторами. При этом к объективным факторам проблемной ситуации относятся противоречия между процессом развития и стремлением к стабилизации, между возникающими потребностями и способами их удовлетворения и т.д. Субъектив­ные факторы — это понимание значимости данной проблемной ситуации, целесообразность ее решения, мотивы и интересы лю­дей, заинтересованных в ее разрешении.

В качестве проблемных моделей могут быть рассмотрены уро­вень жизни пенсионеров (в ближайшие 5—10 лет); оценка состояния высшего образования и его тенденции; женщина и семья в условиях социальных реформ; моделирование духов­но-нравственного поведения личности в условиях рыночных отношений; компьютерная система в прогнозировании и мо­делировании здоровья населения в условиях экологической опасности; моделирование системы переквалификации работ­ников в условиях рыночных отношений; прогнозирование и моделирование экономики здравоохранения; профессиональ­ная модель социального работника; нравственная модель со­циального работника; моделирование экологии человека; уро­вень преступности и др.

Наиболее распространенными методами моделирования в со­циальной сфере являются разработка, анализ и исследование мо­дели проблемной ситуации, моделей нововведений (инновацион­ных моделей), эвристических моделей и специальных математи­ческих моделей.

В последнее время довольно широкое распространение полу­чили модели, создаваемые на ЭВМ. Основные их достоинства — универсальность, удобство построения, быстрота внесения новых информационных данных.

Вопросы

1. В чем заключаются сущность и содержание социальных инноваций?

2. Каковы принципы социально-инновационной деятельности?

3. Каково содержание социального прогнозирования?

4. Какие уровни социально-прогнозных технологий принято выде­лять?

5. Что такое социальное моделирование?

6. Какие уровни и технологии социального моделирования вы знаете?

Литература

1. Дудченко B.C. Инновационные технологии. — М., 1997.

2. Словарь-справочник по социальной работе. — М.: Юристь, 1997.

3. Социальное прогнозирование и моделирование. — М., 1995.

4. Энциклопедия по социальной работе: Пер. с англ. В 3 т. — М., 1994.

11